Марфа, рыдая, обнимала Лазаря, который безмолвный, тихий, светлый, как дитя, гладил своею рукою по волосам её. Бардыгин, совершенно смешавшись, зачем-то спешно прятал деньги в конторку. Дети внесли в церковь свежие, молодые ветви берёзы и бросали их под ноги Иисуса. Храм расцвёл… Восковые свечи потухли сами собой, но ещё никогда не было так светло в храме, никогда так ярко не сиял он. Где-то слышалось пение чистое, радостное, как могут петь только дети. — Ангелы, ангелы поют! — кричала юродивая. — Осанна Сыну Давидову! Церковь ликовала, рыдала, верила, надеялась. Церковь жила. Церковь стала необъятной, как мир, как вселенная, как сердце человеческое. И вышел Лазарь из гроба, пал к ногам Иисуса и облобызал ноги Его. Из алтаря в полном облачении показался о. Воздвиженский. Вид его был необычен; гневом пылало его лицо. — Уходи, уходи отсюда! — задыхаясь, крикнул он Иисусу. — Лазарь — мой друг. Я рад, что он жив… Но нельзя в церкви делать этого. Никогда никто не воскрешал мёртвых… Это колдовство… Это выдумки медиумические… Симон Волхв ты… колдун!.. Прочь отсюда!.. Христос не произнёс ни слова и пошёл к выходу; за Ним пошли почти все находившиеся в церкви. У Бардыгина тряслись руки, и он никак не мог попасть в замок ключом, чтобы запереть конторку с деньгами. К нему подошёл взволнованный до последней степени о. Воздвиженский: — Я этого так не оставлю… Сегодня же пойду к митрополиту. Это из рук вон. Вот повадился к нам в церковь! То деньги все по полу развалил; то, изволите видеть, мёртвых воскрешает! — Беспорядок, больше ничего, — едва сдерживая своё волнение, произнёс Бардыгин. От испугу у него не попадал зуб на зуб. — Распустили народ. Вешают мало, вот они и шляются. А ты б того… — обратился он к стоявшему неподалёку околоточному, — узнал бы, что это за субъект… В ограде между тем народ плотной стеной окружил Христа и с благоговением слушал Его слова. Христос говорил: — «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?

http://azbyka.ru/fiction/vtoroe-raspyati...

Надлежит непременно всем сознательно встающим на путь духовной жизни возвращаться к соблюдению поста. Если кто-нибудь указывает на фарисейское, внешнее, мертвенное исполнение поста, то этим он обличает не пост, а только фарисейство. В посте, как и во всем церковном, важно внутреннее содержание. Ведь для некоторых маловажное дело и крестное знамение, но для нас оно наполнено живым содержанием, это есть знамение, которым мы ограждаемся от бесовской силы. Ведь и Таинства для иных есть дело маловажное, но для нас за ними стоит живое, благодатное действие Духа Святаго. Вот когда подходят под благословение, это для многих тоже дело маловажное, а для нас в этот момент преподается Благодать Божия. «Все лживое», – как говорил пустынник отец Никифор. Так и пост. Да, мы будем исполнять постный устав, мы не будем смущаться, что нам надлежит иметь знание этого постного устава. Мы будем знать, что вот в этот Петровский пост по субботам и воскресным дням нам разрешается рыба, что по понедельникам, средам и пятницам мы должны воздерживаться от масла, что во вторник и четверг мы можем вкушать пищу с маслом. Все эти мелочи нисколько не будут нас смущать, когда за всем этим будет светиться вожделенная цель – достигнуть благодатного состояния стяжания Духа Святаго. Вся церковная жизнь есть мелочь для тех, кто видит только внешние ее стороны, и вся церковная жизнь есть величайшее дело, ради которого мы живем, для тех, кто верит, что церковная жизнь ведет ко спасению, ибо только Церковь соединит нас с Господом, ибо она только раскрывает нам полноту Духа Святаго Божиего. Аминь. 15 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христианская вера есть вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Прочтем слова апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили, потом явился Иакову, также всем апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Надлежит непременно всем, сознательно встающим на путь духовной жизни, возвращаться к соблюдению поста. Если кто-нибудь указывает на фарисейское, внешнее, мертвенное исполнение поста, то этим он обличает не пост, а только фарисейство. В посте, как и во всем церковном, важно внутреннее содержание. Ведь для некоторых маловажное дело и крестное знамение, но для нас оно наполнено живым содержанием, это есть знамение, которым мы ограждаемся от бесовской силы. Ведь и таинства для иных есть дело маловажное, но для нас за ними стоит живое, благодатное действие Духа Святого. Вот когда подходят под благословение – для многих тоже дело маловажное, а для нас в этот момент преподается благодать Божия. «Все живое», как говорил пустынник отец Никифор. Так и пост. Да, мы будем исполнять постный устав, мы не будем смущаться, что нам надлежит иметь знание этого постного устава. Мы будем знать, что вот в этот Петровский пост по субботам и воскресным дням нам разрешается рыба, что по понедельникам, средам и пятницам мы должны воздерживаться от масла, что во вторник и четверг мы можем вкушать пищу с маслом. Все эти «мелочи» нисколько не будут нас смущать, когда за всем этим будет светиться вожделенная цель – достигнуть благодатного стяжания Духа Святого. Вся церковная жизнь есть мелочь для тех, кто видит только внешние ее стороны, и вся церковная жизнь есть величайшее дело, ради которого мы живем, для тех, кто верит, что церковная жизнь ведет ко спасению, ибо только Церковь соединит нас с Господом, ибо она только раскрывает нам полноту Духа Святого Божиего. Аминь. Беседа пятнадцатая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христианская вера есть вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Прочтем слова апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Наконец, говорят: «Сердце царево в руце Божьей» 255 , – но это только значит, что царь ответит перед Богом за всякое его биение, а вовсе не то, что всякое приказание царя угодно Богу. Ведь сказано же, что у всякого человека волос с головы не упадёт без воли Отца Небесного 256 , но разве можно на этом основании оправдывать какой-нибудь гнусный разбой, что вот, мол, всякий шаг человеческий по воле Божьей совершается, значит, и грабёж Богу угоден. Нет, нигде в Священном Писании царская власть людям не внушается. Наоборот, Самуил прямо говорил своему народу, который требовал назначения царя, что царь возьмёт их сыновей, «чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор», что он возьмёт дочерей, чтобы они «варили кушанья и пекли хлебы», что он возьмёт лучшие поля ваши и виноградные и масляничные сады, что он от всякого имущества возьмёт «десятую часть», и от посевов, и от мелкого скота; и сами вы будете ему рабами. «И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила и сказал: нет, пусть царь будет над нами» ( 1Цар. 8:18–19 ). А в Новом Завете Христос сказал: «Почитающиеся князьями народов [т. е. цари] господствуют над ними [т. е. над язычниками], и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так» ( Мк. 10:42–43 ). Итак, чтобы излечить народную душу от страшного греха – веры в царя как в земного Бога, христиане должны добиваться наиболее справедливого образа правления: демократической республики. 3) В соответствии с этой основной реформой государственного строя необходимы: а) Амнистия всех без исключения пострадавших за политические и религиозные убеждения (аграрные волнения, беспорядки в войсках). То есть чтобы все сосланные, сидящие в тюрьмах, томящиеся в каторжных работах – за политические преступления – были выпущены на свободу. Это необходимо сделать потому, что они добивались справедливого, добивались того, что не хотело дать наше безбожное правительство, а потому они не преступники, а лучшие люди страны, которые добивались правды, не боясь никаких наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Наконец требуют они: свободы совести; это значит, чтобы всякий безнаказанно мог молиться своему Богу, по своей вере 220 . Все эти свободы необходимы, чтобы можно было жить по-Божески, не нужны они только тем, кто живёт для самого себя. Значит, освободительное движение, добивающееся этих свобод, свято и угодно Богу. Христиане часто со злорадством говорят на это: «Какая уж святость, когда все там одни безбожники!» Действительно, так называемые «крайние партии», социалисты-революционеры и социал-демократы, открыто признают, что они не верят ни в Бога, ни в Христа, ни в загробную жизнь, ни во всеобщее воскресенье. Но нельзя же дело называть дурным только за то, что его делают неверующие люди. Кто же, в самом деле, кроме самих христиан виноват, что святое дело взяли на себя «безбожники», а на словах признающие Бога ничего святого не делают? Надо всегда помнить евангельскую притчу. «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моём. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошёл» 221 . Так же вот и эти неверующие люди. Они говорят, что не хотят служить Господу, потому что не верят в Него, но сами всё-таки, всей своей жизнью, служат Ему 222 . А верующие твердят: «Господи, согрешили», а сами живут хуже язычников. Пора, наконец, перестать с враждой относиться к освободительному движению только за то, что руководители его другой с нами веры. Лучше внимательно вдуматься в своё христианское учение: не окажется ли тогда, что пора начать христианам такую же пламенную борьбу за ту же святую свободу, за ту же правду, за которую борются те, кого злобно зовут «крамольниками» и безбожниками. Среди христиан глубоко укоренилось убеждение, что вся эта борьба не только не святая, но прямо суетная, что христиане ничем подобным заниматься не должны. На самом же деле так думать могут лишь те, кто не разумеет Писания и всей силы его. Вот с этого мы и начнём рассказывать истинную, христианскую «правду о земле». II. Должен ли христианин принимать участие в политической и экономической борьбе?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Неизвестный . Так неужели ты можешь представить себе Христа в монашеском клобуке? Духовник . Нет. Неизвестный . Так я ничего не понимаю... Духовник . Потому что не понимаешь сущности монашества. Неизвестный . Возможно. Я и прошу тебя разъяснить мне это. Духовник . Ты совершенно верно охарактеризовал идеал христианского совершенства. Но подумал ли ты о том, какие препятствия на пути к этому совершенству, не указаны ли они в слове Божием? И не указано ли, что борьба с ними – необходимое условие нашего спасения? Неизвестный . Мне кажется, что препятствия не имеют отношения к вопросу о положительном содержании нравственного идеала. Духовник . Да. Но они имеют отношение к вопросу о сущности монашества. Неизвестный . Мне это непонятно. Духовник . Монашество – это отречение от мира и отречение от своей воли, борьба со страстями. Рассмотрим все это подробно и увидим тогда, искажает ли монашество христианское учение. Неизвестный . Да. Я попрошу тебя как можно подробнее рассмотреть это. Возможно, что здесь я найду ответ и на последний вопрос, о котором упомянул в прошлый раз. Духовник . Каково отношение христианства к миру и к мирским привязанностям? «Горе миру от соблазнов...», – сказал Господь ( Мф. 18, 7 ). И взаимоотношение «мира» с христианством раскрыл в следующих словах: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 19 ). В посланиях Апостольских отношение к миру устанавливается совершенно определенно: «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей», – говорит Ап. Иоанн ( 1Ин. 2, 15 ). И в другом месте: «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5, 19 ). У Ап. Иакова говорится: «...не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4, 4 ). «...Вы со Христом умерли для стихий мира», – говорит Ап. Павел ( Кол. 2, 20 ). Мирские привязанности – это «соблазн», который должен преодолевать человек. За Спасителем шло множество народа, и Он, обратившись к ним, сказал: «...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником...» ( Лк. 14, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Несомненно, что Церковь может стать такою прежде всего путём громадного религиозного подвига, который должны взять на себя верующие люди 248 . Но несомненно также и то, что в этом отношении очень важны различные внешние условия, в которых находится теперешняя искажённая земная Церковь . Поэтому для жаждущих церковного возрождения очень важен вопрос о реформе нашей Церкви. Эти реформы, эта церковная программа намечаются сами собой в связи с тем, что мы выше сказали о Церкви. Программа, более всего соответствующая высказанным нами взглядам, даётся Христианским братством борьбы. (…) V. Учение о власти. Каков должен быть политический строй Мы рассмотрели, какою должна быть земная Церковь , чтобы вполне совершить всё предназначенное ей в истории мира. Для этого, сказали мы, она должна осуществить сполна законы Христовы. Но теперь вот в чём вопрос: ведь Церковь , собрание верующих, собрание людей, между которыми не будет власти, которые всё будут делить поровну, жить одной братской жизнью, – эта Церковь будет находиться в государстве. Положим, Россия – она состоит из множества самых различных народов: татар, чуваш, армян, евреев и т. д.; каждый из этих народов имеет свою собственную веру, наконец, множество людей неверующих вовсе и которые не войдут в истинную Церковь, как входят они теперь только потому, что написано в паспорте: «вероисповедания православного». Одним словом, истинная Церковь, как небольшая горстка людей, очутится в среде ей чуждой и даже враждебной. Спрашивается, как же поступать верующим людям, которые будут членами Церкви: подчиняться ли им государственной власти, участвовать ли в политической жизни страны и т. д.? И если участвовать, то к чему в настоящее время стремиться, чтобы в политике раскрывалась правда Христова? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам придётся разъяснить прежде всего, как, по нашему мнению, учит христианство относиться к властям. Апостолы много раз и настойчиво повторяли верующим: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению... надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13:1–2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Неужели не поможет человеку одуматься, если я на основании опыта и науки покажу ему, что делает алкоголь с его телом и душой. Не я буду «спасать» его душу «за него», но я помогу его душе скорей осознать весь ужас пьянства. Возьмите человека, только начавшего жить; по личному опыту он еще не знает, до чего доводит пьянство. Он еще молод, здоров, полон сил. И вот этому человеку я покажу, что будет через десять лет с его сердцем, легкими, желудком, я расскажу ему, сколько гибнет людей от этого яда, сколько совершается преступлений, я расскажу ему, как повлияет это на его потомство, – сам задумавшись, сам начав внутреннюю работу перерождения, разве он скажет потом: бесполезно было мне все рассказывать! Неужели надо «знающим» равнодушно смотреть, как гибнут незнающие на том основании, что и они когда-нибудь узнают сами. Нет: «шедше научите!» Не надо смешивать двух вещей: когда человек сознал грех и надеется, что ему извне «помогут» спастись, – он делает неправильно. Но когда человек видит перед собой несознающего свой грех , он и может, и должен научить его и, научая, он исполнит прямую заповедь Христову о служении ближнему. Рождество Христово 15 Великий, радостный день! К несчастным исстрадавшимся людям, погрязшим в безумной лжи, в кровавых преступлениях, сошел Искупитель. Волхвы увидели звезду Его на Востоке и пошли поклониться Ему. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:9–11 ). Волхвы принесли к ногам Христа сокровища свои. Потому что они знали, что родился Царь иудейский, Господь Иисус. И если бы в наши дни люди по-настоящему веровали всем сердцем своим, всей душой своей в Искупителя мира, – они также приносили бы Ему все сокровища свои: свою жизнь, свои силы, все помыслы свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Но все же по немощи нашей и сейчас присутствуют на Божественной литургии не только те, которые причащаются Святых Таин. И вот с древних времен, когда началось отхождение от причащения Святых Таин, в Церкви установился обычай раздавать антидор как вещественный знак участия верующих в священнодействии при Божественной литургии. Посему и я прошу ныне брать и вкушать антидор сей лишь тех, кто сегодня не причащался Божественной евхаристии. Кто не причащался, примите антидор! Аминь. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Единая мысль, единое чувство должны быть всегда в нашем существе. Эта мысль должна быть всегда, какое бы дело мы ни делали, в каких бы обстоятельствах мы ни пребывали: в скорбях наших, в радостях наших, в житейских наших заботах; эта мысль, это чувство – как нам наследовать жизнь вечную, как нам спастись. И когда человек уже пришел в некий разум и уже не может не видеть, что дорога жизни мирской ведет его к гибели, каким ему кажется трудным достигнуть спасения! Каким он кажется себе одиноким, беспомощным, сколько врагов спасения, сколько встает этих врагов и внутри и вовне! Изнемогает дух наш! Как же нам спастись? И подошел к Спасителю юноша и спросил Его: «Как наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Господь, перечисляя заповеди Божии: «Не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, люби ближнего своего, как самого себя!» И сказал юноша Ему, что все это он соблюл с юности своей. И сказал ему тогда Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною!» И опечалился юноша, потому что был богат. И сказал Господь: «Истинно говорю вам трудно богатому войти в Царство Небесное» (См.: Мф.19:18–23 ). Какой путь жизни раскрывается нам в этом евангельском событии? Какая тайна в этих словах Спасителя? В лице юноши здесь Ветхий Завет . Юноша подходит и вопрошает Господа о спасении, о том, как наследовать жизнь вечную, и слышит в ответ, чтобы сей ветхий человек исполнил заповеди Божии. Но «если хочешь быть совершенным» – это новая возможность совершенства в Боге, это новый Завет, это новое откровение, это уже новый призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Но почему же не утишаются скорби и не осушаются слезы? «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И остался человек одиноким здесь, на земле: иные умерли, иных убили… И плачет безысходными слезами горе человеческое… И говорю я: «Ведь загробная жизнь не пустое слово, ведь жизнь вечная есть истинная правда, все туда придем, все увидимся, все воскреснем. Так не надо же плакать от этой скорби». Но почему-то не осушаются слезы… «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И почему не можешь ты вымолить у Господа душу, которую любишь, за которую как будто и жизнь свою готов отдать?!.. «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И почему иногда охватывает такая страшная духовная тоска, когда видишь торжествующее вокруг зло и насилие, когда видишь столько предательства, лжи и лукавства! Почему? Когда ты знаешь и веришь, что воистину пришел Господь на землю?.. «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, приведый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Так почему же тоска так сжимает сердце и делается непереносимым жить?.. «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Аминь. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут далеко от Меня». Эти слова преподобного Серафима были сказаны почти 100 лет тому назад, а опубликованы 16 лет тому назад, когда и мыслей не было о тех потрясениях, которые переживаются ныне. Будем ли пророчествовать о скором конце мира? Будем ли дерзать говорить о временах и сроках? Но если не надлежит нам знать о конце мира, о дне и часе пришествия Спасителя, то надлежит нам готовиться к тем временам.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010