КНИГИ, НАЗЫВАЕМЫЕ ВАРЛААМ, ПОВЕСТЬ ДУШЕПОЛЕЗНАЯ, ИЗ ВОСТОЧНОЙ ЭФИОПСКОЙ СТРАНЫ, НАЗЫВАЕМОЙ ИНДИЕЙ, В СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ ПРИНЕСЕННАЯ ИОАННОМ, МОНАХОМ, МУЖЕМ ЧЕСТНЫМ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ, ИЗ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО САВВЫ Страна, называемая Индийской, лежит далеко от Египта, велика и многонаселенна. Правил в той стране некий царь по имени Авенир, великий богатством и могуществом весьма привержен он был бесовской прелести. Родился у него прекрасный сын Иоасафом назвал его царь В самый праздник рождения отрока пришли к царю пятьдесят пять избранных мужей, наученных халдейской мудрости звездочетства Один из этих звездочетов, самый старый и мудрый, сказал: «Как говорят мне движения звезд, о царь, преуспеяние ныне родившегося сына твоего не в твоем царстве будет, но в ином, в лучшем Думаю я, что примет он гонимую тобою христианскую веру...» Царь, услышав об этом, впал в печаль вместо радости. Выстроив в городе Домосе уединенный прекрасный дворец, он поместил туда сына, как только тот вышел из детского возраста; и повелел, чтобы царевич не выходил никуда, и приставил к нему воспитателями и слугами молодых и самых красивых людей, запретив им рассказывать ему о жизни, о горестях ее , чтобы не услышал он ни одного слова о Христе, учении его и законе Был в то время некий монах, умудренный божественным учением, украшенный святой жизнью и красноречием Варлаам было имя тому старцу. Божественным откровением дано было ему узнать о царском сыне. Покинув пустыню, оделся он в мирскую одежду и, сев на корабль, прибыл в Индийское царство, прикинулся купцом и пришел в тот город, где жил во дворце царевич Придя однажды, Варлаам сказал : «Я купец есть у меня драгоценный камень, подобного которому нет нигде; может он тем, кто слеп сердцем, даровать свет мудрости, глухим открыть уши, немым дать голос » Сказал Иоасаф старцу: «Покажи мне драгоценный камень Хочу услышать слово новое и доброе » И Варлаам отвечал: « Был некий царь великий и славный, ехал он однажды на золотой колеснице и в окружении стражи, как и подобает царям; встретились ему два человека, одетые в рваные и грязные одежды, с изможденными и бледными лицами. Знал царь их, истощивших свою плоть телесным изнурением, трудом и потом поста. Как только увидел он их, сошел тотчас с колесницы и, пав на землю, поклонился им; поднявшись, обнял их с любовью и облобызал их. Вельможи его и князья вознегодовали на это, полагая, что сделал он это недостойно царского величия. Не смея обличить его прямо, уговорили они брата его родного сказать царю, чтобы тот не оскорблял величия и славы царского венца. Когда брат сказал об этом царю, негодуя на неуместное его унижение, дал ему ответ царь, которого брат не уразумел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Св. мученик Варлаам . Родом из Антиохии. За веру в Господа Иисуса Христа принял тяжкие мучения от нечестивого судьи. В довершение ко всему судья задумал поиздеваться над ним и силою обстоятельств заставить его принести жертву идолам. Для этого ввел он его в капище, положил ему на ладонь горящие уголья, а на уголья – ладан, полагая, что мученик, испытывая невыносимую боль, бросит уголья с ладаном пред идолов и тем самым поневоле совершит им каждение. Однако доблестный Христов воин держал раскаленные угли на своей ладони, вовсе не думая бросать их к подножью идолов; и вот один за другим сгорели и отпали его пальцы, а затем прогорела и ладонь. Так вместе с огнем упали на землю и пальцы сего мученика. «Десницу имел он, сильнейшую огня... – говорит святитель Василий Великий , – ибо если и опалил руку пламень, рука держала-таки огонь, подобно пеплу». А святой Златоуст пишет: «Смотрели с высоты Ангелы, взирали Архангелы, зрелище было величественное, поистине превосходящее природу человеческую. И кто не пожелал бы [у] видеть человека, который подвизался и не испытывал свойственного людям, который сам был и жертвенником, и жертвой, и жрецом?» Когда сгорела рука старца Варлаама, все его тело замертво рухнуло на землю, а душа отошла в вечный покой Господа Спасителя. Сей преславный и мужественный старец пострадал в 304 году. 3. Преп. Варлаам и Иоасаф , царевич [Индийский]. Индийские подвижники. Иоасаф был царевичем, сыном царя Авенира. По Божию Промыслу посетил его старец Варлаам, научил его вере Христовой и крестил. Затем старец удалился в пустыню на подвиг, а Иоасаф остался, чтобы бороться со многими искушениями в [сем], побеждая их Божией благодатью. В конечном итоге удалось ему привести ко Христу и своего отца. Крестившись, царь Авенир прожил четыре года в великом покаянии – ведь и грехи сотворил он великие, преследуя христиан, – а затем скончал свою земную жизнь и перешел в жизнь лучшую. Юный Иоасаф передал царство своему другу Варахии, а сам ушел в пустыню – подвизаться ради Христа. Хотел он еще только одного: паки здесь, на земле, увидеться со своим духовным отцом, старцем Варлаамом. И милостивый Бог исполнил это его желание. Найдя Варлаамову пещеру и встав перед ней, Иоасаф воскликнул: «Благослови, отче!» Старец Варлаам подвизался в пустыне 70 лет, а всего прожил 100 лет. Святой Иоасаф на 25-м году жизни оставил царство и удалился в пустыню, где прожил 35 лет. Оба они носили в себе великую любовь ко Господу Иисусу, многих обратили в истинную веру и преставились в вечную радость Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Варадат , подвижник сирийский, 22 февр. Варахисий , муч. персидский, 28 марта. Варахий , (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαργχιος) муч. мелитинский, 7 ноября. Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек. Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая. Варвар св., прежде разбойник, 6 мая. Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент. Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября. Варлаам и Иоасаф , преподобные индийские, 19 ноября. Варлаам , игумен печер. 19 нояб. Варлаам , пр. новгор., 6 нояб. Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня. Варсава (сын Савы, евр.), ( Иосий, ИосиФ, Иуст ), ап. из 70, 30 окт. Варсис , епископ едесский, 25 авг. Варсанофий , или Иоанн , архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев. Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб. Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент. Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг. Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Василид , муч. никомидийский, 20 янв. Василид , муч. с Геронтием , 1 апр. Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта. Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр. Василисса , мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар. Василисса , муч. егип., 8 января. Василисса , муч. никомидийская, 3 сент. Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент. Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта. Василий , муч. аполлониадский, 6 июля. Василий , еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр. Василий , пресв. амкирский, муч., 22 марта. Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв. Василий Великий, 1 и 30 янв. Василий , еписк. парийский, 12 апр. Василий, муч. цареградский, 23 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр. Василий новый, преп. цареградский, 26 марта. Василий , преп. печерский, 11 авг. Василий князь ярославский с Константином , 3 июля. Василий блаженный московский, 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Валент, или Уал, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Валериан, муч. Римский 163 г., с Иустином и др. 1 июня. Валериан, муч. Римский, ок. 230, с Кикилией и др. 22 ноября. Валериан, Кандид и др. мучч. Трапезунтские при Диоклетиане. 21 янв. Валериан, муч. при Ликинии, с Илией и др. 13 сент. Валерий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Валерий, из 40 муч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Ваптос воин, муч., пострад. в Антиохии Писидийской со священномуч. Харалампием (193–211). 10 февр. Варадат, подвижник Сирийский 5 века. 22 февр. Варак, вождь Израильский. В нед. Праотцев. Варахисий, муч. Персидский при Сапоре II в 327 г., с Ионой и др. 28 марта. Варахий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Варвара, великомученица Илиопольская в Финикии при Максимиане. 4 дек. Варвар воин, и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий, мучч. Фракийские ок. 362 года. 6 мая. Варвар св., прежде бывший разбойник. 6 мая. Варипсав муч. 10 сент. Варлаам, старец Антиохийский, муч. Кесарийский (в Каппад.) ок. 304 года. 19 ноября. Варлаам и Иоасаф, преподобные Индийские. 19 ноября. Варлаам, игумен Печерский 11 века. 10 ноября. Варлаам, преп. Новгородский, ум. 1192–1230. 6 ноября. Варнава, ап. из 70, с ап. Варфоломеем. 11 июня. Варсава (Иосий, Иосиф, Иуст), ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Варсис, еписк. Едесский, исповедник при Валенте, ум. 378. 25 авг. Варсонофий или Иоанн, архиеп. Дамасский, отшельник Нитрийский. 20 февр. Варсонофий, еписк. Тверской, ум. 1570, с Гурием, еписк. Казанским. 4 окт. Варух (отрок), муч. Антиохийский, с Романом. 13 ноября. Варух пророк. 28 сент. Варфоломей, ап. из 12. 11 июля и 25 авг. Василид, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Василид, муч. Никомидийский 303 г., с Вассом и др. 20 янв. Василид муч., с Геронтием. 1 апр. Василиск муч., из дружины Феодора Тирона, около 308 года. 22 мая и 3 марта. Василисса и Анастасия, мученицы Римские при Нероне. 15 апр. Василисса, мученица Коринфская ок. 251 г., с Леонадом 10 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Виктор Афанасьев Варлаам – сын Божий Не много сведений сохранилось об этом подвижнике духа. Забыто его мирское имя. Ну так что же, – он был крещен во второй раз (монашеский постриг – второе крещение) с именем Варлаам, что значит в переводе с халдейского языка ни много ни мало, как „сын Божий“. Его небесным покровителем стал старец-пустынник иеромонах Варлаам, в давние времена обративший в христианскую веру индийского царевича Иоасафа. Родился он в 1776 году в семье московского купца. Можно себе представить, какие интересы владели им в его юношеские годы, если, презрев и возможность сделаться богатым, и соблазны большого города, около 1790 года он оставил родной дом и направился на остров Валаам, в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы стать иноком. В это время строитель (от слова „строить“ в значении „управлять“) Назарий, иеромонах, бывший инок Саровской пустыни, призванный сюда Петербургским митрополитом Гавриилом, с Божией помощью возрождал древнюю эту обитель, пришедшую в упадок во всем: здания обветшали, а из братии остался всего лишь один монах. Жили недавно здесь еще два старца-священника, но они во время бури утонули – перевернулась лодка, на которой они плыли. Отец Назарий прибыл сюда в 1783 году. Настоятель Саровской пустыни не хотел его отпускать и нарочно написал митрополиту на запрос о Назарии, что это человек ни к чему не пригодный и даже глупый. Не хотел лишать монастырь великого подвижника. Митрополит Гавриил ответил: „Умников у меня своих много, давайте мне вашего глупца“. Через о. Назария Господь совершил на Валааме несомненное чудо. При нем были построены каменный собор, две церкви, ризница, трапезная и корпуса братских келлий, то есть почти все, что мы и сегодня видим на Валааме. При нем устроен был и скит Всех святых в двух-трех верстах от монастыря, куда был путь сушей или водой, и там построена была каменная церковь , двухэтажная: внизу – Всех святых, наверху – Безплотных Сил. Заштатный монастырь переведен был в категорию штатных с числом монашествующих до тридцати человек. Настоятелем устроен был в монастыре строгий порядок во всем. Устав по благословению митрополита Гавриила принят был Саровский. Установлены были три образа монашеской жизни: общежительный, пустынный и схимнический. Главный остров и находящиеся близ него другие острова (всего числом до сорока) неустанными трудами монахов благоустраивались. Отец Назарий часто выезжал в Петербург и другие города, так как дела монастыря вел он сам. Он же был для всех насельников не только начальником, но наставником и старцем, поражавшим своей прозорливостью и духовной рассудительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

римский, 6 июля.     Валентин, муч. из Доростола, 24 апр.     Валентин, муч. интерамиский, и три ученика его, мучч. италийские, 30 июля.     Валент (сильный, дат.) диакон, муч. падестинский, 16 февр.     Валент, или Уад, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Валериан (из города Варии иди Валерии в Италии, или Валериев, дат.), муч. римский, 1 июня.     Валериан, муч. римский, с Кикилиею и др. 22 ноября.     Валериан, Кандид и др. мучч. трапезунтские, 21 янв.     Валериан, муч. с Идиею и др., 13 сент.     Валерий (бодрый, крепкий дат. balere), муч. мелитинский, 7 ноября.     Валерий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Ваптос (погруженный, греч.) воин, 10 февр.     Варадат, подвижник сирийский, 22 февр.     Варахисий, муч. персидский, 28 марта.     Варахий, (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαραγχιος) муч. мелитинский, 7 ноября.     Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек.     Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая.     Варвар св., прежде разбойник, 6 мая.     Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент.     Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября.     Варлаам и Иоасаф, преподобные индийские, 19 ноября.     Варлаам, игумен печер. 19 нояб.     Варлаам, пр. новгор., 6 нояб.     Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня.     Варсава (сын Савы, евр.), (Иосий, ИосиФ, Иуст), ап. из 70, 30 окт.     Варсис, епископ едесский, 25 авг.     Варсанофий, или Иоанн, архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев.     Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб.     Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент.     Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг.     Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек.     Василид, муч. никомидийский, 20 янв.     Василид, муч. с Геронтием, 1 апр.     Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта.     Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иосифа Индийских, месяца ноября, в 19 день в 1705 г. («Подобно царство небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46)) В нынешний день пришли сюда из стран Далеких купец и продавец с дорогим товаром, слушатели возлюбленные! Кто купец? – Преподобный царевич Иоасаф. Кто продавец? – Преподобный Варлаам. Из каких стран? – Из Индии. С каким товаром? – С бисером драгоценным. Но что такое бисер? – Бисер – каждый камень честной и драгоценный, святящийся каким-либо цветом, как и прекрасные Маргариты, то есть жемчуг крупный, – все это именуется бисером. Мы же собрались сюда на этот праздник как бы на торг или ярмарку, собрались посмотреть на продажу и куплю. Видим мысленными очами своими продавца и купца, преподобных отцов Варлаама и Иоасафа, пришедших из небесных стран на свой праздник во святой храм свой. Слышим торг, а товара не видим. На словах торгуют: продавец продает не показав, купец покупает не видя. Молодой купец верит старому продавцу, что он не обманет, а старый продавец хочет больше выторговать у молодого и не показывать свой товар, а только хвалит, чтобы возбудить в нем больше усердия и желания покупки. Хвалит продавец свой товар: «Есть у меня камень драгоценный, подобного которому нет нигде, цену которого никто оценить не может, ибо он несравненно превосходит все добрые и драгоценные вещи. Он дает слепым свет, глухим слух, немым язык, недужным здравие. Он отгоняет от людей бесов, умудряет неразумных и все доброе и вожделенное дарует приобретшему его. Поистине, товар тот велик и достоин, и кто не желал бы приобрести себе столь дивный бисер! Какая же цена ему? Продай все, что имеешь, и купи его. Где же купить? Ищи сам, не ленись! «Подобно царство небесное купцу ищущему» – ищущему, а не леностному. Ищи, и ты найдешь и купишь! Для того не показал преподобный Варлаам лицом свой драгоценный камень святому Иоасафу, чтобы он не поленился искать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Романа, прор. Даниила я других пророков (Bandur. Anmiqu. 55)     Пр. Варлаам и Иоасаф индийские. На греч. языке житие их издано у Боафсопада (Anecdoma graec. Uol. IV, 1—365), на латинском у Сурия 27 ноября. Ученый Гуеций считает сие житие за духовный роман, главные лица в коем однако действительны. Автор книжки св. Димитрий ростовский (стр. 145) говорит: «в рукописях греческих сие повествование встречается по большей части под именем Иоанна Дамаскина. Ученая критика не представляеть против сего сильных возражений (Allam. proleg. in Ion. Damasceni орр. ed. Le Quien. Т. I. р. XXV). Сочинитель пишет, что получил сведении от достоверных свидетелей». В Ескуриальской библиотеке находится жизнь их с именем Иоанна Дамаскина, переписанная каллиграфом Евстафием в 1057 году (Camalog. Muller р. 133). На основании надписей в древних экземплярах греч. рукописей и на других осованиях Лимбедий также защищает ее подлинность и достоверность (Bibl. Vindob. VIII. 614). На славянский язык сие житие переведено рано и было распространено. В прологах XIII-XIV в. помещаются отрывки из него в числе назидательных сказаний. Так как, по житию, Варлаам учил Иоасафа царевича символу веры и догматам в таких выражениях, в коих ясно отвергается монофизитство, монофелитство и иконоборство; то или Иоанн Дамаскин вложил старцу в уста учение позднее точно определенное или Варлаам и Иоасаф были современники Дамаскина. Описание обстоятельств, расположивших царевича к принятию христианства: встреча его с прокаженным и слепым, затем с дряхлым стариком и описание приближенными его ожидающей всех смерти, показывает в авторе жития знакомство с индийскою литературою; ибо подобным же образом царевич Сиддарта из рода Шакья за 600 лет до Р. X., познав суету земных благ, сделался пустынником и положил основание буддизму. Но несправедливо Либрехт считает сие житие легендарным житием Будды (Die Quelen des Barlaam und Iosaphat. Iahrbuch fur Romanishe und Englische Literatur 1860 г. 314 стр.). Служба царевичу Иоасафу встречается в России в первый раз в славянских печатных минеах; в рукописных же ее не найдено. По всей вероятности она обязана внесевием в минеи одному из патриархов Иоасафу I (1634—1641) или II (1667—1672). Алляцию известен был канон греческий Иоасафу некоего Филиппа (contora Hommingerum р. 180); но славянская служба, вероятно, составлена в России, а не переведена с греческого, судя по слогу и потому, что излагает в порядке историю Иоасафа, так что канон не есть целое особое, а продолжение стихирь и других предшествующих песней, чего не замечено в греческих службах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Принимай причастие Пречистых Христовых Таин, веруя, что это – воистину Тело и Кровь Христа Бога нашего, которые дал Он верующим во оставление грехов, ибо в ночь, в которую был предан, определенно завещал Он святым своим ученикам и Апостолам и всем Своим будущим последователям, сказав: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое... Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите… в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; 1Кор. 11:24–25 ). Это – Само Слово Божие, действующее и всё творящее силою Своею, действует и претворяет чрез священные слова и чрез снисшествие Духа Святого предложенные хлеб и вино в Его Тело и Кровь и подает во освящение и просвещение причащающимся с верою. Поклоняйся, также с верою и лобызай честное изображение (лика) вочеловечившегося нас ради Бога Слова, имея в мыслях, что в этом изображении ты видишь Самого Творца: ибо «честь, оказываемая изображению, – говорит святой Василий Великий , – переходит на первообраз». А первообраз, – это тот, чье лице изображается и кто послужил причиною изображения: так, взирая на написанные на иконе, мы умственными очами восходим к тому, кого эта икона изображает, и, благоговейно поклоняясь образу Принявшего на Себя плоть нашу, не обоготворяем самого написанного образа, но образ Воплотившегося Бога и Уничижившего Себя нас ради до образа рабского крепко и с любовью лобызаем; равно лобызай и образы Пречистой Матери Его и всех святых. Поклоняйся с верою и изображению Честного и Животворящего Креста и целуй его ради Распятого на нем плотью, на спасение роду человеческому, Христа Бога и Спаса мира, даровавшего нам образ креста в знамение победы над диаволом, который боится и трепещет силы крестной. Вот чему должен ты верить и с этой верой ты принимаешь св. крещение: так сохрани же эту веру без всякого изменения и еретических добавлений до последнего издыхания... Возненавидь же все учения, противные этой непорочной вере и считай их враждебными Богу, так как, по слову Апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Галат. 1:8 ). – И действительно, нет другого Евангелия, нет другой веры, кроме проповеданной Апостолами и утвержденной Богоносными отцами на различных соборах и преданной Соборной Церкви. Сказав это и научив царского сына Иоасафа символу веры , изложенному на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа в водоеме, находившемся в царском саду. Таким образом сошла на Иоасафа благодать Святого Духа. Вошедши затем в спальню Иоасафа, Варлаам совершил там богослужение и приобщил его Пречистых и Животворящих Таин, и оба они пребывали в духовной радости, воссылая хвалу Богу. После того Варлаам научил царевича, как ему подобает жить после крещения, преподав ему учение о добродетели, и удалился к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мир тебе, незабвенный старец! Неленостно ты потрудился в изыскании спасительной истины, а обретши, ты ее принял и терпеливо нес благое и легкое иго Христово, оставив нам пример добродетелей: смиренномудрия и непритворной простоты с блаженною кротостью и незлобием, и уснул с спокойною совестью, в надежде исполнения непреложного обетования, данного Сладчайшим Искупителем нашим Иисусом Христом: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы…» ( Мф. 11:28 ). Варлаам – сын Божий (из Оптинского Патерика) Не много сведений сохранилось об этом подвижнике духа. Забыто его мирское имя. Ну так что же – он был крещен во второй раз (монашеский постриг – второе Крещение) с именем Варлаам, что значит в переводе с халдейского языка ни много ни мало, как «сын Божий». Его Ангелом-покровителем стал старец-пустынник иеромонах Варлаам, в давние времена обративший в христианскую веру индийского царевича Иоасафа. Родился он в 1776 году в семье московского купца. Можно себе представить, какие интересы владели им в его юношеские годы, если, презрев и возможность сделаться богатым, и соблазны большого города, около 1790 года он оставил родной дом и направился на остров Валаам, в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы стать иноком. В это время строитель (от слова «строить» в значении «управлять») Назарий, иеромонах, бывший инок Саровской пустыни, призванный сюда Петербургским митрополитом Гавриилом, с Божией помощью возрождал древнюю эту обитель, пришедшую в упадок во всем: здания обветшали, а из братии остался всего лишь один монах… Здесь жили еще два священника, но они во время бури утонули, так как перевернулась лодка, на которой они плыли. О. Назарий прибыл сюда в 1783 году Настоятель Саровской пустыни не хотел его отпускать и нарочно написал митрополиту на запрос о Назарий, что это человек ни к чему не пригодный и даже глупый. Не хотел лишать монастырь великого подвижника. Митрополит Гавриил ответил: «Умников у меня своих много, давайте мне вашего глупца». Через о. Назария Господь совершил на Валааме несомненное чудо.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010