23 Ни одному твоему слову не верю... – «Меня потрясло не то, что ты солгал мне, а то, что я уже больше не верю тебе» (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Гл. 4. § 183). 25 Стихия – неподвластная человеку разрушительная сила. Апостол Павел говорит, что надо со Христом умереть для стихий мира ( Кол. 2:20 ). Свт. Феофан Затворник поясняет: «Стихии мира у него означают всё вещественное, земное, тленное, которому умирает всякий настоящий христианин Это есть прямо умертвие греху Все эти узы умерший во Христе сбрасывает с себя, как теснящую его одежду». 26 Это – страшный крест. – «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " » ( 2Кор. 12:7–9 ). Пастор Реллинг воспринимает крест как ношу, но не возвышается до спасительного распятия. «Вся жизнь христианина – распятие. Распятие внутреннее, ибо там мы распинаем свои страсти. Распятие нашей гордости, нашего самолюбия, себялюбия, всех наших страстей» (МвМ. 2, 414). 30 Это – венец мученический... – Двусмысленное и неудачное сравнение показывает степень гордыни персонажа; ср. как ту же мысль излагает странный человек в «Антихристе». Венец из терна, возложенный на голову Распятого, стал символом страдания. Но славу мучеников (венца как знака возвышенного положения) стяжают победившие грех , а испытывает мучения всякая душа живая после первородного греха. 31 ...поверить торжеству смерти гимн её... – Поскольку Реллинг снова повторяет слова Гедина и признаёт наличие у смерти «лица», становится ясно – он побеждён. А кто кем побеждён, тот тому и раб ( 2Пет. 2:19 ). 34 ...отмщенье за новую жизнь... – Уподобившись Гедину, пастор забывает, в чьих руках отмщение и что бывает оно только за преступление заповедей. 36 Это рок! – «Человек не должен думать, что он один только оказывается в таком тяжёлом душевном состоянии, и потому не должен впадать в уныние, в соблазн, в маловерие; пусть ему не покажется, что перед ним поставлено какое-то единственное в своём роде препятствие, лишь ему прилежащее, преодолеть которое у него нет сил. Пусть он помнит, что это есть та преграда которая всегда стоит на пути человека, желающего стяжать спасение» (МвМ. 1, 37). |
37 ...лет десять в первый раз. – Если описанное знакомство имело место в действительности, то должно относиться скорее к прототипу Лии – Ольге Шер (см.: Вишняк). 38 Синий огонь надвигается. – При гниении органики без доступа кислорода (в болоте или свежих могилах) образуется метан, пламя при его горении бесцветно, ночью же видится синим. Поверье связало такие огоньки с мытарством грешных душ в геенне огненной (ср. выражение «гореть синим огнём»). По ходу пьесы пастор ещё трижды говорит о синем угаре. 39 Ты должен принять возмездие... И жить по-новому... – Идущие «вслед скверных похотей плоти... получат возмездие за беззаконие... Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе... Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам уже не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха» ( 2Пет. 2:10, 13 ; Рим. 6:23, 6–7 ). 40 Пастор повесился... – «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» ( Ин. 12:24 ). «Психологически, для самого себя, по всем чувствам своим, я как бы действительно умер. Теперь я не умер, но разве от этого факта мои внутренние переживания меняются? И я, заявив, что я скоропостижно скончался, если уж на то пошло, правду восстанавливал, внутреннюю правду между душой моей и действительностью». «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание. почитайте себя мёртвыми для греха. ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. И уже не я живу, но живёт во мне Христос» ( Кол. 3:3, 5 ; Рим. 6:11 ; Гал. 2:20 ). 41 Билет давал доступ сразу на два спектакля. После «Арнольда Реллинга» шло указанное произведение Виктора Александровича Рышкова (1863–1926), автора псевдопроблемных пьес и бездумно-развлекательных комедий с характерными названиями (в т. ч. «Клён, барон и Агафон»). Использование приёмов грубого фарса и чувствительной мелодрамы в стремлении достичь успеха у публики заслужило иронического определения «рышковщина». |
53 ...золото и серебро храмов ваших... – «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь... Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий... переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде... А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих... не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их. И в красных нарядах своих они превращали его в гордость... и отдам его в руки чужим в добычу и беззаконникам земли на расхищение, и они осквернят его» ( Иак. 5:3 ; Мал. 3:2–3 ; Пс. 113:12 ; Иез. 7:19–21 ). Последний раз для Церкви на Руси предсказанное сбылось в ХХ веке. Пока в последний... 54 ...мир неискуплённый лежит во зле. – 1Ин. 5:19 . Так и будет продолжаться, пока мы не выполняем священную миссию – «преобразовать мир, который пал в грехе, преобразовать его в священный, в святой мир, который станет элементом Царствия Божия» (Виталий Боровой, протопр. Проповеди на пассиях в Богоявленском патриаршем соборе (1977 г.)//Православная община. 1994. 24). «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ), и от каждого зависит преображение естества. 56 ...всё вернуть к первобытному христианству. – Характерный для того времени термин (встречается у Г. В. Плеханова, в русских переводах Е. Дюринга, Э. Ренана, К. А. Сен-Симона) часто употреблялся как антитеза нынешнему состоянию христианства. Но возврат не есть отречение от Церкви, а утверждение в ней. Человек не должен «понимать вечную Истину первобытного христианства иначе, как в её полноте, т. е. в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково Православие» (Хомяков А. По поводу Гумбольдта//О старом и новом. М., 1988. С. 203). Всякое другое понятие о христианстве ложно. «Если вы в состоянии заглушить в себе разум, забыть Предание первобытной Церкви, отказаться от прав христианской свободы и принудить свою совесть к молчанию: смиритесь перед папством и будьте римлянами. Если вы можете держаться за свидетельства Церкви первых веков, искажая в то же время их смысл тогда будьте протестантами. Это опять не христианство ; это не более как скептицизм, худо замаскированный». (Хомяков А. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1994. С. 236–237). Но путь духовного роста иной: «Переродиться и достигнуть в возраст первобытного христианства. А что значит переродиться? Умереть и воскреснуть» ( Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего. 1894–1902). |
57 ...если 6ы сейчас пришёл Сам Христос... – «А кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф. 10:33 ). «Фантазия» Свенцицкого и российская история явственно показывают: как ни ужасно, но священник прав. Его строго логичные выводы полностью обличают положение видимой организации; Христос же говорит об организме, главою которого является. Изначально ущербное понимание существа Церкви закономерно приводит к кощунственным и абсурдным утверждениям. «И речь твоя обличает тебя» ( Мф. 26:73 ). 60 ...предания выше голоса Божия... – Ср.: «И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? ...устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» ( Мк. 7:9, 13 ). 61 ...храмы их стали мертвы... – Слова Христа «оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ) имеют следующие толкования: «...храм их, который блистал величием, [ныне] оставлен, в этом мы убеждаемся своими глазами, – потому что он потерял Христа и, чрезвычайно желая предвосхитить наследие, умертвил Наследника» (прп. Иероним Стридонский ); «Я уже не называю сего храма Моим домом, Я отрекаюсь от него: с сего дня он уже не Мой, а ваш! Я не буду более заботиться о нём, хранить его, он будет скоро опустошён, разрушен, сожжён, а с ним запустеет и Иерусалим, и вся ваша земля, Богом оставленная» (Троицкие листки. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 1994, репр. 1896–1899). «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» ( Иер. 12:7 ). «Дух Живой уходил от Церкви, она ослабела: правила оболочку, а не душу. Порабощённая властью Церковь не оплодотворяла душу» (Шмелёв И. Крестный подвиг. М., 2007. С. 61). 66 ... Церковь ваша на соборах своих устанавливала... – Указаны Правила святых апостолов (1, 9, 14, 29, 37) и Вселенских Соборов: Первого (4, 5, 15), Шестого (8, 23), Седьмого (3, 5, 6, 19). Не исполняются не только евангельские требования, но и позднейшие, главенствующие, по убеждению священника. Строго последовательный вывод «тогда Церкви нет» служит приговором всей его теории – доведённая в диалоге до логического предела она прямо противоречит цели и смыслу христианства. |
5 ...столетия со дня рождения Геринга. – Образ собирательный. Из дальнейшей характеристики («мыслитель, художник, богослов, публицист») можно сделать вывод, что речь идёт о А. С. Хомякове, столетний юбилей которого отмечался в 1904, но некоторые пассажи из речи пастора явно относятся к Л. Толстому. 7 ...все мы грешные, маленькие, слабые. – С немецкого имя Геринг (Gering) переводится как «малый, маленький» (возможно, избрано по контрасту с фамилией великого романиста). 9 Груда фактов – не истина. – Во всяком явлении различимы две стороны; наука изучает внешнюю, фактическую, поэтому не имеет права именоваться высшей формой человеческого знания. Смысл происходящего раскрывается только при постижении цели, а на эту область наука не претендует. Необходимость веры в познании истины подробно обоснована Свенцицким в «Диалогах». 11 Я не обязан Это моя тяжба... – Формально пастор прав, но суть долга не в обязанности, а в ответственности. Отчуждённость обезличивает: полный простор индивидуальным силам человека, по убеждению Свенцицкого, даёт только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божьими. 12 ...мыслей твоих не слушают. – Лия противоречит себе, тут же уверяя: стоит пастору изменить смысл проповедей, обличить свои больные страсти, и все с отвращением от него убегут (так и случилось в действительности). Значит, люди тянулись к нему именно потому, что слышали о целомудрии и в словах этих дрожала тоска любви, а не порочное вожделение. 13 Грех к смерти. – «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» ( 1Ин. 5:16–17 ). Арх. Иустин (Попович) толкует, что есть два вида грехов: если человек приносит покаяние, то восстаёт от мёртвых; в нераскаянных же грехах остаётся добровольно, благодарно и непреклонно. «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» ( 1Цар. 2:25 ). Ср.: «Что ты не смог – тебе простится, что ты не хочешь – никогда» (Ибсен. 2, 210). |
68 Изменяются времена, изменяется строгость в исполнении правил. – «Истинно существует только то, что пребывает неизменным» (Августин, блж. Исповедь. 7, 11), как неизменен в слове Бог ( Тит 1:2 ). « Церковь , по своей неизменности, не признаёт ложью того, что она когда-нибудь признавала за истину. И где была бы истина, если бы её нынешний приговор был противен вчерашнему?» (Хомяков А. Церковь одна. § 3). «Я не знаю книги более страшной для совести каждого из нас, чем «Книга правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец». Читая именно эту книгу, видишь, как мы ушли в сторону, что мы забыли» (МвМ. 1, 28). 69 ...кроме жизни в Боге существует ещё быт. – Погибельное для души межевание, ибо «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» ( Мф. 12:25 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Еф. 5:23), «чтобы благодать Божия, провождаема будучи всюду усилиями самого человека, всё преисполнила собою и от всего отребила всё греховное», поясняет свт. Феофан Затворник . Для этого надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... кто во Христе, тот новая тварь» ( Еф. 4:22 ; 2Кор. 5:17 ). 70 Христианству евангельскому надо считаться с бытовым, примирить его с собой, уступить ему. – Извращение слов апостола Павла: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Не с миром должно примириться, но с Богом, «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца» ( 2Кор. 5:19–20 ; 1Ин. 2:16 ). Суть Нового Завета, по мысли свт. Феофана Затворника , в домостроительстве спасения, т. е. полном обновлении жизни во Иисусе Христе. Пока это не сделано, «вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:4 ). 72 ...учение моё искажали ради этого быта... – «Я спасал их, а они ложь говорили на Меня... Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» ( Ос. 7:13; 8:12 ). |
«Гражданами Неба», «Небесными человеками» в православной традиции именуют подвижников. У отца Валентина Свенцицкого есть книга «Граждане Неба», в которой он повествует о поездке по отдалённым высокогорным скитам и кельям Кавказа. Не надо говорить, как сильно образ жизни суровых аскетов, носителей умной молитвы, различается с тем, с чем мы обычно имеем дело в миру. И, главное, при всей высоте дарований, пустынножители остаются смиренны. От них нельзя услышать сильных заявлений и высоких оценок своей веры. Как о «Небесных человеках» о них говорят заочно другие. В данном контексте какой-то чудовищной безвкусицей и профанацией смотрятся мелькающие там и сям в сетевой полемике рассуждения по поводу «гражданства в Небесном Иерусалиме», об обязанности православного христианина идти мимо делений на земные народы и страны, принадлежать единственно к Небесному отечеству и правителем своим считать Иисуса Христа. Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима »? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ. Округлая, полемически выигрышная позиция: «за всё хорошее и против всего плохого». Идеальная основа для самореализации и доминирования: «Вы не согласны со мной – следовательно, вы идёте против Писания». Недопонимание заставляет в последнее время комментаторов переносить понятие «народа святого» на имеющийся круг верующих и на любого из нас. Поверить в это сложно, ведь нам известно слабое и шаткое состояние нашего исповедания. От образа собора праведников Церковь исторически переходит к образу врачебницы, где только отдельные примеры и действия по-настоящему отвечают христианскому идеалу; большинство же ее членов в жизни своей остаются весьма несовершенными и каются. Не все, далеко не все обетования в Новом Завете могут быть отнесены нами в собственный адрес. «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10:8). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и здравы будут». (Мк.16: 17–18) «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2:9). «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Этим Бог раскрывает полные силу и высоту христианства, поистине редкостные. |
А что касается научения духовной жизни, его следует искать в книгах. Прежде всего, безусловно, надо читать Евангелие: чем больше человек читает его, тем более напитывается евангельским духом. Во все времена духовно опытные люди всегда советовали христианам читать книги святых отцов, составляли сборники святоотеческих наставлений по разным темам, для последовательного чтения — от низшего к высшему. Я уже упоминал об опасной тенденции нашего времени, пока еще локализирующейся в основном в интернете — принципиальном повороте к обмирщению. Начинается он вроде бы с вещей второстепенных, вроде рассуждений о необязательности для женщин покрывать голову платком в храме или соблюдать посты в супружеской жизни. Из того же ряда — распространенное мнение, что древних святых отцов, «монашеские книги» мирянам читать противопоказано. Действительно, большая часть литературы о духовной жизни — это аскетическая литература, созданная монашествующими и для монахов же. Но поскольку в человеческом сердце — и у монахов, и у мирян — протекают одни и те же процессы, эта литература полезна всем. О духовной жизни для мирян в России и в XIX, и в ХХ веке было также написано очень много замечательных книг. Творения святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Оптинских старцев, протоиерея Валентина Свенцицкого, игумена Никона (Воробьева) и многих других являются литературой аскетической по своему происхождению и содержанию. Но человек, который прочитал эти книги, думаю, получил ответы на большую часть своих вопросов. — В заключение хотелось бы вернуться к теме борьбы внешней, которую мы видим и в которую зачастую втягиваемся вольно или невольно. Как Вы относитесь к публичным обличениям? Сегодня даже те сайты, которые считаются православными, полны обличений. — Очень плохо, потому что при этом никто не вспоминает о словах Евангелия: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; …если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18, 15–17). У нас же начинают сразу кричать всему миру, даже не Церкви. Поэтому плохо отношусь. |
Аминь. 24 декабря 1927 г. За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В житии святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, рассказывается о таком событии. Это было на заседании I Вселенского Собора. Были туда допущены языческие философы-перипатетики, последователи Аристотелевской философии. Среди них один был особенно искусным в споре. И вот преподобный Спиридон стал просить отцов Собора разрешить ему вступить в спор с учёным философом. Св. Спиридон был человеком простым, неучёным, и отцы Собора препятствовали его выступлению, так как боялись, что Спиридон будет посрамлён в этом споре знаменитым философом. Но преподобный Спиридон всё же обратился к философу со следующими словами: «Во имя Господа Иисуса Христа выслушай, что я скажу тебе». И согласился выслушать его учёный языческий философ. И сказал преподобный Спиридон: «Мы веруем, что Господь, создавший небо и землю, создал человека и весь видимый и невидимый мир Словом Своим и Духом. Мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог , Который воплотился, жил среди людей, страдал, умер, воскрес и совоскресил с Собою весь род человеческий. Мы веруем, что Он вновь придёт в день Страшного суда дать воздаяние за добро и зло. Мы не дерзаем постигнуть этой тайны любопытствующим умом. И ты не вопрошай, как это может быть, ибо это превышает силы человеческого разума». И смолк.. И потом обратился к философу со словами: «А ты не так же ли думаешь?» И, к общему изумлению, философ, испытанный в казуистических спорах, молчал. А потом вдруг сказал: «Да, и я думаю так же». И обратившись к тем, кто пришёл с ним, сказал: «Друзья мои, пока споры велись доказательствами от разума, я мог выставлять против одних доказательств другие, но когда из уст этого старца стала исходить какая-то особая сила, я чувствую, что здесь доказательств от разума уже не может быть, ибо никто не может противиться Богу. Те из вас, кто может думать так же, уверуем во Христа и пойдём за этим старцем, ибо через него говорит Бог». И, к великой радости всего Собора, принял православную веру. |
Аминь. 3 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Жизнь мирская – жизнь безблагодатная, жизнь духовная, церковная, исполнена Благодати. Жизнь мирская течет по законам естественного бытия, жизнь духовная вся проникнута Духом Божиим. «Так и мы, доколе были в детстве, – говорит апостол Павел, – были порабощены вещественным началом мира». И в Послании к колоссянам: «Вы со Христом умерли для стихий мира». Но значит ли это, что в миру совсем не ставится задач возвышенных? Было бы несправедливо сказать так. Но постановка этих возвышенных задач нравственного совершенствования так же безблагодатна, если она вне Церкви. В основе этих задач нравственного совершенствования у отдельных, хороших по-мирскому людей лежат личные, человеческие силы. Было время увлечения, положим, толстовскими идеями. Это был как бы призыв к нравственному совершенствованию человека, но без благодатной помощи Божией этот путь нравственного совершенствования оказался безпомощным, он не мог привести и не приводил людей к тому состоянию благодатного устроения, к которому приводит путь благодатный. Было и еще увлечение индусской философией, так называемой «йогой», в основе которой лежала мысль о развитии скрытых в человеке душевных сил. Как путь, кроме различных чисто механических упражнений, для развития этих сил предлагалось совершенствование нравственной жизни. Казалось, что это почти совпадает с христианской аскетикой. На самом же деле это было нечто совершенно иное, именно потому что там все основывалось на личных человеческих силах. Это был путь безблагодатный и потому неспасительный. Совершенно иное раскрывается в христианском учении, в Слове Божием. Здесь, напротив, все основано на благодати. О значении благодати столь много есть свидетельств в Слове Божием. «Я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом, – говорит апостол Павел, – потому что гнал Церковь Божию, но Благодатью Божиею есть то, что есть, Благодать Его во мне не была тщетной, но я более всех их потрудился, не я, впрочем, а Благодать Божия, которая со мной». |
| |