2101 Между тем оно в высшей степени вредно по отношению не к простому народу, ибо кто же не знает, что люди вольномысленные, усвояя его самой церкви, позволяют себе делать весьма невыгодные заключения о сей последней. У Греков вовсе не проповедуется учения, которое проповедуют у нас люди, имеющие ревность Божию не по разуму (и с учением этих людей мы должны были бы отвергнуть все то множество мощей древних Греческих святых, которые в виде костей и малых косточек находятся у нас в России и которые в самой Греции хранятся большими собраниями в таких местах, как напр. монастыри Афонские). 2104 См. Анании Федорова Собрание о граде Суждале во Временнике Общ. Ист. и Древн., кн. XXII, стр. 91. 2105 Ibid. В этом, конечно, смысле и о мощах преп. Нила Столбенского говорится в новейших описаниях Столбенского монастыря, что они обретены нетленными. 2111 Если бы это было так, то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако, этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые (не быв, подразумевается, прославлены чудотворениями) остаются не причтенными к лику святых, укажем, кроме других, не совсем достоверно нам известных, на Афанасия патриарха Константинопольского († 5-го Апреля 1654-го года), нетленное тело которого почивает в Лубенском Мгарском монастыре (Ист. Uep. V, 25 нач.) и на Павла Конюскевича, митрополита Тобольского († 4-го Ноября 1770-го года), нетленное тело которого почивает в Киевопечерской Лавре (Филарета Обзор литературы, кн. II, § 52). Что нетление тел без чудотворений не признается за доказательство святости усопших, укажем на один случай, представляющий собою свидетельство об этом, из синодального периода. В Киевских городках Готве и Сорочинцах при рытье могилы для погребения покойников найдены были два не сгнившие женские тела, которые стояли в церквах, – одно лет с десять, другое лет с пятнадцать. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович в донесении своем св. Синоду от 23-го Ноября 1724-го года писал, что оба тела сам видел, – что они действительно нетленны и целы, «якоже и обычно есть видети нетленныя мощи, но понеже ни единаго достовернаго свидетельства чудодействия их не обреталось», то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопать «честно» с обычною литиею, «ибо простой народ, наипаче же Малороссийский, такия являющияся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша»…, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1729 г. при поддержке коронного хорунжего Яблоновского василиане заняли Лысянский Троицкий муж. мон-рь под предлогом того, что в нем проживали «бунтовщики». В 1724 г., при жизни еп. Кирилла (Шумлянского), имела место попытка создания «епископства Чигиринского и Украинского» в пределах Польской Украины беглым игум. Скельского монастыря Епифанием (Ревуцким), использовавшим для этой цели поддельные документы от имени Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича). Введенный Епифанием в заблуждение, Ясский митр. Георгий 22 июля 1724 г. хиротонисал его во «епископа Чигиринского и Украинского», и Епифаний служил несколько месяцев в мест. Лысянка, рукополагая священников, но его изгнали униаты. В Киеве за использование подложных грамот Епифаний был арестован, впоследствии стал старообрядческим епископом на Ветке. Сменивший еп. Кирилла в 1727 г. на Переяславской кафедре еп. Иоаким (Струков) расследовал дело о злоупотреблениях покойного архиерея, связанных, в частности, с продажей им частным лицам части имений Киево-Печерского монастыря в Речи Посполитой. Вероятно, Иоаким как Переяславский епископ также управлял приходами Киевской митрополии и имениями Киево-Печерского монастыря на Правобережной Украине. В 1726 г. Переяславское вик-ство было преобразовано в коадъюторство с большей степенью самостоятельности. Правобережные мон-ри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита. В 1733 г. Переяславское коадъюторство было преобразовано в Переяславскую и Бориспольскую епархию. Духовенство заграничных приходов и мон-рей К. е. с тех пор обращалось по духовным делам в основном к Киевскому митрополиту, в отдельных случаях - к Переяславскому епископу. Так продолжалось до 70-х гг. XVIII в., когда приходы Правобережной Украины полностью перешли в ведение епископа Переяславского и Бориспольского и его наместника на Правобережье. В 30-50-х гг. XVIII в. шло массовое присоединение правосл. приходов к униат. Церкви. В 1734 г. в унию перешел настоятель Георгиевского собора в мест.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

До кон. XVIII в. в К. е. действовал принцип выборности священнослужителей общиной, особую роль играло мнение владельцев населенных пунктов, где находились храмы, кроме того, сильной была традиция наследования церковных мест. Киевскому митрополиту часто оставалось только рукоположение избранного кандидата. Зафиксировано много примеров, когда при занятии церковного места прихожане отдавали предпочтение малограмотному кандидату перед более образованным ставленником, рекомендованным епархиальными властями. Попытки епархиальных властей в XVIII в. повысить уровень образования духовенства обычно не достигали цели. Традиционно приходская община содержала священнослужителей. Изменения последовали после указа 1778 г., к-рым для каждого прихода было определено денежное содержание. Еще одним указом регулировалось число священно- и церковнослужителей в приходе. На протяжении XVIII в. власти возлагали на приходское духовенство новые обязанности. Ряд синодальных указов был направлен на усиление контроля над исповедью прихожан, от священников требовалась активная проповедническая деятельность и т. д. Ист.: Климов Н. Ф., свящ. Постановления по делам правосл. Церкви и духовенства в царствование имп. Екатерины II. СПб., 1902. Вып. 1; ПСЗ. Т. 6, 7, 9-11, 16-20. Лит.: Крыжановский Е. М. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. 3. С. 267-315; он же. Очерки быта южнорус. сельского духовенства в XVIII в.//Собр. соч.: В 2 т. К., 1890. Т. 1. С. 391-439; Антонович В. Б. Очерк состояния Правосл. Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). К., 1871; Корольков К. Арсений (Могилянский), митр. Киевский, и его заботы об улучшении проповеднического дела (во 2-й пол. XVIII в.)//Киевские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 12. С. 405-414; 19. С. 642-651; Рождественский Ф. Самуил Миславский, митр. Киевский//ТКДА. 1876. 3. С. 510-563; 11. С. 505-536; 1877. 4. С. 3-39; 5. С. 301-359; 6. С. 529-577; Терновский Ф. А. Очерки из истории Киевской епархии в XVIII ст., на основании док-тов Синодального архива. К., 1879; Знаменский И.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ясно, что под мощами в данном случае разумелись кости. В 1667 году были открыты мощи препод. Нила Столбенского (скончался 7 декабря 1554 г.), о чём было доносимо митрополиту Новгородскому Питириму: «гроб и тело его (Нила) святое земле предадеся, а мощи его святые целы все». 25 Опять под мощами разумеются одни лишь кости. Из этого последнего свидетельства ясно также, что, разумея под мощами собственно кости, наши предки не проповедовали, будто мощи святых суть всегда и непременно целые не истлевшие тела. Препод. Иосиф Волоцкий в своём Просветителе пишет о мощах: «Сиа кости персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшна, и слепых просвещают, и прокаженных и расслабленных и всякия болезни уврачают». 26 Митр. Даниил в одном своём слове пишет о мощах: «воистину чудо преславно, яко кости нагы источают исцеления». 27 Зиновий Отенский в «Истины показании» пишет о мощах: «чудо преславно воистину: кости голы сухи на всякия недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют» 28 . Итак, и само слово, и отзывы авторитетных даже и для старообрядцев лиц показывают, что под мощами не необходимо разуметь непременно целые, не истлевшие тела: мощами почитались в древности и сухие кости святых Угодников Божиих, если были другие резонные данные к признанию их за мощи. А отсюда, как необходимое следствие, вытекает то положение, что как с одной стороны нетление тела не есть ещё признак святости человека, так с другой стороны и для святости, т. е. для причтения умершего к лику святых Угодников Божиих, не требуется непременно открытия его мощей со всецелой их нетленностью. И, действительно, в церковной истории известны некоторые нетленные (всецело) тела, которые однако-ж не почитаются за нощи Угодников Божиих. Так в Дубенском монастыре почивает нетленное тело Константинопольского патриарха Афанасия, умершего (5 апр. 1654 г.) в России; 29 в Киево-Печерской лавре почивает нетленное тело митр. Тобольского Игнатия (умершего 4 ноября 1770 г.). 30 В 1724 г. от 23 ноября Киевский архиеп. Варлаам Ванатович в донесении своём Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А для вящшего утверждения ему, Богомольцу нашему, и вечного вышеписанными маетностьми со всеми к ним принадлежностями и доходами к Кафедре Митрополитанской Киевской владения, сию нашу Царского Величества жалованную Грамоту нашею Царского Величества печатью утвердить повелели. Дана сия наша Великого Государя, нашего Царского Величества, жалованная Грамота в нашем Царствующем велицем граде Москве лета от Рождества Христова Спасителя нашего 1710, месяца Генваря 29 дня, Государствования нашего 28 году. УКАЗ его Величества Императора и Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, в Киевскую Консисторию: в нынешнем 1722 году Генваря в 21 день, Всепресветлейший, Державнейший Петр Великий, Император и Самодержец Всероссийский указал, на вдовствующий Киевский Престол рукоположить во Архиепископа избранного Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом из Новгородской Епархии Тихвина монастыря Архимандрита Варлаама Ванатовича, которой прешедшего Мая 14 числа по оному Его Императорского Величества Именному Указу и по согласному Святейшего Правительствующего Синода избранию и благословению в Великом граде Москве, в первенствующей Соборной Церкви Успения Пресвятыя Богородицы, того ж Святейшего Правительствующего Синода Вицепрезидентом Преосвященным Феофаном, Архиепископом Псковским и Нарвским, с прочими присутствовавшими тамо тогда Архиереи, правильно по-подобающему во Архиепископа и рукоположен, и на степень Киевского Архиерейства возведен, и как при наречении и возведении отитлован, так и ныне титулуется, и в прочее Престолоправительства его время титуловаться, определен Преосвященным Архиепископом Киевским и Галицким, и о том рукоположении и возведении дается ему от Святейшего Правительствующего Синода свидетельствующая Архиерейство его и утверждающая врученную ему власть Грамота. А понеже такая Грамота за ожиданием собственной его Императорского Величества аппробации ныне не дана; того ради по Его Императорского Величества Указ и по согласному Святейшего Правительствующего Синода приговору, сего Июня в 11 числе рукоподписанному, велено о вышеобъявленном послать из Святейшего Синода в Киевскую Консисторию его Императорского Величества Указ в такой силе, дабы в Киевской Епархии распубликовано было в некоснительном времени, чтоб все, как Духовные, так и светские всякого звания люди о его Архиерействе были сведомы, и во всем ему, яко правильному той Епархии Престолоправителю и собственному своему Архиерею должный респект и послушание отдавали без всякого прекословия и преслушания; и по получении сего его Императорского Величества Указа, Киевской Консистории вышеобъявленное ведать и во всей Киевской Епархии всем, как Духовным, так и светским всякого звания людем в некоснительном времени распубликовать, дабы всяк о оном Преосвященном Варлааме Архиепископе Киевском и Галицком ведал, и вышеозначенную о надлежащем его Преосвященству респекте и послушании должность незабытно памятовал, и неведением никто б извиняться не дерзал.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   В книге «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) сказано, что иеромонах Пахомий ездил в Киев разведывать: «по яким крепостям оная пустынь до Катедры (кафедры. — А.И.) Киевской приписана». Но это лишь было ему велено в указе от Варлаама (Ванатовича) , сведений же о том, что он действительно ездил в Киев, не сохранилось. Литература    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 86—87.    Анатолий (Ключарев), архимандрит. Материалы для истории Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1886. (Приложения). С. 64. Архивные документы    Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25—25об., 93об. ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1764—1767)     Впервые упоминание о настоятеле Глинской пустыни Арсении встречается в описи Глинской пустыни 1764 г. По данным этой описи, в Глинской пустыни в 1764 г. было 23 насельника: строитель монах Арсений, 2 иеромонаха, 5 монахов и 15 послушников. Отец Арсений был одновременно экономом архиерейского дома епископа Севского Тихона. Известно, что в 1766 г. строитель Арсений был уже иеромонахом. Он управлял Глинской пустынью до 1767 г. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 10.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 87.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649. Архивные документы    Опись, учиненная имеющейся в Севском уезде Крупецкой волости приписной к Путивльскому Молченскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни//ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154. ИЕРОМОНАХ СЕБАСТИАН, НАСТОЯТЕЛЬ (1767—1768)     Иеромонах Севастиан был определен настоятелем Глинской пустыни в 1767 году. Этот подвижник не более одного года сочетал свою духовносозерцательную жизнь с попечением о жизни обители. В 1768 году он удалился на безмолвие в Площанскую пустынь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Тогдашний префект Киевской академии Георгий Конисский (бывший после Могилевским архиепископом) говорил ему из текста Uoah. V, 35 бе светильник горя и светя, надгробное слово, в коем трогательно описал его добродетели. При нем, как и при его предместнике Преосвященном Варлааме Ванатовиче, продолжались такие же утеснения от католиков и униатов православным в Литве и Белоруссии, какие были и прежде. Белорусские епископы, тогда принадлежавшие уже непосредственному ведению Св. Синода, беспрестанно посылали жалобы в Св. Синод и в кабинет на литовское духовенство, остававшееся еще под ведением Киевских архиереев, просило их защиты. В 1732 г. по жалобе настоятеля Виленского Святодухова монастыря Амвросия Юшкевича (бывшего наконец Новогородским архиепископом), в 1733 г. по жалобе Слуцкого архимандрита Иосифа Оранского, а в 1743 г. Минского братства, представлял Преосвященный Рафаил Св. Синоду о защите их. Кроме того сами настоятели прямо от себя писали часто жалобы в Св. Синод и от оного, по докладу императрицы, предписываемо было Российскому резиденту в Варшаве ходатайствовать за них, но не было успеха. Гонения, насилия и мучения продолжались по-прежнему, и нельзя читать описания оных без содрогания 195 . 60 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, родился в местечке Триполье при Днепре в 1698 г. и при крещении наименован Тихоном. Отец его был греко-российского исповедания мещанин Иван Щербак, мать Анна. В детских летах взят он в певческий хор ко двору государя Петра I, а по увольнении оттуда обучался в Киевской академии до окончания круга академических наук; в монашество пострижен в Софийском кафедральном монастыре и определен был кафедральным писарем, или секретарем; в 1737 г. Преосвященным Рафаилом посвящен в игумена Лубенского Мгарского монастыря, из коего в том же году переведен игуменом же в Выдубицкий, а в половине 1739 г. произведен в архимандрита Золотоверхомихайловского монастыря; из оного же избран и определен в 1740 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры. В 1747 г. представлен он был от Святейшего Синода в числе кандидатов на праздную Московскую архиепископию; но по кончине в том же году Преосвященного митрополита Киевского Рафаила, высочайше пожалован 9 ноября и 6 марта и в придворной Санкт-Петербургской Сретенской церкви посвящен в митрополита на Киевскую епархию 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Мощи святителя Афанасия неоднократно были переносимы с места на место, по случаю построения или обновления храма Дубенского, где они почивают. Когда в 1684 году, благочестивый гетман войска Запорожского обоих берегов Днепра, Иоанн Самойлович, приступил, по просьбе Дубенского игумена Макария, к закладке нового великолепного собора Преображения Господня, то мощи святителя перенесены были под колокольню, в малую церковь великомученика Георгия, и там оставались до освящения собора в мае 1692 года. Митрополит Киевский Варлаам Ясинский, которого церковная область зависела уже не от вселенских патриархов, а прямо от патриарха Всероссийского, сам освящал церковь и с великим торжеством перенёс в неё нетленные мощи сидящего святителя, поставив их под аркой с правой стороны. Когда же нечаянно упали своды сего храма, в 1728 году, то, по благословению другого ВарлаамаВанатовича, также митрополита Киевского, опять коснулись св. мощей и перенесли в деревянную церковь архангела Михаила, что над святыми вратами, и опять во время страшного пожара, бывшего в 1736 году, ради безопасности, перенесли мощи святителя из деревянной в каменную трапезную церковь Благовещения, где они оставались до совершенного обновления соборного храма в 1743 году. Тогда митрополит Киевский Тимофей, бывший впоследствии Московским, торжественно перенёс их, августа в 26-й день, и поставил с левой стороны, позади клироса, у столба, против чудотворной иконы Дубенской Божией Матери, которая находится у правого столба. Был ещё пожар в 1773 году, в самый день храмового праздника, угрожавший совершенным истреблением обители. Испуганная братия вынесла мощи святителя уже без раки, на одном ковре, руками иерейскими, в ближайший сад с восточной стороны, и там оставались они два дня, при неумолкаемом перед ними чтении св. Евангелия, с возожжёнными вокруг свечами и курящимся фимиамом, а на третий день, когда совершенно миновала опасность, игумен Паисий соборно внёс их опять в храм, в уцелейшей их раке, которая впоследствии была заменена более драгоценной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В результате конфликта с местными гражданскими властями и случайной задержки торжественного молебна по поводу воцарения А. И. преследованию со стороны архиеп. Феофана подвергся архиеп. Киевский Варлаам (Ванатович) . На основании политического доноса был проведен розыск. По заключению следственной комиссии Святейший Синод лишил 20 нояб. 1730 г. архиеп. Варлаама сана и сослал в Кириллов Белозерский мон-рь простым монахом. В 1731 г. началось следствие о дружеских связях митр. Казанского Сильвестра (Холмского) и сосланного в Свияжский мон-рь митр. Игнатия. Среди опечатанных бумаг митр. Сильвестра обнаружили заметки о «неправославии» Феофана, критические суждения о петровских указах, касавшихся монастырских имений и др. На основании указа А. И. Тайная канцелярия распорядилась 31 дек. 1731 г. перевести митр. Игнатия в Корельский во имя свт. Николая мон-рь близ Архангельска. Митр. Сильвестр указом Синода был уволен на покой (фактически под надзор) в Александро-Невский мон-рь без права архиерейского служения. В марте следующего года его перевели в Крыпецкий мон-рь Псковской епархии, а спустя нек-рое время на основании обвинения в ложном «слове и деле» лишили сана и заточили в Выборгскую крепость. Репрессиям подвергся архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский) . В 1728 г. он опубликовал труд своего покойного учителя митр. Рязанского Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавший протестантство, в склонности к к-рому подозревали архиеп. Феофана. В 1731 г. архиеп. Феофилакт безуспешно попытался переиздать эту книгу. Феофан подал в Тайную канцелярию донос о вреде подобного издания, а также анонимно стал распространять рукопись «Молотка на Камень веры», где обвинял митр. Стефана в тайном иезуитстве. Архиеп. Феофилакта исключили из Синода и удалили в Тверь. На основании «решиловского дела» в 1735 г. он был арестован, доставлен в С.-Петербург и подвергнут пыткам в Тайной канцелярии. В 1738 г. по указу А. И. и решением Синода архиеп. Феофилакт был лишен сана и монашества, заключен в Петропавловскую крепость. Осужденные архиереи подвергались преследованиям и в местах их заточения. За ними велась слежка, против них выдвигались новые обвинения.

http://pravenc.ru/text/115600.html

Киев. Церковь Рождества Христова. Тёплая или Малая София Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1722 и 1730. Адрес: Украина, Киев, улица Владимирская, д. 24 Координаты: 50.452497, 30.515131 Проезд:автобусы 16ТР, 18ТР и троллейбусы 16, 18 до остановки " Софиевская площадь " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь мученика Феодора Стратилата (территория Софиевского монастыря). Памятник архитектуры XVII—XIX вв., часть барочного ансамбля Софийского подворья (Владимирская, 24). Деревянная трапезная с церковью святого великомученика Феодора Стратилата впервые упоминается в 1682 г. По описанию 1695 г. она была теплой. На плане Ушакова того же года изображено двухэтажное здание, нижний этаж которой каменный, а верхний — деревянный. Высокая гонтовая крыша трапезной имеет характерную для московской архитектуры " бочкообразную " форму. Это сооружение погибло во время пожара 1697 г., однако глубокие погреба с подземными галереями и стены нижнего яруса были использованы при строительстве существующей трапезной. По стилистическим признакам сохранившейся части можно сделать предположение, что первоначальную постройку возводил " каменных дел подмастерье " Савва Яковлев, который в то же время надстраивал вторые этажи галерей Софийского собора. Между 1722—30 гг., при митрополите Варлааме Ванатовиче, на основе старых стен сооружено двухэтажная каменная постройка. В ее нижнем этаже находилась трапезная палата с церковью Воскресения св.Лазаря и кухней, а в верхнем — склад продуктов и утвари. Этажи соединялись винтовыми лестницами в пристроенной башне. Над церковью сооружен купол, а перед входом с северного фасада — тамбур. Около1769 г. Иван Григорович-Барский осуществил реконструкцию трапезной, во время которой появился фронтон на западном фасаде (значительно переделанный в XIX в.). В трапезной церкви, в частности, происходило освящение мира для соборного богослужения. После закрытия монастыря потребность в трапезной отпала, и митрополит Евгений Болховитинов оборудовал вместо нее зимний собор во имя Рождества Христова. Работами руководил Андрей Меленский.

http://sobory.ru/article/?object=22431

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010