Также и другим войсковым 201 , чиновникам, в полках служащим, розданы ранговые деревни и прочие имения, кои их до того не имели, и содержа же чиновничества возвращалось в первобытное состояние, как за королей Ягеллонов устроено было. Возвращавшийся из Палестины, игумен Московского монастыря и иеромонах Суханов, путешествовавший туда, для поклонения в Иерусалим Гробу Господню и другими святым местам, посетили в сем же 1730 году Киев, где принимали его во всех монастырях с отличными почестями, а проживал он более в монастырях Печерском и Софийском. Поворотившись Суханов из Киева в Москву, изданным от себя путником, порицал многие замеченный им в Палестине и во всей Греции излишества в обрядах и служениях церковных и неблагочиние в обителях монастырских, якобы далече отстоящих от благочиний Русских и всех старых преданий и обрядов благочестивых христианских. А на Малороссийское духовенство особо доносил Святейшему Синоду, что оно совсем исказило веру старую Русскую и заразилось треклятою Латинщиной Римской, и что оно без угрызения совести крестит младенцев, не погружая, а обливая их водой, и не оплевывая притом всеми клиром сатаны и всех дел его. А в церквах, де, Малороссийских во время великого поста отправляются пять раз по пятницами Страсти Христовы, с полным трезвоном и Евангельским чтением, напевая по нотам римским или итальянским с приступкой от певцов старших, как бы на игрище. И что, наконец, все архиереи и архимандриты Малороссийские, да и сам митрополит тамошний, имеют на митрах своих кресты, уподобительные тем, каковы есть на коронах царей русских, и к ним они подбираются без ужаса и содрогания. Синод Святейший, приняв донос Суханова во всей важности, требовали от митрополита Киевского, Варлаама Ванатовича, строжайшего ответа и объяснения на все пункты доноса. И сей митрополит отвечал Синоду, что запросы Суханова есть самый бред мужичий, истязаний и прений, Богословских нестоящие, и есть они порождение бестолкового Мартына Мниха Армянского, в Великороссии нелепые толки свои и расколы посеявшего, а в Киеве за то осужденного и всенародно сожженного. А что касается до обрядов и правил церкви Малороссийской и ее духовенства, то суть они неизменны и неповреждены от самых времен введения сюда религии христианской греческого исповедания. Первее чрез Апостола Христова, Андрея, потом чрез княгиню Ольгу и князя Владимира киевского, и они во всем согласны и по днесь, со всеми иераршествами и народами греческого исповедания, кроме последователей Сухановых, кои сами не ведают, что творят. По сему ответу митрополит Ванатович тотчас сыскан в Петербурге, признан от Синода еретиком и возмутителем Церкви Российской, и лишенный всех достоинств и самого сана, сослан в вечную ссылку простым монахом, а на его место прислан в Киев митрополитом Рафаил Заборовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Здесь 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Иларион, по отречении от всего мирского, принял от преподобнейшего отца Илариона Левицкого, ректора академии и игумена того монастыря (Киево-братского), великое пострижение в мантию с именем Иоасаф, в честь св. Иоасафа, Царевича индийского, память которого празднуется Церковью 19 ноября. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен Киевским архиепископом Варлаамом Ванатовичем в сан иеродиакона. Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем, после чего в августе 1732 года будущий святитель, согласно распоряжению киевского архиепископа (впоследствии митрополита) Рафаила Заборовского, отправился собирать пожертвования по Малороссии на ремонт академических зданий. Уже в эти годы высокопреосвященный подвижник-аскет архиепископ Рафаил Заборовский, заметив в иеродиаконе Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха. Именно в это время будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Сверх этого с 1738 года иеромонах Иоасаф являлся членом Киевской духовной консистории. В эти годы смиренный иеромонах Иоасаф Горленко так же находился под покровительством архиепископа Рафаила Заборовского, который видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители. 32-х летний молодой иеромонах Иоасаф, принял почетное назначение с несказанным смирением. Лишь предаваясь Божиему смотрению и воле архипастырской, он по крайнему своему нежеланию принял данный пост игуменства. Жизнь и деятельность игумена Иоасафа в Лубенском Преображенском монастыре была сложна и многотрудна.

http://pravoslavie.ru/1926.html

К сожалению, самому Стефану Яворскому так и не довелось при жизни увидеть свое детище изданным. Книга была завершена в 1718 году, однако при Петре I не была напечатана, так как она ярко и убедительно опровергала положения протестантизма, которыми дорожил Петр. Первый раз «Камень» вышел в Москве в 1728 году с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Преосвященного Феофилакта Лопатинского, Архиепископа Тверского, и под его наблюдением, и сразу стал заметным событием в жизни общества. Первое издание имело огромный успех. Напечатанное в количестве 1200 экземпляров, оно быстро разошлось. Однако распространение книги было запрещено, и оставшиеся в типографии экземпляры опечатаны. «Камень» был переведен на латинский и польский языки и приобрел широкую известность и на Западе. Протестанты на Западе и в России тотчас же по выходе книги начали полемику против нее. В России вышел злостный памфлет на «Камень веры» под названием «Молоток на камень веры». Появились работы и в защиту Яворского, в частности, сочинение Архиепископа Феофилакта, издателя «Камня», под названием «Апокризис, или Ответ на писание ответное Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу «Камень веры " ». Всего же книга выдержала три издания и была издана также в 1730 г. в Киеве и 1749 г. в Москве. Все издания печатались на церковнославянском языке. За издание «Камня веры» Архиепископом Феофилактом последнего пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным Архиерейского сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевского Митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь. Таким образом, в царствование императрицы Анны Иоанновны, а затем Екатерины Второй отступление от Православной веры продолжалось. При Екатерине Второй горячо выступил в защиту Православия и произведения Яворского Арсений, Митрополит Ростовский. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против «Камня веры» и дополнил сочинение исповедника Архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. Митрополит Арсений был достойным преемником св. Димитрия Ростовского , которого глубоко чтил и любил, и бесстрашно выступал против отнятия церковного имущества. По приказанию Екатерины II Синод присудил Митрополита Арсения к лишению Архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду. Всем участвовавшим в его расстрижении он сделал предсказания о трагической кончине, которые в точности и исполнились. Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одев его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником, Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. В Ревельском каземате на стене тюрьмы он начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мощи святителя Афанасия неоднократно были переносимы с ме­ста на место по случаю построения или обновления храма Лубенского, где они почивают. Когда в 1684 году благочестивый гетман войска Запорожского обоих берегов Днепра, Иоанн Самойлович, приступил, по просьбе Лубенского игумена Макария, к закладке нового велико­лепного собора Преображения Господня, то мощи святителя перенесе­ны были под колокольню, в малую церковь великомученика Георгия, и там оставались до освящения собора в мае 1692 года. Митрополит Киевский Варлаам Ясинский, которого церковная область зависела уже не от вселенских патриархов, а прямо от патриарха Всероссийского, сам освящал церковь и с великим торжеством перенес в нее нетленные мощи сидящего святителя, поставив их под аркою с правой стороны. Когда же нечаянно упали своды сего храма в 1728 году, то, по благо­словению другого ВарлаамаВанатовича – также митрополита Киев­ского, опять коснулись святых мощей и перенесли в деревянную цер­ковь Архангела Михаила, что над святыми вратами, и опять во времястрашного пожара, бывшего в 1736 году, ради безопасности перенесли мощи святителя из деревянной в каменную трапезную церковь Благо­вещения, где они оставались до совершенного обновления соборного храма в 1743 году. Тогда митрополит Киевский Тимофей, бывший впоследствии Московским, торжественно перенес их, августа в 26-й день, и поставил с левой стороны, позади клироса, у столба, против чудотворной иконы Лубенской Божией Матери, которая находится у правого столба. Был еще пожар в 1773 году, в самый день храмо­вого праздника, угрожавший совершенным истреблением обители. Испуганная братия вынесла мощи святителя уже без раки, на одном ковре, руками иерейскими, в ближайший сад с восточной стороны, и там оставались они два дня, при неумолкаемом пред ними чтении Святого Евангелия, с возожженными вокруг свечами и курящимся фимиамом, а на третий день, когда совершенно миновала опасность, игумен Паисий соборно внес их опять в храм, в уцелевшей их раке, которая впоследствии была заменена более драгоценною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ТОМ I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715) Иеромонах Даниил – первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» 33 и поставить им строителя, которого они сами выберут. Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» 34 . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» 35 . Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря 36 . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом – выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни. Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила 37 . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730) Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре 38 . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах» 39 , поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

6-го января 1724 г. он был рукоположен во иеродиакона архиепископом Киевским и Галицким Варлаамом Ванатовичем «в братской великой церкви святых богоявлений». В следующем году иеродиакон Иоасаф был назначен учителем низших классов академии, и это послушание проходил три года. В это время на кафедру киевскую, за невольным удалением с нее архиепископа Варлаама Ванатовича, вступил (с 13 апреля 1731 г.) Рафаил Заборовский, епископ Псковский и член Святейшего синода. 21 мая 1732 г. преподаватель синтаксимы иеродиакон Иоасаф «дедиковал диалог приветствовательный вшествием на престол киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому». Архиепископ (с июня 1742 г. митрополит) Киевский Рафаил начал отличать Иоасафа Горленко, как многообещающего инока. 12 августа 1732 г. архиепископом Рафаилом был выдан иеродиакону Иоасафу Горленку «открытый лист для испрошения пожертвований на улучшение заведенных в Киеве школ (Киево-Могилянских), 2061 поручение, несомненно, выходящее из ряда обычных послушаний. В 1733 г. он был назначен екклисиархом, Киево-Братского монастыря и в этой должности нес обязанности по хозяйственному управлению обителью. 2062 13 сентября —623— 1734 г. архиепископ Рафаил делает Иоасафа Горленко экзаменатором кевской епархии, 2063 а 8 ноября того же года рукополагает его во иерея «в великой церкви» Киевского Михайловского монастыря. 23 числа названного месяца он переводится на жительство из Братского монастыря в Киево-Софийский кафедральный дом. 2064 10 января 1735 г. иеромонах Иоасаф назначается членом киевской духовной консистории. Таковы сведения о святителе Иоасафе за этот киевский период его жизни. 2065 К сожалению, при своем отрывочном характере, они представляют ряд сухих хронологических дат, за которыми совершенно невидно личности святителя-подвижника. О внутренних нравственно религиозных переживаниях его за описанное время можно лишь отчасти судить по произведению «экзаменатора Иоасафа Горленка» «Брань честних седми добродетелей з седми грехами смертными, в человеце путинку так всегда, яко наипаче в дни святыя великия четыредесятницы, резидуючая, по чину седмиц ея имагниацею поэтического и рифмом описанная 1737 года апреля 9 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880; Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра I. Каз., 1883; Орловский П. И., прот. Исключение из титула митрополитов Киевских слов «митрополит всей Малой России»//Киевские ЕВ. 1894. 18. С. 546-552; он же. Материалы для биографии Киевского митр. Арсения (Могилянского)//ТКДА. 1894. 6. С. 280-323; 7. С. 479-485; 10. С. 301-322; он же. Сказание о блаженном Рафаиле, митр. Киевском. К., 1908; Маркевич Г. И. Выборное начало в духовенстве в древнерус. преимущественно юго-зап. Церкви до реформы Петра I. Полтава, 1905; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 2: Киевская митрополия-епархия в XVII-XVIII вв. 1-я пол. т.; он же. Киевская митрополия-епархия//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 596-655; Шпачинский Н. А., свящ. Киевский митр. Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770 гг.). К., 1907; он же. Общий взгляд на историю Киевской епархии в половине XVIII ст. К., 1907; Рыболовский А. П. Варлаам Ванатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России. К., 1908; Граевский И. С. Киевский митр. Тимофей (Щербацкий). К., 1912; Kpuжahibcьkuй О. П., Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Ykpaïhi. К., 1994. Кн. 3; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï Т. К., 1995. С. 35-270; Смолич. История РЦ. Т. 1; Власовський I. Ф. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви. К., 1998р. Т. 3: XVIII-XX ст.; Мордвинцев В. М. Государственные налоги и повинности монастырских крестьян Левобережной Украины в XVIII в. К., 1998; Когут З. . Kopihhя iдehmuчhocmu: Cmyдiï з ранньомодерноï та модерноï icmopiï Украïни. К., 2004; Яременко М. В. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; Прокоп " юк О. Б. Духовна kohcucmopiя в cucmeмi ynpabлihhя (1721-1786 рр.). К., 2008; она же. Кафедральний статус мон-ря Св. Coфiï у 1721-1786 рр.: Практична peaлiзaцiя//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2009.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Синоду Киево-Печерская Лавра поступила в ведение самого Синода. 922 Митрополит киевский Тимофей (Щербацкий) в 1751 г. (когда было восстановлено гетманство) задумал возвратить права прежних киевских митрополитов, возбудив дело о подчинении ему, по старым грамотам Киево-Межигорского монастыря и Переяславской епархии, качестве коадъюторства. Однако он не решался ставить этого вопроса относительно Киево-Печерской Лавры. Чтобы иметь больший успех, митрополит посылал в Петербург в Коллегию Иностранных Дел архимандрита Свято-Троицкого Густынского монастыря Пахомия. Митрополичий посланный объявил к Коллегии, что некоторые вольности и духовные нрава киевского митрополита, изображенные в прежних грамотах, «не в своей силе состоят». Прежде всего указано на то, что переяславскому епископу велено, после рукоположения в Киеве, быть в ведении Киевской митрополии. С учреждением Св. Синода, он вышел из ведения Киевского митрополита, почему неизвестно. Равным образом Киево-Межигорский монастырь, неизвестно почему, исключен из ведомства Киевской митрополии. Далее, по жалованным грамотам из Киевской митрополии челобитные от духовных чинов не подавались в Москве и там никто не судился. Ныне, объявлял архим. Пахомий, не то. В Св. Синода стали приниматься апелляции на решения киевского митрополита и производились суды. Коллегия Иностранных Дел 18 марта 1752 года потребовала от Св. Синода объяснения, по какой причине и на основании каких указов все это произошло; почему Варлаам (Ванатович), митр. Рафаил (Заборовский) и Тимофей (Щербацкий) не получили подтвердительных грамот на прежние права своих предшественников, по Киевской кафедре. Между тем митр. Тимофей (Щербацкий) просил сочинить ему такую грамоту. В своем ответе (5 июня 1753 г.) Св. Синод изложил всю историю постепенного освобождения переяславских архиереев из-под власти киевских митрополитов и архиепископов, указал также и то, как Межигорский монастырь превратился в ставропигию. Что касается права Св. Синода в апелляционном порядке принимать челобитья от духовных чинов Киевской митрополии и чинить суд по ним, то здесь Св. Синод сослался на Духовный Регламент, по которому он, Синод, соборное правительство... «с крайней всяких духовных дел управой». В ставленой грамоте самому митрополиту Тимофею (Щербацкому) он назван высшим учреждением, к которому можно апеллировать. 923

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Относительно заграничных православных приходских церквей, бывших или считавшихся в ведении киевского митрополита в XVII и первой половине XVIII в., можно сказать, что их в пределах польско-литовского государства было немного, они разбрасывались всему обширному пространству Западной Руси, представляя собой жалкие остатки некогда целых православных епархий – Пинской, Туровской и др. За долгие периоды униатских притеснений многие православные церкви и целые тысячи народа обращены в унию, вследствие чего православные церкви в польско-литовском государстве необыкновенно разредились. По донесению виленского старшего «исповедники православной веры порознь жили в околичных селах и городах и с числом их справиться было трудно». Даже сами киевские митрополиты долго не знали, где находились их заграничные приходские церкви. По крайней мере архиепископ Варлаам (Ванатович) в 1726 г. «о состоянии всей Киевской епархии был неизвестен». Только со временем, сравнительно поздно, постепенно выяснились состав и число заграничных приходских церквей, равно как установилось более или менее правильное отношение их к киевскому митрополиту. Многие церкви, находившиеся в пределах Переяславской (в правобережной Украине) и Белорусской (в Белоруссии и отчасти Литве) епархий из ведомства Киевского митрополита перешли в ведомство местных епископов. По мнению проф. Ф. И. Титова это могло произойти в период междуархиерейства в Киеве (1718 – 1720 гг.). Заграничные приходские церкви обыкновенно тянули к ближайшим монастырям. Мало того, даже сами монастыри являлись приходскими, хотя приходы (парохии) были далеко не при всех монастырях. При Виленском Св.-Духовском монастыре в половине XVIII в. не было особой парохии, но считалось до 70 человек православных обитателей. В то же время при Друйском монастыре «была весьма довольная парохия»; при Минском Петропавловском монастыре оставалось 20 дворов, а при Грозовском – 12 дворов. Однако эти парохии считались довольными. При Дрогичинских монастырях: Троицком – было 85 прихожан обоего пола, при Преображенском – 54 души; при Лебединском в с. Лебедине насчитывалось 1000 православных душ. Из Вевейского монастыря монахи расходились по окрестным городам за несколько миль от монастыря для исполнения треб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из всего сказанного, как необходимое следствие, вытекает все церковное убеждение, что как с одной стороны нетление тела не есть еще признак святости человека, так с другой стороны и для святости, т. е. для причтения к лику святых угодников Божиих, не требуется непременно открытия его мощей со всецелой их нетленностью. От многих угодников Божиих остались нетленными одни только кости. И почитаемые св. Церковью за мощи святые кости сии источали чудеса исцеления. «Святое тело (преподобного Нила Столбенского † 1554 г.) земле предадеся,–читаем в истории открытия мощей преподобного,– а мощи (т. е. кости) его целы все». И, как пишет о Мощах препод. Иосиф Волоколамский, «сия кости–персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшна, и слепых просвещают, и прокаженных, и расслабленных и всякие болезни уврачают» (Просвет. 7 сл.). «Воистину чудо преславно, яко кости наги источают исцеления» (митр. Даниил); «чудо преславно воистину: кости голы, сухи на всякия недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют» (Зиновий Отен.). Истинно слово Писания и всякого приятия достойно – «хранит Господь кости праведного» ( Пс. 33:21 ) и по смерти его они «пророчествуют» ( Сир. 48:14 – 15 ). И наоборот, в церковной истории известны некоторые нетленные (всецело) тела, которые однако ж не почитаются за мощи угодников Божиих. Так, в Лубенском монастыре почивает нетленное тело Констаптипопольского патриарха Афанасия, умершего (5 Апр. 1644 г.) в России (История Иерарх. V, 25), в Киево-Печерской лавре почивает нетленное тело митр. Тобольского Игнатия, умершого 4 ноября 1770 года (Филарет. Обзор Литерат. кн. 2. § 52). В 1724 году от 23 ноября, Киевский архиерей Варлаам Ванатович в донесении своем св. синоду писал, что в Киевских городках Готве и Сорочинцах при рытии могил, для погребения покойников, найдены были два неистлевших женских тела, которые он сам лично видел и которые нетленны и целы. «Якоже и необычно есть видети нетленные мощи, но понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось», то они и не были почтены поклонением, которое воздается мощам святых 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010