Особенно ярко указанный топос свт. Григория находит свое выражение в Истории (кон. 1360-х гг.) св. Иоанна Кантакузина , версия которого следующая: Он [Варлаам] пришел к одному из учеников безмолвствующих, совершенно лишенному разума, едва отличающемуся от бессловесных глупцу, не наделенному подобающим рассуждением. И притворился, что желает быть у него учеником и изучать путь исихии и законы послушания. Просьбами он убедил его, и ходил к нему немало дней. И после этого стал просить того невежду учить его об исихии, и таким образом за один день чуть ли не начал числить себя в исихастах. Тот же не заподозрил хитрости, прельстившись по чрезмерному легкомыслию, но стал, безумец, обучать лукавейшего и [рассказывал], что немного преуспевшие в исихии и безмятежно молящиеся воспринимают в душе некое неизреченное ликование и божественную радость и телесными очами видят свет, блистающий вокруг них. По иным [словам] Варлаам стал замечать великое безумие и невежество того человека, а услышав о свете, зримом телесными очами, нисколь не удержался в спокойствии, но начал натиск на исихастов вообще, называя [их] обманщиками, и лжецами, и мессалианами, и пуподушниками, искажающими правые догматы церкви, и всякое иное того же рода 131 . Кто же эти «простые монахи»? Об этом можно судить из писем самого Варлаама. А именно, сохранились письма Варлаама к прп. Игнатию Исихасту, где идет речь о встрече и сближении Варлаама ок. 1337 г. в Салониках с монашеским кругом прп. Игнатия, к которому Варлаам пришел для того, чтобы тот познакомил его с исихастским учением и практиками; также о событиях, связанных с знакомством Варлаама с кружком прп. Игнатия Исихаста, упоминается в письмах Варлаама к Давиду Дисипату . Переводы всех этих писем приводятся в настоящем издании. Известны два письма Варлаама прп. Игнатию. Согласно первому из них, IV письму Варлаама 132 , можно сделать вывод о каких-то расхождениях между Варлаамом и прп. Игнатием. Варлаам упоминает о сильном огорчении Игнатия относительно чего-то «случившегося недавно», вследствие чего Варлаам упрекает Игнатия в несоответствии идеалу исихии, проявляющемся в том, что он подвержен страстям, о чем свидетельствует его огорчение. В этом письме прослеживается более или менее явная полемика с исихастской антропологией (сам Варлаам в своих воззрениях, выражаемых в письме, исходит из платонической антропологической парадигмы), в связи с чем можно согласиться с А. Риго, полагающим, что упоминаемое Калабрийцем «огорчение» прп. Игнатия связано с их разногласием по тем вопросам, которые Варлаам поднимает в своем письме 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Много скорбей перенес святой Григорий Палама в борьбе с ересями, которые начали в то время волновать Церковь Божью. Особенно великую услугу оказал он Церкви обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, освещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе [ 9 ] и на лице Моисея после собеседования Его с Богом на Синае (Исх. 34:29–30). В это время на святую гору Афонскую прибыл из Калабрии [ 10 ], один ученый инок по имени Варлаам, который вместе со своими последователями возмутил хульными учениями мир в Церкви Христовой и спокойствие афонских иноков. В продолжение целых двадцати трех лет доблестный пастырь мужественно боролся с Варлаамом, и все многочисленные скорби, которые перенес за это время святой Григорий Палама, трудно даже подробно изобразить. Варлаам учил о Фаворском свете, что он был нечто вещественное, сотворенное, являвшееся в пространстве и окрашивавшее воздух, так как он был видим телесными очами людей, еще неосвещенных благодатью. Таковыми же, т. е. сотворенными, он признавал все действия Божества и даже дары Святого Духа: Духа премудрости и разума и т. д., не страшась низвести Бога в разряд тварей, ниспровергая свет и блаженство праведных в Царствии Отца Небесного, силу и действие Триипостасного Божества. Таким образом, Варлаам и его последователи нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и несозданное, а тех, которые этот Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением признавали не созданным, а присносущным [ 11 ], называли двоебожниками и многобожниками. Считая, напротив, веру афонских пустынников в созерцание света Божьего телесными очами и приготовление к тому чувственным образом [ 12 ] — заблуждением, Варлаам явно восстал и против них, и против молитвы, и против их таинственного созерцания. Но прежде, нежели клеветы Варлаама на афонских иноков сделались гласными, этот еретик, за предосудительное и укоризненное свое поведение с бесчестием был выслан патриархом. С гневом и скорбью Варлаам удалился в Фессалоники, распространяя и там свои клеветы на афонских иноков. Не имея собственных сил противостоять красноречивому и искусному в науках Варлааму, солунские иноки принуждены были вызвать с Афона божественного Григория. По прибытии в Фессалонику святой Григорий сначала действовал в духе кротости, но, увидев, что меры эти не действуют на упорного лжеучителя, приносящего столь сильные потрясения Церкви и ее законоположениям, начал истреблять возражения и клеветы Варлаама не только изустно, но и сильными писаниями, исполненными высоких истин и доводов божественных. Сам Варлаам, узнав их и почувствовав их силу, принужден был оставить афонских иноков в покое, но за то со всей силой восстал против святителя Божьего. Когда же и это не помогло, пристыженный Варлаам удалился в Константинополь, изустно и письменно жалуясь Константинопольскому патриарху Uoahhy XIV [ 13 ] на святого Григория и афонских иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в царство небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах. Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда Св. Варлаам принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им. За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения. Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами. Однажды, отправившись к Архиепископу, Св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав " " Он загладит вины свои в Хутыне " . Все тотчас же единодушно закричали: " Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму " . Освободив осужденного от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась.

http://pravicon.com/info-1913

Однако имеются данные, позволяющие предполагать иной ход событий, при котором не стоит допускать, что свт. Григорий говорил неправду. Обратим внимание на то, как тема «простецов» возникает в изложении споров Дисипатом: Тогда он [Варлаам. – Д. Б.] отошел к опровержению монахов и написал слова против такового Божественного света, желая доказать, что он материальный и тленный, заявляя, что этот свет не был вечным, но только тогда возник, дабы ученики [Христа], простые люди ( διται ντες), видели и удивлялись, и снова пропал, исчез и обратился в не-сущее 146 . Дисипат, который является источником более непредвзятых сведений о соответствующих событиях, чем свт. Палама, указывает, что Варлаам, критикуя позицию исихастов, утверждал, что Фаворский свет, будучи чувственным и тварным, был явлен Господом простецам-апостолам для того, чтобы те удивлялись, и, очевидно, посредством этого более утвердились в вере 147 . Исходя из этого свидетельства Дисипата можно предположить, что поскольку Варлаам допускал само существование Фаворского света и, насколько можно судить, допускал, что свет может явиться и ныне 148 , он мог говорить, что и нынешним исихастам, подобно тем простецам-апостолам, Господь являл Фаворский свет, чтобы восхитить их и таким образом более утвердить их в вере (вспомним упреки Варлаама в адрес прп. Игнатия о том, что тот неочищен и не свободен от страстей). Эти слова Варлаама могли дойти до Паламы та­ким образом, будто Варлаам заявлял о своих встречах с простецами-исихастами, в то время как на самом деле Варлаам мог говорить о том, что исихасты, с которыми он встречался, подобны простецам-апостолам в том отношении, что Господь также являл им Фаворский свет для их усовершения и очищения от страстей. Вопрос же о том, каким образом на версию событий, представленную Паламой, мог повлиять Калофет, остается для нас пока не проясненным. Со временем версия развития событий, описываемая Паламой, могла соединяться с изложением событий в V письме Варлаама, адресованном к прп. Игнатию Исихасту, в котором Варлаам, избегая прямых нападок на Игнатия, говорит о своей (вероятно, мнимой) встрече с безымянными исихастами (и в котором нет акцента на «простоте» безымянных исихастов, с которыми встретился Варлаам). Собственно, рассказ в Истории ромеев св. Иоанна Кантакузина 149 , как кажется, и представляет собой результат такого соединения: в своем изложении св. Иоанн ориентируется на V письмо Варлаама 150 , но имеет в виду, очевидно, и версию событий, представ­ленную свт. Паламой 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

20 декабря 1805 года назначен епископом Могилевским. 23 мая 1808 года возведен в сан архиепископа. В 1812 году преосвященный Варлаам, испытанный в борьбе с врагами Православия, не устоял в душевной крепости перед врагами России. Когда г. Могилев был занят французскими войсками, архиепископ Варлаам принес присягу на верность Наполеону и велел сделать это духовенству по всей епархии. Измена преосвященного Варлаама в некоторой мере оправдывается тем, что он хотел сохранить спокойствие в своей епархии. Намереваясь присягнуть Наполеону, он говорил своему секретарю: «Ты думаешь, что Россия будет благополучна?!.. Пусть будет благополучна; я один тогда буду несчастлив». Из этих слов видно, что не личной славы искал архиепископ Варлаам. При отступлении войск Наполеона город Могилев не был сожжен, как другие города России. В декабре 1812 года преосвященный Варлаам был призван на суд за измену. 1 мая 1813 года он был лишен сана архиерея и священства и простым монахом отправлен в Новгород-Северский Преображенский монастырь. После расстрижения Варлаам постоянно заливался слезами. В последние годы жизни он сделался очень раздражительным, а от непрестанного плача потерял зрение. Состояние несчастного узника ярко выразилось в распространенной среди волынского и черниговского духовенства песни, составление которой приписывали Варлааму в период его заточения. Слова этой песни характеризуют его внутреннее настроение, вполне доказывающее, что он не был и не мог быть отъявленным злодеем, а напротив – действовал только под влиянием внешних светских побуждений, против которых не в силах был устоять: Лестей твоих, свете, Я прежде не знал, И за верна друга Я тебя считал. … Нравом добротливым Многим услужил, Чаял себе верных, Тем врагов нажил. … Кругом врагов лестных Смотрит на мя глаз, Как-то я приметил И уже не раз. В глазах: брат, здоров! За глазами съесть готов; Аспидские речи, Летят, как картечи, Ах, за мною в след. В заключении своей песни он высказал мысль быть оправданным пред судом, если не настоящим, то будущим:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но, конечно, ни Яворский, ни Шевелев не были за­быты за свои услуги и были награждены. Были удостоены награждениями медалями, от щедрот всемилостивейшего Монарха – крестьяне Безбородов и Чебунин, содействовавшие обращению раскольников и устроению единоверческих церквей в Тарбагатае и в Урлукской волости. Тем более не были забыты главные деятели миссии против раскола – архимандрит Даниил, Всемилостивейше пожалованный орденом святого Владимира 3-й ст., и игумен Варлаам. Последнему преосвященный Нил исхо­датайствовал в 1844 году благословение святейшего Синода, 21 а в 1845 году о. Варлаам удостоен был на­граждения золотым наперсным крестом, от святейшего Синода выдаваемым. По кончине ревностных миссионеров, архимандрита Даниила и игумена Варлаама, обнаруживались плоды их полезной деятельности еще в Мухоршибирской волости. Старообрядцы Хараузского и Никольского селения приняли себе священника, поставленного по обряду Николо-Рогожской церкви в Москве, на правах единоверия, определенных указом святейщего Синода 6 февр. 1801 года. Священник был прислан из Ярославской епархии, Борисоглебского уезда, о. Роман Нечаев, который явился здесь пастырем добрым, но к сожалению не на долго. Он не успел привести в исполнение намерения луч­ших из своих прихожан об обращении Никольской часовни в церковь ; начались раздоры между никольскими и хараузскими старообрядцами. При всем своем усердии, верности и честности, о. Роман вынужден был умо­лять святейший Синод о своем возвращении на роди­ну,– и с дозволения святейшего Синода выехал отсюда. IV. Кончина игумена Варлаама В 1845 году старец Варлаам почувствовал в себе крайний упадок сил, но продолжал трудиться на пользу обители и окрестных жителей православных и единоверцев. В январе 1846 года он успел еще совершить миссионерское путешествие по селениям Урлукской воло­сти, где водворялось единоверие; но это было уже про­щание его с паствою собранных им в единое стадо словесных овец. О. Варлаам возвратился в обитель больным. Восстановить упадок старческих сил было невозможно. 23 января старец Варлаам, напутствованный в вечность св. тайнами, предал дух свой в руки Божии, в виду монастырской братии, состоявшей из 1 иеромонаха, 1 вдового священника и 1 иеродиакона. Кончина его была мирная, христианская. Тело его по отпетии предано было земле против алтарного окна с южной стороны придела Божией Матери. Над могилою его сделан впоследствии кирпичный памятник с чугунною плитою, на которой изображены главные черты его жизни. Эта плита устроена одним из почитателей подвигов старца, коммерции советником Яковом Андреевичем Немчиновым, проживающим в Кяхте. Всего пустынно­житель-миссионер трудился здесь около 25 лет; скончался на 71-м году от рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Значительно больше известно о третьем упоминавшемся в документах иерархе – епископе Варлааме Коссовском. Он вошел в историю как первый архиерей, скончавшийся после учреждения Синода Петром I, а также как первый православный иерарх «переступивший Ангару»: в 1707 году он был назначен управлять приходами в отдаленных сибирских землях в Иркутске и Нерчинске. Варлаам родился в Киеве в купеческой семье. Учился будущий тверской епископ в Киево-Могилянской коллегии (академии) и, возможно, в европейских иезуитских школах, поскольку знал греческий, польский и латинский языки. Архимандрит, а затем епископ и митрополит Варлаам был в числе многих украинских священнослужителей, которые заняли ведущие церковные должности в России после присоединения Украины в 1654 году, и особенно – в царствование Петра I. Царь-реформатор считал киевских схоластиков по-европейски просвещенными и ценил выше «московских невежд» при назначении на кафедры и в монастыри. Стоит только сказать, что в XVIII веке, начиная с Петра, среди епископата в российских епархиях насчитывалось почти 100 архиереев-украинцев. Варлаам Коссовский прибыл в Россию в 1702 году вместе со своим земляком Филофеем Лещинским, назначенным митрополитом Сибирским. Сначала Варлаам стал архимандритом в Тобольске, а в 1707 году митрополит Филофей добился в Москве назначения Варлаама своим викарием в Иркутске, который тогда не имел собственной епархии. Итогом недолгого управления Варлаамом приходами в Забайкалье, стало рукоположение им священников из местных жителей, освящение Тихвинской церкви в Иркутске и благословение на постройку первого в городе каменного храма. Самовольно вернувшись в Москву, благодаря покровительству Стефана Яворского, Варлаам в 1714 году был назначен на богатую Тверскую кафедру. В 1720 году незадолго до кончины Варлаам был переведен в Смоленск и принял титул митрополита. Примерно треть населенных пунктов Клинского уезда, согласно документам XVII века, являлась монастырскими вотчинами и владениями Тверского Архиерейского Дома. В 1764 году все эти земли, включая Борщево, были изъяты из церковного владения Екатериной II и отошли государству. С 1775 года борщевские крестьяне подчинялись казенной палате, а с 1837 года – палате государственных имуществ. Таким образом, жители значительной части Клинского уезда еще до отмены в России крепостного права пользовались большей личной и экономической свободой, чем другие землепашцы.

http://sobory.ru/article/?object=08171

После окончания евномианского спора вопросы, связанные с гносеологией, т. е. с теорией познания, в христианском богословии не поднимались практически 1000 лет. Ровно через 1000 лет вновь возникает спор о границах и характере нашего познания о Боге. Этот спор связан с именами святителя Григория Паламы и его главного оппонента — калабрийского монаха Варлаама. 2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского Варлаам, грек по национальности, ученый человек, происходил из Калабрии (Калабрия — историческая область в Италии). Он был православного исповедания. Будучи националистически настроен, он переселился из Италии на территорию тогдашней Византии, в Константинополь, интеллектуальный центр христианского Востока, но образование, которое получил Варлаам на Западе, было ориентировано не столько на святых отцов, сколько на схоластические методы обучения. Как большинство западных богословов того времени, Варлаам находился под сильным влиянием блаженного Августина. Блаженный Августин был первым богословом, который отказывался различать в Боге сущность и энергию. Он считал, что это противоречит учению о простоте, единстве, целостности божественной сущности. В этом отношении Августин оказался даже ниже своих языческих учителей, по которым он учился философии, таких, как, скажем, Плотин, который такое разделение в Божестве " между сущностью и энергиями проводил. Отсюда Варлаам сделал вывод, что Божественная сущность несообщима, совершенно непознаваема, в этом он был согласен с Восточными отцами, однако, поскольку он отрицал в Боге различение между сущностью и энергией, он утверждал, что энергии Божества суть некие сотворенные божественные силы. Поводом для столкновения явился исихастский спор. Варлаам побывал на Афоне и ознакомился с практикой афонских монахов, которые в умных видениях созерцали нетварный, как они были уверены, Божественный Свет. Варлаам посчитал это проявлением невежества и высмеял афонских подвижников в своих памфлетах. На защиту достоверности опыта православных подвижников и встал святитель Григорий Палама.

http://sedmitza.ru/lib/text/431682/

Сам находясь в ссылке, Владыка помогал, чем мог, другим репрессированным за веру: кому деньгами и вещами, а кому посылая для помощи своих духовных чад. В воспоминаниях о жизни церковной Вологды 30–40-х годов протоиерей Алексий Резухин, в то время иподиакон вологодского архиерея, так писал о владыке Варлааме. «Среди находящихся на вольном поселении в Вологде были в одно время, в 1934–35 годах, два архиерея – архиепископ Варлаам (Ряшенцев) и епископ Евгений (Кобранов). Оба они ходили молиться в храм на Богородском кладбище. Никакого участия в богослужении они, конечно, не принимали. Архиепископ Варлаам был в возрасте 55–56 лет, худощавый, прямой, среднего роста, седой, с небольшой полной бородой, с мелкими чертами лица, заостренным носом и удивительно чистыми небольшими голубыми глазами. Волосы на голове у него были редкие и длинные. Я видел Владыку всего несколько раз в летнюю пору. Он ходил в храм только к ранним литургиям, а я всегда к поздним, притом он ходил только в праздничные дни и стоял в конце храма с правой стороны у стола, где лежали поминальники, чуть-чуть впереди нищих. Одет Владыка был в серый, самый простой плащ, из-под которого выглядывал черный подрясник. На голове у него была черного цвета поношенная скуфья. Владыка был очень скромным, осторожным, ни с кем в храме не заводил знакомства и не разговаривал, вел себя так, что можно было его и не заметить, выходил со службы и сразу же смешивался со всеми. Квартировал он на улице Транспортной. Владыка Варлаам, как потом я узнал, был видным архиереем и старцем. Когда я поступил учиться в Богословский институт, то там встретился с пожилым москвичом, интеллигентным церковным человеком. Узнав о том, что я из Вологды, он, возгоревшись духом, сказал: „Там же был архиепископ Варлаам!” Далее он восторженно сообщил, что владыка Варлаам был большим старцем, духовным руководителем многих москвичей. В Вологде я знал монахиню Капитолину, алтарницу Рождественско-Богородской церкви сороковых-семидесятых годов. Как-то в разговоре с ней выяснилось, что она была духовной дочерью архиепископа Варлаама и многие вологодские монахини были руководимы этим старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А вскоре последовало открытие мощей преподобного Стефана Махрищского. Царь Иоанн Грозный пожаловал в 1557 году 200 рублей на строительство каменного храма 7 . При копании рвов для нового храма совершилось обретение святых мощей преподобного. Игумен Варлаам сообщил об этом митрополиту Московскому Макарию , который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников 8 . Игумен Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие преподобного Стефана описанием совершившихся чудес. Свой труд он представил царю и митрополиту Макарию. По благословению митрополита Макария этот труд рассматривал игумен Даниловского монастыря Иоасаф, составивший ранее Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; память 15 июня). Игумен Иоасаф прибыл затем в Махрищский монастырь и на месте доработал Житие преподобного, составив также и службу ему. Митрополит Макарий благословил затем соборне их употребление, что явилось канонизацией преподобного Стефана 9 . В 1558 году был освящен новый храм. Царь Иоанн Грозный прислал в монастырь церковную утварь, а царица Анастасия – облачения на престол. Этот и другие вклады свидетельствуют о почитании царем сподвижника Радонежского чудотворца преподобного Стефана Махрищского. При игумене Варлааме в обитель делались вклады, а также было приобретено недвижимое имущество 10 . Деятельный игумен Варлаам соорудил также келлии для монастырской братии. Согласно Вкладной монастырской книге игумен Варлаам в 1559 году ездил «ко Государю бити челом и звати к празднику, и великий Государь приказал дать 5 рублей братии на милостину. Того ж года игумен был у Государя со святою водою, за что пожаловал Царь 5 рублей» 11 . В 1560 году по благословению митрополита Макария игумен Варлаам возрождал Троице-Авнежский монастырь преподобных Григория и Кассиана, учеников преподобного Стефана Махрищского. В этом монастыре стараниями игумена Варлаама были устроены Троицкий храм с приделом великомученика и Победоносца Георгия и Благовещенский храм, а также трапезная и келлии 12 . «Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия» 13 . Позднее, при освящении построенного храма, на праздник Покрова, получил исцеление страдавший глухотой некто Михаил 14 . Авнежская обитель, возрожденная игуменом Варлаамом, была затем приписана к Махрищскому монастырю, а преподобные Григорий и Кассиан были причислены к лику святых 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010