Ты никогда не должен говорить: «Я поднимусь на ту или иную высоту» – ты просто будешь трудиться над своим внутренним устроением, памятуя, что этого требует от тебя Господь, а плода – от благодати Божией. Дивные слова читаем мы по этому поводу у св. Иоанна Златоустог о: «Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвига, а на расположение подвизающихся». В этих словах нам уясняется то, что от нас требует Господь и что нам дает надежду на этот венец. Нам дают надежду на это не какие-либо великие заслуги наши перед Господом, а наше внутреннее расположение, устремление, готовность, желание трудиться и работать для Господа, а самый путь этой внутренней духовной работы беспределен, как беспредельно само совершенствование. Мы никогда не должны искушаться страшной и кощунственной мыслью, что христианство – это какой- то заброшенный уголок в нашей душе. Но работая над своим внутренним устроением, над спасением души своей, мы должны всегда памятовать о нашей немощности, твердо уповая на Божественную благодать. Аминь. Беседа пятая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В разные времена по-разному в миру понималась жизнь. В разные времена главнейшим считалось разное. Но действительная основа жизни всегда остается одна и та же. Эта основа любовь – слово, которое имеет неисчерпаемую глубину содержания. В духовной жизни велико значение богомыслия. Посмотрим, как учит нас Слово Божие о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ). В послании Иакова говорится: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете» ( Иак. 2:8 ). Апостол Иаков заповедь о любви к ближнему называет царским законом. У апостола Павла о значении любви как основного закона бытия говорится: «Любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). И в другом послании:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему Святые Дары». Молитва Определение    Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда» (Леств.28:1). Священное Писание о молитве    «Пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12).    «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк.1:35).    «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).    «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2).    «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Важность молитвы    Схимонах Силуан: «Мир стоит молитвою. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет».    Протоиерей Валентин Свенцицкий: «Человек, молящийся и не молящийся — это люди двух разных миров».    Святитель Феофан Затворник: «Молитва — барометр духовной жизни».    Протоиерей Павел Флоренский: «Молитва — это вдыхание в себя благодати Божьей».    Святой прав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Учит он ближних, как братьев, любить, Учит искать он богатство нетленное, Чтоб не владела душой суета, Ибо все мира сокровища бренные Нашей душе не заменят Христа. Леонид Денисов  ГРАНИ ЖИЗНИ И СОПРИКОСНОВЕНИЕ БЕССМЕРТНОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ С ВЕЧНОСТЬЮ. СМЕРТЬ ТЕЛА. Глава 8. ТРИ ПЕРИОДА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 1 Кор. 15, 53 Человеческая душа была создана по «образу Божию» (Быт. 1, 27) и создана бессмертной. «У Бога все живы», — говорит Господь (Лк. 20, 38). Священное Писание раскрывает нам понятие о трех периодах жизни человеческой души, с двумя гранями — переходами из одного периода в другой. Первый период есть жизнь души в теле, ставшем смертным после грехов. Затем наступает смерть — разложение тела и переход во второй период жизни души вне тела. Характеризуя этот период, о. Валентин Свенцицкий говорит так: «После смерти тела неведомый нам процесс, в смысле окончательного самоопределения души к добру или злу, очевидно, будет продолжаться до Страшного Суда — ибо действенна здесь молитва Церкви». О характере жизни душ святых в этот период говорилось выше — в главе о торжествующей Церкви. Второй период жизни заканчивается воскресением тел перед Страшным Судом, при Втором пришествии Христа. Читаем в Откровении: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20, 13). Для истинных христиан этот момент воскресения тел будет моментом торжества и прославления. Апостол Павел пишет про него: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 51-53). После этого для учеников Христа наступит третий период жизни с Богом на «новой земле» и под «новым небом», где вместо солнца будет Сам Господь Бог (Откр.21, 1; 22, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Христос заметил её и подошёл к ней. — Что с тобой? — тихо спросил Он, прикасаясь рукой к её плечу. Марфа подняла на Него свои глаза и сказала, сразу заметно успокоившись: — Умер брат мой Лазарь. Мы жили так дружно, он был добрый такой, ласковый, всегда помогал ближним. За что Бог наказал нас? Снова слёзы хлынули из её глаз, и она горько плакала. Христу стало жаль её, и слёзы потекли по Его щекам. И сказал Он Марфе: — «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Пойдём в храм за Мной. В голосе Христа была такая спокойная твёрдость, что Марфа, не понимая, что Он собирается делать, пошла покорно за Ним. Взошли и спутники Христа. Трудно было пройти к гробу, но перед сестрой умершего все расступались. Бардыгин сразу заметил Христа. Он подозвал к себе Трофимыча и, указывая глазами, сказал шёпотом: — Опять этот сумасшедший жид пришёл. Ты бы того… — Слушаю… Трофимыч, деловито расталкивая молящихся, пошёл за Христом. Но в это время свершилось нечто неслыханное: Христос остановился у гроба, поднял глаза Свои к небу и сказал громко на всю церковь, так что все услыхали Его слова: — «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего!» Жутко стало всем от этих загадочных слов, от этого победного голоса. Марфа упала на колени пред гробом и, рыдая, повторяла: — Брат, брат!.. Трофимыч подошёл к Христу и хотел взять Его за руку. Но рука Трофимыча стала тяжёлая как свинец, и он не мог пошевельнуть ею. А Христос голосом, подобным грому небесному, произнёс: — Лазарь, встань!.. И всё затихло в церкви. В ужасе жались друг к другу богомольцы, боясь верить и в то же время предчувствуя, что должно свершиться что-то. И вот среди общего безмолвия поднялся в своём гробу усопший… Словно искра пробежала по толпе. Многие в паническом страхе бросились к выходу, давя друг друга, как дикие звери, увидавшие пожар. — Осанна, осанна! — в исступлении выкрикивала больная юродивая. Неизъяснимый восторг охватил учеников Иисуса. Они громко славословили Христа, и слова сами лились из их уст.

http://azbyka.ru/fiction/vtoroe-raspyati...

Христос поднял прозрачную руку Свою, свет небесный озарил Его лицо, и Он, благословив народ, разверз уста Свои. Нет, это не голос человеческий. Это хоры ангелов незримые поют. И звуки голосов их не улетают в бездушное пространство, а падают глубоко-глубоко в человеческие сердца. «Блаженны нищие духом, — говорил Христос, — ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Народ оцепенел. Новые, неслыханные слова! Из какой дивной книги взял Он их? И снова поднял Христос руку Свою, и снова благословил народ. Как один человек все тихо опустились на колени, и только несколько детей робко подошли к Нему. Старушка Макаровна, торговка семянками, рыдала, прижимаясь морщинистой головой к сырой земле. — Батюшка… родименький… — шептала она, — пришёл Утешитель, Спаситель наш. Уже больше никто не спрашивал: «Кто это?» Сердце узнало — Кто. Долгие годы оно ждало этих слов, этого голоса. Теперь оно рвалось навстречу Ему. — Говори, говори, Учитель!.. А Он стоял, и светлый лик Его становился задумчив, тень скорби ложилась на нём. Расталкивая народ локтями, городовой кричал: — Это что за толпа? Что тут такое?.. Где? Кто тут?.. — Он искал глазами. — Расходитесь, расходитесь… Вам говорят! Добром просят… Толпа медленно стала расходиться. А с холма снова раздался таинственный голос: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Толпа снова замерла. Городовой с удивлением посмотрел на холм: — Ты что орёшь?! По какому праву народ собрал? Проходи, а то в участок отправлю. Ну, слышишь!.. И вы, братцы, расходитесь… а не то… Он стал расталкивать народ в разные стороны. —Дай послушать-то доброго человека, — сказал старичок. —В церковь ступай, там и слушай. А не то — в участок. — Нехристь ты… — Ну, не разговаривать! И снова с холма, словно радостный звон, прозвучал тот же голос:

http://azbyka.ru/fiction/vtoroe-raspyati...

Что можно и что нельзя 432 Евангелие – книга ещё покудова правительством не запрещённая. Её продают в книжных магазинах, по железным дорогам, по деревням и сёлам. Евангелие читается во всех церквях, по несколько раз в день, тысячами священнослужителей. Таким образом, каждый может взять эту книгу, раскрыть её и прочесть в Евангелии от Матфея следующее место: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф. 5:34, 37 ). Это прочесть можно. Но если вы скажете христианам, которых в суде, в войсках, при поступлении на государственную службу заставляют принимать присягу и верность Царю подтверждать клятвой и крестным целованием, если вы скажете им: не клянитесь, клясться грех , клясться Христос не велел, – вас схватят как государственного преступника и бросят в тюрьму. Этого говорить нельзя. Можно взять, раскрыть Евангелие от Марка и прочесть там подтверждение древней заповеди «не убий» ( Мк. 10:19 ). Но если, видя, как солдаты стреляют в безоружную толпу рабочих, вы броситесь к ним с криком: опомнитесь, убивать нельзя, Господь не велит! – вас приколют штыком как государственного изменника. Правительство разрешает всякому читать в Евангелии от Матфея: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5:43–44 ). Это прочесть можно. Но если христианское правительство будет призывать вас на Дальний Восток убивать там из пушек и пулемётов врагов ваших, а вы на это ответите, что у вас нет врагов, потому что вы христианин, что Христос велел любить врагов и молиться за них, а не убивать их, – вас расстреляют или сошлют в Закавказье, где вы умрёте от нищеты и ядовитого климата. Говорить о любви к врагам, когда призывают к воинской повинности, нельзя. Вы вполне можете раскрыть книгу Деяний апостольских и прочесть: «...никто ничего из имения не называл своим, но всё у них [верующих] было общее» ( Деян. 4:32 ), но если вы обратитесь к богобоязненному фабриканту или не менее богомольному домовладельцу и скажете им: не называйте вашу фабрику и ваш каменный дом своими, пусть они будут общими, – за это вас сейчас же потащат в участок, где христиане-полицейские изобьют до смерти как «социалиста», «анархиста» и «безбожника».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Чувство любви к Богу есть стремление к самосовершенствованию путем теснейшего соединения с Господом Богом. Наше чувство любви к ближнему – это желание слиться духовно с ним. Другими словами, это есть таинственная способность и стремление человека к величайшему единству прежде всего с источником всякой жизни – с Господом, а затем со всем, что есть образ и подобие Его, то есть с человеком, носящим в себе образ Божий. Вот из этого источника, из этого таинственного стремления к полноте в единой жизни с Богом и всеми людьми, то есть к жизни в Церкви, и проистекает это чувствование возвышеннейшего состояния любви. По этому поводу мы имеем нечто в Слове Божием, там говорится: «Бог есть любовь». «Всякий, любящий родившего, любит и рожденного от Него». В другом месте апостол говорит: «Возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». В Евангелии от Иоанна читаем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». В Деяниях апостольских об этом состоянии полного единства говорится: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа». В Евангелии от Иоанна читаем: «Да будут все едино, как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Вот где раскрывается во всей полноте тайна, смысл и сущность любви, до какового понимания человеческий разум не может возвыситься. Здесь истинное Божественное откровение. Ведь здесь говорится о том, что человеку заповедуется такое же единство, как единство Троичного Бога: «Да будут все едино, как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». А ведь Бог есть любовь; тайна Пресвятой Троицы есть тайна любви, соединяющей Единое Существо Божие. И мы в этой заповеди Христовой становимся сопричастниками этой Божественной любви, этой тайны Пресвятой Троицы. Так вот из этого источника, из таинственной глубины, где раскрывается как высший идеал недосягаемого совершенствования, раскрывается полнота единства любви Божественной и проистекает чувство любви. Какие-то скрытые, безсознательно действующие законы этой же содержащей все в единстве любви Божией заключаются в самой природе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Эта благодать открывает человеку истинный смысл жизни, Царство Божие, которое, по словам апостола, «...не пища и питие, а праведность и мир и радость во Святом Духе». «Господь сказал мне, – говорит апостол Павел, – довольно тебе Благодати Моей, ибо сила моя совершается в немоши». Слова эти совершенно неприемлемы для тех мирских учений, которые полагают основой нравственного совершенствования личные силы человека. Благодать подается по воле Отца через Сына: «Силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по своему изволению и Благодати, данной нам во Христе Иисусе». «Непрестанно благодарю Бога, – говорит тот же апостол, – за вас, ради Благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе!» И, наконец, раскрывается это действование благодати в следующем месте Послания к ефесянам: «Предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа по благоволению воли Своей в похвалу славы Благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном. В Котором мы имеем искупление Кровию Его прощение грехов, по богатству Благодати Его». Так все время напоминается верующим, что они ничто и что только действующая в них Благодать Божия ведет их к спасению. Что же значит эта Благодать Божия в деле нашего спасения? Не делает ли она ненужными наши усилия? Если мы ничто, мы ни за что не ответственны. Не станем ли мы ждать, когда в нас будет действовать его Божественная воля, сами не прилагая никаких трудов в деле нашего внутреннего устроения? Как понимать соответствие между трудами и усилиями и этим учением о Благодати Божией? Было бы совершенно безумным принять именно такое неправославное понимание значения благодати в деле нашего спасения. Это было бы, с одной стороны, уклонением к католичеству, с другой стороны, уклонением к протестантству. Православное, истинное, христианское церковное учение совершенно не устраняет значения личных усилий и обязательности их в деле спасения, принимая всю полноту богооткровенных учений о Благодати Божией. Вы представьте себе, что вам нужно поднять какую-нибудь тяжесть и вы протянули руку, чтобы поднять ее, и когда вы только прикоснулись к этой тяжести, чья-то сильнейшая, мощная рука присоединяется к вашей руке, берет вашу руку и вместе с вами поднимает эту тяжесть. Если бы не эта сильнейшая рука, ваши немощные силы не могли бы поднять и меньшей тяжести, но если бы вы не протянули руку свою, то эта невидимая рука сильного не подняла бы за вас этой тяжести.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Эта благодать открывает человеку истинный смысл жизни, Царство Божие, которое, по словам апостола, «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). «Господь сказал мне, – говорит апостол Павел, – «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Слова эти совершенно неприемлемы для тех мирских учений, которые полагают основой нравственного совершенствования личные силы человека. Благодать подается по воле Отца через Сына: «Силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе» ( 2Тим.1:8–9 ). «Непрестанно благодарю Бога, – говорит тот же апостол, – ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе» ( 1Кор.1:4 ). И наконец, раскрывается это действование благодати в следующем месте послания к Ефесянам: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф.1:5–7 ). Так все время напоминается верующим, что они ничто и что действующая в них благодать Божия ведет их ко спасению. И что же значит эта благодать Божия в деле нашего спасения? Не делает ли она ненужными наши усилия? Если мы ничто, мы ни за что не ответственны. Не станем ли мы ждать, когда в нас будет действовать Его Божественная воля, сами не прилагая никаких трудов в деле нашего внутреннего устроения? Как понимать соответствие между трудами и усилиями и этим учением о благодати Божией? Было бы совершенно безумным принять именно такое неправославное непонимание значения благодати в деле нашего спасения. Это было бы, с одной стороны, уклонением к католичеству, с другой стороны, уклонением к протестантству. Православное, истинное, христианское церковное учение совершенно не устраняет значения личных усилий и обязательности их в деле спасения, принимая всю полноту Богооткровенных учений о благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Эта мысль возводит в принцип (возводит в закон, в правило) исполнение христианского учения лишь постольку-поскольку оно не мешает жизни мирской. Может быть, люди, понимающие, что задачи христианские стоят перед каждым человеком во всей полноте и что законы нравственные и правила святых отцов и Церкви Святой должны исполняться во всей своей полноте, может быть, и они погрешают, может быть, и они не всегда делают и живут так, как бы требовало Слово Божие, но самое отношение к идеалам христианским, правилам духовной жизни и установлениям Церкви у них совершенно иное. Неисчислимые бедствия для духовной жизни проистекают от возведения в правило и закон исполнения христианства постольку-поскольку. Если человек чувствует свою немощь и не может выполнять то, что от него требует Святая Церковь , и ощущает это как грех, он всегда будет радоваться на всякого человека, освобождающегося от немощности и старающегося трудиться, чтобы встать на истинный путь полноты духовной жизни. Если же человек думает, что так и быть должно, что христианство есть какой-то особый, для определенных дней и для определенных случаев предназначенный обычай, совершенно не долженствующий коренным образом менять жизнь человеческую, то он непременно будет раздражаться и сердиться, и укорять всякого, особенно близкого человека, который всерьез задумает идти дорогой жизни духовной. А между тем перед нами в Слове Божием раскрывается нечто такое, что, казалось бы, должно нас совершенно исцелить от этого страшного недуга – практической ереси возводящего как бы в некоторый закон такое совершенно недолжное понимание христианства, это то, где говорится и заповедуется нам подражание Христу. Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Открываем Первое послание апостола Петра и читаем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его». Открываем Первое послание Иоанна, читаем: «Кто говорит, что пребывает в нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010