3. «Vita Sancti Blaitmaici» (Житие св. Блайтмаика; ок. 825 - PL. 114. Col. 1043-1046) - житие совр. В. С. настоятеля ирл. мон-ря Иона и мученика, убитого викингами. 4. «Vita S. Mammae» (Житие св. Маммы; 827-829 - PL. 114. Col. 1047-1062) - житие каппадокийского монаха и мученика, пострадавшего при имп. Аврелиане . Последние 2 жития написаны гекзаметром. В. С. отредактировал, составил предисловие и оглавление соч. «Vita Ludovici» (Житие Людовика Благочестивого; после 840), написанного хорепископом трирской епархии Деганом (Теганом) (PL. 106. Col. 405-430). В это же время В. С. сделал новую редакцию соч. «Vita Caroli Magni» (Житие Карла Великого), написанного Эйнгардом (PL. 97. Col. 27-62), и снабдил его примечанием о самом Эйнгарде (Bibliotheca rerum Germanicarum/Ed. Ph. Jaffé. B., 1867. T. 4: Monum. Carolina). «Vita metrica S. Leodegarii» (Житие св. Леодегария - PL. 114. Col. 1131-1152) не принадлежит В. С. (DTC. T. 15. Col. 3505; Pitra J. Histoire de St. Léger. P., 1846. P. 464). В одной из рукописей мон-ря Санкт-Галлен 878) сохранилось соч. «Vademecum» (букв.- иди со мной; Путеводитель) - конспект-справочник с заметками исторической, естественнонаучной и медицинской тематики, составленный В. С. во время его обучения, с к-рым он не расставался всю жизнь. В. С. принадлежат «Glossae Latino-Barbaricae de partibus humani corporis» (Глоссы на латыни и древненемецком о частях человеческого тела - PL. 112. Col. 1575-1579) - конспект беседы Рабана Мавра по 11-й кн. сочинения Исидора Севильского «Этимологии». Поэтические В. С. писал стихи с раннего юношества. Мн. его религ. поэмы, гимны и молитвы связаны с мон-рем Райхенау и его насельниками. Поэма «De visionibus Wettini» (О видениях Веттина; 825-826 - PL. 114. Col. 1063-1084), посвященная Гримальду, была написана 18-летним В. С. В ее основе лежит прозаическое сочинение настоятеля мон-ря Райхенау Хаттона (PL. 105. Col. 771-780) - лит. обработка рассказа самого Веттина, монаха этого мон-ря. В первых главах поэмы рассказывается о настоятелях Райхенау Хаттоне и Эрлебальде; повествуется о том, как Веттин в ночь перед своей смертью (2/3 нояб. 824) был восхищен в иной мир и в сопровождении ангела проведен по аду, чистилищу и раю, где видел наказания и исправления грешников (в т. ч. священников, монахов, епископов) и блаженство святых. Среди проч. Веттин видел имп. Карла Великого , испытывавшего муки в чистилище за свое невоздержание. Имена исторических лиц в видении обозначены акростихами. Оканчивается поэма описанием смерти Веттина. По форме поэма является ярким примером особого жанра средневек. лит-ры - видений.

http://pravenc.ru/text/153899.html

40 Согласно с Голубинским относя эти набеги к означенному времени, полагаем, что эго единственно возможное предположение, какое остается сделать, придерживаясь, хотя и не совсем определенных, но довольно ясных данных для сего в самых житиях, особенно в житии Стефана Сурожского. Другие предположения о времени набегов – уже просто догадки, не имеющие никакой видимой опоры. 42 Свидетельства и цитаты о том у г, Голубинского в его «Истории Русской Церкви». О готской епархии в области Дори см. у Кеппена в «Крымском сборнике», у Макария в «История христианства в России до святого равноапостольного князя Владимира», у архимандрита Арсения в статье его «Готская епархия в Крыму», у г. Васильевского «Житие Иоанна готского» (Ж. Μ. Н. Ир. 1877 г.). Там же и о босфорской епархии. 43 Валафрид Страбон (Walafridus Strabo) (†849) говорит о богослужении на готском языке его времени: Studiosi illius. (Goticae) gentis libros divinos in suae locutionis proprietatem transtulerunt, quorum adhuc monumenta apud nonnullos habentur, et fidelium fratrum relatione dicimus, apud quasdam Scytharum gentes, maxime Tomitanos, eadem locutione divina hactenus celebrari officia. Валафрид Страбон, по одним известиям, родом англосакс, по другим свев или шваб, учился сперва в Свято-Галльском монастыре, потом Фульденском, где слушал уроки знаменитого Рабана Мавра; был потом деканом киновии Свято-Галльского монастыря, а с 842 года аббатом монастыря Augiae divitis или Рейхенау в Констанцкой епархии, скончался в 849 году в Галлии, куда ходил по какому-то поручению. Это был очень ученый, любознательный и сведущий человек. В числе его сочинений замечателен исторический труд De ecclesiasticarum rerum exordiis et incrementis liber unus (Migne Patr. Lat. T. 114), где он высказывает также несколько этнографических и филологических замечаний. Здесь кое-что говорит он о готах, qui et Getae (как замечает он), под которыми разумеет именно готфов скандинаво-немецкого происхождения, и приводит выписанное нами свидетельство о переводе ими священных книг на свой язык и готском богослужении в его время (Ibid. 926–927).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Изложенный нами спор достаточно показывает, что Фредегис нашёл в Агобарде противника, который, при глубокой своей вере в богодухновенность св. Писания, возражал против него не только с энергией, но также и с учёным превосходством. Валафрид Страбон (аббат, † 849) старается разрешить вопрос, каким образом, при вдохновении содержания св. книг, авторы их выражаются от своего собственного имени? Подобное явление Страбон объясняет из говорящего в св. писателях Духа Святого. Если, например, Иов говорит про себя; „Иов сделал”, „Иов сказал”, то авторитет его книги нисколько не страдает от этого. Св. писатели вообще имеют обыкновение говорить от самих себя, как бы от других лиц; Дух Святой есть именно Тот, Кто говорит в них, как бы от лица других 57 . Дар пророчества не был ограничен только иудейским народом; он проявлялся столько же среди не-иудеев, столько и в иудеях, так как Дух Святой одинаково нисходит для каждого народа. Дух Святой, как говорит в Давиде, так вдохновляет и всех авторов Нового и Ветхого Заветов 58 . Подробнее рассуждает о богодухновенности современник Валафрида, Пасхазий Радберт († 857). Он учит, что вся полнота св. Писания богодухновенна, что Дух Святой есть именно тот, который уже в Ветхом Завете устами пророков возвещал нам, что некогда должен явиться Искупитель мира. Он есть также и жених самой Церкви, посредник между Богом и людьми, научавший и наставлявший Моисея. Пророки сравниваются им с виноградным точилом, в которое излилась благодать Св. Духа. Слова св. Писания имеют Божественный авторитет, так как они принадлежат не тем, кто их высказал по обязанности, но Богу, из уст Которого они возникли 59 . С особенным усердием, иногда даже переходящим в чрезмерное пристрастие, Радберт восхваляет мистическую глубину малейших частностей и отдельных выражений св. Писания. Высший духовный таинственный смысл присущ не только пророческим книгам Ветхого Завета, но также и Евангелию. В них нет ни одной буквы, ни одного слога, ни одного слова, ни имени, ни лица без божественного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

1031 Множество рассуждений о богослужении можно найти в проповедях отцов Церкви, сказанных на основные праздники календарного года (интересную выборку из трудов блаженного Августина по данному вопросу сделал В. Рётцер, 1930). Литургическую информацию и катехизические наставления содержит книга Исидора Севильского De libris et officiis ecclesiasticis (Sancti Isidori episcopi hispanensis De ecclesiasticis officiis/Ed. Christopher M. Lawson. Tumhout, 1989). Ряд толкований на литургию появляется в эпоху Каролингов. Среди аллегорических толкований этого времени выделяется труд Амалария из Меца (ум. ок. 850). [См.: Amalarii episcopi Opera liturgica omnia/Ed. J.M. Hanssens. 3 vols. Vatican City, 1948–1950 (Studi e testi, 138–140); A Lost Work by Amalarius of Metz: Interpolations in Salisbury, Cathedral Library MS 154/Ed. Christopher Jones. Woodbridge, 2001 (Henry Bradshaw Society: Subsidia, 2); Steck W. Der Liturgiker Amalarius: Eine quellenkritische Untersuchungen zu Leben und Werke eines Theologen der Karolingerzeit. St. Ottilien, 2000]. Появились и противники аллегорического толкования. Диакон Флор (ум. ок. 860) создал толкование на литургию на основании молитвы «Отче наш». Майнцский архиепископ Рабан Мавр составляет энциклопедический труд De institutione clericorum libri tres («Три книги об учреждении клириков»). Его ученик Валафрид Страбон, настоятель монастыря в Рейхенау, в труде De exordiis et increments ecclesiasticarum rerum («О началах и возрастании в церковных делах») особое внимание уделяет истории литургии. О западных литургических комментариях и комментаторах см., например: Suntrup R. Die Bedeutung der liturgischen Gebarden und Bewegungen in lateinischen und deutschen Auslegungen des 9. bis 13. Jahrhunderts. Miinchen, 1978; Expositio antiquae liturgiae gallicanae/Ed. Ratcliffe E.C. London, 1971 (Henry Bradshaw Society; 98). Литургию описывают Берно из Рейхенау, Бернгольд Констанцский, Иоанн из Авранша, видный деятель григорианской реформы кардинал–епископ Остии Петр Дамиани. Возникают труды по церковной музыке – например, Гвидо из Ареццо (ум. 1050), которого считают завершителем хоральной нотации, переведшим безлинейную нотную запись на линии ( невматическая запись) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2013. Bd. 99. N 1. S. 1-71). В 831-833 гг. по просьбе Варина, аббата мон-ря Корвей, Пасхазий Радберт составил 1-й в истории лат. богословской лит-ры трактат, специально посвященный таинству Евхаристии,- «О Теле и Крови Господних». На Рождество 843 или на Пасху 844 г., уже будучи аббатом, он опубликовал этот трактат и посвятил его кор. Карлу Лысому. Главный вопрос, к-рый рассматривал Пасхазий,- соотношение евхаристического Тела Христова и «исторического» Тела Иисуса Христа. Он доказывал, что Тело и Кровь Христовы в Евхаристии суть То же Самое Тело Христово, Которое родилось от Девы, страдало и теперь пребывает на небесах ( Paschas. Radb. De corp. et sang. 2, 4). В 846-847 гг. Пасхазий принял участие в совещании епископов в Париже и добился подтверждения права К. на свободное избрание аббата (MGH. Conc. T. 3. P. 144). Епископы узаконили привилегии К. и анафематствовали того, кто попытается стать аббатом путем подкупа. В этот период аббатство оказалось центром споров о предопределении. На Соборе в Кьерзи (849) по настоянию архиеп. Гинкмара Реймсского был осужден Готшальк , который провел нек-рое время в К. и был другом ученого мон. Ратрамна († 868). Трактат, написанный Ратрамном в защиту Готшалька, привел к разделению франк. богословов на 2 лагеря, т. к. Ратрамн пользовался благосклонностью Карла Лысого. В 851 г. с согласия Пасхазия аббатом К. стал Одон, а Пасхазий (видимо, из-за сложных отношений с Карлом Лысым) удалился на покой в аббатство Сен-Рикье, где вскоре скончался (до 860). Одону удалось добиться привилегии иммунитета от папы Бенедикта III (7 окт. 855) ( Jaff é . RPR. N 2663; подлинник папской грамоты изд.: Bulle sur papyrus de Benoît III pour l " abbaye de Corbie (855)/Éd. C. Brunel. Amiens; P., 1912). В 863 г. привилегия была подтверждена папой Николаем I ( Jaff é . RPR. N 2717). В 859 г. аббат Одон возглавил отряды, противостоявшие набегам викингов, а в 861 г. был возведен на епископскую кафедру в Бове. В 859 г. Ратрамн спровоцировал новую волну богословских споров. В ответ на вопросы Карла Лысого он написал трактат с тем же названием, что и Пасхазий,- «О Теле и Крови Господних», в к-ром утверждал, что хлеб и вино и Тело и Кровь Христовы - это одно и то же ( Ratramnus Corbeiensis. De corpore et sanguine Domini. 16//PL. 121. Col. 134-135), при этом субстанция хлеба и вина сохраняется и после освящения гостии (Ibid. 54//PL. 121. Col. 152). Возможно, Ратрамн спорил не столько с Пасхазием, сколько с кем-то из его последователей. На стороне Ратрамна выступили Рабан Мавр , Валафрид Страбон и Флор Лионский; учение Пасхазия защищали Гинкмар Реймсский, св. Гаймон , еп. Хальберштадтский, и Ремигий Осерский (подробнее см.: Bouhot. 1976). К. в X-XII вв.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

22//Ibid. P. 710). Тот же Майнцский Собор говорит о введении поста Четырех времен года по рим. обычаю (Concilium Moguntinense. 34//Ibid. P. 269). Сторонники теории централизованной тотальной романизации галликанского богослужения особо указывают на внимание Карла Великого к способу распространения нововведений. Еще в 742 г., при майордоме Карломане, был учрежден экзамен для приходских клириков, во время к-рого епископ спрашивал их о чине Крещения, Символе веры и молитвах и чине мессы (Capitulare. 3//MGH. Capit. T. 1. P. 25; повторяется в 8-м каноне капитулярия 769 г.- Ibid. P. 45). Вероятно, Карл Великий мог использовать экзамен для централизованного введения рим. обычаев (в 15-м каноне капитулярия 769 г. говорится, что священники, не знавшие чина богослужения, лишались места - Ibid. P. 46). Во всяком случае в вопросах, которые задавались на этом экзамене (803), делался акцент на следовании рим. традициям (MGH. Capit. T. 1. P. 234-235). На епископов возлагалась обязанность проверять, соответствует ли содержание Сакраментариев принятому чину, следить за тем, чтобы по рим. чину совершались месса, Крещение, службы суточного круга, а также создавать школы певцов по рим. образцу (Concilium Rispacense. 4-5, 8//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 198-199). Интерес верховной власти к упорядочению богослужения привел к появлению множества новых толкований чинов мессы, Крещения и служб всего церковного года, написанных каролингскими богословами и литургистами (Алкуин, Лейдрад Лионский, аббат Сен-Рикье Ангильберт, Магн Сансский, Теодульф Орлеанский, Максенций Аквилейский, Иессей Амьенский, Гинкмар Реймсский, Амаларий Мецский, Агобард Лионский, Рабан Мавр, Валафрид Страбон, Флор Лионский, Ремигий Осерский; ср. также анонимные и псевдоэпиграфические сочинения, напр.: Wilmart A. Expositio missae//DACL. Vol. 5. Col. 1014-1027). Однако, по мнению Хена, единства с Римом в области богослужения К. достичь не удалось, т. к. литургическое творчество на франкских землях продолжалось параллельно с романизацией на протяжении IX в.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

276 Толедский собор 638 г. в своем исповедании: credimus Patrem ingenitum, increatum, fontem et originem totius Divinitatis. Толедский собор 675 г. в своем исповедании говорит еще яснее: Patrem non genitum, non creatum, sed ingenitum profitemur: ipse enim a nullo originem ducit, ex qvo et Filius nativitatem et Spiritus S. processionem accepit. Fons ergo ipse et origo est totius divinitatis, (ap. Labbo_eum t 5. p. 1741. t. 6. p. 541). 278 Aimonius de gestib, Francor. lib. 4. c, 97. Chronicon ad an. 809· Тоже Франкские летописцы (Hist. Franc. Script. t. 2. p. 46. 64. 84, 225. 541. t. 3. p. 169. 279 Aimonius: nec aliquid definitum est, propter rerum, ut videbatur, magnitudinem. Герман в хронике ad. an. 809: quo_estio de processione Spiritus S. Synodi habita ventilatur, (t. XI biblioth. Patr. Colonion p. 295). 280 Аббата Смарагда протокол Лахенского собора 809 г. у Тардуина Concil. t. 4. f. 970, у Ляббея t. 7. 281 Об этом событии говорит Анастасий библиотекарь в биографии папы Льва III (Uito_e Pontific. § 84. p. 297. ad Romæ 1752.), Пьер Абеляр (Lib. 2. introd. in Theol. c. 14. Paris 1616.). He сомневаются в нем и такие люди, как Бароний (Anaal. t. 9. р. 602), Беллярмин и др. 282 Валафрид Страбон apud Gallos post deiectionem Felicis ho_eretici sub gloriosissimo Carolo Francorum damnati idem Symbolum latius et crebrius in missarum co_epit oficiis iterari. Сл. Кирилл и Мефодий славянские просветители, М., 1846, стр. 16–18. 283 Деяния собора 839 г. и письмо папы Иоанна 880 г. изд. у Бевереджия Pandecta t. 2. вполне еп. Анфимон τομος χ αρας Tergvistæ, 1705. Об участии папы Иоанна и легатов в деяниях собора патриарх Фотий в книге о св. Духе, посланной к еп. Беду (западному), у Майо Collect. vet. arct. t. 1. Pro_efat. p. 25–38. Romæ, 1830. Иосиф Вриенний ок. 1411 г. писал: «и собственноручные подписи их (легатов) доселе на свидетельство сохранются в великой церкви». Λογος θ περι τριαδος. B ρt ιννιου εβρεθεντα t. 1. с. 139. 285 Менее удачно Гегелево умозрение о Троице. У него Бог – вечная идея. Эта идея в отвлеченном виде, нереализованная,– Отец; отделившийся в явление, во внешность натуры – Сын; возвращающийся из явления в конечный дух и в самосознание – Дух св. (Vorles. ub. Relig. 2, 177, 178. 261). Тут, как видите, и арианство и савеллианизм! Такой отвлеченной; сухой, безжизненной идеи не примет не только откровение, но и трезвый смысл. И однако Гегелева τρατ все таки величественнее и богаче содержанием, чем Фейербахова Троица. «Тайна сей тайны, говорит Фейербах о Троице, есть ничто другое, как тайна самого человека». (Vesen. christenth. s. 27. Leipz. 1841). Это уже дерзкий атеизм, на который с отвращением посмотрел бы и язычник. О других опытах – у Бертольда Dogmengesch. § 274. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2 В рукописи лекция представлена не полностью. Продолжение лекции см. в: ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. Д. 135. «Заметки (5) о богослужебных книгах: триоди постной и цветной, типиконе, требнике, служебнике и др. Л. 48 – 67 об. 4 Программа лекций Николая Фомича за 1880/1881 учебный год сохранилась в: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 7613 (Дело совета КазДА с программами испытаний магистерских студентов IV к.). Л. 17–18. Автограф Н. Ф. Красносельцева . 5 Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 40. 7 В отчете сказано: «Доцентом Николаем Красносельцевым По литургике студентам II курса, по введении в науку, преподано о христианском богослужении в его составных частях; студентам III курса – о богослужебном песнопении, чтении Св. Писания, о действиях сакраментальных и о богослужебных чинопоследованиях в их целом составе» (Отчет о деятельности Казанской духовной академии за 1877/1878 учебный год. Казань, 1878. С. 34). 8 Одну в сентябре (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1880 г. Казань, 1880. С. 227) и две в январе (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 23). 9 В марте (Протоколы заседаний совета Казанской духовной академии за 1881 г. Казань, 1881. С. 79) 10 У лекции, представленной на л. 28 об. – 32 об., имеется другая запись, представленная на л. 5 – 8 об. Публикуется в Приложении 1. 17 В рукописи – Робана. Рабан Мавр (ок. 780 – 856) – немецкий богослов и писатель, архиепископ Майнцский. Вероятно, имеется в виду сочинение Мавра “De institutione clericorum libri tres”//PL 107/1. Col. 294–420. 18 Валафрид Страбон († 849) – средневековый латинский поэт и богослов. Вероятно, имеется в виду сочинение Страбона под названием “De rerum ecclesiasticarum exordiis et incrementis, sive de rebus ecclesiasticis”//PL 114. Col. 919–966. 20 В рукописи – Атомского. Гонорий Отёнский [Августодунский] (1075/1080 – ок. 1156) – католический богослов, философ и историк. Вероятно, имеется в виду сочинение Гонория “Gemma animae, seu de divinis officiis et antique ritu missarum...”//PL 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

31 Валафрид Страбон: «Apud Gallos post dejectionem Felicis haeretici sub gloriossisimo Carolo Francorum rectore damnati, idem Symbolum latius et crebrius in missarum coepit officiis iterari». Карл писал к П. Льву: «Quastio de Spiritus S. processione est nuper exorta», и просил, чтобы дозволено было петь Символ с прибавлением Filioque. Папа осудил прибавление к Символу. Это было в 809 г. (См. Аббата Смагарда протокол Аеханского Собора 809 г. Harduini Concil. T. 4. f. 970. Ado Viener. Chronic. Ad an 809. Aimonii lib. 4. De gestis Francorum. cap. 97). О Папе Льве пишет и Анастасий: «Hic vero pro amore et cautela orthodoxae fidei fecit in basilica S, Petri scula argentea duo, scripta utraque Symbolo, unum quidem litteras Graecis, et aliud Latinis». Подробнее и точнее П. Фотий в письме к Аквилейскому Архиепископу и в книги о Св. Духе к Епископу Беде. 32 По настоянию Карла учение Елипанда осуждено на Франкфуртском Соборе в 794 г. и на Аахенском в 799 г. Acta Concil. Francof. ар. Mans. Т. 13. p. 863 f. Cone. Aqnisgran. p. 1035 s. 34 Извлечения, помещенные в хронограФах. изд. Погодиным: Кирилл и Мефодий, стр. 110–115. Содержание той же беседы, помещенное в Паннон. жнзнеоп.. перенесено в Четьи-Минеи. 35 Изречения Кирилла Философа приводятся уже Кириллом Туровским . (Памят. XII в. Стр. 32) В ркп. Румянцева читают изречения Константина Философа, Кирилла Философа, Кирилла Словенского (Опис. Муз. 230. 238. 240 .627. 731). 36 Предисловие Екзарха к книге: Небеса, у Калайдов. стр. 129. Италианская Легенда (о Кирилле) говорит о переводе Евангелия Кириллом; тоже Диоклеец. 37 Пан. Биограф Кирилла говорит еще, что когда Св. братья прибыли в Рим, то «приим Папе книги Словенския, освяти и положи в церковь Святыя Марии… пеша с ними (с книгами) Литургию…в церкви Св. Петра Словенским языком». По словам Мефодиева биографа, Папа «положи Святое Евангелие (Славянское) на олтари Св. Апостола Петра». Наконец, по Кириллову биографу «у великого учителя языческого, Павла Апостола, в Церкви с нощи пиша Святую Литургию Словенски над Св. Гробом»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

804–825 г. Феодор Кэнтерберийский. Епископ низлагается, если, зная, рукоположит того клирика, который имел женою пли вдову или отверженную или вторую 626 . Ок. 818 г. 627 Правила св. Никифора Исповедника, диакона Великой церкви, а потом патриарха Константинопольского, где в 17 правиле 628 положительно решается вопрос о допустимости до священнослужения детей от конкубин, второбрачных и третьебрачных, а в правиле 36 отрицательно – вопрос о хиротонии прелюбодея 629 . Наконец, 148 правило гласит: Если какой священник, или диакон или чтец женится второй раз и будет извержен по какому-нибудь поводу, то пусть он не благословляет и не читает Св. Писания 630 . 820 г. Седулий Скотт в Collectanea in epist. 1 ad Timoth, Cap. III, повторяет толкования Иеронима на Тита 1:6 631 . 831 г. Галигарий, еп. Cameracensis, De paenitentia, приводит неокесарийского собора правила 1 и 2 632 . 840 г. Агобард, еп. Лионский в liber de dispensation eccl. rerum, VII: Ты спрашиваешь, почему отцы учат, что нельзя никого возводить во священство, если он взял в супружество вдову или отверженную или блудницу и, короче говоря, не деву, хотя по апостолу он должен быть лишь муж одной жены. Так как этого нельзя найти в Новом (Завете), то пусть объявят, что необходимо держаться ветхого определения и не только в этом, но быть может и во многом другом подобном 633 . 849 г. Валафрид Страбон, монах Фульдский в толк. на 1Тим. 3:2 (glossa ordinaria): Единыя жены муж. т. е. однобрачный после крещения. Ибо, если и ранее он имел жену, для которой он умер, то это не засчитывается тому, кому, как всецело обновленному, уже не вредят ни блуд, ни все иное, что было ранее 634 . 856 г. Рабан Мавр в Enarrationum in epp. Pauli, lib. 23–in ep. 1 ad Timoph, где он приводит почти в полном виде толкование на данное место Феодора Мопсуэстийского 635 . 847–857 (Лже) Исидор Меркатор в Decretalium collectio; 3 арелатский собор, пр. 2: никто кающегося, никто второбрачного, никто женатых на вдове да не осмеливается рукополагать 636 . 870 г. πρχειρος νμος Василия Македонянина, где в главе о законности брака говорится: «Клирикам дозволяется иметь законных жен. Точно также и певцы и чтецы могут жениться по закону, но иподиаконам и диаконам и пресвитерам брак совершенно запрещен. В случаях вступления в брак они лишаются и священства и своего достоинства 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010