Правым центром можно назвать тех, которые довольствовались признанием подобия Сына Отцу, ομοιον, или без точного обозначения пункта сходства, или с отрицанием подобия по существу (омии). Первыми величинами этой партии были Акакий кесарийский и Ураний тирский. Преемник Евсевия на кесарийский кафедре, Акакий отличался высоким образованием и ораторским талантом, но нравственные качества его не соответствовали его дарованиям и образованию. По справедливому выражению одного историка (Gwatkin), если Афанасий был Демосфеном никейской эпохи, то Акакий был её Эсхином. В догматических убеждениях Акакий принимал различные цвета с изворотливостью хамелеона и способен был вести интриги замечательно. Воззрения, искренно высказываемые им, были впрочем довольно высоки сравнительно с другими арианами. Он стоял за положение, что Сын есть «неразличный образ Отца», т. е. что в Сыне вполне и точно отражаются благость, сила и энергия Отца.    Крайняя правая ариан стояла за то, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу, ομοιοσιον – омиусиане. Представителями её были Дианий кесарийский и благородный образованный Василий анкирский, по имени которого партию называли василианами.    Таким образом восток представлял 4 фракции арианствующих:    1) крайняя левая – аэтиане и евномиане,    2) левый центр – евсевиане, а затем евдоксиане,    3) правый центр – акакиане.    4) крайнюю правую – василиане.    Но все соприкасающиеся фракции легко могли сливаться одна с другою. А так как было немало лиц, весьма шатких в своих воззрениях, то они перебегали по всей линии арианской коалиции от края до края. В этом периоде мы еще не видим партии македониан; она сформировалась позднее из остатков крайней правой и правого центра.    Разложению восточной арианской коалиции действительно предшествовало «таяние снега» на голове еп. антиохийского Леонтия. В 357 г. или позднее он умер. В то время при дворе имп. Константия находился еп. германикийский Евдоксий (глава левого центра), человек крайне непривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения как не всякий другой. Евдоксий, узнав о смерти Леонтия, тотчас же выпросил у императора отпуск к своей пастве, но отправился в Антиохию и там дал понять епископам, что Константий желает видеть его епископом Антиохии. Кроме того, Антиохия в то время фактически была (войны с персами) столицею востока и там жило тогда много вельмож, которых Евдоксий тоже постарался привлечь на свою сторону. Таким образом, он скоро достиг своей цели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Правым центром можно назвать тех, которые довольствовались признанием подобия Сына Отцу, μοιον, или без точного обозначения пункта сходства, или с отрицанием подобия по существу ( омии ). Первыми величинами этой партии были Акакий кесарийский и Ураний тирский. Преемник Евсевия на кесарийский кафедре, Акакий отличался высоким образованием и ораторским талантом, но нравственные качества его не соответствовали его дарованиям и образованию. По справедливому выражению одного историка (Gwatkin), если Афанасий был Демосфеном никейской эпохи, то Акакий был её Эсхином. В догматических убеждениях Акакий принимал различные цвета с изворотливостью хамелеона и способен был вести интриги замечательно. Воззрения, искренно высказываемые им, были, впрочем, довольно высоки сравнительно с другими арианами. Он стоял за положение, что Сын есть «неразличный образ Отца», т. е. что в Сыне вполне и точно отражаются благость, сила и энергия Отца. Крайняя правая ариан стояла за то, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу, μοιοσιον — омиусиане . Представителями её были Дианий кесарийский и благородный образованный Василий анкирский, по имени которого партию называли василианами. Таким образом восток представлял 4 фракции арианствующих: 1) крайняя левая — аэтиане и евномиане, 2) левый центр — евсевиане, a затем евдоксиане, 3) правый центр — акакиане. 4) крайнюю правую — василиане. Но все соприкасающиеся фракции легко могли сливаться одна с другою. А так как было немало лиц, весьма шатких в своих воззрениях, то они перебегали по всей линии арианской коалиции от края до края. В этом периоде мы еще не видим партии македониан; она сформировалась позднее из остатков крайней правой и правого центра. Разложению восточной арианской коалиции действительно предшествовало «таяние снега» на голове еп. антиохийского Леонтия. В 357 г. или позднее он умер. В то время при дворе имп. Константия находился еп. германикийский Евдоксий (глава левого центра), человек крайне непривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения как не всякий другой. Евдоксий, узнав о смерти Леонтия, тотчас же выпросил у императора отпуск к своей пастве, но отправился в Антиохию и там дал понять епископам, что Константий желает видеть его епископом Антиохии. Кроме того, Антиохия в то время фактически была (войны с персами) столицею востока и там жило тогда много вельмож, которых Евдоксий тоже постарался привлечь на свою сторону. Таким образом, он скоро достиг своей цели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Замечу, что и мне представляется не невозможным что Евсевий кесарийский в 324 году прибыл в Антиохию на погребение своего друга Павлина (или даже и во время его предсмертной болезни, если он не умер скоропостижно), имея в виду между прочим и провести желательного кандидата ему в преемники и – несмотря на неудачу – остался там и для участия на соборе, созываемом новым антиохийским епископом Евстафием. Но что он имел желание и в это время занять сам антиохийскую кафедру, мне это представляется более, чем сомнительным. Стремление Евсевия занять эту кафедру существует только в воображении Зееберга. В de vit. Const III, 59 нет ничего подобного: Евсевий здесь просто излагает содержание, приводимых им далее [III, 60–62], писем Константина. Выражение: «δι ν [=πιστολν] παρνει [Константин] λλοτρου μν ρχοντος, φ τν ερνην πεποηντο, μηδαμο θλειν μεταποισθαι», которое очевидно имеет в виду Зееберг, значит: «чрез которые [письма] он [Константин в.] увещевал [антиохийцев] ни в каком случае не желать перемещать к себе [на епископскую кафедру] начальствующего другою [паствою епископа, т. е. Евсевия кесарийского ], на котором они примирились [ " сотворили мир», т. е. который показался кандидатом желательным для обеих спорящих партий]. Что в действительности Евсевий вовсе не желал переходить из Кесарии в Антиохию, доказывают приводимые у него, de vita Const. III. 60–62, письма Константина: 1) к народу антиохийскому (ς κεχαρισμνη), 2) к самому Евсевию (νγνων πληρστατα) 3) и к епископам в Антиохии (νγνων τ γραφντα). Из них видно, что пред избранием Евфрония Евсевий имел полную возможность занять антиохийскую кафедру: его перемещения в Антиохию желали и народ антиохийский и сам император; но он сам отказался от этой чести, ссылаясь на церковный канон. Канон этот (15-е правило никейского собора) до 325 года не имел правда значения общего церковного закона, не признавался ν τισι μρεσιν, и что о существовании его по-видимому и не подозревали между прочим и в Антиохии, доказывает факт, что и Павлин и Евстафий переведены были в Антиохию с других кафедр. Следовательно, в 324 году и Евсевий кесарийский мог бы занять антиохийскую кафедру безпрепятственно. Но для Евсевия упомянутый канон был только предлогом: сам же он уклонился от чести сделаться епископом столицы востока по другим побуждениям 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [лат. Hippolytus, Ippolitus] (III в.?), мч. Антиохийский (пам. зап. 30 янв.). Память И. отмечена в древнейших церковных календарях: в Сирийском Мартирологе (411) под 30 янв. говорится: «...в городе Антиохии Ипполита»; в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) под 29 янв. отмечена память «Ипполита, епископа из древних», а под 30 янв.- «в Антиохии мученичество св. Ипполита». И. Делеэ в комментарии к Иеронимову Мартирологу высказал предположение, что под обеими датами поминается И., мч. Антиохийский, и предложил объединить под 30 янв. обе календарные заметки. Добавление «из древних», по мнению Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшена, указывает на то, что речь идет об одном из мучеников, пострадавших до гонений при имп. Диоклетиане (284-305), о к-рых рассказывалось в утраченном сочинении Евсевия , еп. Кесарийского (MartHieron. P. LXVI-LXVII). Кроме того, в сохранившемся на сир. языке (Brit. Lib. Add. 12150, 411 г.) Похвальном слове всем мученикам (BHO, N 700; CPG, N 3493), приписываемом Евсевию, среди малоизвестных мучеников назван «воздержанный старец Ипполит». Т. о., И., вероятно, пострадал в Антиохии во II-III вв. В 1-й пол. IX в. память И., пострадавшего в Антиохии, была внесена под 30 янв. в Мартиролог Флора Лионского, а затем в т. н. Малый Римский Мартиролог ( Quentin. 1908. P. 327, 417). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) И. Антиохийский представлен как последователь новацианской схизмы, который затем раскаялся и принял мученическую кончину (PL. 123. Col. 224). Эти сведения были заимствованы из эпиграммы еп. (папы) Римского Дамаса I ( Damasus. Epigrammata. 37), посвященной Ипполиту , мч. Римскому (пам. 13 авг.); эпиграмма была найдена в усыпальнице мч. Ипполита в Риме. Смешение И. и мч. Ипполита Римского перешло в Мартиролог Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 709) и получило дальнейшее распространение в зап. традиции. В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезарь Бароний окончательно отождествил 2 мучеников, внеся в календарную заметку об И. (MartRom. P. 40) указание на пресвитерский сан из гимна испан. поэта Пруденция, относящееся к Ипполиту Римскому ( Prudent. Perist. 11).

http://pravenc.ru/text/673787.html

Между тем это указание Евсевия, повидимому, не мирится с некоторыми хронологическими данными. Еще Додвел указал, что описание преследования христиан, находящееся в 30-й главе третьей книги к Автолику, было бы ана-хронизмом во времена Коммода, при котором христиане наслаждались спокойствием. Ранее царствования Коммода 3 кн. к Авт. написана быть не могла, ибо в ней упоминается о смерти Марка Аврелия. Поэтому она написана не ранее времен Каракаллы, a Феофил, еписком Антиохийский, умер в первые годы царствования Коммода 312 . Эрбес, с своей стороны, прибавляат еще следующие соображения. Феофил, еп. Антиохийский, по указанию „Хроники» Евсевия, умер в 180 или 181 году. Марк Аврелий умер в Марте 180 г. Во время написания 3-ей книги к Авт. Марка Аврелия уже не было в живых, ибо в 27-й главе этой книги, где перечисляются сроки царствования государей, на последнем месте стоит имя Марка Аврелия и о нем сказано, что он царствовал „19 лет и десять дней». Между тем в той же 27-й гл. третьей книги чи-таем: „после него (Тарквиния Гордаго) в продолжение 453 лет начальствовали по году консулы и трибуны и эдилы, перечислять имена которых считаю делом продолжительным и излишним. Ибо, если кто пожелает узнать их может найти их в записках, которые написал номенклатор Хризер, отпущенник Марка Аврелия Вера, который (Хризер) все описал и имена и времена, начиная с основания Рима до кончины своею покровителя самодержца Вера. Итак, в промежуток между смертью Марка Аврелия и написанием третьей книги к Автолику Хризер успел написать свои „записки» (ναγραφα), а автор сочинения к Автолику воспользоваться этими „записками». Между тем Феофил, епископ Антиохийский, если и пережил Марка Аврелия, то пережил его только несколькими месяцами. Как же можно приписывать Феофилу Антиохийскому сочинение, написанное не раньше, а, может быть, и позже 182-го года? Поэтому Эрбес считает автором книг к Автолику Феофила, но только не Антиохийского, а епископа Кесарии Палестинской 313 . Вообще, слова автора книг к Автолику о Хризере свидетельствуют, что третья книга к Автолику написана в царствование Коммода, ибо в противном случае было бы упомянуто о его кончине и продолжительности жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Возвращение Диодора из Афин в Антиохию. Монашество в Антиохии – популярный в Сирии миссионерско-аскетический монашеский институт сынов завета. Диодор – монах, сын завета. Первый христианский учитель Диодора – Силуан. Исторические данные относительно Силуана – его омиусианизм, учёность, высокий нравственный характер. Влияние и значение, школы Силуана в жизни Диодора. Второй христианский учитель Диодора – мнение старинных историков об Евсевии Кесарийском , как втором христианском учителе Диодора; разбор этого мнения; второй христианский учитель Диодора – Евсевий Эмесский. Личность Евсевия Эмесского – его образование, появление в Антиохии; Евсевий Эмесский, как учёный представитель антиохийской экзегезы, омиусианин и вообще, как богослов-писатель. Значение уроков его для Диодора. Диодор в Антиохии после окончания своего образования у Силуана и Евсевия Эмесского. Сколько времени Диодор употребил на светское образование в Афинах, точно не известно. В предыдущей главе мы поставили пятилетний период пребывания Диодора в Афинах, но эта дата, за отсутствием определённых источников, разумеется, лишь гипотетически приблизительная 130 . Из Афин он возвратился в Антиохию. Религиозно-философское учение неоплатонизма заставило Диодора глубже задуматься над дальнейшей собственной жизнью. Под влиянием неоплатонизма Диодор, мы думаем, решил не оставаться в Афинах для какой-нибудь карьеры светского государственного мужа, а возвратиться обратно в Антиохию, чтобы в родных условиях начать жизнь мудреца по заветам неоплатонизма. Но Бог судил жизни Диодора сложиться иначе. Прекрасные пустыни Антиохии уже давно 131 сделались излюбленным местом уединённых подвигов христиан, желавших посвятить себя всецело на служение Богу вне соблазнов светской жизни. Ко времени Диодора такое подвижничество в Антиохии и вообще всей Сирии получило не только широкое развитие, но и заявляло себя благодатными дарами дивных носителей христианской харизмы 132 . Облечённые в суровые ветхие одежды, умерщвлявшие плоть свой тяжёлыми подвигами самоотречения в разных его видах, имевшие во всём одну только заботу о постоянном преуспеянии в добродетели, пребывавшие с восхода солнца в молитве, в беседе с Богом и ангелами, эти подвижники-анахореты являлись великой нравственной силой для современного им общества, оказывали могучее влияние на всех тех, кто знакомился с ними 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

(5) Вот во что вылилось для антиохийцев предзнаменование, явившееся им в царствование Анастасия. Тогда внезапно в предместье города Дафне разразился страшный ураган, и кипарисы необыкновенной высоты, рубить которые было запрещено законом, были выворочены с корнем и повалены на землю. (6) Немного времени спустя, когда римлянами правил Юстин, произошло страшное землетрясение, потрясло весь город и разрушило до основания множество прекрасных построек. Говорят, что тогда погибло три тысячи антиохийцев 325 . (7) А во время этого завоевания, как я уже сказал, весь город был разрушен. Вот до чего дошли бедствия антиохийцев. (8) Велисарий же, вызванный василевсом из Италии, прибыл в Визáнтий. Он провел зиму в Визáнтии, а с наступлением весны василевс направил его в качестве стратига против Хосрова и персов вместе с прибывшими вместе с ними из Италии военачальниками 326 . Одному из них, Валериану 327 , было приказано командовать войсками в Армении. (9) Мартин же был тотчас послан на Восток и потому-то, как было сказано, Хосров застал его в Даре. (10) Из готов Витигис остался в Визáнтии 328 , а все остальные вместе с Велисарием выступили в поход против Хосрова. (11) Тогда же один из послов Витигиса, ложно присвоивший себе звание епископа, умер в персидских пределах, другой оставался там. (12) А тот, который следовал за ними в качестве переводчика, вернулся в землю римлян. Иоанн, командовавший солдатами в Месопотамии 329 , схватил его у пределов города Константины. Приведя в город, он заключил его в тюрьму. Там на допросе он и рассказал ему обо всей, что было совершено этим посольством. (13) Так этим дело и кончилось. Велисарий же со своими людьми спешно продвигался вперед, стремясь предупредить какое-либо новое вторжение Хосрова в землю римлян. Глава XV В это время Хосров повел свое войско в Колхиду, поскольку его побуждали к этому лазы по следующей причине. (2) Лазы изначально жили на землях Колхиды 330 , являясь подданными римлян, не платя им, однако, податей и никак иначе не выражая им повиновения, кроме того, что, когда у них умирал царь, римский василевс посылал знаки власти 331 тому, кому предстояло занять престол, (3) И он вместе со своими подданными тщательно охранял границы земли, чтобы враждебные гунны гор Кавказа, соседствующего с ними, не прошли через Лазику и не вторглись в земли римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Что касается в частности антиохийского собора 324 года, то я не вижу достаточных оснований думать, что Константин в. чем либо выразил свое недовольство его решениями. Наоборот, самое превращение великого собора восточных в Анкире во вселенский собор в Никее, с участием на нем епископов запада, для удобства которых, по словам самого Константина, не доверять которым не видит оснований и сам Зееберг (S. 202), собор и переносился из Анкиры в Никею, вполне отвечало желанию отцов антиохийского собора, которые со своим посланием обратились именно к выдающимся епископам запада. IV, 3. Das Konzil von Nicäa (SS. 201–17). Этот очерк истории никейского собора опять один из лучших отделов к книге Зееберга. До известной степени он и здесь стоит под влиянием теории Швартца о политике равновесия, которой будто бы держался Константин в. в отношении к церковным партиям, но не доводит эту теорию до крайности. Напр. в перенесении собора из Анкиры в Никею Швартц видел доказательство, что Константин не хотел дать полного торжества православным и намеренно выбрал местом собора город, где епископом был лукианист. Зееберг изменяет и дополняет эту гипотезу, допуская ту возможность, что, назначая собор в Анкиру, где епископом был противник Ария, Константин сам был на стороне Ария и думал дать ему торжество, но не хотел, чтобы это знали сам Арий и его покровители; а перенося собор в Никею, он был уже на стороне православных, но не хотел, чтобы это знали сами православные (SS. 202–3). Но сам Зееберг не верит в это тонкое предположение: оно и ему кажется слишком искусственным, zu konstruktiv, и он склонен думать, что действительная причина перенесения собора в Никею верно указана самим Константином в его письме. Не разделяет Зееберг и того предположения Швартца, что, приглашая на собор епископов запада и внося в символ слово μοοσιος, Константин в. хотел создать «православный противовес» из западпых епископов «против восточных православных», т. е. против антиохийского собора: против этого предположения говорит уже сравнительно малое число западных на никейском соборе. Но и сам Зееберг вдается тут в противоположную крайность. Обратив внимание на тот факт, что слово μοοσιος было пущено в ход [в смысле reductio ad absurdum] самим Арием, и исходя из ошибочного, но почти общепринятого теперь на западе предположения, будто термин этот в приложении к Сыну употреблял и сам Ориген , Зееберг оспаривает то – по-моему высоко вероятное – предположение, что слово это внесено в никейский символ по желанию Осия кордубского, и думает, что, внося это слово, император делал приятное и Александру александрийскому и вообще православному большинству собора, арианам же он делал уступку тем, что слово это было включено в символ, прочитанный Евсевием кесарийским . И этим именно, а не самым термином μοοσιος остался недоволен Евстафий, и удивлены были все православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

a) некоторыми пропусками и небольшими изменениями; b) привнесением в него александрийских христологических выражений; c) редакция его носит печать приспособления к Иерусалимско-Антиохийским крещальным исповеданиям веры; III. Никейский символ составлен не в качестве крещального Символа, а в качестве излагающего учение о Сыне Божием правила веры (Glaubensregel), вложенного в рамки Символа. Объяснение пункта II, a. Выпущены из символа Кесарийского следующие выражения: Божие Слово (вместо того поставлено Сына Божия), Перворожденного всей твари, прежде всех веков от Отца рожденного (вместо того: рожденного от Отца) и видоизменена фраза: Сына Единородного так: Единородного и т. д., но слова – Бога (привнесение в смысле александрийских воззрений). Эти пропуски очень важны для правильного понимания Никейского символа, ибо они доказывают, что торжествующая александрийская партия хотела избегнуть в составленном от неё правиле веры всякой двусмысленности и всяких недоразумений и что она далека была от всякого компромисса. Вычеркнутые фразы, хотя они и являлись в сущности библейскими, были, однако же, такими, которые часто употребляли и открытые враги, и полувраги. Поэтому решено было исключить их из нового (Никейского) правила веры. Объяснение пункта II, b. Новыми александрийскими вставками были следующие прибавки: 1. то есть из сущности Отца; 2. рожденного, не сотворенного; 3. единосущного Отцу; 4. шесть христологических анафематизмов в конце Символа. Объяснение пункта II, c. Всё прочее, чем отличается символ Никейский от Кесарийского, не имеет догматической природы, но составляет редакционные изменения. Эти видоизменения вообще такого рода, что они стоят в согласии со словоизложением крещальных Иерусалимско-Антиохийских поместных символов. Нужно думать, что они представляют не имеющую догматического значения уступку патриархам Антиохийскому и Иерусалимскому, первенствующим на Соборе. Эти изменения следующие: 1. в первой части Символа (о Боге-Отце) поставлено πντων вместо πντων;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Бльшую – вторую группу арианствующих представителей на Соборе составляли лица, которые позднее стали известными с именем полуариан. Это были не то ариане, не то православные. Они оставались в колеблющемся, нерешительном состоянии. Их воззрения имели так мало характерного, что ариане считали их своими сторонниками, а православные – своими 36 . В догматическом отношении, в спорном вопросе, они держались древней теории субординации, т. е. хотя почитали Сына Божия Богом, но считали Божество Его не равным Божеству Отца, – это было Божество соподчинённое в отношении к Божеству Отца. Что эта группа держалась именно таких воззрений, видно из учения её главы – Евсевия Кесарийского , известного историка, деятельного члена на соборе Никейском 37 . Послание Евсевия к кесарийцам, написанное тотчас по окончании этого Собора, даёт ещё новые черты, характеризующие как самого Евсевия, представителя группы, так и всю группу. Вместо прямых и определённых выражений, которые бы точно выражали учение о Божестве Сына Божия, Евсевий довольствуется выражениями неопределёнными, двусмысленными и хотя библейскими, но позволяющими обоюдное толкование 38 . Можно утверждать, что группа рассматриваемых богословов находилась под влиянием идей Оригена , жарким почитателем которого был Евсевий 39 . Из Оригена , однако же, они взяли лишь ту сторону учения, которая благоприятствовала арианству. Если об арианах известно, что они считали Оригена своим главой 40 , то это больше всего могло иметь место в среде последователей Евсевия, в среде полуариан. Таким образом, как строго арианская партия становилась под знамя школы Лукиана Антиохийского, так Евсевиева, или полуарианская, – под знамя Оригена . Те и другие искали себе опоры, подтверждения в именах, которых широкая слава ещё была в памяти тогдашнего христианского мира. Число приверженцев Евсевия Кесарийского на соборе Никейском определить трудно. Если судить по тому, как могущественна стала партия полуариан, вышедшая отсюда после Никейского собора, то нужно полагать, что и на самом Соборе она имела многих представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010