Иосиф, при всей невинности своей, подпал под общую ненависть своих братьев. Причины её заключались в искренности, с которою он обнаруживал их недостойные поступки перед отцом своим, в отличительной любви, которую пред всеми оказывал ему Иаков, и в двух простодушно рассказанных сновидениях, которые возвещали его будущее величие. Во время посещения своих братьев на пастбище, он был задержан ими, приговорен к смерти, но, спасен будучи ходатайством Рувима, продан измаильтянам, а сими Потифару, царедворцу Египетскому. Верность и благоразумие Иосифа приобрели ему благоволение и доверенность господина его; но он потерял свое счастье, сохраняя свое целомудрие от бесстыдной госпожи, и, преодолев льстивое искушение, подвергся страшному наказанию, которое, впрочем, также победил великодушием и верою. Изъяснивши в заключении темничном сновидения двух, впавших в немилость царедворцев, и верно предсказав одному из них смерть, а другому возвращение прежней должности, он представлен был Фараону для изъяснения его сновидения; а предрекши ему семилетний голод после семи лет изобилия, и подав мудрые советы для облегчения сего бедствия, получил столь же блистательную за свои добродетели награду, сколь трудные прошел испытания. Он возведен в первое по царе достоинство, и облечен величайшею властью с торжественными знамениями, которые были: перстень с руки царя, багряница, золотая цепь, вторая царская колесница, всенародное провозглашение и новое имя Цафнаф – панеах, означающее, по наиболее принятому объяснению, тайноведца. К сему присоединено было важное супружество с дочерью жреца Илиопольскаго, от которой вскоре родились Манассия и Ефрем. Приведя в исполнение распоряжения вдохнутые предведением, Иосиф сделался с одной стороны спасителем Египта и подпорою Фараона, а с другой получил случай увидеть снова весь свой род, и также облагодетельствовать его. По наступлении голода, братья его пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Тогда он искусно смешал притворную жестокость с истинною благотворительностью, дабы узнать их расположение, и возбудить в них раскаяние в прежних преступлениях, и отпустил их, не будучи узнан. Но во второе прибытие их, открылся им со всею братскою нежностью, и пригласил через них отца своего переселиться в Египет со всем семейством. Переселение в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Все эти обстоятельства послужили орудиями высшего промышления Божия. В это самое время вышла купаться дочь фараона и нашла в тростнике корзинку с плачущим младенцем. Доброе сердце царевны сжалось от боли при виде несчастной участи брошенного ребенка. Она поняла, что это невинная жертва жестокого указа ее отца по отношению к израильтянам и, надеясь на силу отцовской любви к себе, порешила спасти его и даже усыновить. Она взяла кормилицу из израильтянок, которою оказалась мать ребенка Иохаведа, и таким образом Промысл Божий направил житейскую корзинку ребенка к историческому величию и всемирной славе. Когда младенец подрос, царевна взяла его к себе во дворец, официально усыновила его и дала ему имя Моисей, «потому что, говорила она, я из воды вынула его». Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе, и есть лишь слабые указания в преданиях. Так, Иосиф Флавий рассказывает, что он даже в три года был удивительно высок ростом, так что, когда он проходил, все невольно останавливались посмотреть на него. Известие о красоте его подтверждается позднейшим библейским свидетельством, что он был «прекрасен пред Богом» ( Деян. 7:20 ). Вместе с тем он был «научен всей мудрости египетской», т.е. получил высшее образование, какое только доступно было жрецам и высшим классам страны, державшим все научные и высшие религиозные познания в секрете от народа, и вообще «был силен в словах и делах» ( Деян. 7–22 ). Несмотря на свою принадлежность к царскому дому, Моисей не постоянно находился в близком отношении с членами царской семьи. Время образования его в знаменитой школе «египетской мудрости» при храме Илиопольском, если только он учился там, и периодически совершавшиеся переезды двора в отдаленные Фивы надолго и часто отделяли его от семьи фараоновой. Но более всего отчуждало его от этого двора его глубокое сочувствие к своему страждущему народу. Из роскошных палат фараонова дворца ему еще больнее было смотреть на то унижение и рабство, в котором находился единокровный ему народ, и явственнее слышался стон его братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И начертал Премудрый: Еккл. 3:5 Время обнимать, и время уклоняться от объятий. Братья Иосифа прибыли в Египет за хлебом. Некогда ими в Египет проданный, а теперь могущественный владыка, Иосиф тронут встречей. Но время уклоняться от объятий – Иосиф плачет наедине, а с братьями строг, даже жёсток. А потом настало блаженно время обнимать – братья в объятиях Иосифа. Такова изменчивая жизнь и её причуды. А ещё у Иосифа было время уклоняться от прелюбодейных объятий жены Потифара, своего господина, и настало время обнимать Асенефу, дочь Потифара, жреца Илиопольского, данную фараоном ему в жёны. Когда человек перепутывает эти времена, то много собирает беды себе на голову. Для отца пришло время обнимать вернувшегося домой с покаянием блудного сына, а старший сын решил, что время уклоняться от объятий , – он был не прав. Девчонки прежде времени бегут обниматься с мальчишками, а законные супруги уклоняются от объятий, разводясь и разрушая семью. Всё перепутали. Всему есть время, и всему есть время своё. Св. Василий Великий , толкуя Притчи Соломоновы, иное, сказанное о внешнем человеке, прилагает к внутреннему. Соломон говорит, согласно переводу Семидесяти, о премудрости: Почти ю, да тя объимет ( Притч. 4:8 ). По этому поводу св. Василий Великий пишет: «И ещё Екклесиаст говорит: время объимати и время удалятися от объимания . Тела нечистыми объятиями оскверняются, а душа объятием премудрости вся и всецело с нею соединившись, исполняется святыни и чистоты» Беседа 12, На начало книги Притчей 1, 1–5]. Блудные объятия, которыми мы, по слову апостола, отнимаем члены у Христа , ведь тела наши суть члены Христовы , и делаем их членами блудницы ( 1Кор. 6:15 ), св. Василий Великий противопоставляет объятиям Премудрости. Кто чтит Премудрость Божию, тот скоро оказывается в объятиях премудрости, которые освящают и очищают душу. Важно и то, что не почитатель Премудрости обымет её, ибо объять Божественную Премудрость невозможно изнемогающему уму человеческому, но, наоборот, Она тя обымет . Ум и сердце чтущего Бога в объятиях Его Премудрости! Это мудрость, нисходящая свыше ( Иак. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

жизнью страны. Дело дошло даже до образования независимого теократич. государства в Фивах, во главе которого встал верховный жрец Амона. Этому процессу сопутствовало обогащение храмов и растущее великолепие их убранства. Народ принимал участие в почитании главных богов только по большим праздникам, во время пышных процессий. В остальных случаях искали утешения у домашних и менее значит. богов. Егип. имена иногда включали имена богов. Так, в ВЗ египтянка, жена Иосифа, носит имя Асенефа («послушная богине Нут»). Она была дочерью Потифера («подаренный богом солнца Ра»), священника илиопольского. Илиополь (Гелиополь, Он) – один из древних егип. городов, центр поклонения солнцу ( Быт. 41:45 ). Иезекииль возвещает суд Господа над идолами егип. столицы Мемфиса ( Иез. 30:13 ), где было главное место поклонения богу Птаху и его земному воплощению – черному быку Апису. Назв. в Иез. 30:17 город Бубаст был «домом богини-кошки Баст». Фивы, столица Верхнего Е., обозначена в Наум. 3 как Но-Аммон (город Амона). Над этим божеством также возвещается суд ( Иер. 46:25 ). О высочайшем уровне др.-егип. иск-ва свидетельствуют пирамиды, храмы, настенная живопись, рельефы, скульптуры, а также ювелирные украшения и предметы быта. Технич. решение сложных архитектурных задач, особенно при сооружении пирамид, и сегодня вызывает восхищение. В др.-егип. литературе заметное место занимают религ. сочинения, посвящ. гл. обр. сюжетам загробной жизни. Пророчества и книги премудрости позволяют провести сравнение с ВЗ (так, напр., Притч. 22 – Притч. 23 почти дословно совпадают с более ранним «Поучением Аменемопе»). кроме того, до нас дошли рассказы и стихи; большое распространение в результате переводов, выполненных в новейший период, получила, в частн., др.-егип. любовная лирика. Этими знаниями мы обязаны тому обстоят-ву, что в жарком, сухом климате Е. прекрасно сохранился такой относит. недолговечный материал, как папирус. Во главе государства стоял ⇒ фараон . Это слово происходит от егип. перо, «большой дом, дворец».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Вторая глава – это наиболее важная и существенная часть сочинения архиепископа Феофана. Несомненно, главной задачей было определить значение Имени, и он, использовав все имевшиеся в его распоряжении научные ресурсы, обнаружил при этом и тонкость филологического анализа, и ясность философского мышления. В III главе «О происхождении тетраграммы», автор излагает и критикует попытки западной науки опровергнуть происхождение Имени Яхве из еврейского языка и из круга представлений, составляющих библейское мировоззрение, и доказать заимствование евреями этого Имени от языческих народов. На первом месте среды таких попыток стоят теории, производящие Имя Божие из Египта. История народа еврейского во времена Моисея была тесно связана с Египтом, а Моисей был тем, кто открыл это Имя. Естественно, что мысль о происхождении Имени из Египта была высказана уже в древности. Рассматривая свидетельства древних авторов о том, что египтяне воспевали богов семью гласными, опровергается утверждение о том, что эти семь гласных составляют имя IEHΩOVA. В эллинистической магической литературе Имя Божие часто ставилось в связь с этими семью гласными, которые выражали семь тонов. По мнению архиепископа Феофана, семь гласных египтянами употреблялись в качестве семи нотных знаков. А на имя IEHΩOVA повлияла уже сама библейская тетраграмма, особенно в её эллинизированной форме Ιαω. Кроме этого, египтологические теории того времени обращали внимание не только на произношение, а на значение Имени Яхве, и старались доказать заимствование евреями из Египта самой идеи самосущего Бога. Эти теории сближали значение Имени Божиего с изречением саисской надписи, относимой Плутархом к Изиде: «я есмь то, что было, есть и будет», с подобным же выражением египетских надписей об Озирисе: «Я есть я» и с таинственным именем верховного божества, употреблявшимся илиопольскими жрецами: Cherpa. Архиепископ Феофан указывает на невозможность заимствования евреями у египтян при существовавшем между ними антагонизме священного Имени национального Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

На следующий день было назначено заседание суда; воров (трех рабочих, на которых указал градоначальник) выслушали и оказалось, что они не знали ни одного из мест, на которые указывал губернатор. Поэтому градоначальника объявили виновным, а воров отпустили. Это было не последним делом об ограблении царских гробниц: подобные же процессы повторяются в ближайшие годы, и тогда в кражах оказались виновными несколько мелких чиновников и даже жрецов. Многие из воров были людьми без определенных занятий – напр., «бывший жрец бога Собека». Они уже не ограничивались сравнительно бедными гробницами древних царей, но добрались до роскошных усыпальниц Сети I и Рамсеса II. Для спасения царских; мумий от воров, их пришлось перетаскивать из одной усыпальницы в другую, пока, они не были перенесены при XXI династии в подземные галлереи Дейр-эль-Бахри; там они были открыты феллахами, которые довольно долго скрывали их местонахождение; в 1881 г. их нашел Масперо; теперь они находятся в Каирском музее. Грабители проникли и в царские пирамиды у Мемфиса и Ираклеополя. Впрочем в этом отношении первый пример подал Рамсес II, обративший Мейдумскую пирамиду Снофру в каменоломню для своих ираклеопольских построек. «Славословие Амону-Ра, тельцу илиопольскому, главе всех богов, благому, возлюбленному, подающему жизнь. Слава тебе, Амон-Ра, владыка престолов обеих земель, глава Фив, телец своей матери, глава своей области, глава южной страны, владыка ливийцев, царь Пунта, старейшина неба, начальник земли, владыка всего, существующего, основавший все вещи. Единственный по своей сущности среди – богов, прекрасный телец Эннеады, владыка правды, отец богов, создатель людей, творец животных, творец плодоносных растений... которому боги воздают почитание, творец горних и дольних, освещающий землю, проезжая по небу в мире... Любя его благовоние боги, когда шествует он из Пунта, царь розы, и спускается в Ливии, прекрасный при шествии из божественной земли. Увиваются боги у ног его, ибо узнают в его величестве своего владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Стела царя Баррекуба из Зенджирли. Битва у Кадеша не имела тех результатов, которых можно было ожидать от победы: вслед за ней мы видим восстание всей Сирии до самых границ Египта, а хеттов – в Дапуре, южнее Кадеша. Рамсесу II пришлось еще не раз ходить в Сирию и брать там один город за другим, начиная от Аскалона (который тогда был еще заселен семитами); был взят и Дапур. Только на 21-м году своего правления (около 1270) Рамсес II мог заключить мир с преемником Муталлу Хаттушилем II. Условия этого мира сохранились до нашего времени начертанными на стенах Карнака и Рамессея. Кроме того, Винклеру посчастливилось найти хеттскую версию в Богазкеое, где он также нашел письмо египетской царицы к хеттской «сестре» с поздравлением по поводу мира. Документ, которым он был скреплен, представляет договор об оборонительном и наступательном союзе между двумя империями. Вот его текст: «В год 21-й, в первый зимний месяц, 21-й день, при величестве Усермара Рамсесе Мериамуне (следуют титулы). Его величество был в граде «Дом Рамсеса Мериамуна», творя угодные обряды отцу своему Амону, Гору горизонтов, Атуму, владыке обеих, земель илиопольскому... да дадут они ему века в юбилеях, вечность в мирных годах, все страны и земли подчиненными под ноги его во веки. Явился царский посол... представляя посла царя Хеттов Тартисбу и другого посла царя Хеттов (с серебряной дощечкой), которую Хаттасиль, великий царь Хеттов, прислал к фараону, чтобы просить мира... Копия с серебряной дощечки, данной Хаттасилем чрез посла Тартисбу и посла Рамоса... Условия, предложенные Хаттасилем державцем, сыном. Маурсира (Мурсиля), царя Хеттов, державца, Сына Сапалулу... на дощечке из серебра, для Усермара, великого царя Египта... (генеалогия), прекрасный договор, .. мира и братства... навеки... Изначала, от века, отношения были таковы, что никогда не давал бог, чтобы великий царь Египта и великий царь Хеттов были врагами между собою, согласно договору. Но во дни Маутенра (Муталлу), царя Хеттов, моего брата, он сражался с Рамсесом II, великим царем Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Илиополь Илиополь ( Быm. XLI, 45 ), или Он ( Иез. ХХХ, 17 ), или Бефсалис ( Uep. XLIII, 17 ) – назывался греками Илиополем, т. е. городом солнца. Это название дано городу потому, что в нем египтяне особенно боготворили солнце, или Ра, остатки великолепного храма которого существуют доселе. Илиополь считался одним из древнейших городов в свете; он находился в стране Гесемской, в нескольких милях к с.-з. от настоящего Каира. Восемнадцать столетий тому назад, когда Илиополь посетил Страбон, он был уже в развалинах. По свидетельству Иосифа, этот город был отдан Иосифом братьям, когда они впервые прибыли в Египет, и мы знаем из кн. Бытия ( Быm.XLI, 45 ), что фараон дал Иосифу в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского. Здесь также во времена Птоломея Филадельфа еврей Ония получил дозволение на месте капища Дианы воздвигнуть храм, подобный Иерусалиму, который долгое время посещали эллинские иудеи. Жрецы илиопольские составляли некогда богатую и ученую корпорацию, и среди них, как думают, Моисей изучал египетскую премудрость. Пифагор и Платон, по мнению некоторых, получили также здесь свое высокое образование. Развалины Илиополя еще доселе видны близ селения Матариэ. Среди развалин возвышается уединенный, покрытый иероглифами, красного гранита обелиск, кругом которого во множестве разбросаны обломки мрамора, гранита, глины и т. п. Другой обелиск больших размеров уже с давних пор снят с места и стоит теперь в Риме. Священный бык египтян Мневис содержался в Илиополе. На первом обелиске, между прочим, разобрана и прочитана следующая надпись: Хор – жизнедатель царь покорного народа, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Селение Матариэ замечательно для нас, христиан, в том отношении, что в нем, по преданию, пребывала некоторое время Пресв. Дева Мария с Богомладенцем Иисусом во время своего бегства от Ирода. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Сны фараона, по истолкованию Иосифа, предвещали наступление голодных лет, после семи лет урожая. Голод мог наступить, отчасти, от недостаточного разлива Нила, а отчасти, от сильного знойного ветра хамсина, истребляющего всходы. Наступление того и другого предвозвещалось снами фараона. Это толкование Иосифа так совпадало со взглядами самих египтян, и предложенный им совет на случай наступления неурожайных годов (именно сделать громадные запасы хлеба во время урожайных лет) был так мудр и разумен, что все невольно должны были обратить внимание на юного чужеземца. Фараон и его двор, будучи поражены вдохновенным истолкованием загадочных снов и, оценив в совете Иосифа мудрость государственного человека, не могли найти для данного положения более подходящего лица, чем сам молодой снотолкователь, и, как это нередко бывает в восточных деспотических странах, ничтожный раб сразу был сделан великим сановником страны, полновластным правителем ее. «Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой, только престолом я буду больше тебя», торжественно сказал Иосифу фараон, и затем последовало формальное возведение его в назначенную ему должность. Фараон снял со своей руки перстень и надел на руку Иосифа, что было знаком возведения его в сан первого вельможи и правителя страны; «висонные одежды», составлявшие отличие жрецов, высшего класса в Египте, означали принятие его в этот высокочтимый класс, и возложенная ему на шею золотая цепь была для всех формальным знаком его власти. Вторая царская колесница была отдана в его распоряжение, чтобы он ездил по улицам столицы для объявления о своем сане, и вестники должны были бежать впереди его колесницы с криками – абрек, абрек – «преклоняйтесь!» Вместе с саном Иосиф получил от фараона новое египетское имя Цафнаф панеах, т.е. «охранитель жизни». Для довершения достоинств нового любимца царского недоставало только блистательного для него брака, и он был устроен самим фараоном. Асенефа, дочь Потифера, знатного жреца Илиопольского, сделалась женою Иосифа, и он таким образом окончательно был принят в высший класс страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Да и сам Иосиф объясняет братьям Божие домостроительство; «на жизнь бо, – говорит, – посла мя Бог пред вами..., препитати народ велий» ( Быт.45:5, 7 ). Это замечает и Давид: «и призва глад на землю: всяко утвержение хлебное сотры. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф», и т.д. ( Пс.104,16–17 ). А если бы Патриарх узнал о рабстве сына, то, без сомнения, выкупил бы его; выкупленный же не был бы ввергнут в темницу. А если бы сего не было; то не истолковал бы снов царским служителям; не истолковав же, не сделался бы известным Фараону, а не став известным, не объяснил бы предреченного царю в сновидениях. И если бы не сделал этого; то не были бы вверены ему бразды Египта. А не приняв в свое управление Египта, не ввел бы во Египет Патриарха с его родом. Посему конец делает явной цель Божия домостроительства. Вопрос 102. Следовательно братья не согрешили, содействовав Божию домостроительству? Они действовали по зависти и ненависти; но Бог, Который премудр, употребил их злобу в достижение противоположного. Ибо, чем покусились воспрепятствовать исполнению снов, через то самое Бог привел их в исполнение. Вопрос 103. Почему Иосиф при первом появлении братьев обошелся с ними сурово? Помня поступок братьев с ним самим, и не видя Вениамина, думал, что и с ним поступили так же. А когда увидел брата живым, тогда простил их, и оказал им всякую попечительность. Вопрос 104. Какое значение имеет имя: «Псонфомфаних» (Быт.41.45)? И нарече фараон имя Иосифу Псонфомфаних: и даде ему Асенефу, дщерь Петефриа жреца илиопольскаго, ему в жену. ( Быт.41.45 ).   Иосифа, как объяснившего сны Фараону, назвал он истолкователем таин. Вопрос 105. Почему Иосиф не первого, а второго брата велел заключить в темницу (Быт.42.24)? Отвратився же от них, проплакася Иосиф: и паки прииде к ним и рече им. И поя Симеона от них, и связа его пред ними. ( Быт.42.24 ).   Ему было известно намерение Рувима, и [он] хорошо знал, сколько говорил Рувим за него братьям, и какое старание прилагал, о спасении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010