Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ, АЛЕВТИНА И ХИОНИЯ [Греч. Παλος, Αλεβτνα (?) κα Χιονα] († нач. IV в.), мученики (пам. 16 июля). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» (гл. 8) есть рассказ о Еннафе, Валентине и Павле (см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла ), чья память указана под 10 февр., однако во многих византийских и нек-рых зап. Синаксарях она отмечена также под 15, 16 и 18 июля. Кроме расхождения в днях памяти при ее перенесении в Синаксари и Минологии наблюдается также искажение имен мучеников, что привело к почитанию неск. дружин: Еннафы, Валентины и Павлы (Павла) - 10 февр., П., А. и Х.- 16 июля и Павла, Валентины и Феи - 18 июля. Имя Валентина в сирийском переводе сказания об этих мучениках получило форму Алевтина. Имя Еннафа связано с именем древней семит. богини Анат, культ к-рой был распространен на Ближ. Востоке, в т. ч. в Палестине; в сказаниях, помещенных в визант. Синаксарях под 15, 16 и 18 июля, эта мученица названа Феа (Θα), т. е. «богиня» по-гречески. В славянских источниках помимо 10 февр. закрепилась также память Еннафы, Валентины и Павла под 16 июля, причем под этим числом приводится правильное имя Павел (а не женское имя Павла, как под 10 февр.), однако вместо имени Валентина взято искаженное Алевтина. Остается непонятным, каким образом сир. форма попала в слав. агиографические собрания. В ВМЧ митр. Макария под 16 июля помещена память Павла, Елентии и Феонии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 315 (2-я паг.)). Вероятно, имя Феа на каком-то этапе было заменено слав. переписчиком на имя Феония, а позже стало употребляться в более распространенной форме Хиония. Т. о. под 16 июля в календаре РПЦ оказалась дружина П., А. и Х. В греч. печатных минеях закрепилась память Павла, Валентины и Феи под 18 июля. Однако очевидно, что существовала только 1 дружина, в к-рую входили Еннафа, Валентина и Павел; единственным источником сведений о ней является сочинение Евсевия Кесарийского. Ист.: ActaSS. Iul. T. 6. P. 163-166; Eusebius Caesariensis. History of the Martyrs of Palestine/Ed. E. W. Cureton. L., 1861. P. 26-31; Delehaye H. Eusebii Ceasariensis «De martyribus Palestinae» longioris libelli fragmenta//AnBoll. 1897. Vol. 16. P. 113-139; PG. 117. Col. 544 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 455-456, 822-826, 829-830, 1026; MartRom. P. 330; MartRom. Comment. P. 305-306, 519; MartHieron. Comment. P. 379; ЖСв. Июль. С. 603. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65; Sauget J.-M. Paulo, Valentina, Thea (Ennata) e compagni//BiblSS. Vol. 10. Col. 310-313. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578539.html

О происхождении Валентина и раннем периоде его жизни достоверно ничего не было известно уже к времени свт. Епифания. Существовало только устное предание о том, что он был рожден где-то на средиземноморском побережье Египта и получил греч. образование в Александрии ( Epiph. Adv. haer. 31. 2). Согласно сщмч. Иринею ( Iren. Adv. haer. III 4, 3) и Евсевию Кесарийскому ( Euseb. Hist. eccl. IV 11), при св. Гигине (ок. 138-142/149) Валентин был уже в Риме, где жил и учил еще при св. Аникете (ок. 155-166) (ср.: Clem. Alex. Strom. VII 17. 106). По сообщению Тертуллиана, Валентин порвал с Церковью из-за неудавшейся попытки стать Римским епископом ( Tertull. Adv. Val. 4). В др. месте Тертуллиан говорит, что Валентин пришел в Рим при св. Елевферии (ок. 175-189) и к этому времени относится его разрыв с Церковью ( Tertull. De praescr. haer. 80). Однако, согласно свт. Епифанию, это произошло, когда Валентин, покинув Рим, прибыл на Кипр ( Epiph. Adv. haer. 31. 7). Оппоненты Валентина оценивали его как наиболее образованного и одаренного из еретиков ( Tertull. Adv. Val. 4; ср.: Hieron. Comm. in Os. II 10). Из лит. наследия Валентина сохранились фрагменты 3 посланий ( Clem. Alex. Strom. II 8. 36; II 20. 114; III 7. 59), 2 проповедей (Ibid. IV 13. 89-90; VI 6. 52) и гимн ( Hipp. Refut. VI 37; о гимнографическом творчестве Валентина сообщается также в: Tertull. De carn. Chr. 17. 1; Orig. Hom. in Job. 21. 12; Can. Murat. 81-85). Еще одно сочинение Валентина - «О трех природах» (Περ τριν φσεων) - известно только по названию, упоминаемому в сохранившемся фрагменте трактата Анфима Никомидийского «О святой Церкви» (CPG, N 2802). Основные черты учения Валентина, восстанавливаемого на основании этих фрагментов, состоят в следующем: тварный мир есть несовершенный образ «живого эона» (το ζντος ανος - Clem. Alex. IV 13. 90) и представлен как исходящая из божественной «бездны» (βυθς) и ниспадающая до «плоти» (σρξ) вереница элементов ( Hipp. Refut. VI 37); сотворенному ангелами человеку дано от Бога «семя высшей сущности» (σπρμα τς νωθεν οσας - Clem. Alex. Strom. II 8. 36; ср.: Ibid. IV 13. 89); однако сердце человека, наполненное злыми духами, к-рые заставляют его следовать дурным желаниям, может быть очищено только посещением «единого благого» (ср.: Мф 19. 17) Отца, уже явленного через Сына ( Clem. Alex. Strom. II 20. 114). Особенности представлений Валентина об откровении дополняет его идея об общности содержания церковных и мирских книг ( Clem. Alex. Strom. VI 6. 52), а также свидетельства о визионерском характере его проповеди ( Hipp. Refut. VI 42; ср.: βλπω, νο в его поэзии - Hipp. Refut. VI 37).

http://pravenc.ru/text/165189.html

39 Имеется в виду византийский император Феодосий II. Женой Валентиниана III была дочь Феодосия – Лициния Евдоксия, а дочерьми – Евдокия и Плацидия. 40 Максим, который был убит при Феодосии I (388 г.), – это Магн Максим, провозглашенный августом в 383 г. См.: PLRE I. Р. 588. 41 Имеется в виду грозный повелитель гуннов Аттила (435440 – 453), который в свое время наводил ужас на всю Европу. Сражение, о котором говорит здесь Прокопий, – это известная битва на Каталаунских полях (451 г.), в котором Аттила потерпел поражение от римлян во главе с Аэцием и находившихся с ними в союзе вестготов, предводительствуемых Теодерихом I (418 – 451). 42 Здесь Прокопий допускает ошибку, ибо Аттила умер раньше Аэция, жизнь которого оборвалась в 454 г. (в самом деле в результате убийства, совершенного по вине Валентиниана III). См.: PLRE. II. Р. 28. Показательно, однако, что в известном согласии с Прокопием находится Иоанн Малала, согласно которому Аттила был убит телохранителем, подкупленным Аэцием. См.: Malal. P. 359. 43 Взятие Аквилеи Аттилой произошло в 452 г. Рассказ Прокопия об этом событии восходит, по всей видимости, к устной былинной традиции гунно-тюркских племен. См.: Homan В. A magyar húnhagyomány és húnmonda. Budapest, 1925. 44 Максим, полное имя которого Петроний Максим, убил Валентиниана III 16 марта 455 г. и на следующим день овладел императорским троном. См.: PLRE. II. Р. 751. 45 Прокопий мотивирует поход Гейзериха в Рим исключительно его корыстолюбием. В соответствии с этим он подробно рассказывает в этой главе о грабежах вандалов и тщательно описывает сокровища, которые он сам, несомненно, видел, когда Велисарий отвоевал их обратно. 46 Убийство Максима сходным образом описывает Иоанн Антиохийский. См.: Joan. Ant. Fr. 201 Оба историка, вероятно опирались в данном случае на рассказ Приска Панийского. 47 Младшая дочь Валентиниана III Плацидия (Плакидия, как ее звали в Константинополе) была замужем за одних из наиболее видных римских аристократов Аницием Олибрием, который в 472 г. с апреля по ноябрь был императором Западной Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

492 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 633, 634. 494 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). С. 635, 636. 496 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. 498 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. С. 58, 59. 499 Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви. С. 55, 56. С. 58, 59. С. 63, 64. 509 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 560. 525 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 563, 564. 528 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 570–573. 559 Олимпиодор Фивянин. Выписки из исторических книг//Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. С. 150, 151. 585 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. С. 596. 588 Феофан Византиец . Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 80, 81. 592 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Книга 1, глава III, 6, 7. С. 182. 602 Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. Общая часть. Выпуск I. Харьков, 1897. С. 2, 3. 621

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По признанию самого Иеронима, в изложении событий от Нина и Авраама до падения Трои, он буквально следовал за Евсевием; после же рассказа о разрушении Трои до двадцатого года правления Константина творчески переработал «Хронику» Евсевия, добавив в нее информацию из сочинений Светония Транквилла и «других знаменитых авторов»; далее же «до шестого года правления Валента или второго консульства Валента и Валентиниана» привел информацию о событиях, последовавших за 325 г. (Ibid. pr). Естественно, особый интерес при изучении вклада Иеронима в развитие западноевропейской историографии представляет финальная часть «Хроники», в которой он выступает автором и, следуя форме, заданной Евсевием, дает оценки периода, никогда не освещавшегося в литературе. «Церковная история» Руфина Аквилейского относится также к переводным произведениям: в основе ее лежит текст «Церковной истории» Евсевия Кесарийского . 21 Так же, как и Иероним, Руфин продолжил рассказ Евсевия и довел изложение событий до кончины Феодосия Великого. Руфин Аквилейский родился приблизительно в 345 году в Конкордии на севере Италии, 22 где он получил риторическое образование. С 359 по 368 гг. Руфин посещал грамматическую школу в Риме, где изучал греческий язык и познакомился с Иеронимом. В 368 г. он оказался в Аквилее, где спустя два года принял крещение. Достаточно долгое время Руфин провел на востоке Римской империи. В Египте, куда он приехал в 373 г., он познакомился с жизнью египетских отцов, рассказы о которых украсили впоследствии его «Церковную историю». Кроме Египта Руфин посетил Палестину и Сирию, в 380 г. основал в Иерусалиме монастырь. К тому времени он уже разошелся с Иеронимом по вопросам об Оригене и воскрешении плоти. 23 В 397 г. Руфин возвратился в Италию, где и прожил до своей смерти в 410 г. Руфин прославился, прежде всего, как переводчик. 24 Прекрасное знание греческого языка позволило ему подготовить не только перевод «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , но и основного догматического трактата почитаемого им Оригена «О началах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики 98-102 ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос 102-104 ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии 104-108 108-109 109-110 110-113 113-115 115-116 116-118 118-120 120-122 ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) 122-130 130-131 131-132 ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские 132-137 ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка 137-138 138-144 144-145 ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) 145-148 ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 148-149 ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) 149-152 ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель 152-153 153-156 ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ Максимович Бочаров (1882-1937), мч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Николаевич Елькин (1876-1937), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Кузовков (1875-1937), мч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Никитич Парфёнов († 1918), мч. (пам. 3 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (1892-1938), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Гаврилович Любимов (1871-1931), диак. , священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_99.html

Порфирий, еп. газский, 26 февр.     Потамий (речной, греч.) преп., 7 авг.     Потит (овладевший, лат.) отрок, сардинский муч., 1 июля.     Пофин (желанный, греч.) священномуч., еп. лугдунский, 23 авг.     Препедигна (весьма достойная, лат.), муч. остийская, 11 авг.     Прилидиан отрок, муч. антиохийский, 4 сент.     Принкипс (князь, начальник, лат.), муч. силимврийский, 22 авг.     Прискилла (старенькая, лат.), св. жена, 7 июня.     Приск (старый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Приск, муч. фригийский, 21 сент.     Провий (Проб — честный, добрый, лат. У греков Прова святая), муч. с Евстохием, 23 июня.     Пров (см. выше), муч. киликийский, 12 окт.     Пров (вернее Пром) египнянин, муч. палестинский, 19 дек.     Прокесс (процесс, ход, успех, лат.) муч., 11 апр.     Прокл (Прокул — далекий, рожденный в отсутствии отца, лат.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля.     Прокл, муч. с Ианнуарием, 21 апр.     Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.     Прокл патриарх, цареградский, 20 ноября.     Прокопий (опережающий, успевающий, греч.), великомуч. кесарийский, 8 июля.     Прокопий, муч. кесарийский, 22 ноября.     Прокопий Декаполит, инок и исповедник с Василием, 27 февр.     Прокопий, юродивый устюжский, 8 июля.     Прокул (см. Прокл) диакон, муч. путеольский с еп. Ианнуарием и др., 21 апр.     Прокул, муч. италийский, с Валентином еп., 30 июля.     Проскудия (Просдока, греческ. — ожидание), муч. из Иераполя, 4 окт.     Протасий (в первом строе стоящий, греч.) муч. медиоланский, 14 окт.     Протерий (древнейший, предыдущий, греч.), священномуч., патриарх александрийский, 28 февр.     Протоген (перворожденный, греч.), еп. каррийский, 25 авг.     Протолеон (первый лев, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр.     Прот (первый, греч.), муч. римский, с Евгениею, 24 дек.     Прохор ап. из 70, 28 июля.     Прохор (начальник хора, греч.), преп. печерский, 10 февр.     Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг.     Итоломей (воинственный, греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе в 5 в. 14 янв. Прокл, патриарх Цареградский, ум. 447. 20 ноября. Прокопий, великомуч. Кесарийский (Палест.) в 303 году. 8 июля. Прокопий, муч. Кесарийский (в Палестине). 22 ноября. Прокопий Декаполит, инок и исповедник при Льве Армянине. 27 февр. Прокопий, юродивый Устюжский, ум. 1303. 8 июля. Прокул диакон, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Прокул,, муч. Италийский, с Валентином еп. 30 июля. Проскудия, или Просдока, мученица, из Иераполя, с Домниной и Виринеей. 4 окт. Протасий, муч. Медиоланский 1 в., с Назарием и др. 14 окт. Протерий священномуч., патриарх Александрийский, пострад. в 457 году. 28 февр. Протоген, еп. Каррийский, исповедник при Валенте, с проч. 25 авг. Протолеон воин, муч. Никомидийский 303, с Георгием великомуч. 23 апр. Прот, муч. Римский, ок. 253 г., с Евгенией. 24 дек. Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апп. из 70. 28 июля. Прохор, преп. Печерский, ум. 1163. 10 февр. Псой преп., ученик преп. Пахомия. 9 авг. Птоломей, муч. Римский при Антонине, с Иустином Философом. 1 июня. Пуд, ап. из 70, с Аристархом и Трофимом. 15 апр. Пулхерия, св. царица, дочь импер. Аркадия, ум. 453. 10 сент. Пуплий, муч. Палестинский 305 г., пострад. от Урбана, с Агапием и др. 15 марта. Пуплий, препод. египетский 4 в. 5 апр. Р Раава. ( Евр. 11:31 ). В нед. праотец. Равула, преп. Месопотамский, ученик Варипсавы, ум. ок. 530. 19 февр. Разумник, муч. Римский при Севере 12 дек. Раис мученица. 5 сент. Рахиль, жена праотца Иакова. В нед. праотец. Реас, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Ревекка, жена праотца Исаака. В нед. праот. Ревокат, муч. Африканский, и Перпетуей и проч. при Севере ок. 203 года. 1 февр. Рикс, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Римма, муч. первого века, с Инной и Пинной. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия и Гаиания, с дружиной, мученицы Армянские при Тиридате. 30 сент. Родион, ап. из 70, с Олимпом и др. 10 ноября. Родопиан диакон, муч. Афродисийский (в Карии) при Диоклетиане, с Диодором. 29 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Совершенно особое значение в истории Церкви приобрели мысли святого Василия Кесарийского о еретиках и схизматиках, высказанные им в двух посланиях к святому Амфилохию Иконийскому и составившие содержание 1-го и 47-го правил святителя. Отвечая на канонические вопросы святого Амфилохия, Василий Великий касается, в частности, и присоединения к Кафолической Церкви получивших крещение вне её. Святой Василий ссылается при этом на правила древних отцов, но поскольку разные отцы поступали в подобных случаях по-разному, ему приходится не только излагать их взгляды, но и высказывать своё собственное суждение. Святой Василий оспаривает мнение Александрийского епископа Дионисия относительно благодатности крещение у пепузиан (монтанистов), излагает ригористические взгляды святого Киприана и Фирмилиана Кесарийского о раскольниках и противопоставляет им иные мнения «некоторых в Асии». Ссылаясь на святых отцов древности, Василий Великий разделяет всех отступников от Кафолической Церкви на три разряда: еретиков, раскольников и самочинников: «Ибо древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры; посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевания; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен в грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь , сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в Церкви, есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинианианская, маркионитская и сих самых пепузиан. Ибо здесь явная разность в самой вере в Бога. Почему от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением и паки присоединяти к Церкви. Таким образом, даже находящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин» (1-е правило Василия Великого ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010