В греческой форме Кнеф – это совершенно пантеистическое божество особенно излюбленное гностиками. Исида, в классическое время бывшая только супругой Осириса и матерью Гора, приобретает мало-помалу значение как «великая волшебница», а в поздние эпохи – как великая Космическая богиня, и в неё вливаются другие богини. Хатхор, почитавшаяся, главным образом, в Дендере и в западной части Фив, большею частью под видом коровы, бывшей одним из символов неба, опирающаяся на четыре столба, вероятно, носила имя, близкое по созвучию значения с азиатскими богинями: Астартой, Истар, Аттар, но египтяне объяснили его, как «дом Гора» (Хат-Хор) и объявили супругой Гора Эдфуского и т. п. Но особенно сложна история представлений о самом Горе, который, по-видимому, соединил в себе несколько разнородных божеств. В архаический период это был верховный бог солнца, победитель врагов света и царя, отец и покровитель последнего; наряду с ним существует даже не включённый в великую илиопольскую Эннеаду Гор, сын Осириса и Исиды, богов хтонических, имеющий одной из своих форм «Гора младенца» – Харпехрота, греч., Гарпократа. Отождествление этих божеств произошло, вероятно, на почве мифов. Египетская мифология была богата, но до нас дошли лишь её случайные обрывки. Несомненно, вокруг каждого божества и в каждом религиозном центре существовал цикл священных показаний, но до нас уцелели только намёки на них в гимнах и мифических текстах, иногда, впрочем, сохранились и отдельные мифы. Различны были космогонические представления египтян. Мы можем найти среди них и учение о мировом яйце, и о создании словом и просто звуком («он отверз уста среди молчания; он первый воскликнул, когда земля была безмолвна; крик его обошёл её»), о гончарном круге, на котором творец вылепил людей и т. п. В Илиополе учили, что бог Солнца поднялся из первобытного хаоса, отца всего сущего «Нун», в виде младенца вышел из цветка лотоса; потом он сам из себя или от своей собственной тени произвёл пару Шу и Тефнут, от которой естественным путём родились Геб и Нут, родившие остальных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Боясь мести Иакова, измаильтяне положили освободиться от Иосифа и продать его. Узнав об этом, Мемфия убедила Пентефрия купить Иосифа и послала евнуха к измаильтянам, но евнух возвратился и сказал, что за отрока просят слишком большую цену. Мемфия послала другого евнуха и велела купить его, если бы запросили и 200 драхм золота. Евнух дал за Иосифа 80 драхм, а сказал, что дал 100. Рассказывая об этом, Иосиф прибавляет: «видите, дети мои, сколько я претерпел, чтобы не посрамить братьев моих. И вы возлюбите друг друга и в долготерпении оставляйте согрешения друг другу»... «За долготерпение я взял в супруги дочь господина моего и с нею мне дано было сто талантов золота». В Библии Быт. 41:45 сказано, что фараон дал Иосифу в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Автор Завета, очевидно, смешивает этого Потифера с Пентефрием, начальником телохранителей, у которого жил Иосиф. В конце Завета Иосиф рассказывает сон. Он видел, что 12-ть оленей паслись; 10-ть из них разделились и рассеялись по земле. Он видел потом, что от Иуды родилась Дева, облеченная в полотняную одежду. Из неё вышел агнец непорочный, который с левой стороны был подобен льву. Все звери устремились на него, но агнец одолел и ниспроверг их. И возрадовались о нем ангелы и люди и вся земля. Рассказав этот сон, Иосиф убеждает детей своих почитать Иуду и Левия, потому что от них произойдет агнец Божий, имеющий спасти языки и Израиля. 482 Завет Вениамина. Как родной брат Иосифа, родившийся также от Рахили, любимой жены Иакова, Вениамин в своем завете высказывает особенную любовь к Иосифу и его добродетели ставит в пример своим сыновьям. «И вы, дети мои, говорит он, возлюбите Господа Бога небесного и сохраните заповеди Его, подражая благому и праведному мужу Иосифу. Да будут мысли ваши устремлены к добру; у кого ум чист, тот на все смотрит правильно. Бойтесь Бога и любите ближнего. И если духи Велиара будут соблазнять вас на всякое зло, то не одолеют вас в своей злобе, как не могли одолеть брата моего, Иосифа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Синухет слышал случайно эти переговоры и бежал из боязни быть замешанным в заговоре. 25 Чтение Гардинера. Положение неизвестно. Масперо помещает эти пункты между Гизэ и Терране. 27 «Быково». Положение также неизвестно в точности. Масперо помещает у Нила вблизи Embabeh, где и теперь еще находится местность Batu-el-Bakarah, «брюхо коровы». 29 В 1907 г. найдена к ю. от др. Илиополя близ Каира стала, датированная 8-м годом Рамсеса II и имеющая в своей верхней части изображение этого царя пред Гором Горизонтов; сзади царя осеняет «Хатхор, владычица Красной Горы, владычица неба и обеих земель, устанавливающая годы, как у Ра, время царствования, как Атума, во веки». В длинной надписи повествуется о повелении Рамсеса изваять свою колоссальную статую из огромной глыбы, найденной им в Красной Горе и статуи из песчаника из каменоломен, названных им «Каменомнями Рамсеса II, сына Птаха». Храм богини Хатхор, по данным надписи, находился по ту сторону «Горы Илиополя», против храмов Ра и Эннеады. Каменоломни существуют до сих пор, как Красная Гора (Гебель Ахмар) к в. от Каира, к ю.-в. от Аббасийэ. См. Ahmed-Bey-Kamal, Stele, de lan VIII de Ramses. Recueil de Travaux XXX, 213–218. Каменоломня Аку (если только это собственное имя, против чего высказывается Гардинер) упоминается в одном из кахунских документовъписем от 2 г. Аменемхета IV, следовательно тоже от эпохи Среднего Царства. Повидимому, это письмо также илиопольского происхождения. 30 Укрепления Египта со стороны Азии существовали уже в доисторические времена (см. прим.). Построение непрерывного ряда их, под именем «Стены Князя», петроградский эрмитажный папирус 1116 В. относить к царю-мессии Амени, вероятно предсказывая ex eventu одно из деяний Аменемхета I, современника Синухета. См. Golenischeff, Les papyrus hieratiques de l " Ermitage Imperial, p. 7, где о «стене» говорится почти в тех же выражениях: «выстроить Стену Князя, чтобы не допускать азиатов в Египет, когда они будут просить воды для стад», Вероятно остатки этой стены описал или зарисовал Palmer, The desert of Exodus, 317 в Вади Биар, в конце Вади Тумилат.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

1443 Лествица,  15 892 D . Ср. эпизод с Ионном, епископом Илиопольским, в Житии св. Пелагии 665 AB . В монашеской литературе женщина традиционно считается источником плотского вожделения: о необходимости избегать всякого об­щения с женщинами говорится постоянно. Не следует забы­вать, что в византийской монашеской литературе почти пол­ностью господствовали писатели-мужчины; очень редким ис­ключением являются несколько монахинь (в частности, амма Синклитикия),  чьи высказывания включены в «Изречения пустынных отцов»: ср.  Ward. Apophthegmata. Гораздо больше говорится о том, что следует избегать женщин, чем о том, как сохранять бесстрастие при общении с ними. Сам Лест­вичник, после эпизода с Нонном, рассказывает о том, как «бес плотского сладострастия», чтобы погубить инока, наво­дит на него крайнее благоговение и производит в нем источ­ники слез, когда он сидит с женщинами и поучает их о смер­ти, Суде и целомудрии: Лествица, 15 893 С . 1446 Eth. 6, 1–3. Выражение εν κσμφ должно указывать, что споры шли с «мирскими» ( κοσμικο), или «светскими» людьми, в отличие от споров о слезах, о которых говорится в Cat. 4: в последних участвовали как миряне, так и монахи 1447 Это выражение указывает на то, что оппонентами Симео­на были в данном случае представители константинопольской знати 1460 Среди общих работ, посвященных вопросу обожения, см.: Попов. Идея обожения в древне-восточной Церкви (одна из первых научных статей по этому предмету); Gross. Divinisa-tion (первое систематическое исследование предмета);  Lot – Borodine. Deification; Congar. Deification. См. также статью И.Дальмэ в DSp 3, 1376–1389. Из последних работ греческих ученых назовем: Mantzaridis. Deification (посвященную глав­ным образом Григорию Паламе ), а также Nellas. Deification. См. также две диссертации: Cullen . Deification; Russell. Deification (последняя представляет собой на сегодня самое исчерпывающее исследование на данную тему). 1461 Библейская (в том числе новозаветная) и иудейская осно­ва этого учения рассмотрена в: Gross. Divinisation, 70–111; Russell. Deification, 100–220. Эллинистические аналогии см. в: Cross. Divinisation, 5–69; Russell: Deification, 44–99. Ср. статью Э.де Пляс в DSp 3, 1370–1375

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Священный Синод Антиохийского патриархата возвел 8 октября епископа Филиппопольского Нифона, представителя Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, в сан архиепископа Священный Синод Антиохийского патриархата возвел 8 октября епископа Филиппопольского Нифона, представителя Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси, в сан архиепископа, сообщает Православие.ру со ссылкой на  Благовест-инфо . Настоятель Антиохийского подворья в Москве — теперь архиепископ! В нынешнем году исполняется 50 лет служения архиепископа Нифона в священном сане – в 1959 году он был рукоположен во диакона. Архиепископ Филиппопольский Нифон (Сайкали) – патриарший викарий, представитель Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси. Родился 4 декабря 1941 года в городе Захли, Ливан. Окончил евангелический колледжа в Захли и математический факультет университета Хайгазен в Бейруте и в 1959 году был рукоположен во диакона. Тогда же он впервые приехал в Россию для учебы в Московской духовной академии. В 1964 году после окончания Московской духовной академии со степенью кандидата богословия рукоположен во пресвитера с возведением в сан архимандрита, назначен секретарем митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба), позднее его помощник. В эти же годы преподаватель математики и английского языка в школе святой Анны в Райяк (Ливан),  трудится в Епархиальном церковном суде города Захли. 9 мая 1977 года в сане архимандрита был назначен постоянным представителем Антиохийского Патриарха в Москве, настоятелем московского Антиохийского подворья. В 1988 году в Дамаске (Сирия) принял епископскую хиротонию при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, в то время председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Под его духовной опекой живет небольшая антиохийская диаспора в России – православные сирийцы, палестинцы и ливанцы, а также русские прихожане. Архиепископ Нифон духовно окормляет также антиохийскую паству в Греции. По его словам, он так полюбил Россию, что отказался от сана митрополита Австралии, не желая уезжать.

http://pravmir.ru/nastoyatel-moskovskogo...

А потому естественно ожидать, что все внимание составителя заветов должно остановиться на завете Иосифа, потому что это центральный завет, к которому все остальные относятся как подчиненные. И действительно, рассказ здесь отличается гораздо большей свежестью и живостью; этот завет, можно сказать, заключает в себе небольшой но занимательный роман, нуждающийся только в подробном и обстоятельном развитии главной темы. Правда, краски в этом романе слишком ярки, иногда грубы, наложены слишком густо, но не должно забывать, что краски эти находятся в строгом соответствии с своей эпохой, что выражение любви находится в тесной связи с ея историей, что любовь и ея выражение в каждую эпоху находятся в строгом соотношении с умственным и нравственным развитием этой эпохи. Главная тема, разумеется, та же, что в библии, отношение Иосифа к соблазнявшей его женщине, но подробности другие. Библейский рассказ (гл. 39 Быт.) веден очень коротко и просто. Когда Пентефрий, Фараонов евнух, архимагир, поручил Иосифу весь дом свой «возлежи жена господина его очи свои на Иосифа, и рече: «пребуди со мною». Иосиф отказывается. «Егда же Иосифу глаголаше день от дне, и не послушаше ея, оже спати и бытии с нею». В след за тем описывается решительное нападение жены Пентефрия на Иосифа и пагубные последствия его для последнего. В 41-й главе, после описания возвышения Иосифа, сказано: «и нарече Фараон имя Иосифу Псонфомфаних: и даде ему Асенефу, дщерь Петефрия, жреца Илиопольского ему в жену», а в ст. 50–52 говорится о рождении у него от Асенефы двух сыновей – Манассии и Ефраима. В завещании приводится след. главная мысль: как не многочисленны и не велики были бедствия, ниспосланные на Иосифа, все он претерпел в смирении, кротости и страхе Божием и в уважении к братьям; за то Бог и возвеличил его. Этой общей мыслью и начинается завещание 27 . В след за нею, с особенной подробностью и живостью, излагается сильнейшее искушение посредством жены Пентефрия, составляющее узел, завязку всей истории; потом уже идет рассказ самого Иосифа о судьбе его со дня продажи его братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/6/obozrenie-ve...

У Артапана напр. пред Моисеем произносящим имя Божие, немеет и повергается ниц царь египетский, а насмехающийся жрец умирает в судорогах. У обоих этих писателей еврейские праотцы представляются изобретателями наук и искусств и учителями народов, Так Энох делается изобретателем астрономии по Евполему, а Моисей – букв. Авраам представляется учителем астрономии или самого египетского царя, как у Артапана, или илиопольских жрецов, как у Евполема. Иосиф делит землю в Египте, обозначает границы, способствует развитию земледелия, изобретает меры; Моисей изобретает различные орудия, как рассказывается у Артапана. Нет ничего удивительного, что такое стремление отнять всякую самостоятельность в развитии у других народов иногда могло доводить до таких напр. нелепостей, какую находим у Артапана, именно, что египтяне чтили кошек, собак и пр. по предписанию Моисея. Конечно, такие попытки возвеличить народ свой через произвольные и слишком очевидные исторические преувеличения мало достигали своей цели; для язычника подобные рассказы не могли быть убедительны, да и иудея они могли удовлетворять разве на невысокой степени своего развития. У иудейских писателей, достигших высшего умственного развития, тоже стремление возвысить народ свой за счет язычников, или, по крайней мере, показать язычеству, что оно с особенным уважением должно относиться к народу иудейскому, выразилось в иной форме. Многое, что находили они лучшего в произведениях языческой науки и литературы, они стараются объяснить заимствованиями от иудеев или, по крайней мере, стараются доказать, что все это издавна известно было иудейскому народу и содержится в его священной письменности. Для возникновения такой теории заимствования в среде научноразвитых египетских иудеев, существовала и особая причина. В последние столетия пред P. X. иудеи в первый раз входят в близкое общение с греками; в Александрии они знакомятся со всеми плодами греческой образованности. Твердо верившему в исключительную истинность своей веры, а между тем подпавшему влиянию греческой мудрости иудею не представлялось иной возможности ни помирить свои новые воззрения с верой, ни возвысить ее во мнении ученого язычества, как открыть в ее священных книгах источник и для тех новых воззрений, которые он усвоил, по большей части, не замечая даже того, как далеки они от положений иудейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

После разрушения Иерусалима, Веспасиан приказал правителю Египта Лупу разрушить храм Египетский. Луп выбрал из него несколько сосудов и прекратил в нем богослужение. Приемник Лупа Павлин под страшными угрозами отнял у священников всю храмовую утварь, так что впоследствии, по замечанию историка, не осталось и следа, что здесь некогда совершалось богослужение 47 . Синагог в Египте было множество. Филон упоминает о многих синагогах в Александрии, подвергшихся разрушению и сожжению в царствование Калигулы. О множестве синагог в других местах Египта свидетельствует Ония в записке Филометору, указывая преимущественно на область Илиопольскую, которую он посещал 48 . Особенно знаменита была своей обширностью и своим великолепием общая синагога Александрийская. Иерусалимский талмудист, восхищаясь ее великолепием, говорит, что не видать ее, значит не видать славы Израиля 49 . Она была разрушена во время гибельного для Иудеев восстания при Траяне. Пользуясь свободой и значительными правами, Иудеи могли куда угодно направлять свою внешнюю деятельность. Говоря о политических судьбах Египетских Иудеев, мы не раз встречали их и при дворе и в войне. У Флавия можно найти много свидетельств в пользу того, что многие из них состояли в различных должностях на службе у Египетского правительства. Но всего более любили они заниматься промыслами и особенно торговлей, к которой влекла их и природная предприимчивость и сильная степень торгового развития Египта. Торговая деятельность, впрочем, и в последствии всюду, куда проникали иудеи, делалась их любимым занятием; поэтому едва ли можно находить что либо особенное и выводить что либо важное из развития торговли между египетскими иудеями. Свидетельство Страбона, который говорит, что Египет и Киринея, допуская Иудейские обряды, умножают свое богатство и силу 50 , убеждает нас, что вообще по своей внешней деятельности египетские иудеи были наиболее производительной частью египетского населения. III Население Египта, кроме иудеев состояло из туземцев египтян и пришельцев греков.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Столкновения с языческим населением городов, не раз кончавшиеся жестокими побоищами, где гибли десятки тысяч Иудеев; возмущения против правительства, нередкие после разрушения Иерусалима римлянами, жестокая борьба палестинских иудеев с Римом, возбудившая в римском правительстве чувство ненависти к этому народу,– все это привело египетское иудейство к совершенному упадку. Нет нужды рассказывать подробно, как в том или другом месте истребляли Иудеев, разрушали их синагоги, лишали их гражданских преимуществ, как сами Иудеи предавались неистовствам разрушения и убийства, когда являлась к тому возможность. Для нас важно только следствие, которое отсюда произошло. Ряд бедствий иудейского населения Египта начался со второй половины первого века по P. X; следствием их было то, что к концу второго века no P. X., Египетские Иудеи теряют всякое значение, так что далее этого времени не может быть и речи об истории их, как отдельного иудейского общества. II Иудейское население Египта сосредоточивалось преимущественно в Александрии, в которую старалось привлечь их само правительство и в которую, естественно, кроме того привлекало их развитие там торговли и гражданственности; в Кирене, главном городе Киринеи, где по преимуществу поселяло их правительство, чтобы удержать эту область за собой 29 ; и в области Илиопольской, где селились они еще во времена Иеремии и куда впоследствии привлекал их храм. Александрия в первое столетие по P. X. имела 300 000 жителей и разделялась на пять кварталов. Иудеи почти исключительно занимали два квартала 30 . Кроме указанных трех мест, много было Иудеев и по другим городам и местностям Египетского царства. Страбон имея в виду преимущественно Египет и Киринею, говорит 31 , что едва ли можно найти место, в котором не жили бы Иудеи. Филон полагает общую цифру Египетских Иудеев в миллион 32 , и 3-я Маккавейская книга свидетельствует, что число их было огромное. Какие права имели Иудеи в Египте? Совершенно точного и определенного ответа на этот вопрос нам не оставили письменные памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Оба эти памятника сделаны из камня, но были также храмики и из дерева. Большая часть памятников, делавшихся из этого последнего материала, исчезли бесследно вследствие непрочности самого материала. В Туринском музее однако же сохраняется один подобный храмик. Он весь сделан из крашеного дерева и стоит, по обыкновению, на барке. Вся ширина храмика и барки в 147 миллиметров; высота от подошвы до вершины карниза имеет 328 миллиметров. Задняя часть храмика имеет 28 сантиметров высоты, включая и барку, ширина его 0,14 метра и вся длина 0,33 метра 491 . Обе стороны храмика покрыты изображениями и надписями. На левой стороне можно видеть три ряда изображений. В верхнем ряду солнечная барка, с человеческою головою на носу, направляется к жертвеннику, находящемуся направо. В барке находится богиня. От реки, по которой плывет барка, отделяется канал, который направляется в правую сторону. Во втором ряде его также изображена барка с матросом и четырьмя веслами. Маленький канал, отделяющийся слева от главной ветви, разделяет то, что остается от стены, на два поля, в каждом из которых стоит человек, который, обратившись к барке, совершает приношение на жертвеннике; стоящий дальше всех совершает возлияние, а самый близкий подносит букет. В третьем ряду все семейство стоит коленопреклонно, с обращенными влево лицами. На правой стороне храмика имеется только два ряда изображений. В верхнем изображена божественная Троица, в нижнем – фигуры поклонников. На внешней стороне дна вертикальными столбцами читается следующая иероглифическая надпись: «о, боги, владыки Елефантины, великий божественный круг, владыки моей страны! Окажите мне милость, чтобы уста мои говорили истину, глаза мои видели Аммона во всякий его праздник, бога возлюбленного, который внимает бедному, помогает несчастному, поддерживает угнетенного, дает превосходную продолжительность жизни для прохождения по этой земле». Дверка храмика делалась из камня и почти всегда была закрыта: у храмиков, сохраняющихся в Лувре, ее не сохранилось; но мы знаем, что она всегда состояла из двух створок, доказательство чего представляет деревянный храмик Туринский, где она сохранилась. Дверь в этом последнем предшествуется особым портиком. Портик часто поддерживается двумя колоннами с капителями, изображающими голову Гаторы. Дверь обыкновенно была запечатана. Один только царь или великий жрец имел право открывать ее. Об этом прямо говорится в одном месте памятника Джебель-Баркал: «он (царь Пианхи-Меиамун) взошел на лестницу, ведущую к великому адитону (в храме Илиопольском), чтобы видеть там бога, обитающего в Га-Бенбен, видеть самому наедине. Совершенно одинокий, он отнимает запор, открывает створки, рассматривает своего отца Ра в Га-Бенбен, приводит в порядок барку Мад бога Ра, барку Секет богини Шу; потом он закрывает створки, полагает сургуч и кладет на него царскую печать» 492 . Один барельеф великого храма Абидосского изображает фараона, открывающего храмик бога Аммона 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010