Для пополнения своего духовного образования Амвросий углубляется в изучение Библии , обращаясь по спорным вопросам к сочинениям греческих писателей Филона, Оригена , Евсевия Кесарийского , Дидима, Афанасия, Василия Великого и многих других. В своих произведениях он часто останавливается на благотворном воздействии Библии . «Атлет не дерзает вступить в борьбу, если прежде хорошенько не поупражняется в палестре: так и мы упражняем наше сердце чтением, ночью и днем тренируемся в палестре Священного Писания и укрепляем члены души нашей этой здоровой духовной пищей» («Толкование на 118 псалом», 12,28). Избрание епископом мирянина, к тому же некрещенного, – событие неординарное. Амвросий усмотрел в нем призыв Бога и весь без остатка отдался апостольскому служению, направив свою энергию на укрепление авторитета и независимости Церкви, защиту ее как от имперского вмешательства («император внутри Церкви, а не над ней» – «Против Авксентия», 36; «Письма», 21; 51), так и от арианской ереси и нападок язычников. Зарекомендовав себя умелым пастырем и влиятельным политиком, он заслужил славу выдающегося епископа. Один из самых ярких эпизодов многогранной деятельности Амвросия – его выступление против лидера языческой партии, ревностного защитника древней религии и римских культов Квинта Аврелия Симмаха. Человек знатного происхождения, к тому же блестящий оратор, он занимал самые высокие государственные должности. В 382 г. Симмах во главе сенатской делегации прибыл в Медиолан, где в то время находилась императорская резиденция, чтобы потребовать от императора Грациана отменить свои распоряжения, направленные против традиционных культов, в частности, вернуть в зал заседаний римского сената алтарь Победы, который находился там со времен Августа и недавно был убран оттуда. Решительное вмешательство Амвросия привело к тому, что делегация не была даже принята. Но дело на этом не закончилось. В августе 383 г. Грациан был убит и на престоле западной части Империи оказался его двенадцатилетний брат Валентиниан II. Сенаторы-язычники сочли, что ситуация благоприятна для возобновления борьбы за возвращение статуи богини Победы на прежнее место. В 384 г. в Медиолан был вновь направлен Симмах, незадолго до этого назначенный префектом Рима. На этот раз он смог не только попасть во дворец, но и выступить перед императором и его министрами. |
К этому же времени (около 212–213-го года) относится знакомство Оригена с Амвросием, которого он обратил к Православной Вере от заблуждений гностика Валентина (Eus. Hist. eccl., 6:18. 1). Позднее Амвросий заключил с Оригеном в некотором роде формальный договор, в силу которого Амвросий доставлял все необходимые средства для литературных работ Оригена , но за то последние поступали в распоряжение Амвросия. Все позднейшие произведения Оригена , кроме проповедей, носят посвящение Амвросию. Евсевий сообщает, что Амвросий особенно склонял Оригена к изъяснению Священного Писания. Он держал сам скорописцев, которые поочередно записывали мысли Оригена, и столько же переписчиков и девушек-каллиграфисток изготовляли чистые списки для распространения (Eus. Hist. eccl., 6:18; 23). На 213–214-й год падает путешествие Оригена в Аравию, которое он предпринял по желанию тамошнего префекта. Последний написал к епископу Димитрию и к префекту Александрии письмо, в котором просил их как можно скорее прислать к нему Оригена для собеседования. Пробыв там короткое время, Ориген возвратился в Александрию (Eus. Hist. eccl., 6:19. 15). Между тем в Александрии вспыхнуло возмущение, во время которого Каракалла, осмеянный народом, отдал город солдатам на разграбление, изгнал из него пришельцев, запретил зрелища, закрыл общества философов и выступил против ученых. Амвросий, как Антиохиец, должен был оставить город и переселился в Кесарию Палестинскую, где, по-видимому, оставался продолжительное время. Это было летом 215-го года. Ориген также ушел из Александрии и, не надеясь найти безопасное убежище в Египте, удалился в Палестину, может быть, вместе с Амвросием и утвердил свое местопребывание в Кесарии (Eus. Hist. eccl., 6:19. 16). Здесь он возобновил старые отношения с Иерусалимским епископом Александром, бывшим учеником Пантена и Климента, и завел новые с Кесарийским епископом Феоктистом. – Они приняли его с большим почетом и поручили ему проповедовать и изъяснять Священное Писание всенародно в Церкви, несмотря на то, что тогда он еще не был рукоположен в пресвитера. Очевидно, в Палестине не видели в этом ничего необыкновенного и предосудительного. |
“Василид учит вкушать идоложертвенное и спокойно отрекаться от веры во время гонений; предписывает, следуя Пифагору, пятилетнее молчание приходящим ему” (Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV,7). «Говорят они [ученики Василида] – ты знай всех, а тебя пусть никто не знает. Поэтому такие люди готовы отрицаться и не могут страдать за имя, так как они подобны всем. Но немногие могут знать это» (Ириней Лионский. Против ересей. 1,24,6). Для христиан такая «уступчивость» гностиков казалась тем более возмутительной, что сами христиане предпочитали мученическую смерть лжесвидетельству о своем согласии с верой их гонителей. «Посвященные» же с презрением смотрели именно на мученическую прямолинейность христиан: «Какие преступники, - спрашивает Асклепий, - достойны самых тяжелых наказаний? – Те, - отвечает Гермес, - которые, будучи осуждены людскими законами, насильственно лишаются жизни и о которых поэтому можно сказать, что они не должную дань возвратили природе, а получили заслуженное своими деяниями наказание» (Асклепий, 29). «Такова, - комментирует Ф. Зелинский, - отповедь герметизма христианам, взывавшим от царского суда к суду своего Бога: не награда за подвиг, а избыток наказания ждет их на том свете, так как их насильственная смерть, нарушающая законы природы, есть новый грех с их стороны» . Но не только языческим судьям лжесвидетельствовали «посвященные». «Валентиниане более всего стараются скрыть содержание своего учения. Если их спросить откровенно, они с сосредоточенным лицом и нахмуренными бровями отвечают: «Это слишком возвышенно». Если расспрашивать обстоятельно, они путем двусмысленных ответов удостоверяют свое согласие с нашей верой» (Тертуллиан. Против валентиниан, 1). Рожденное несколько позже манихейство (боровшееся с гностицизмом, но немало и впитавшее в себя гностических идей) также практиковало эзотерический туман, прикрываясь то христианскими, то буддистскими одеждами. В итоге в 732 г. Китайский император издал указ с предупреждением: «Учение Мар Мани ложно принимает имя буддизма и обманывает народ» . На Западе же манихеи «завербованного в секту неофита неторопливо и осторожно увлекали все дальше от догматов папской церкви. Манихейские таинства преследовали две цели: незаметно изменить стереотипные привычки и мировоззрение новичка, а затем научить его условному языку манихеев, требовавшему кропотливого и долгого обучения под руководством наставника. Далеко не каждый допускался до этой ступени… Лишь «совершенные» знали, что за разговорами о церковной реформе скрывается идея совершенно иной, противостоящей католичеству, церкви» . |
24 Речь идет о будущем императоре Валентиниане III (425 – 455). После ссоры с императором Гонорием в 423 г. Галла Плацидия отправилась со своим маленьким сыном в Константинополь. 25 Здесь Прокопий допускает неточность, ибо Иоанн пробыл императором всего несколько месяцев. Узнав о смерти Гонория, Галла Плацидия от имени своего сына предъявила права на императорский престол, которые поддержал Феодосий II. Валентиниан и Галла в сопровождении значительной армии были отправлены на Запад, где узурпатор оказался без труда свергнут. См.: PLRE. II. Р. 1138 – 1139. 26 Аспар – алан, видный византийский военачальник, magister militum praesentalis 431 – 471 гг., консул 433 г. Обладал настолько огромной властью, что смог обеспечить в 457 г. императорский трон своей креатуре – Льву. См.: PLRE. II. Р. 164 – 169. 27 Ардавурий, сын Аспара, также избрал военную карьеру, был magister militum per Orientem в 453 – 466 гг., консулом 447 г. См.: PLBE. II. Р. 135 – 137. 28 Флавий Аэций – видный римский военачальник, один из выдающихся полководцев Галлы Плацидии, патриций, трижды удостоенный консульства (в 432, 437, 466 гг.). Неоднократно одерживал победы над самыми разными варварами и, кроме того, не раз улаживал конфликты с ними с помощью дипломатического искусства. См.: PLRE. II. Р. 21 – 29. 29 Бонифаций – второй выдающийся полководец Галлы Плацидии, magister militum 432 г., патриций. Соперник Аэция. В 432 г. они как враги встретились в битве при Римини. Бонифаций одержал победу над Аэцием, но сам был смертельно ранен. См.: PLRE. II. Р. 237 – 240. 32 Событие имело место в 429 г. и сопровождалось жестокими насилиями и грабежами. Рассказ Прокопия о призвании Бонифацием вандалов в Африку Л. Шмидт считает чистым вымыслом, возникшим при византийском дворе, где подобным образом стремились объяснить потерю Африки. См.: Schmidt L. Geshichte der Wandalen. München, 1942. S. 55 – 57. Напротив, К. Куртуа не склонен рассматривать изложение Прокопия как плод фантазии. Исследователь ссылается при этом на стремление Бонифация обрести независимость от императорского двора Рима, что явилось поводом для экспедиции против него под началом Сигисвулта в 427 г. См.: Courtois С. Les Vandales et l’Afrique. P., 1955. P. 156 – 157. |
К счастью, сам автор надоумил меня, каким бы образом можно написать о его книге немного, а сказать о ней все. Г. Самуилов пред публичной защитой своего сочинения, в качестве магистерской диссертации, произнес речь, которая напечатана. А в этой речи он любезно указывал, что главных доводов в пользу его идеи, проведенной в его книге, т. е. идеи о том, что Евсевий кесарийский был «первоучителем», «духовным вождем» ариан посленикейского периода и что эти ариане «с буквальной точностью повторяли мысли», раскрытые Евсевием в особенности в одном из его сочинений – таких доводов два: I) существование полного согласия между воззрениями ариан, приписываемыми этим последним в одном послании (указе) императора Валентиниана, и одним сочинением Евсевия (посланием его к кесарийцам); II) свидетельство арианского епископа Максимина о том, что он считал Евсевия своим «первоучителем» 1166 . Прочим своим доводам автор придает второстепенное значение. Он говорит вслед за тем, что нами сейчас указано: «сравнение всех арианских систем (чем, скажем кстати, автор усердно занимался) с системой (т. е. с предпо- —337— лагаемой догматической системой) Евсевия только подтвердило этот неожиданный вывод». 1167 Следовательно, дело ясное: если мы докажем, что два вышеупомянутые доводы автора оказываются не состоятельны, то остальные доводы, только подтверждающие два первых, лишатся всякого значения, ибо им будет ровно нечего подтверждать собою… Итак за дело. 1168 I. Вопрос: доказывает ли первый из вышеприведенных доводов автора то, что нужно было доказать? Ответ: нет, нисколько не доказывает. Что ариане посленикейского периода интересовались сочинениями Евсевия кесарийского и усваивали его догматические воззрения, почитая эти воззрения руководством для своих неправославных доктрин, – как думает г. Самуилов, об этом, к его прискорбию, прямо и открыто нигде ни в каких исторических документах, не говорится ни слова. Автору, при таких обстоятельствах, оставалось сделать одно из двух: или вновь открыть до- |
Добравшись до Антиохии, он слег больным и вынужден был на некоторое время задержаться в этом мегаполисе, где находилась прославленная богословская школа. В Антиохии Иероним усердно занялся изучением греческого языка, чтобы углубиться в постижение Библии . В эту пору его руководителем в библейских штудиях на время стал Аполлинарий Лаодикийский, но Иеронима не увлекла его еретическая христология – он вообще не склонен был к спекулятивным умозрительным построениям, не имел интереса к философии и не был поэтому богословом-догматистом, но он ценил экзегетическую или, лучше сказать, филологическую технику и текстологическую критику Аполлинария. При знакомстве с сирийскими монахами блаженного Иеронима удивила их горячая вовлеченность в богословские споры, которую он находил не подобающей отрекшимся от мира аскетам: «Стыдно сказать, из глубины пещер мы изрекаем осуждение вселенной. Валяясь во вретище и пепле, мы выносим приговоры епископам. Что делает дух власти под туникой кающегося. Вериги, рубище, длинные волосы – знаки не царской власти, а сокрушения и смирения» 562 . В Антиохии, где параллельно существовали две православные общины, не имевшие общения между собою – большая мелетианская и малочисленная павлинианская православие и каноничность которой признавали в Александрии и Риме, – Иероним, как латинянин по происхождению, примкнул к Павлину, и тот рукоположил его в пресвитера. Перед посвящением он предупредил Павлина, что он не склонен к пастырской деятельности, и все-таки тот пошел на этот шаг, так что Иероним стал, по характеристике А. В. Карташева , «странствующим и кабинетным пресвитером» 563 . После того как при Феодосии Великом совершилось торжество Православия и посрамление арианства во всех его разновидностях, Иероним приехал в Константинополь, общался там с великими каппадокийцами Григорием Богословом и Григорием Нисским и от них усвоил интерес к сочинениям Оригена – не к сомнительной догматической стороне его наследия, но к его экзегезе – и усердно принялся за перевод Оригена на латинский язык, затем он перевел «Хронику» Евсевия Кесарийского . В переводческом труде Иероним нашел свое призвание – обладая тонкой филологической интуицией и замечательным даром слова, он всю жизнь с увлечением занимался переводами. |
Властолюбивый Торисмунд последовал совету, и готы ушли с поля битвы, после чего осада была снята и Аттила получил возможность отвести своих уцелевших воинов. «Пало, как рассказывают, с обеих сторон 165 тысяч человек, не считая 15 тысяч гепидов и франков; эти, раньше чем враги сошлись в главном сражении, сшиблись ночью, переколов друг друга в схватке – франки на стороне римлян, гепиды на стороне гуннов» 773 . Историки единодушно считают эти сведения сильно, если не сказать многократно, преувеличенными, но других данных о величине потерь в битве на Каталаунских полях нет. Аттила вернулся в Паннонию летом 451 г., не считая себя побежденным. В сентябре он направил один из своих отрядов на разорение Восточного Иллирика, находившегося под управлением императора Маркиана. Римляне дали ему отпор, и Аттила снова двинул свою орду вместе с вассалами и союзниками на запад. В 452 г. гунны перешли через перевалы Юлийских Альп, не встретив сопротивления. Первым большим и превосходно укрепленным городом на пути его орды была Аквилея. Осада Аквилеи оказалась трудным делом и стоила больших потерь. Наступил момент, когда Аттила, который при всей своей решительности, отваге и упорстве в достижении поставленной цели неизменно сохранял способность к трезвой оценке ситуации и в случае непреодолимых препятствий мог отказаться от принятых раньше решений, отдал уже приказ снять осаду и отойти. Но тут, как пишет Прокопий Кесарийский, опираясь на сведения, полученные от предшественников и, в частности, от Кассиодора или Иордана, «варвары... вдруг увидели, что аист, гнездо которого... располагалось на одной из башен городских стен, внезапно поднялся оттуда со своими детенышами... Аистята, еще не вполне оперившиеся, то летели рядом с ним, то сидели на спине отца. Так они улетели далеко от города. Увидев это, Аттила, человек очень сообразительный и умевший истолковывать всякое явление, приказал войску остановиться... сказав при этом, что птица никогда понапрасну не улетела бы отсюда со своими птенцами, если бы не предчувствовала, что с этим местом в скором времени случится что-то неладное» 774 . |
Таким образом, в 429 г. вандалы, собравшись в Гадире (Гадесе) (Procop. Debel. Vand., I, 3, 26), переправились через пролив и высадились в Юлии Традукте (совр. Танжер) (Gregor. Turon., Hist. Francor., II, 2). 596 К 401 г. королем вандалов был Годегизель, который был убит в 405 г. в бою с франками, охранявшими в качестве римских федератов переправу через Рейн. Королем был избран Гундерих, сын Годегизеля. Во главе с Гундерихом вандалы осели и укрепились в Испании. В 428 г. Гундерих умер, и королем стал его сводный брат Гейзерих, сын Годегизеля и рабыни. И хотя к моменту высадки в Африке Гейзерих был королем неполный год, он, по всей видимости, был опытным военачальником, о чем свидетельствуют дальнейшие события. 597 Эту цифру подтверждает Прокопий Кесарийский (De bel. Vand., I, 5, 18), опираясь на тот факт, что Гейзерих разделил свое войско на 80 отрядов во главе с хилиархами (т.е. тысячниками). Однако ниже он сам подчеркивает, что, по другим сведениям, число вандалов и аланов не превышало 50 тыс. Вполне возможно, что обе версии справедливы, поскольку в каждом из 80 отрядов число воинов могло быть менее тысячи, а звание хилиариев было присвоено командирам отрядов в силу традиции. 598 События, имевшие место в Африке до вторжения вандалов, полностью не соответствуют определению «мирных и спокойных». Видную роль в них играл римский военачальник Бонифаций, который в 422 г. участвовал в походе в Испанию против вандалов под командованием Кастина, но вследствие конфликта с Кастином бежал в Африку. После смерти императора Гонория в 423 г. власть при помощи Кастина узурпировал Иоанн, а вдова императора с его сыном Валентинианом III была выслана в Константинополь. В этот период Бонифаций, уже укрепившийся в Африке, поддержал Плацидию, и за это был назначен ею на пост комита Африки. Бонифаций вел весьма успешные войны на границах африканских провинций против берберских и мавританских племен. В 425 г. Иоанн был свергнут войсками восточного императора Феодосия, и Плацидия вернулась к власти. |
Таким образом, из Рима спокойно могло переселиться большое количество народа, и одни из них отправились в Кампанию, другие в Сицилию, а некоторые ушли в другие места, где они считали, что им будет лучше и куда легче добраться. Видя, что число воинов у него совсем не соответствует длине стен (воинов у Велизария, как было мной сказано выше, было мало), и так как одни и те же воины не могли нести без сна сторожевой службы, то часть их естественно должна была спать, когда другие стояли на страже, кроме того, видя, что большая часть простого народа страдает от бедности и недостатка съестных припасов (ведь люди рабочие и ремесленники запасов имеют всего лишь на один день, а вследствие осады вынужденные остаться без заработка, они не имели никаких средств для приобретения себе пропитания), Велизарий зачислил их в качестве рядовых воинов и присоединил к каждому сторожевому отряду, назначив такому рядовому определенное ежедневное жалованье. Таких групп оказалось достаточно для несения сторожевой службы, и каждой такой группе в определенную ночь была назначена охрана укреплений, и все они сторожили попеременно. Этим Велизарий разрешил вопрос о недостатке и с той и с другой стороны. Так как появилось подозрение, что архиерей города Сильверий замышляет измену в пользу готов, Велизарий тотчас выслал его в Элладу и немного спустя назначил архиереем другого, по имени Вигилия. Некоторых сенаторов по той же самой причине он изгнал из города, когда же враги, сняв осаду, удалились, он вновь вернул их на родину. В числе их был и Максим, предок которого, тоже Максим, совершил убийство императора Валентиниана. Боясь, как бы не произошел какой-либо злой умысел со стороны сторожей у ворот и чтобы извне не пришел кто-нибудь, чтобы подкупить их деньгами, два раза в месяц он менял все ключи, переделывая их на новый лад, а сторожей ставил на другое сторожевое место, далеко в стороне от прежнего, сторожевым же отрядам, охранявшим стены, он каждую ночь давал новых начальников. Им было поручено обходить последовательно определенный участок стены и записывать имена сторожей, и если кого-либо из них не было, тотчас же ставить на его место другого и на другой день доносить ему, кого не было на месте, чтобы подвергнуть его надлежащему наказанию. |
Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранная Господом для свидетельства истинныя веры, мужественно поправшая языческое нечестие и за своя страдания нетленным венцем от Жениха Христа увенчанная, святая мученице Валентино, ныне ублажаем святую память твою. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, молися за ны, прославляющих тя и с верою вопиющих: Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Икос 1 Ангельскую чистоту в земном житии своем непорочно сохранила еси, святая мученице Валентино, ныне же в чертозе Жениха Твоего со Ангелы вкупе воспеваеши Богу Трисвятую песнь на небеси. Мы же, чистоту жития твоего девственнаго прославляюще, хвалебное пение приносим ти сице: Радуйся, нескверная и чистая дево. Радуйся, Господу верность сохраньшая. Радуйся, Его паче всего возлюбившая. Радуйся, во благочестии пожившая. Радуйся, тем Христу угодившая. Радуйся, в страсе Божием пребывшая. Радуйся, мир суетный победившая. Радуйся, мучением своим веру во Христа засвидетельствовавшая. Радуйся, жизнь вечную унаследовавшая. Радуйся, в рай Божий всельшаяся. Радуйся, венцем нетленным увенчанная. Радуйся, в Царствие Небесное вшедшая. Радуйся, святая мученице Валентино, силу любви своея к Богу явившая. Кондак 2 Видя Господь душу твою силою дивною исполнену, яви тя, достохвальная Валентино, адаманта твердейшу, да мужественно исповедаеши веру истинную во Христа Иисуса вкупе со святыми девами Еннафою и Павлою, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом своим, просвещенным от Бога, познала еси, святая мученице Валентино, яко идоли не можаху спасти души твоея. Егда же наста час испытания твоего, предана была еси на судище неверных, идеже правитель Фирмилиан в непочитании языческих богов обвини тя. Ты же, приведенная в языческий храм для поклонения идолом, отвергше тыя, камень дерзостно в жертвенник идольский вергла еси, воскликнувши: “Токмо Христос спасе душу мою!” Темже, прославляя велию веру твою, вопием: Радуйся, славная дщерь Кесарии. Радуйся, подвигом своим земное отечество твое прославльшая. |
| |