Посада Крюкова, Покровская, двухпрестольная, дер. Александрийск. уезда. Села Комисаровки, Николаевская, дер. Бобр. у. Основание сего села должно отнести гораздо к раньшему времени, чем построение церкви. Имя свое заимствует оно от речки Комисаровки, тут протекающей, а речка, говорят, от какого-то Польского комиссара, в ней будто бы утопшего. 1782 год Города Херсона, Екатерининская, соборная, каменная. Строитель города Херсона генерал-поручик Иван Абрамович Ганнибал относился в 1781 году по предмету построения сей церкви к архиепископу Никифору в следующих словах: «Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя Великомученицы Екатерины, в честь славного имени великой нашей Екатерины, знаменитой сооружительницы города Херсона. Предварив о сем ваше высокопреосвященство, покорнейше прошу архипастырского на сие вашего благословения». На сем отношении собственноручно его преосвященство Августа 7 дня написать соизволил: «На заложение в городе Херсоне каменной соборной церкви, во имянование Св. Великомученицы Екатерины грамоту изготовя, представить нам к подписанию». В следствие чего, Екатерининская церковь и начата постройкой в 1782 г., а окончена и освящена в 1806 г. Над западными вратами ее вделана следующая надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». Но доколе Екатерининская церковь строилась, в крепости существовала Михаило-Архангельская, деревянная, коею начало должно отнести к 1779 г., тому самому времени, когда началось строение самой крепости. Сия-же Михайловская, по освящении каменной Екатерининской, перенесена была на Форштат города Херсона, и была употребляема до выстройки на сем Форштате Успенской, нынешней соборной церкви 2 . Слободы Спасской, Преображенская, кам. Бобр. у. Села Николаевки, Иоанновская, дер. Бобр. у. Города Ново-Миргорода, Петро-Павловская, дер. Построена была коштом генерала Текелиа, а 1820 года уничтожена. Города Берислава, Воскресенская, дер. Херс. у. Перенесена из села Переволочного, знаменитого тем, что тут после Полтавской битвы переходил Шведский Король Карл XII. Церковь дубовая, находится и поныне в том самом виде, в каком была прежде. На одной иконе иконостаса, было надписано имя вкладчика, но надпись стерлась; означенный же литерами 1776 год остается ещё виден. Есть также надпись и на дверях, при входе в церковь такая: «и Благословением Бога Отца, поспешением Сына и действием Св. Духа начася здатись Св. храм Воскресения Христова, благословением преосвященного Варлаама Ванатовича, рукоположением пречестного отца Андрея протопопа Кобилятского, старанием Иоанна Лаврентиевича Чечерина и Никиты Сидоровича Пивкеева, Июля 25 дня», но года не означено. Должно догадываться, что это было между 1722 и 1730 годами, когда священствовал архиепископ Варлаам между означенными годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа (Горленко), путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского Показать содержание Содержание     Родился, по сказке родителей своих, в год 1705, месяца септемврия, дня 8, наречен в святом крещении Иоакимом.     В год 1716 возлюбил монашество; намерение быть монахом возымел 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723; и в том же годе объявился родителям моим, с тем прося благословения ко исполнению намереваемаго; в год 1725, а от рождения моего 20-м, месяца октомврия дня 27, принял рясофор от всечестнаго отца иеросхимонаха Феодора в Киево-Межигорском монастыре в пещере, в храме святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского, и наречен в иночестве Иларион.     В годе 1727 мантию принял от преподобнейшаго отца Илариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братскаго, в том монастыре Братском, ноемврия дня 21, и преименован, наречен Иоасаф.     В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, генваря 6 дня в Великой церкви святых Богоявлений Братской.    В годе 1729, в месяце августе последних числ, определён в училища киевские во учителя и в том потрудился послушании, пробыв через три года.     В годе 1732, в неделю седмую по Пасхе святых отец, в той час случившуюся маия 21 дня, в преподавании школы синтаксиса, деликовал диалог приветствовательный вшествием на престол Киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому, архиепископу Киевскому.     В годе 1734, септемврия 13-го дня, определен во эксаминатора архиепископии Киевския от преосвященнейшаго Рафаила Заборовского, архиепископа Киевского; и в том же годе от его преосвященства рукоположен во священники в монастыре киевском Михайловском, в Великой церкви, ноемврия 8-го. Переведен же с Братства в кафедру святыя Софии для житья того ж года, ноемврия 23-го.    В годе 1735, генваря 10, определен членом в Духовную консисторию.    В годе 1737, июня 24, посвящен в игумена, аще и по крайнему моему нежеланию, Божию же смотрению преданный и воле архипастырской не отрицающий, в монастырь Свято-Преображенский Мгарский, под Лубнами находящийся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Никанор. 1. С. 143 и след.; Титов А. Преосв. Иеремия, в схиме Иоанн, епископ Нижегородский, в: Чтения. 1887. 3; Андреевский Е. К воспоминаниям о высокопреосв. Иустине, в: Русс. ст. 1908. 1. С. 163 и след. (Иустин Харьковский, посмевший воспротивиться вмешательству в свои дела со стороны генерал-губернатора М. Т. Лорис-Меликова, был по жалобе последнего перемещен Победоносцевым). Ср. § 9, прим. 464. См. воспоминания этих епископов. Савва. Хроника. 8. С. 762. Хотя Августин был из ученых монахов и интересовался наукой (Венгеров. Словарь. 1. С. 43 и след.), он с большим трудом продвигался по служебной лестнице: почти 12 лет (1869–1881) он был ректором семинарии в Вильне (вероятно, им дорожил архиепископ Макарий Булгаков, возглавлявший в 1868–1879 гг. Литовскую епархию), затем в трех епархиях исполнял обязанности викарного архиерея и лишь в 1888 г. получил Костромскую кафедру (РБС. Аарон—Александр. 1896. С. 29 и след.). Попов. Арсений Мацеевич. С. 195 и след. Добрынин; Беллюстин; Ростиславов (см. библиогр. к § 13–16), хотя оба последних не всегда объективны; также: Певницкий. Записки, в: Русс. ст. 1905. 7. С. 141; Ливанов; Лотоцкий; Турчиновский (см. библиогр. к § 17); Соловьев С. М. Записки, в: ВЕ. 1907. 3. С. 74–76. И митрополит Филарет Дроздов не мог оспаривать, что епископской властью часто злоупотребляли; см. его письмо архиепископу Кириллу (Богословскому-Платонову): Душеп. чт. 1883. 3. С. 425 и след., а также: Письма к покойному архиеп. Тверскому Алексию. М., 1883. С. 212. См. также: Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви, в: Чтения. 1913. 3. С. 117. Савва. Хроника. 8. С. 420. Ср. уже упоминавшуюся записку архиепископа Антония Храповицкого. С. 112 и след. Шпачинский. С. 36; Рыбаловский П. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 5. С. 96; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 17 и след., 341; 3. С. 97–99; он же. Приходское духовенство — там же. 1872. 2. С. 425; Сулоцкий А. Встреча в старину архиереев в Тобольске, в: Чтения. 1864. 3. Смесь. С. 52–61; Розанов. 2. С. 8 и след., 332–336; Попов. Ук. соч. С. 125.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Еще в 1711 г., давая м. Стефану Яворскому разрешение выбрать архиерея в Ростов на место святопочившаго Димитрия Ростовскаго , государь писал: только быть епископу, а не митрополиту. 3 В последние годы царствования Петра было два случая низведения митрополитов с их степеней. Так митрополит Сарский и Подонский Игнатий Смола 1721 г. сент. 8 назначен епископом Иркутским; митрополит Тверской и Кашинский Сильвестр Холмский в 1723 г. был переведен в Рязанскую епархию в звании епископа 4 . Конечно для архиереев, понижаемых таким образом, это было не особенно приятно. Митр. Игнатий Смола не принял нового назначения и 1721 г. окт. 1 отошол на обещание в Нилову пустынь. Митр. Сильвестръ Холмский, хотя и переместился в Рязань в звании епископа, но горько сетовал на свое унижение и на тех, кого считал виновником оного. На тетради, писанной на подобие истории о белом клобуке Сильвестр написал: «только-де произникший новый Францишко Федось (т.е. Феодосий Яновский) с правого пути совратился и от оного богоотступника вышереченное преданное и утвержденное св. отцы церковное благолепие т.е. клобук белый ругательно низринуша (Феодосий с Овсянннковым, обер-секретарем св. Синода) и оное древнее чрез ангелы Богом данное исполнение чина нагло исказиша, и прочии пакости они развращении безстрашно твориша и церковь св. напрасно ослезиша. И в том он, отпадший яко гнилый уд, непрощенно согрешил, и св. церкви восточней никто же тако согрубил» 5 . «Каково приятно будет, – писал ещё Сильвестр, – как сожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов во диаконы, а из офицера в солдаты? А кольми паче всякому терпеть напрасныя обиды весьма горько» 6 . Если прежние митрополиты были низводимы с их степеней, то тем паче достоинство митрополичье вновь никому не было даваемо. В начале 1722 г. признано нужным заместить киевскую кафедру, оставшуюся праздною со смерти митр. Иосафа Кроковского, скончавшегося 1 июля 1718 г. Было представлепо четыре кандидата: 1) Варлаам Ванатович, архимандрит Тихвинского монастыря (родом из Ярославля Польского, мещанский сын, учился в Киевских школах 8 лет, до философии), 2) Леонид, архимандрит Петровского монастыря, советник синодальный (родом из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

После реорганизации Синода Лев Юрлов был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны Георгия и Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Лев поначалу был переведен в Астрахань (8 июля 1730 г.), но, так как дело еще не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещен, а 3 декабря лишен сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря потерял епископский сан и Игнатий Смола, сосланный сперва в Спасо-Каменный, а потом — в Свияжский монастырь, где его дружески принял Казанский митрополит Сильвестр Холмский; оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь (30 декабря 1731 г.). Георгий Дашков по извержении из епископского сана отправился простым монахом в Спасо-Каменный монастырь (28 декабря 1730 Митрополит Сильвестр Холмский, встретивший осужденного Игнатия Смолу как архиерея, был подвергнут допросу. Мстительный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например — о его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр лишился епископского сана и как простой монах в 1732 г. был заключен в Выборгскую крепость. Вологодский епископ Афанасий получил от Синода строгий выговор за то, что позволил Георгию Дашкову некоторые послабления. Киевскому архиепископу Варлааму Ванатовичу (1722–1730) Феофан не мог простить издания книги Стефана Яворского «Камень веры», равно как и того факта, что в окружении архиепископа слишком часто вспоминали о лютеранстве Феофана. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном на восшествие на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил Варлаама епископского сана и сослал его в Белозерский Следующей жертвой Феофана стал Маркелл Родышевский, который был удален в монастырь, но и оттуда продолжал рассылать свои «тетради» с обвинениями Феофана в ереси. В этом Маркеллу помогали упомянутый выше Аврамов и некий монах Иона. В народе ходили слухи, что «еретик» Феофан преследует Маркелла за его православную веру.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

§ 11. Период Русский после 1686 и далее после 650 и далее В 1686 г., после того как Киев навсегда уступлен России, Гедеон, Кн. Четвертинский, принял посвящение в митрополита Киевского от патриарха Московского Иоакима, и прибыл на епархию, весьма деятельно занялся устроением и украшением Собора. У Государей испросил он разные сосуды церковные, облачения и большой колокол, а для Софийского монастыря оклад хлебного и денежного жалования. Им же обновлены монастырские здания деревянные. В духовном завещании большую часть собственных денег и драгоценностей митрополит отказал на украшение Собора 38 Избрание нового митрополита в К.-Соф. Соборе и посвящение Варлаама Ясинского в Моск. Успенск. Соборе. Он много старался об устроении Киевских церквей и монастырей, особенно после того, как сильный пожар 1697 г., в митрополии, привёл её в крайнее разорение. В Софийском монастыре он вновь выстроил деревянные кельи Июля 4, Пётр I в первый раз был в Киеве и встречаем был М. Варлаамом Ясинским 1708 и далее 672 и далее Митр. Иоасаф Кроковский, стараясь наиболее об устроении киевских монастырей, особенно Михайловского, старался и об украшении Софийского Собора. При нём написаны на стенах сего Собора пять Вселенских Соборов Государь Пётр I благодарил Бога за Полтавскую победу в К.-Соф. Соборе 1722–1730 686–694 Архиеп. Варлаам Ванатович. Он выстроил каменную в два этажа трапезу для братии К.-Соф. монастыря и в ней церковь Св. Лазаря, основал и архиерейский дом против Собора. При нём дописаны в соборе последние два Собора вселенские (6-й и 7-й) Митроп. Рафаил Заборовский кончил архиерейский дом, и в нём устроил церковь Воскресения Христова 1746 г., обнёс двор Софийский каменной стеной, выстроил каменную колокольню в три яруса (по украшениям названную триумфальной) и слил большой колокол, доныне называемый Рафаилом 39 . При нём в Соборе устроены иконостас, серебряные царские врата и серебряное паникадило над амвоном Императрица Елисавета Петровна изволила быть в Киеве. Она пожаловала М. Рафаилу, сверх двух бриллиантовых панагий, 1.500 червонцев, которые он тогда же отдал на обновление Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

692 Обретение мощей первомученика Стефана совершилось в Палестине в 415 году, и они были перенесены в Иерусалим, а около 428 г. его десная рука или более полные мощи перенесены в Константинополь. Ныне наиболее значительные части его мощей находятся в Венеции и Риме. См. у Сергия архиеп. Месяцеслов. Заметки под 2 авг. Чет. Мин. 2 авг. 693 Случаи нетления тех людей не святых, действительно, есть. В склепе собора в Ревеле хранится нетленным тело герцога де-Кроа – протестанта, современника Петра В., подозреваемого в измене России. В Прибалтийском крае, в склепах немецких баронов, будто бы есть и другие примеры долгого сохранения тел умерших (и самой одежды) от тления. В Палермо и Сен-Готарде, в сухих и прохладных склепах сохранилось много тел, превратившихся в засохшие мумии, вследствие сухости воздуха и отсутствия влаги в почве склепов. Уверяют, что у буддийских дервишей имеются сохранившиеся в целости тела. В тундрах Сибири и в глубоких торфяных болотах Ирландии находили сравнительно сохранившиеся трупы людей и животных. На берегах р. Лены найдены были два трупа мамонта (один в 1806 г., другой – в 1900 г.), – допотопного гиганта, сохранившиеся вследствие холода на столько, что мясо их могли есть звери. 694 О нем см. прот. Фомина П. Святитель Иоасаф Горленко, еп. белгородский и обоянский, в ж. Вера и Раз. 1898 г. XX кн. и след. 695 Что нетление мощей без чудотворений не признавалось и не признается за доказательство святости усопших, проф. Голубинский (в «Истор. канонизации» и пр. стр. 301) указывает еще на следующие два примера. В 1479 году обретено было нетленным тело митрополита Филиппа 1-го (святитель Филипп, обличитель Грозного, именуется скончавшегося 6 лет и 5 месяцев тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребено, очевидно, как полагает проф. Голубинский, в ожидании, не последует ли от него чудес, но чудотворений не последовало, и оно, по прошествии 12 дней, предано было погребению. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне местечках в Полтавской губ.), при рытии могил для покойников, найдены были два не сгнивших женских тела, которые стояли в церквах одно лет с десять, другое с пятнадцать. Киевский митрополит Варлаам Ванатович, в донесении Святейшему Синоду от 23 ноября 1724 года, писал, что оба тела он сам видел, но «понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось, то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопал честно, с обычною литиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Этот вызов объясняется появившеюся новою потребностью в иеромонахах, вызванною со зданием военного Русского флота. В апреле 1717-го года Государь приказал «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». В 1718-м году их оказалось только 4, и архимандрит Феодосий спешно собирал безместных священников в Петербурге и вызывал по 10-и священников из епархий Новгородской, Тверской и Псковской 964 . Потом решено было комплектовать флотское духовенство из Александро-Невских иеромонахов. Прибывшие в Александро-Невский Монастырь иеромонахи в большинстве, во всяком случае, не оставались в Монастыре и расходились по всей России. В 1718-м и 1719-м годах, к прежним двум 965 , двое были посвящены во архиереи. В 1718-м году, 2-го июня, посвящен в епископа во Псков «ректор-иеромонах» Феофан (Прокопович) 966 . В 1719-м году, 25-го января, посвящен в епископа на Устюг иеромонах Боголеп (Адамов) 967 . В 1718-м году вышел в архимандриты Торжковского Борисоглебского Монастыря Чудовский иеромонах Никон и был посвящен в Новгороде 968 . В 1719-м году посвящены в архимандриты: иеромонах Богоявленского Монастыря Варлаам (Ванатович) в Тихвинский Монастырь, келарь Новоспасского Монастыря, иеромонах Киприан в Ярославский Спасский Монастырь, наместник Пивского Монастыря, иеромонах Петр (Кромянский) в Псковский Снетогорский Монастырь, бывшей игуменом в Давидовой Пустыни иеромонах Кирилл – в Александро – Свирский Монастырь; в том же году вызванный в Невский Монастырь архимандрит Астраханский Лев получил архимандрию же в Переславль-Горицком Монастыре 969 . В 1720-м году назначен архимандритом Торжковского Борисоглебского Монастыря иеромонах Макарий, постриженник Невского Монастыря, и посвящены иеромонах Тверской Иерофей во архимандрита Донского Монастыря, префект Гавриил на Кострому в Ипатской Монастырь, иеромонах Соловецкий Варсонофий – в Соловецкий Монастырь и иеромонах Патриаршего Дома Иринарх Новгородский Антониев Монастырь 970 . Архимандрит Никон только год пробыл в Торжковском Борисоглебском Монастыре 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

схиархимандрит Иоанн (Маслов) Содержание Том I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715)     Иеромонах Даниил — первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» и поставить им строителя, которого они сами выберут.    Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» .    Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом — выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни.    Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы    Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730)     Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах», поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Но остались еще и вне алтаря в средине церкви под куполом некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге выше иконостаса виден на золотом поле в дуге образ Спасителя; в юго-западном треугольнике между дугами под куполом цел также весь образ Евангелиста Марка, на северо-восточном треугольнике под куполом же половина образа Евангелиста Иоанна; прочие подписаны красками. Над дугой стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелели только Лисимах, Худион, Иоанн, Нуколай, Акакий, Александр, Валерий, Вивиан, Крисп, Гий, Астий, Евноий, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола в самом своде оного малярским искусством изображен Спаситель, благославляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух Святый; ниже Его Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя, против него архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную; за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, за Варахаил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом. Между всеми сими архангелами огненные языки. Ниже архангелов Собор всех девяти чинов ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их между 12 окнами купола в простенках изображены во весь рост 12 апостолов, поставленные на 12 Ветхозаветных и Апокалиптических камнях (Исход. гл. 28 и Апокалипсиса гл. 21). Над каждым из апостолов златые звезды, в середине коих огненные языки, а над ними красными буквами надпись Апокалипсис. гл. 12. на главе ея венец от двенадесяти звезд. Такими же историческими, аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском, шестой и седьмой Собор кончены в 1724 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче, а хоры расписаны при митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по ним развешаны только портреты многих киевских и других архиереев и князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010