—159— начальном возникновении этой нечестивейшей из ересей, он сначала собрал изречения, часто заимствованные из речений Св. Духа, а часто мудро составленные блаженными отцами нашими с одной стороны для опровержения заблуждений гнусного идолопоклонства, а с другой для обличения неверия и безумия народов, не знающих единого Бога. Повыбрав эти изречения злонамеренно и бессмысленно и, говоря сущую правду, замарав идольскими нечистотами душу свою, приложил их к священным иконам. А потом, в последующем развитии ереси, он завершает своё дело, вооружившись, глупец, безумным учением ариан и неистовым суеверием манихеев. 11 . Вот чем пользуются эти знаменитости для подтверждения своего учения. Так как приготовить что-либо своё они не могут, будучи не в силах прямо смотреть на сияние истины, то считающиеся у них в священном сане не стыдятся принимать странное и чуждое христианского образа мыслей учение людей, принадлежащее к мирянам, и притом нечестивых и скверных. Таким образом, отпав от славы Божией, они оказались пленниками человеческой суетности. Вследствие этого, раз преклонившись пред золотым изображением, они не выносят уже поклонения икон Христа. Впрочем, рассуждение о том, что такое идолопоклонство и кто суть идолопоклонники, почитаю излишним, так как это совершенно ясно и понятно для каждого, кто любит правду и, хотя немного постигает сущность дела. Что же касается соединённого с нею безбожия ариан, то оно содержит скрытое некое и не совсем явное коварство нечестия и потому нелегко многими понимается, ибо лжемудрыми изречениями и хитро —160— сплетёнными рассуждениями, изобретёнными для этой цели, туманом ложным для умозаключений и убедительностью оборотов красноречия легко могут отторгать и увлекать простецов в своё учение. Вследствие этого я и счёл достойным поговорить немного и о нём и о главных представителях для вразумления и пользы незнающих. Каковы же самые эти книги и каково (содержащееся в них) учение, об этом сейчас начинаю говорить. 12 . Кто не знает богоборную и безбожнейшую ересь мерзостных ариан, которых породил соимённый этому безумию Арий 4 , – а также составляющих это неистовое и неразумное сборище? – Этих безумцев, отвергающих божество живого и ипостасно существующего Бога Слова, старающихся представить Его иноприродным сущности Бога Отца, думающих нечестиво отторгнуть Его от Отчей славы и низводящих несравненные преимущества Его владычей природы в низкое состояние рабского творения? Кроме того они клевещут на божественное и преестественное воплощение Слова и ложно утверждают, что он совершилось призрачно и неистинно, держась неистовства Манихеев и безумия Валентина. Кто не знает, кому, хотя немного известна литература и кто знаком с историей, главу их и вершину? Это – нечестивый Евсевий Кесарийский , который наговорил много хульного на божество Слова, а также не мало пустого и нечестивого высказал против божественного домостроительства Спасителя, коего сочинения, исполненные его проклятых мнений, существуют до

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—338— кумент, доказывающий его мысль, или истолковать в по­добном роде какой-нибудь уже издавна известный доку­мент, т. е. расшифровать его (другими словами: тоже сделать открытие, но не по части обогащения науки источ­никами, а по части обогащения ученого мира новыми сведениями). Автору не удалось сделать открытие первого рода, а потому он вынужден был удовольствоваться открытием второго рода. В сущности и открытие этого второго рода доставило бы автору (говорю это без малейшей иронии) неувядаемую славу в ученом мире; но, к сожалению слава достается в удел лишь немногим лицам, а по­тому неудивительно, если такой славы не достиг молодой автор со своим открытием, ибо его открытие оказывается грубой фальсификацией… О влиянии догматических воззрений Евсевия, поскольку они выражены в его известном послании к кесарийцам (написанном в 325 г.) автор решается судить на осно­вании документа, который он и сам называет «очень странным» – по «посланию западного императора Валентиниана», написанному к азийскому обществу (в 370 году). Но прежде всего приведем собственные слова автора по этому поводу. «Иллирийские (православные) епископы, пи­шет автор, кажется в 370 году собрали большой со­бор в Иллирике. Здесь один из членов собора сообщил епископам о печальном состоянии Востока, находившегося под управлением (императора) Валента. От­правляя (потом) послов к Валентиниану, собор, вероятно, просил этого последнего обратить внимание на положение восточных. Валентиниан приложил к соборным (илли­рийским) актам от себя послание к восточным епи­скопам. Это послание существенно важно для доказательства, что западные омии 1169 были последователями Евсевия кесарийского » 1170 . Нужно сказать, что в рассматриваемом —339— документе (послании Валентиниана) ведется довольно об­стоятельная речь о каких-то арианах, их воззрениях; этих-то ариан автор признает именно «омиями», (вооб­ражаемыми) последователями Евсевия. Для подтверждения своего мнения, что характеризуемые в этом послании ариане действительно верные ученики Евсевия в догмати­ческом отношении, автор сравнивает два послания: Валентинианово и Евсевиево (к кесарийцам) – одно с другим. А в результате этого сравнения у автора получается за­мечательное будто бы сходство воззрений Евсевия и мнений, приписываемых арианам в послании Валентиниана. «Группа ариан на Западе с буквальной точностью повторяли мысли, раскрытые в послании Евсевия к кесарийцам», уверяет автор под влиянием своего сравнения двух указанных документов. Не то получится в результате, если мы по обязанности рецензента, возьмем на себя скучный труд сличения тех же двух посланий, – в результате окажется нечто совсем неожиданное: сходства между посланиями нет никакого, различие между ними полное – до противо­положности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И тогда Ала­рих решил снова идти на Рим. В третий раз осажденный город пытался сопротивляться, но тщетно – 24 августа 410 г. варва­ры вошли в Рим. По словам современника этих событий Созомена, Аларих «взял» город «изменою» 501 . Обстоятельства падения «Вечного города» не известны в деталях, но историк, живший полтора столетия спустя, Прокопий Кесарийский, сообщает две версии этого события, дошедшие до него. Одна из них такова: Аларих, чтоб усыпить бдительность римлян, сделал вид, что сни­мает осаду, между тем «отобрав из своего войска триста молод­цов, еще безбородых... тайно сообщил им, что собирается при­творно подарить их некоторым римским патрициям, выдавая их за рабов... Он приказал, чтобы они, как только окажутся в домах этих римлян, проявляли величайшую кротость и бла­гонравие... Вскоре затем, в назначенный день, приблизитель­но около полудня, когда все их владельцы после еды будут, как обычно, предаваться сну, пусть все они соберутся к так назы­ваемым Саларийским воротам, внезапно нападут на ничего не подозревающую стражу, перебьют ее и как можно скорее откроют ворота» 502 . Этот план и был, по первой версии, приве­ден в исполнение. По другой, и более правдоподобной, версии, которую так­же воспроизводит Прокопий, «одна женщина, по имени Про­ба, из сенатского сословия, блиставшая и славой, и богат­ством, сжалилась над римлянами, погибавшими от голода и других бедствий: ибо они уже стали поедать друг друга. Видя, что у них нет уже никакой надежды на лучшее, посколь­ку и река, и гавань находились в руках врагов, она приказа­ла своим рабам открыть ночью ворота города» 503 . Собственно этот coup de merci, нанесенный не врагом, а одной из самых почтенных римских матрон, вероятно, и получил у современ­ников наименование измены, смягчающее одиум неслыхан­ного поражения. Захваченный город подвергся трехдневному грабежу, сопро­вождавшемуся эксцессами – убийствами и пожарами, кото­рые однако не были предусмотрены королем готов. По сло­вам историка готского народа Иордана, завоеватели «вступив в Рим...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В-третьих, еще больше, чем церковные писатели, еретики похожи друг на друга. Похожи не только их безнравственные и нечестивые поступки, но и изобретенные ими лжеучения. У них всех одна суть – они искажают переданную от Спасителя веру и оспаривают законность епископских преемств, то есть законность церковной истории как таковой. Еретики Тациан, Асклепиодот, Феодот и Ермофил осмеливаются исправлять новозаветные сочинения – они покушаются на сам источник истины (IV. 29:6; V. 28. 13–19). Сторонники Артемона ставят под сомнение подлинность оберегаемого официальной церковью апостольского предания, доказывая, что оно сохранялось нетронутым только до тринадцатого римского епископа Виктора и что оно было фундаментально искажено при его преемнике Зефирине (V. 28:3). Нивелировка лжеучений происходит и за счет того, что во многих случаях Евсевий не дает никакой конкретной информации об их содержании 251 . О ереси Симона Волхва мы узнаем лишь то, что она была полна безумия, глупости, бесстыдства, безобразия и что за ней скрывался Дьявол (II. 13–14). Мало информативно цитируемое автором свидетельство Иренея о Валентине и Кердоне (IV. 11:1–5). Евсевий вообще не расшифровывает смысла «заблуждений» Эрмогена (IV. 24) и Фабия Антиохийского (VI. 44:1). Вместо критического разбора учения Маркиона нам предлагают малопонятное сообщение Родона о разногласиях среди его последователей (V. 13:2–7). Мы не найдем ни слова о взглядах Монтана, но нам расскажут о том, что он и его лжепророчица были одержимы демонами, что они отличались нечестивым поведением и что они удостоились позорной кончины (V. 14:16–19). Присутствие еретиков во всех эпохах, непрерывность их преемств и схожесть лжеучений придают истории, как и в случае с предстоятелями и христианскими мыслителями, повторяемость и постоянство. Однако еретические преемства и преемства истинные являются величинами несопоставимыми, ибо ереси сами по себе не имеют для автора существенного значения. Множество ересей, принадлежащих церковному прошлому, не пугает Евсевия и не ставит проблемы для его исторической мысли. Наоборот, он, вслед за Егезипном, гордится тем, что у церкви было столько врагов и что все они оказались бессильными. С его точки зрения, ереси слишком ничтожны, чтобы обращать на них серьезное внимание: нет смысла ни объяснять теологическую природу лжеучений, ни подвергать их историческому анализу. Обращение к Дьяволу как способу доказательства подчеркивает общую незаинтересованность автора в глубоком исследовании темы ересей 252 . Схема Евсевия проста: то, что порождено злым духом или безумием и невежеством порочных людей, обречено на интеллектуальную нищету и бессодержательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29). Ознакомившись с верованиями и обрядами различных народов Азии и Европы и не найдя в них ответа на свои стремления к высшему знанию, Тациан около половины II-ro века прибыл в Рим; здесь в его руки попались христианские книги Священного Писания …, «и я, – рассказывает о себе Тациан, – поверил этим книгам, по простоте их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предведению будущего, превосходству правил и наконец по учению об едином Властителе над всем. Будучи просвещен познанием их, я решился отвергнуть языческие заблуждения, как детские бредни (гл. 29:30)… и узнал Бога и Его творение (гл. 42)». Находясь в Риме, Тациан вступил в близкие отношения с св. Иустином Философом и мучеником, к ученикам и слушателям которого причисляет его св. Ириней, епископ Лионский. 2 В своем вышеупомянутом воззвании Тациан с глубоким уважением отзывается об Иустине, как о муже «достойном великого удивления (гл. 18)», и вспоминает, что вместе с ним он обличал языческих философов «в сластолюбии и лжи» и от одного из них, по имени Кресцента, терпел даже преследования (гл. 19). После мученической кончины св. Иустина, последовавшей по мнению ученых в 166-м году, Тациан удалился из Рима на Восток, в Сирию, и здесь впал в различные заблуждения, примкнув к секте энкратитов (воздержников), запрещав- —7— ших употребление вина даже в таинстве Евхаристии. «Пока он обращался с Иустином, – пишет о Тациане св. Ириней Лионский , – не высказывал ничего подобного; по смерти же сего мученика, отпал от Церкви, возгордился достоинством учителя и, ослепившись мыслью, будто он лучше других людей, составил свое особенное учение. Подобно последователям Валентина, он баснословил о каких-то невидимых эонах; брак называл растлением и блудом и сам от себя изобретал доказательства для опровержения учения о спасении Адама». 3 Он умер, как полагают, около 175-го года. 2 . Древнейшее свидетельство о составленном Тацианом Диатессароне дает Евсевий Кесарийский (IV-й в.) в своей Церковной Истории: «Тациан, – говорит Евсевий, – составил какое-то согласование и свод Евангелий, которое назвал Диатессароном; это сочинение и теперь еще находится у многих» (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К таким принадлежал ритор Фемистий († 390), философ Халкид и историк Аммион Марцеллин, затем действовавший при императоре Юcmuhuahe I Прокопий Кесарийский († 558).     Общий тип аргументации языческих ученых был таков: 1. Разнообразие религиозных форм угодно Самому Богу и необходимо для успеха самой же истинной религии. К истине ведут различные пути, и так как о Боге никогда ничего не можешь сказать совершенно ясно, то лучше всего оставаться верным наследственной религии. Только философу прилично и посильно возвышаться над всеми формулами (Симмах и Прокл). 2. Христианство нетерпимо в отношении к другим религиям, как и к науке. Его последователи восстают (собственно свирепствуют) против нехристиан и их храмов, что противоречит даже духу их учителя и Его апостолов, которые запрещали насилия в делах веры (Ливаний). Христиане виновны в распадении римского царства. Боги лишили его своего покровительства с того времени, как начали молиться Христу, с того времени увеличились бедствия, так что учение Христа оказалось для государства очень вредным (Евнапий и Зосима). Христос не мог быть истинным Богом, как явившийся в рабском виде и к тому же еще распятый, действовавший в одном уголке земли. Много приличнее и достойнее почитание, оказываемое богам и героям, чем не имеющее смысла почитание мучеников и благоговение перед их останками. Божественное откровение имеет место в древних народных религиях - в оракулах, сочинениях, вдохновленных божеством, у мудрецов, реформаторов, нравственное учение которых объемлет все, что находит христианство истинным (Гиерокл, Симплиций, Евнапий). Сочинения анти христианских языческих писателей в целом виде не могли дойти и не дошли. Ибо по закону императора Валентиниана III и Фeoдocuя II от 449-го г. сочинения, направленные против христианства, были сжигаемы (Codex Justinian! I, 1, 3).    II. Npomub попыток к защите и обновлению язычества христианские писатели развили широкую деятельность в области апологетики. Они стремились с одной стороны отразить нападки языческих оппонентов на христианство, а потом и представить бессодержательность и самого язычества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Радуйся, главу свою за главу Церкви Христа радостно под меч преклоньшая. Радуйся, непобедимая мученице Павло, мучения за истину претерпевшая. Радуйся, страдании своими в радостный чертог Небесный вшедшая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 8 Странно и страшно бысть страдание твое за Христа людем не ведущим Бога, присноблаженная Валентино. Ты же, с радостию прияла еси мучения за Сладчайшаго Жениха своего, и кровию неповинною душу свою убелив, хвалу воспевала еси Творцу: Аллилуиа. Икос 8 Вся суетныя прелести и радости мира сего презрела еси, святая мученице Валентино, и всем сердцем Господа возлюбивши, жертву спасительную Ему принесла еси. Сего ради и мзду велию на небеси стяжала еси, яже нетленна пребыва во веки. Мы же, с любовию тебе воспеваем: Радуйся, вся до конца претерпевшая. Радуйся, течение добре скончавшая. Радуйся, душу свою убелившая кровию мученическою. Радуйся, Пасху вечную на небеси вкушающая. Радуйся, Хлебом небесным питающаяся. Радуйся, питием нетленным на небеси напояешися. Радуйся, милость от Бога всем верным приносящая. Радуйся, прощения грехов наших у Бога просящая. Радуйся, усердней молитве научающая. Радуйся, нашим прошениям скоро внимающая. Радуйся, от горьких мучений нас избавляющая. Радуйся, о нашем спасении пред Господом ходатайствующая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 9 Все естество ангельское возрадовася зело, видя тя, святая мученице Валентино, истинным Богом Христа исповедавшую и мужественно вся козни вражия победившую. Ныне же в чертозех Небесных купно со Ангелы и всеми святыми веселишися, поя: Аллилуиа. Икос 9 Ветийство человеческое не возможе по достоянию восхвалити тя, всеблаженная Валентино, за вся страдания твоя, яже претерпела еси за возлюбленнаго тобою Христа. Темже, ублажая мученическую кончину твою, поем со умилением сие: Радуйся, Ангелов терпением удивившая. Радуйся, чистотою души твоея вся небеса возвеселившая. Радуйся, ликом святых радостно приятая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

А потом, в последующем развитии ереси, он завершает свое дело, вооружившись, глупец, безумным учением ариан и неистовым суеверием манихеев. 12 . Кто не знает богоборную и безбожнейшую ересь мерзостных ариан, которую породил соименный этому безумию Арий 4 – а также составляющих это неистовое и неразумное сборище? Этих безумцев, отвергающих божество живого и ипостасно существующего Бога Слова, старающихся представить Его иноприродным сущности Бога Отца, думающих нечестиво отторгнуть Его от Отчей славы и низводящих несравненные преимущества Его владычной природы в низкое состояние рабского творения? Кроме того они клевещут на божественное и преестественное воплощение Слова и ложно утверждают, что оно совершилось призрачно и неистинно, держась неистовства Манихеев и безумия Валентина. Кто не знает, кому хоть не много известна литература и кто знаком с историей, главу их и вершину? Это – нечестивый Евсевий Кесарийский , который наговорил много хульного на божество Слова, а также немало пустого и нечестивого высказал против божественного домостроительства Спасителя, коего сочинения, исполненные его проклятых мнений, существуют до сего дня. Он старался превзойти не только Ария, своего учителя и виновника этого отступничества, но и всех других, попиравших славу Единородного, ибо он обвиняется в том, что, поклоняясь тварям и воздавая созданию почтение, подобающее одному Богу, он оказался явно идолопоклонником, как свидетельствуют об этом и славные богоносные отцы наши 5 . Вполне естественно было, что и приверженцы и ученики его разделяли мнение учителя. Он наставлял их, что тело Христово нельзя изображать, рассуждая об этом поистине как грезящий во сне. Но кто не знает всего, что касается Евсевия? Кому не известно это, хотя бы он даже был из простецов и неученых? Пятьдесят лет с небольшим тому назад многочисленное и богоизбранное собрание в Никее, разумею священный собор богоносных и дивных мужей, действовавший во всем по внушению божественного Духа, низложил и отторг от Церкви приверженцев Арианской ереси, объявив их отлученными со всеми их новоизмышленными и чуждыми догматами. И хотя Евсевий с притворным смирением и присоединился к православной вере, желая укрыться, однако он опять возвратился к своему образу мыслей, как это бывает с молодыми побегами, когда они вырываются из руки, их наклоняющей. Подобное же нечто ухищрялся делать и нечестивый Арий, так что некоторые, коим было неизвестно его коварство, в течении долгого времени удостаивали совершать о нем память, считая его принадлежащим к сонму православных, доколе собравшийся в Александрии собор не подверг их каноническим запрещениям, определив, что никому из благочестивых христиан не подобает ходить (в храмы) в день памяти Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

в ст. Гностицизм ), предложил датировать его рождение ок. 85 г. (см.: Harnack. 1924. S. Однако высказывание Климента Александрийского можно понять и иначе: М. начал проповедовать в одно время с Василидом и Валентином, которые были моложе его по возрасту, а в старости он сблизился с ними, возможно, встретившись с ними во время их приезда в Рим или узнав об их учении от их рим. последователей. Т. о., датировка Гарнака является чрезмерно ранней; более вероятным представляется мнение, что М. род. ок. 100 г. (см.: Moll. 2010. P. 37-39). Согласно общему свидетельству основных источников (см., напр.: Tertull. Adv. Marcion. I 1. 3-5; Idem. De praescript. haer. 30. 1; Iust. Martyr. I Apol. 26. 5), М. происходил из рим. пров. Понт - сев.-вост. области М. Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому (ныне Чёрное м.). Поздние источники уточняют, что местом рождения М. был г. Синопа (ныне Синоп, Турция), являвшийся в тот период одним из важных центров морской торговли (см.: Epiph. Adv. haer. 42. 1. 3). Возможно, в неявной форме на это указывал и Тертуллиан, сравнивая М. с киником Диогеном (см. в ст. Киники ), также уроженцем Синопы (см.: Tertull. Adv. Marcion. I 1. 5). Тертуллиан утверждал, что по роду деятельности М. был судовладельцем (nauclerus - Idem. De praescript. haer. 30. 1; Idem. Adv. Marcion. I 18. 4; III 6. 3; IV 9. 2; V 1. 2); это подтверждается приводимым Евсевием Кесарийским свидетельством Родона, согласно к-рому М. был мореплавателем ( νατης - Euseb. Hist. eccl. V 13. 3). Вероятно, М. не только владел одним или неск. кораблями, но и сам принимал участие в плаваниях с торговыми целями (подробнее см.: May. 1989; ср.: L ö hr. 2012. Sp. 147-148). Хорошее знание М. Свящ. Писания позволяет предположить, что он происходил из христ. семьи, а его последующая писательская и редакторская деятельность свидетельствует о том, что он получил начальное классическое образование. Однако источники не дают достаточных оснований для выдвигавшихся нек-рыми исследователями гипотез, что М.

http://pravenc.ru/text/2562364.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАЛЕНТИНА КЕСАРИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Валентина. Иконописная мастерская Дмитрия Березкина Валентина Кесарийская (+ 308 ), мученица Память 10 февраля На второй год великого гонения на христиан при Максимиане Галерии , охватившего всю империю, правитель Кесарии Палестинской Фирмилиан приказал арестовать верующих, собравшихся в Газе для чтения Священного Писания, и отправить их в Кесарию. Одним вырвали глаз, прижгли сухожилия левой ступни калёным железом и отправили на каторгу, других подвергли ещё более тяжёлым испытаниям. Валентина происходила из Кесарии Приморской . Видя мучения святой Еннафы , она бросилась к месту пытки с криком: " Сколько ещё ты будешь издеваться над моей сестрой? " Её тут же арестовали. Представ перед судом, она исповедала веру во Христа Спасителя. Валентину привели в языческий храм для принесения жертвы идолам, но она бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылающему на нём огню. За это её постигла участь Еннафы: ей разорвали бока на дыбе. Вслед за этим мучителей обличил и Павел из Газы . В конце концов разгневанный правитель приказал заживо сжечь Валентину и Еннафу, а Павла обезглавить . Использованные материалы   В Месяцеслове Русской Православной Церкви вместо мученика Павла ошибочно указана мученица Павла дева. См.: " Память святых мучениц Еннафы, Валентины и мученика Павла "/Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - c. 616; " " ΟΙ ΑΓΙΕΣ ΕΝΝΑΘΑ, ΟΥΑΛΕΝΤΙΝΗ και ο γιος ΠΑΥΛΟΣ " , страница сайта прихода Митилинского храма Живоносного источника Ημερολογιακ εορτολγιο με πλρη παρουσαση πντων των Αγων (Календарь праздников. Полное перечисление всех святых), http://www.pigizois.net/sinaxaristis/02/10_02.htm ; " Спомен светих мученица девица Енате и Валентине, и светог мученика Павла " , Ава Попович. Пролог, ; " Ennatha, Märtyrerin, und Valentina, Jungfrau, Märtyrerin, und Paulus, Märtyrer in Palästina " , страница немецкого римо-католического портала Ökumenisches Heiligenlexikon, .

http://drevo-info.ru/articles/5182.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010