Порой наблюдалось изменение самого жанра сочинений. Уже к XIV в. из «Повести о Варлааме и Иоасафе» выделилось беллетризованное житие индийских подвижников, которое скоро попало в крупные монастырские библиотеки. В том же Кирилло-Белозерском монастыре в XV в. хранились рукописи под титулами: «Варлаам (индийский). От жития его (и Иоасафа)», «От жития Варлаамова и Осафова» (инвентарные номера 76 – 77 [Никольский, 1897, с. 138, 200]; о списках жития см. также [Назаревский, 1955, с. 63, 64]). Как показывают эти заглавия, жития Варлаама и Иоасафа даны в кратких извлечениях, эксцерптах. Письменная литература Распространение древнеиндийских реалий основных памятников русской книжной традиции осуществлялось двумя путями: они выступали или первичным источником конкретного литературного сообщения об Индии, или в качестве вторичного наложения на оформившиеся уже и помимо них индийские литературные мотивы. В первом случае к занимаемой нас проблеме имеет отношение известная в истории русской церкви фигура – Климент Смолятич, которого Изяслав Мстиславич вместе с шестью иерархами без благословения Константинопольского патриарха поставил в 1147 г. митрополитом. Биография Климента объясняет некоторые особенности его литературного наследия. Он вошел в историю отечественной словесности своим знаменитым «Посланием к пресвитеру Фоме», который находился в числе его противников и обвинял его в тщеславии. Письменное обращение призвано было развеять такое мнение об авторе, но «Послание» преследует в основном другую цель (во многом подтверждая главное подозрение оппонента) – продемонстрировать глубокие познания в области символического толкования Писания (судя по акценту «Послания», Клименту казалось, что он открывает здесь нечто, до него совсем не известное). Помимо этого, смоленский эрудит просвещает Фому по части диковинок. Среди таких диковинок – зверек- " саламандр», который в огне не горит, но тушит его, что у Климента ассоциируется с угашением печи вавилонской, куда были брошены три отрока. «И саламандр прованьскый раждеженою нам 49. всемирный лик составившим. В багадте угаси», также «саламандр есть зверек. живет же внотрении индии, внутренняя же инди искаа. рекше средеземлие. В тех местех и в горах живет зверек той» [Никольский, 1892, с. 130–131].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Чет. Минее Страдание от Евсевия. VIII. гл. 12. (Ruinart. II. 329). Мес. В. Март. Р. Есть служба. 19 Св. пророка Авдия. Четвертый из меньших пророков. Чет. Минея. (Она почитает его одним лицом с Авдием, домостроителем Ахаава, современным пророку Илии. 3Цар. 18:4 . Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. муч. Варлаама старца. АнтиохианИн.Мучители положили ему на руку горячие угли с фимиамом, и простерли ее пред кумиром, надеясь, что он, не стерпев боли, невольно воскурит ему. Мученик дотоле держал огонь на руке, пока не сгорели персты его. Пострадал в Кесарии Каппадокийской около 304 года. Чет. Минея. Слова Вас. В. (I. 512.) и Иоанна Златоуста (II. 681) о муч. Варлааме. Мес. В. 16 ноября. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. муч. Азы. Пострадал от Аквилина в Исаврии при Диоклетиане. С ним усекнуты 150 воинов, жена и дочь епарха, ради него уверовавшие во Иисуса Христа. Пролог. Мес. В. Март. Р. Св. муч. Илиодора. Обезглавлен в Магиде (Памфил.) от Астия, при Аврелиане. Пролог. Март. Р. 21 ноября. Св. муч. Романа. Усекнут при Максимиане, которого обличал за кумирослужение словом и писанием. Пролог. Препп. Варлаама и Иоасафа Индийских. Преп. Варлаам научил вере в Иисуса Христа царевича Индийского Иоасафа, и тем способствовал распространению Евангелия в Индии. Иоасаф провел остаток жизни в отшельничестве, успев обратить к вере отца своего Авенира.. Чет. Минея из св. Иоанна Дамаскина . (Latine apud Surium 27 nov. Grace in Anecdotis graecis Boissonadii. Paris. 1832. IV. 1–363). Март. P. 27 ноября. Есть служба. Преп. Варлаама, игумена Печерского. Первый игумен Киево-Печерского монастыря. Постригся в монашество в 1056 году. Скончался на возвратном пути из Константинополя во Владимире на Волыни. Чет. Минея от Патерика Печерского. 20 Преп. Григория Декаполита . Из Декаполя Исаврийского. Преставился в 9 веке. Чет. Минея из Пролога и службы. (Galland. Bibl. рр. XIII. Prolog). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. В греческой рукописи (Пар. имп. библ. 1393) находятся следующие сведения о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.1 из  5) Часть седьмая. Первый и последний (Роман испытания) «…Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет Противу их? Никто. А что же? Часто Злотый венец тяжел им становился; Они его меняли на клобук…» Пимен — Гришке Отрепьеву Гиштория о Варлааме и Иасафе 19 ноября, в день неожиданной, труднообъяснимой кончины богатырски здорового сорокавосьмилетнего государя императора вдали от столиц и буквально накануне потрясений, которых он предотвратить уже не мог, — в этот самый день Православная Церковь празднует день святых Варлаама и Иасафа. Старца, пришедшего в царский дворец, и царя, ушедшего из дворца в пустыню. …Аще и диадиму царскую кто на себе имея, в нечестии же бывшему, вся ни во что преимея. Иасаф, сын индийского царя Авенира, «воспитан бе аки в некоем затворе»: отец не выпускал сына за пределы чудно устроенного дворца, чтобы тот не знал, не ведал о страданиях, скорбях, муках земной жизни. Но однажды Иасаф повстречал двух старых «мужей», «изморсканым лицем и горбата суща», бессильных, жалких. Зрелище так поразило юного Иасафа, что он задумался о неизбежной старости и смерти и погрузился в неизлечимую печаль. Никто не мог его развеселить, никто не был в состоянии утешить. И вот, к воспитателю Иасафа Зардану приходит преподобный Варлаам. Сказавшись чужеземным купцом, пустынник и молитвенник обещает исцелить царевича. А сам открывает царевичу «истины евангельския», крестит и разъясняет монашеские правила постного, а потому радостного жития. Заметив происшедшую в сыне перемену и узнав о ее причине, языческий царь Авенир по совету придворных мудрецов пробует извлечь сына из христианского пленения: сначала «избранных девиц красотою повелевает ко Иасафу ввести»; когда и это сильнодействующее средство не помогает, Авениру ничего не остается, как отделить сыну некоторую часть своего царства и повелеть отойти в нее, да не соблазняет своим примером доброверных подданных. Вскоре царство Авенира, некогда процветавшее, приходит в упадок. Иасафово же царство благоденствует. Авенир признает правоту сына и тоже принимает крещение.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/7/

Впрочем, трудно удержаться от (вполне соблазнительного!) предположения, что какой-то язвительный полунамек на дальнейшую перспективу содержится в книге одного из самых осведомленных (и политически, и религиозно) людей первой половины XIX века, кандидата в обер-прокуроры Святейшего Правительствующего синода Андрея Николаевича Муравьева. Муравьев описывает свое паломничество на Валаам, где в 1819 году побывал и Aлekcahдp I. На малом кладбище паломнику указали деревянную доску, «время от времени поновляемую». Надпись гласила: На сем месте тело погребено, В 1371 году земле оно предано, Магнуса Шведского короля, Который, священное крещение восприя, При крещении Григорием наречен. В Швеции он в 1336 году рожден. В 1360-м на престол возведен, Велику силу имея и оною ополчен, Двоекратно на Россию воевал, И о прекращении войны клятву давал; Но, преступив клятву, паки вооружился, Тогда в свирепых волнах погрузился, В Ладожском озере войско его осталось И вооруженного флота знаков не оказалось; Сам он на корабельной доске носился, Три дня и три ночи Богом хранился, От потопления был избавлен, Волнами ко брегу сего монастыря управлен; Иноками взят и в обитель внесен, Православным крещением просвещен; Потом вместо царские диадимы Облечен в монахи, удостоился схимы, Пожив три дни, здесь скончался, Быв в короне и схимою увенчался. И тут же Муравьев начинает подробно — очень подробно — слишком подробно — пересказывать сюжет жития Варлаама и обращенного им царевича Иоасафа, — день церковного поминовения которых стал последним днем царской жизни Aлekcahдpa I Павловича. (Житие, составителем которого был святой Иоанн Дамаскин , Муравьеву подарил тогдашний валаамский игумен отец Варлаам.) «Тщетно вельможи и народ умоляли его оставаться на престоле. Влекомый жаждою уединения, он избрал им достойного Царя, и сам устремился к иным подвигам. Плачущий народ весь день следовал за ним по пути к пустыне, но с солнечным закатом исчез навеки от него Иоасаф. Долго скитаясь по безлюдным местам, открыл он наконец вертеп наставника своего Варлаама, и одною молитвою потекла жизнь обоих, доколе юноша не воздал последнего долга старцу. Одинокий труженик еще многие годы подвизался подле него в пустыне, как некий ангел охраняя пределы своего царства, променяв Индийскую корону на венец нетленный».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/7/

Воспитатель сообщает царевичу Иоасафу о Варлааме. Цветная миниатюра из рукописной книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Потрясенный увиденным, он сам начинает духовный поиск, посещает многих духовных учителей, а через несколько лет обретает просветление и формулирует так называемые «четыре благородные истины»: Когда Сиддхартха, получивший имя Будда — «Пробужденный» — стал уже знаменитым проповедником, на связь с ним вышел отец в попытке вернуть его к серьезным государственным делам, но в итоге сам на смертном одре принял новое учение. «Восьмеричный путь» и заповеди Святитель Феофан Затворник высоко оценивал «Повесть о Варлааме и Иоасафе» как «лучшую книгу для познания христианской веры и жизни, лучше всех катехизисов». Многие современные исследователи, в том числе и православные, считают, что она рассказывает именно о Будде: «Считается, что в основе романа лежат некие переработанные “буддийские” традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни — Будды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.)» — сообщается в статье Анатолия Турилова в «Православной энциклопедии».  Иоасаф царевич и его окружение. Византия; XII в. Греция. Афон. Монастырь Иверон Разумеется, текстология «Повести» сложна и одним источником не ограничивается, но в основе, похоже, действительно «житие» того самого Будды. Анализ имен это подтверждает: индийское Bodhisattva через арабское Budhasf (Budisatif) и грузинское Yudasif (Yiwasif) из-за смешения арабского чередования B/Y и D/W дало греческую и славянскую форму Иоасаф. А арабское Bilawhar (Билавхар) через грузинское Balahvar (Балавар) — греческое Βαρλαμ (Варлаам). От смелости полета мысли ученых захватывает дух. Они показывают не просто сходство сюжетов, взаимное влияние или встречу культур — они демонстрируют именно тождественность героев! Но разве может быть что-то общее между истиной христианства и заблуждением буддизма? Если считать буддизм заблуждением — нет. Но если помнить о том, что буддизм родился на пятьсот лет раньше христианства и в культуре, которая вообще не имела представления о Личном Едином Боге (в индуизме довольно оригинальное представление о богах, и монотеизм из него можно попытаться вывести, но все же в практике это типичное многобожие), то можно только восхититься гениальности индийского мудреца! По сути, он сформулировал основы антропологии в падшем мире.

http://pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf...

( < < back) Житие преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, и отца его царя Авенира гл. 22–24. Валаам — пророк из города Пефора, близ Харрава, в Месопотамии. О нем была такая молва, что кого он благословит, тот будет благословен, и кого проклянет, тот будет проклят. Валак, царь Моавитский, устрашенный победами Израильтян, призвал Валаама, чтобы он проклял их, но, вразумленный Богом, Валаам вместо проклятия произнес слова благословения. Страдание святого мученика Варлаама мученик Варлаам ум. в 304 г. в Кесарии Каппадокийской. площадь, на которой у Греков и Римлян производились гимнастическая игры, или сражения. алмаз, — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая оттого вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым, прославившимся твердостью своей веры и характера. Житие преподобного Варлаама Печерского Антоний — первоначальник иноческого жития на Руси, подвизавшийся в затворе в пещерах Киевских; память его совершается 10-го июля. Преп. Феодосий — игумен Киевопечерский, начальник монашеского общежития на Руси: память его совершается 3-го мая и 14-го августа (перенесете мощей). Преп. Никон — первый ученик и сотрудник преп. Антония; память его совершается 23-го марта. Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого, внук св. Владимира великого, княжил в Киеве с 1054–1068 г. — Вышата — воевода Киевского ополчения, отправившегося при Ярославе, с сыном его Владимиром, в 1042 году на Греков. — Остромир — Новгородский посадник; с его именем сохранилось Евангелие — один из древнейших памятников церковно-славянской письменности. 1065 года. < >< back) > < >< back) > Память святого мученика Илиодора римский император, царствовал с 270–275 г. область на юге Малой Азии. 273 года. Житие преподобного отца нашего Григория Декаполита по-гречески Декаполь — союз 10 городов в Исаврии, небольшой области в горах Малой Азии, на юге ее; Иринополь — один из этих городов. По имени этого союза городов преподобный Григорий и получил наименование Декаполита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

29.10 Преподобный Авраамий Затворник и блаженная Мария (3 6 0), блудница – Ж2, 602–617; ПЦК; Э. РМ, ПМВ без Марии. Нет П, П-1. Ноябрь 2.11 Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор , приближенный и Аффоний , « один из мучителей» (солдат?) – (ок. 341–345) – Ж3, 45–48; РМ, 192; РМ, 192; П (без Аффония); П-1, 113 об.–114; ПМВ – «и другие»); ПЦК; Э (без Аффония и Елпидифора). 4.11 Преподобный Иоанникий Великий (846), отступник-иконоборец – Ж3, 55–56; РМ, 193; П, 266; П-1, 115 об.–116 (без эпизода отступничества); также в Э; ПМВ, 555; ПЦК. Мученик Порфирий (270–275), гонитель-лицедей – РМ, 193; ПМВ, 555; Э (без жития). Нет Ж3, П, П-1, ПЦК. 6.11 Преподобный Варлаам Керетский (XVI в.), убийца – местночтимый, Жд1, 289–295; РС, 608–609; Э (без рассказа об убийстве). Нет ПЦК. 14.11 Благоверные царь Юстиниан и царица Феодора (548), «большая – Ж3, 411; П, 273; П-1, 133; РМ, 202; ПМВ, 556; ПЦК, Э. 16.11 Апостол и евангелист Матфей (60), мытарь – Ж3, 435–443; П, 269; П-1, 135 об.; РМ, 203; ПМВ, 556; ПЦК; Э. Преподобный Фульвиан , князь Ефиопский, во святом крещении Матфей (I), гонитель-епарх – Ж3, 439–442; ПЦК и Э (праведный Фульвиан). Нет РМ, ПМВ и П-1. 19.11 Преподобные Варлаам, Иоасаф, царевич Индийский и отец его Авенир – царь , гонитель (IV в.) – Ж3, 407–532; П-1, 139 об.–141; ПЦК; Э. Нет РМ, П. Декабрь 10.12 Мученики Мина, Ермоген , судья-гонитель и Евграф (ок. 313) – Ж 2, 263–286; РМ, 220–221; П-1, 178 об.; ПМВ, 559; ПЦК; Э. Нет П. 11.12 Мученик Акепсий , – Ж4, 325; П, 261; П-1, 180 об.–181 (Анфала); ПМВ, 559 (Аифал и Апс); ПЦК; Э. Нет РМ. 14.12 Мученики Каллиник , гонитель-жрец (249–251), Аполлоний , отступник, Филимон , гонитель-лицедей, Ариан , гонитель-епарх и прочие с ними (в том числе гонитель-воин Феотих) (286–267) – Ж4, 405–418; РМ, 223 (Филимон, Аполлоний и Ариан отдельно); П 273 (без Ариана и Феотиха); П-1, 185; ПМВ, 559 (без Феотиха); ПЦК; Э. 15.12 Преподобный Пард Отшельник (VI в.), детоубийца – Ж4, 434–435; П, 279; П-1, 185 об.–186; ПМВ, 559; ПЦК; Э. Нет РМ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Индийский поэт говорит: это поступок невольный, страсть, рок, а Давид поет: беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною ( Пс.50:5 ). Индийский поэт говорит: старик учит юношу грешить, самый сон внушает преступление, а Давид поет: Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем ( Пс.50:6 ). Индийский певец говорит: освободи меня, как теленка от веревки, а Давид совершенно иначе: сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови в утробе моей ( Пс.50:12 ). Индийский поэт, сообразно предыдущему, взывает к Божеству: сойди на жертву, как мухи на мед, а у Давида уже вот какая мысль о Боге: жертвы ты не желаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный: сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ( Пс.50:18,19 ). Что же? При этом двойном и столь сильном свете, всегда ли Евреи, как должно, понимали истину духовности Божией? Конечно, во все времена ветхозаветной священной истории были люди, стоявшее на высоте истинного богопознания. Отличительная черта этих праведных людей была та, что они ходили пред Богом, всегда имели в виду Его величие и нравственную высоту, и старались по возможности отвечать им своею доброю жизнью. Ходи предо Мною и будь непорочен ( Быт.17:1 ), – сказал Бог Аврааму, заключая с ним Свой завет, и это поставлено было условием завета Божия и для всех его потомков. Но эти люди составляли в иные времена меньшинство, а в иные даже исключение. Большинство же Еврейского народа в отношении к поставленному нами вопросу представляет весьма печальное явление. В первые и средние времена своей истории еврейский народ обнаруживает страшную наклонность к идолопоклонству: у подножия Синая он поклоняется тельцу. Затем вся его история представляет почти одно следующее явление: несмотря на увещания пророков, он входит в союзы с разными соседними народами и перенимает у них идолослужение, подвергается за это наказанию, кается и, по избавлении от бедствий, на некоторое время исправляется, затем снова впадает в идолопоклонство, снова наказывается и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Вот поучение, нужное говорливому Западу, как хлеб. Ведь на Западе нет такого ограничения; там и мальчишки, еще до двадцатилетнего возраста, предлагают себя в качестве учителей, судей и писателей. А когда невежественные и неопытные начинают учить народ, трудно дождаться добра. На Востоке люди быстрее развиваются, чем на Западе, и раньше достигают зрелости как телесной, так и духовной. Известно, что в Аравии и в Индии браки заключались в возрасте двенадцати лет. Так вот, вместо того, чтобы эту восточную норму, касающуюся запрета всем, не достигшим тридцатилетнего возраста, учить народ, и на Западе сохранить, или даже, соответственно развитию, увеличить, ее вообще не принимают. И так осуществилось на Западе слово библейское: «И дети будут вам судьями». Только однажды за эти тридцать лет Господь Иисус прервал молчание: когда Он, двенадцатилетний, во время праздника Пасхи в Иерусалиме, оказался в храме среди учителей и старейшин, слушал их и задавал им вопросы. И «все слушавшие Его дивились Его разуму и ответам Его». Три дня искали Его мать, Пресвятая Дева Мария, с Иосифом, пока наконец нашли в храме. «Зачем было Вам искать Меня? – сказал Он им. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» А они этого не поняли. «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них..., и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков»( Лк.2:47–52 ) К чему этот перерыв молчания Иисусова в двенадцатилетнем возрасте, Теодул? И к чему эта изумительная сцена в храме, перед учителями закона и старейшинами еврейскими, когда она вроде бы не связана с Его последующим учительством, с Его миссией? И зачем Евангелист Лука это записал? Так хотел Бог Отец, Который промышлял о Сыне Своем Иисусе и смотрел далеко в будущее. Предвидел Отец Небесный, что вечные гонители и клеветники Сына Его будут распространять ложь об Иисусе, что Он был в Индии и что там от йогов и факиров научился мудрости, равно как и искусству творить чудеса. Разве тебе, Теодул, не доводилось видеть клеветнических, против Иисуса направленных, в большом количестве существующих, книг с названиями «Иисус в Индии» или «Иисус среди индийских йогов», или «Иисус на Тибете» и так далее? Цель безбожников и клеветников, Иудиного закала, совершенно ясна: доказать, что Иисус Христос не сказал ничего нового и не совершил ничего такого необычного, чего до Него не было сказано и совершено в Индии. Потому Он, де, не Мессия, не Спаситель мира, не Воплощенный Бог, а лишь ученик Индии, один из бесчисленных индийских философов и йогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

мы поговорим в отдельном приложении к данной работе. Здесь же упомянем лишь, что при некотором внешнем различии все они построены на пантеестическом догмате безличностного божества. Заключение ИТАК, НАМ суждено жить во времена буйного расцвета всевозможных индийско-оккультных учений, которые вытесняют в сознании общества традиционные христианские идеи. Писатель книги Откровения записал следующее видение, относящееся к последним временам: " И увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами, и на рогах его десять диадим, а на головах его имена богохульные И открыл он уста свои, для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не вписаны в книге жизни " (От. 13:1-8). Речь здесь идет о " Вавилоне " - мировом правительстве, которое, объединив все государства мира, установит самый бдительный контроль над многими сторонами частной и общественной жизни. Политическая сторона этой темы равно как и выяснение различных подробностей возможного осуществления мирового правительства - выходит за пределы нашего труда. Здесь необходимо коснуться лишь духовной стороны этой темы и, во-первых, обратить внимание на то, что апокалиптический дракон будет многоглавен. Если голова символизирует мудрость и знания, то множество голов, очевидно, указывают на многосторонность и разнообразие идей, составляющих идеологическую основу будущего Вавилона. Ни христианство, ни другая какая-либо из существующих религий не сможет удовлетворить потребностей и вкусов всех народов. Однако нечто похожее на ДНВ с его меркантильным методом и умением ассимилировать все " лучшее " из разных религий способно будет объединить человечество под сводами всемирной пан-религии. Не зная всех подробностей этой религии будущего, можно, однако, с уверенностью сказать, что объединяющим началом в ней будет, как и во всех индийско-оккультных учениях, идея безличностного божества, которая как на подобие хребта будет скреплять в один организм головы, туловище и хвост адского чудовища.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1159...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010