С течением времени случилось и Варлааму, покинувшему свое отечество, Калабрию, поселиться среди ромеев и свести здесь знакомство с правителями, удостоиться не самой малой дружбы с ними из-за своей необычайной мудрости и быть принятым тобою лучше, чем кто бы то ни было, поскольку ты поначалу предпочитал вести ученые беседы, считал для себя вопросом чести приобретать многие и различные книги и наибольшее старание прилагал к тому, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое 411 . А через некоторое время прошел громкий и упорный слух, достигший ушей многих и, наконец, дошедший и до нас, что Варлаам, столкнувшись в Фессалонике с некоторыми высказываниями Паламы, открыто схватился с ним, говорившим и писавшим, что он телесными очами зрит сущность Божию. Все знают, конечно, что об этом свидетельствует и Томос, который Палама представил в свое оправдание. Итак, когда налицо столько очевидных доказательств того, что у Паламы была эта болезнь еще до того, как Варлаам появился в эллинских пределах, какую реальную пользу принесет Паламе в плане защиты от обвинений то, что он постоянно прибегает к этому прогнившему основанию – я имею в виду, к имени Варлаама? Конечно, он надеется, что, поскольку этот человек ненавидим и гоним из-за его религии, то и это будет ему некоторой помощью против нас, если мы будем оклеветаны в том же. Ведь когда зло находит благовидный предлог, оно легко идет на то, чтобы лгать, клеветать и воздвигать бури интриг. Ибо я полагаю, что если бы этот почтенный Палама очень долго думал, как ему хвалить своего врага Варлаама, а обличениям себя в нечестии явно придать неизбежную и непреоборимую силу, он не нашел бы лучшего и более безупречного основания, чем это. Ведь если кто много потрудился, чтобы положить благопристойное начало оправданиям в ответ на сказанное против него, а затем не смог и вынужден опираться на прогнившую ложь, то до какого абсурда не дойдут его речи, или каких поношений он пожалеет для своих гонителей, если ему случилось натолкнуться на какую-то видимость истины? Ибо не Варлаам, как это видно из слов и книг Паламы, был тем, кто, по-видимому, привнес в церковь Божию эту нечестивую ересь мессалиан и вместе с тем порок двоебожия и многобожия, но скорее Варлаам был тем, кто указал, что сам [Палама] привнес это. «Ибо, когда Варлаам, – говорит он, – услышал, что о Паламе говорят то-то и то-то, он возвел на него обвинение в двоебожии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Дионисий и иерархи в диспуте не участвовали, но среди них мог быть и святитель Суздальский Варлаам. Вскоре был заключен мир и со Швецией (1583), что в целом, невзирая на тяжелые условия, принесло мир Русской земле. В марте 1584 года скончался первый русский царь Иоанн Грозный и на царский престол взошел его сын Феодор Иоаннович (1584–1598; † 1598), венчанный митрополитом Дионисием 31 мая, в праздник Вознесения Господня. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама как участника царского венчания вместе с другими иерархами Русской Церкви 44 . Очевидно, последним документом, где называется имя епископа Варлаама, является Соборный приговор 20 июля 1584 года, который подтвердил Соборный приговор 1580 года и «вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот)» 45 . В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес) 46 . Незадолго перед своей кончиной Суздальский Владыка оставил архиерейскую кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, почитавшийся затем в обители. Пребывая на покое, Владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. В монастырском Синодике указана следующая дата его кончины: «Лета 7093 (1585) августа в 21 день преставися иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадеа; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок 40 рублей» 47 . В именовании епископа иеромонахом историк Е. Е. Голубинский видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов 48 . Будучи настоятелем обители, будущий иерарх явил себя ревностным благоукрасителем и строителем Махрищского и Авнежского монастырей. При этом он благоговейно заботился о прославлении святых. В житии митрополита Макария говорится, что он «многих святых росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

2. Тексты Варлаама разошлись очень широко. Многим они пришлись по вкусу. Их читали и цитировали. Попали они и на Афон. Около 1335 г. Варлаам получил очень вежливое письмо от неизвестного ему до того времени афонского монаха Григория Паламы. Да, писал этот монах, Бог действительно неведом. Но разве неведомый Бог не дает Себя знать в откровении и в конце концов в Воплощении? И Христос, воплотившись, не даровал ли людям духовное знание, конечно, отличное от интеллектуального, но куда более реальное, намного реальнее любого философского знания? Ссылаясь на афонских исихастов, Палама говорил о непосредственном христианском опыте богообщения. Отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, по мнению Григория Паламы, было ересью. Итак, в своем отрицании интеллектуального реализма западной томистической мысли Варлаам столкнулся с мистическим реализмом восточного монашества. Калабриец решил узнать, кто такие эти исихасты, на которых ссылался Палама. Он отыскал исихастов в Салониках и Константинополе и лично посетил их. То, что он увидел, глубоко возмутило его гуманистический склад ума, взлелеянный эллинской философией и проникнутый духом классической культуры. Вот что он написал о своих встречах с исихастами: «Они посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или малейшей каплей здравого смысла, - верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщали мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа». Мы не знаем, встретил ли Варлаам невежественных монахов, которые наговорили ему все это, или этот текст является сатирическим преувеличением самого пылкого калабрийца. Иоанн Кантакузин сообщает, что Варлаам почерпнул все свои сведения об исихазме от одного послушника, поступившего в монастырь всего шесть месяцев назад и известного своей тупостью. Но, во всяком случае, Варлаам отнесся к своим «открытиям» весьма всерьез и отождествил монахов-исихастов с разновидностью мессалиан или богомилов, наводнявших тогда Балканский полуостров.

http://sedmitza.ru/lib/text/434823/

За свои примерные нравственные качества, о. Александр Сулоцкий , по справедливости, пользовался уважением общества и самых высокопоставленных лиц. Тобольские архипастыри оказывали ему всегда и перед всеми преимущественное внимание. Об отношениях к нему высокопреосвященного Афанасия мы уже говорили выше. Равным образом благоволили к о. Александру и архиепископы: Георгий, Евлампий, Феогност, а также епископ Ефрем. Несколько строго относился к о. Александру покойный архиепископ Варлаам 15 . Это был, хотя и предобрейший сердцем, но несколько своеобразный в действиях и понятиях своих архипастырь. Строгий аскет, любитель монашества, глубокий богослов, ревностный, умный и неутомимый администратор, высокопреосвященный Варлаам по наружному обращению с духовенством был очень суров и любил побраниться. Этот владыка имел своеобразный взгляд и на науку. Так, например, хорошо знакомый с Физикой и Астрономией, он отвергал систему Коперника и написал целый ученый трактат, где доказывал, что солнце ходит вокруг земли. Трактат этот, как редкость, хранится в рукописи в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Также своеобразно взглянул преосв. Варлаам и на литературные труды о. Александра. Когда последний издал свое большое сочинение: «Описание многочтимых икон в Тобольской и частью в других Сибирских епархиях», преосв. Варлаам крепко прогневался на автора за то, что тот предварительно не представил рукопись своего сочинения на рассмотрение архипастыря, обвинил о. Александра в своеволии, в распространении якобы суеверия, веры в ложные чудеса, хотя сказания о последних в названной книге были основаны на точных и верных архивных данных; угрожал о. Сулоцкому судом, наконец, воспретил ему печатать что-либо без разрешения епархиального начальства. Когда же о. Александр попробовал послать две или три, самых невинных, своих статейки на рассмотрение владыки, то статейки те вовсе не были ему возвращены. Вследствие этого о. Александр, до отбытия преосв. Варлаама с Тобольской кафедры, вынужден был печатать свои статьи от другого лица. Конечно, почтенному труженику такое отношение к его трудам местного святителя не могло не быть обидным; но о. Александр с замечательным благодушием переносил эту неприятность и всегда с уважением отзывался о преосвященном Варлааме. Но нужно сказать, что преосвященный только лишь в отношении сочинений о. Александра был так строг и суров, во всем же прочем отдавал ему должную справедливость, и было заметно, что любил и уважал его. Таков уже был странный характер владыки! Вообще же преосв. Варлаам оставил после себя в Сибири память, хотя сурового по наружному обращению, но добрейшего по сердцу архипастыря. В особенности милостив был преосвященный в судных делах: редко кого виновных из духовенства он подвергал тяжелым наказаниям, ограничиваясь почти всегда денежным штрафом в пользу епархиального Попечительства, или только личным строгим выговором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Помилуй же меня, Святой Угодник Христов и исцели от болезни моей! " В ту же минуту больной почувствовал совершенное исцеление. Клирик храма Софии в Новгороде, Пантелеймон, родственник Архиепископа Геннадия, впал в расслабление, перестал говорить и три года лежал без движения. В пятницу первой недели поста Св. Апостолов Петра и Павла, когда совершается крестный ход в монастырь, привезли туда и этого расслабленного и положили при гробе Св. Варлаама. Вдруг больной увидел, что Св. Варлаам вышел из гроба и опалил его огнем. От страха больной вскочил и вскричал: " Святой Чудотворец Варлаам! Помилуй меня и исцели от настоящей болезни! " Преподобный сказал ему: " Вот ты теперь здоров и не греши вперед " . Сказав это, Св. Варлаам стал невидим. Внезапно больной выздоровел и рассказал всем о своем видении. Множество и других чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов. Так в 1521 году при ходатайстве Преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской. В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения.

http://pravicon.com/info-1913

Рыболовы не соглашались, говоря, что они нанялись ловить рыбу и что бочка принадлежит им издавна. Дело дошло до посадников. Когда же ловцы и пред судьями утверждали, что бочка принадлежит им в что она брошена ими, тогда преподобный предложил судьям спросить, что в ней положено. Ловцы не знали что отвечать на это, а преподобный объявил, что в бочке заключена церковная утварь, несколько золота и серебра, оставшегося ему от родителей. Открыв ее, судьи нашли все так, как говорил преподобный и отдали ему бочку без дальних расспросов. Тогда препод. на эти сокровища основал обитель и был первым ее Настоятелем. «И бысть». говорит списатель его жития, «наставник изряден братиям и образ всем жития богоугоднаго, и многа исправления о вере показа». Преставился он на 81 году жизни. Сам Святитель 3 Августа 1147 г. совершил погребение честного тела Угодника. Преподобный Варлаам прославился подвижническою жизнью в конце XII столетия. Хотя уже много было иноческих обителей в Новгороде в это время; но Варлаам вместе с Антонием Римлянином почитается отцом иночествующих на севере Руси; ибо ученики его, по смерти своего Аввы, разошлись по пустыням области Новгородской и основали свои обители 158 , продлив еще на многие годы назидательный пример блаженного учителя. Варлаам был сын богатого Новгородского гражданина Михаила и в мире назывался Алексиев. С детского возраста он уже почувствовал отвращение к суете мирской и влечение к иноческой жизни. По кончине родителей, тотчас раздав все свое имущество, Варлаам, чтобы пройти первый искус монашеского жития, отдался под строгое руководство одного благочестивого пустынника Порфирия; но любя совершенное безмолвие, он часто ходил по пустынным окрестностям Новгорода и однажды, во время такого странствования, увидел светлый луч, просиявший в чаще леса на берегу р. Волхова, на месте, называемом Хутынь. Преподобный принял это явление за небесное показание места для подвигов и там на возвышенном холме, построив себе уединенную келлию, начал проходить суровое житие. Ненавистник добра – диавол не раз старался изгнать подвижника из пустыни, искушая его то льстивыми, то грозными привидениями, то устремляясь на него в виде зверей и гадов; но Варлаам одолел все эти козни силою молитвы, так что и по ныне в окрестностях Хутыня, на расстоянии 7-ми верст, как говорит предание, нет никаких ядовитых животных по молитве преподобного. Скоро повсюду разнеслась молва о высокой жизни Варлаама. К пустынному жилищу его стали стекаться люди всякого звания и состояния за советами и наставлениями. Его строгая нестяжательность, опытность в распознании духовных немощей и сладость его слова в поучениях, оставляли незабвенное впечатление в посетителях. Когда же собралось к нему довольное число учеников, тогда преподобный соорудил малую деревянную церковь во имя Преображения Господня, на память того небесного света, который осенил это место и несколько келлий; а св. Архиепископ Григорий рукоположил его во Пресвитера и Игумена возникающей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Довольно для них, что детей даром обучают. Нехотящих же уплачивать, выслать из монастыря». 15 В деле обращения раскольников к св. Церкви, о. Варлаам обнаружил успехи, как мы видели, еще при архиепископе Иринее, который радовался и благодарил Бога за доброе начало, показавшееся в умягчении сер­дец закоренелых дотоле старообрядцев. Они доверяли о. Варлааму крестить своих детей; крестились и взрос­лые, оставляя своих непосвященных уставщиков, го­вели и приобщались св. таин в Чикойской обители. При преосвященном Ниле, о. Варлаам выступал на это дело уже во всеоружии, был облечен полным доверим архипастыря и его помощию, всегда готовою как со стороны епархиальной, так и светской власти. Почва была уже обработана для благоплодной деятельно­сти. Тотчас по возложении на него миссионерских обя­занностей, о. Варлаам отправился по селениям, распо­ложенным по Чикою, предложил колебавшимся дотоле старообрядцам принять к себе законого священника, на правилах единоверия, который у них будет отправ­лять богослужение по старопечатным книгам и совер­шать св. таинства, без которых нет спасения, как-то: св. крещение, миропомазание, причастие, брак и др. Вну­шения о. Варлаама имели полный успех. Когда преосвященный Нил прибыл в Чикойскую обитель в 1839 году, то сюда явились и воссоединенные с Церковью чада, как соучастники в торжестве пра­вославия, просиявшего в Чикойских горах. В это время уже была учреждена на Чикое единовер­ческая Архангельская церковь в с. Савичах. Варлаам, произведенный во игумены, был сделан благочинным единоверческих церквей. Священником был определен сюда, указанный самими прихожанами, о. Симеон Берденников. Он начал свои действия совокупно с трудами о. Варлаама с 1июля 1839 года, – и в первый свой про­езд по чикойским селениям крестил 30 человек, и в каждую поездку преуспевал более и более. 1 августа о. Симеон совершал в Архангельской единоверческой церкви Божественную литургию и освя­тил воды Чикоя. На донесение о том священника, архи­пастырь писал: «С великою радостью приемлю весть, что единоверческий священник уже литургисает в сво­ей приходской церкви. За сие и на дело сие призываю благословение Божие». 16

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

В царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1603 году, при храме Воскресения Христова, в Кевроле, на реке Пинеге, жил игумен Варлаам. Он имел список с Владимирской иконы Богоматери, к которому питал большое уважение и с которым никогда не расставался. На старости лет, чувствуя, что время кончины его приближается, он задумал передать эту икону некоему юродивому Харитону, человеку праведной и богочестной жизни. Однако Бог устроил иначе. Однажды, придя в свою келью, Варлаам задремал; и вот он видит во сне, что двери кельи отворились, и некая Жена говорит ему: «Зачем ты, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай ее вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконой этой место Черной горы». Пробудившись от сна, Варлаам недоумевал, кто бы это был вдовый поп Мирон, ибо такого священника он не знал. Но по Божьему соизволению поп Мирон сам пришел к Варлааму. Он священствовал в деревне Юролы, версты за две от Черной горы, и в Кевролу пришел для сбора святительской дани. Когда он явился к игумену Варлааму, то последний стал расспрашивать его о Черной горе. Мирон отвечал: «Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места». Выслушав ответ Мирона, Варлаам в свою очередь поведал о видении, бывшем ему, и о том, что он по Божьему соизволению вручит ему Владимирскую икону. Сказав это, игумен повел Мирона в церковь, где находилась сия икона Богоматери, облачился в священные ризы и отслужил перед ней молебен. Горячо молился он перед образом Богоматери и затем отдал его Мирону, сделав на задней доске ее следующую надпись: «Божией милостью и молитвами Пресвятой Богородицы, Ее явлением, Воскресенской игумен Варлаам, Кеврольския десятины, благословил вдового попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея иконы, и по Ея явлению велел строити пустыню на Черной горе, где Она произволила». Взяв икону, Мирон отправился домой и поставил ее в церкви села Юролы; идти же на Черную гору он не мог вследствие зимнего времени и глубоких снегов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Здесь подвизался его прадед — иеромонах Серапион, который был современником преподобного Стефана Махрищского (†1406; пам. 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку в его юном возрасте. Ко времени игуменства Варлаама в монастыре было 60 человек братии. Царь Иоанн Грозный пожаловал в 1557 году 200 рублей на строительство каменного храма 56 . При копании рвов для нового храма совершилось обретение мощей преподобного Стефана Махрищского. Игумен Варлаам сообщил об этом Митрополиту Макарию, который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на Преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников 57 . Игумен Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие святого описанием совершившихся чудес. Свой труд он представил царю и Митрополиту Макарию. По благословению Митрополита Макария этот труд затем рассматривал игумен московского Даниловского монастыря Иоасаф, составивший ранее Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; пам. 15 июня). Игумен Иоасаф прибыл затем в Махрищский монастырь, на месте доработал Житие Преподобного и составил службу ему. Митрополит Макарий благословил затем их употребление 58 . Эти труды явились основанием для последовавшей в это время канонизации преподобного Стефана. В 1557 году, на праздник преподобного Стефана, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в монастырь церковную утварь, а царица Анастасия — облачения на престол и сосуды. Игумен Варлаам соорудил также кельи для братии монастыря. В 1560 году по благословению Митрополита Макария игумен Варлаам возрождал Троице-Авнежский монастырь преподобных Григория и Кассиана (†1392; пам. 15 июня), учеников преподобного Стефана Махрищского. В этом монастыре стараниями игумена Варлаама были устроены Троицкий храм с приделом Великомученика Георгия и Благовещенский храм, а также трапезная и кельи 59 .

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

На Литургии: зри устав первой службы. По запричастном стихе стихира иной службы, глас 2: Приими мя, пустыне: Преподобные отцы Варлаам пустынник, Иоасаф царевич Индийский и его отец Авенир. В Индии, некогда получившей Христову веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Долго не было у царя детей, и вот родился сын, которого он назвал Иоасафом. При рождении царевича мудрейший царский звездочет предсказал, что сын царя примет гонимую его отцом христианскую веру. Царь, желая предотвратить предсказанное, повелел выстроить для новорожденного отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и Его учении. В юношеском возрасте царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и тогда узнал, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело царевича на размышления о суетности и тленности земной жизни, и он стал задумываться над смыслом жизни. В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник по имени Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и прибыл в город, где находился дворец царевича. Преподобный Варлаам объявил, что привез с собой драгоценный камень, который обладает чудодейственными свойствами исцелять болезни. Когда преподобного Варлаама привели к царевичу Иоасафу, он стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и «от Святаго Евангелия и Святых Апостол». «Что такое Крещение?»– спросил царевич Иоасаф. Преподобный Варлаам отвечал: «Благодатный дар Крещения есть как бы корень или твердое основание святой и безупречной веры, спасающей человека от прирожденной способности грешить и от зла, происходящего от людских пороков. После Крещения следует воздерживаться не только от всякого греха, от всяких порывов страсти, но требуется подвизаться в добродетелях, имея основою своих действий правую веру, так как «вера без дел мертва» ( Иак. 2:20 ) равно как и дела без веры. После Крещения нужно хранить святость души и тела, смирение сердца, сокрушение о грехах, человеколюбие, бодрствование и постоянное раскаяние во всех совершенных грехах, подавать милостыню бедным. Крещение, смывая водою грязь грехов, уничтожает всякий их след, и на будущее время оно для нас есть несокрушимая стена и славное оружие против врагов. Сила его не уничтожается даже последующими новыми прегрешениями, для очищения которых не требуется нового погружения в купель, ибо мы исповедуем едино Крещение. Потому следует всеми силами остерегаться, чтобы снова не осквернить себя прегрешениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010