«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Диалоги. Протоиерей Валентин Свенцицкий Книга «Диалоги» была написана прот. Валентином Свенцицким в 1928 году в сибирской ссылке. Это диалоги между неверующим интеллигентом, ищущим истину и православным священником. Книга полезна как воцерковленному читателю, так и современному богоискателю, она разрешает многие недоумения и дает ответы на насущные вопросы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Свенцицкий Диалоги Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-317-2347) Предисловие Протоиерей Валентин Свенцицкий родился в 1881 году в Казани, в дворянской семье. Отец его был католиком, воспитанием в православной вере обязан бабушке по материнской линии, Юлии Холгоненко. С 1895 года Валентин жил с семьей в Москве, где получил классическое образование, позволившее ему поступить на историко-филологический факультет Московского университета. Валентин Свенцицкий был одним из основателей Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (как формы легализации Христианского братства борьбы), куда вошли многие видные представители московской интеллигенции. Уже тогда начал проявляться ораторский дар будущего пастыря – его выступления пользовались огромной популярностью и собирали множество слушателей. В этот период В. П. Свенцицкий сотрудничает с редакциями сборников «Свободная совесть» и «Вопросы религии», регулярно публикуется в журнале «Новая земля», пишет литературоведческие статьи и художественные произведения, в которых заметно влияние творчества Ф. М. Достоевского. Многогранный талант молодого мыслителя не остался незамеченным образованными кругами московского и петербургского общества. Увлекшись духовными исканиями, Свенцицкий пишет два философских романа: «Второе распятие Христа» и «Антихрист (Записки странного человека)». Епископ Анастасий (Грибановский) и будущий игумен Иоанн Селецкий (духовный отец прот. Владимира Воробьева) считали роман «Антихрист» замечательным; в течении года было продано 2 тиража издания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

XXI. С. В. Чертков. Православный богослов протоиерей Валентин Свенцицкий Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны... А. С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум» Валентин Павлович Свенцицкий – одна из самых мифологизированных фигур среди русских мыслителей начала XX века. До последнего времени все очерки его биографии содержали сведения недостоверные, несоответствующие действительности, а творчество оставалось малоизученным. В результате обыденное сознание усвоило некий образ, весьма далекий от истинного лица православного богослова. Далекий и фактически, и духовно. К сожалению, до сих пор переиздается, без согласия автора, предисловие о. Леонида Калинина к «Диалогам», написанное в 1993 году. Тогда это был прорыв, но за полтора десятилетия историками проделана огромная работа по восстановлению подлинной биографии прот. Валентина, опубликована масса архивных документов и ранее неизвестных его трудов. Сейчас надежными ориентирами служат статьи в словарях «Русская философия» (М., 2007), «Русские писатели» (т. 5) и 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Даръ, 2008), издаваемого по благословению патриарха Алексия II; электронная версия биографии доступна на сайте «Википедия». На основании письменных свидетельств самого Свенцицкого и воспоминаний родственников лишь недавно удалось установить точную дату его рождения – 30 ноября 1881 года. Брак родителей, потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой, официально не регистрировался, поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь . Как и три его старших брата, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении. В 1891 году поступил в 3-ю казанскую гимназию, после переезда семьи в Москву (1895) продолжил учебу в 1-й классической гимназии, но в апреле 1898 года конфликт с законоучителем вынудил мать подать прошение об увольнении сына. С этого времени его духовным руководителем стал оптинский старец о. Анатолий (Потапов), который утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу. В 1900 году Свенцицкий перешел в частную гимназию Ф. И. Креймана, а после ее окончания в 1903 году был зачислен на историко-филологический факультет Императорского московского университета (слухи об учебе разом на двух или даже трех факультетах неверны), его любимым учителем стал профессор С. Н. Трубецкой; осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество, был инициатором открытия в нем секции истории религии, подружился с В. Ф. Эрном, познакомился с А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Протоиерей Валентин Свенцицкий Диалоги ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ДИАЛОГИ Протоиерей Валентин Свенцицкий В настоящее время издательством Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета издана новая редакция книги прот. Валентина Свенцицкого " Диалоги " . По неподтвержденой пока официально информации, старая редакция признана несоответствующей авторскому оригиналу. Новая редакция рекомендована к публикации Издательским советом РПЦ 10-18-1849, в книге устранены более 800 редакторских правок, искажавших текст во всех предыдущих изданиях. Как только книга поступит в продажу, на этой страничке будет соответствующее оповещение. Предлагаем ознакомиться с информацией о протоиерее Валентине Свенцицком . Валентин Павлович Свенцицкий (30 ноября 1881, Казань — 20 октября 1931, Канск, Восточно-Сибирский край) — священнослужитель Православной Российской Церкви; протоиерей, настоятель московского храма Николы «Большой Крест» у Ильинских ворот (не сохранился). Проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов. Публицист Родился в семье присяжных поверенных: потомственного дворянина Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832—1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852—1927). Поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь, признан незаконнорождённым; отчество получил по имени восприемника при крещении. Учился в гимназиях: 3-й казанской (1892—1895), 1-й московской (1895—1898, выбыл из-за конфликта с законоучителем), московской частной Креймана (1900—1903); на историко-филологическом факультете Московского университета (1903—1907, исключён за невзнос платы с VII семестра). Дружил с В. Ф. Эрном, был близко знаком с А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, Андреем Белым. Мировоззрение сформировали православие, идеи В. С. Соловьёва, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта.

http://zavet.ru/dialogi.htm

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882–1931) Священный сан протоиерей Валентин принял по благословению преподобного Анатолия Оптинского в 1917 году. После октябрьского переворота отец Валентин стал священником в Белой армии. После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России, и в 1920 году приехал в Москву. Вначале он выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа святителю Тихону, Патриарху Московскому, которого очень любил и уважал. В 1925 году, после возвращения из первой ссылки, отец Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке, где вел духовные беседы с прихожанами о вере, о Церкви, о спасении. Эти духовные беседы, записанные духовными чадами отца Валентина, распространялись среди верующих. В 1926 году отец Валентин стал настоятелем храма святителя Николая Чудотворца на Ильинке (Никола Большой Крест), где создал крепкую общину, ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Таин. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на Церковь . С именем отца Валентина связана идея особого пути духовного совершенствования, который называется монастырем в миру. Люди, вставшие на такой путь, не делаются тайными монахами и не принимают негласно обеты. Отец Валентин призывал своих чад, живущих в миру, внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы суета, мирское зло захлестнули душу. 7(20) октября 1931 года отец Валентин скончался после тяжелой болезни в ссылке под Тайшетом. Беседы о духовной жизни 1 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Монастырь в миру – вот основная идея всего моего служения. Она лежит в основе моей настоятельской деятельности, она лежит в основе моего духовничества, она лежит в основе моих проповедей. Многие считают эту идею неосуществимой. Для многих она представляется неверной, но для очень многих, несмотря на то что я постоянно возвращаюсь к ней, она все еще недостаточно ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Избранное Критики называют отца Валентина Свенцицкого достойным продолжателем Достоевского. Пламенный проповедник христианства, один из наиболее ярких мыслителей начала ХХ века, он умел необыкновенно влиять своим словом на людей — в лекциях, в проповедях, в частных беседах. А его литературные произведения поражают откровенностью, смелостью, с которой автор заглядывает в самые потаенные уголки человеческой души. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Валентин Павлович Свенцицкий Избранное Предисловие Духовный реализм Мировоззрение богослова, философа, общественного деятеля, публициста, прозаика и драматурга Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) сформировали христианство, идеи B. C. Соловьева, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта; с 1898 года юноша духовно окормлялся у прп. Анатолия (Потапова) Оптинского. В 1905 году Свенцицкий создал первую в России христианскую политическую организацию, многие чаяния которой воплотил Поместный Собор 1917–1918 годов; был организатором Московского религиозно-философского общества. В печати и с кафедры обличал преступления евангельских заповедей в государственных и церковных делах, языческий цезарепапизм, хилиазм и социалистическую утопию, ницшеанство и толстовство, либеральные и черносотенные подделки под Христа. С 1909 года Свенцицкий участвовал в движении голгофских христиан, ставя целью пробудить сознание народа к религиозному творчеству и считая, что вся живая жизнь должна объединиться вокруг храма. В 1917 году был рукоположен во иерея, а год спустя стал проповедником Добровольческой армии, призвав обезумевший народ к покаянию и борьбе с бесовской силой большевизма. Только в Церкви видел нравственный фундамент обустройства России. В 1920-хгодах о. Валентин служил в Москве. За противодействие обновленчеству был выслан в Таджикистан, где составил практическое руководство по постижению молитвы Иисусовой. По возвращении, будучи настоятелем храма Свт. Николая Чудотворца на Ильинке, проводил с общиной беседы о монастыре в миру – духовной преграде внешним соблазнам и борьбе со страстями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Пророк в своём отечестве Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 К 80-летию со дня кончины (20 октября) и 130-летию со дня рождения (30 ноября) протоиерея Валентина Свенцицкого Работы, входящие во 2-й том Собрания сочинений Валентина Павловича Свенцицкого (М.: Даръ, 2011), написаны в 1900-х гг., за десятилетие до принятия им священного сана. Чем они ценны для людей века нынешнего? Ровно тем же, чем и для современников выдающегося христианского проповедника, богослова и философа. И они будут необходимы всегда, поскольку рассказывают о должном устройстве человеческого общества, раскрывают “правду о земле” — рисуют икону бытия. Мы призваны Богом к соработничеству: Господь ждёт от нас дел в подтверждение веры правой, а значит, надо осуществлять Его заветы и в личной, и в общественной жизни — совместными усилиями приготовлять мир к божественному состоянию. Прежде всего это касается Церкви Христовой, которую Свенцицкий определяет как питающую мир благую силу и центр накопления растущего в мире добра. Изумителен и прост найденный им образ — дарохранительница… Он открывает, какою должна быть земная Церковь. Всмотритесь в величественную картину преображённого естества, когда жизнь станет молитвою, и каждый будет чувствовать себя всегда в храме, со всеми вместе, а все — со Христом. Необходимо здесь, на земле, уподобляться небесному устройству, приводить бытиё в соответствие с ним. Это и есть правда о земле — все человеческие отношения, включая экономику и политику, уподобить возвещённому идеалу. С дерзновенностью пророка Свенцицкий напоминает о долге пастырей: не боясь никаких гонений, возвышать свой голос там, где земные требования явно противоречат Божиим; наставлять людей на истинный путь; руководить жизнью, а не подлаживаться к изменчивым нравам, не потворствовать духам века сего. Святитель Василий Великий в 7-й беседе на “Шестоднев” называет людей, угождающих всякой преобладающей власти, волками хищными, которые являются во одеждах овчих. А у нас, замечает Свенцицкий, “Церковь всякий раз, по странному совпадению единовременно со светскою властью, убеждалась в несостоятельности старого порядка”.

http://pravmir.ru/prorok-v-svoyom-oteche...

С.В.Чертков Скачать epub pdf Автор не пропагандист, прельщаемый и прельщающий, но проповедник, исповедующийся и исповедующий, – проповедник бесконечно искренний. митр. Антоний (Храповицкий) . «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям. Ф. М. Достоевского» Богослов, публицист, прозаик и драматург Валентин Павлович Свенцицкий родился в Казани 30 ноября 1881. В 6-м классе гимназии стал духовным чадом прп. Анатолия (Потапова). Оптинский старец утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу, и для юноши с несомненностью определилось, что в христианстве заключена полнота истины, выяснились задача и смысл существования. Поступив в 1903 на историко-филологический факультет Императорского московского университета, Валентин обрёл любимого преподавателя – С. Н. Трубецкого, учился ораторскому мастерству у В. О. Ключевского , подружился с В. Ф. Эрном, познакомился с А. Белым, А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским. После Кровавого воскресенья 9 января 1905 создал с друзьями Христианское братство борьбы, дабы противостоять сковавшему Церковь самодержавию и сформировать христианскую общественность. Одной из форм его легализации стало Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, где Свенцицкий был товарищем председателя. При содействии С. Н. Булгакова ХББ издавало брошюры, газеты и журналы. Поставленные Братством задачи в корне отличались от европейской идеологии «христианского социализма»: экономика и политика признавались лишь внешними формами устроения духовной жизни; в основе всех человеческих отношений мыслились Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеалом была Церковь , а не государство. Свенцицкий никогда не был революционным радикалом, неоязычником или мятущимся интеллектуалом-декадентом, как ныне измышляют незнакомые с его творчеством. Современникам это не пришло бы в голову: даже противники признавали – это «яркий и выразительный представитель того религиозного движения», которое «ищет обновления душ человеческих путём христианства, и в самом христианстве – не путём какого-нибудь сектантства, старого или нового, но... церковным, царственным, средним путём» (В. В. Розанов ); «верующий во Христа искренно и пламенно... За словами его так и чудится строгий коричневый лик со сжатыми бровями, с тяжким золотым нимбом, мерцающим в лампадных лучах» (З. Н. Гиппиус).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Произведения протоиерея Валентина Свенцицкого возвращаются к читателю… 1 февраля в музее «Дом А.Ф.Лосева на Арбате» состоялась встреча, посвященная выходу в свет второго тома Сочинений Валентина Павловича Свенцицкого – русского публициста, журналиста, философа, а с 1917 г. – священника, проповедника, исповедника веры. 2 февраля, 2011 1 февраля в музее «Дом А.Ф.Лосева на Арбате» состоялась встреча, посвященная выходу в свет второго тома Сочинений Валентина Павловича Свенцицкого – русского публициста, журналиста, философа, а с 1917 г. – священника, проповедника, исповедника веры. 1 февраля в музее «Дом А.Ф.Лосева на Арбате» состоялась встреча, посвященная выходу в свет второго тома Сочинений Валентина Павловича Свенцицкого – русского публициста, журналиста, философа, а с 1917 г. – священника, проповедника, исповедника веры. Имя прот. Валентина Свенцицкого известно православному читателю по неоднократно переизданной книге «Диалоги», написанной автором в ссылке ок. 1930 года и во времена гонений ходившей в списках, по различным более ранним проповедям и статьям, а также запискам о жизни кавказских пустынников «Граждане неба». В 2008 году в православном издательстве «Даръ» вышел первый том собрания сочинений В.П.Свенцицкого, подготовленный биографом и исследователем его жизни Сергеем Чертковым. Книга познакомила читателей с не издававшимися после 1917 г. художественными произведениями совсем еще молодого Валентина Свенцицкого, написанными вскоре после пережитого им духовного кризиса и последовавшей затем встречи с оптинским старцем прп. Анатолием (Потаповым), наставившим его в православной вере и вразумившим его метавшуюся душу. В только что вышедшем в издательстве «Даръ» втором томе помещены не переиздававшиеся с момента написания публицистические, церковно-политические, философские и литературоведческие работы В.П.Свенцицкого, написанные с 1905 по 1908 гг. Работы касаются проблемы власти, насилия, свободы и конечно же соборности Церкви. Задолго до Собора 1917-18 гг. В.П.Свенцицкий писал о необходимости созыва Поместного собора с участием белого духовенства и мирян, о необходимости упразднения синодального огосударствления Церкви и возрождения на Руси канонического патриаршего правления, о развитии приходских православных общин, о свободе совести и справедливости в обществе. Отдельные работы посвящены христианскому пониманию слова «свобода». Интересно, что в приложении и комментариям к книге проведено сравнение идей В.П.Свенцицкого с принятой 10 лет назад Социальной концепцией Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/proizvedeniya-protoier...

     Имя и труды протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) - великого христианского проповедника ХХ века, богослова, философа, публициста, прозаика и драматурга, создателя первой в России христианской политической организации и Московского религиозно-философского общества памяти В. Соловьёва, участника Белого движения, настоятеля московского храма «Никола Большой Крест» на Ильинке – пока еще недостаточно известны широкой публике. Об особой актуальности его богатого наследия в наши дни рассказывает Кавказскому геополитическому клубу поэт, редактор Собрания сочинений и биограф В.П.Свенцицкого Сергей Валентинович Чертков. - В начале XX века российская общественно-политическая и духовная жизнь обогатилась множеством разнообразных талантов. Чем привлёк Вас именно В. П. Свенцицкий? - Тем, чего не находил среди всей мишуры посеребрённого века, - пророческим даром. Ведь пророк - не только и не столько предсказатель будущего, но тот, по определению историка Г. П. Федотова, кто «слушает волю Божию о целом народе или о Церкви и требует действия». Устами пророков к нам взывает глас Божий - назидает, стыдит и увещевает, открывая истину. Проповедь пророка есть мудрость - не интеллектуальный феномен (знание как таковое), а образ нравственного совершенства, согласование плотского с духовным, единство истины и блага, высшая правда. Вот такой алмаз я и нашёл: человека, который с дерзновенностью ветхозаветного пророка глаголет о должном устройстве человеческого общества, утверждает норму личной и общественной жизни, рисует икону бытия. Свенцицкий обличает ложь - правдой, противопоставляя тому, что есть, - то, что должно быть. Он открывает, какою должна быть земная жизнь человека. Обращаясь к пастырям, интеллигенции, трудящимся, власть имущим, бизнесменам, солдатам, каждому показывает, как достойно действовать на своём месте и строить свою жизнь согласно с верой. Это и есть правда о земле - все человеческие отношения, включая экономику и политику, надо привести в соответствие с Божиими заповедями. Он неустанно напоминает о прямом пути ко благу и клеймит гибельные уклонения. Фактически это работа совести. Так оно и должно быть, ибо истинный пророк - совесть народа.

http://pravoslavie.ru/110907.html

Аудио Содержание Предисловие Диалог 1-й. О бессмертии Диалог 2-й. О Боге Диалог 3-й. Об искуплении Диалог 4-й. О Церкви Диалог 5-й. О Таинствах Диалог 6-й. О законе и благодати Диалог 7-й. О монашестве Диалог 8-й. О Промысле и свободе воли Диалог 9-й. О прогрессе и конце мировой истории Диалог 10-й. О духовной жизни     Уведомляем вас о выпуске изд-вом ПСТГУ авторской версии «Диалогов» прот. Валентина Свенцицкого : в книге впервые устранены более 800 редакторских правок, искажавших текст во всех предыдущих изданиях. В связи с этим родственники автора, редактор его Собрания сочинений и правообладатель настоятельно просят не тиражировать более в печатном, электронном или ином виде издававшийся ранее вариант «Диалогов» как не аутентичный. Доводим также до вашего сведения официальное Заявление родственников: «В связи с проведенным историком С. В. Чертковым исследованием биографии нашего деда и прадеда прот. Валентина Свенцицкого и уточнением биографических данных, просим впредь не публиковать сведения о биографии В. П. Свенцицкого, публиковавшиеся до 2007 года. Все ссылки на биографию прот. В. П. Свенцицкого можно давать по биографическим очеркам, опубликованным в 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Дар, 2008) и новом издании «Диалогов» (М.: ПСТГУ, 2010). Калинин Д. В. – внук В. П. Свенцицкого прот. Калинин Л. Д. – правнук В. П. Свенцицкого. 4 марта 2010 г.     Предисловие Протоиерей Валентин Свенцицкий – выдающийся пастырь-мученик Русской Церкви XX века, родился в 1882 году в Казани, в дворянской православно-католической семье (отец – католик, мать и дети – православные) 1 . Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии 2 . Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии Креймана.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010