(17) Перестань же думать об этом мятежном тиране и о Сардинии, оставь эти заботы и со всем флотом возвращайся к нам. Тем, у кого самое главное подвергается опасности, нет нужды заниматься мелочами. (18) Дальше мы будем вместе сражаться с врагами, и либо вернем себе прежнее счастье, либо будем иметь то преимущество, что не будем врозь переносить посланные Божеством бедствия» 138 . (19) Когда Цазон прочел доставленное ему письмо и сообщил о нем вандалам, все обратились к слезам и стенаниям, хотя и не явно, но насколько возможно, скрытно и незаметно для островитян; молча между собой они оплакивали случившееся. (20) Тотчас устроив, как получилось, необходимые дела, они сели на корабли. (21) Отплыв отсюда, они всем флотом на третий день пристали к берегам Ливии на границе Нумидии а Мавретании. (22) Двинувшись пешком, они прибыли к равнине Буллы, где и соединились с остальным войском. Тут у вандалов произошло много трогательных сцен, которые я не в силах как следует передать. (23) Думаю, если бы зрителем пыл бы даже их враг, то и он, наверное, пожалел бы вандалов и судьбу человеческую. (24) Гелимер и Цазон бросились друг другу на шею и никак не могли оторваться друг от друга; не говоря ни слова, они плакали, сжав руки; и каждый из вандалов, находившихся с Гелимером, обняв прибывшего из Сардинии, делал то же самое. И долго, как бы приросши друг к другу, они предавались этому наслаждению: ни бывшие с Гелимером не спрашивали о Годе (поразившее их ныне несчастие побудило их считать крайне ничтожным то, что прежде казалось им самым важным), ни прибывшие из Сардинии не считали нужным задавать вопросы о событиях в Ливии: самое место в достаточной мере служило доказательством всего случившегося. (26) И не было речи ни о женах, ни о детях, так как они знали, что если кого тут нет, то ясно, что она или умерли, или находятся в руках врагов. Вот в каком положении были тогда там дела. 1 Речь идет об окончательном разделении Римской империи между детьми императора Феодосия I (379 – 395) – Аркадием и Гонорием, имевшем место 17 января 395 г. До этого времени империя разделялась неоднократно, и уже Диоклетиан (284 – 305) узаконил это явление, учредив двух августов и двух цезарей. Феодосии, который был первоначально императором восточной части империи, одержав в 394 г. в битве при Фригидусе победу над узурпатором Евгением, провозглашенным после смерти Валентиниана II (375 – 392) императором Западной Римской империи, вновь на короткое время объединил две части империи в одну.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

(38) Но Британию римляне уже не могли впредь вернуть под свою власть; она так и осталась под властью тиранов. (39) Готы, перейдя через Истр, заняли сначала Паннонию, а затем, с разрешения императора, заселили местности во Фракии. (40) Пробыв здесь недолгое время, они завоевали Запад. Но об этом я буду говорить, когда начну рассказ о войне с готами 18 . Глава III Вандалы прежде жили около Меотиды 19 . Страдая от голода, они направились к германцам, называемым теперь франками, и к реке Рейну, присоединив к себе готское племя аланов 20 . (2) Потом, двинувшись оттуда под предводительством Годигискла, они поселились в Испании 21 , которая является первой страной Римской державы со стороны океана. Тогда Гонорий заключил соглашение с Годигисклом о том, что вандалы будут жить там, не причиняя вреда стране. (3) Так как у римлян существовал закон, что те, которые сами не пользовались своей собственностью в течение тридцати лет, не могут требовать ее обратно от тех, кто ею завладел, и в силу давности теряют право выступать на суде с жалобой, Гонорий издал закон, чтобы в течение всего того времени, которое вандалы проведут в пределах Римской державы, не действовал пункт о применении тридцатилетней давности 22 . (4) Когда дела на Западе обстояли таким образом, Гонорий скончался от болезни. Еще до того, как это случилось, вместе с Гонорием царскую власть разделил Констанций, муж сестры Аркадия и Гонория Плацидии 23 ; однако, вступив на престол, он прожил только несколько дней, тяжко захворал и умер еще при жизни Гонория, не имев возможности ни сказать, на сделать чего-либо достойного: слишком коротко было время, в течение которого он был василевсом. (5) Сын этого Констанция, Валентиниан 24 , только что отнятый от груди, воспитывался при дворе Феодосия, и римские придворные избрали василевсом одного из дворцовых воинов по имени Иоанн 25 . (6) Это был человек кроткого нрава, одаренный разумом, во в то же время способный к решительным действиям. (7) Пять лет своей власти он провел в благоразумной умеренности, не слушал доносчиков, никого не умертвил по произволу, ни у кого не отобрал имущества; против же варваров ему не удалось сделать ничего значительного, так как с Византием он был во вражде.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Гизерих, не по какой-либо иной причине, но только потому, что надеялся получить большие богатства 45 , с сильным флотом отплыл в Италию. Не встретив ни от кого сопротивления, он вступил в Рим и занял дворец. (2) Максима, собиравшегося бежать, римляне умертвили, побив камнями. Они отрубили ему голову, разрубили его на части и разделили их между собой 46 . (3) Гизерих взял в плен Евдоксию с ее дочерьми от Валентиниана, Евдокией и Плацидией и, нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл в Карфаген, забрав из дворца и медь, и все остальное. (4) Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. (5) Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вез статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена. (6) Евдокию Гизерих выдал замуж за своего старшего сына Гонориха, вторую же дочь (она была женой Олибрия, знатнейшего среди римских сенаторов 47 ) вместе с ее матерью Евдоксией, по требованию василевса 48 , он отправил в Визáнтий. (7) Восточное же царство перешло к тому времени ко Льву, возведенному на престол Аспаром, так как Маркиан уже скончался. (8) Впоследствии Гизерих задумал следующее. Он велел срыть стены всех городов Ливии, кроме Карфагена, с той целью, чтобы ни сами ливийцы, став на сторону римлян, не могли бы, обладая этими укреплениями как своим оплотом, поднять против него восстание, ни посланные василевсом войска не могли надеяться, что они и городом завладеют и, поставив в нем свой гарнизон, будут досаждать вандалам. (9) Тогда казалось, что это решение очень хорошее и что оно навсегда упрочило благополучие вандалов, но впоследствии, когда эти города, оказавшись неукрепленными, очень легко и безо всякого боя были взяты Велисарием, это вызвало немало насмешек в адрес Гизериха, и то, что казалось до тех пор мудрой предусмотрительностью, сочла неразумным поступком.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

В их числе были и иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана 166 . (6) Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: «Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. (7) Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. (8) Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов». (9) Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме. (10) Среди пленных во время триумфа шел и сам Гелимер, одетый в накинутую на плечи пурпурную одежду, были тут и все его родственники, а из вандалов те, которые были особенно высокого роста и красивы. (11) Когда Гелимер оказался на ипподроме и увидел василевса, восседавшего высоко на престоле, народ, стоявший по обе стороны 167 , он, осмотревшись вокруг, осознал, в каком несчастном положении пребывает, не заплакал, не издал стона, но непрестанно повторял слова еврейского писания: «Суета сует и всякая суета» 168 . (12) Когда он подошел к седалищу василевса, с него сняли пурпурную одежду, заставили пасть ниц и совершить поклонение василевсу Юстиниану. То же самое сделал Велисарий, как бы вместе с ним моля василевса 169 . (13) Василевс Юстиниан и василиса Феодора одарили всех детей Ильдериха и его родственников, а также всех потомков из рода василевса Валентиниана достаточными богатствами, а Гелимеру предназначили прекрасные земли в Галатии, разрешив жить там вместе с ним всем его родственникам. (14) Однако в число патрикиев Гелимер не был зачислен, так как не захотел переменить своей арианской веры 170 . (15) Немного времени спустя Велисарию был устроен триумф по древнему обычаю. Тогда его, назначенного консулом, несли пленные, и он из своего кресла бросал народу вещи из полученной на войне с вандалами добычи. (16) В честь консульства Велисария народу удалось получить много серебра, золотых поясов и большое количество других предметов из сокровищ вандалов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

В период между первым и вторым макрособытиями деятельность Сатаны становится более заметной. Он действительно имеет отношение к преследованиям и ересям. Однако материал центральной части «Церковной истории» не позволяет говорить о нем как об «отце гонений». Лишь в одном случае на Дьявола возлагается вина за провоцирование массовых преследований, да и то они носят локальный характер: речь идет об избиении галльских христиан при Марке Аврелии (причем это свидетельство не самого Евсевия, а цитируемого им Послания церквей Лугдунума и Вьенны церквам Азии и Фригии; V. 1). Скорее, Сатана использует гонения, чтобы навредить отдельным христианским героям – Поликарпу, Аполлонию и Оригену . Истинными же авторами антихристианских преследований для Евсевия являются нечестивые императоры, а также жестокие проконсулы, завистливые жрецы и безумный языческий народ. Но, что еще более важно, не все ереси, упомянутые Евсевием, имеют сверхъестественное происхождение. Автор связывает с Дьяволом лжеучения Симона Волхва, Менандра, эвионитов, Сатурнина, Василида, Карпократа, Маркиона, Монтана, Новата и Манеса. Однако гораздо большее число ересей выводится за рамки такой связи – «заблуждения» Керинфа, николаитов, Валентина, Кердона, энкратитов, Артемона, Асклепиодота, Феодота, арабов, элкесаитов, Савеллия и Павла Самосатского. Несмотря на утверждение историка, что порождение лжеучений – «профессиональная» обязанность Сатаны, последний выступает лишь как один из многих инициаторов: по крайней мере, вина самих еретиков не меньше, чем вина «врагов невидимых». Кроме того, такие сцены, как вселение демона в лжепророчицу Филомену, попытка изгнать демона из лжепророчицы Максимиллы, гибель одержимого демоном Феодота и очищение обжитого демоном источника в Кесарии Филипповой, чрезвычайно напоминают евангельское отношение к бесам как не очень могущественным духам, отношение, по сути дела, пренебрежительное. В рамках второго макрособытия роль Сатаны кардинально меняется. Его главным орудием теперь становятся не еретики, а земные правители. Дьявол перестает быть изобретателем лжеучений, чтобы полностью переключиться на организацию преследований. Только в этой части «Церковной истории» он превращается в истинного «отца гонений». В таком качестве Сатана оказывается важнейшим историческим персонажем. Именно особый размах его деятельности (Великое гонение) провоцирует широкомасштабное вмешательство Логоса в историю на стороне Константина и Лициния, а затем на стороне одного Константина. Тем не менее тот факт, что эта деятельность «дозволена» Богом, ограничивает ее историческое значение: Диоклетиановы преследования рассматриваются автором в терминах божественного наказания и воспитания падшей церкви, и в этом контексте Дьявол выступает как «цепная собака Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, римляне с обычной доблестью обратили в бегство врагов, и огромное количество варваров бежало, пока не достигло своего лагеря. Там пехота готов, будучи совсем неутомленной, двинулась против неприятелей и без большого труда отразила их; с другой стороны, когда на помощь коннице готов выступили другие конные отряды, римлянам пришлось усиленно бежать, пока они не поднялись на какой-то холм и не остановились там. Их догнали здесь всадники варваров, и конное сражение завязалось вновь. Тут Валентин, конюший Фотия, сына Антонины, дал ясное доказательство своей доблести: он один ворвался в толпу врагов, задержал натиск готов и спас бывших с ним. Так они бежали и достигли укреплений Рима, причем варвары преследовали их до самых стен, в которых находятся ворота, называвшиеся Саларии. Римляне, испугавшись, как бы вместе с убегающими не ворвались в город и враги и не оказались внутри укреплений, совершенно не желали открывать ворот, хотя Велизарий громко им это приказывал и с угрозами кричал на них. Дело в том, что те, которые смотрели на них через отверстия укреплений башни, не могли его узнать, так как все его лицо и голова были покрыты грязью и пылью, а кроме того, нельзя было и ясно рассмотреть: день уже клонился к вечеру. Сверх того, римляне думали, что Велизария уже нет в живых, так как те, которые при первом бегстве, повернув тыл, бежали, сообщили, что Велизарий умер, славно сражаясь в первых рядах. Вся толпа неприятелей, устремившись в большом числе и охваченная сильным воодушевлением, задумала перейти ров и напасть там на отступающих. Римляне, оттесненные к стене, находясь по эту сторону вала, стояли, тесно прижавшись друг к другу Те же, которые находились внутри укреплений, чувствуя себя без начальника и совершенно неприготовленными, в страхе и за себя и за город никак не могли помочь своим, хотя те и находились в таком опасном положении. Тогда Велизарий решился на следующий решительный поступок, который, сверх ожидания, спас положение римлян. Подбодрив словами, обращенными ко всем тем, которые были с ним, он внезапно напал на неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Скачать epub pdf Книги блаженного Августина по характеру содержания разделяются на: 1) философские: Против академиков. О жизни блаженной. О порядке.Монологи. О количестве души. Об учителе. О музыке. О бессмертии души. 2) догматические вообще: А) догматико – апологетические против язычников и иудеев: О граде Божием. Об истинной религии. О прорицаниях демонов.Трактат против иудеев. Б) догматико – полемические: О ересях. О пользе веры к Гонорату. О двух душах, против манихеев. Акты против Фортуната манихея. Против послания манихея, которое называют основным. Против Фавста манихея. О публичных разсуждениях с Феликсом манихеем. О природе добра против манихеев. Против Секундина манихея. Против врага законов и пророков. Против присцилланистов и оригенистов. О свободной воле. О нравах церкви кафолической и нравах манихеев. О творении против манихеев. Псалом в противодействие Донату. Против послания Пармениана. О крещении против донатистов. Против сочинений Петилиана донатиста. Послание к православным против донатистов, известное вообще под названием: о единстве церкви. Против Крескония грамматика и донатиста. О едином крещении против Петилиана. Краткое изложение прения с донатистами. К донатистам после прения. Слово к народу кесарийской церкви, сказанное в присутствии Емерита. Публичные прения с Емеритом донатистом. Против Гавденция, епископа донатистов. К Марцеллину. О наказании за грехи, об отпущении грехов и о крещении детей. К нему же. О духе и букве. О природе и благодати к Тимазию и Иакову против пелатанъ. О совершенстве правды человеческой. О публичном изложении мнений Пелагием к Аврелию епископу. О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия. О браке и вожделении. О душе и ее происхождении. Против двух писем пелагиан к Бонифацию. Против Юлиана пелагианина. Против 2-го ответа Юлиана (неоконч.). О благодати и свободной воле к Валентину. О наказании и благодати. О предопределении святых. О даре постоянства в добре. Против слова арианскаго. Прение с Максимом, арианским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вопрос ο VIII кн. осложняется ещё другим обстоятельством. После неё в философской рукописи следуют два отрывка: «Извлечение из сочинений Феодота и других исследователей восточной школы Валентина», и сокращённо называемые Excerpta ex Theodoto, и «Избранные места из книг пророческих», обычно называемые Eclogae propheticae и представляющие собою краткие толкования на избранные пророческие изречения. Хотя эти отрывки в рукописи приведены анонимно, но ввиду помещения их после «Стромат», большинство учёных приписывают их Клименту и поставляют в связь с VIII кн. «Стромат». По Цану книга эта была действительно написана Климентом; указываемые отрывки являются позднейшими выдержками «Стромат»; основанием для Цана является то обстоятельство, что, например, древний писатель Акакий, преемник Евсевия Кесарийского , цитировал «Эклоги», как VIII кн. «Стромат» и что в VIII кн. Климент собирался истолковать кратко Писание против эллинов и иудеев, что якобы и исполнил в «Пророческих эклогах» в VIII книге. Но против этой гипотезы справедливо возражение, что в рукописном предании ни «Эклоги», ни «Эксцерпты» не обозначаются как извлечения из VIII кн. «Стромат», что цитация «Эклог» как части «Стромат» объяснима уже из того только предположения, что в кодексах они помещались обыкновенно после VII кн. «Стромат», что задачу свою по отношению к эллинам и иудеям в VII кн. Климент формулировал точнее, как защиту от обвинения со стороны их, между тем в изъяснениях «Эклог» апологетический элемент совсем отсутствует. Более вероятно поэтому другое предположение, – Арзиана, а именно, что «Эксцерпты» представляют собой выдержки из сочинений гностиков, сделанные Климентом в целях опровержения их, что подобным же образом и «Эклоги» представляют собрание черновых материалов для VIII кн. «Стромат», а логический трактат – извлечение из какого-либо философского труда. Большинство современных учёных и держится теперь предположения, что VIII кн. Климент не написал, и что до нас сохранились лишь те материалы, которые он собирал для её составления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Так в XXXV гл. „Каталога» бл. Иероним говорит об Иринее, что он „жил при императоре Коммоде, который был преемником в царствовании Марку Антонину». Другое различие между сведениями Евсевия и бл. Иеронима о Иустине заключается в том, что автор „Каталога» говорит не об одной книге „Против Маркиона», но „о замечательных книгах” (insignia volumnia) „Против Маркиона». Множественное число остается на ответственности бл. Иеронима. Св. Ириней, а за ним Евсевий – знают только об одной книге „Против Маркиона». Правда, по мнению Грабе, и Фотий (IX в.) утверждает, что св. Иустин написал „против Маркиона» несколько книг, говоря о сочинении „Против Маркиона» во множественном числе: ,,ναγκαοι Λγοι». Но заключение Грабе несправедливо: слова ,,ναγκαοι Λγοι» относятся не только к сочиненно „Против Маркиона», но и к сочинениям „О единовластительстве Божием” и „Певец” 167 . В IX гл. „книги о знаменнтых мужах”, трактуя об апостоле Иоанне, бл. Иероним утверждает, что св. Иустин вместе с св. Иринеем был толкователем „Апокалипсиса». Так как ни раннейшее, ни позднейшее предание не при-писывает св. Иустину „толкования на Апокалипсис”, то нужно считать известие бл. Иеронима об этом неосновательной догадкой 168 . В письме к Магнусу, как мы уже знаем, Иероним упоминает о первой апологии св. Иустина и о том, что апологет подражал в ней Аристиду. В книге бл. Иеронима против Елвидия „О приснодевстве Св. Девы Марии» мы читаем следующие слова: „не могу ли я выдвинуть тебе целый ряд древних писателей: Игнатия, Поликарпа, Иринея, Иустина мученика и многих других апостольских и ученых мужей, которые против Евиона и Феодота, Внзантия и Валентина, рассуждая об этом (т. е. об отношении Иосифа к Приснодеве Марии) таким же образом, написали сочинения полные мудрости». Из этого последнего известия можно заключать с некоторою вероятностью, что бл. Иероним читал те анти-еретические сочинения св. Иустина, которые Евсевию были знакомы только по имени: сочинения „Против всех ересей» или сочинения „Против Маркиона».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Троицкий храм в Красноярске «Она протянула мне листок с именами, и я просто остолбенел» — реальный случай из жизни будущего священника 2 мин., 07.09.2021 «Господи, как же не хочется идти домой!» — повторял я про себя, когда был послушником в Троицкой церкви в Красноярске. Домой — значит туда, где в однокомнатной квартире живут мои родители, где сейчас обитаем и мы с женой и двумя ребятишками. Жилось нам, мягко говоря, не сладко. И я все молил Бога: «Господи, помоги нам! Сделай что-нибудь!». Нет, умом, я, конечно, понимал, что надо идти к семье: поддержать жену, побыть с детьми, поговорить с родителями. Но тяжело, очень тяжело. «Все, сегодня домой не пойду, останусь в сторожке», — очередное «правильное» решение возникло в голове. — Эй, родненький. Хочешь быть в раю? Передо мной — как с неба свалилась! — стояла ну очень странно одетая женщина. Я раньше уже видел ее — трудно не заметить человека в теплом черном плаще жарким летом. Да еще и сам плащ был увешан значками, иконками и крестиками. Все звали ее «Валя вечная бесконечная». Почему? Сами все поймете. — Что, молишься? — прямо спросила Валя. А я ведь и правда молился, как рассказал сначала. — Ты молитвенник, я знаю! Ну-ка, на, помолись, — Валя сунула мне в руки одну из своих знаменитых «простыней» — четыре склеенных тетрадных листа. Все они исписаны именами, причем на каждой строчке — два ряда имен. Я взял записку с единственным желанием — выкинуть где-нибудь по пути. Глянул на нее мельком только один раз, и тут из огромного количества имен на меня сразу же «посмотрели» имена моих близких, отчетливо написанные Валиной рукой. Имена жены, детей, папы и мамы. Я остолбенел и смог еле-еле сказать: — Я правда помолюсь, Валя, только мне сейчас домой надо. Можно я дома помолюсь? — Конечно, иди. Тебя ждут. Точно тебе говорю. Будем вместе в раю. Вечно бесконечно! Я пришел домой, и меня, конечно же, ждали. После ужина, перед сном, когда легли спать мои родители, когда угомонились дети, мы с любимой стали на вечерние молитвы. — Ты знаешь, — сказала Света, — я сегодня проходила возле храма, зашла и купила маленькую икону. Очень она мне понравилась. Жена поставила образ перед нами. А с иконы на меня смотрела мученица Валентина Кесарийская (Палестинская). Словно второй раз за день смотрела. Подготовила Анастасия Спирина Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ona-protjanula-mne-listok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010