Тут подошел к нему начальник почтовой конторы и, передавая ему телеграмму, спросил: «Знаете ли, о. Варлаам, что ваш настоятель скончался, вот телеграмма». В первую минуту эту весть о. Варлаам принял спокойно, но когда он вернулся в имение и по старце стали служить панихиду, он рыдал навзрыд, и все следующие дни был в безысходной скорби и от утраты такого старца, и от того, что не будет при его погребении. Часть ночи с субботы на воскресенье о Варлаам с прочней братией провел в молитве в течение 3 часов, а потом лег спать. И тут же с необыкновенной ясностью представился ему о. Иона. Он видел себя в том же усадебном доме, и к нему вышел живым о. Иона и сказал ему: «Я не умер, а я жив, хотя отошел от вас телом, но духом я с вами». Старец вышел в палисадник и благословил о. Варлаама. Целуя его руку, о. Варлаам ощутил необыкновенную жизненность и мягкость в этой руке. Тут собралась вся братия, жившая в усадьбе, и стала плакать, говоря: «Батюшка, Вы умерли?» А он в ответ произнес те же слова. О. Варлаама он поставил по правую сторону от себя и начал говорить братии: «Живите все в мире, в согласии, в целомудрии, в любви, с усердием проходите послушание, не оставляйте назначенного правила, и все будете в Царствии Небесном». Потом старец пригласил о. Варлаама с двумя монахами на мельницу монастырскую на лодке. Проезжая пруд, о. Варлаам по неосторожности, правя лодкой, веслом брызнул старцу на его больную ногу, и старец просил грести осторожнее. Тут сон прекратился. О. Варлаам проснулся с такою радостию, какой не переживал за всю свою жизнь и какой не испытывал и тогда, когда старец был живым и ему приходилось со старцем долго беседовать. Иеромонах Аверкий Когда расширяли наш большой храм (1897 г.), шла работа, по другую же сторону шла служба. Я в это время нес послушание пономаря. Был полиелей перед днем иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (на среду). Прошло несколько дней, и под первое воскресенье за всенощной о. Иона меня спрашивает в своей алтарной келье: «Не заметил ли ты, когда на прошлую среду был полиелей на «Все скорбящих», стояла ли особого вида Монахиня»? – «Не знаю, батюшка, много монахинь было.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Корнилий определён 23 дек. 1659. 21 Солдовский, Жукова Успенская пустынь, на реке Солде, в Галицком уезде, основана в 1515 г., упразднена в 1764 г. [VI, 2.] Игумены Евфимий , 1514–34. Герасим , 1540–51. Иродион , 1584–86. Адриан , 30 авг. 1587. Корнилий , 1597–1603. Евфимий , 1607–14. Антоний , 1623. Герасим , 1634–41. Антоний , в мар. 1652. Корнилий , строит., 1659 и 60. Иоасаф , в янв. 1677, 1689 и 90, 1702 сент. Варлаам , строит., 20 нояб. 1691. Варлаам , 1721–24. Герасим , строит., 1735–38. 22 Игрицкий Богородичный («что на Песошне» в исх. XVII века и 1738), от Костромы в 15 верстах, основан около 1624 г. После мнтрь 3-го класса. [IV, 287; V, 525.] С 1847 г. 2-го класса. Игумены Гурий (строит.) 1624–45 (он же в 1634), в июле (sic) 1653. Варлаам определён 24 июня (sic) 1634 (упом. при патриархе Никоне , sic). Авраамий , в авг. (sic) 1659, в окт. 1660, в окт. 1665. Варлаам , 1670. Патермуфий , 1672 и 73. Логгин , 1677–83. Сергий , 1683–86 (бывший 1694, 98). Иоаким , 1687. Афанасий , 1690–1701. Сергий , бывший архим. Дмитровского Борисоглебского монастыря, упом. 1704–8. Иосиф , в апр. 1721. Иоасаф (строит.) 14 июля 1724 перев. в Авраамиев. Иосиф 1738 уволен, за дряхлостью. Варлаам определён 9 апр. 1738. Досифей , 1746–60. Киприан , архим., из Новозаозерского, с 20 мая, 14 окт. 1760, потом уволен в Чухломский Авраамиев. Иона , 1762–64, перев. в Галицкий Новозаозерский. Рафаил , в авг. (sic) 1766. Антоний в мар. 1781 перев. из Чухломского Авраамиева. Парфений , строит., 1802 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , строит., 1809 перев. в Луховский Тихонов. Порфирий , 1838–50. Агафангел перев. из Богоявленского, 1850–54. Порфирий , 1855–58. Порфирий Соколовский 21 поло. 1858 хирот. в викария Московского. Викторин , 1859–61. Вениамин , 1862. Вениамин Благонравов 5 февр. 1862 назначен 279 еписк. Селенгинским, викарием Иркутским. Иосиф , 1863–66. С 1866 управляет викарий Костромской епархии. Песочного Анастасий перев. из Железноборовского, 1754–57. Варлаам жил на покое 22 года в Саровской пустыне; † 4 мая 1765. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около сороковых годов XIV века в Константинополь из Калабрии прибыл образованный монах Варлаам . Побывав в Фессалониках, он посетил Афон. Здесь один простодушный пустынник, проводивший жизнь созерцательную, сообщил ему, что афонские пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными приемами. А именно, садясь в углу своих келий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на определенную точку тела (пуп), удерживают по возможности дыхание и впадают в грусть. Затем, если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью, ибо при этом они созерцают особый блистающий свет, который проникает в их сердце, и который они называют несотворенным, божественным. Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя исихастами 15 . Варлаам, выпытавший у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять афонских монахов в ереси мессалианской, называя их исихастами. Он даже донес о них императору Андронику III Палеологу (1328–1341 гг.) и Константинопольскому Патриарху Иоанну Калека. В 1341 году в Константинополе был созван Собор по этому делу. Сторону афонских монахов принял известный тогда святогорец Григорий Палама , державшийся вместе с афонскими монахами созерцательно-мистического направления в богообщении. Возражая Варлааму, он говорил, что тот свои сведения об искусственном приготовлении к созерцанию божественного света заимствовал от простых монахов, а не от образованных; в то же время и Палама утверждал, что видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть божественный, несотворенный, нематериальный, но реально видимый, а не галлюцинация, как утверждал Варлаам. Такой, например, свет был на Фаворе во время Преображения Господня, который видели апостолы. Варлаам обвинял после этого и самого Паламу в двубожии. На состоявшемся в 1341 году Константинопольском Соборе присутствовали Палама и Варлаам. Здесь об афонских старцах-исихастах не велись рассуждения. Полемика касалась чисто теоретического вопроса, а именно видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть ли свет божественный и несотворенный или сотворенный. Палама доказывал, что Существо Божие невидимо, те же атрибуты, при которых Оно проявляется, как например, свет, видимый телесными очами, есть принадлежность Божества, и Его несотворенная вечная энергия, благодатно сообщаемая человеку. Варлаам продолжал утверждать, что свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что он есть творение, так как, кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение Паламы ведет к двубожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как говорит церковный историк Е. Голубинский, о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден “Исак Жидовин”, но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 40 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). “По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь, а затем церковь Антония Египетского с трапезной” 41 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 42 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 43 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: “ино­ки” Аграфены, жены Семена Гаврилова. “Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день” 44 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини-“инокини” Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данила Карпов 45 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кри­во­борского 46 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, “и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити”. Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 47 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополич дьяк Стрига “Кипреянов сын”, митрополич дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 48 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

В другом летописце говорится: “Того же лета Варлаам Митрополит Митрополию оставил, съехал на Симоново, и оттуду князь великии Василеи Иванович всеа Русии послал его к Спасу на Каменье” 52 . Посол австрийского императора Сигизмунд Герберштейн писал о Митрополите Варлааме, назвав его, правда, Варфоломеем: «В то время, когда я исполнял в Москве обязанности посла цесаря Максимилиана, Митрополитом был Варфоломей, муж святой жизни. Когда государь нарушил клятву, данную им и Митрополитом князю Щемячичу, и допустил нечто другое, что, по-видимому, являлось нарушением власти Митрополита, то этот последний явился к государю и сказал ему: “Раз ты присвояешь всю власть себе, то я не могу отправлять своей должности”. При этом он протянул ему посох, который носил наподобие креста, и отказался от своей должности. Государь принял немедленно и посох, и отказ от должности и, наложив на бедного Митрополита цепи, тотчас отправил его на Белоозеро» 53 . Исследователи отмечают неточность в изложении С. Гер­бер­штейна, поскольку поимание Щемячича произошло уже при Митрополите Данииле. Поэтому А. А. Зимин пишет: “Тут явная хронологическая путаница: Шемячичу князь великий нарушил клятву позднее. Очевидно, речь шла о том, что Василий III собирался нарушить ее и принуждал к этому Митрополита, на что тот не пошел” 54 . При Иоанне III отношения Москвы и Крыма при наличии общего врага, Золотой Орды, были дружественны, но затем характер их меняется. Новгород-Се­вер­ский князь самостоятельно сносился с крымским ханом и его мурзами, во время нашествия крымчаков в 1521 году он не предупредил великого князя о грозящей беде. Это и определило его судьбу 55 . Митрополит Варлаам был “сведен” с престола 17 декабря 1521 года, а Новгород-Северский князь Василий Иванович Щемячич “пойман” в апреле 1523 года, однако связь между этими событиями весьма вероятна 56 : судьбу Щемячича решило его поведение в июле — августе 1521 года, когда Москву осаждали крымские отряды Мухаммед-Гирея 57 , и причиной сведения Варлаама могло быть нежелание Митрополита участвовать в “поимании” Щемячича. Весной 1523 года новый Митрополит Даниил дал Новгород-Северскому князю охранную грамоту, по которой Щемячич приехал в Москву и, в нарушение клятвы великого князя и Митрополита, был арестован 58 . Митрополит Варлаам недолго прожил в Симоновом монастыре, а затем был переведен в вологодский Спасо-Каменный монастырь 59 . Скончался Митрополит Варлаам в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере в Вологодской епархии. Об этом говорится в кратком летописце: “В лето 7041 (1533) преставися бывший Митрополит Варлаам месяца марта в 24 день, канун Благовещения Пресвятыя Богородицы” 60 . Гробница Митрополита Варлаама в монастыре не сохранилась. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Акты феодального землепользования и хозяйства XIV–XVI веков.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

Преп. Варлаам был постоянным другом и советником владык Новгородских, из коих ближе всех к нему былъ архиепископ Антоний, избранный на кафедру Софийскую из числа иноков обители Хутынской и трижды низводимый с неё по своеволию народному. В глубокой уже старости преп. Варлаам пожелал соорудить в Хутыне новый храм; каменный во славу Преображения Господня и начал строить его на месте деревянной, обветшалой церкви, созданной им при начале обители, но так как дни его жизни склонялись уже к концу, то и не пришлось ему видеть окончания здания, которое при его жизни, доведено было только до сводов. Чувствуя приближение смерти, Варлаам созвал к смертному одру учеников своих, дал им последнее наставление, назначив вместо себя настоятелем обители одного из сих учеников Антония, предал Богу праведную свою душу 6-го ноября, 1243 г. по исполнении 86 лет от роду. Мнение, что преп. Варлаам скончался в 1192 году, ошибочно; так как этим годом должно означаться время основания им обители Хутынской. Постоянное общение преп. Варлаама с архиепископом Антонием, восшедшим на Софийскую кафедру не ранее 1212 года из иноков Хутынской обители и записка в летописи Новгородской, что архиепископ Спиридон со священным клиром погребал на Хутыне у св. Спаса раба Божия Варлаама в 1243 году, дают повод достовернее полагать, что преп. Варлаам скончался в это время, хотя и есть разность в числах погребения между летописью и житием его. Во всяком случае несомненно то, что блаженный Варлаам скончался в глубокой старости и был погребен с величайшим торжеством. Сам архиепископ со всем священным собором и монашествующими всех обителей, какие только обретались внутри и вне города, и можно даже сказать, что весь город, почти до последнего человека, всякого возраста, звания и пола, находился при погребении Богоносного отца Варлаама в Хутынской обители. Плачь народный заглушал погребальные песнопения; но от множества возженных свечей и благовония фимиама; светлым торжеством представлялось погребальное действие. День сей остался приснопамятным в предании народном.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда – беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Корчма на литовской границе МИСАИЛ и ВАРЛААМ, бродяги-чернецы; ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ, мирянином; ХОЗЯЙКА. ХОЗЯЙКА Чем-то мне вас потчевать, старцы честные? ВАРЛААМ Чем Бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина? ХОЗЯЙКА Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу. (Уходит.) МИСАИЛ Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница литовская, до которой так хотелось тебе добраться. ГРИГОРИЙ Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен. ВАРЛААМ Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил да я, грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино… да вот и оно!.. МИСАИЛ Складно сказано, отец Варлаам. ХОЗЯЙКА (входит) Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье. МИСАИЛ Спасибо, родная, Бог тебя благослови. Монахи пьют; Варлаам затягивает песню: Как во городе было во Казани… ВАРЛААМ (Григорию) Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? ГРИГОРИЙ Не хочу. МИСАИЛ Вольному воля… ВАРЛААМ А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку… Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.

http://azbyka.ru/fiction/boris-godunov-p...

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В монастырской ксенодохии (странноприимнице), он отыскал краткое житие Стефана, написанное на свитках бумаги иеромонахом Серапионом, современником Преподобных: Сергия и Стефана. Сей Серапион был прадед Варлаама и Варлаам, во время отрочества своего, многое слышал о Стефане из уст столетнего старца. Варлаам переписал житие Преподобного, составил запись о чудесах, бывших до него и при нем от гроба его, и представил свой труд Царю Иоанну Васильевичу и Митрополиту Макарию. Митрополит, пересмотрев записи, полное житие Стефана и службу ему составить поручил иеромонаху Иоасафу, Данилова монастыря игумену, который уже известен был своим описанием чудес, бывших от мощей Григория и Кассиана, Авнежских чудотворцев, учеников Стефана Махрищского. Иоасаф пришел в Махру и в обители собрал, по возможности, сведения о житии Стефана и написав житие и службу, представил Митрополиту Макарию, который предписал – ввести оные в употребление и житие читать па всенощном бдении в день памяти Преп. Стефана, 14 июля. Вера Варлаама в молитвенное предстательство Преп. Стефана засвидетельствована чудодейственными знамениями. В 1557 году, когда «бысть глад по всей земле», ко дню Пятидесятницы собралось в Махрищский монастырь более двух тысяч богомольцев. Варлаам строго соблюдал устав Преподобного, завещавшего не отпускать бедных из монастыря без пищи; но тут узнал от трапезного брата Симеона, что в монастыре – хлеба немного, что его не достанет и для тысячи человек. Совершив Божественную Литургию, Варлаам подошел к гробу Преподобного и со слезами молил его, дабы он благословил пропитать малыми хлебами всех пришедших на праздник. После сего, Варлаам велел Симеону уготовить трапезу для всех; Симеон глумился и укоряя игумена, в неверии говорил: «Как можно таким малым количеством хлеба насытить столько народа? На утро не останется в монастыре и пол-хлеба и ни одной чаши пития; что тогда мне делать?» Но Бог даровал по вере Варлаама. Часть народа поместилась с братией в трапезе, а большая часть возлегла в монастыре; и когда игумен благословил трапезу, – все начали вкушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 14-м и 15-м веке упражнение в умном делании почти совсем было забыто даже между монашествующими. Чтобы умное делание совсем не было предано забвению, отцы 14-го и 15-го веков подробно письменно изложили учение об этом спасительном делании. Но уже в то время среди монахов и мирян нашлись люди, которые не могли в силу своей плотяности правильно понять учение об умной молитве и поэтому стали восставать против него. Когда преподобный Синаит Григорий в 14 веке пришел на святую Афонскую гору и, заметив, что умное делание совершенно оставлено иноками, стал сообщать учение об Иисусовой молитве ревностным подвижникам, то они сначала воспротивились ему. Афонцы, привыкшие придавать телесному подвигу большое значение, не могли сразу же принять учение о духовном делании, и поэтому преподобному Григорию пришлось понести много трудов для восстановления забытого умного делания среди афонских монахов. Умное делание во все века для плотского и душевного разума, зараженного самомнением, кажется странностью и безумием. Дух злобы, зная, сколь велико действие Иисусовой молитвы, всегда старался с чудовищным неистовством через людей, предавшихся его воле, восстать против умного делания и истинных его последователей. Чтобы с большой очевидностью показать, как превратно плотской и душевный разум понимает духовное учение об Иисусовой молитве, еп. Игнатий приводит следующий пример из церковной истории. В 14-м веке некоторый западный монах Варлаам из Калабрии прибыл в Солунь, город восточной греческой империи. Здесь он отвергся латинства и принял православие. Написав несколько сочинений в доказательство правоты Восточной Церкви, Варлаам заслужил доверие императора Кантакузена. Вскоре Варлаам отправился на Афон для ознакомления с православным монашеством. На Афоне Варлаам узнал у одного монаха-простеца о вещественных пособиях, которые употребляли афонские монахи при упражнении Иисусовой молитвой. Приняв вещественные пособия за сущность дела, а духовные видения за видения вещественные, Варлаам донес об этом императору, как о важном заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010