800 «Во время жизни на земле люди могут сделаться праведными, но после смерти они не могут уже делать добрых дел… Живые из боязни смерти могут делать добрые дела; но усопшие не в состоянии присовокупить что-нибудь к тому, что однажды вынесут с собою из жизни… И любовь, и ненависть, и соревнование, вообще все, что только могли они стяжать во времени, оканчивается с приходом смерти, так что нет возможности ни делать что-нибудь правое, ни грешить, ни делать добро, ни совершать зло». Бл. Иероним. Толков. на Екклесиаст: твор. т. 2, стр. 763. 764. Париж, 1699 г. 801 «Теперь делай, что только можешь, и подвизайся; ибо когда снидешь во ад, не можешь покаяться. Подобное сему предписывает и Спаситель: делайте, дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» ( Ин. 9:4 ). Бл. Иероним. там же, – стр. 767. 802 «Соблюдай заповеди, прежде тебе данные, да излиют на тебя дождь свой облака; ибо где бы ты ни приготовил себе место и будущее жилище, на юге ли или на севере, там и останешься, когда умрешь». Бл. Иероним. там же, – стр. 778. 803 «Не сказал (Спаситель): когда Я не могу делать, но: когда никтоже может делати, то есть, когда не будет уже ни веры, ни трудов, ни покаяния». Св. Златоуст. Бесед. 56 на еванг. Иоанна: ч. 2, стр. 271. Спб. 1855 г. 804 Беллармин. Прен. прот. соврем. ерет. т. 2, стр. 342–345. Прага, 1721 г. Коллет. Тракт. о чистилище: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 18, стр. 281–285. Зелон. Соглас. свящ. Писан. отцев. и собор. перв. 5 век. с учен. римск. церкв. стр. 175–194, Париж, 1842 г. 805 Август. кразер. О апостол. и древн. литург. восточн. Церкв. стр. 37, изд. 1768 г. Она издана была епископом Ланданом в Антверпене, в 1585 году, под заглавием: Divinum sacrificium s. apostoli Petri; а видеть ее можно в больш. библиот. св. отцев: т. 2, стр. 41. Лион, 1677 г. 806 Она употреблялась в Медиолане. Св. Амвросию приписывает ее Валафрид Страбон (О предмет. церковн. гл. 22: больш. библиот. отц. т. 15); но другие усвояют ее св. ап. Варнаве (Иосиф. Вицеком. О обряд. литург. кн. 1, гл. 22). Ее издавали несколько раз (в 1560, 1594, 1640 и 1712 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3063 Геродот. Цит. соч., там же. – Ср. Страбон, XIV, 18 § 1. Страбон в данном случае ссылается на Ферекида. 3072 Страбон. География. XIV, 1, § 22, стр. 634. – Cf. Plutarch Alex., с. III. – Cicero. Do Natura Deorum. II, 27. 3110 Creuzer. Symbolik und Mythologic d. alt. Völkk. Leipzig und Darmstadt. 1820. Thl. 2. Ss. 114. 115. 3111 Как известно, ефесский храм был сожжен Геростратом в ночь рождения Александра Великого (21 июня 356 г. до Р. X.). – Главнейшими историческими источниками сведений об ефесском храме суть – География Страбона и особенно – История Плиния. По известиям, сообщаемым у Плиния, обыкновенно составляются все описания этого храма. Но при ближайшем изучении этих источников представляется некоторое затруднение: о каком храме говорят Страбон и Плиний? о храме ли и до-геростратовском или – после-геростратовском? Говорят, что храм после Герострата был построен по старому плану; но во всяком слу­чае он не был одинаков с ним до безразличия; поэтому относить известия Плиния к тому и другому – нельзя. Это недоумение возрастает еще более, когда, после изучения Страбона и Плиния, приходится обра­щаться к составленным на основании их описаниям ефесского храма. Для примера укажем на противоречие по этому вопросу некоторых только из богословских и библейских энциклопедий. Winer (Biblisches Realwört. Lpz. 1847. B. I. Art.: Ephesus) пишет: «после того, как Герострат сжег его (храм), он при громадных затратах был снова выстроен еще грандиознее и был отнесен к чудесам древнего мира. Длина его имела»... и дальше делается описание храма по Плинию. Arnold в Real-Encyklopadie von Herzog, приведя сначала плиниевское описание храма, продолжает далее: «этот храм сжег Герострат». Прот. Солярский (Опыт биб. словаря, Т. I, стр. 638), следуя статье Арнольда, описание Плиния также относит к до-геростратовскому храму. Верховский (Библ. слов. стр. 711) противоречив Пр. Солярскому: «первоначальный храм, заложенный пред персидской войной, был сожжен в ночь рождения Александра Великого; вместо этого храма был выстроен другой храм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Председатель, обратясь к донатистам: Отвечайте на это. Донатисты. После этого собора Цецилиан, может быть, апеллировал. Православные. Во всяком случае при обвинении Цецилиана донатисты допустили несправедливость. Если прежде собора они обращались к императору, то они должны были ожидать императорского решения; а если после собора обращались к императору, то этим они уничтожили силу решения собора, Председатель. Довольно рассуждать о протоколах циртского собора. Донатисты. Протоколы циртского собора подложны. И в св. Писании рассказываются события без точного определения времени. Православные. Пророки в своих речах обозначали время. Донатисты. Во время гонения не могло быть собора. Председатель, обратясь к православным: Вам известны ли примеры, что во время гонения христиане собирались на соборы? Православные. Во время гонения от иудеев апостолы собирались, во времена мучеников представители христианских общин часто собирались. При том же, от конца гонения до начала собора прошло тринадцать месяцев. Да и во время гонения двенадцать епископов могли собраться в одно место 642 . Председатель. Я не нахожу ничего невозможного в том, что даже в самое трудное время гонения двенадцать епископов составили собор; но православные доказывают, что тогда гонение уже прекратилось. Пусть донатисты скажут что-нибудь новое к обвинению Цецилиана 643 . Донатисты. Цецилиана должны были судить африканские епископы. Епископ римский Мельтиад не мог быть его судьёй, так как он сам был виновен в предательстве 644 . Вот документы, из которых видно, что Страбон, или Стратон, дьякон Мельтиада, был предатель. Православные. В документах нет ничего к обвинению Мельтиада. Председатель. В этом документе Страбон называется дьяконом ли? Оказалось, что Страбон называется «увещателем к суетным неверующим». Православные. Здесь представлены два различных лица одного и того же имени. Но если дьякон Мельтиада и действительно был предателем, то в этом ещё нет ничего для обвинения Мельтиада. Во время гонения он долго был в отсутствии и, вероятно, ничего не знал о предательстве Страбона, так как никто не обвинял его 645 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Вот интересно какие именнно края и територии входили во владичество Армении? я уже сказал что какие-то части Иберии в каком-то периоде действительно входили в Армении, наприпер ,,Хордзене " " которую как сообщает нам Страбон, Армяне отняли у Иберийцев (в отличии от отца Андрея Страбон очень хорошо знал где была Иберия к стати Страбон описал храм который находился на границе Иберии и Албании. Как известно Албания находлся на територии современной Азербайджана (весмо вероятно у отца Андрея другая оригинальная теория и на етот счет тоже) и ето он писал в первом веке! что ето значит дорогой отец Андрей? что ваша блестящая теория о Иберии простая сказка и что Иберия ето действительно Восточная Грузия потомучто територия Западной Грузии некак не может граничит с територией современного Азербайджана или древней Албании) в тором веке до нашей еры.. были и другие териториальные претензии и експансия но ето не значет обизательно канической подчинении етих територии Армянской церкви как вы заявили с железной логики.. интересно еще что: вы ссылались на Дворкина который говорит что Грузинская церковь (вся Грузинская церковь) подчинилась Армении а сейчась говорите что только часть Грузии подчиналась ,,Великой Армении " " которой вы видно так восхищенны что касается Католикоса Грузии Кириона первого вы еще раз ссылатесь на Армянского историка почему Армяни не тенденциозны? а где вы прочли что Кирион в Армении получил рукополочение? Вы не могли докозать сушествовании кокой-то мифической Абхазской церквы с Абхазским языком, не могли докозать что Иберия ето западная Грузия, не могли докозать что Грузинские земли были под кононическим подченении Армянской церкви, ссылаитесь на очень сомнителных интернет-источников, делайте заявления без аргументации и первоисточников а потом угражаете опубликовать каких-то документов о шовинисткой политике Грузии и еще раз повторяите что ,,ГПЦ была продуктом РПЦ " " , Грузинская церковь древнейшая Православная церковь но а РПЦ правда была продуктом Петровских реформ и частью шовинисткой политики Росийской империи.

http://bogoslov.ru/article/4875748

«Мизия, говорит один писатель, была плодоносная, водообильная земля с обширными лугами, подгорными лесами и множеством пастбищ». Она была чрезвычайно замечательна в гражданской истории. Главным городом здесь были Дарданы (от чего вероятно получил свое название Дарданельский пролив). Город этот лежал к северо-востоку от Трои. Здесь была область Трои и город Илион. Впоследствии, под Македонским владычеством, Илион снова возник (см. Троада) и местность снова заселена. Важнейшие города здесь были греческого происхождения и принадлежали к Еолийскому союзу. – В Геллеспонте было до 19 епископских кафедр с весьма незначительными округами. Самое наибольшее расстояние между епископскими городами было здесь 20 т. шагов (верст 25); но большей частью они были гораздо ближе друг к другу. Кизик. В Пропонтиде, говорит Страбон, есть остров Кизик, двумя мостами соединенный с континентом, самый суровейший, почти в 50 стадий (8 в.) в окружности. Вблизи одного из мостов расположен город, носящий тоже имя. Часть города расположена на горе Урсе, а часть в долине. Вблизи его большой закрытый порт, где может помещаться более 200 кораблей. Самый город по великолепию и красоте может быть причислен к лучшим городам Азии. Плиний говорит, что мост, о котором упоминает Страбон, был устроен Александром Македонским во время обновления страны. Кизик был главным городом Геллеспонта и в гражданском, и в церковном отношениях. Церковь была основана в Кизике в первые века. Известны имена мучеников, пострадавших здесь при Декие и Диоклетиане. Много было мучеников в эти гонения и в соседних с Кизиком городах Париуме и Лампсаке. Во время арианских смут о кизической кафедре спорили полуарианин Елевзий и арианин Евномий, известный представитель евномиан. Народ кизический был на стороне Елевзия, но Евномию удалось утвердиться на кафедре, благодаря содействию Валента. Евномий был уже девятым по числу епископом Кизика. В 426 г. епископом кизическим был Прокл, впоследствии, с 434 года, занявший константинопольскую патриаршую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Бассейны наполнены водой до самых краев, глубиной около аршина; дно их светится всеми цветами радуги, самыми яркими и чистыми. Там, где скат ровен и отлог, ручей извивается широкой лентой и расписывает дно разноцветными жилами по белому полю. Невдалеке от этих бассейнов был Плутониум – пещера, извергавшая смертоносное испарение. Страбон говорит, что испарения этой пещеры были так густы, что земли под ногами не было видно. Он сам впускал туда птиц, которые немедленно задыхались. Но в тихую погоду испарения были менее зловредны. Апулей также посещал эту пещеру и говорит о ней почти тоже, что и Страбон, но с благоговейным страхом, как бы о святилище, что дает нам понятие о том, в каком уважении было это место у древних. – Здесь-то, на обширной платформе, которая образована уступом скал, находился город Иераполис, или священный град, так названный по тем феноменам, которые в этом месте представляет природа, и по большому количеству храмов, воздвигнутых в нем разным божествам. Но, несмотря на это, политическое значение Иерополиса было ничтожно, и судьба этого города была непосредственно связана с судьбой Лаодикии. Христианская церковь была основана в Иераполе в I-м веке и ап. Павел упоминает о ней. По словам Поликрата ефесского в письме его к папе Виктору здесь проповедовал и умер ап. Филипп. По словам предания, он был распят на кресте. В конце I-ro века епископом иерапольским был Папий, известный церковный писатель, друг св. Поликарпа смирнского . В половине II-ro века епископом Иераполя был Клавдий Аполлинарий, долго боровшийся с монтанизмом и особенно известный по своей апологии христианству, какую он написал императору Марку Аврелию в 177 году. В то же правление Марка Аврелия епископом Иераполя был св. Аверкий, которого называют равноапостольным по великим подвигам, какие он предпринял для распространения слова Божия от Палестины до Рима. Когда он разрушил в Иераполе идолов, озлобленный народ устремился было, чтобы его растерзать, но, услышав его, остановился, внимая его учению от утра до вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Из „Географии“ Страбоновой узнаём, что этот труд был уже закончен в то время, когда он начал свою Географию (I, 1, 22–23, § 13), что пятая книга этого труда начиналась с того пункта, где оканчивался Поливий, т. е. со 146 г. до Хр. (XI, 9, 3, § 515), что в первой книге была сообщена им история Александра Великого (II, 1, 9, § 70); по лексикону Свиды (под словом Πολβιος) можно добавить, что один из отделов труда μετα Πολβιον занимал 43 книги, что с первыми 4-мя даёт, след., 47. – Из цитат Иосифа эти сведения могут быть ещё дополнены тем, что труд шёл, по крайней мере, до завоевания Иерусалима Иродом (37 г. до Хр.), заключаясь, по-видимому, основанием владычества Августа. Значительное большинство этих цитат показывают, что для истории Асмонеев от Иоанна Гиркана до гибели Антигона (135–37 г.), и, может быть, даже также для Антиоха Епифана (прот. Апп. II, 7), – труд Страбона был для Иосифа главным источником. Поистине, если следует скорбеть об утрате этого труда, то нельзя также не благодарить судьбу и за то, что Иосиф употребил его, как главный источник, подле Николая Д., хотя положение историка собственно по отношению к Иосифу от этого, разумеется, не улучшается, и только разве в местах, —183— прямо отмеченных именем Страбона, он (историк) избавляет от необходимости заподозревать авторитет и достоверность Иосифа. Известно, что Страбон вообще был основательнейший исследователь, пользовавшийся лучшими источниками с осторожностью и критикой, как это видно уже из некоторых приведённых Иосифом выдержек из Страбона, где последний несколько раз цитирует своих посредников (Тимагена, Азиния П. и Ипсикрата), а также и из засвидетельствований Иосифа, не раз констатирующего согласие Страбона с Никол. Дам. Что он основывался также на великом труде Посидония, это несомненно столько же, как и то, что лучшие последующие исторические таланты охотно употребляли Страбона за его испытанную благонадёжность. В том виде, в каком дошёл до нас Страбон теперь, он интересен для нас, кроме, отдельных более или менее исторически-ценных указаний и замечаний в своей Географии, – особенно сообщениями из истории Сирии и Палестины (XVI, 2, 25–46), опиравшимися вообще на источниках истории до-Помпеевского времени и, может быть, особенно на показаниях из Посидония, часто здесь цитируемого Страбоном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 2½ часа по полудни поезд мой тронулся с места, и вскоре перешагнул текущий ручей и проехал через село Василико, то есть Царское. Большое, с хорошими домами, оно всё вокруг и внутри обсажено шелковичными деревьями и высокорастущим папушоем (кукурузой). Тамошние мужики, как наши, носят белые рубахи и лапти, а бабы и девицы повязаны белыми косынками. Они в речке мыли белье, и выколачивали его вальками, как это делают красотки Костромские, воспевающие Дунай, с берегов которого пришли к Солуню Славяне, и поселившись тут удержали свой покрой одежды, а родной язык утратили, выучившись говорить по-гречески с грехом пополам. В 3 часа с четвертью мы обогнули сбежавший к дороге отрог Хориата и на значительной выси горы, называемой Вигла, увидели монастырь св. Анастасии узорешительницы. По словам каваса моего он после пожара возобновлён за два года назад тому, а построен был будто бы царицей Пульхерией († 451 г.). Подле него кустится масличная и шелковичная роща: а напротив него, в долине желтеют его нивы. Когда этот монастырь остался позади нас, Василиковская долина начала суживаться более и более, потому что тут её стеснял Вовдийский отрог высочайшей горы Холомунтской, поворачивающий отсюда к Солуню, как это видно на моей карте. По этой узкой местности мы постепенно поднимались выше и выше, и когда оттоптали её, увидели вдали на склоне названного отрога село Галатисту, в котором и остановились на ночлег в заезжем доме, в шесть часов по полудни. Галатиста, по мнению моему стоит на месте древнейшего городка Халастры, основанного Фракиянами. Когда Македонский царь Кассандр построил Солунь (317−298 г. до Хр.), тогда из Халастры и из других окрестных городков, как-то из Энии и Кисса, перевёл жителей в этот ново созданный город. (Starb. L. VII. c. 10). Однако Халастра не опустела. Страбон считал её в числе городов Македонии. Потом писатель пятого века Стефан Византийский в своём сочинении о городах упомянул о ней. Вот его слова: «Халастра город «Фракии около Фермейского залива, по сказанию Екатия в его Европе, город Фракиян: а Страбон в седьмой книге своей называет его городом Македонским, названа же она по имени Халастры. Есть же и озеро соименное сему городу». Ликофрон сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из вошедших в Хронику Мартина Бельского источников соответствующие сведения содержались в сочинении Августина «О граде Божием» (кн. 16, гл. 8) и в Хронике Иоанна Науклера Johannis Naucleri, praepositi Tubingensis, Chronica succinctim compraenendita res memorabiles… Coloniae, 1544. Р. 16). Впрочем, и Августин, и Иоанн в своих сочинениях основывались на «Естественной истории» Плиния Старшего (речь идет преимущественно о седьмой книге этого сочинения: Pline l Ancien. Histoire Naturelle. Livre VII. Paris, 1977). Мартин Бельский не удовольствовался сведениями, приводимыми первыми двумя авторами, а обратился, как мы полагаем, непосредственно к труду Плиния. 765 ...столп Халаньский... – В данном случае местонахождение башни связывается с городом Халне, упоминаемым в книге Бытия, 10, 10. Этот город, наряду с Вавилоном, Эрехом и Аккадом находился в Сенаарской долине и входил в так называемую «первую халдейскую конфедерацию», носившую имя Вавилонии. Настоящее упоминание о «столпе Халаньском» восходит к славянскому переводу Хроники Константина Манассии. 766 Феодорит (386 (393?)–457) – епископ Киррский. Известен своими трудами в области истории Церкви, догматики, апологетики, экзегетики. 767 Фалек – сын Евера (см. Быт. 10, 24–25 ). Его имя (а точнее, древнееврейское «пелег») значит «разделение». По поводу того, какое именно событие определяется как «разделение», существовали различные трактовки, в том числе и та, согласно которой речь идет о разделении народов. 771 Звзды бо... не со звздами. – Согласно книге Бытия, звезды были созданы Богом в четвертый день, а человек – в шестой. 772 Другий же внукъ Хамовъ, Месремъ... – Мицраим – один из сыновей Хама (см. Быт. 10:6 ). Словом «Мацор» (двойственным числом от которого является «Мицраим») в библейских текстах неоднократно обозначается Египет. 773 Сего же ради... ихъ явишася. – Большинство рассказов о «всяким чюднымъ родствомъ» людях заимствовано из русского перевода польской Хроники Мартина Бельского (Kronika to jest historya swiata. Krakow, 1564). Подобного рода сообщения имели богатую традицию, которую не обошел своим вниманием даже такой просвещенный для своего времени автор, как блаженный Августин , хотя и отнесся он к ней достаточно сдержанно. Отношение к такого рода сообщениям было неоднозначным и в дохристианские времена. Так, Страбон писал, что «Деимах и Мегасфен в особенности не заслуживают доверия. Ведь они рассказывают нам о людях, которые сидят на своих ушах, о безротых, безносых, об одноглазых и длинноногих и о людях с повернутыми назад пальцами, они возобновили гомеровскую басню о войне журавлей с пигмеями...» (Страбон. География. М., 1994. С. 76–77). Аналогичные описания были известны на Руси с древнейших времен (например, из переводов Хроники Георгия Амартола, «Александрии» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Искупитель мира освятил это грустное место Своим присутствием. Предания палестинские говорят, что здесь в то время, когда Иисус учил народ, одна жена воскликнула из толпы: «Блаженно чрево носившее Тебя, – и грудь вскормившая Тебя!» Во время крестоносцев показывали еще камень, на котором восседал Спаситель, уча народ. Этот камень был увезен, кажется, венецианцами. Он находился на том месте, где теперь развалины соборного храма. Божественный свет Иисуса проник сюда вскоре по Его Вознесении. Мы видим из Деяний Апостольских, что святой Павел, на пути своем из Кипра в Иерусалим, нашел уже здесь церковь или общество христиан, собранных во Имя Иисуса. В Тире был созван собор; знаменитые Епископы пасли здесь церковь . В их числе был известный Вильгельм, прозванный Тирским. Ориген здесь кончил жизнь свою; его гробницу показывали еще в XI веке. Собор, посвященный славным Евсевием Епископом Кесарийским, частью еще существует; я посетил с благоговением его развалины; они значительны и находятся на юго-восточной оконечности Тирского острова. Несколько огромных колонн остались от великолепия храма. Я всходил на полуразрушенное крыльцо башни глядеть на картину запустения и на солнце, заходящее в шумные волны, поглотившие столько славного! Снежная вершина Эрмона, – Финикийский Саир, на котором погасали последние отблески дня, – хранит, в хладном молчании, верную повесть былого!.. 198 Strabonis Geographica/Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). XVI. 199 Strabonis Geographica/Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). VIII. 2. 200 См. в: Flavii Iosephi Antiquitates Iudaicae/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1887, 1885, 1892, 1890. 4 т. 1955r) (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейские древности/Пер. Г. Г. Генкель. М., 1996. 2 т). 202 Plinius Secundus der Aeltere. Naturalis historia/Hrsg. R. Koenig. Munch., 1973–1996. 37 Bde (рус. пер.: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/Пер. с лат., предисл. и примеч. Г. А. Тароняна. М., 1994. V. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010