«Поучения – путь к жизни» ( Притч.6:23 ). Искушённый должен помочь искушаемым ( Евр.2:18 ). Сто лет назад это понял падший юноша. Он публично исповедовался в грехах своих и своего поколения, чтобы обрести жизнь вечную и избавить от страха смерти попавших в рабство страстей. И по Божьей милости смог изменить своё существо. В священстве о. Валентин стяжал дары благие и вразумил многие мятущиеся души. Убийца из к/ф «Остров» (реж. П. Лунгин, 2006) через непрестанную молитву и покаяние достиг чистоты духовной. И на это способен каждый! Потому издание собрания сочинений и сосредоточенное чтение – наш долг: перед автором и пред Господом. «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин.2:21–22 ). Духовный смысл романа-исповеди – обличение врага, поражающего душу человеческую, – ясно выражен автором в послесловии. Цель – помочь людям победить зверя. Безобразный двойник действует в каждом из нас, после первородного греха это неизбежно. Как не сделаться его рабом, не предаться во власть смерти? Прежде всего, признать в себе и отделить от себя: назвать подлинным именем «Антихрист» и утвердиться, что он – не я. Этому и учит книга Свенцицкого. Определив христианство как полноту истины, увидев в нём задачу и смысл своего существования, он не мыслит спасения в одиночку. Религиозный опыт не должен быть личным достоянием, его надо передавать другим, дабы уберечь от тех же падений в те же ловушки 5 . «Записки» – карта духовного мира с указанием мест и способов вражеских нападений: вот на этой развилке бесы перевернули указатель, тут толкнут в омут блуда, здесь подсунут неверное знамение, а там заморочат логическими ухищрениями. Берегись, путник! Как бы автор ни корил себя за литературные погрешности, ему удалось сделать поразительную вещь: пережитое душой выразить в художественных образах, причём с такой силой, что большинство читателей поверили в действительность событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Принимая христианство, новый член продолжал жить в том государстве, в котором родился. Вступая в общину верующих, делаясь членом Церкви, он не переставал быть гражданином Римской империи. С первых же шагов, таким образом, перед христианским сознанием вставал двоякий вопрос – во-первых, вопрос, так сказать, христианской совести, принципиальный: как относиться к власти вообще; и во-вторых, более практический: нужно ли повиноваться властям. Последний вопрос особенно обострялся ввиду враждебного отношения языческой власти к христианской проповеди . Апостолы разрешили его категорически и с поразительной ясностью. Можно с уверенностью сказать, что, если бы вопрос о повиновении властям не был так запутан в наше время постоянным смешением практической его стороны с принципиальной, евангельское учение о власти спасло бы нашу официальную Церковь от многих, неискупимых грехов... 13 Апостол прямо сказал верующим: будьте покорны всякому человеческому начальству. Но это была лишь первая половина ответа. Вопрос состоял не только в том, надо ли повиноваться человеческому начальству, но как быть в тех случаях, когда заповеди Христовы и требования власти будут взаимно исключать друг друга. Кого слушать? В Деяниях святых апостолов есть место, на которое слишком мало обращают внимание: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического.. И призвавши их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? " ( Деян. 4, 5–6, 18–19 ). Сопоставляя это место с требованием покорности «всякому человеческому начальству», получается вполне определённый истинно христианский ответ: нужно повиноваться всякому человеческому начальству, но до тех пор, покуда требования этого начальства не противоречат заповедям Христа. Дав этот ответ, апостолы в корне уничтожали возможность какого-либо конфликта между христианской совестью и требованием начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Притом они будут величаться, говоря: «я Павлов», «я Аполлосов» ( 1Кор. 1, 12 ), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как иудеи отцом своим Авраамом. Но будут в то же время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить и не сотворил, нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей...» Неизвестный . Как же тебе представляется будущее этого нового монашества? Духовник . Совершенно ясно, что св. Антоний разумеет здесь монашество в миру. Оно не будет внешне ограждено от мирских соблазнов, как ограждено было в прежнем монастыре. Эти новые подвижники будут жить в миру, где они «могли бы преступить» и не преступят, могли бы «сотворить зло» и не сотворят. Здесь разумеется не внутренний соблазн и не внутреннее совершение зла, так как это внутреннее падение угрожало монаху и в прежних монастырях и пустынях, а св. Антоний в своих пророческих словах противопоставляет будущих монахов прежним и говорит, что они будут блаженнее, потому что задача их будет труднее. Очевидно, речь идет о близости и доступности соблазнов, легкости, с которой можно «преступить», поддаться им, потому что они тут же под руками, не за оградой, а в миру, в котором будет жить этот будущий подвижник. И ясно далее, что это будет не общежительное подвижничество, а единоличное, потому что этим подвижническим путем будет идти не «масса стремящихся» к спасению, а отдельные люди. История как бы завершит круг и вновь придет и к гонениям первого века, и к монастырю первоначального христианства. Вот что говорится о гонениях перед концом мира в слове Божием. Господь сказал своим ученикам на горе Елеонской о грядущей судьбе мира и христианства: «...восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое...» ( Мф. 24, 7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Пусть говорит такой человек, где и сколько ему угодно, – от этого ни одним безбожником не станет меньше. Это нас научает и ещё одному, раскрывая нам, в чём состоит сила не только отдельного исповедника веры, каким был преподобный Спиридон, но вообще всей Церкви. Эта сила заключается в благодати. Не то утверждает Церковь и даёт ей победу над антихристом, что может давать победу в миру, а то, что исполнено благодати, и силы, и Духа Божия. Как и апостол Павел научает нас: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» ( 1Кор. 2, 4 ). Аминь. 25 декабря 1927 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Много званых, но мало избранных» ( Лк.14:24 ). Мы все – званые православные христиане. Не только в Крещении призывает нас Господь – Он зовёт нас в течение всей нашей жизни. Когда мы ощущаем в нашем сердце стремление к высшему, чувствуем неудовлетворенность обыденной земной жизнью – это Господь зовёт нас на Свой пир. Когда в нашем сердце доброе движение к тому, чтобы совершить какой-либо хороший поступок, сделать что-либо не для себя, а для другого – это Господь призывает нас на Свой пир. Когда посещают нас телесные немощи и мы начинаем просматривать свою жизнь и как-то по-иному относиться к ней – это Господь нас зовёт к Себе. И когда скорби, несчастья житейские посещают нас – всё это зов Господа. Каждое евангельское слово – это зов Спасителя на пир, каждое молитвенное воздыхание, каждое молитвенное слово, которое нам оставили святые отцы и подвижники, научающие нас молиться, – всё это зов Спасителя. Но что же мешает нам слышать его? Что делает таким нечутким слух нашего сердца? «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прощу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» ( Лк.14:18–20 ). «Имей мя отречена»... Кто перечислит все отговорки человека, лишь бы только уклониться ему от Божественного пира.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Радуйтесь, Я всегда с вами». «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это было сказано на третий день после Успения Божией Матери. Это повторяется почти две тысячи лет, и это будет повторяться, пока не придёт во славе Своей судить живых и мёртвых Сын Её и Господь и Бог наш Иисус Христос. Аминь. 28 августа 1927 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда совершается таинство Евхаристии, на Престоле стоит дискос, на котором Агнец, а рядом частицы, знаменующие собой Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, а с другой стороны частицы – пророки, апостолы, мученики, мученицы, бессребреники, святые угодники Божии. А вот частицы, вынутые из поданных просфор. Это всё люди, это всё души живых и мёртвых. Какие здесь тяжкие грехи, какие здесь скорби, какие здесь немощи! Никому никогда не каялась: в молодости родила младенца и задушила его... А этот всё пьёт, и не может отстать от греха своего, и впадает в блуд, в мерзость и скверну. А у этого гордыня, а у этого тщеславие, а у этого повседневные, но засасывающие духовную жизнь грехи... Всё люди, всё люди... И за умерших здесь вынуты частицы из просфор... Давно лежащие в земле, давно погребённые люди, а сколько унесено ими туда грехов.. и все скорби, все грехи, все немощи наши... И чувствуешь, и веруешь, что здесь, вокруг Святого Агнца, в жертву ныне приносимого, стоящего вместе с Пресвятой Владычицей, святыми мучениками и угодниками Божиими, эти грешные живущие и отошедшие души получат прощение, освобождение от грехов Кровию Святою Господа Иисуса Христа. И веруешь так потому, что даже и в своём немощном сердце, когда ты любишь близких тебе людей, находишь любовь для прощения. Разве ты не простишь сына своего, что бы он ни сделал? Разве ты не пожалеешь его, в какой бы грех он ни впал? А здесь сама жертвенная, голгофская любовь Господа... И когда будешь ты погружать все эти частицы в потир и произносить слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», они покроются истинною Кровию Спасителя и будут напоены Ею, и это таинственно и невидимо омоет грехи зде поминавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Самое трудное и самое нужное – это всегда гореть духом, всегда памятовать о высшем, всегда стремиться ко спасению, всегда чувствовать вечность, никогда не угасать духовно. Вот об этой-то основной стороне нашей жизни я и хотел, думая о второй проповеди, сказать вам, не думая, что я начну её словом погребальным. Для того чтобы наша жизнь не прошла для нас так, как проходит она у людей неверующих, для того чтобы она привела нас к спасению, для этого нам надлежит постоянно быть устремлёнными к Богу. Вот смысл и назидание и нашей ночной службы. Мне хотелось, чтобы вы потрудились помолиться в эту ночь. Пусть останется в нашей памяти бодрственное состояние в ночи как некий образ того, что надлежит нам испытывать в нашей жизни всегда. Это бодрственное стояние в молитве, бодрственное стояние в духовной жизни, бодрственное стояние в служении Господу. Не каждому Господь пошлёт такую кончину, не каждый умрёт, только что причастившись Святых Тайн. И посему жить надо, как учат нас святые подвижники, так, как будто бы каждый час готовишься к смерти. Аминь. 5 января 1928 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Единая мысль, единое чувство должны быть всегда в нашем существе. Эта мысль должна быть всегда, какое бы дело мы ни делали, в каких бы обстоятельствах мы ни пребывали: в скорбях наших, в радостях наших, в житейских наших заботах; эта мысль, это чувство – как нам наследовать жизнь вечную, как нам спастись. И когда человек уже пришёл в некий разум и уже не может не видеть, что дорога жизни мирской ведёт его к гибели, каким ему кажется трудным достигнуть спасения! Каким он кажется себе одиноким, беспомощным, сколько врагов спасения, сколько встаёт этих врагов и внутри и вовне! Изнемогает дух наш! Как же нам спастись? И подошёл к Спасителю юноша и спросил Его: «Как наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Господь, перечисляя заповеди Божии: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать». И сказал юноша Ему, что всё это он соблюл с юности своей. И сказал ему тогда Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твоё, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною». И опечалился юноша, потому что был богат. И сказал Господь: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (См.: Мф.19:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Святая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, излиянная за грехи мира, Тело Его Святое, ломимое за нас и ныне нами вкушаемое. Но сия Кровь и сие Тело преподаются только в истинной Святой Православной Церкви. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Чей разум может вместить полноту истины и чье сердце может вместить полноту правды? И мы не дерзаем вместить сию полноту и в сознании своей немощи стоим и испытываем благоговейный трепет перед этой полнотою истины и правды. Ныне Святая Церковь вводит нас в Сионскую горницу, ныне мы присутствуем на Тайной вечере, на которой было утверждено и дано людям страшное Таинство Евхаристии, когда Тело, за нас ломимое, и излиянная на Голгофском кресте Кровь, наполнившая потир, стали в Таинстве Евхаристии для нас истинным Телом и истинной Кровью Господа. На Тайной вечере, в преддверии к Голгофе, завершилось земное поприще Господа Иисуса Христа. Спаситель, прошедший через эту земную жизнь, все принял, все людям открыл и дал. Принял гонение, клевету, неправду. Дал людям милость, любовь, дал им знамения, чудеса, столько сотворил перед ними, а они не уверовали в Него и, наконец, распяли своего Бога. И говорится в Евангелии о Тайной вечере, о том, как предал Иуда Спасителя, как вошел в него сатана, как вышел он из светлой Сионской горницы творить свое страшное дело. И была ночь… И вот эта ночь покрывает неверующий мир и доныне и будет покрывать, дóндеже не придет Сын Человеческий в Славе Своей, и как бы можно было жить, если бы была только эта ночь?! Как можно было бы жить человеку, если бы он потерял последний разум и остатки совести?! Как бы хватило силы у него жить, даже при его косном сердце, даже при его мертвой совести, видя такое ужасающее торжество зла, неправды, всякой лжи и всякой мерзости. Как бы он мог принять жизнь, видя, что вся земля залита кровью человеческой, вся залита слезами человеческими, вся в неправде; как бы даже самое косное сердце, даже самая мертвая совесть могли принять мир и жить в нем?! Но есть Тот, Кто все это принял и все это омыл Кровию Своею, есть Тот, Кто победил диавола, Кто победил самую смерть – это Тот, Кто омыл ноги ученикам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Се стою у двери и стучу, если, кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной». Так говорит Господь в Откровении Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу...» Это говорится каждому человеческому сердцу, и горе ему, если оно прослушивает этот стук. Надо все время быть настороже и прислушиваться к зову Господню, а когда услышишь его, надо ждать Благодати Божией, которая поможет нам в деле нашего спасения. Аминь. 4 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! В духовной жизни, в духовно-нравственном нашем совершенствовании первенствующее значение, как мы видели в прошлой нашей беседе, имеет Благодать Божия. Но Благодать Божия не только не исключает, но положительно требует от нас трудов, работы Господней. Мы уподобляли взаимоотношение благодатной силы и личных усилий человека в деле спасения тому, как если бы человеку надлежало поднять какую-нибудь большую тяжесть и он протянул бы руку свою, чтобы поднять ее, и в это время ощутил бы, как сильнейшая рука помогает руке его. Мы говорили о том, что если человек не протянет руки своей, то эта помогающая, невидимая, благодатная, Божественная рука не будет сама поднимать за него тяжести, и если, с другой стороны, человек самонадеянно, уповая только на свои личные силы, вздумает поднять тяжесть, то непременно погибнет. Вот потому так важно, чтобы человек правильно сознавал задачу своих личных усилий в духовной жизни. Большая разница между человеком, который грешит и сознает, что делает грех, и человеком, который совершает тот же поступок и считает, что в этом нет ничего плохого. Они как будто бы делают одно и то же, но душевное состояние их совершенно различное. Если один человек пьянствует и считает, что так и быть должно, а другой пьянствует и все время чувствует свою греховность и оплакивает ее, как свою немощь, здесь будет существенная внутренняя разница. В деле нашего внутреннего устроения, в деле нашего нравственного совершенствования есть одна зловредная мысль, которая уподобляет человека пьянице, оправдывающему свой порок. Эта мысль заключается в том, что высокие нравственные требования христианства надо исполнять лишь настолько, насколько это не мешает обычному мирскому течению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Таким образом, христианство, несомненно, требует повиновения властям и учит о Божественном происхождении власти. Значит, если какой-нибудь человек, назовём его Иваном, будет член Церкви и если в среде своих верующих у них не будет властей, он, Иван, как человек, живущий не только в Церкви, но и в государстве, должен будет повиноваться светским властям. Теперь возникает два вопроса: во-первых, всякое ли приказание власти следует исполнять члену Церкви? И во-вторых, почему апостолы учили, что всякая власть от Бога, а сами в то же время заповедали христианам, чтобы в их среде не было никаких властей? Для разъяснения первого вопроса возьмём пример: какому-нибудь христианину, члену Церкви, который при крещении отрёкся от всяких злых сил и обещал всею жизнью своей служить Христу, вдруг начальство прикажет: расстреляй брата своего, он изменник. Спрашивается, должен ли христианин исполнить приказание власти? Обыкновенно наши пастыри учат: да, должен, что бы власть ни потребовала, надо повиноваться, потому что всякая власть от Бога. По нашему глубочайшему убеждению, это ложь, неправда! Да, всякая власть от Бога, да, нужно повиноваться всякой власти, но если власть требует убить брата, христианин, повинующийся властям, совершает преступление! Как же выйти из этих противоречий: и повиноваться, и не повиноваться, и власть от Бога, а сделаешь, что она прикажет, совершишь преступление? Выход дали сами же апостолы. Вот что рассказывается по этому поводу в Деяниях апостольских: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического. И призвавши их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян. 4:5–6, 18–19 ). Вывод отсюда ясен: христианин должен повиноваться властям до тех пор, покуда власти не требуют ничего противного заповедям Божьим. А если они требуют то, что запретил делать Христос, нужно повиноваться Христу, а не начальству. Сам Господь сказал: Божие Богу, а кесарю (царю) кесарево (царское) 249 . Значит, если царь требует себе Божьего, требует, чтобы ради него нарушались заповеди Христовы, слушать царя – преступление. Христианин от самого крещения обручает себя со Христом, раз и навсегда выбирает себе господина. И он должен верой и правдой служить этому господину своему, Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

" ...тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие " (1Кор.15:53) Человеческая душа была создана по " образу Божию " (Быт.1:27), и создана бессмертной. " У Бога все живы " , - говорит Господь (Лк.20:38). Священное Писание раскрывает нам понятие о трех периодах жизни человеческой души с двумя гранями - переходами из одного периода в другой. 1-й период - есть жизнь души в теле, ставшем смертным после грехов. Затем наступает смерть - разложение тела и переход во второй период жизни души вне тела. Характеризуя этот период, о. Валентин Свенцицкий говорит так: " После смерти тела неведомый нам процесс в смысле окончательного самоопределения души к добру или злу, очевидно, будет продолжаться до Страшного Суда - ибо действенна здесь молитва Церкви " . О характере жизни душ святых в этот период говорилось выше - в главе о Торжествующей Церкви. 2-й период жизни заканчивается воскресением тел перед Страшным Судом, при втором пришествии Христа. Читаем в Откровении: " Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своим " (Откр.20:13). Для истинных христиан этот момент воскресения тел будет моментом торжества и прославления. Апостол Павел пишет про него: " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие " (1Кор.15:51-53). После этого для учеников Христа наступит 3-й период жизни с Богом на " новой земле " и под " новым небом " , где вместо солнца будет Сам Господь Бог (Откр.21:1; 22:5). Интересно, что в Божьем творении можно найти близкую аналогию для состояния души в трех образах при двух переходах. Жизнь бабочки начинается с довольно непривлекательной гусеницы, ползающей по земле. Затем гусеница как бы умирает, и вместо нее мы видим куколку без каких-либо признаков жизни, завернутую в кокон - как бы пелена и гробик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010