И в другом месте Он подтвердил это в общей форме: «...всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 33 ). Об этом же сказал притчу, как один человек сделал большой ужин, позвал многих, и, когда ужин был готов, все начали, точно сговорившись, отказываться. Первый сказал: «Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее». Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их». Третий сказал: «Я женился и потому не могу прийти». Разгневанный хозяин призвал, вместо этих званых, нищих, увечных, хромых и слепых. А званым и отказавшимся, из-за своих привязанностей к земным вещам, прийти на пир, Он сказал: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина» ( Лк. 14, 18–24 ). Однажды Господь обратился к одному человеку со словами: «Иди за мною». Тот сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: «...предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8, 22 ). Еще другой сказал: «Я пойду за Тобой, Господи, но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Иисус сказал ему: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк. 9, 62 ). Вот что должен преодолеть на своем пути христианин, идущий к совершенству. Он должен преодолеть все порабощающие его привязанности, поскольку они препятствуют его служению Христу. Он должен возненавидеть мир с его соблазнами и всех близких своих, даже мать и отца, коль скоро они будут мешать этому служению. Он должен быть свободен и от власти мирских стихий и всех земных своих забот. Разве это не монашество? Разве это не уход от мира? Ты говоришь, монахи бегут от мира, как от зачумленного. Да, бегут. Но мир и есть зачумленный. Где же противоречие с христианством, где искажение христианского идеала? Разве все, что говорит Слово Божие, не осуществляет монашество в своей жизни? Разве монах не порывает с миром? Не уходит во имя духовной жизни от своей семьи, от своих сестер, имений, волов, забот? Разве не возлагает на себя каждый подвижник крест служения Христу? Неизвестный .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

И не пустой звук, не ложное слово говорили бы мы, когда поздравляли друг друга: С Рождеством Христовым! Тайна волхвов 14 «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. …И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф. 2:9, 11 ). Тайну рождения в мире Божественной правды узнали волхвы. Высоко, на небе увидали они лучезарную звезду и пошли за ней и положили к ногам Младенца сокровища свои: золото, ладан и смирну. Внутренний смысл евангельских событий не подчинён «времени», он непреходящ. Внешнюю форму событий изучает история. Религиозное содержание их принадлежит вечности. И эта вечная, непреходящая сущность Евангельских событий повторяется, переживается душой каждого человека. Для каждого человека рано ли, поздно ли загорается Вифлеемская звезда, рано ли, поздно ли он приближается к тайне волхвов, ищет Божественную правду, приносит к подножию её все богатства свои: золото, ладан и смирну. У всех нас жизнь наполнена грязью, мусором, пошлостью, суетой. Но перед лицом смерти, вспоминая весь прожитый путь, человек всегда сознаёт, что то, чем была наполнена почти вся его жизнь, и что он считал таким важным, – на самом деле ничтожная мишура, которая умрёт вместе с ним. А то, что он считал неважным, что делал между прочим – любовь к людям и добрые дела, – на самом деле есть самое важное, нетленное, вечное, ради чего и надо было жить. И захочется человеку снова начать свою жизнь, чтобы делать уже теперь только одно важное: любить и творить добро. Все сокровища свои захочет он отдать Богу. Всю жизнь свою, всю душу свою. Счастлив тот, кто сознаёт всё это не в конце, а в начале жизни. Счастлив тот, кто не на краю могилы впервые видит «звезду на востоке». Праздник Рождества Христова ежегодно напоминает нам, погрязшим в житейской суете, – о великой тайне волхвов. Этот праздник зовёт нас хоть на один час оторваться от земного, поднять глаза свои к звёздному небу, увидать там звезду Правды Божьей и пойти за ней, чтобы поучиться отдавать Христу все сокровища свои и самое драгоценное из них – свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

И нужно принести жертву Господу, нужно засвидетельствовать Ему, что ты воистину хочешь Его видеть, что ты воистину хочешь Его принять, что не пустые слова твои о том, что ты принесёшь в жертву Господу то, что Он тебе повелит. Закхей, укоряемый, что он грешный мытарь, потщился принести в жертву половину имения своего и вчетверо воздать за обиды. Но не всегда Господь требует в свидетельство преданности Себе жертвы нищим, жертвы воздаянием. У каждого своя жертва, которую должен принести человек Нужно быть готовым на эту жертву для того, чтобы Господь взыскал и спас тебя. Это, может быть, не всегда будет отказом от имущества твоего, может быть, это не всегда будет материальным воздаянием за то материальное зло, которое ты сделал, может быть, придётся тебе принести в жертву иное. Но здесь указуется лишь то, что эта жертва есть необходимое условие, дабы Господь взыскал и спас нас. Христианство без жертвы пустой звук. Как Господь наш Иисус Христос принёс Себя в жертву за грехи мира, так и нас научил жертвовать собою, жертвовать для любви ко Христу, жертвовать во имя веры во Христа, жертвовать во свидетельство своей Ему преданности. Эта жертва требует от человека понести тяжкие скорби, иногда сия жертва с большой болью приносится во имя Христово, иногда самое дорогое в жизни земной призывает Господь отдать в жертву, дабы быть достойным Его учеником Но если не пустые для тебя слова о спасении и взыскании, то всё отдашь, самую жизнь свою. Аминь. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Лк.11:42 ). Так обличает Господь фарисеев – не отдельного грешного человека, а целое направление, которое заменило внутреннее содержание внешней формой. Эта великая опасность, которая не изжита доныне. Она всегда сопутствует человеческой жизни. Она стоит, эта опасность, и перед каждой человеческой душой, она стоит и перед христианским миром. «Сие надлежало делать, и того не оставлять» – это самое трудное, что предлежит человеку в деле его устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Ибо плоть моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 53, 55–56 ). И на тайной вечери, «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: »...приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ). Неизвестный . Я знаю эти слова, но их невозможно понимать буквально. Иначе получается абсурд. Духовник . В таинстве Евхаристии все непостижимо для разума. Все кажется ему абсурдом. Страшный соблазн для ума и испытание для веры. Но тем более нельзя все извращать, приноравливаясь к пониманию «здравого смысла». Вот ты говоришь, что частица причастия – это «кусочек Христа». Ты говоришь так потому, что к непостижимому для разума таинству Евхаристии применяешь исчисление раздробленных частиц вещественного хлеба по законам «здравого смысла». На самом же деле в каждом Агнце в различных храмах совершенной литургии и в каждой частице этих раздробленных Агнцев, по учению Церкви, содержится весь Христос, а не какая-либо его часть. Мы уже знаем с тобой, как ум привержен к делению и как он упирается принять истину единства. Но эта истина, сущность которой лежит в особом значении числа в невещественном мире, все же остается непреложной истиной и тогда, когда мы говорим о единстве Церкви, состоящей из многих членов, и о единстве Христа в таинстве Евхаристии. Неизвестный . Но ты не отвечаешь на главное. Духовник . Знаю. Главное твое смущение лежит в другом. К этому я и перехожу. Как могут хлеб и вино, не меняя своего внешнего вида, стать Телом и Кровию Христа? Да, непостижимо. Да, чудо. Но не заграждай путь для твоей веры кощунственными представлениями в угоду все тому же «здравому смыслу». Говоря о Божественном Теле и о Божественной Крови Христа, не держи перед собой образ тела и крови, который ты знаешь в физическом мире. Что знаем мы о сущности вещества, кроме своих о нем представлений? Что познаем мы о внешнем мире, кроме собственных от него восприятий? А не зная сущности вещества, как мы можем с дерзостью отвергать учение Церкви о пресуществлении этой непостижимой сущности вещества хлеба и вещества вина в Божественное и непостижимое для нас Тело и Кровь Христову? Почему тебя смущает, что это таинственное изменение не влечет для тебя изменения и внешних твоих восприятий, и ты по-прежнему продолжаешь видеть хлеб и вино, – когда ты не знаешь сущности того и другого и не знаешь, что именно произошло в этом отношении в момент пресуществления? Ведь внешний вид одного и того же вещества с одной и той же сущностью может быть разным даже в физическом мире – так вода по существу остается водой и когда она течет, и когда она имеет вид льда, и когда превращается в пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Имея вышесказанное ввиду, любовь можно представить как особое внутреннее состояние человека, охватывающее главные силы его души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную. Будучи охвачен любовью ко Христу, человек стремится исполнять Его заповеди (ср. с:  Ин.14:15) . В то же время, реализуя свое высшее призвание и предназначение через исполнение Божественной воли (Ср. с:  Мк.12:30–31) , человек преображается, наполняясь любовью. Цитаты о любви «Все у вас да будет с любовью». 1Кор.16:14 «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.». Мф.5:43-48 «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила». протоиерей Валентин Свенцицкий «Подлинная любовь — это есть желание родному близкому единственному человеку вечного спасения ; желание такое, что оно превосходит и побеждает все, что ради него можно забыть обо всем и претерпеть все остальное, в том числе и от этого человека». протоиерей Максим Козлов «…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви». преподобный авва Дорофей «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». преподобный Амвросий Оптинский «Любовь – это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строительством здания любовь следовало бы уподобить кирпичам или цементу».

http://azbyka.ru/lyubov

Какими, в самом деле, для человеческого разума должны были казаться бессмысленными, ненужными и бесполезными те жертвы, которые без всякой практической пользы приносили первые христиане. Но они посрамили мудрое мира, ибо мученичество христианское победило языческий мир. Перед светом христианского мученичества язычество явило себя как тьма. Мы должны научиться руководствоваться в высших вопросах не столько нашим мирским разумением, сколько голосом своей совести, ибо этот голос есть немудрое мира, это есть благодатный голос в нас, это есть сохранившаяся в нас простота души. Какими бы запутанными ни были те или иные жизненные вопросы, которые встают перед нами, если мы подойдём к решению их не мудрствуя лукаво, уповая не столько на силы своего мирского рассудка, сколько на голос чистой, сохранившейся в каждом из нас совести, то мы всегда решим немудро для мира, но премудро в соответствии с духом благодати Божией. Вот всему этому надлежит нам учиться, читая описание жития Спиридона Печерского. Это даст нам указание и в нашей жизни, когда перед нами встанут трудные и сложные вопросы. Будем спрашивать тогда не столько наш лукавый ум, сколько сердце, и оно в простоте ответит нам истину. Аминь. 20 ноября 1927 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Утверждайтесь в вере! Вера – основание, источник жизни. Утверждайтесь в вере словом Божиим, утверждайтесь в вере молитвой, утверждайтесь в вере постом, утверждайтесь в вере борьбой со своими страстями. Утверждайтесь в вере, ибо вера ведёт человека ко спасению, к жизни вечной. Некий человек по имени Иаир, начальник синагоги, «пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. ...Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух её; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть» ( Лк.8:41–42,49–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Кто обращается с людьми мирскими и входит с ними в беседы, тот возмущает и посрамляет душу свою, лишая ее дерзновения в молитве». Господь сказал: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк.11:25 ). Решив посвятить себя молитве, чтобы она стала главнейшим делом твоей жизни, надо исполнять это повеление Божие. Всем все простить. Примириться со всеми. Но здесь о прощении надлежит сказать нарочито. Вопрос о прощении личных обид решен без всяких оговорок «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:21–22 ). Всякую личную обиду мы должны простить, сколько бы раз нас ни обижали. Господь пояснил это притчей о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими. Царь простил должнику десять тысяч талантов. А когда отпустил его, тот нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив, стал душить его. Тогда Господь призвал жестокого раба и сказал ему: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» ( Мф.18:32 ). Если мы хотим, чтобы Господь «помиловал нас грешных», простил те обиды, которые мы наносим Ему грехами нашими, то мы должны начать с того, чтобы в свою очередь простить те обиды, которые были нанесены нам нашими ближними. Просить о прощении 10 тысяч талантов можно, только простив сто динариев. Но было бы ошибочным душевным движением заповедь о неосуждении ближнего за личные обиды полагать основой безразличного отношения к чужому греху. Правда, в отношении к чужому греху может быть недопустимое осуждение в смысле приговора над согрешившим человеком, что должно исходить от Господа. Но может быть и обязательное для всякого христианина рассуждение в смысле оценки чужих поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Лидия Валерьяновна . Нисколько. Подгорный . Да. И там нашёл определение и осуждение своему душевному состоянию. Вот вам для примера несколько мест: «Блажен, кто 19 не осуждает себя в том, что избирает... Всё, что не по вере, грех»... «Человек с двоящимися мыслями 20 не твёрд во всех путях своих»... Я и все мы вообще – люди «с двоящимися мыслями», Лидия Валерьяновна: потому мы и бессильны, и нерадостны 21 . Я понял это. Но не знал и не знаю, как излечиться... Вы, может быть, подумаете, что, не веря, нечестно приниматься за такое дело, как наше. Лидия Валерьяновна . Нет, я этого не думаю. Подгорный . Но в том-то и дело, что иногда мне кажется, что я верю. А когда не верю, то тоже как-то не вполне, и бросить всё не хватает духу. Да кроме того, настоящий-то выход где-то смутно во мне мелькает уже... Но тут начинается моя история... Лидия Валерьяновна . Налить ещё? Подгорный . Нет, не надо. Вы сами что же? Лидия Валерьяновна . После. Подгорный . Я назвал эту историю удивительной, Лидия Валерьяновна, не потому, чтобы в ней были какие-нибудь удивительные факты, а потому. как бы это вам сказать. Если бы я был верующим человеком, я сказал бы: здесь участвовал промысел Божий... Вам не кажется смешным, что я говорю всё такие слова?.. У нас это не принято... Я только с вами и могу говорить так свободно. Лидия Валерьяновна . Андрей Евгеньевич, да разве можно над этим смеяться? И потом. я сочувствую вам гораздо больше, чем, может быть, вы думаете. Подгорный . Одним словом, дело в том, Лидия Валерьяновна, что ко мне наверх ходит странник... Лидия Валерьяновна . В вашу башню? Подгорный . Да. Однажды я пошёл далеко за город. Устал и сел на траву отдохнуть. Смотрю – идёт старик с котомкой. Поклонился и подсел ко мне. И стал говорить, как будто бы знал меня с детства. И я тоже слушал его и отвечал ему, как будто бы мы заранее уговорились о чём-то очень интимном и одним нам известном... Я узнал, что зовут его дедушка Исидор, что долгое время он был на Старом Афоне 22 , а теперь живёт как птица небесная 23 , или, по его выражению, на птичьем положении, и странствует по святым местам, по городам и сёлам. В молодости он был сначала простой крестьянин, потом богатый мясник и наконец бросил всё и поселился в монастыре. Старик просидел со мной недолго. Спросил, где я живу. И, уходя, сказал, что придёт ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:4–8 ). Любовь не перестает, потому что она переживает земную жизнь, потому что она содержит единство не только этого изменчивого бытия, но она будет содержать единство бытия вечного. Когда мы говорим о любви как основе жизни, основе бытия, мы больше, чем при какой-либо иной проповеди , чувствуем себя «гласом вопиющего в пустыне». Потому что любовь, как осознанный закон жизни, не приемлется миром. Мир избрал иной закон, мир избрал закон тления и смерти, закон разделения и разложения. Путаясь, выбиваясь из сил, чтобы преодолеть это тление и разделение, люди создают видимость единства и внешнее единство, которое ничего не объединяет и ничего не содержит; оно, это внешнее единство, противопоставляется внутреннему единству любви. Напоминание, и проповедь , и утверждение Божественного закона любви так же неприемлемы для мира, как проповедь вечной жизни и бессмертия. Люди совершенно сознательно отказались от Бога, люди совершенно сознательно отказываются от своего Богочеловеческого достоинства, и посему они не могут не отказаться от любви Божественной. Но мы, верующие, как мы можем не строить всю нашу жизнь на началах Любви, которою содержится, утверждается бытие мира?! Аминь. Беседа шестая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Каждую неделю мне приходится причащать больную, признанную врачами безнадежной. Каждую неделю я сижу около ее постели и мы ведем беседы о смысле жизни. И я каждый раз чувствую, что идет какая-то непостижимая, но ясно ощущаемая борьба за эту душу. И когда у постели чувствуется веяние смерти, то хочется противопоставить этому дыханию смерти какое-то высшее утверждение жизни и спасения. Не жизни земной, не продолжения этого, все равно недолгого, временного бытия, а вечного, нетленного, истинного, бессмертного.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Любовь есть сила гневаться пламенно и ревновать о правде Божией. Иссякнет к последним дням мира любовь, ибо восторжествует беззаконие. Потому и будет торжествовать неправда, потому и будет торжествовать ложь, что иссякнет любовь и восторжествует беззаконие Но до последних дней сохранится на земле Святая великая истинная Апостольская Православная Церковь . Это значит, что до последнего времени сохранится, как в драгоценном сосуде, дух Божий, любовь Божия в сердцах людей. И мы, приближающиеся к этим грядущим временам, да научимся сегодня от сего великого пламенного апостола любви, сына Громова, сей пламенной любви. Аминь. 9 октября 1927 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь учил народ на озере Генисаретском. Он стоял в лодке Симона Петра, а потом, окончив, повелел Петру закинуть сеть в глубину моря. И сказал Ему Пётр: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Но по слову Господа закинули сеть и поймали великое множество рыб, так что сеть прорывалась и надо было помочь с другой лодки, и всё наполнилось рыбой. И в страхе, и в благоговейном трепете апостол Пётр припал к ногам Иисуса Христа и сказал: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный!» ( Лк.5:3–8 ). Ныне мы причащаемся Святых Божественных Тайн; ныне Господь Иисус Христос входит в нашу душу, и да объемлет её благоговейный трепет и евангельское чтение сегодняшнего дня да научит нас, с каким чувством нам надлежит принять Господа! Видя знамение в этом чудесном улове рыбы, новое подтверждение Божественного достоинства Спасителя, апостол Пётр ощутил с особой силой всё своё недостоинство, всю свою греховность, ему показалось невозможным, чтобы около него, грешного, недостойного, здесь был Сам Господь, и он воззвал к Нему: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Это научает нас, с каким чувством своего недостоинства, с каким сознанием своей греховности мы должны дерзать приступать к Святой Чаше. Все грехи, к которым мы так привыкли и которые кажутся нам не столь страшными потому, что мы сравниваем свою жизнь не с тем, как мы должны жить, а с тем, как живут окружающие нас люди, и думая, что если мы не хуже их, не какие-нибудь преступники, которых надо тащить в суд и тюрьму, мы уже как будто бы не так грешны. Но если мы посмотрим на жизнь свою перед лицом Божиим, перед Тем, Кого мы ныне дерзаем принять в свою душу то мы должны по-новому вновь и вновь пережить эти мелкие свои грехи, эти тяжкие свои прегрешения, и нам вспомнится сразу, сколько в нас всякой нечистоты, сколько в нас лживости, неискренности, самолюбия, гордыни, как мало мы делаем для Господа и как много делаем мы напоказ из тщеславия, теша лишь своё собственное самолюбие, когда мы делаем добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010