727 Элия Капитолина (совр. Иерусалим) – название, данное императором Адрианом в 130 г. Иерусалиму. Город получил свое прежнее название Иерусалим после того, как мать Константина Великого Елена побывала в нем в 326 г. и в ее присутствие рабочие нашли пустую гробницу, которая была признана Христовой, а люди вновь стали называть город Святым городом. Однако еще в начале пятого века город иногда называли Элием (Ср.: Палладий Еленопольский . Диалог о житии св. Иоанна Златоуста . VII. С.63:181). 728 Аравия Петрейская – область между Палестиной и Египтом (точнее, между Нилом и Аравийским заливом) (Strabo XVII.1. 21), где находилось Набатейское государство. 729 Петра (Села) – столица Набатейского царства, расположенного в северной Аравин. Город основан около VI в. до н. э. набатеями. Страбон упоминает о Петре при описании похода римлян под предводительством Элия Галла против арабов (Strabo XVI. 4. 22–24). 732 Город Теридон находился в устье Евфрата на побережье Персидского залива (Strabo XVI. 3. 2). 733 Антиохия (Антиохия на Оронте, Антиохия Великая) (современная Антакия в Турции) – город, расположенный в 25 км от Средиземного моря и его порта в Селевкии Пиерийской. Город находится между рекой Оронт и горой Сильпий. Через него протекает река Пармений. Страбон подробно пишет о ней в XVI книге (Strabo XVI. 2. 4–7). 737 Апамея – город на полуострове, образованном озером и рекою Оронтом в ее среднем течении. Город построен царем Македонии Антигоном. Родина стоика Посидония (Strabo XVI. 2. 10). 738 Эмеса (Емиса) – город на реке Оронте (недалеко от озера Оронта). Родина императора Гелиогабала (218–222 гг.). 739 Самосата (Самосаты) – город в Коммагене, расположен на Евфрате (Strabo XVI. 2. 3). На рубеже VI–VII вв. местность относилась к провинции Евфратесия. Родина античного писателя сирийского происхождения Лукиана. 740 Пальмира – центр оазиса Тадмур. «Пальмовый» город был построен царем Соломоном, как сообщается в «Хронографии» Иоанна Малалы (Mal. Во 143). Столица царства Одената, после убийства которого в 267 г. его жена Зеновия продолжала агрессивную политику, но в 272 г. была побеждена войсками императора Аврелиана. Город был разрушен Аврелианом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

прот. Николай Куломзин Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий Происхождение Савла Хронология событий первого века (жизнь Иисуса Христа, апостола Павла) может быть установлена лишь с известной долей приблизительности. Савл родился предположительно около V года н.э. Однако место его рождения известно точно. «Я Иудеянин, Тарсянин, говорит апостол в Деяниях, гражданин небезызвестного Киликийского города (Деян.21:39). Благодаря своему расположению на границе Малой Азии и Сирии, Тарс издавна привлекал внимание завоевателей, в том числе и Римлян: одно время в этом городе находилась резиденция Антония. Греческий историк и географ Страбон (60г. до РХ 25г. по РХ) утверждает, не без преувеличения, что «жители Тарса так увлеклись философией,…что их город, в конце концов, затмил Афины, Александрию и все остальные города». 2 Блаженный Иероним (известный переводчик Библии на латинский язык IV века) сообщает, что семья Савла жила в Тарсе недавно, но у его отца уже было римское гражданство. Савл получил его с рождения (Деян.22:28) и неоднократно им пользовался (Деян.16:37; 25:11, право обращения к Кесарю). В Тарсе, где апостол останавливался несколько раз (Деян.9:30; 11:25), он контактировал благодаря положению своей семьи, с образованными кругами; ему была знакома эллинистическая культура и религия, которая в то время представляла собой конгломерат различных философских течений и отовсюду заимствованных верований. Это объясняет тот факт, что позже апостол Павел, всегда оставаясь глубинно причастным иудейской традиции, вместе с тем стал поборником проповеди благой вести язычникам, которых он хорошо знал. Уже упоминавшийся нами Страбон пишет, что в отличие от других интеллектуальных центров того времени в Тарсе могли получить образование только представители коренного населения. Это сведение позволяет предположить, что Савл учился не в Тарсе. О том же свидетельствует и сам апостол: схваченный в Иерусалиме по возвращении из своего третьего миссионерского путешествия, он заявляет собравшемуся на паперти храма народу: я воспитывался « в сем городе (т.е. в Иерусалиме) при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян.22:3). Несмотря на то, что апостол Павел родился вдали от границ Палестины, в диаспоре, он был привязан к своему народу и его традициям: «…обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев…(Флп.3:5). Еще в молодости он примкнул к партии фарисеев (Флп.3:5), отличавшейся большей строгостью в соблюдении традиций, чем саддукеи, но носившей менее сектантский характер, чем ессеи (известные в основном по документам Мертвого моря). Происхождение и образование Савла приготовили его к той роли, которую ему суждено было сыграть в истории нарождавшейся Церкви: сам Христос призвал его мужественно и решительно раскрыть врата Церкви язычникам. Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

777 У Страбона упоминаются две Аполлонии в Македонии: у озера Больбы (Strabo VII. Fr. 21) и на побережье моря между устьями рек Стримона и Неста (Strabo VII. Fr. 33). 778 Эпидавр – небольшой город на побережье Адриатического моря, одноименный с городом в Арголиде, на севере Пелопоннеса. 779 Аргос в Арголиде в северо-восточном углу Пелопоннеса упоминается у Птолемея (Ptol. Geogr. III. 14) и неоднократно у Страбона (Strabo VIII. 6. 2–10). 780 Никомедия – находится при Астакенском заливе на азиатском берегу Пропонтиды (Strabo XII. 4. 2). Древняя столица Вифинского царства, главный город одноименной провинции. Родина историка Арриана. 783 Никея находилась при озере Аскании в 48 км от Никомедии. Страбон называет Никею столицей Вифинии (Strabo XII. 4.7). Город построен Лисимахом. В 325 г. здесь проходил Первый Вселенский собор. 784 В большинстве случаев под Азией имеется в виду римская провинция в западной части Малой Азии. Границы этой римской провинции менялись несколько раз. Поначалу в нее входили Мисия с частью Троады, Лидия, эолийское побережье, Иония и юго-западная часть Фригии. 785 Кизик – милетская колония на южном побережье Пропонтиды. Город расположен на острове, который был соединен по приказу Александра Македонского с материком (Strabo XII. 8. 11). 786 Александрия Троянская (в Троаде) находится на берегу Эгейского моря близ горы Иды (Strabo XIII. 1. 2). 788 Пергам располагался близ реки Кайки (Strabo XIII. 4. I). Город был столицей Пергамского царства. Родина врача Галена. 789 Тенедос – остров в Эгейском море, расположенный напротив Александрии Троянской. На острове находился одноименный эолийский город (Strabo XIII. 1. 46). 790 Возможно, под названием Езалы ( ζαλοι) скрываются Эзене (Ezene, Aezene) из «Космографии» Равеннского Анонима. Подробнее см.: Подосинов А. В. Восточная Европа... С. 282–283. 791 Анкира во Фригии названа Страбоном небольшим городком, расположенным по направлению к Лидии по соседству с Блавдом (Strabo XII. 5. 2). 792 Город Сарды расположен у горы Тмола. Страбон пишет подробно об этом лидийском городе (Strabo XIII. 4. 5–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Чрез архиепископа лиддского я вразумил его, что определение его в агента русского не может совершиться слишком скоро. Нужно терпение. МАЯ 21. Болен. МАЯ 22. Окончил дневник свой. МАЯ 23, Вторник. Сегодня утром послал я о. Григория к армянскому патриарху Захарии наведаться о его здоровье и сказать ему, что я еду в Саввинский монастырь и что при обозрении библиотеки обращу внимание на армянские книги, и по возвращению в Иерусалим сообщу ему свое замечание о числе и состоянии этих книг. При этом случае, – наказывал я о. Григорию, – примолвите патриарху, что я крайне жалею, что греки не дозволяют ему осмотреть эти книги, и скорблю о неприятных отношениях их к армянскому духовенству и народу. Смотря по восприимчивости и откровенности патриарха, присовокупите и то, что я крайне желал бы иметь истинное и верное понятие об обидах, какие причиняют греки армянам, ибо истина доходит в Россию иногда в превратном, а большею частью в искаженном виде. Если патриарх согласится поверить мне страдания своей церкви от греков, то я останусь в большом выигрыше; ибо греки теперь составляют для меня записку об армянах; если составят подобную записку и армяне о греках, то сравнение показало бы истину. Старик Страбон правду говорил: «παντα τ ανγματα λειν π’ κριβς ο διον το δ πλϑους τν μυϑευομενων κτεϑντος ες τ μσον, τν μν μολογντων λλλοις, τν δ’ ναντιουμνων, επορτερον ν τις ξ ατν εκσειε τ’ληϑς» 41 . Мой расторопный и умный о. иеродиакон сбегал к патриарху, повел разговор на турецком языке, как нельзя лучше, и принес мне следующий ответ его высоко степенства: Между греческим и армянским духовенством длится старая вражда, которая при малейшем поводе вспыхивает, вводит нас в судебные процессы и истощает нашу казну. Ни та, ни другая сторона не может уступить и покориться; ибо если греки замолчат, то турки обвинят их; если мы не будем действовать, то мы останемся в подозрении у турок. Честь обеих наций и честолюбив требует бесконечных распрей и тяжб. Армянский патриарх не знает, к кому прибегнуть для защиты: к константинопольскому ли посланнику, к русскому ли синоду и царю, к Богу ли.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Образ жизни и нравы галлов обстоятельно описывает древний географ Страбон: «Большинство галлов,– пишет он,– даже до  настоящего времени спит на  земле и  ест сидя на  соломенных тюфяках. Пища у них обильная, состоящая из молока и мяса разного сорта, но главным образом из свинины, как свежей, так и соленой. Свиньи у них живут на свободе и отличаются величиной, силой и быстротой, они опасны для подошедшего к ним незнакомого человека и даже для волка» (Страбон, цит. изд., с. 187). Страбон пишет также о многочисленных стадах овец у галлов. «Что же касается их домов – больших и куполообразных,– то они строят их из досок и плетней, набрасывая наверх массу тростника» (Страбон, цит. изд., с.  187). «Население Галлии,– рассказывает дрвний географ,– носит «саги» (плащи. – В.Ц.), отращивает длинные волосы, носит узкие брюки, вместо хитонов у них рубашки» (Страбон, цит. изд., с. 187). Из «глупости и хвастовства, а также страсти к украшению», как считает Страбон, они «носят золотые украшения – ожерелья вокруг шеи и браслеты на руках и запястьях», а знать также «разноцветную расшитую золотом одежду» (Страбон, цит. изд., с. 188). Цезарь писал о трех сословиях кельтского общества: druides, equites u plebs – друидах, всадниках и простом народе. Подобное разделение до известной степени параллельно индийским кастам, среди которых высшее положение занимали брахманы и затем кшатрии – воины, и воспроизводилось почти буквально в западноеевропейской сословной структуре при старом режиме: духовенство, дворянство и третье сословие. Но Цезарь в своей схеме игнорировал существование у кельтов малочисленных рабов, а также разный статус тех «плебеев», кто обладал полной свободой и принадлежал к признанным родам, и тех, кто стоял вне родового устройства, уподобляясь в этом греческим метекам или периэкам. Ко времени войн с Цезарем во многих племенах была упразднена существовавшая у них раньше царская, или королевская власть, перешедшая в  руки узкого круга аристократов, которые в качестве верховных магистров именовались вергобретами. Сам Цезарь объяснял подобные изменения в политическом строе у  кельтов развитием системы celsine, своего рода феодальных отношений, которые приводили к укреплению могущества сеньоров, со временем перестававших повиноваться королю, потом и вовсе считаться с ним и, наконец, устранявших саму королевскую власть; но еще и во времена Цезаря власть королей оставалась непоколебленной у белгов, а также у аквитанских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По характеристике Аппиана Александрийского, «пеоны жили не в городах, а в полях и деревнях родовыми общинами, они не сходились в общие дома советов, и начальники у них были не для всех. Молодежи военного возраста у них было до ста тысяч (эта оценка относится к I столетию до Р. Х. – В. Ц.). Но и эти не собирались вместе вследствие отсутствия единой власти» (с. 249). Страбон перечисляет названия паннонских племен: «бревки, андизетии, датионы, пирусты, мазеи, деситиаты… и другие маленькие племена, области которых тянутся вплоть до Далмации, а к югу – почти что до земли ардиев» (Страбон, цит. изд., с. 287). Одно из пеонских племен, которое лучше других было известно эллинам, обитало значительно южнее – в Родопских горах. Между Паннонией на севере и Македонией на юге находилась область дарданцев, к которым Страбон причисляет также галабриев и фунатов. О них он пишет так: «Хотя дарданцы были совершенно дикими, так что вырывали пещеры под навозными кучами и там жили, однако проявляли интерес к музыке, играя на музыкальных инструментах: на флейтах и на струнных инструментах» (Страбон, цит. изд., с. 288). Восточную часть Балкан занимала Фракия. В середине II тысячелетия до Р. Х. фракийские племена, обитавшие ранее в Паннонии, составлявшей юго-восточный ареал культуры полей погребальных урн, продвинулись вслед за ахейцами на юг и расселились во второй половине тысячелетия в Трансильвании, на склонах Карпатских гор, в северном Причерноморье – от Прута до Днепра, а также на западном побережье Понта. Часть фракийцев перебралась через проливы в Азию и расселилась там рядом с анатолийцами – лидийцами и лувийцами. Страбон считал народами фракийского происхождения не только азиатских мисийцев, поскольку часть их, сохранив такое же название, осталась на Балканах, но также вифинцев и фригов и менее известных бригийцев, бебриков, финов, медовифинов, мигдонов и мариандинов (см.: Страбон, цит. изд., с. 270). Несомненно, что в Малой Азии фракийцы смешались с потомками хеттов и родственных им анатолийских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

е. по Страбону, Героополис лежит на той же, идущей с востока на запад, параллели, на которой лежит и Александрия, или южнее этой параллели 188 . 2) Далее, продолжает Шлейден, говорится у Страбона (-759; XVI, 2, 30; Мищен. 775): «отсюда (из Газы) переход, говорят, в 1260 стадий в город Элу, лежащий при углублении Аравийского залива (π τω μυχ το ραβoυ κλπoυ); этих углублений два: одно из них отделяется по направлению к Аравии и к Газе (о μν ες χωγ τ πρς τ Αραβα κα t Γαζ μρος); его называют Эланитским от находящегося в нем города; другое к Египту, на 189 Героополис ( δ’ ε ς τ πρς Αγπτ κατ τν ρων πλν), в который кратчайший переход из Пелузия». 3) Затем относительно «северной пустынной страны, находящейся между Счастливойю Аравией, Келесирией, Иудеей, до углубления Аравийского залива», Страбон приводит следующие слова Эратосфена: διτι π ρων πλεως τις ατ προς τ Νελ μυχς το Αραβoυ κλπoυ 190 , через Петру набатэйскую до Вавилонии 5600 стадий» (– 767; XVI, 4, 2; Мищен. 785). 4) О местностях на африканском береге Аравийского залива Страбон приводит следующие слова Артемидора: «плывущим из Героополиса к Троглодитике встречается город Филотера» (– 769; XIV, 4:5). 5) В 17-й кн. Географии (– 803; Мищен. 820) Страбон говорит: «перешеек между Пелузием и заливом, который по направлению к Героополису (μυχο το καθ’ ρων πλιν), имеет 900 (ννακοσων) стадий; а по словам Посидония менее 1500». 6) Далее Страбон о самом Героополисе говорит: «близ Арсинои находится и Героополис и Клеопатрида в углублении Аравийского моря, которое к Египту (κα τν ρων στ πλις κα Κλεοπατρς ν τ μυχ το Αραβoυ κλπoυ τ πρς Αγυπτον), и гавани и жилища, много каналов и в соседстве с ними озера» (– 804. 805; XVII, 1, 26; Мищен. 821). И наконец, 7) свое заключение о Мэридовом озере Страбон заканчивает следующими словами: «Нижний Египет и местности до Сервонидского озера представляли море, соединявшееся, может быть, с Красным морем, тем, которое к Героополису и Эланитскому заливу (πλαγος ν σουν, τυχν σως τ ρυθρ τ κατ ρων πλιν κα τν αντην μυχν) (– 809; XVII, 1, 35; Мищен. 826).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Мелитина (Мелитена) у Страбона область Каппадокии (Strabo XII. 2. 5), позднее появляется город на пересечении торговых дорог. 812 Страбон помещает Никополь в Армении Малой. Город был основан Помпеем во время войны с Митридатом (Strabo XII 3. 28). 813 Неокесария расположена в подгорье Париадра в земле табаринов. У Страбона город называется Кабирой в Каппадокии Понтийской (Strabo XII. 3. 30). 815 Автор «Пасхальной хроники» называет целую область Колхиду, образующую правую сторону Понта (Strabo XI. 2. 14–19). 816 Лугдун расположен у холма при слиянии реки Арара с Роданом в Кельтике (Strabo IV. 3. 1–2). Современный Лион во Франции. 817 Салона (Салоны) – столица провинции Далмации. Город располагался недалеко от Сплита (совр. Спалато), где находился знаменитый дворец Диоклетиана. 819 Равенна стоит на болотах (Strabo V. 1. 7; Tac. Hist. III. 6) в нижнем течении реки Эридан (совр. По) в Галлии Циспаданской, в одном из районов Италии. 820 Аквилея – крупный город-порт в восточной области Венеции. О нем см.: Strabo V. 1. 84; Herodian. Hist. VIII. 2. 2–6. 821 Одисс (Одесс) (совр. Варна в Болгарии) – город на западном побережье Черного моря; резиденция военного магистра Фракии. Страбон упоминает о нем дважды (Strabo VII. 6. 1; fr. 47). 824 Анхиал (современный город Поморье в Болгарии) – небольшой город южнее Одисса на левом берегу Понта. Страбон пишет о том, что аполлонийцы владели Анхиалом (Strabo VII. 6. I). 826 Херсонес. Слово «Херсонес· означает «полуостров». Из контекста должно следовать, что города Элеунт, Халкедон, Гераклея, Амастра находятся на полуострове. Однако является ли это указанием на то, что эти города находятся на полуострове или в конкретной местности, которая носит название Херсонес, не ясно. Элеунт находится на Херсонесе Фракийском, остальные города расположены на Херсонесе, который в наше время называется Малой Азией. Страбон писал (XII. 1. 3): «Эта страна (Каппадокия. – Л.С.) является как бы перешейком большого полуострова, заключенного между двумя морями – Исским заливом вплоть до Киликии Трахеи и Евксинским Понтом между Синопой и побережьем Тнбаринов» (Пер. Г. А. Стратановского).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

В культурном отношении древнюю Испанию середины I тысячелетия до Р.Х. можно разделить на четыре региона: Тартессиду, Средиземноморскую Иберию, Внутреннюю и Западную Иберию и, наконец, Кельтиберию. Самым развитым из них была известная уже греческим авторам архаической эпохи Тартессида, расположенная на юге полуострова, к западу от Геркулесовых Столпов. Ее название идет от города Тартеса, который некогда располагался между двумя устьями одноименной реки, позже переименованной в Бетис – современный Гвадалквивир. Населяли Тартессиду иберийские племена турдулов и турдетанов, поэтому страну эту называли также Турдетанией. По описанию Страбона, берега Бетия были «наиболее густо населены, река судоходна почти на 1200 стадий от моря до Кордубы и местностей, лежащих немного выше. Кроме того, долина реки и островки на ней прекрасно возделаны. К этому нужно добавить очаровательную картину местности, так как эти области украшены парками, садами и разнообразными растениями» (Страбон, цит. изд., с. 139). Конечно, во времена Пунических войн Турдетания отличалась меньшей ухоженностью, чем в конце I столетия, когда Страбон писал свою «Географию»; не существовало тогда и основанного уже римлянами города Кордубы, но сказочные богатства Тартессиды были громко известны еще в классической Элладе. Пунийцы, рассказывает Страбон, «застали у племен в Турдетании серебряные кормушки для скота и винные бочки» (Страбон, цит. изд., с. 147). В Турдетании занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей, но главным ее богатством были железная руда и цветные металлы. В стране добывали олово, серебро, медь, выплавляли бронзу; золото доставали не только из земли, но и вымывали из речного песка. Турдетаны строили речные и морские грузовые суда и торговали с соседними народами Испании, а также, через Средиземное море, с Италией, Элладой, Карфагеном и по Атлантике, с жителями Бискайского побережья, Арморики и Британских островов. Предметами вывоза, помимо металла, были также шерстяная ткань, хлеб, вино, оливковое масло, соль, рыба, в особенности тунец, устрицы, китовый ус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Греческая историография сохранила этнонимы древних минойских народов, которые, конечно, могут и не совпадать с их самоназваниями. Чаще всего, в античной литературе встречается, применительно к этим народам, этноним «пеласги». В классическую эпоху еще сохранялись языковые островки, где обитали пеласги. У Геродота они названы варварами, что, прежде всего, обозначает употребление ими негреческого языка: «На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (город в Халкидике – на северной окраине эллинского мира. – В. Ц.).. И затем, по тем пеласгам, которые основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте, а также и по тем другим городам, которые прежде были пеласгическими, а позднее изменили свое название.., то пеласги говорили на варварском языке» (Геродот, цит. изд., с. 27). В этом же месте Геродот упомянул тирсенов, как соседей пеласгов в Халкидике. Между тем, тирсенами греки называли народ, который сам себя именовал расенами, а для Римлян это были этруски, или туски. Таким образом, одним из мест их обитания, до переселения в Италию, была северо-восточная Эллада. Как и на островах архипелага, в Греции, по меньшей мере, на Пелопоннесе, обитали лелеги – народ, который Геродот отождествляет с карийцами, жившими в его время в малой Азии. Страбон, сближая лелегов с карийцами, не делает, однако, на этот счет категорического заключения: «Что касается лелегов, – пишет он, – то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же, напротив, только близкими соседями и соратниками» (Страбон. География в 17 книгах. М., 1994, с. 293). Ссылаясь на Гекатея Милетского, Страбон пишет, что на Пелопоннесе до греков жили варвары, добавляя совершенно справедливо от себя, что «В древности, во всей Греции жили варвары, как это можно заключить из самой традиции», – и затем, он перечисляет ряд племен, обитавших по обе стороны Истмийского перешейка: «дриопов, кавконов, пеласгов, лелегов и другие подобные племена» (Страбон, цит. изд., с. 29). В классическую эпоху, из числа этих народов сохранились, также обитавшие на юге малой Азии, ликийцы, которых Геродот считает, в соответствии с, существовавшей тогда, традицией, выходцами с Крита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010