Павел Михайлович Строев (1796-1876) I. Епархия киевская Киевская митрополия обратилась в епархию в 1685 г. Первая из первоклассных. I. Митрополиты Киевские, Галицкие и всей Малой России 1.       Гедеон Святополк , кн. Четвертенский, хирот. в Москве 8 нояб. 1685, из еписк. Луцких; † 5 апр. 1690. 2.       Варлаам Ясинский хирот. 31 авг. 1690, из архим. Киево-Печерских; † 22 авг. 1707. Погребён в Киевской Лавре. 3.       Иоасаф Кроковский хирот. 15 авг. 1708, из архим. Киево-Печерских: † 1 июля 1718, на пути в С.-Петербург. 4.       Варлаам Ванатович , архиеп., хирот. 14 мая 1722, из архим. Тихвинских; 20 нояб. 1730 лишён сана и сослан на Белоозеро; в 1741 возвращён; † 1751 в Тихвинском мнтре, на покое. 5.       Рафаил Заборовский 13 апр. 1731 перев. из Пскова архиепископов; 16 июня 1743 пожалован в митр.; † 22 окт. 1747. Погребён в Киево-Софийском соборе. 6.       Тимофей Щербацкий хирот. 10 мар. 1748, из архим. Киево-Печерских, а 22 окт. 1757 перев. в Москву. 7.       Арсений Могилянский , бывший архиеп. Переяславльский, назначен 22 окт. 1757; указом 2 апр. 1767 запрещено именоваться «и Малыя России»; † 8 июня 1770. Погребён в Киево-Софийском соборе. II. Митрополиты Киевские и Галицкие 8.       Гавриил Кременецкий 22 сент. 1770 перев. из архиеп. С.-Петербургских; † 8 авг. 1783. 9.       Самуил Миславский 22 сент. 1783 перев. из Ростова; 10 апр. 1786 прибавлено: «архим. Киево-Печерской Лавры»; † 5 янв. 1796. 10.       Иерофей Малицкий 1 апр. 1796 перев. из Чернигова; † 2 сент. 1799. 11.       Гавриил Банулеско (Бодони) 29 сент. 1799 перев. из Екатеринославля, а 21 авг. 1803 уволен на покой в Одессу. С 21 авг. 1813 митр. Кишинёвский. 12.       Серапион Александровский 11 дек. 1803 перев. из Казани; 24 янв. 1822 уволен на покой; † 14 сент. 1824. 13.       Евгений Болховитинов 24 янв. 1822 перев. из Пскова; † 23 февр. 1837. 14.       Филарет Амфитеатров 18 апр. 1837 перев. из Ярославля. С 1841 схимонах Феодосий; † 21 дек. 1857. 15.       Исидор Никольский , из экзархов Грузии, перев. 1 мар 1858, а 1 июля 1860 перев. в Новгород и С.-Петербург. 16.       Арсений Москвин 1 июля 1860 перев. из Варшавы. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И то он, архимандрит Пахомий, уповательно, за несовершенным знанием грамот, упомянутых в сказке его, преосвященным митрополитом киевским данних, и достоверно не исправлясь, тоею своею сказкою, якобы лавра киевская и епархия Черниговская под властию и послушанием митрополитов Киевских – Варлаама Ясинского и Иоасафа Кроковского, також и типографии тамошние в ведоме означенних митрополитов состояли (чего доказать ничим не может), показал погрешительно и прибавил сверх написанного в данных упомянутым митрополитам грамотах вышеписанные речи вымышленно. Хотя ж Киево-Печерская лавра в 7194 году Киевскому митрополиту Гедеону Четвертинскому, за незнанием имеющихся в той лавре древних, на ставропигию жалованных грамот, под власть и послушание жалованной ему, митрополиту, тогда грамотой, в коей и печатание книг имеет написано, определена была, однако оная лавра в полтора года после того паки по челобитью Киево-Печерской лавры архимандрита Варлаама Ясенского с братией, и по объявлению вишенапомяненных ставропигиальных грамот, а именно в 7196 году жалованной ж в ту лавру на ставропигию грамотой с-под власти и послушания означенного митрополита со всеми ее пределы освобождена, и типография для печатания книг при оной Лавре сильно утверждена 186 . Написано ж в вишеозначенной грамоте ему, митрополиту, печатание книг иметь по той причине, что Киево-Печерская лавра и епархия Черниговская, с типографиями в них имеющимися тогда, под его власть и послушание подчинены были. От упомянутого же скорого, как выше сего изъяснено, оной лавры по прежнему ставропигией утверждения доселе, по вышереченной и подтвердительным вседражайшего вашего императорского величества Родителя, высокославной и вечно бессмертной памяти государя императора Петра Великого 1720 187 , блаженние и вечно достойные памяти государя императора Петра второго 1728 и вашего императорского величества 1742 годов в Киево-Печерскую лавру данным грамотам, оная типография под властью оной лавры имеется и, тщанием рачительним тоя ж лавры властей, во всякой исправности находится, и не токмо Киевскую, но и протчия епархии, по востребованиям, також и заграничних благочестивых людей всякими церковными книгами без скудости довольствует, что видя, бывшие по митрополиту Гедеону киевские митрополиты – Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский, Рафаил Заборовский и архиепископ Варлаам Ванатович чрез все свое на той митрополии житие, яко в церковних книгах никакой скудости киевской епархии не имеется, о устроении особой типографии не просили; якоже и нине преосвященному Тимофею, митрополиту Киевскому, в типографии особой никакой нужды нет, потому что епархия киевская книгами, в Киево-Печерской типографии печатаемими, без малейшей скудости довольствуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Таким образом, утверждение об основании Глинской пустыни в XVII веке необоснованно. Вероятно, это мнение сформировалось благодаря приведенным выше словам игумена Моисея из его прошения 1729 года. Подтверждая свое право на владение Глинской пустынью, вместе с прошением он представил в Св. Синод подлинные крепости 224 1685, 1692 и 1693 годов и подчеркивал, что от Молченского монастыря Глинская пустынь не была отрешена, а передана в ведение Киевского митрополита без указа. Св. Синод определил Киевскому архиерею Варлааму Ванатовичу также прислать в Синод грамоты, на основании которых Глинская пустынь находилась в ведении его епархии. В конце марта 1730 года от архиепископа Варлаама Ванатовича поступили доношение и копии с пяти различных документов. Первая копия – с письма братии Глинской пустыни Киевскому архиепископу в ответ на его запрос о грамотах, по которым обитель находилась в Киевской епархии 225 . Вторая и третья копии – с выписей, данных Путивльскому Молченскому монастырю на владение Глинским ухожьем в 1685 226 и 1693 годах 227 соответственно. Четвертая копия – с писания Киевского митрополита Варлаама Ясинского от 31 августа 1706 года. Митрополит писал, что 8 апреля 1706 года он получил царский указ, по которому церкви волостей, принадлежащих И. С. Мазепе (Крупецкой, Амоновской, Ивановской), переданы в ведение Киевской епархии и «поручены в досмотр» игумену Глуховского Петропавловского монастыря Мелетию Трофимовичу 228 . Пятая копия – с универсала 1706 года гетмана Мазепы, в котором он повелевал всем священникам, диаконам и причетникам принадлежащих ему волостей, в том числе и Крупецкой, быть в повиновении у Киевского митрополита 229 . Среди этих документов наибольший интерес представляет письмо иноков Глинской пустыни. В нем сказано, что все крепости и грамоты, которые были в обители и могли бы подтвердить подчиненность Глинской пустыни Киевской митрополии, в июле 1724 года самовольно взял из Глинской пустыни в свой монастырь игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Он стал щедрым благотворителем монастыря и был назван Глинскими иноками первым ктитором пустыни 191 . Известный святостью жизни Глинский настоятель Филарет (Данилевский) в 1837 году в «Высочайше подносимой записке о наделении Глинской пустыни землею из казенных участков» писал: «Генералиссимус Князь Александр Данилович Меншиков, получив в… 1708 году… Крупецкую волость, снабдил сию пустынь землею (по описи 1764 года обитель имела почти 5000 гектаров земли, полученной от Меншикова в вечное владение. – А. И.) 192 . Пустынь, владея оною землею, дозволяла селиться на ней пришельцам из разных мест на условии, дабы сии поселенцы услуживали ей за то послушанием в направлении различных работ, от чего впоследствии времени основалась и самая деревня под названием Шутовки, – Сучкино тож, – не принадлежа, впрочем, пустыни ни по какому вотчинному праву» 193 . Таким образом, особенностью Глинской пустыни было то, что, обладая обширным землевладением, она не имела в отличие от других монастырей подданных монастырских крестьян. Кроме того, князь А. Д. Меншиков на свои средства обновил ветхие здания обители 194 и построил в ней храм Вознесения Господня. Так, в начале XVIII века по милости Божией Матери укрепилось материальное благосостояние обители. Глинская пустынь владела многими землями, имела богатое монастырское хозяйство, в ней подвизалось множество иноков. В донесении 1730 года Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича в Св. Синод сказано, что Глинская пустынь, благодаря дару «князя Меншикова, стала обширнейшая, тогда Преосвященный митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский повелел ей не до игумена Петропавловского, но до кафедры Киевской належать» 195 . Сам митрополит Иоасаф Кроковский в своем донесении 1715 года в Св. Синод сообщает, что после кончины Киевского митрополита Варлаама Ясинского, последовавшей в 1707 году 196 , и до 1715 года Глинская пустынь «под властию Киевской Митрополии не была» 197 , а состояла «в досмотре Комендантов Ивановских» 198 . Вероятно, здесь имеются в виду коменданты Ивановской Протопопии 199 , находившейся в то время в центре Рыльского уезда и до измены гетмана Мазепы принадлежавшей к его владениям 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Н. Самойлов уделяет этому богатому событиями времени лишь одну страницу 179 , автор книги «Софрониева и Глинская пустыни» – еще меньше 180 . Более подробно описывает указанный период архимандрит Анатолий (Ключаров). Но в своем исследовании он использовал лишь один документ – «Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему Молченскому монастырю Глинскую пустынь со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою» (1729 г.). Поэтому его анализ отличается неполнотой, а иногда и неточностями. Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) лишь кратко повторяет (на с. 23–25) анализ архимандрита Анатолия. Более подробные сведения об истории Глинской пустыни в XVIII веке содержатся в архивных документах того периода, которые нам удалось обнаружить в ЦГИА СССР и ЦГАДА СССР. В начале XVIII века Глинская пустынь по-прежнему была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю. Но затем получила относительную самостоятельность благодаря тому, что 13 декабря 1703 г. император Петр I пожаловал Крупецкую волость со всеми землями, лесами, селами и деревнями украинскому гетману И. С. Мазепе 181 . Преследуя свои политические цели (гетман стремился отделить Украину от России), Мазепа в том же 1703 г. передал Крупецкую волость, а вместе с ней и Глинскую пустынь со всеми угодьями в ведение Киевской епархии 182 , хотя Глинская пустынь и не была отделена указом от Путивльского монастыря. В донесении Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, направленном в Св. Синод в 1730 году, сказано: «Мазепа, видя церковь пусту с давних лет стоящу… испросил у Преосвященнейшего митрополита Киевского Варлаама Ясинского благословение собраться на том пустом месте» 183 монахам, и с того времени обитель Глинская была «поручена в досмотр и правление Петропавловского Глуховского монастыря игумену Мелетию Трофимовичу 184 ближайшего ради расстоянья» 185 . Сказанное в донесении о будто бы пустой Глинской церкви, стоящей на пустом месте, совершенно неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Посем снимают с него одежды внешняя священническия, поюще стихиру сию глас ( в ) (2): Днесь ученик Христов отчуждается чести Его и благодати: возлюби бо паче служения Ему рабо-тати беззаконником; тем же ныне, яко недостоин, от святилища отвержен бывает. Сего ради вси со умилением Христу возопием: пощади нас, Владыко, пощади, во чистоте же и правде служити Тебе нас сподоби, яко Един благ и Человеколюбец. Таж одевают его в одежды мирския, глаголющи: да облечешися во срам, и да одеждешися, яко одеждою, студом своим. Сия вся содеявши, сядет паки Святитель на месце своем во вратех царских и, держа жезл в руце десной, сице глаголет: понеже не достоин явился еси степени пресвитерскаго, ни предстояти жертвеннику Божию, ниже священнодействовати слова его истины, и приносити Ему дары же и жертвы и ино что священнодействовати можеши к тому, вин ради нанесенных на тя лукавством твоим, сего ради аз властию от Христа Бога мне данною, яко неключимаго тя раба, от святаго престола и алтаря Господня отлучаю, отметаю и до конца сим жезлом пастырским вовеки отреваю. И се доглаголя, отринет его жезлом от Царских врат. И абие востав, царския врата затворяет и изложив с себя одежду, отходит восвояси». Миряне, присутствовавшие при совершении этого чина, останавливали свое наблюдение и внимание, главным образом, на острижке длинных волос на голове извергаемых из священства и потому последних стали называть и теперь называют расстригами. В настоящее время лишение священства совершается без всякого церемониала и совершается не в храмах Божиих, а в присутствии духовных пастырей, где секретарь консистории, при собрании членов ее, читает синодальный указ лишаемому священства о снятии с него пресвитерского сана, и затем берется от него подписка впредь не именоваться священником, не носить священнической одежды и не совершать никаких церковных священнодействий. В нашей православной церкви совершается не только извержение законопреступных пресвитеров, но бывали, хотя и редкие случаи, что и архиереи наши извергались из святительского сана. Так, в царствование Алексея Михайловича лишен был святительского сана патриарх Никон ; в царствование императрицы Анны Иоанновны – архиепископ Варлаам Ванатович; при императрице Екатерине II – митрополит Арсений Мациевич, а при императоре Александре I – архиепископ могилевский Варлаам Шишацкий. Так как в наших архиерейских Чиновниках, ни рукописных, ни печатных, не было особого чина, по которому надлежало совершать извержение из святительского сана, то таковому извержению предшествовало составление собором наших архипастырей церемониала для совершения этого крайне прискорбного акта. В настоящей статье мы опишем причины и церемониал извержения последних двух из упомянутых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (ставропигиальная УПЦ), находится в с. Сосновка Глуховского р-на Сумской обл. (Украина). Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в. Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в. По преданию, зафиксированному в 1-й пол. XIX в. прп. Филаретом (Данилевским) (Ист. описание Глинской Богородицкой пуст. СПб., 1835), Г. п. основана на месте явления в 1-й пол. XVI в. местным пчельникам на сосне чудотворной Глинской Рождества Пресв. Богородицы иконы . Вскоре, вероятно, насельниками Молченской Софрониевой пуст. была построена часовня. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил на месте явления иконы деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, в XVII в. при храме селились пустынники, в т. ч. постриженики путивльского Молченского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , к-рый, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой вол. 1685 г. (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Путивльской обители на земли Глинского ухожья Севского у. Крупецкой вол. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игум. Феодосию иеромонахи путивльского Молченского мон-ря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской ц. XVIII в. Когда 13 дек. 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую вол. гетману И. С. Мазепе , Г. п. отошла Киевской митрополии. Ок. 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому мон-рю Глуховского у. Черниговской губ., а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, к-рый стал благотворителем обители. Он отдал Г. п. ок. 5 тыс. га земли, построил кельи и деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Г. п. благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 окт. 1731 г. Г. п. вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому мон-рю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной. Братия

http://pravenc.ru/text/165143.html

О вышеписанной киевской митрополии, чтоб ей не быть, точнаго указу не имеется, а имеется указ 1722 г. о произведении в ту епархию архим. Варлаама во архиепископа. Подписал регистратор Дмитрей Прокофьев. У канцеляриста Петра Лодыгина помянутого указу не имеется. Точно также точнаго указу о киевской митрополии, чтоб ей не быть, не оказалось у канцеляристов Стефана Яковлева, Николая Вырковля, Василия Заводина, Ивана Лурикова, Петра Васильева, Стефана Иванова, Михаила Беляева, Дементья Кортышева. На основании всего вышеописаннаго и был составлен из синодальной канцелярии в верховный тайный совет ответ в таком смысле, что-де точного указу о киевской митрополии, чтоб ей не быть, в делах св. синода не имеется, а имеется-де только указ 1722 г. о произведении в киевскую епархию тихвинского архимандрита Варлаама Ванатовича во архиепископы. Но получении сего ответа в последние три месяца 1729 г., как видно, никакого движения по делу о киевской митрополии в верх, тайном совете не последовало; а затем в январе 1730 г. умер Петр и наступило десятилетнее царствование Анны Иоановны, когда часто поднимался вопрос о лишении архиереев сана, но не время было думать и говорить об умножении чести архиерейству. Угасший было вопрос о возстановлении киевской митрополии снова вспыхнул ярким светом с воцарением императрицы Елисаветы. Благочестие ли самой императрицы или влияние её фаворита Алексея Гр. Разумовского подавало к тому добрые надежды, – как бы то ни было, но знатнейшие лица киевского духовенства подали Святейшему Правительствующему Синоду Доношение Понеже за пременением в кафедре киево-софийской митрополии епископи унеяти зарубежнии польской области тим титулом митрополит киевский, – на котораго когда оный спадет – гордятся, с немалою укоризною, посмеянием так Киеву как и всем благочестивим, сказуя: схизматики постереглися, сами нам гонору уступилы, еже-де не слушне себе того гонору узурпуют; да кроме того понеже многия благочестивия монастыре и церквы, обретаючияся в польской области, издревле принадлежат до метрополии киевской и тем именем себе защищают, имея на то некотория и писменныя привилегия с тем ясним изображением, что им надлежат до метрополии, а ныне за неимуществом той титли в киевской кафедре зарубежнии римляне и унияти проклятии с наруганием говорят: «что-де в Киеве митрополии нет, вам-де надобе належать до Лвова, где митрополит киевский имеется»: чего тамошним бедным благочестивым, как духовным так и мирским, не малая день от дне происходит укоризна, гонение и озлобление, как неоднократне начальники монастырей благочестивих зарубежних, приезжая в кафедру, объявляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

III. ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ от монастыря, бывшее в разные времена Государству деньгами, хлебом и воинскими снарядами, как видно из Государевых грамот 1638 года Октября 18, 1672 года Февраля 16, 1676 года Апреля 21 и 1701 года, данных монастырю сему. IV. ПРЕБЫВАНИЕ в этой обители знаменитейших Российских Духовных особ: 1) Патриарха Никона и 2) Архиепископа Киевского Варлаама Ванатовича. V. УЧРЕЖДЕНИЕ УЧИЛИЩА Духовного 1) в 1778 году, 2) в 1788 году, 3) в 1802 году и 4) по новому образованию в 1809 году приходского и уездного. VI. УЧРЕЖДЕНИЕ APXIMAHДPUU. О чём см. ниже. VII. УЧРЕЖДЕНИЕ при монастыре сем ГОРОДА из посада подмонастырского, единственно по причине удобности помещения присутственных мест в монастыре. VIII. При монастыре сем бывают также ежегодно ЯРМАРКИ, три дня продолжающиеся: 1) Июня 9 на память Преп. Кирилла; 2) Августа 15, и 3) Ноября 21. IX. Здесь ПОГРЕБЕНЫ многие знаменитые особы из Духовного и Светского звания, а именно, из Духовных 1) Афанасий, Архиепископ Полотский; 2) Косма, Архиепископ Казанский, 3) Алексий, Епископ Вологодский; 4) Кассиан Рязанский; 5) Матфей Крутицкий. Из Светских: 1) в церкви Св. Владимира Князья Воротынские; 2) Князья Телятевские; 3) Князья Палецкие; 4) Князья Кубенские; 5) Графы Шереметевы; 6) Князья Кемские; 7) Елецкие; 8) Прозоровские; 9) Сицкие; 10) Бояре Истленевы и 11) Квашнины. Этот монастырь богат был рукописями весьма любопытными, из коих ныне хранятся многие в Новгородской Софийской библиотеке, а прочие истребованы были: 1) в 1682 году в палату составления степенной книги; 2) в Святейший Синод; 3) в библиотеку Императорской Академии наук, а по свидетельству Г. Татищева есть и в Сенатской библиотеке рукопись, взятая из монастыря сего, в которой, де, он находил такие редкости, каких в других летописцах не нашёл. За сим предлагаются списки с посланий Преп. Кирилла к Князьям, духовная его грамота и послание Царя Ивана Васильевича к Кирилло-белоезерскому Игумену Косме, которые нигде ещё не напечатаны. I. Послание к Великому Князю Василию Димитриевичу

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4) на восточной линии по обеим сторонам входных ворот – две ЦЕРКВИ: а) по правую сторону – больничная тёплая во имя Двунадесяти Апостолов; в) по левую – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри этой последней – иконостас, святые образа и прочая церковная утварь, устроены иждивением Преосвященного Варлаама Ванатовича, Архиепископа Киевского, жившего в этом монастыре. Освящена же Настоятелем этого монастыря Архимандритом Леонидом в 1760 году; 5) во имя Святителя Николая Чудотворца, прежде состоявшая под сводами соборной церкви с западной стороны. Устроена была в память освобождения монастыря от Шведов, а в 1798 году перенесена на восточные ворота на ограде; 6) Тихвинской Божьей Матери на той же ограде над западными вратами, при входе в монастырь устроена в весьма хорошем вкусе усердием монахини Тавифы из фамилии дворян Тырковых, а освящена по благословению Преосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новгородского, Архимандритом этой обители Игнатием в 1790 году. II. КЕЛЬИ: 1) на северной стороне – двухэтажные, называемые попросту Архиерейскими, на 69 саженях, для приезда Преосвященных Епархиальных, в 1813 году обращены в братские. В этих кельях имели пребывание своё и Императорские Высочайшие Особы во время посещения ими этой обители, о чём имелись в них надписи на стенах; 2) на западной стороне между Вознесенской и Рождественской церквями, к югу – Настоятельские; 3) от Вознесенской церкви к северу, примыкающие к бывшим Архиерейским – братские; 4) от колокольни к востоку на южной стороне и по восточной от ворот к югу – духовное УЧИЛИЩЕ, заведённое в 1802 году Преосвященнейшим Амвросием, Митрополитом Новгородским, и в 1809 году по новому образованию открытое (см. ниже); близ оного – Архиерейские комнаты и духовное ПРАВЛЕНИЕ; 5) от восточных ворот к северу – БОЛЬНИЦА. Весь монастырь окружён довольной высоты, в окружности на 450 саженей, ОГРАДОЙ, в которой 1), 2) с западной и восточной сторон – ЦЕРКВИ, о которых выше упомянуто; 3) по углам – БАШНИ со шпицами; 4) с северной и южной сторон посредине ограды – БАШНИ такие же, со шпицами и позолоченными звёздами. Сторона западная сделана при Архимандритах Евфимии и Игнатии из монастырских доходов, восточная, северная и южная – на пожалованную Государем Императором ПАВЛОМ I и ныне благополучно Царствующим Государем Императором АЛЕКСАНДРОМ I сумму до 37.000 рублей, да из монастырской суммы в дополнение к этому употреблено более 20.000 рублей. В этой ограде по восточной стороне к юго-восточной угловой башне имеются ГОСТИНЫЕ комнаты, в которых помещаются приезжающие для поклонения Иконе Божьей Матери до 10 фамилий, пользуясь всем потребным от монастыря, а в другой, восточной, половине к северо-восточной угловой башне сделаны для поклажи казённой соли МАГАЗИНЫ. Вокруг всей ограды в верхнем этаже – крытые ГАЛЕРЕИ, по которым в учреждённое время бывают крестные ходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010