Церкви во имя прп. Сергия Радонежского (слева) и во имя вмч. Димитрия Солунского в Дымковской слободе Вел. Устюга. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Церкви во имя прп. Сергия Радонежского (слева) и во имя вмч. Димитрия Солунского в Дымковской слободе Вел. Устюга. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Архиеп. Иосиф (3 марта 1700 - 1718), занимавший Великоустюжскую кафедру в преклонных летах, оставил после себя епархию в неблагополучном состоянии. С 25 янв. 1719 по 13 янв. 1726 г. епархией управлял еп. Боголеп (Адамов) . При нем шло восстановление храмов Вел. Устюга, пострадавших во время пожара 1715 г., была начата перестройка Успенского кафедрального собора, продолжавшаяся более 10 лет. В 1725 г. в Вел. Устюге открылась архиерейская школа. По неск. лет управляли епархией епископы Лаврентий ( Горка; 22 мая 1727 - 1731), Сергий (Белоградский; 9 дек. 1731 - 6 окт. 1735). Еп. Лука ( Коношевич; 28 сент. 1737 - 9 марта 1738) основал в Вел. Устюге семинарию. Еп. Гавриил ( Русской; 9 марта 1738 - 28 февр. 1748) много внимания уделял церковному благочинию, заказал в Москве копию чудотворного образа Благовещения Пресв. Богородице (см. Благовещение «Устюжское», икона Божией Матери ), увезенного, как считалось, царем Иоанном IV Грозным в московский Успенский Собор (в XVIII в. икону ошибочно отождествляли с Устюжской иконой Божией Матери ). Копия в 1747 г. была поставлена в Успенском соборе в Вел. Устюге. Еп. Гавриил при помощи адм. методов вплоть до применения военной силы вел борьбу со старообрядчеством. Преследуя миссионерские цели, он поддерживал практику выбора священников в Коми крае из местных черносошных крестьян, знающих 2 языка, несмотря на то что рукоположение лиц податных сословий строго запрещалось законом. Еп. Варлаам ( Скамницкий; 28 февр. 1748 - 20 февр. 1761) развернул в епархии активную строительную деятельность. В 1748 г. разослал по мон-рям и церквам указ консистории (образована в 1744 из архиерейской канцелярии) от 16 июня, по к-рому обязывал духовенство содержать церкви в исправности и чистоте. Для повышения уровня грамотности среди духовенства еп. Варлаам издал указ об обязательном знании клириками «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса». С сер. XVIII в. контроль над приходским духовенством епархии осуществляли духовные правления (в Тотьме, Сольвычегодске, Яренске, Лальске) во главе с соборными протопопами. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни архиерея Синод велел совершать священнические и диаконские хиротонии ставленников В. е. Вологодским и Вятским архиереям.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Вениамин Сахновский 1739–1742 Варлаам Скамницкий 1743–1748 Антоний Илляшевич 1748–1755 Варфоломей Любарский 1758–1774 Лаврентий Баранович 1744–1796 Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Я ковлев-Орлин 1796–1804 Серафим Глаголевский 1804–1805 Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817 Амвросий Рождественский 1817–1822 Павел Павлов (Морев) 1823–1827 Кирилл Богословский-Платонов 1827–1832 Иоанникий Образцов 1832–1835 Нил Исакович 1835–1838 Неофит Соснин 1838–1851 Εлпидифор Бенедиктов 1851–1860 Агафангел Соловьев 1860–1866 Христофор Еммаусский 1866 Апполос Беляев 1866–1885 с 1880 года архиепископ Макарий Миролюбов 1885–1887 Сергий Серафимов 1887 Глазовское викариатствоУчреждено в 1889 году. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893 Симеон Покровский 1893–1894 Варсонофий Курганов 1894 Сарапульское викариатство Учреждено в 1868 году. 28 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872 Палладий Пьянков 1872–1877 Павел Вильчанский 1878 Нафанаил Леандров 1878 Тихон Донебин 1882–1886 Никон Богоявленский 1888–1889 Епископы (в Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891 Анастасий Опоцкий 1891–1893 Алексий Соболев 1893 Донская Учреждена в 1829 году. Кафедра в Новочеркасске. Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842 с 1830 года архиепископ Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847 Иоанн Доброзраков 1847–1867 Платон Городецкий 1867–1877 Александр Добрынин 1877–1879 Митрофан Вицинский 1879–1887 Макарий Миролюбив 1887–1894 Донат Бабинский-Соколов 1894 Екатеринбургская Учреждена в 1885 году. 29 Каферда в Екатеринбурге. Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888 Кирилл Орлов 1888 Поликарп Розанов 1888–1891 Афанасий Пархомович 1891 Екатеринославская Учреждена в 1775 году. 30   Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари 1775–1779 Никифор Феотоки 1779–1786 Архиепископы Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебренников 1786–1793 Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1793–1799 Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Синода точной справки с церковными канонами: «ежели преосвященный Димитрий, бывший епископ нижегородский пожелает ныне паки иметь епархию, то не противно ли будет св. правилам оную ему определить, о том с точным показанием донести за подписанием Св. правительствующего Синода присутствующими членами немедля». Возбужденный вопрос разрешился тем, что 21 июля того же года Димитрий, оставаясь синодальным членом, был назначен епископом рязанским, а в 1757 г. (22 октября) архиепископом новгородским и занял первенствующее положение в Св. Синоде, при совместном присутствии и Сильвестра, архиепископа с-петербургского. Пересматривая назначения синодальных членов в царствование императрицы Елизаветы Петровны легко подметить, что звания синодальных членов удостаивались и к присутствованию в Св. Синоде приглашались архиереи, ближайших к Петербургу и Москве епархий, так что в отношении к заместителям этих кафедр звание синодального члена является как бы наследственным,-наоборот епископы отдаленных от С-Петербурга и Москвы епархий не пользовались этим звание, хотя бы назначавшиеся на кафедры этих епархий лица прежде и были удостоены этого звания. В подтверждение этого предположения укажем примеры. В 1743 г. (24 февраля) бывший синодальный член Варлаам (Скамницкий) архимандрит Чудова монастыря по назначении его вятским епископом не сохранил сего звания, и на его место в Св. Синод назначен членом архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл Флоринский; равным образом в том же 1743 г. (10 сентября) бывший синодальный член Феофилакт архимандрит Ипацкого монастыря, по назначении воронежским епископом, заменен был Симоном Тодоровским, назначенным в Ипацкий монастырь настоятелем. В свою очередь бывший синодальный член Амвросий (Зертис-Каменский) архимандрит ставропигиального воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря, по назначении его вологодский епископом, хотя и оставлен по прежнему архимандритом упомянутого монастыря,-но о сохранении им звания синодального члена не сказано; это звание Амвросий вновь получил по докладу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Главнейшим принципом епархиального управления была строгость, что в тот страшный век было равнозначно жестокости. В течение всего XVIII в. для управления епархиями была характерна суровость по отношению к священникам, церковным слугам и чиновникам управлений, проступки которых влекли за собой телесные наказания. Бесчеловечным было правление Арсения Мацеевича в Ростовской епархии, не лучше проявил себя Амвросий Зертис–Каменский в Москве. Последнего духовенство просто ненавидело, как о том свидетельствуют многочисленные мемуары. Жестокостью отличались Павел Конюшкевич в Тобольске, Кирилл Флоринский в Севске, Пахомий Симанский в Тамбове (1751–1766), Гедеон Вишневский в Смоленске, Феофилакт в Воронеже (1743–1757), Варлаам Скамницкий в Вятке (1743–1748). Свирепость Архангельского епископа Варсонофия (1740–1759) зашла так далеко, что привлекла внимание председательствовавшего в Святейшем Синоде Амвросия Юшкевича. Киевский митрополит Арсений Могилянский слыл «мягким», ибо в наказание заставлял монастырское духовенство всего лишь колоть дрова  . По мнению П. Знаменского, методы епископского правосудия объяснялись самой системой администрации того века. «Не нужно забывать при этом и того, — пишет он, — что мы имеем дело с администрацией духовной, где в основе права лежит элемент религиозный, где действия власти весьма часто направляются чувством религиозной ревности, которое на известных ступенях цивилизации могло порождать действия очень жестокие и фанатические… Дух времени и крайнее унижение духовенства пред духовной администрацией налагали свою печать даже на духовные наказания, разного рода епитимии»  . Эта мысль заслуживает всяческого внимания, вместе с тем она содержит крайне низкую оценку морального уровня епископата XVIII в. Сколь сильно иерархи в самом деле были подвержены влиянию «духа времени», показывает критика Иннокентием Нечаевым, Гавриилом Петровым и Платоном Левшиным «Наказа» Екатерины II, а именно высказанного императрицей мнения, что религиозные проступки не должны быть наказуемы светским судом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– В тот же самый год, когда новгородцы сожгли Успенскую церковь , епископ Ростовский Григорий построил новую, также деревянную, которая после того еще дважды подвергалась пожарам: 1 августа 1490 и 29 июля 1496; в последний раз погибли все иконы (кроме чудотворной), книги и ризница. – Неизвестно, когда сооружен нынешний каменный собор, замечательный огромностью и великолепием. С 1682 по 1786 год церковь эта была кафедральной Великоустюжских епархиальных архиереев, которые тут и погребены, а именно: архиепископы – Геласий, Александр, Иосиф, Гавриил, и епископы – Боголеп, Лаврентий (Горка), Сергий, Варлаам (Скамницкий), и Феодосий (Голосницкий). Здесь же почивают под спудом мощи, Блаженного Иоанна, Христа-ради юродивого, Устюжского. ПРОКОПИЯ БЛАЖЕННОГО церковь , в уездном городе Великом Устюге, на берегу реки Сухоны. Она построена в XIV в. на том месте, где в 1303 году погребен блаженный Прокопий, Христа-ради юродивый, которого и св. мощи здесь почивают, под спудом. ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ церковь , в уездном городе Великом Устюге, на посаде, существует весьма давно; ибо здесь погребены местно-чтимые, праведные Иоанн и супруга его Мария, жившие в XIII веке. ВО3ДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, собор в уездном городе Сольвычегодске, на крутом берегу реки Вычегды. Церковь эта, по великолепию и древней архитектуре, заслуживает внимания. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, церковь в Сольвычегодском уезде, на устье реки Вычегды, при впадении ее в Северную Двину, в селении Котлас. Эта церковь замечательна тем, что она была первая из сооруженных в Зырянской земле св. Стефаном, Епископом Пермским, в XIV веке – и здесь этот новый Апостол начал свою проповедь язычникам. ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ церковь , в Сольвычегодском уезде, на берегу реки Вишеры, неподалеку от впадения ее в Вычегду, в Вишерском селении. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, свято чтимая во всей окрестности. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ церковь , в Яренском уезде, близ устья реки Выми, впадающей в Вычегду, в 33 верстах от Яренска, и в 73 от Устьсысольска, в селении называемом Устьвым, где имели постоянное пребывание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В течение всего XVIII в. для управления епархиями была характерна суровость по отношению к священникам, церковным слугам и чиновникам управлений, проступки которых влекли за собой телесные наказания. Бесчеловечным было правление Арсения Мацеевича в Ростовской епархии, не лучше проявил себя Амвросий Зертис-Каменский в Москве. Последнего духовенство просто ненавидело, как о том свидетельствуют многочисленные мемуары. Жестокостью отличались Павел Конюшкевич в Тобольске, Кирилл Флоринский в Севске, Пахомий Симанский в Тамбове (1751–1766), Гедеон Вишневский в Смоленске, Феофилакт в Воронеже (1743–1757), Варлаам Скамницкий в Вятке (1743–1748). Свирепость Архангельского епископа Варсонофия (1740–1759) зашла так далеко, что привлекла внимание председательствовавшего в Святейшем Синоде Амвросия Юшкевича. Киевский митрополит Арсений Могилянский слыл «мягким», ибо в наказание заставлял монастырское духовенство всего лишь колоть По мнению П. Знаменского, методы епископского правосудия объяснялись самой системой администрации того века. «Не нужно забывать при этом и того,— пишет он,— что мы имеем дело с администрацией духовной, где в основе права лежит элемент религиозный, где действия власти весьма часто направляются чувством религиозной ревности, которое на известных ступенях цивилизации могло порождать действия очень жестокие и фанатические... Дух времени и крайнее унижение духовенства пред духовной администрацией налагали свою печать даже на духовные наказания, разного рода Эта мысль заслуживает всяческого внимания, вместе с тем она содержит крайне низкую оценку морального уровня епископата XVIII в. Сколь сильно иерархи в самом деле были подвержены влиянию «духа времени», показывает критика Иннокентием Нечаевым, Гавриилом Петровым и Платоном Левшиным «Наказа» Екатерины II, а именно высказанного императрицей мнения, что религиозные проступки не должны быть наказуемы светским судом. Церковные же иерархи настаивали на необходимости светских наказаний в дополнение к В конце концов строгость архиереев по отношению к духовенству привлекла внимание Святейшего Синода.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

(1692-1695), Преображенский храм в Преображенском жен. мон-ре (1696), Царево-Константиновская ц. (1696), Богоявленский собор (1698). Для нужд строительства в 1677 г. при архиерейском доме был устроен кирпичный завод, такой же завод существовал при Трифоновом мон-ре, в 60-80-х гг. XVII в. в Хлынове работал колокололитейный завод. В 1676 г. еп. Иона благословил создание Верхокуринского мон-ря во имя арх. Михаила, в к-ром хранился образ арх. Михаила на камне, обретенный близ с. Курина. В 1693 г. архиерей основал в Орлове мон-рь в честь Нерукотворного образа Спасителя, в к-ром находился явленный на Вятке Нерукотворный образ Спасителя. В 5-ю неделю по Пасхе и 16 авг. из мон-ря совершался крестный ход с чудотворной иконой в часовню на месте явления иконы. В нояб. 1681 г. царь Феодор Алексеевич на Освященном Соборе предложил увеличить число архиерейских кафедр в России, в т. ч. учредить 2 кафедры в подчинении Вятского архиерея: в Соликамске (для ее обеспечения предлагались Преображенский и Вознесенский мон-ри) и на Кунгуре (для ее обеспечения предлагались «Тахтаровская» и Воздвиженская пустыни) (СГГД. Т. 4. 128. С. 393). Собор с предложениями царя не согласился. При архиеп. Ионе в 1690 г. были освидетельствованы мощи прп. Трифона . Почти сразу же после кончины архиеп. Ионы началось его почитание на Вятке. Вятский еп. Алексий (Титов) в 1720 г. просил Святейший Синод разрешить обращать в христианство удмуртов (вотяков), ходатайствовал об освобождении новокрещеных от податей; в следующем году Синод прислал на Вятку инструкцию о порядке миссионерства среди удмуртов. Много сделал для обращения удмуртов в христианство Вятский еп. Вениамин (Сахновский) . В 1741 г. он заложил в с. Елове новокрещенскую Троицкую ц., в к-рой служил свящ. Феодор Ившин, знавший удмурт. язык и энергично занимавшийся крещением удмуртов (в 1741-1746 он обратил в христианство более 2 тыс. чел.). Последующие Вятские архиереи продолжали заботиться о новокрещеных удмуртах. Еп. Варлаам (Скамницкий) ходатайствовал перед Синодом о посылке в построенные для новокрещеных церкви книг и утвари, защищал удмуртов от произвола светских властей.

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010