Традиции этой группы царей унаследовали и следующие, вероятно, родственные им: Себекемсафы и Себекхотепы, после которых власть переходит к новой фамилии, опять вспомнившей о XII династии. Первый из них, Неферхотеп, успел сделать кое-что для расширения авторитета Фив, а его брат Ханоферра Себекхотеп короткое время даже был признаваем во всём Египте, его имя встречается и в Среднем Египте, и в Танисе. Но это не препятствовало существованию во всей стране по-прежнему множества независимых и полунезависимых князьков и не прекратило смут и катастрофы извне, известной под именем нашествия гиксосов. Вообще, время после XII династии было одним из самых бедственных в Египте. Современные ему памятники говорят о распадении государства и войнах всех против всех, о падении культуры, законности, безопасности. Политические писания ближайшей эпохи вспоминают о нём, как о времени необычайного социального переворота, всяких потрясений и безысходной гражданской скорби о гибели родины. «Правда выброшена, беззаконие в зале совета. Попраны предначертания богов, в небрежении всё божественное, земля бедствует, повсюду плач, области и города в скорби… О, если бы у меня было сердце, способное терпеть… Приди, приди, моё сердце… объясни мне происходящее на земле… Встаёшь рано каждый день, а сердца не облегчаются от тяжести, ибо вчера то же, что и сегодня… Широка и тяжела моя скорбь…» – восклицал илиопольский патриот, старец Онху. А мудрец Ипувер рисует нам картины, которые легко можно принять за выхваченные из нашей современности: «Земля перевёрнута, как на гончарном кругу; злобные обладают богатствами… Почтенные – в горе, ничтожные в радости… Умалились люди, повсюду предатели. Но мы опустошены, враги извне идут на Египтян. Людей нет. Золото, ляпис-лазури, малахит – на шеях рабынь, а знатные женщины говорят: “О, если бы нам поесть”. Они печальны, ибо ходят в лохмотьях… Ни Элефантина, ни Тин, ни Юг не платит повинности – для чего же существует казначейство? Сын знатной особы не различается от человека простого происхождения… Все рабыни не стесняются в речах, а когда их госпожи говорят, это им не нравится.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Так, благодаря тебе, хорошо было начало; ты послал и радостный конец – дал мне долголетие, полное благополучие»… Или жрец Гора и быка Мневиса в Илиополе Онх-Псамметих молится: «О, владыка мой, создавший себя сам, творец неба, Феникс, пребывающий в нём непрестанно. Вспомни мои дела: я входил пред тебя со страхом в сердце пред твоей диадемой; я величал её и умилостивлял, да будет она милостива ко мне в меру силы гласа моего, а ты да радуешься, созерцая её красоту… Сохрани дом мой, да моим детям пребывать в нём, причём сердца их да будут правы и согласны воле твоей, по благоволении твоём, подобно сердцам достойных, которые не говорят о разного рода стяжании: “о, если бы это было дано нам”. Да передадут они достояние своё по наследству детям, творя волю величества бога Ра вовеки, о, владыка мой, Осирис Мневис. Я – раб твой, изрядный сердцем, покорный… Вспомни прекрасные годы, проведённые мною в твоём святилище. Я проводил дни и бдел ночи, доставляя всё в твоё чистое место и в твою сокровищницу… до наступления дня твоего восхождения на небо… когда всё было поражено скорбью на всей земле… Я поручил казначею бога озаботиться исполнением обрядов работы Анубиса ежедневно, согласно писаниям, да прейдёт сей бог в мире, да будет путь его к обновлению в святом месте в благополучии… Да достигну и я блаженства, следуя моему Ка при прехождении в иной мир, да будут чада мои у моих ног, да скажут потомки мои: “служащий твоему величеству получает блаженство”». – Пред нами заведующий культом священного тельца илиопольского Атума Ра-Меруэра, по-гречески Мневиса, который после смерти, как умершие люди, именуется Осирисом – Мневисом и восходит на небо; его бальзамируют «работой Анубиса», как людей и прочих священных животных, на что требуются большие расходы и что продолжается много дней, согласно ритуальным писаниям. До нас дошли и подлинные документы, и греческие свидетельства о заботах владык Египта как туземных, так и инородных, относительно культа священных животных, столь интенсивного в это суеверное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Апокрифы, как и подлинные еврейские писания, могут быть разделены, по своему содержанию, на исторические, поэтико-лирические и поэтико-пророческие. Одни из них дошли до нас в полном виде, а другие известны только по упоминаниям о них древних церковных писателей. Из Апокрифов исторических дошли до нас следующие: а) „Малое Бытие, или книга юбилейная“ ( λεπτ γνεσις, λεπτογνεσις, τ λεπτ γενσεως, τα Ιωβηλατα). Она имеет большое сходство с каноническою книгою Бытия, отчего и называется также „Бытием“, только, в отличие от первой, – Бытием Малым, что, принимая во внимание ее большой, в сравнении с той, объем, очевидно, указывает на меньшее ее достоинство. Книгою юбилейною называется она потому, что время от сотворения мира до занятия земли Ханаанской делится в ней по пятидесяти юбилейным годам, что составляет 2450 лет. От канонической книги Бытия отличается она тем, что в ней подробнее говорится о бывших Моисею на Синае откровениях, чаще встречаются пророчества о будущем, больше приводится хронологических данных и все содержание ее ярко окрашивается поэтическим вымыслом. Множество саг из нее перешло не только в иудейские, но и христианские сочинения. Появление ее относится к последнему веку пред Рождеством Христовым. Она найдена в настоящем столетии, в Абиссинии, на эфиопском языке. Дильман перевел ее на язык немецкий и поместил в журнале: „Jahrbücher der Biblischen Wiseenschaft von Ewald. 1850–51. б) Книга Асенефы. В ней романически описан брак Иосифа с Асенефою, дочерью жреца Илиопольского. Цель этого описания была, очевидно, та, чтобы, с помощью разных вымыслов фантазии, оправдать брак Иосифа с язычницею и доказать, что Асенефа была обращена в иудейство Самим Богом. Судя по некоторым, находящимся в книге, признакам, можно с вероятностью полагать, что она появилась уже в христианское время. Она издана была сперва Викентием Бовесским в его „Speculum historiale“, а потом перепечатана Фабрицием в его сборнике. Из апокрифов поэтико-лирических дошли до нас Псалмы Соломона. Они составлены по образцу псалмов, находящихся в нашей канонической книге и вполне проникнуты искренним благочестием. Главным предметом их служит скорбь Израильтян при виде нашествия на святой город какого-то царя, по всей вероятности, Антиоха Епифана. Ввиду того, что автора псалмов сильно одушевляет вера в близость времен Мессианских и воскресение мертвых, можно думать, что временем написания псалмов были времена Маккавеев, когда, как известно, особенно сильна была такая вера. Псалмы пользовались некогда большим уважением. В синопсисе, приписываемом Афанасию Великому 138 , они поставлены между Ββλα ντιλεγμενα, что совершенно приравнивает их к нашим неканоническим книгам. Потому-то, очевидно, в некоторых списках Греческой Библии они и помещаются в составе книг священных. Псалмы дошли до нас на языке греческом и находятся в сборнике Фабриция.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Само собой разумеется, что такие сношения и племенное родство евреев с бедуинскими племенами должны были вызывать у египетских фараонов самые мрачные подозрения относительно политической благонадежности евреев. И неудивительно, что фараоны, постоянно воюя с этими племенами, стали еще сильнее давить родственных им евреев, и даже старались о их истреблении несмотря на то, что они были их подданными. Но положение евреев еще более ухудшилось, когда к этим стеснением присоединилось давление религиозное. Религия гиксов, рано вышедших из общей колыбели семитических народов, очень близко подходила к еврейскому монотеизму. Они поклонялись Сутеху, богу солнца, преследовали египетскую зоолатрию, и вообще имели более чистые религиозные представления, чем египтяне. Поэтому во время господства гиксов евреи не терпели религиозного преследования. Но совсем в другом положении явились евреи после удаления гиксов. Несмотря на то, что египетские фараоны отличались вообще веротерпимостью, они, поставившие своей задачей стеснение еврейского племени во всех сторонах его жизни, стали стеснять его и в религиозном отношении. Темная масса евреев, недостаточно хорошо хранившая предания отцев о едином Боге, склонялась к египетским верованиям, так что уже в это время евреи заразились сильным стремлением к идолопоклонству. Но нельзя этого сказать о тех лицах, которые были верными хранителями отеческих преданий, выразителями народного сознания евреев. Религиозные предания отцев о едином Боге, в которых заключался смысл исторической жизни еврейской нации, им были дороже всего. И потому они не могли спокойно видеть религиозных притеснений египтян, а с ними вместе и религиозного помрачения еврейской массы, погружения в идолопоклонство. И вот, началось движение среди евреев, имевшее не столько политически, сколько религиозный характер и окончившееся выходом евреев из Египта при сыне Рамзеса 2-го, Мер-ен-Пта (Марнепта, Манефта) или Аменефе 208 . Египетские памятники, не отделявшие евреев от прочих пастушеских племен, гигсов, с одной стороны, ставят этот исход евреев в связь с общим удалением гиксов из Египта 209 , а с другой – говорят о нем, как об отдельном факте, хотя извращают несколько его смысл, как это можно видеть в известном рассказе Манефона об изгнании прокаженных из Египта при Аменефе, причем имя Моисея изменяется в илиопольского жреца Озарзифа 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

11 июля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Болезнь продолжает обманывать меня. Вчера врачи сказали, что я выздоравливаю, и позволили мне идти в сад и выехать; я не сделал ни того, ни другого, но простудное состояние вновь сказалось ночью» (Письма преподобному Антонию. С. 333–334. 437). 13 июля. Письмо князю C. М. Голицыну: «Врач советует мне не отлагать удаление за город, хотя не довольно еще укрепившемуся. Но есть дела по известному совещательному комитету 208 , которым нужно дать движение при мне» (Письма. 1884. С. 43. 46). 14 июля. Резолюция на консисторском определении об отдаче соборной земли в содержание за плату: «В 6 пункте проекта сказано: в посторонния руки, без согласия соборян, не отдавать. Следственно, дается право отдать в посторонния руки с согласия соборян, только без утверждения начальства. Это и незаконно и вредно. Консистории пересмотреть проект основательно» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 42. 10046). 15 июля. Резолюция на рапорте архимандрита с реестрами жертвуемых церковных облачений: «Есть ли жертвуемыя вещи все довольно благовидны для назначения, составить о них общий реестр и при моем отношении препроводить к преосвященному Илиопольскому, не угодно ли будет ему препроводить оныя в ведомство блаженнейшаго патриарха Антиохийскаго, для нуждающихся церквей, чрез российскаго в Бейруте консула» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 42. 10047). Резолюция на рапорте священника о невозможности брака крестьянина с девицей, рожденной в расколе, но перешедшей в Православие, так как священник Рогожского кладбища не имел свидетельства о ее крещении: «Сказать священнику, что он напрасно приписывает Рогожскому кладбищу официальную важность, ему не принадлежащую» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 43. 10048). Резолюция на выписке из консисторского реестра о превышении сметы на перестройку церкви с согласия священника: «Священнику, за превышение сметы и за изменение расположения строительных работ без разрешения начальства, сделать выговор; и только по уважению к его безпорочной доныне службе не вносить сего в его послужной список» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С.43. 10049).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Если это соображение соответствует действительности, то возникает возможность провести параллель между практикой ессеев и свидетельством из Деяний, где сообщается, что первые христиане, принимая участие в храмовой службе, собирались отдельно по домам для преломления хлеба ( Деян. 2:46 ), в чем большинство исследователей видят совершение Евхаристии. И в-третьих, как видно из 1QSa (Дополнение к Уставу общины), где излагается устав общины в «последние дни», совместные трапезы ессеев являлись также эсхатологическим символом: общая трапеза в присутствии Мессии («Помазанника Израиля») в последние дни будет совершаться своим обычным порядком (ср. 1QSa 2. 17–21 и 1QS 6. 4–5), и поэтому любая совместная трапеза ессеев оказывается предвкушением будущего эсхатологического пира. В свою очередь, эсхатологическая направленность христианской Евхаристии прослеживается в словах Спасителя, произнесенных на Тайной вечере: «Истинно говорю вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Из ветхозаветных апокрифов в связи с Евхаристией особое внимание исследователей привлекает сохранившийся на разных языках и в несколько разнящихся версиях памятник, озаглавленный как «Иосиф и Асенефа». Повествование этого апокрифа основано на истории из Быт.41:45 , где сообщается, что фараон дал Иосифу в жены Асенефу, дочь Илиопольского жреца Потифера. Это краткое библейское сообщение в апокрифе разворачивается в пространный сюжет со множеством фантастических деталей. В центре повествования – обращение Асенефы, уста которой «осквернены жертвенным мясом идолов и хвалением богов Египетских», в иудаизм, поскольку это является условием брака с Иосифом, называющим себя поклонником Божиим, «который благословляет Бога, вкушает хлеб благословенный и животворящий, пьет благословенную чашу бессмертия и помазуется помазанием нетленным». Итак, основное отличие между евреями и язычниками-египтянами воплощается здесь в принятии пищи. При отсутствии какого-либо упоминания о Законе или заповедей пища занимает место центрального символа религиозной идентификации. Она не только позволяет приобщиться к Богом избранному народу, но является неизменным условием духовного обновления: Иосиф произносит следующие слова в своей молитве об Асенефе:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

9 По указаниям египтологов, на египетских памятниках встречается имя Пинехас, которое носили – египетский сановник при Менефте II и отец рабыни из врем. XXI дин. (Brugsch. Gesch. Aeg., 552, 619); из израильтян, живших в Египте, то же имя ( ) принадлежало знаменитому внуку Аарона ( Исх. 6:25 ). Как имя, находящее себе объяснение в египетском языке, на котором «пи» есть определённый член, «нехас» значит негр, «Пинехас» признается «евреизированным» египетским собственно именем (Laut в Moses dor Ebräer. 70; Dillmann-Exodus u. Levit. 60), хотя этому имени, как известно, даёт своё объяснение и еврейский язык, на котором оно может значить: «рот медный» (по Gesenius), или «уста оракула» (Fürst). В имени Путиэл ( Исх. 6:25 ), сходном по началу с Потифера ( Быт. 12:45 ), находят также египетское пети, или пути=«данный, преданный, дар» (Dillmann. Exodus u. Levit. 60; Ebers. Aegypten. 296; Brugsch. Gesch. Aeg. 248), хотя и это имя могло образоваться также и из еврейского языка от =омрачить и = Бог . Как бы то ни было, но если Путиэл и образовалось от того же египетского «пути», из которого объясняют имя илиопольского жреца, то вторая половина того и другого имени показывает совершенное различие религиозного воззрения: в имени жреца слышится название египетского божества ра, тогда как в Путиэл – имя Бога Откровения. 10 Вместе с привлекательными сторонами египетский культ представлял бесспорно много странного, неприятно поражавшего даже иноземцев, поклонявшихся тем же в существе дела натуралистическим богам, каких чтили египтяне. Известно, какое отвращение к египетским богам и народу высказал Камбиз при виде Аписа (Herodot. III, 29: «глупые головы! разве это – боги, которые имеют кровь и плоть и чувствуют железо? Да, египтяне стоят такого бога!»); известно, сколь странными и невероятными представлялись грекам почести, воздаваемые египтянами священным животным (Diodori Sic. Bibl. hist. I, 84. 83; Herodot. II, 65. 66. 69. 42. 44 и др.). Нельзя думать, чтобы египетский культ не производил такого же отталкивающего действия на патриархальную семью Израиля и образовавшиеся из неё народ, по крайней мере на лучших из последнего. Весьма возможно, что «ужас, с каким», по словам Бунзена (Aegypt. Stelle. V, 486), «взирал Авраам на египетский культ, и твёрдое убеждение в его гибельной суетности и непотребстве» перешли и к потомкам родоначальника израильского народа, если и не ко всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Они, говорят, ясно отличают служение богам от поклонения золотой статуе: последняя не была изображением какого-либо божества. В действительности друзья Даниила только отказываются от поклонения прежним идолам и только что сооруженному новому. В их глазах последний такой же запрещенный законом кумир, как и первые. Ни колоссальные размеры статуи (60 локтей=13 саженей 6 вершков [ок. 30 м] высоты и 6 локтей=1 саж. 15 вер. [ок. 3 м] ширины), ни ее громадная ценность, при предположении, что она вся была золотая, не являются баснословными. История восточных народов знает случаи сооружения еще больших по размеру статуй. Так, по свидетельству Геродота, в Мемфисе стояла статуя в 75 футов (225 м) высоты, – а Илиопольский идол солнца имел 150 локтей (75 м) высоты и 75 л. (37 м) ширины. Не должна поражать и ценность статуи. Полная достоверность библейского повествования подтверждается свидетельствами древних историков о существовании у ассиро-вавилонян громадных золотых литых статуй. Из них Геродот видел в вавилонском храме большое золотое изображение сидящего Бела, пред которым были устроены стол, стул и скамейка, все из чистого золота весом в 800 талантов (стоимостью до 26 000 000 р.). По словам Диодора Сицилийского, на вершине храма Бела стояли три вылитых из золота статуи – самого Бела, Милитты и Юноны. Первая из них весила 1 000 вавилонских талантов (ок. 30,3 т); вторая, посаженная на золотой колеснице, имела тот же вес: третья, державшая в правой руке змею, а в левой скипетр, украшенный драгоценными камнями, весила 800 талантов. Для этих трех божеств на верху храма стоял общий золотой стол весом в 500 талантов, на нем – два золотых бокала весом в 30 тал. (ок. 900 кг), две кадильницы в 300 тал. и три чаши, из которых принадлежавшая Белу весила 1 200 тал., а каждая из остальных двух по 600 тал. Наконец, и сам Навуходоносор рассказывает о себе в одной надписи, что он покрыл чистым, тяжеловесным золотом алтарь для одной вавилонской статуи и покрыл золотом же внутренность верхнего святилища пирамиды в Борзиппе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

„В самом же Египте, когда Солимиты возвратились из изгнания с тяжких работ, то эти нечистые Египтяне обращались с народом страны таким недостойным образом, что управление их показалось свидетелям их беззаконий самым нетерпимым, какого прежде никогда не было в Египте. Они не только сожигали города и деревушки, грабили храмы и портили изображения богов, но еще осмеливались есть священных животных, принуждая жрецов и прорицателей убивать их и быть мясниками, после чего отпускали их нагими. Говорят даже, что жрец, давший им конституции и законы, родом из Гелиополя, Озарзиф (по Озирису, Илиопольскому богу), соединившись с этими людьми, переменил свое имя и стал называться Мозес (?). Тогда Аменофис возвратился из Эфиопии с большим войском, а его сын Рампсес тоже стал во главе больших сил, и соединенными силами они напали на пастухов и нечистых, победили их, ранив значительное число и преследуя их до пределов Сирии». Свидетельство из Херемона следующее: „Когда Аменофису во сне являлась Изида и упрекала его за разрушение ее храма во время войны (против пастухов), то один книжник, по имени Фрити-фантес ; сказал царю, что он будет избавлен от этих беспокойств, если пожелает очистить Египет от всех, имеющих какую-нибудь скверну. Тогда Аменофис собрал 200,000 оскверненных лиц и выгнал их из страны. Во главе них стояли два книжника: Моисей и Иосиф, которые носили еще и египетские имена, – первый имя Тизифен, а второй – Петезеф. Они направились к Пелузе, где нашли 380,000 человек, которых Аменофис оставил позади себя, не желая вести их с собой в Египет; здесь они соединились с этими людьми и снова завладели Египтом. – Тогда Аменофис, не ожидая атаки, убежал в Эфиопию, оставив после себя свою жену беременною. Спрятавшись в какой-то пещере, она произвела на свет сына, названного Мессенесом, который, сделавшись взрослым, прогнал иудеев до Сирии в числе около 200,000 человек и возвратил из Эфиопии своего отца – Аменофиса». Из приведенных выдержек мы заключаем: 1) что Египтяне имели предание о выходе из их страны людей, которых они считали оскверненными, и которые отвергли их обычаи, отказались почитать их богов и умерщвляли их священных животных для своего прокормления; 2) что у Египтян этот выход был связан с именами Иосифа и Моисея; 3) что оскверненные люди удалились в Южную Сирию; 4) что Египтяне относят это событие к царствованию некоего Аменофиса, сына Рампсеса или Рамсеса, царствовавшего в конце 18-ой династии или около 1400–1300 г. до P. X.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Но кроме божеств, почитавшихся местно, все египтяне чтили космические божества: солнце, которое они называли Ра, луну – месяц (Ях), благодетельный и виновник бытия Нил (Хаппи). И вот, многие номы отождествляют своих богов- покровителей с тем или другим из этих высших существ Илиополь сопоставил своего Атума с богом солнца Ра, а затем и с Гором в форме Ра-Гариехути – Ра-Гор горизонтов; то же сделал и Удфу и некоторые другие города, где привился культ национального бога Горэ, Мемфис, Бусирис, Медес и Тинис-Абидос – хтоническое божество под именами Пта, Осириса, Хентиементиу и т. п. В Ермополе местный бог Тот стал богом месяца. Политическое объединение страны не могло не повести за собой религиозного. Начинается сопоставление сходных или соседних божеств, появляются божественные пары и тройки: Осирис делается братом или супругом Исиды, Гор – Хатор; у них появляются сыновья. Наконец дело доходит до попыток объединения на более широких началах. Жрецы при наиболее видных храмах придумывают богословские системы. Особенное распространение получила илиопольская система. Здесь во главе пантеона был поставлен местный кирий – бог солнца Ра-Атум. Он сам из себя произвел бога воздушного пространства Шу и его женское дополнение Тефнут; в следующей паре помещали бога земли Геба и жену его, богиню неба Нут; наконец, эта пара произвела на свет две другие: Осириса и Исиду, Сетха и Нефтиду. Эти девять великих богов были названы великой эннеадой, кроме которой в Илиополе различались еще две малых; к ним, между прочим, были отнесены Гор, как сын Осириса и Исиды, Анубис, сын Сетха и Нефтиды, Тот. Впрочем эти божества также считались великими и иногда сверх комплекта приписывались к первой эннеаде. Другие религиозные центры, большею частью, пользовались илиопольской схемой поставив на первое место своего местного бога. Поле пирамид (реконструкция). О каждом из богов существовал цикл мифов, из которых дошло до нас не особенно много, да и то большей частью от позднего вымени. Так, Ра в Илиополе считался создателем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010