В трактате кратко излагаются отдельные положения учений Зенона (5 глава), Клеанфа (5 и 25 главы), Хрисиппа (5 глава), Эмпедокла (8 и 20 главы), Посидония (14 глава), Ария (54 и 55 главы), ссылки на Критолая, Гераклида Понтийского, Стратона, Фалеса, Энесидема. Я от всей души благодарю проф. Валерия Семеновича Дурова, заведующего кафедрой классической филологии Санкт-Петербургского государственного университета, за его помощь, оказанную мне при подготовке издания. Валерий Семенович проверил мой перевод, указал на ошибки и неточности и предложил свое понимание многих сложных частей латинского текста. Перевод выполнен по изданию: Corpus Christianorum. Series Latina II. Q. S. F. Tertulliani opera. Pars II. Opera Montanistica. Turnholti: Typographi Brepols, 1954 (Cura et studio J. H. Waszink). 100 По словам T. Д. Барнеса, «трактат “О душе” призван разрушить психологические теории, лежащие в основе нескольких гностических систем» (Barnes T. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 nd edition. Oxford, 1985. P. 206). 106 Odeum, здание, предназначенное для мусических состязаний. О карфагенском Одеоне см.: Noeldechen E. Das Odeum Karthagos und Tertullian’s Skorpiace. 212//Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. Heft. 2. S. 87–98. 108 Ср.: Иустин. Апология, I 19: « человеческие тела, разложившиеся и, подобно семенам, рассыпавшиеся в землю, могут в нужное время по воле Бога восстать и в нетление облечься». 110 Ср.: Иез.37:7–8 , Иез.37:10 : « и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них . И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище»; 1Кор.15:42–44 : « сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

«Важно не выходить из себя, отнестись к критику с любовью, не как к врагу. Он ругается потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, страдает он. Это подобно тому, как посочувствовать больному и помолиться о его выздоровлении. Если ты общаешься с критиком какое-то время, то рано или поздно он расположится к тебе, когда почувствует с твоей стороны не вражду, а любовь, тепло сердца» (священник Валерий Духанин ) . Как христианину принимать критику в свой адрес? « Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, Сына Человеческого » ( Лк.6:22 ). Из Древнего Патерика: Говорили об авве Агафоне: «Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», – отвечал он. Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?» «Я», – отвечал он. И еще говорят ему: «Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», – отвечал он. Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?» Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога». Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание». Куда жаловаться при бесчинстве в храме или монастыре? В первую очередь настоятелю: устно или письменно. Если меры не будут приняты, то в епархиальное управление. Далее существует церковный суд . Цитаты о критике церкви «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/kritika-cerkvi

Валерий 18 июня 2012, 11:45 " Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и НЕНАВИДЕТИ МИ ЗЛЫХ НАСТАВИ МИ, молюся ти. " Андрей 18 июня 2012, 11:00 Спаси, Господь, отца Иова и его молитвами, нас, грешных. P.S. Елена, в молитве священника перед исповедью есть строки, которые открывают отношение Христа к замолченным нами, грехам. Алена 18 июня 2012, 08:51 Елене М. " Нужно любить всякаго человека и в грехе его и позоре его, не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем. " (Св. праведный Иоанн Кронштадтский.) " Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, - себя. " (св. Игнатий Брянчанинов) Нам, конечно, трудно бывает так себя настроить, но нужно просить помощи Божией и потихоньку будем меняться... Сергий 18 июня 2012, 00:17 Елене М ПРАВА причащаться не имеет никто, только Господь может нас " допустить " . Если мы имеем хоть малейшую обиду на кого нибудь-мы не можем причащаться, так как во многих молитвах мы обязаны простить ближних (напр., Отче наш). Пожалей и не осудишь, так говорили старцы. Любовь 17 июня 2012, 21:08 Елене М Извините, что высказываю свое мнение. Но конечно мы должны прощать всех, кто нам причинил зло. Это же по Евангилию, в том суть и есть, что нужно прощать тех, кто нам сделал зло. Как Господь простил распинающих его. Об этом многов Евангилии говорится, например: " И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. " " ..любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,да будете сынами Отца вашего Небесного.. " а насчет " НЕНАВИДЕТИ МИ ЗЛЫХ НАСТАВИ МИ " под врагами и злыми понимаются враги рода человеческого - дьявол и бесы,а так же страсти и грехи.

http://pravoslavie.ru/54278.html

Валерий 30 января 2014, 13:32 Как от пьянства бывает цирроз печени, так от того что, служили твари вместо Творца стали содомитами. Смотрите, как апостол Павел нас вразумляет: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства (Рим 1:25–28)» Апостол Павел просто указывает нам маркер: если содомит, то и идолопоклонник. Разумно, прислушаться к словам апостола. Иначе, если мы будем с равнодушием (под видом «смирения») взирать на идолопоклонников у престола, то мы потеряем нашу Церковь. Инна21 30 января 2014, 12:20 Уважаемые комментаторы! Можно сколько угодно спорить, но разве можно возразить против темы статьи - " Оклеветать человека — страшный грех " ? Суть ведь не в том, есть или нет в Церкви люди, подверженные подобному греху. Важно то, что если есть сведения о таких вещах, их нужно доказывать. А написать про " 50 епископов " - пока не будет конкретно доказателсьвт против каждого из 50 епископов - будет считаться клеветой. Юрий 30 января 2014, 11:42 ЖЖ КУРАЕВ на статью о. Владимира: " Обиды на это интервью о. Владимира у меня нет и быть не может. Если бы за моей спиной было детище моей жизни - университет, чье будущее во многих отношениях зависит от отношения патриархии, я бы тоже, наверно, говорил " не вем этого человека; не в курсе этой проблемы " , Человек определяет действия другого человека очень просто: Как поступил бы он в данном конкретном случае. Очевидно, что для Кураева, по надуманной им мотивации отца Владимира - всего лишь сохранение " теплого места " , других причин не существует, что он и доказал, когда его уволили из академии. Возмутившись выпестованной за столько лет непомерной гордыней, он выбрал самый грязный способ и защиты, и мести, это клевету. И не разделяет себя в этом занятии с другими, думая, что они поступили бы точно так же, а может быть ещё и хуже. Да-да! Он ведь лучший даже в этом!

http://pravoslavie.ru/67949.html

Валерий Отставных, православный религиовед и журналист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Декарт и выхолащивание русскости. Русский ум лишили творчества,а значит - лишили соли духа. Надо дополнить Декарта. У него реальность бытия Бога выводится: 1)как источник самой идеи о нем 2)как объект ,в свойства которого необходимо входит реальность . Дополнение: 3) потребность в творчестве ,как нравственное веление совести .( " И взял Господь Бог человека,и поселил его в саду Едемском,чтобы возделывать его и хранить его.И заповедал Господь Бог человеку,говоря:от всякого дерева в саду ты будешь есть,а от дерева познания добра и зла не ешь от него,ибо в день ,в который ты вкусишь от него ,смертию умрешь. " ) 3. Русский ум должен научиться духу богатырскому. Адам давал имена в раю - умом.Потом пал ,прежде всего - умом. Функция падшего ума - слова змея Еве.Змей убеждал Еву против совести(заповедь). Декарт вновь обратился к уму,и осветил им Науку.Но , тем же падшим умом.Хотя подразумевалось ,что " мыслю... " наверняка означает культурную и цивилизованную мысль ,связанную с Церковью. Однако о совести как атрибуте мышления сказано не было.То есть совесть считается ниже мышления,как сопроводительная функция.А под мышлением понимается только рацио логики. Странно.Это ведь очевидное деление ума .Онтологическая дихотомия Запада и Востока:рассудочное и трансцендентное,созерцательное. Про совесть,а значит про нравственное не просто забыли,его сознательно вычеркнули и до сих пор - сознательно вычеркивают. Осознанно,специально,сознательно. Во имя развития.Это - тупик Запада:рациональное без нравственного обязательно обернется движением против рожна. Зачем нам эта западная проблема? Надо признать целостность ума.То есть,что совесть - необходимая и главная стратегическая составляющая мышления. Без учета нравственного прогресс приведет к противоречию .Разве государство не заинтересовано в стратегии развития гармоничного?Только в этом и заинтересовано.Значит ум Западной цивилизации - опасен сам по себе.Онтологически болен безнравственностью. Как его изменить в масштабе страны? Или - какое истинное имя вещи? Совесть - голос Божий.Но как соединить Православие и государство? Посредством договора думающих. Надо взывать к пробуждению от " спячки " русских богатырей.То есть проявлять центры русской силы,ума,культуры,цивилизации... Надо менять курс:Западная культура - тупик ума.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/23/da...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, — сказал он сам себе, — надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского , приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://azbyka.ru/fiction/poslednyaya-nad...

Ведь Бог знает его настоящее имя. «Конечно, знает, – подумалось мне. – Вот ведь повезло уроженцу Васюган: уже пятьдесят лет от всего сердца за него молится почти неизвестный ему при жизни человек!» Только приблизившись к девяностолетнему рубежу своей жизни, Николай Васильевич стал заметно физически слабеть. Однако и сейчас, в свои девяносто три года, он редко пропускает богослужения в храме. Вездеприсутствующий Один человек, желая испытать веру своего родственника мальчика, спросил: «Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок». Мальчик, не задумываясь, ответил: «А я сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!» Творец всегда, во всякое время находится везде. От Него никто не сможет укрыться. Потому что нет такого места в мире, где бы Бога не было. В священной книге Псалтири есть вдохновенные, красивые слова: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Псал. 138:7–10 ). И верно будет сказать, что Бог существует вне категорий пространства, не зависит от мерок материального мира. При этом Он присутствует на каждом месте не какой-то Своей «частью», но Сам целиком и полностью. Как же это возможно? А посмотрите на солнечный свет: он, освещая и согревая землю, не сливается ни с чем из находящегося на земле. Так Бог не сливается с тем, в чем, присутствует. По учению святого Иоанна Дамаскина , «Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто». Святитель Афанасий Александрийский (IV век), богослов и исповедник Православия, писал: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему Собственному естеству». Как мы уже говорили, сущность Господа запредельна миру. Она не подлежит восприятию. Однако Бог пребывает во всем Своими благодатными, животворными силами – энергиями. Так, Он присутствует в каждом атоме этого мира, на небе и на земле, в людях как праведных, так и грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Виталий был воином и жил в Медиолане, служа тайно со своею супругою Богу. Когда он был с судьею Павлином в городе Равенне 6670 , там узнали, что он – христианин. Преданный мучениям, он не отвергся Христа; его ввергли в глубокий ров, били сверху камнями, и, заживо погребенный, он скончался. Супруга его, узнав о смерти своего мужа, пошла за телом его, чтобы предать его погребению в своем доме, в утешение вдовства своего. Но Равенские граждане, которые были христианами, воспрепятствовали ей взять тело ее мужа: они радовались такому сокровищу и оставили тело святого, чтобы он был для них заступником. Не получив желаемого, Валерия возвращалась в Медиолан и на пути в одном селении, попала на богомерзкий праздник нечестивых людей, приносивших жертвы своему скверному богу Сильвану 6671 . Идолопоклонники, угощая, по своему обыкновению, странников идоложертвенным мясом, пригласили и шедшую своим путем Валерию вкусить от этого мяса. Но она возгнушалась такою скверною, и, не желая вкушать от бесовской жертвы, исповедала себя христианкою. Нечестивые, придя в ярость, били ее беспощадно палками, так что она была доведена своими спутниками едва живою в Медиолан. Придя в свой дом и дав наставление в истинной вере сыновьям своим Гервасию и Протасию, она предала на третий день свою душу в руки Божии. Когда Гервасий и Протасий остались сиротами после своих родителей, сподобившихся мученических венцов, то продали дом и имущество свое, раздали все убогим и освободили рабов; сами же, заключившись в одной хижине, усердно предавались в течение десяти лет молитве, посту и чтению божественных книг. На одиннадцатый год, заключенные правителем Анулином в темницу, они пострадали за Христа. Когда военачальник Астазий шел из Медиолана на войну против Моравов, то идольские жрецы, зайдя вперед, встретили его на пути и сказали: – Если хочешь возвратиться к царю с победой, то заставь Гервасия и Протасия принести жертву богам, ибо боги разгневались на то, что эти два человека презирают их, и уже не хотят давать нам ответов на наши вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот здесь основные слова- это «Духа Святаго». То- есть, вопрос заключается в следующем: Как правильно просить Духа Святого?  -Вы задали интересный, замечательный вопрос. Апостолы подошли и просили у Господа: умножь в нас веру. И вера, и Дух Святой, и наша с вами жизнь- это, конечно, дар милосердия божьего. Поэтому если кто-то думает, что он пришел к вере благодаря каким-то рассуждениям, подвигам. Своими молитвами, молитвами своих родственников. Вот он читал книги, Евангелие, друзья ему об этом рассказали. Бабушка за руку в храм привела, и он думает, что так вот все было, таким естественным путем. Дело в том, что многие берут в руки Евангелие, многих бабушка приводит за руку в церковь. Многим свои друзьям друзья рассказывают о вере. И, тем не менее, единицы принимают веру, и единицам Господь дает такой дар веры. Это дар. Это от нас был только выбор принять этот дар. И просим мы благодати Святого Духа каждый раз, когда мы с вами совершаем молитву утреннюю и вечернюю. Каждый раз, когда мы с вами подходим к таинству исповеди и таинству святого причащения. Потому - что такое благодать Святого Духа? Это милость, это энергия. Это божественная любовь. И к этому с одной стороны должна быть вера, а с другой стороны- это дар, и должно быть расположение принять этот дар. Понятно, что Писание нам говорит: не мерою Бог дает нам духа. Помните, Валерий, как самарянка приходит к Господу и говорит: вот отцы наши говорят, что надо молиться в Иерусалиме, а мои учителя говорят, что надо молиться на горе Гарезим. Как же: так или так? Тогда Он говорит, что придет время, когда истинные поклонники поклонятся Богу духом и истиною. И не в Иерусалиме, и не на горе Гарезим надо поклоняться Богу, а надо поклоняться Богу в Духе и истине, ибо не мерою Бог дает духа. И вот это даяние духа, это, конечно, тайна бытия божия. И вот то, что в нашей духовной жизни нет математической строгости, это великая милость божия для каждого из нас, что мы с вами живем не только по закону, но и по благодати. Потому что на день святой Пасхи мы читаем замечательные слова: ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

http://radonezh.ru/text/chto-budet-kogda...

Впрочем, любовь и прощение своих личных врагов не значит, что мы не должны защищать других людей. Я должен стерпеть обиды, причиненные лично мне, но за другого обижаемого должен заступиться. Однажды сарацины-мусульмане попрекнули святого Кирилла, просветителя славян, что христиане выходят воевать против них. Святой ответил: «Христос велел нам любить врагов, но Он же заповедал нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не склонили благочестивых к своим богомерзким делам». «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного... И, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно... Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися...» ( Мф. 6:1, 6, 16 ). Слова «пред людьми» выражают не обстановку, при которой не стоит совершать добродетели, а намерение. Бывают ситуации, когда необходимо помолиться или подать милостыню и в присутствии других. Но христианин совершает это не для того, чтобы все обратили на него внимание. Добро , делаемое напоказ, ради корысти или собственной славы – уже не добро. «Комната», в которую надо войти для тайной молитвы Богу, есть наше сердце, в глубинах которого должно совершаться общение с Господом. «Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь» ( Мф. 6:9–13 ). Отче – Отец; Иже еси на небесех – Сущий (который есть) на небесах;

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010