222, там же или в Ани), — сирийский мыслитель, богослов, философ, ученый и поэт. Родился в языческой семье и учился у жреца в г. Менбидже (Гиераполисе); позднее, по сообщению Евсевия Кесарийского, был учеником гностика Валентина; в 25 лет крестился. Был близок к христианскому правителю Эдессы Авгару IX Великому; после взятия Эдессы римлянами в 216 г. жил в Армении. В. — самый ранний известный нам по имени крупный представитель литературы на сирийском языке. Из его обширного наследия сохранилась прозаическая «Книга законов земель» (другое название — «О роке»). В. защищал доктрину о свободе воли; в принципе принимая представления астрологии, он отвергал астрологический детерминизм, указывая на то, что при одном и том же расположении звезд представители различных народов поступают по–разному, в зависимости от обычаев своего народа, между тем как христиане имеют независимость от звезд и от народных обычаев, следуя своей вере. Известно, что В. полемизировал с учением Маркиона, а также составил вместе со своим сыном Гармонием сборник из 150 псалмов (по числу библейских псалмов), в которых выражал еретические воззрения, и написал историю Армении, использованную Мовсесом Хоренаци. Попытки приписать В. те или иные памятники иудео–христианской или гностической поэзии («Оды Соломона», «Песнь о Жемчужине» и «Песнь о Невесте» из апокрифических «Деяний апостола Фомы») сомнительны. Мировоззрение В. как целое остается предметом дискуссий; неясно, напр., можно ли относить зрелого В. к гностицизму (известно, что В. учил об зонах и принадлежал к афтартодокетам). Отношение Церкви к В. было неоднозначным; его ценили за борьбу с маркионитством, но к IV в. отвергли как ересиарха. Ефрем Сирин резко осуждал В. — теолога, но многим обязан ему как поэту. ВАРЛААМ Калабрийский (ок. 1290, Семинара, Калабрия на юге Италии — ок. 1350, Калабрия) — византийский ересиарх, противник св. Григория Паламы и исихазма. Стал монахом и получил образование в одном из греческих монастырей Италии; желание жить в православном государстве привело его ок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Словом, Ориген признал полезным для Церкви принять от язычников научную форму, в которую можно вложить христианское вероучение. Такими именно воззрениями и обусловливается дальнейшая деятельность Оригена. Число его слушателей в Александрийском училище постоянно увеличивалось, так что он не мог один заниматься основательно преподаванием предметов божественных, исследованием и изъяснением Священного Писания и, сверх того, оглашением приходящих, которые не давали ему покоя, наполняя его училище одни за другими с утра до вечера. Поэтому Ориген сделал себе помощником своего друга Иракла и разделил свою школу на две половины. В первой занимался Иракл преподаванием первых начал только что приступающим к учению, во второй занимался сам Ориген с более совершенными. Пред последними Ориген раскрывал христианское вероучение в форме научной системы, со всевозможными доказательствами в его пользу и опровержением возражений, причем необходимо должен был касаться философских систем и сочинений философов, объясняя смысл их; языческие философы и еретики приходили слушать Оригена и учиться у него. Между прочим, своими убеждениями Ориген обратил к Церкви одного знаменитого еретика из школы Валентина, Амвросия, который сделался потом его другом. Деятельность Оригена не ограничивалась одной Александрией. В 217 году он был с проповедью Евангелия в Аравии, по приглашению одного аравийского князя; затем в 219 году отправился в Палестину и утвердил свое местопребывание в Кесарии, так как не надеялся найти безопасного убежища в Египте, где произошла в это время междоусобная война. Епископ Кесарийский Феоктист дозволил ему в своей церкви и в своем присутствии беседовать и изъяснять Священное Писание всенародно, несмотря на то, что он тогда еще не быль рукоположен в пресвитера. Но этим был недоволен александрийский епископ Димитрий, почему писал к Феоктисту, что мирянину не следует публично учить в церкви, и требовал, чтобы Ори­ген возвратился в Александрию. Ориген возвратился и продолжал свои занятия в училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ему было – допустим – только 30 лет, то в 359 г. ему было уже 65 лет), проведшим более 35 лет в сане епископа. Но в таком случае совершенно непонятно, почему же ему отведено только последнее или предпоследнее место в числе отлученных селевкийским собором епископов. Неужели среди этих 9-ти отлученных совсем не было молодых епископов? И вероятно ли, что список этих отлученных составлен отцами селевкийского собора настолько произвольно, что Магн дамаскский, старец, занимавший видную финикийскую кафедру в течении свыше 35-и лет, поставлен был тем не менее на последнее место? 135 . Вот почему мне представляется совсем невероятным предположение, что Μγνος, отлученный селевкийским собором, как сторонник Акакия, есть Магн дамаскский. Имя Μγνος, Magnus, – не из числа особенно распространенных в IV веке на востоке; но что оно было и не из самых редких, можно заключать уже из того, напр., что по словам Филосторгия 136 , во дни Валентиниана и Валента славился в Александрии врач Магн, и что у того же историка упоминается живший в Антиохии при Юлиане некий σπλαγχνοσκπος Θαλσσιος κα Μγνος 137 . – Когда в 373 году умер в Александрии Афанасий в., и Евзоий антиохийский, поддерживаемый императором Валентом, захотел водворить на его место арианского епископа Лукия, то вместе с ним отправлен был в Александрию comes largitionum, π τν βασιλικν θησαυρν, Магн 138 . – Но чтò особенно важно, на антиохийском соборе 363 года, под председательством Мелетия антиохийского и при участии Акакия, на котором подписан был никейский символ, присутствовал между прочим и Μγνος Χαλκηδνος 139 , – едва ли действительно епископ халкидонский, преемник Мария, скорее епископ халкидский 140 в Финикии: епископу халкидонскому не место было на поместном соборе антиохийском. Так как на этом антиохийском соборе присутствовал и сам Акакий кесарийский, то я не вижу ничего невозможного в том предположении, что этот именно Магн халкидский 141 и подвергся отлучению на селевкийском соборе. В таком случае и занимающий 13-е место в списке епископов этого антиохийского собора Ετχιος λευθερουπλεως [в Палестине] – одно лицо с отлученным в Селевкии (на 7-м месте) Евтихием. Из двух епископов антиохийского собора с именем Πτρος 10 и 47) Зеебер первого 10) отождествляет с Петром гиндарским, присутствовавшим в Антиохии на соборе «341» г. 142 , второго 47) он не решается отождествить уверенно ни с одним из двух остальных Петров, присутствовавших в Никее: никопольским и аилским 143 . Здесь Зееберг забывает даже об иерусалимском соборе 346 года, в числе участников которого был и Πτρος, несомненно не гиндарский, а по всей вероятности никопольский. А мои указания на то, что Аила (Елаф) лежала слишком далеко от Антиохии, и что имена Πτρος и Λογγνος стоят рядом в списках как антиохийского 10–11), так и никейского 28 и 27) соборов, хотя и в обратном порядке, и что в никейском списке рядом с Лонгином аскалонским стоит Петр никопольский, оставлены Зеебергом без всякого внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРДЕСАН [Бар-Дайсан, Вардесан; сир.     - сын Дайсана, реки, протекающей через Эдессу] (154-222), крупнейший деятель ранней сир. культуры. Род. в семье переселившихся в Эдессу парфян-язычников. В «Эдесской хронике» (VI в.) сообщается год рождения Б. Скорее всего, он воспитывался вместе с буд. царем Авгарем Великим и стал его другом, однако, согласно др. сведениям, он учился в Иераполе (сир. Маббуг). Б. принадлежал к кругу высшей аристократии Осроены. В христианство он был обращен еп. Гистаспом. Б. сыграл выдающуюся роль в распространении христианства в сироязычных областях Ближ. Востока. Он может считаться создателем сир. лит. языка, поскольку первым начал писать на этом языке научные, философские и богословские произведения. Ему принадлежали острополемическое соч., направленное против маркионитов, «История Армении», написанное, когда он находился там в изгнании, труд, посвященный Индии, созданный в значительной мере в результате его бесед с инд. послами, направлявшимися к имп. Каракалле. Эти сочинения не сохранились. Единственным сохранившимся соч. Б. (или его ученика Филиппа) является «Книга законов стран», в стиле к-рой явно ощущаются традиции греч. философского диалога, восходящего к Платону. Основная идея книги состоит в опровержении мнения о предопределении звездами судеб людей и народов. Несостоятельность этого мнения Б. доказывает тем, что принявшие христ. вероучение представители разных народов отказываются от варварских верований и обрядов, к-рым они следовали столетия. «Книга законов стран» была переведена на греч. язык, отдельные отрывки из нее использованы в «Приуготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского и «Recognitiones» Псевдо-Климента. Велико было влияние Б. на сир. поэзию, он создал большое число духовных стихов, положенных на музыку, к-рые сохраняли популярность в Эдессе неск. веков. Нек-рые из них были использованы и переработаны св. Ефремом, к-рый полемизировал с Б. (сохранившиеся фрагменты стихов Б. собраны и опубликованы X. Драйверсом). Отдельные взгляды Б. расходились с Православием (он, в частности, не верил в телесное воскрешение перед Страшным Судом, но верил в воскрешение душ) и были сочтены еретическими. Он был отлучен от Церкви. Евсевий Кесарийский описывает идейные колебания Б. следующим образом: «Сначала он был среди валентиниан, но осудил эту школу, и опроверг многие из их сказок и сам думал, что он изменился и стал думать, как православный, но в действительности он не полностью очистился от мерзостей своей старой ереси» (Hist. eccl. IV 30. 3). Последователи Б. (бардесаниты) в течение неск. веков пользовались нек-рым влиянием в Эдессе. Мусульм. авторы (в частности, ан-Надим) даже утверждали, что общины бардесанитов существовали на юге Месопотамии, в р-не Басры, и распространились вплоть до Хорасана и Китая.

http://pravenc.ru/text/77536.html

Наиболее даровитых своих слушателей он после предуготовительных наук – геометрии, арифметики («энциклопедии» [термин, обозначавший цикл первоначальных общеобразовательных наук – γκκλια παιδεα – Ред.], которая преподавалась и более простым слушателям) «знакомил с различными системами философов и объяснял написанные ими сочинения, делая на каждое из них свои замечания, так что у самих язычников прослыл философом. К Оригену приходили многие учёные мужи и философы, привлекаемые его славой, и слушали его уроки (Euseb. Hist. eccl. VI, 18, 2//PG. T. 20. Col. 561A; р. п.: C. 268). Многие из философов посвящали ему свои сочинения или посылали на рецензию (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 1//PG. T. 20. Col. 561B; р. п.: C. 269). Между прочим, к данному времени относится (ок. 212 г.) знакомство Оригена с Амвросием, богатым и образованным человеком. Его Ориген своими уроками обратил из Валентиновой ереси в Православие (Euseb. Hist, eccl. VI, 18//PG. T. 20. Col. 560B; р. п.: C. 268) и приобрёл в нём неизменного друга и почитателя-мецената. Мирная деятельность Оригена была прервана в 215 г. народным восстанием в Александрии против Каракаллы. Разгневанный император отдал город на разграбление солдатам, запретил в нём пребывание иногородних, закрыл зрелища и философские школы и особенно вооружился против учёных (Dio Cass. 25:23). Ввиду опасности Ориген покинул Александрию и поселился в Кесарии Палестинской (Euseb. Hist. eccl. VI, 19, 16//PG. T. 20. Col. 269A; р. п.: C. 272). Его, по-видимому, сопровождал Амвросий, который как антиохиец потерял право жительства в Александрии. В Кесарии Ориген весьма предупредительно был принят епископом Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским епископом Александром, который вместе с ним учился у Климента; друзья позволили Оригену -мирянину произносить в своём присутствии поучения народу (Euseb. Hist. eccl. VI, 8, 6//PG. T. 20. Col. 537A; р. п.: C. 258). Для Восточных Церквей, удержавших многие первохристианские обычаи (ср.: о праве учительства в «Дидахи»), в этом не было ничего соблазнительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Замечательно, что анонимный римский писатель помещает Мильтиада между св. Иустином и Татианом, a Тертуллиан между св. Иустином и св. Иринеем. Из этого можно с некоторою вероятностью заключать, что литературная дея-тельность Мильтиада относится к третьей четверти II века. Евсевий, приведя свидетельство малоазийского антимонтаниста, продолжает уже от себя: „Мильтиад оставил нам и другие памятники ревностного своего занятия в божественном писанин, именно, книги как против язычников, так и против иудеев. Оба эти предмета рас-крыты им в двух сочинениях. Кроме сего, он написал апологию к мирским властителям (πρς τος κοσμικος ρχοντας), в защиту той философии, которой сам держался» 286 . Евсевий, как предполагает Гарнак 287 , знал перечислен-ный им сочинения Мильтиада и однако историк не сделал ни одной цитаты из этих сочинений. Может быть, в них не заключалось никаких интересных для Евсевия исторических и автобиографических сведений. – об анти-монтанистическом сочинении Мильтиада Евсевий от себя не упоминает. Таким образом, нам известны чрез Евсевия следующие сочинения Мильтиада: 1) Слово „Против Эллинов” – две книги. 2) Слово „Против Иудеев” – две книги, 3) Сочинение против монтанистов о том, что „пророк не должен говорить в экстазе»; точное название сей книги нам неизвестно. 4) Наконец, „О христианской философии к светским властям” 288 . – Кто такие „светские» или „мирские власти?» По мнению Гейнеке и Валезиуса, так названы провинциальные начальники (praesides provinciarum) 289 . Но Отто, Герцог, Кейм и Гарнак разумеют под „светскими властями» римских государей Марка Аврелия и Люция Вера или же Марка Аврелия и Люция Коммода 290 . В этом перечне сочинений Мильтиада нет сочинения против гностиков, о существовании которого можно догадываться из известия Тертуллиана , откуда видно, что Мильтиад, вместе с св. Иустином, св. Иринеем и монтанис-том Проклом, полемизировал с валентинианами 291 . В „Каталоге» бл. Иеронима читаем о Мильтиаде следующее: „Мильтиад, о котором упоминает Родон в своем сочинении, написанном им против Монтана, Прискиллы и Максимиллы, написал против тех же еретиков превосходную книгу, а также и другия книги против язычников, иудеев и подал царствовавшим в то время императорам апологию. Он жил во времена Марка Антонина и Коммода» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Не будучи крещеным, то есть, не являясь формально христианином, Амвросий считал себя недостойным занять кафедру епископа. Поэтому вначале он воспротивился своему высокому жребию: Амвросий даже пытался себя оговорить и пробовал бежать из Медиолана, но безуспешно. В конце концов, ему ничего не осталось, как внять общим уговорам. Тем более, что дело дошло до императора Валентиниана I, распоряжения которого Амвросий не мог игнорировать. По-видимому, он осознал также, что Промысл Божий через такое избрание дает ему ответственную и уникальную возможность верой и правдой послужить не только государству, но и Церкви, содействуя усилению ее всестороннего влияния на жизнь общества. Препятствия к епископскому служению были быстро преодолены: Амвросий принял святое крещение в воскресенье 30 ноября 374 г. и за семь дней прошел все необходимые ступени церковной иерархии. После рукоположения в иереи, он был хиротонисан в сан епископа Медиоланского в следующее воскресенье, 7 декабря, по всей вероятности, епископом Верчельским Лимением. Сохранилось поздравительное к новоизбранному Амвросию письмо святителя Василия Великого , епископа Кесарийского (избранного епископом в том же 370 г.), в котором он благодарит Бога за то, что Он избрал архипастырем Церкви «человека опытного в управлении, выдающегося по своей мудрости, знатного по происхождению, известного во всем мире силой красноречия» (PG 32, 709; цит. по 123, с. 85). Брат Амвросия Сатир (378) пожертвовал своей карьерой из любви к брату и, оставив свою высокую должность (он также был губернатором одной из провинций), переехал в Милан. Он принял на себя управление домом епископа, освободив Амвросия от многих рутинных обязанностей. Эта помощь была относительно недолгой, но чрезвычайно важной для Амвросия. APXINACTЫPCKOE СЛУЖЕНИЕ. ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ Новый архиерей тотчас пожертвовал Церкви все свое огромное богатство – «все золото и серебро... и даже поместья» («aurum опте atque argentum... praedia etiam» б1, с. 38); а оставшуюся часть имущества раздал нищим, сиротам и вдовам. «Пример, который Амвросий дал своим поступком, – подчеркивает современный итальянский исследователь Анджело Пареди, – стоил несравненно больше, чем множество красивых речей. Согласившись принять избрание жителей Милана, он решил быть подлинным христианином, более того, примером для христиан» (123, с.83).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В догматико-полемических трудах блаж. Феодорит касается, главным образом, вопросов, связанных с ересями Нестория и Евтихия. В сочинении «Эранист или лохмотник», которое изложено в форме диалога, он изображает нищего, попрошайку, который всюду побирается и из чужих лоскутьев составляет себе пеструю одежду. Таково и учение монофизитов, представляющее собой смесь заблуждений Маркиона, Валентина, Аполлинария и Ария. В этом сочинении блаж. Феодорит говорит, что Бог Слово, став плотию, не изменился. Далее объясняется неслиянность и неизменность Божеской и человеческой природы во Христе и указывается, что Божество Спасителя было неприкосновенно страданиям. Кроме того, блаж. Феодорит разъясняет истинный смысл Кирилловой веры, которую неправильно истолковали монофизиты. К апологетическим сочинениям блаж. Феодорита относятся: «Врачевание предрассудков эллинских, или Познание Евангельской истины из эллинской философии». Здесь блаж. Феодорит защищает Христианство против людей, подобных Юлиану, далее он живо описывает заблуждения языческой философии и говорит о почитании святых и их мощей. Из других его сочинений следует назвать «Десять слов о Промысле», книги «Против магов» и «Против иудеев». К полемическим сочинениям блаж. Феодорита принадлежит «Обзор еретических басен» в пяти книгах. Здесь рассматриваются всевозможные ереси, в частности, заблуждения ариан, несториан и евтихиан. В пятой книге блаженный излагает православное догматическое учение, противоположное учению еретиков. Несмотря на полемический характер, это сочинение лишено страстности и нетерпимости. Между историческими сочинениями блаж. Феодорита первое место занимает его «Церковная история» в пяти книгах, которая охватывает период от 323 до 428 года. В этом сочинении он является продолжателем еп. Евсевия Кесарийского и дополняет своих предшественников – Сократа и Созомена . К сочинениям патерико-аскетическим относится ценная книга под названием «История боголюбцев». В книге описаны жизнь и подвиги тридцати шести сирийских подвижников и подвижниц, как уже скончавшихся, так и еще здравствующих на момент написания книги. Содержание «Истории боголюбцев» определяется возвышенным представлением блаж. Феодорита о монашестве. Герои патерика – люди не от мира сего, поистине «земные ангелы и небесные человеки», повседневной реальностью коих являются чудо и подвиг. Заключает книгу «Слово о Божественной любви», написанное по времени после основной части книги, но являющееся философско-богословским обоснованием христианского аскетизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

5. Обольщать ее учением одной из семи ересей, существовавших в народе (от них был и он), начал Фебуфис, недовольный тем, что не стал епископом. Отсюда вышел Симон и его последователи – симониане; Клеобий и его последователи – клеобиане; Досифей и его последователи – досифиане; Горфей и его последователи – горфеане и масбофеи. От них же менандриане, маркиониты, карпократиане, валентиниане, василидиане и сатурнилиане: каждый вводил свое собственное, отличное от чужих, учение. 6. От них и пошли лжехристы, лжепророки, лжеапостолы; своими губительными речами против Бога и Христа они раздробили церковное единство». 7. Он же рассказывает о сектах, издавна существовавших у иудеев: «Существовали разные толки у обрезанных, то есть у сынов Израиля, о колене Иудином и о Христе: были ессеи, галилеяне, гемеробаптисты, масбофеи, самаритяне, саддукеи, фарисеи». 8. Пишет он много и о другом; мы частью упоминали его рассказы, приводя их к месту и своевременно. Он приводит выдержки из «Евангелия евреев», из «Сирийского Евангелия», кое-что переводит с еврейского, тем самым обнаруживая, что он из евреев, принявших нашу веру. Упоминает он также кое-что из устного иудейского предания. 9. Не только он, но и Ириней, и все древние называли Премудростью Соломоновы Притчи. Говоря о так называемых апокрифах, он сообщает, что некоторые из них были составлены современными ему еретиками. Но перейдем к другому. Глава 23 1. Прежде всего надо сказать о Дионисии. Ему поручена была в Коринфе епископская кафедра. Плодами своего вдохновенного трудолюбия он щедро делился не только со своей паствой, но и с чужеземцами. Наибольшую пользу он принес, обращаясь к Церквам с вселенскими Посланиями. 2. Есть Послание к лакедемонянам, наставляющее в правоверии и убеждающее хранить мир и единство, и другое, к афинянам, понуждавшее к вере и жизни по Евангелию. Дионисий упрекает афинян в легкомыслии; после того, как их предстоятель, Пуплий, мученически скончался в случившееся тогда гонение, они готовы были отпасть от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

[Май] Покровский Вл. Задача христианского апологета//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 515–523 (По учению Слова Божия и святоотеческих творений). Христианский апологет должен удовлетворять потребностям своего времени, нуждам своей эпохи, должен отвечать о том, о чём его спрашивают, защищать то, на что нападают: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» ( 1Пет.3:15 ). А так как не всегда, конечно, нападают на одни и те же стороны христианства, не всегда усиливаются поколебать в нём одни и те же пункты вероучения или нравоучения, то и предметы апологетического исследования в равные эпохи должны были, несомненно, сильно варьироваться. Таким образом, по самой идее своей апологетическая деятельность не может быть строго ограничена каким-нибудь определённым кругом предметов из области христианского учения. И если мы обратимся, например, к святоотеческим апологетическим трудам, то, действительно, увидим здесь чрезвычайное разнообразие предметов, замечательную разносторонность содержания. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на такие, так сказать, классические апологетические труды как Евсевия Кесарийского «Приготовление к Евангелию» и «Доказательство Евангелия» или Бл. Августина: «О граде Божием»; в них защищаются не только истины христианской веры, но и правила христианской нравственности и даже основные черты христианского богослужения. Какую же задачу должен иметь в виду защитник христианской истины в своей деятельности, столь разнообразной по своему предмету и разносторонней по содержанию? Кратко, но метко и точно, её определяет бл. Августин в следующих немногих словах: «говорящий мудро обязан говорить внятно, приятно и убедительно... Церковный оратор достойно действует, когда, по возможности, умеет справедливое, святое и доброе выражать так, что его слушают с понятием, охотно и покорно» 124 . Как понимать эту задачу апологета, и в чём, прежде всего, состоит «внятность», которая так необходима ему? Защитник христианской истины будет говорить «внятно», и его будут слушать «с понятием», когда начнёт свою речь с того, на что есть отклик в душе слушателя, что им признаётся за неоспоримую истину, и потом постепенно, последовательно будет раскрывать предмет шаг за шагом так, что всё последующее будет утверждаться на предыдущем, как на своём основании и вытекать из него, как действие из своей причины: «Иными понятиями, читаем у Григория Нисского , предзанят иудействующий, а иными живущий в Эллинстве, Анамей и Манихей, последователи Маркиана, Валентина, Василида...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010