В начале XVIII в. кроме патриаршей кафедры насчитывалось 19 архиерейских кафедр. Правда, в цветущие времена этот патриархат имел до 200 епархий, но и указанное число нужно признать значительным, если возьмем во внимание, что Сирия уже давно подпала под власть иноверцев, но нехристиан. В середине XIX в. здесь же встречаем 4 митрополитов (один из них, Илиопольский, был титулярным и управлял Антиохийским подворьем в Москве), 9 архиепископов (из числа которых Пальмирский — титулярный, жил в Бухаресте и управлял там монастырем, принадлежащим Антиохийскому патриархату). Достойно замечания, что все эти архиереи, за исключением титулярных, жили не при патриархии, как было в Иерусалиме, а непременно в своих епархиях, являясь действительными пастырями душ христианских. Следует упомянуть еще, что Антиохийская епархия, ввиду незначительности ее православного населения, была присоединена в качестве приписной к Лаодикийской митрополии. В 90-х гг. XIX в. архиерейских кафедр в патриархате числилось 16 и все они были замещены; кроме того, при патриархе находилось двое титулярных митрополитов — Пальмирский и Вострийский. Сонм архипастырей в патриархате, значит, был представлен изрядно и жил с паствой и при ней, сообразно канонам. Православное народонаселение в патриархате, чем дальше шло время от XVI в., тем больше падало в численности и только с середины XIX в. стало заметно возрастать. В XVI в. одна восточная часть патриархата насчитывала еще столько православных, сколько в XVIII в. осталось их в целом патриархате. В это время, а именно в начале XVIII в., в самой резиденции патриархата, Дамаске, число православных сократилось до 400 человек. К концу же XVIII в. некоторые страны Сирии так обеднели православным населением, что " во многих епархиях, " когда умирал архиерей, никто не хотел быть ему преемником. В 50-х гг. XIX в. количество всех православных жителей патриархата не превышало 70 тыс. Затем оно возросло до 80 тыс., а в настоящее время, по одним данным, достигает 160 тыс., а по другим — даже 200 тыс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

От искусства врачевания, через которое приверженцы ферапевтизма по преимуществу должны были получить известность среди людей, и произошло наименование всей секты ферапевтами; результатом же научных изысканий ферапевтов служит «Каббала». В силу указанных особенностей секте ферапевтов суждено было иметь важное значение в истории иудейства последних времен перед Р. Хр.: как позднее христианское монашество распространилось из Египта по всему христианскому миру, так и ферапевты распространили свое учение за пределы Египта, как в самой Палестине, так и по всем странам древнего мира, где жили иудеи «рассеяния». Этому, конечно, должно было содействовать то, что общая многим восточным народам склонность к пустынной, отшельнической жизни не была чужда еврейскому народу, некогда странствовавшему в пустыне, и особенно могла развиться ко времени Мессии под влиянием исторических событий, грозивших окончательным разрушением политической жизни еврейского народа. Сверх того, учение ферапевтов по своей научно-философской обработке могло привлечь к себе образованные классы иудейского народа, а по своему мистицизму могло легко распространиться через странствующих ферапевтов в массе простого народа. Возможность распространения ферапевтизма в Палестине доказывается теми живыми сношениями, которые установились между египетскими и палестинскими иудеями. Прямое указание на эти сношения находятся в начале второй Маккавейской книги. Помимо того, Египет представлял убежище для палестинских выходцев, из которых одни искали составить себе карьеру, которую не могли устроить на родине (Ония, сын первосвященника Онии III, построивший храм в Илиополе), другие спасались от бедствий, угрожавших им в родной стране (бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет). Равным образом, в самой Палестине встречаются уроженцы северной Африки (Симон Киринеянин, который нес за Иисусом крест до Голгофы: Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:26 ). Даже несмотря на то, что Илиопольский храм отвлекал египетских иудеев от Иерусалима, иудеи «Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее» являются в числе других иудеев рассеяния на праздники иерусалимские и здесь «некоторые из, так называемой, синагоги либертинцев и киринейцев и александрийцев» вступают в спор с первомучеником Стефаном ( Деян.2:10, 6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Лот оглядывается на Авраама, а правой рукой своей указывает названный город. Картина выразительная. Слепой Исаак на постели, поддерживаемый сзади подушками, благословляет младшего сына своего Иакова на первенство, возложив руку свою на голову его; у постели стоит узорчатый треножник с снедию; позади Исаака стоит закутанная в одежды Ревекка и пристально смотрит на Иакова, простерши к нему свои руки; налево от кущи Исаака изображен цветущий сад, в котором на деревах сидят птицы, а на земле стоят седалища для отдыха. И эта картина хороша. У Иакова, уснувшего на пути к Лавану и видевшего лестницу с ангелами, бородка с проседью. Из нескольких картин, представляющих пребывание сего патриарха у Лавана, понравились мне три: Рахиль, пригнавшая овец своих к дому и представляющая родителям своим Иакова, и под этой же картиной Иаков, обнимающийся со своим дядей Лаваном и вводимый им в дом, в дверях которого встречает его Рахиль. Лаван, предлагающий Иакову пасти овец его в течение семи лет и за то обещающий выдать за него младшую дочь свою Рахиль, которая стоит между ним и матерью своею. Иаков хитростью своей размножающий свое стадо овец. На картине, изображающей встречу Исава и Иакова, Исав стоит у ворот города, подле него два телохранителя в римских шлемах с копьями и щитами, голова его не покрыта, но окружена венком вроде римской диадемы. Иаков, немного наклонившись, приветствует его, протягивая к нему правую руку свою, а левую приподнявши к подбородку своему. Занимательны выражения событий в жизни Моисея. Родная мать, отдоивши его, приводит его к дочери Фараона, сидящей у дверей чертога своего; эта царевна протягивает свои руки, дабы принять его в свои объятия; подле нее стоит царедворица и держит в руках шкатулку с драгоценностями, а супротив стоят три царедворицы; одна из них на левой руке своей держит корзину с плодами для приемыша. Под этой картиной юный Моисей представлен как ученик, обучающийся у жрецов всей мудрости египетской; илиопольский священник обручает Моисея и Асенефу и благословляет брак их; под этой картиной Моисей изображен как пастух среди своего стада.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Илиопольский храм был построен Онией для египетских иудеев. И хотя этот храм, по замечанию И.Флавия, был по внешности подобен иерусалимскому храму, но ни сам Ония, ни другие не смотрели на него, как на равный по значению и достоинству иерусалимскому храму. «Ония, – говорит Иост, – не имел ввиду выставить храм свой в качестве соперника, противовеса храму иерусалимскому, для уничтожения последняго» 54 . Он устроил храм в то время, когда в Палестине и в Иерусалиме господствовала смута и неустройство, когда храм иерусалимский при Антиохе был опустошен и полуразрушен 55 ; и Ония хотел при таких обстоятельствах дать египетским иудеям временное святилище, подобное отечественному, иерусалимскому, но, конечно, не равное ему по значению. Так же относились к этому храму и египетские иудеи. «Хотя, – говорит Гольтцманн, – египетские иудеи и почитали храм Онии, и обращались к нему, как своему религиозному центру и приносили там жертвы, все-таки они были далеки от того, чтобы, подобно самаритянам, считать его соперником иерусалимского храма. Посему, если это (т.е. такое почтение к храму Онии) имело место в начале чрезвычайной смуты, которая господствовала в самой иудейской земле, то позднее религиозная ревность, с которой они посылали свои дары и своих представителей в Иерусалим, может свидетельствовать о том, что они все-таки еще хорошо могли отличать первообраз (т.е. иерусалимский храм) от его подобия (храма Онии)» 56 . Что же касается палестинских иудеев, то «для них, – говорит Иост, – египетский храм ни в коем случае не был равным по значению Иерусалимскому» 57 . «Хотя мы, – продолжает Иост, – не имеем свидетельств относительно официального определения по сему вопросу от того времени, когда оба храма существовали совместно, однако в позднейших раввинских школах мы находим взгляды, вероятно, основанные на древнейшем предании, и имеющие своим предметом определение взаимоотношения обоих храмов. Мишна говорит: священники, которые совершали богослужение в храме Онии, не могут совершать служение в Иерусалиме; на них должно смотреть, как на имеющих на себе порок; они могут пользоваться приношениями, но не могут приносить жертв (Мепасн.109а). Отсюда видно, что служение в Ониином храме рассматривалось не как идолослужение, но как служение на неосвященном месте» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Египетские боги (слева направо): Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатор. Амон был и специфически египетским богом. Между тем, в состав египетского государства вошли другие народы. Фараоны, а за ними и значительная часть их просвещенных подданных, начали отрешаться от национальной исключительности и стали избегать излюбленных прежде презрительных выражений, называвших иностранцев «ненавидимыми богом Ра», «жалкими», «презренными» и т. п. Египтяне познакомились с культурными семитами и эгейцами и кое-чему даже у них научились. Да и в царской семье появились иностранные царевны. Отсюда понятно стремление, найти универсальное божество, общее всем народам. И вот, вероятно в Илиополе, духовенство которого с неудовольствием смотрело на чрезмерное величие Амона, возникает учение о том, что верховное божество – солнечный диск, бог Атон, тожественный с древним илиопольским Ра, но совершенно независимый от старых теогонических и теологических местных представлений; как солнечный диск, он должен был одинаково чтиться по, всей земле, и притом не только как вещественный диск, но и как верховное, действующее через солнце, существо. Культ этого бога проник ко двору Аменхотепа III; сын и преемник этого царя Аменхотеп IV, вступивший на престол еще весьма юным и, вероятно, находившийся под влиянием Тии, был главным проповедником и насадителем культа нового бога, находившегося в несомненной связи с Илиополем. Сначала он, кажется, терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он еще молился Амону; потом он выстроил храм Атону в Фивах, но противодействие жречества заставило его объявить, Амону и его триаде – Мут и Хонсу – решительную войну. Имена этих божеств соскабливались везде, где можно было их найти; даже имени отца не пощадил фараон и изуродовал его, истребив его составную часть – имя Амона, или заменив его имя «Аменхотеп» царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтобы избегнуть правописания при помощи знака коршуна, которым писалось имя богини Мут.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ МИМ [лат. Genesius Mimus] (кон. III - нач. IV в.), мч. Римский (пам. зап. 24/25 авг.). Мученичество Г. М. сохранилось в 11 версиях, созданных в период с VI по кон. IX в. Такие агиологи и историки Церкви, как Т. Рюинар, Л. С. де Тиймон, болландисты, отдавали предпочтение более кратким версиям, считая, что они содержат меньше исторических неточностей и анахронизмов. По мнению совр. исследователей, пространные версии (BHL, N 3318, 3320, 3322) являются более древними и лежат в основе кратких, сделанных в IX в. Несмотря на разнообразие текстов, все версии одинаково передают основные события жизни Г. М., отличаясь лишь деталями. Согласно «Мученичеству св. Генесия», Г. М. играл роли в небольших комедийных представлениях пародийного характера. Однажды он представлял пародию на Таинство Крещения перед имп. Диоклетианом . Во время представления 2 др. мима, изображавших пресвитера и экзорциста, вопросили Г. М. о вере и окрестили его, после чего он облекся в белые одежды и был подведен к императору. Но в этот момент Г. М. исповедал, что он воистину уверовал во Христа. Когда по сюжету комедии его крестили, он увидел Десницу Божию и ангелов, к-рые по книге перечисляли его грехи, смывая их водой из купели. Диоклетиан, убедившись в истинности веры Г. М., велел префекту Плавциану пытать Г. М., пока тот не откажется от веры во Христа. Г. М. не отрекся от Христа и был обезглавлен. Нек-рые версии «Мученичества св. Генесия», особенно пространные, указывают, что Г. М. был замучен в 4-е консульство Диоклетиана, т. е. в 290 г. Однако в этом году Диоклетиана не было в Риме, поэтому в качестве др. возможных дат Тиймон предполагал 285 г., когда Диоклетиан устраивал в Риме игры после восшествия на престол, или 303 г., когда в Риме проходили торжества по поводу 20-летия его правления (ср.: ActaSS. Aug. T. 5. P. 121). Ряд новейших критиков (Б. фон дер Лаге, К. ван дер Ворст, И. Делеэ) склонны отрицать историческую ценность «Мученичества св. Генесия», а также и его существование. В Риме, по их мнению, уже в V в. почитался св. Генесий Арелатский, в зап. провинциях Римской империи его почитание тоже распространилось довольно рано и впосл. он стал восприниматься как местный мученик. В V в. в Риме был известен рассказ о чудесном обращении мима из Илиополя (в Финикии) - св. Геласия , к-рый, как и Г. М. в «Мученичестве», чудесным образом обратился, представляя языческой публике пародию на Крещение, и был растерзан толпой. Из-за схожести имен Геласий и Генесий римляне со временем перенесли на Генесия, к-рый в VI в. уже воспринимался как местный мученик, историю обращения Геласия (ср.: Van der Vorst. P. 265, 267). Поэтому образ Генесия из Рима сложился из 2 влияний - галльского (Генесий Арелатский), породившего культ рим. мученика, и вост. (Геласий Илиопольский), ставшего основой его истории мученичества.

http://pravenc.ru/text/162035.html

В современном мире аутизм становится всё более и более распространенным заболеванием, однако до сих пор многие люди не понимают, о чем идёт речь, списывая странное, иногда вызывающее поведение детей-аутистов на недостаток воспитания и прочие огрехи родителей (что для последних особенно обидно и больно). Мы публикуем этот текст ради того, чтобы хоть немножко рассказать о том, каково это – быть мамой девочки-аутистки. Дуня На столе стоит большой торт, но его никто не ест. Всё потому, что мы учим Дуню задувать свечки. Родион говорит: «Дунь, сделай так», – дует и снова зажигает огонек, у Елены уже текут слюнки, но мы ждем. Дуня внимательно смотрит на Родиона, он всего на год старше, а для нее он – авторитет. Она складывает губы трубочкой – и вот, наконец, получается! Елена хлопает в ладоши, еще не знает, что съесть желанный кусочек сможет не скоро: Дуня, воодушевленная новым умением, будет дуть на свечку в виде восьмерки еще много раз. Но Дуня не понимает, что у нее праздник, не ждет подарков, не приглашает друзей, для нее это просто день, только с тортом и шариками. У Дуни аутизм. В ее день рождения мне всегда грустно, сложно подводить итоги, когда ребенок в восемь лет не говорит и не понимает обращенную речь. Не обращенную, впрочем, тоже. Да и до туалета доходит в лучшем случае через раз. Дуня не понимает, что у нее праздник, не ждет подарков, не приглашает друзей. У Дуни аутизм Когда я училась в медицинском вузе, одну из учебных историй болезни я писала про мальчика с аутизмом. И очень хорошо запомнила его: такой светловолосый голубоглазый ангелочек, он совсем не шел на контакт, не понимал, что я ему говорю, и упорно составлял машинки в ряд. Помню, как меня напугал его диагноз. Я и представить не могла, что через несколько лет вернусь в НЦПЗ им. Сухаревой уже со своей, еще более тяжелой, дочерью. Когда я была беременна Дуней, но пока не знала об этом, мне приснился сон: я родила девочку, мне передали ее на руки и сообщили, что ее имя – Евдокия. Я удивилась, ведь даже в голове не держала такого варианта. Позже, когда я узнала о беременности и мне рассчитали предварительную дату родов, она попала на 14 марта – день преподобномученицы Евдокии Илиопольской.

http://pravoslavie.ru/152823.html

Дошедшие до нас образцы египетских биографий, например, «Повесть о Синухете», дают исчерпывающую информацию о жизни сановников фараона. Нередко бывало, что высокого положения при дворе добивались выходцы из социальных низов. В «Повести о Синухете» герой, высокопоставленный вельможа, бежал из Египта во время смут и жил на чужбине много лет, но по возвращении был принят с почетом. Таким образом, возвышение Иосифа можно рассматривать как типичное явление для Египта того времени. 41:42. Перстень с печаткой. Цари и царские управляющие пользовались для утверждения официальных документов перстнем с печаткой. Каждый такой перстень был единственным в своем роде и содержал имя царя (в Египте – в картуше). Тот, кто скреплял документы подобным перстнем, выступал от имени царя (см.: Чис. 31:50 ; Есф. 3:10 ; Тов. 1:20 ; 1Мак. 6:15 ). Золотая цепь и виссонные одежды, врученные Иосифу на церемонии введения в должность, свидетельствовали о его положении и должности. 41:43,44. Привилегии Иосифа. Предоставление второй колесницы фараона с отрядом стражников, расчищавших путь и провозглашавших «преклоняйтесь», было высочайшим знаком отличия (см.: 2Цар. 15:1 ; Есф. 6:7–9 ). Все, кроме фараона, были обязаны кланяться второму лицу в стране, или наместнику (акк. terdennu; И с. 20– tartan), обладавшему чрезвычайно большой властью. Более того, поскольку сам фараон проявил к Иосифу благосклонность, никто не смел «поднять на него руку» или не подчиниться его распоряжениям (ср.: Езд. 7:21–26 ). 41:45. Египетское имя. Наречение Иосифа египетским именем завершает процесс превращения, происходящий во время церемонии введения в должность. Уподобившись египтянину, Иосиф повысил свои шансы быть принятым египетским народом и при дворе. Из источников известно, что при фараоне Мернептахе (1224–1208 гг. до н. э.) некий семитский чиновник также получил новое имя. Значение египетского имени Иосифа неизвестно, хотя, возможно, оно означает «Бог сказал, и он будет жить» или «тот, кто знает». 41:45. Жрец Илиопольский. Устроенный по инициативе фараона брак связал Иосифа с одним из наиболее влиятельных жреческих семейств в Египте. С 1600 по 1100 г. до н. э. только жрецы Птаха в Мемфисе обладали большим влиянием. Жрец Гелиопольский совершал богослужение на всех главных праздниках и руководил жрецами, служившими богу Ра в храмовом городе Гелиополе (в 10 милях к северо-востоку от Каира). 42:1–38 Первая встреча Иосифа с братьями 42:6–17. Соглядатайство. Спустя много лет израильтяне пошлют соглядатаев, чтобы разведать землю Ханаана, а здесь Иосиф обвиняет братьев в том, что они работают на чужую страну. Купцы, имевшие возможность свободно передвигаться по стране, не вызывая подозрений, нередко занимались подобной деятельностью. Власти некоторых стран испытывают естественное недоверие к иностранцам, а опровергнуть обвинение в шпионаже очень трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Можно сказать, что он шёл, несмотря на то, что его уже казнили — отрубили голову. Да, народная мысль не смущалась таких образов. Мы не знаем доподлинно, пели ли песни мученики, когда отправлялись на казнь, но догадываемся: конечно, пели. Мы их любим, поэтому — пели. Хусепе Рибера. Святая Инесса. XVII в. Предание сообщает о святой Агнессе. Юная девушка росла в доме родителей и хотела посвятить жизнь Богу, не выходя замуж. Но она была настолько красивой, что сын местного префекта захотел взять её в жёны. Конечно, Агнесса отвергла его предложение, за что её начали допрашивать и, выяснив, что Агнесса — христианка, стали заставлять принести жертвы богам. За отказ девушку поместили в публичный дом. Как только святую раздели, волосы её вмиг отросли и покрыли всё тело. Когда кто-то из мужчин хотел дотронуться до неё, у него пропадало желание и, опозоренный, он покидал публичный дом. Сын префекта дотронулся до девушки — и умер. В большинстве из житий девушки поразительно красивы. В народном представлении внешняя красота — признак красоты внутренней; положительный персонаж любой сказки, любой были будет красив. В женских житиях частый (почти неизменный) мотив — склонение к браку, противостояние отцу и семье, роду (Фёкла Иконийская, Варвара Илиопольская, святая Евгения, святая Иулиания). Юных безбрачных святых склоняет к браку наряду с отцом чаще всего представитель власти или сын представителя власти (связка отец-власть). Принуждение к сексу и к браку в житийной мысли ассоциируется с сильными мира сего, с земными властями. Важно, что каждое житие существует не только как произведение искусства, не только как эстетически красивый текст. Это всегда остросоциальное повествование. Они отражают то, как первые христиане относились к язычеству, к семье, к деньгам, к имуществу, здоровью, власти и так далее. Часто – переход от склонения к браку к склонению к жертвоприношению языческим богам. Видим связку «секс – власть – язычество». Волосы святой вмиг отросли. На наш материалистический взгляд — явное чудо. Волосы в народном сознании всегда были символом силы  (длинные косы у женщин, борода у мужчин). Девушка протестует против посягания на своё девство, свою субъектность так яростно, с такой  силой , что её тело чудесным образом скрывают волосы.

http://blog.predanie.ru/article/kak-mozh...

К негативным особенностям метода проф. Лопухина следует отнести взятую им из практики библейской археологии Америки, где он какое-то время жил, традицию некритического привлечения археологического материала для подтверждения библейских текстов. Так, вслед за американскими авторами, профессор считал памятники финикийских колонистов в Испании свидетельством о массах ханаанеев (хананеев), бежавших от Иисуса Навина; гробницы в ограде мечети Гарет эль-Харам в Хевроне – подлинными могилами ветхозаветных патриархов; городской колодец в Наблусе – колодцем Иакова; египетскую «Сказку о двух братьях» – пересказом истории Иосифа Прекрасного; межплеменного бога гиксосов, которого египтяне отождествляли с Сетом, – Единым Богом Израилевым; изображение на стенах Фиванского храма предводителя похода на эфиопов – портретом самого Моисея; отсутствие (в XIX в. еще не найденной) гробницы Тутмоса IV – свидетельством его гибели в водах Красного моря; древнейшее погребение с кладом каменных ножей – могилой самого Иисуса Навина. Еще одна особенность работы Лопухина свидетельствует о безусловном американском влиянии – это манера представлять древние культуры через призму собственного цивилизационного опыта. Так, придерживаясь ранней датировки периода Исхода (ок. 1450 до Р.Х.), он не просто считает воспитательницей Моисея царицу Хатшепсут, но и описывает молодость Пророка-боговидца в терминах и представлениях XIX в.: Моисей учится в Илиопольском университете, в котором множество иностранных студентов и разные факультеты. По окончании образования Моисей стоит перед выбором карьеры либо придворного, либо чиновника, либо литератора, либо офицера. Избрав последнее, служит двадцать лет, участвуя в различных походах… Подобно многим американским теологам конца XIX – начала XX в., соглашаясь с историчностью повествований Пятикнижия, Лопухин дает им совершенно рационалистическое объяснение: это и все казни египетские, и манна в пустыне, и переход как через Красное море, так и через Иордан. Новозаветная археология Лопухиным излагается по работам аббата Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010