В поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к Истине Несомненно для нас и то, что в этом поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к истине, сознание его несостоятельности и искание единого истинного Бога. Об этой-то истине, только смутно сознаваемой, апостол Павел и счел необходимым дать полное познание: «Сего-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17: 23). Но мы знаем, что не много афинян послушало апостола Павла: им, словоохотливым празднолюбцам, показалось нелепым и скучным слово о Воскресшем Христе. И вышел апостол из среды их, но «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17: 34). Сегодня Церковь и вспоминает память этого бывшего афинянина, мужа знатного и ученого, – Дионисия Ареопагита, оставившего все – и власть, и благополучие, и славу, взявшего на себя благое иго Христово и пронесшего его даже до мученической смерти. Его житие повествует нам о том, что, когда он был еще молодым, желание постигнуть истину привело его, как ранее Пифагора и Платона, в Египет, а именно в город Гелиополь, то есть город Солнца, откуда давно еще взял себе в жены Асенефу, дочь жреца Илиопольского, ветхозаветный патриарх Иосиф. В этом египетском городе Дионисий изучал астрономию – науку о небесных светилах, и как персидские волхвы были просвещены светом Вифлеемской звезды, так и он через небесные светила, через изучение Солнца почувствовал нечто великое, что поколебало его сознание. Он стал свидетелем страшного солнечного затмения во время распятия Господа Иисуса Христа. Видел это астрономическое чудо и воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается!» По возвращении в Афины, как муж образованный и мудрый, Дионисий был избран членом Ареопага – важнейшего и авторитетнейшего властного и судебного органа управления Афин. После принятия крещения он три года провел у стоп апостола Павла, а затем был рукоположен во епископа Афинского. Затем вместе со своими учениками он прошел с проповедью Евангелия сегодняшние земли Германии, Испании и Франции, а в городе Лютеции Галлийской (нынешнем Париже) во время гонения императора Домициана за отказ отречься от Христа был обезглавлен.

http://pravoslavie.ru/97866.html

Для довершения достоинства нового царского любимца не доставало только блистательного для него брака, и он был устроен самим фараоном. За Иосифа выдана была Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского, и Иосиф таким образом окончательно был принят в высший класс страны. Дочь Потифера называлась Асенефа, то есть седалищем Нейфы, великой богини Саисской. Примеры подобных браков для царских любимцев также нередки в египетских памятниках, и бывали даже случаи, когда сами фараоны выдавали своих дочерей за своих новых любимцев, как это известно и из приведенной выше истории Синеха. Все эти почести, оказанные таким образом Иосифу, были лишь внешними знаками, которыми царь египетский засвидетельствовал что он вручает Иосифу верховную власть. «И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской» 251 . Двенадцать или тринадцать лет прошло с того времени, как Иосиф был увезен из родной страны и продан в рабство в Египет, где он теперь, после чудесных превратностей, достиг высочайшего положения и власти. Он был еще молодым человеком тридцатилетнего возраста и был членом придворного штата жрецов с золотою цепью, присвоенною его высокому сану, на шее и с перстнем фараоновым на руке, был действительным правителем величайшей и богатейшей страны известного тогда мира. У него родились два сына, которые дали ему возможность изгладить горькие воспоминания прошлого, Манассия, «заставивший забыть все его несчастья», и Ефрем, названный так потому, что «Бог сделал Иосифа плодовитым в земле его страдания» (41:51, 52). В определенное время настали годы изобилия, как предсказал Иосиф, и он сделал громадные запасы. За этими годами следовали также и семь годов голодных. Народ скоро почувствовал недостаток в хлебе и в крайней нужде стал обращаться к фараону. И фараон, вполне поняв тогда всю мудрость Иосифа, направлял всех голодающих к Иосифу, говоря им: «пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет». «И был голод по всей земле: и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской» ( Быт. 41:54–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ему снилось, будто вышли из реки семь коров хороших и тучных и потом семь худых и тощих, и тощие коровы съели тучных и остались такими же тощими 132 . Тут фараон проснулся, но потом опять заснул. Тогда в другой раз виделось ему во сне, будто из одного стебля вышло семь колосьев 133 полных и потом семь тощих, сухих, и тощие колосья пожрали семь колосьев полных. Поутру фараон призвал волхвов и мудрецов египетских 134 и рассказал им свои сны, но никто не истолковал их фараону. Тогда виночерпий объявил ему, что в темнице есть один молодой еврей, который верно истолковал сны ему и хлебодару. Фараон тотчас призвал к себе Иосифа и рассказал ему сны свои. Иосиф сказал фараону: «Бог показал фараону, что Он хочет сделать. Вот наступают семь лет весьма плодородных; после них настанут семь лет голода, и истощит голод землю. Пусть фараон изберет человека мудрого для того, чтобы он в годы плодородные заготовил хлеба на голодные годы». Истолкование снов и советы Иосифа понравились фараону, и он сказал: «Когда Бог открыл тебе все это, то нет человека мудрее тебя. Я поставлю тебя над всею землею Египетскою, только престолом я буду больше тебя; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги во всей земле Египетской». При этом снял фараон перстень с руки своей и надел его на руку Иосифа 135 , одел его в виссонные 136 одежды, возложил на шею ему золотую цепь, велел провезти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: «Преклоняйтесь». Потом фараон дал Иосифу новое имя (Цафнафпанеах, – тайноведец) и женил его на Асенефе, дочери жреца Илиопольского. В это время Иосифу было тридцать лет. В то время, когда наступили голодные годы в Египте, сделался голод и в земле Ханаанской. Иаков, услышав, что в Египте продают хлеб, послал туда сыновей своих, кроме Вениамина, купить хлеба Братья пришли в Египет, явились Иосифу, который заведовал продажей хлеба 138 , и поклонились ему до земли 139 , но не узнали его. Иосиф узнал их, но показал вид, будто не знает их, и спросил сурово: «Откуда вы пришли?» Они отвечали: «Из земли Ханаанской купить хлеба».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всей землей Египетской " (Быт.41:41-43). Так как он имел Бога с собой, то Господь все это предустроил и возвел его на такую степень величия. " И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской " (Быт.41:44). " И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах " (Быт.41:45), желая этим наименованием увековечить память о присущей ему мудрости. А имя это значит: знающий сокровенное. Так как он объяснил то, что было никому неведомо, то, указывая на это, фараон и дал ему это прозвище. Возвышая его честь, дает ему в супружество дочь Петефрия. Но как этим же именем назывался и бывший господин его, то и прибавлено (в Писании): Петефрия, " жреца Илиопольского " (Быт.41:45). Далее, чтобы нам известно было и то, в каком возрасте этот чудный совершил такие подвиги и удостоился такого воздаяния. Писание говорит: " Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал перед лицом фараона " (Быт.41:46). Не подумаем, что число лет здесь показано без цели; это – для нашего вразумления в том, что ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели, что никому нельзя ссылаться на юность там, где должно показать добродетель. Вот Иосиф был не только юн, но и благообразен и красив лицом. Случается, что и юность бывает лишена телесной красоты. А он с юностью соединял и красоту лица и благообразие и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником, – так как сказано, что семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношеского возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожой; но и при этом она не преодолела твердости праведника. Далее – темница и в ней столь долговременное страдание. Но он пребыл тверд, как адамант, не только не ослабевая, но еще более и более приобретая силы, потому что он имел укреплявшую его благодать свыше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

И хлебодар рассказал сон свой Иосифу: ему виделось, что он несет на голове три корзины; в верхней была пища Фараонова и налетевшие птицы ее клевали. Горько было истолкование, но не умолчал правдивый юноша: «три корзины значат три дня, отвечал он; через три дня Фараон снимет голову твою и повесит тебя на древе, а птицы будут клевать плоть твою.» – Три дня спустя вспомнил Фараон, на торжественном пиршестве, о своих виночерпии и хлебодаре, и казнив последнего, принял опять чашу из рук первого; но освобожденный забыл в темнице предсказателя. Прошло два года и Фараону виделся сон: ему казалось, он стоит при реке, и вот исходят из волн семь коров тучных и пасутся на берегу; исходят и семь других, тощих, которые поедают тучных. Проснулся Фараон и опять заснул, и опять видел сон: семь колосьев тучных вышли из одного стебля, и после них семь колосьев тощих, погоревших от зноя, которые поели тучные. Смятенный призвал утром всех гадателей и мудрецов Египетских, и никто не объяснил ему сна. Тогда виночерпий вспомнил грех свой; он сказал Фараону о юноше Еврейском, изъяснявшем сны в темнице, и призвал Царь Иосифа, требуя от него истолкования. «Бог дает спасительный совет Фараону», скромно отвечал Иосиф, и выслушав сон, открыл Царю волю Божью: «семь коров и семь колосьев тучных и столько же тощих, означают семь лет; это один сон: семь лет будет великое плодородие во всей земле Египетской, а после наступят семь лет голода, так что исчезнет прежнее обилие; сон же повторился дважды, ибо это событие от Бога и близко. И так да усмотрит Фараон мужа разумного и поставит его над всею землею Египетской, собирать пятую часть хлеба в годы обилия, и сия пища будет в запас на время голода, чтобы не опустошилась земля.» Понравилась мудрая речь сия Фараону: «найдем ли иного подобного человека, который имел бы в себе Духа Божья?» сказал он рабам своим и, обратясь к Иосифу, говорил ему со смирением сердца: «когда уже все сие открыл тебе Бог, то нет разумнее и мудрее тебя; ты будешь над домом моим и над всей землей Египетской, и твоего слова держаться будет народ мой; только престолом я буду выше тебя.» Сняв перстень с руки своей, он отдал его Иосифу, облек его в ризу багряную, возложил ему на грудь золотую цепь, и велел везти на своей колеснице, с глашатаем, что его поставил Царь над всей землей Египетской. – Он нарек ему новое имя, и дал в супруги дочь жреца Илиопольского, тридцати лет от рождения обошел Иосиф все царство Фараоново.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

ИСТОРИЯ ИОСИФА ПРЕКРАСНОГО. Прекрасный пример верховного правителя-министра показан в образе прекрасного Иосифа (иерей Геннадий Егоров « Священное Писание Ветхого Завета »), которого братья продали в рабство из зависти. Он оказался рабом у начальника телохранителей фараона, Потифара. Бог испытал Иосифа сначала в рабстве, где он, показав свои таланты, стал у него управителем всего имения, и работа его была крайне успешна. На этой стадии он прошёл школу управления, которая затем ему пригодилась при управлении царством. После он устоял против козней жены Потифара, показав нравственность и верность своему хозяину, затем – испытания тюрьмой, где и начальник темницы поставил его смотреть за узниками. Кульминация истории – выявил свою мудрость в толковании снов и предложил фараону рецепт выхода из ситуации будущего голода путем откладывания одной пятой (20%) урожая в богатые годы, чтобы питаться этим запасом в неурожайное время. Предложенное решение является прообразом налоговой системы с налогом в 20%. Так как сон истолковал только Иосиф, и никто из его мудрецов не сделал этого, фараон посчитал это абсолютно верным знаком Божьего благословения Иосифа, после чего он поставил его правителем над Египтом: « И сказал фараон Иосифу: «Так как Бог открыл тебе все это, то нет столь разумного и мудрого, как ты. Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя». И сказал фараон Иосифу: «Вот, я поставляю тебя над всею землею египетскою». И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа, одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: «Преклоняйтесь!» И поставил его над всею землею египетскою» (Быт. 41: 39-43). Фараон дал Иосифу новое имя Цафнафпанеах (тайноведец) и дал ему в жены Асенефу, дочерь жреца Илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Все сбылось, как Бог открыл Иосифу. Сначала было семь лет плодородных. Иосиф заготовил богатые запасы. Потом наступили семь лет голода. Иосиф продавал хлеб египтянам и соседям. Однако в результате у народа кончились деньги и имущество – и они продались за хлеб в рабство фараону вместе со своей землей. После Иосиф снабжал народ семенами для посева и постановил закон – пятую часть произведений полевых отдавать фараону за пользование землею.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/sv...

«Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, . Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, Коня и всадника его ввергнул в море. Господь моя крепость и слава: Он был мне спасением, Он Бог мой, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его 77 .» По окончании великой исторической песни началось простое народное ликование и празднество. Мариам, достойная сестра великих братьев-освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин и дев к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа. Такое необычайное событие, конечно, не могло пройти незамеченным в тогдашнем мире, и предания о нем долго сохранялись у соседних народов. Племена к востоку от Чермного моря, говорит Диодор Сицилийский, бывший в Египте незадолго до Рождества Христова, «имеют предание, передающееся в течение веков, что однажды вес залив во время сильного отлива обнажился от воды, которая стенами стояла по обеим сторонам, делая видимым дно». Греко-иудейский писатель Артапан, живший также незадолго до Рождества Христова и написавший книгу об иудеях, отрывки которой сохранены Евсевием Кесарийским , говорит, что «жрецы Мемфиса обыкновенно рассказывали, что Моисей тщательно изучил время отлива и прилива Чермного моря и провел через него народ свой, когда мели совсем обнажились. Но жрецы Илиопольские рассказывают эту историю иначе. Они говорят, что когда царь египетский преследовал иудеев, то Моисей ударил воды своим жезлом и они расступились так, что израильтяне могли пройти как по суху. Когда же египтяне решились вступить на этот опасный путь, то были ослеплены огнем с неба, море ринулось на них и они все погибли частью от молнии, частью от волн». Знаменитый египтолог Бругш высказал новую теорию касательно места исхода, возбудившую значительный интерес в ученом мире. Он предполагал, что израильтяне пошли не южной дорогой к Чермному морю, как описано выше, а к северо-востоку, по направленно к Пелузию. Ва-ал-Цефон, по его мнению, был храм на горе Касие, уже за египетской пограничной стеной, в направлении к Ханаану.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Мф.2:14 .  Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, Ангел Господень является во сне (то же слово, что и в 12-м стихе – κατ´ ναρ) одному Иосифу, но не Богоматери, что было совершенно естественно, так как Иосиф во всех случаях является здесь хранителем Младенца и Его Матери. «Беги в Египет». Несомненно, что из всех мест, где могли укрыться Мать и Ее Младенец, удобнее был Египет. Он издавна был местом, где спасались еврейские беглецы. Там около времени рождения Христа Спасителя жило много евреев. Египет в то время находился под властью римлян. Место, где поселился Иосиф с Марией и Младенцем, в Евангелии не указывается, равно как не сообщается никаких подробностей об их пребывании в Египте. Предание указывает на Матарею близ Леонтополя в илиопольском округе, следовательно, в Нижнем Египте у самой Нильской дельты. Известно, что за 150 лет до Р.Х. в Леонтополе был устроен еврейским беглецом, священником Онией, храм. Леонтополь находился за Нилом. Матарею же отождествляют иногда с Оном или Илиополем. Но где находился этот город, в точности не известно. В словах: «хочет искать Младенца, чтобы погубить Его», очевидно, указывается на намерение Ирода, проявившееся уже после удаления волхвов. Прежде он тайно хотел погубить Младенца, теперь он открыто ищет Его, чтобы погубить. Мф.2:15 .  и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Смерть Ирода последовала около 12 апреля 750 года от основания Рима. Если так, то нужно предположить, что Младенец недолго жил в Египте, всего несколько месяцев от конца декабря 749 г. до конца апреля 750 г. от основания Рима. Мнение, что Иосиф пробыл в Египте год или два, следует считать несостоятельным. «Из Египта воззвал Я сына Моего» (ср. Ос.11:1 ). Как Израиль был избавлен Богом из Египта, так и Христос был вызван оттуда, – но при новых обстоятельствах, несходных с прежними. Параллель между пребыванием Израиля и Христа в Египте могла представиться уму евангелиста, и он указывает на нее, чтобы поставить Христа в связь не только с происхождением Израиля от Авраама, но и с самой историей Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской. Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция      Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть , Ефрем — плодородный .

http://pravoslavie.ru/103644.html

«Про­ти­­возаконным расто­чением семени» называет такой грех святой Иоанн Златоуст , и, конечно же, он оскорбителен для Того, Кто дал живительную силу мужскому се­мени. Кроме того, этот грех наносит непоправимый грех здоровью молодых людей – для многих он оканчивается порой мужским бес­си­лием (импотенцией). Поистине, как мы можем прочитать у апо­стола Павла: «всякий грех, какой делает чело­век, есть вне те­ла, а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6:18 ). Мы, верующие, должны стремиться не только к чистоте душевной, но и плотской. В Писании сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.5:23 ). Прекрасный Иосиф был прекрасен и душой, и телом – он был подлинно гармоническим человеком. Он по-настоящему боролся за свою чистоту, избегая любых форм осквернения. Вот подлинный пример для нашего юношества, для нашей молодежи. Испытание братьев (Беседа вторая) Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Бытия. Прекрасный Иосиф вновь будет в центре нашего с вами внимания. Фараон возвышает Иосифа, и ему дается новое имя. Сказано: «И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах…» ( Быт.41:45 ). У египтян было принято: когда человек получал новую должность, менялось и его имя. Это имя означало: «цафнаф» – «кормилец», а «пенеах» – «жизнь». Иногда это имя переводиться с иврита, как «раскрывающий скрытое», или «открывающий тайное». Фараон не только меняет имя Иосифа и его социальное положение, делая его из раба повелителем, но и дает «ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского…» ( Быт.41:45 ). Породнив его с жреческой кастой, фараон окончательно меняет его (Иосифа), положение, в египетском обществе. Таким образом Иосифа вводят в тайный мир египетских жрецов, мир, закрытый для обычных людей. Теперь он сам становится элитой Египта. Как пророк Божий Иосиф начинает проповедовать слова Бога запутавшимся в оккультизме и магии египетским старейшинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010