Главнейшим принципом епархиального управления была строгость, что в тот страшный век было равнозначно жестокости. В течение всего XVIII в. для управления епархиями была характерна суровость по отношению к священникам, церковным слугам и чиновникам управлений, проступки которых влекли за собой телесные наказания. Бесчеловечным было правление Арсения Мацеевича в Ростовской епархии, не лучше проявил себя Амвросий Зертис–Каменский в Москве. Последнего духовенство просто ненавидело, как о том свидетельствуют многочисленные мемуары. Жестокостью отличались Павел Конюшкевич в Тобольске, Кирилл Флоринский в Севске, Пахомий Симанский в Тамбове (1751–1766), Гедеон Вишневский в Смоленске, Феофилакт в Воронеже (1743–1757), Варлаам Скамницкий в Вятке (1743–1748). Свирепость Архангельского епископа Варсонофия (1740–1759) зашла так далеко, что привлекла внимание председательствовавшего в Святейшем Синоде Амвросия Юшкевича. Киевский митрополит Арсений Могилянский слыл «мягким», ибо в наказание заставлял монастырское духовенство всего лишь колоть дрова  . По мнению П. Знаменского, методы епископского правосудия объяснялись самой системой администрации того века. «Не нужно забывать при этом и того, — пишет он, — что мы имеем дело с администрацией духовной, где в основе права лежит элемент религиозный, где действия власти весьма часто направляются чувством религиозной ревности, которое на известных ступенях цивилизации могло порождать действия очень жестокие и фанатические… Дух времени и крайнее унижение духовенства пред духовной администрацией налагали свою печать даже на духовные наказания, разного рода епитимии»  . Эта мысль заслуживает всяческого внимания, вместе с тем она содержит крайне низкую оценку морального уровня епископата XVIII в. Сколь сильно иерархи в самом деле были подвержены влиянию «духа времени», показывает критика Иннокентием Нечаевым, Гавриилом Петровым и Платоном Левшиным «Наказа» Екатерины II, а именно высказанного императрицей мнения, что религиозные проступки не должны быть наказуемы светским судом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Не нужно забывать при этом и того, что мы имеем дело с администрацией духовной, где в основе права лежит элемент религиозный, где действия власти весьма часто направляются чувством религиозной ревности, которое на известных ступенях цивилизации могло порождать действия очень жестокие и фанатические. Мера так называемого смирения далеко не определена была законными пределами и в большинстве случаев зависела от степени нравственно-религиозного возмущения, какое производил в душе начальствующего лица тот или другой проступок подчиненного; стало быть, здесь, что называется, была душа мера. Известно, что и теперь еще эта часть нашего церковного законодательства весьма неразвита и дает большой простор личному усмотрению епархиальной власти. В XVIII же в. едва ли не у каждого архиерея был свой кодекс наказаний, сообразовавшийся с его личными понятиями о важности свящ. сана и преступности того или другого проступка; один больше всего вооружался против пьянства, другой против нарушений церковного порядка и обрядности и т. д. От этого мы часто встречаем примеры совершенно одинаковых наказаний и за тяжкие и весьма легкие вины. В 1748 г. епископ Вологодский Варлаам Скамницкий разослал по епархии циркуляр о сохранении благочиния духовенством, где наряду с крупными отступлениями от благочиния назначается одинаковое „наижесточайшее телесное наказание» между прочим и за ношение священнослужителями грубых сермяжных и раздранных одежд 891 . В 1753 г. Арсений Мациевич ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомстве за несмотрение его наказать в консистории пенками; так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для большей упругости намачивались в горячей смоле. 892 Тем же характером проникнуты были и действия второстепенных властей. Телесные наказания были употребляемы всеми высшими в отношении к низшим, хоть бы наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

АСТРАХАНСКАЯ 07.09.1727 08.06.1730 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 08.06.1730 13.04.1731 ПСКОВСКАЯ 13.04.1731 12.01.1739 Варлаам Новгородский СОЛИКАМСКАЯ 05(18)06.1919 Св. Варлаам Петров ТОБОЛЬСКАЯ 05.10.1768 27.12.1802 Варлаам Пикалов НОВОСИЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1921 11(24)08.1924 в/у ВОЛЬСКАЯ (1923) ЕФРЕМОВСКАЯ 11(24)08.1924 26.02(11.03)1925 КАШИРСКАЯ 26.02(11.03)1925 22.10(04.11)1926 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ РЫБИНСКАЯ 12(25)07.1934 12(25)11.1935 ПСКОВСКАЯ 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 РЫБИНСКАЯ, паки 30.11(13.12)1935 16(29)08.1936 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 Варлаам Покровский ДРИССНЕНСКАЯ, обн. 04.1930 в/у ПОЛОЦКАЯ, обн. 02(15)06.1930 07.1930 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)02.1932 07(20)07.1934 МОЗЫРЬСКАЯ, обн. 07(20)07.1934 06.1935 МОЗЫРЬСКАЯ, обн., паки 23.07(05.08)1935 09.1935 Варлаам Рогов ЯРОСЛАВСКАЯ 05.06.1587 25.03.1603 Варлаам Ряшенцев ГОМЕЛЬСКАЯ 13.01.1913 16(29)04.1919 МСТИСЛАВСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ МСТИСЛАВСКАЯ, обн. ПСКОВСКАЯ 21.08(03.09)1923 12.1924 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ, паки 01.1924 12.1924 ПЕРМСКАЯ 30.06(13.07)1927 11(24)11.1927 в/у ЛЮБИМСКАЯ 12.1927 29.03(11.04)1928 в/у ЛЮБИМСКАЯ, паки 17(30)05.1928 25.08(07.09)1929 Варлаам Скамницкий ВЯТСКАЯ 27.02.1743 28.02.1748 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 28.02.1748 20.02.1761 Варлаам Сторорушин ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1620 09.07.1652 Варлаам Успенский ЧИГИРИНСКАЯ 31.01.1845 30.06.1845 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.06.1845 04.12.1854 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.12.1854 07.10.1862 ТОБОЛЬСКАЯ 07.10.1862 12.04.1872 Варлаам Чернявский ТОТЕМСКАЯ 16.02.1875 09.09.1876 ВЫБОРГСКАЯ 09.09.1876 26.07.1880 МИНСКАЯ 26.07.1880 21.05.1889 Варлаам Шишацкий ЖИТОМИРСКАЯ 03.06.1795 29.12.1805 МОГИЛЕВСКАЯ 20.12.1805 05.12.1812 Варлаам кн. Эристави ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08.07.1811 14.05.1817 Варлаам Ясинский КИЕВСКАЯ 31.08.1690 22.08.1707 Варнава Беляев ВАСИЛЬСУРСКАЯ 16(29)02.1920 25.07(07.08)1920 ПЕЧЕРСКАЯ 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 ПЕЧЕРСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 09.1922 Варнава Волатковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 24.08.1712 08.10.1730 Варнава Кедров в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 05(18)11.1976

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Взяли было меня, писал он, вместе с другими дьячками для заточения в Вертегу, в Чернигов; и услыхал я там от отпущенных уже из Вертега дьячков, что в том дворце дьячки терпят великое мученье от рубки дров на винокурню и от делания езов по Днепру, страдая в то же время от голода и холода; и ушел я из Чернигова, услыхав все это, и тогда же отказался от дьяковства; но наместник прислал архиерейский указ, чтобы забить меня в колодки и выслать в Чернигов; а я уже не дьякую больше, отказавшись от этого места, как и другие, которым нечем было откупиться; а которые откупились, так и теперь дьякуют: дьяк с. Машева, попов зять, дал 7 рублей, так ему и письмо дали на дьяковство» 902 . Священнослужители в архиерейском доме несли те же работы, как и дьячки или ставленники. Кроме работ по хозяйству и домовому порядку, рубки дров, всякого рода чистки и т. д., бывали иногда работы весьма оригинальные. Есть одно любопытное преданье об устюжском епископе Варлааме Скамницком (1748–1761), который известен в устюжской истории страстью к постройкам и крутым обращением с духовенством. При нем построено было архиерейское село Богородское с архиерейской дачей и прудами, которые своими излучинами изображали буквы Е В (епископ Варлаам); предание говорит, что эти затейливые пруды были вырыты не руками наемников и архиерейских крестьян, а руками провинившихся духовных лиц, и что от этой работы, которую духовенство называло египетскою, не освобождались ни молодые, ни старики. В одно время с ним на Вологодской кафедре был Серапион Лятушевич, о котором то же почти самое рассказывает Вологодское предание 903 . В Тобольске тяжелым работам по архиерейскому дому духовенство подвергалось по резолюциям известного Тобольского митрополита Павла Конюскевича 904 . В Тамбове при епископе Пахомии, известном своею страстью к колоколам, на долю провинившихся духовных лиц выпадало множество работ по колоколитному заводу. Из исторических описаний разных семинарий можно также видеть, как некоторые ревнители духовного просвещения из русских архипастырей посылали виновных священно- и церковнослужителей на работы в семинариях, где эти подначальные лица должны были исправлять все обязанности семинарских служителей 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

С другой стороны, это же крайнее развитие епархиальной централизации весьма дурно действовало на самую епархиальную власть и портило самые лучшие характеры ее представителей, сообщая им черты старого патриархального типа. Черты эти, конечно, с течением времени сглаживались, но сглаживались не влиянием закона, не переменами в самом строе епархиальной администрации, которые и должны бы собственно были воспитывать и совершенствовать представителей власти, а уже самим духом времени. В начале правления Екатерины II, уже после падения церковного тягла, жили еще по своим епархиям полные представители отжившей старины, наприм. Варлаам Скамницкий, Феодосий Голосницкий, Пахомий, о которых делает такой резкий отзыв Болотов в своих записках, и Кирилл Флоринский, личность которого так ярко, хотя и цинически, очерчена в автобиографии Добрынина 946 . Архиереи этого типа кончали дурно при Екатерине, лишались кафедр. Дух времени требовал архиереев в роде м. Платона. Но не нужно забывать, что и время Екатерины далеко не выдерживало на практике тех принципов, какие оно проповедовало; это было время вельможества, развития аристократической пышности, блеска и величия, время крайнего унижения низших классов народа и развития крепостного права, допускавшее возможность очень широкого приложения патриархальных приемов старого суда и управы. Люди, утешавшиеся самыми либеральными идеями о правах личности, о людскости, о том, что не подчиненные созданы для начальства, а начальство для подчиненных, в соприкосновении с действительностью спокойно руководствовались преданиями отцов и дедов, которые так красноречиво осуждали в своих философских разговорах. Философ-вельможа по-старому тиранил и обирал своих мужиков; либеральный судья так и порывался учинить упрямому подсудимому привычное «пристрастие» и т. д., и все тут же горько жалели, что подлый народ не способен к пониманию людскости и к новым гуманным отношениям. Сама императрица, начавшая Наказом, кончила такими же сожалениями о грубости подлого народа и почла за лучшее воротить свои идеи, пущенные было в публику, опять в безопасное убежище своего кабинета.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

епархии отыскиваются 3677 . РЫБНЫЕ ЛОВЛИ – см. Угодья . С СБОРЫ : двойной хлеба и ден. по Казан. еп. на постр. семин. 3170 ; на школы в Белогород. еп. 3213 , 3240 , 3381 , 3451 ; то же по Крутицкой 3235 ; Тобольской 3392 ; Нижегородской 3572 ; Псковской 3382 ; по Оренбургскому округу не кас. Казан. епархии 3657 , 3734 ; замена сбора на школы с приход. дворов сбором с доходов с церк. земель 3540 ; по епархиям ведом. о сбор. на школы д. б. высыл. в Синод 3246 ; отмена их на конские заводы 3609 ; отмена их с Новгород. мон-рей на архиер. конторы в СПб и Москве 3261 ; все денежные сб. – в вед. Кол. Экон. 3555 , 3642; треб. в Сенат свед. о сб. с патриарш., архиер., монастыр. и церковн. вотчин 3306 , 3325 , 3353 ; по Нижегород. епархии перед. в ведение Дух. Дикастерии 3737 ; о взыск. их в определ. сроки 3372 ; отмена сб. четверикового хлеба с монастырск. крестьян Тобол. еп. 3414 ; треб. ведом. о производимых в епархиях 3462 ; о лазаретных в Иркутской еп. 3505 ; таможенные и кабацкие – на Адмиралтейство 3537 ; подушный 3341 ; с однодворческих девок перед. в светское ведомство 3575 ; о расходов. гривенных денег 3623 , 3705 . СВИДЕТЕЛЬСТВА – об обучении ставленников, форма их 3718 . СВЕЧИ церковные: об употреблении их в правосл. церквах за границей 3250 ; доходы от них на богадельни 3462 ; и на церковные расходы 3607 ; о них в инструкции поповск. старосте 3338 . СВЯИЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД : состав его с 1738 г. по 25 ноября 1741 г. – архиепископы Амвросий Юшкевич и Стефан Калиновский и протопоп Пётр Григорьев – всё время; Нижегородский еписк. Питирим – до смерти 8 мая 1738 г.; архимандриты Никодим Сребницкий – до назнач. епископом в Чернигов 6 дек. 1738 г.; архим. Соловецкий Варсонофий – до отъезда в Архангельск в сане епископа в ноябре 1740 г.; епископ Киприан Скрипицын с 4 марта 1739 г. до смерти 16 июня 1740 г.; в конце декабря 1740 г. вызваны: епископ Суздальский Симон Тихомиров и архимандриты – Чудовский Варлаам Скамницкий, Рождественский Павел и Ипатский Феофилакт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаила. 1592 г. (КОХМ) еп. Александр (5 дек. 1657 - 8 янв. 1674), Иона (Баранов; 23 авг. 1674 - 8 окт. 1699, с 12 марта 1682 архиеп.), архиеп. Дионисий (Ушаков; 4 авг. 1700 - 7 февр. 1718), Алексий (Титов; 25 янв. 1719 - 26 сент. 1733, с 19 февр. 1731 архиеп.), еп. Лаврентий (Горка; 26 сент. 1733 - 10 апр. 1737), еп. Киприан (Скрипицын; 31 дек. 1737 - 18 мая 1739), еп. Вениамин (Сахновский; 18 мая 1739 - 6 (2?) дек. 1742), еп. Варлаам (Скамницкий; 27 февр. 1743-1748), еп. Антоний (Илляшевич; 25 мая 1748 - 16 нояб. 1755), еп. Варфоломей (Любарский; 19 июня 1758 - 5 июня 1774), еп. Лаврентий (Баранович; 6 авг. 1774 - 13 марта 1796), еп. Амвросий (Яковлев-Орлин; 1 июня 1796 - 29 янв. 1804), еп. Серафим (Глаголевский; 29 янв. 1804 - 7 июля 1805), еп. Гедеон (Ильин; 20 авг. 1805 - 3 мая 1817), еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 15 июля 1817 - 28 окт. 1822), еп. Павел (Морев; 27 мая 1823 - 19 марта 1827), еп. Кирилл (Богословский-Платонов; 26 марта 1827 - 3 янв. 1832), еп. Иоанникий (Образцов; 3 апр. 1832 - 1835), еп. Нил (Исакович; 8 дек. 1835 - 23 апр. 1838), еп. Неофит (Соснин; 23 апр. 1838 - 29 марта 1851), еп. Елпидифор (Бенедиктов; 29 марта 1851 - 7 янв. 1860), еп. Агафангел (Соловьёв; 6 февр. 1860 - 17 июня 1866), еп. Христофор (Еммаусский; 17 июня - 5 окт. 1866), Аполлос (Беляев; 12 дек. 1866 - 7 июня 1885, с 20 апр. 1880 архиеп.), еп. Макарий (Миролюбов ; 7 июня 1885 - 5 дек. 1887), еп. Сергий (Серафимов; 5 дек. 1887 - 10 авг. 1896), еп. Алексий (Опоцкий; 10 дек. 1896 - 10 нояб. 1901), еп. Никон (Софийский ; 10 дек. 1901 - 27 нояб. 1904), еп. Филарет (Никольский; 27 нояб. 1904 - 20 марта 1914), еп. Никандр (Феноменов; 20 марта 1914 - нояб. 1918), Слободской еп. Алексий (Кузнецов; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919, в. у.), еп. Николай (Покровский ; май 1919 - 19 окт. 1920), еп. Яранский, затем Уржумский сщмч. Евсевий (Рождественский ; 19 окт. 1920 - янв. 1921, в. у.), Слободской еп. священноисп. Виктор (Островидов; февр.- 13 мая 1921, в. у.), Павел (Борисовский; 13 мая 1921 - авг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, во втором письме Варлаама к прп. Игнатию, 5-м по общему счету , Варлаам по настоянию Дисипата использует тактический прием, как считает А. Риго , и переадресовывает свои обвинения неким безымянным исихастам, при этом сильно ужесточая их. В этом письме Варлаам обращается к прп. Игнатию, говоря, что имел большие надежды на встречу с ним и его кружком (Варлаам упоминает Иосифа Калофета, Давида Дисипата и некоего Луку) и не был обманут в своих ожиданиях. Однако встретившись с некими людьми, «соименными» Игнатию и его друзьям, т.е. «исихастами», Варлаам услышал от них нечто чудовищное – и далее Варлаам перечисляет некоторые положения, вероятно, заимствованные из исихастской литературы (в первую очередь, у прп. Никифора Уединенника и в анонимном трактате «Метод священной молитвы и внимания») и услышанные им лично от прп. Игнатия и его друзей; эти положения, согласно Варлааму, сходны с ересью мессалиан. Далее Варлаам говорит, что он обвинил в мессалианстве не Игнатия и его друзей, но неназываемых по имени людей, которые «соименны» первым, т.е. тех, которые утверждали чудовищные вещи; в результате этого, по словам Варлаама, про него стали говорить, что он обвиняет в мессалианстве всех исихастов, и в том числе монахов, входящих в кружок Игнатия. Таким образом, исходя из дошедших до нас писем Варлаама Калабрийского, А. Риго делает – в целом правдоподобный – вывод о том, что познакомившие Варлаама с исихастским учением и практиками монахи, о каковых в различных источниках (авторы которых не были непосредственными свидетелями описываемых событий) говорится как о простых и необразованных, – это монахи, входившие в кружок св. Игнатия Исихаста . Однако в этот кружок входили как раз весьма образованные монахи. Тот же Давид Дисипат имел очень широкую эрудицию, что видно из его сочинений, представленных в настоящем издании. Никак нельзя назвать «простым» и Иосифа Калофета, впоследствии автора различных богословских, экзегетических и агиографических сочинений. Поэтому версия А. Риго вызывает и определенные вопросы. Во-первых, может быть, Варлаам встречался с необразованными монахами, против которых он стал выступать, до того, как имел встречу с кружком прп. Игнатия? Однако вроде бы контекст писем Варлаама свидетельствует не в пользу этого. Варлаам в письмах говорит, что он, желая научиться тому, в чем неопытен, обратился к прп. Игнатию с целью учиться у него и его друзей, и те учили его исихии. Также из писем ясно следует, что Варлаам разошелся с прп. Игнатием по определенным вопросам – очевидно, связанным с исихастским учением. И во-вторых, непонятно, откуда взялась версия о необразованных монахах-простецах, с которыми встречался Варлаам.

http://bogoslov.ru/article/2363267

«Я, гр. Андрухов Николай Яковлевич, работал водителем в Крымском епархиальном управлении с марта 1985 года до конца 1991 года. С 19 февраля 1990 года правящим архиереем Симферопольской епархии был назначен архиепископ Варлаам (Ильющенко). На тот момент я был единственным водителем в Крымском епархиальном управлении. С февраля по апрель 1990 года владыка Варлаам вообще не покидал пределы епархии. Он ежедневно находился в Епархиальном управлении и по выходным и праздничным дням совершал богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя. 30 и 31 марта и 1 апреля 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам (Ильющенко) совершал уставные богослужения в Свято-Троицком соборе г. Симферополя, поскольку это был период Великого поста. Более того, могу добавить, что владыка не пропускал ни одной службы. Владыка Варлаам пользовался исключительно автомобилем (ГАЗ-24 черного цвета, гос. номер 03-16 КРА и ГАЗ-24 белого цвета, гос. номер 48-56 КРА) при поездках по епархии. За пределы епархии Владыка не выезжал. Владыка объективно не мог совершить епископскую хиротонию 31 марта 1990 г. в с. Михайлевичи Львовской области и за полдня вернуться назад в Крым и успеть принять участие в вечернем богослужении 31 марта и литургии — 1 апреля. Во всех поездках сопровождал его я. В марте 1990 года владыка Варлаам вообще не покидал Крым, тем более не посещал Львовскую область и, соответственно, не мог принимать участие в “хиротонии” Василия Боднарчука. Как я уже говорил, ранее единственным водителем и помощником владыки Варлаама на тот момент являлся я. Поэтому достоверно могу свидетельствовать об этом. Ни у владыки Варлаама, ни у меня в то время не было не только видео/кинокамеры, но и даже фотоаппарата. Снимать на видео я вообще не умел и не умею» . Аналогичные свидетельства представил и отец Василий Марущак, который в 1990 г. в Симферопольской епархии при архиепископе Варлааме (Ильющенко) нес послушание архиерейского протодиакона. В частности, отец Василий Марущак нотариально засвидетельствовал, что «в период Великого поста, а именно 30 и 31 марта и 1 апреля 1990 г. архиепископ Варлаам (Ильющенко) совершал богослужения в Свято-Троицком соборе г. Симферополя, чему я являлся сослужителем. Владыка Варлаам пользовался автомобилем в поездках по епархии. При посещении приходов епархии владыку сопровождал я с водителем Андруховым Н.Я. Насколько я помню, за пределы епархии в этот период владыка Варлаам не выезжал… Заявления представителей УАПЦ/ПЦУ, которые были обнародованы в СМИ и интернет-изданиях задним числом, уже после кончины приснопамятного владыки Варлаама, о том, что он будто бы совершал хиротонию первого “епископа” УАПЦ считаю неправдой, ввиду того что они не соответствуют действительности. Не помню, чтобы владыка Варлаам в своих проповедях и беседах что-либо упоминал об УАПЦ. В моей памяти архиепископ Варлаам (Ильющенко) навсегда остался ревностным архипастырем и верным сыном Матери-Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/6025766

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010