Аминь. Беседа третья Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Жизнь мирская – жизнь безблагодатная; жизнь духовная, церковная исполнена благодати. Жизнь мирская течет по законам естественного бытия – жизнь духовная вся проникнута Духом Божиим. «Так и мы, доколе были в детстве, – говорит апостол Павел, – были порабощены вещественным началам мира» ( Гал.4:3 ). И в послании к Колоссянам: «…вы со Христом умерли для стихий мира» ( Кол.2:20 ). Но значит ли это, что в миру совсем не ставится задач возвышенных? Было бы несправедливо сказать так. Но постановка этих возвышенных задач нравственного совершенствования так же безблагодатна, если она вне Церкви. В основе этих задач нравственного усовершенствования у отдельных хороших, по-мирскому, людей лежат личные, человеческие силы. Было время увлечения, положим, толстовскими идеями. Это был как бы призыв к нравственному совершенствованию человека, но без благодатной помощи Божией этот путь нравственного совершенствования оказался беспомощным, он не мог привести и не приводил людей к тому состоянию благодатного устроения, к которому приводит путь благодатный. Было еще и увлечение индусской философией, так называемой йогой, в основе которого лежала мысль о развитии скрытых в человеке душевных сил. Как путь, кроме различных, чисто механических упражнений для развития этих сил, предлагалось совершенствование нравственной жизни. Казалось, что это почти совпадает с христианской аскетикой. На самом же деле это было нечто совершенно иное именно потому, что там все основывалось на личных человеческих силах. Это был путь безблагодатный и потому не спасительный. Совершенно иное раскрывается в христианском учении, в Слове Божием. Здесь, напротив, все основано на благодати. О значении благодати столь много есть свидетельств в Слове Божием. «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, – говорит апостол Павел, – потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» ( 1Ин. 5:1 ). В другом месте апостол говорит: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин. 4:11 ). В Евангелии от Иоанна читаем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ). В Деяниях апостольских об этом состоянии полного единства говорится: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян. 4:32 ). В Евангелии от Иоанна читаем: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ). Вот где раскрываются во всей полноте тайна, смысл и сущность любви, до какового понимания человеческий разум не может возвыситься. Здесь истинное Божественное откровение. Ведь здесь говорится о том, что человеку заповедуется такое же единство, как единство Троичного Бога: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». А ведь Бог есть любовь, тайна Пресвятой Троицы есть тайна любви, соединяющей, составляющей единое существо Божие. И мы в этой заповеди Христовой становимся сопричастниками этой Божественной любви, этой тайне Пресвятой Троицы. Так вот из этого источника, из таинственной глубины, где раскрывается, как высший идеал недосягаемого совершенствования, полнота единства любви Божественной, и проистекает чувство любви. Какие-то скрытые, бессознательно действующие законы этой же содержащей все в единстве любви Божией заключаются в самой природе. Святой Василий Великий с истинным даром благодатного уразумения Божественных тайн по этому поводу написал в «Шестодневе» следующее: «Целый мир, состоящий из разнородных частей, Бог связал каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и единую гармонию так, что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии». То есть Он видит во всей вселенной неосознанный нравственный закон любви, лежащий в основе вообще всякого бытия. Вся вселенная связана в единую гармоническую жизнь, Божественный Дух любви влит в самое бытие вселенной, которое есть не что иное, как союз любви. У человека это становится высочайшим идеалом, осознанным законом бытия его, бесконечной задачей его совершенствования, где этот союз любви и симпатии раскрывается и вырастает до Богосовершенствования. Вот поэтому чувство любви, которое сознаем мы в себе как некий Божественный дар, и кладем мы в основу закона жизни, закона бытия, ибо Господь все содержит Божественною любовию, все объединяет Собою, все Собою проникает, все делает единою Церковию. Потому и сказал апостол Павел о любви, что любовь никогда не перестает:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В наше время нужно особенно ревностно соблюдать все то, что полагает грань между нами, верными, и ими, неверными. И одна из внешних, но твердых граней разделения с миром и есть устав постный. Многое, что казалось несущественным в прежнее время, в наши дни осознается как великая необходимая задача. Так и соблюдение постов. Сейчас время, когда надлежит вновь восстановить всю силу, всю твердость действующего в Церкви закона о соблюдении поста. Аминь. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Утверждайтесь в вере! Вера – основание, источник жизни. Утверждайтесь в вере словом Божиим, утверждайтесь в вере молитвой, утверждайтесь в вере постом, утверждайтесь в вере борьбой со своими страстями. Утверждайтесь в вере, ибо вера ведет человека ко спасению, к жизни вечной. Некий человек по имени Иаир, начальник синагоги, «пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти…. Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть» ( Лк.8:41–42, 49–55 ). Соединим в нашем сердце все эти слова Спасителя. Какую благую весть услышим мы в них? Не смерть ли страшит человека? И воистину, не властна ли она так истреблять жизнь, что не остается в ней никакого смысла, никакого истинного содержания! Какое опустошение вносит эта торжествующая, все уничтожающая, все побеждающая смерть. И вдруг слова: «не умерла, но спит». И в ответ на это чувство смятения и страха – слово Господа, сказанное каждой человеческой душе: «только веруй, и спасена будет». Нам возвещено в Евангелии всеобщее воскресение, нам дано обетование, что некогда восстанет человеческая душа и человеческое тело, и жизнь восстановит свое право, данное ей искуплением, и смерть отойдет от человека, и тленное станет вечным, нетлению принадлежит победа.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Вот ваш символ! 587 За шёлком, блеском, самодовольством, изысканностью вашей жизни спряталась безумная, жалкая, изуродованная душа 588 , безобразно вцепившаяся когтями холодеющих рук в омерзительное чудовище, имя которому собственность! А кругом с подобострастием стоят вельможи, духовенство всех церквей в золотых митрах, камилавках, кардинальских мантиях, с бриллиантовыми крестами, иконами, хоругвями… И в пустых храмах, где нет ни одной живой души, – ибо души остаются стеречь награбленное добро, – мёртвые люди, мёртвой веры, руководимые ни во что не верующими фарисеями, без содрогания и ужаса читают в сотнях тысячах храмов великие слова Христа: «Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные!.. Горе вам, смеющиеся ныне!» Но пусть бы уж вы сбросили свой шутовской наряд и открыто объявили себя жрецами золотого истукана. Но нет, здесь, как и во всём, мало вам творить беззаконие, вам нужно прикрыться учением Того, Кто был самый беспощадный вам обличитель. Вам нужно во что бы то ни стало насмеяться над Ним. Словно вы хотите отомстить Ему за всё самой высшей мерой мщенья. Смотри, мол, назорейский бродяга, грозивший нам слезами и горем, как сладко живётся нам. Да ещё с благословением твоих же «наместников», на основании твоего же собственного ученья! Что за беда, что Христос на вопрос юноши: «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» – ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» ( Мф. 19:21 ). А в Деяниях апостольских говорится, что «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее… И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» ( Деян. 4:32–35; 2:45 ). Что за беда, что в «Учении XII апостолов» говорится прямо: «Разделяй всё с братом твоим и не говори, что это твоя собственность» (гл. 4) 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем ( Ин.13:15 ): «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Открываем первое послание апостола Петра и читаем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр.2:21 ). Открываем первое послание Иоанна, читаем ( 1Ин.2:6 ): «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». Открываем послание апостола Павла к Филиппийцам, читаем: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Неужели, прочтя эти слова, можно хоть на минуту согласиться с тем, что правы принимающие христианство «постольку поскольку»? Оно не мешает кинематографам, театру, нашему мирскому благополучию, нашему мирскому времяпрепровождению? Это ли значит – в нас не должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе? Это ли значит, что «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 )? Это ли есть пример, это ли есть дорога, указанная Спасителем? Нам и более определенно, в Слове Божием, раскрывается, в чем именно ждет от нас Господь подражания Христу. В послании к Ефесянам апостол Павел говорит ( Еф.5:2 ): «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас». Так вот чему мы должны подражать – любви Христовой, должны иметь такую любовь в сердце своем, которая была бы подобна той любви, которою возлюбил нас Христос. В Евангелии от Матфея читаем: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Вот чему научитесь – кротости и смирению, дабы нам быть такими же, как Господь наш Иисус Христос , показующий этот пример. Можно ли, будучи все время в раздражении, ведя постоянную и озлобленную борьбу со всеми окружающими, можно ли, возвеличивая свою человеческую волю, впадая в гордыню, можно ли «брать пример» со Спасителя и Его кротости и смирения? И как можно соединить это «постольку поскольку» с образом Христа, который, как предмет подражания, стоит перед внутренним зрением человека?! Увещевая Тимофея подвизаться добрым исповеданием апостол Павел говорит: «Добрым исповеданием подражай Христу, который засвидетельствовал перед Пилатом доброе исповедание, неукоризненно» (См.: 1Тим.6:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Все живут иначе – неужели все погибнут? Неужели все ошибаются? Все неправы» – «один я прав». Таковым Господь сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» ( Мф.7:13 ). А тем, которых ужасают трудности на этом пути, Он дал великое утешение и ободрение. Ученики Его «чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» ( Мк.10:26–27 ). «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Подвижники пошли через «тесные врата» и то, что узнали на своем пути, поведали всей Церкви . Молитва стала их главнейшим делом не потому, что они отвлеченною мыслью решили «посвятить себя молитве», а потому, что к постоянной молитве привела их борьба со страстями. На пути в Царствие Божие стоят гордость, самолюбие, сластолюбие, чревоугодие, леность, зависть, чувственность – все это надо побороть в себе. Где искать помощи? Где черпать силы? В молитве. И молитва стала орудием борьбы с темными силами страстей за спасение души, за очищение ее от всякой скверны, дабы душа могла, по словам Серафима Саровского , «стяжать Духа Святого Божьего». Как говорит один подвижник: «Дарования Божии приходят сами собой, если найдут место чистым и нескверным». Но если молитва есть меч духовный в борьбе с силой диавольской, действующей на нашу душу чрез страсти, то, с другой стороны, она твердыня, яростно осаждаемая полчищами сил бесовских. Видя в молитве гибель свою, бесы вооружают все силы свои и направляют их на молитву. Творения подвижников и жития святых дают самое точное и полное изображение этой молитвенной брани. Нам надлежит здесь запомнить главное. Святой Григорий Синаит говорит: «Во все время действия страстей из помыслов одни идут впереди, а другие последуют за ними: предшествуют помыслы мечтаний (чередование образов), а последуют помыслы страстные (возбуждаемые теми образами). Страсти предваряют бесов, а бесы последуют за страстями».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия… нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада... пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями... За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Втор. 32:35 ; Ос. 7:13; 8:4 ; Ам. 6:3–7 ). «И подобно тому, как сбылось всё это, так сбудется и последнее Его предсказание, и тогда, без сомнения, они покорятся Ему; но это нисколько не послужит им в оправдание, так же как и всем, которые будут раскаиваться тогда в виду разрушения их государства» (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 74. Ч. 3). 91 ...по приговору законного суда... – Например, митр. Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) учил, что Христос признавал смертную казнь, а заповедь «не убий» относится не к убийствам, совершаемым правительством, а лишь к убийствам «незаконным» (Наша жизнь. 1906. 5 мая. 437. С. 4). 92 Начётчик – грамотей, промышляющий по деревням обученьем грамоте (Даль); у старообрядцев – человек, хорошо знающий Святое Писание. 94 Отойди, сатана вовсе! – «Ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»... ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 4:10; 16:23; 18:6; 26:24 ). 98 Штунда безбожная! – Штундизм [нем. Stunde час; время для изучения Библии ] – разновидность протестантизма, «русский баптизм». Возник среди крестьян Херсонской губ. в 1860-х, распространению способствовал нравственный образ жизни адептов. В 1894 Комитет министров признал его сектою, особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях. «Несколько русских рабочих у немецких колонистов поняли, что немцы живут богаче русских. Случившиеся тут пасторы разъяснили что вера другая. Вот и соединились кучки русских тёмных людей, стали слушать, как толкуют Евангелие, стали сами читать и толковать всяк на свой страх и на свою совесть» (Достоевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Говорил о том же и притчами: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). Указал им на великую силу молитвы. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). На силу молитвы указал и при исцелении бесноватого: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Молился Он и вместе со Своими учениками: так было, когда преобразился Он на горе перед учениками Своими Петром, Иаковом и Иоанном. Так было, когда «...Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним» ( Лк.9:18 ). Свидетельствуют Евангелисты и о молитве Спасителя нашего в страшный час предательства Иуды в саду Гефсиманском. Здесь Господь и Сам молился, и учеников Своих призывал к молитве, дабы не впасть им во искушение: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк.22:40 ). И через некоторое время, найдя их спящими, сказал снова: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк.22:46 ). Апостолы, приняв Духа Святаго, не отринули молитвенного подвига, а, напротив, согласно заповеди Спасителя, вступили в него: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ). Молитва была постоянным их делом: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Была молитва и в обстоятельствах исключительных. Так, поставляя пресвитеров, «...они помолились с постом и предали их Господу» ( Деян.14:23 ). В посланиях своих Апостол Павел все время призывает верующих к молитве, и именно к молитве подвижнической, т.е. постоянной, которая всегда в сердце человеческом: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны», – говорит Апостол в послании к Римлянам ( Рим.12:12 ). «Будьте постоянны в молитве», – говорит он в Послании к Колоссянам ( Кол.4:2 ). Дает заповедь и Фессалоникийцам: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Святой Антоний Великий говорит: «Славно духовное подвижничество, но много у него противников». Путь подвижнический избирают немногие. И этих немногих искушает МЫСЛЬ:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».   ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). Мир – это язычники. Братья – это «святые» и верные, принявшие Христа и святую Его Церковь . Апостол Павел говорит: не надо сообщаться с блудниками, лихоимцами, злоречивыми, пьяницами, идолослужителями. Но не с теми из них, которые открыто принадлежат языческому миру, «чужие» Церкви, «внешние» для» Нее. Ибо не обращаться с такими значило бы выйти из мира сего. Но вот если человек называет себя братом, т. е. христианином, и в то же время язычник по жизни своей, с таким даже не есть вместе. Вот где коренится ответ на вопрос, почему во времена апостольские не было «отшельников». Им незачем было быть. Уйти от «мира» они могли не в пустыни, а в Церковь , в свое общество верных, святых братии. После Апостолов, во втором и третьем веках, положение существенно изменилось: «мирской дух» стал заражать самую Церковь . Чистота христианской жизни замутилась, а вместе с тем, естественно, ослабла строгость апостольской заповеди «даже и не есть» с людьми порочными, именующими себя братьями. Слишком много стало таких людей. Живя среди них, делалось невозможным то строгое разграничение, которого требовал Апостол. Исполнение этого требования, как и предрек Апостол, поставило ревностных христиан в необходимость «выйти из мира сего». Они и стали уходить от мирской жизни, но уже не в Церковь полуобмирщенную, а в места уединенные, где создавались монастыри. Первоначальный монастырь – это та же Церковь апостольского времени, уединившаяся не только от языческого мира, но и от «называющих себя братьями».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Господь знал, что наступят такие дни, – Он говорил, что увидите и мерзость, и запустение на святом месте, и он предупреждал верующих, что это будет значить: время близко! 243 Он же открыл людям, что в великие дни конца мировой истории, в дни окончательной борьбы Добра и Зла, Церковь снова откроется во всей своей славе и верующие узрят «жену, облечённую в Солнце» 244 , которая и будет Церковь . Мы веруем в эту грядущую Церковь и по мере сил хотим приблизить время её появления – для этого необходима не только готовность принять её сердцем, но и мыслью. Таким образом, важно выяснить, какою должна быть земная Церковь , чтобы она могла занять предназначенное ей место в ряду других действующих сил. Церковь в земном своём виде – это союз верующих, объединённых главою Христом. Церковь , т. е. этот союз, живёт в государстве. Надо иметь в виду следующее: всё, что мы будем говорить о Церкви, касается того, как должны устроиться верующие внутри своей общины. (Говоря об этом, мы будем иметь в виду программу Христианского братства борьбы.) (…) 245 Члены общины будут жить общей жизнью, каждый внося в неё то, что дано ему от Бога. В Церкви, говорит апостол Павел, как в теле «Бог расположил члены, каждый… как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» ( 1Кор. 12:18–21 ). Внешнее выражение этой общей жизни будет общая молитва. При такой любви, когда каждый живёт не для себя, но друг для друга, а все – для Христа, невозможно, разумеется, чувство собственности: как я могу считать что-нибудь своим, когда все живут одной жизнью 246 . Итак, всякая частная собственность у верующих должна быть уничтожена 247 . (…) Вот те необходимые черты, по которым мы узнаем истинный лик Церкви: уничтожение власти одних над другими, полное общение имуществ и, наконец, общение в молитве – и всё это на основе пламенной любви к Богу и любви к ближнему, как к самому себе. Вот какою должна стать земная Церковь , чтобы не самозванно присваивать себе название «Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010