964 В часности, Типикон (Τ Παροντυπικν) венецианского издания 1577 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 77 Анфологион 1582 г. (РГАДА, БМСТ/ИН 3030 Минеи 1602–1642 гг. (РГАДА, БМСТ/ИН 59–70 и др. 965 Почти одновременно с изменениями в кафедральном богослужении происходит унификация императорских чинопоследований, зафиксированная в Книге церемоний (1347–1368) Псевдо–Кодина, а затем – кодификация особенностей патриаршего богослужения в сборнике Архиератикон (Патриарший чиновник), составленном протонотарием Великой церкви диаконом Димитрием Гемистосом (1386; издал на основании рукописи 15 в. Paris, gr. 1362 И. Абер [Habert], 1653); Архиератикон включал описание патриаршей литургии и последования хиротоний. Позднее на основе Архиератикона был составлен Διταξις τς το πατριρχου λειτουργας, который содержал только описание совершения литургии в Великой церкви (издал А.А. Дмитриевский , 1901). 966 Об этом же говорит папа Григорий Великий в письме к Иоанну Сиракузскому, а также Валафрид Страбон (франкский церковный писатель 9 в.), Вернон (цистерцианский монах 12 в.) и др. В качестве творцов Римской литургии называют пап Климента I (ум. ок. 101), Александра I (ум. ок. 119), Сикста I (ум. 125), Телесфора (ум. 136), Сильвестра I (ум. 335), Дамаса (336–384), Сириция (ум. 398), Целестина (ум. 439), Льва Великого (440–461), Геласия I (492–496), Григория Великого (590–604); в середине 3 в., возможно – при папе Луции (ок. 253), был совершен перевод Римской литургии с греческого на латинский язык. 967 Сакраментарий Льва Великого (Sacramentarium Leonianum, называемый также Veronense; обычно датируется 6 или 7 в.) является произведением неизвестного компилятора и впервые издан в Риме И. Бланхинием (1735) по списку 8 в. из Веронской библиотеки (последнее издание – К. Мольберга, 1956). Его протограф, возможно, относится к 5 в., но Л. Муратори и другие специалисты отвергают непосредственное авторство папы Льва. Сакраментарий неполон: он не содержит Евхаристического канона и представляет собой кодекс переменных литургических молитв с января по апрель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

968 Большее значение имеет Сакраментарий Геласия I ( Sacramentarium Gelasianum), который деятельно трудился над реформой литургии. Итогом этих трудов стал сборник Volumen sacramentarum limato sermone («Сборник литургисаний, изложенных стройной речью»), который имеется в древней (возможно, 6 в.) и франкской (8 в.) редакциях. Об этом кодексе свидетельствует его современник Геннадий, пресвитер Марсельский, о нем упоминают диакон Иоанн (9 в.) в жизнеописании папы Геласия и Валафрид Страбон. Сакраментарий впервые издал кардинал Томази (1680) по древнейшему списку 7 в. из аббатства Св. Бенедикта на Луаре, откуда он поступил в библиотеку шведской королевы Христины, а затем – в Ватиканскую библиотеку (последнее издание – К. Мольберга, 1960). См.: MohlbergL.C., Eisenhofer L., Siffrin P. Liber sacramentorum Romanae Aeclesiae ordinis anni circuli: (Cod. Vat. Reg. lat. 316/Paris Bibl. Nat. 7193, 41/56): ( Sacramentarium Gelasianum) . 3 rd ed. Rome, 1981 (Rerum ecclesiasticarum documenta. Ser. maior: Fontes; 4). 969 Переработанный список «Грегорианума» был послан франкскому императору Карлу Великому и должен был стать основой унификации богослужения франкской Церкви. Сакраментарий Григория I получил одобрение 7 Вселенского собора, куда его направил папа Адриан I (772–795), в результате стал общеупотребительным в Римской и во всех западных Церквах и считался образцовым до Тридентского собора (1545). Сакраментарий в первоначальном виде не сохранился (лучшее издание: Л. Муратори, 1748). 970 Les Ordines Romani du haut moyen–age/Ed. Michel Andrieu. 5 vols. Louvain, 1931, 1948–1951, 1956–1961 (Spicilegium sacrum Lovaniense 11, 23–24, 28–29). Развитие типа ordines приводит к возникновению литургических книг, из которых самым значительным является Римско–германский понтификал, изготовленный ок. 950 г. в бенедиктинском монастыре Св. Албания в Майнце [см.: Le Pontifical romain au moyen–age/Ed. Michel Andrieu. 4 vols. Vatican City, 1938–1941 (Studi e testi, 86–88, 99)]. Римско–германский понтификал возвращается в Рим во 2–й половине 10 в., при Оттоне I, поскольку в течение т.н. «темных веков» в самом Риме не изготавливали литургических книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Скан Patrologia Latina 103     PL 104: Агобард Лионский; Григорий IV (папа римский); Эйнхард; Клавдий Туринский; Людовик I Благочестивый     Скан Patrologia Latina 104     PL 105: «Книга римских понтификов» (VII-VIII века); Теодульф Орлеанский; Эйгиль Фульдский; Берновин из Клермон-Феррана; Дунгал; Адальхард (аббат Корвейский); Эрмольд Нигелл; Евгений II (папа римский); Халитгарий (епископ Камбре); Фредегиз (аббат); Иеремия (архиепископ Сансский); Ансегис (аббат Фонтенелля); Хайминий из монастыря св. Фаста в Аррасе; Хильдерик (аббат Кассинский); Хетти Базельский; Иессей (епископ Амьенский); Алдрик (архиепископ Сансский); Симфосий Амаларий     Скан Patrologia Latina 105     PL 106: Хильдуин (аббат Сен-Дени); Максенций (патриарх Аквилейский); Кандид Фульдский; Дуода; Иона Орлеанский; Хильдемар; Ламберт Потьерский; Теган (хорепископ Трирский); Агнелл Равеннский; Григорий IV (папа римский); Фротарий (епископ Тульский); Ильдефонс (епископ Севильский); Иосиф (священник); Сергий II (папа римский); Фрекульф из Лизьё; Колумбан (аббат Сен-Трона); Христиан Друтмар; Аврелиан Рекомский     Скан Patrologia Latina 106     PL 107—112: Рабан Мавр, в т.110 также письмо Лотаря I к Рабану Мавру     Скан Patrologia Latina 107     PL 113—114: Валафрид Страбон из Фульды     Скан Patrologia Latina 113     PL 115: Хетти Базельский; Аудрад (хорепископ Сансский); анонимные «Деяния Алдрика, епископа Ле-Мана»; Ангелом из Лизьё; Лев IV (папа римский); Бенедикт III (папа римский); Евлогий Толедский; Аймоний Сен-Жерменский; Спераиндео (аббат); Пруденций (епископ Труа)     Скан Patrologia Latina 115     PL 116: Эббон Реймсский; Эрманрик из Райхенау; Эрхамберт (епископ Фрайзингский); Нитхард, аббат Сен-Рикье; Амуло (епископ Лионский); Хаймон Хальберштадтский     Скан Patrologia Latina 116     PL 117: Хаймон Хальберштадтский     Скан Patrologia Latina 117     PL 118: Хаймон Хальберштадтский; Ансгар (епископ Гамбургский); Григорий IV (папа римский)     Скан Patrologia Latina 118     PL 119: Флор Лионский; Серват Луп из Феррьера; акты собора 844 года; Родульф (епископ Буржский); Вальтерий (епископ Орлеана); Ротад II (епископ Суассонский); Николай I (папа римский)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  2. Литургия по Сакраментарию Папы Геласия I Таким образом, мы не можем изложить Римскую Литургию в её древнейшем виде, а можем лишь представить себе, как она выглядела во второй половине 5 века. Сделать это позволяют нам два сакраментария: св. папы Льва Великого († 461 г.) и папы Геласия I († 496 г.). Сакраментарий папы Льва впервые издан в Риме Иосифом Бланхинием в 1735 г. по списку Веронской библиотеки 8 века. И хотя протограф его, возможно, действительно относится к 5 веку, но Л. Муратори и другие специалисты отвергают непосредственное авторство папы Льва. Вероятнее, что он сложился в его окружении (недаром он упомянут в числе сочинений Льва Великого). Кроме того, он чрезвычайно неполон: представляет собой кодекс переменных литургических молитв с января до апреля и не содержит даже Евхаристического канона. Поэтому гораздо большее значение имеет для нас сакраментарий папы Геласия, который деятельно трудился над реформой Литургии, добиваясь большей стройности и единообразия. Результат своих трудов он изложил в особом сборнике " Volumen sacramentarum limato sermone " (т.е. сб-к литургисаний, изложенных стройной речью). Об этом кодексе свидетельствует его современник Геннадий пресвитер Марсельский (Gennad de Scriptor, eccles. edit Cipriani. Jen. 1693, p. 471). О нём упоминает диакон Иоанн (9 век) в жизнеописании папы Геласия. Валафрид Страбон (9 век) пишет, что " Геласий привел в порядок молитвы, составленные, как им самим, так и другими " . Из этих и других свидетельств мы делаем вывод, что Геласий произвёл новую редакцию сакраментария Льва Великого. Сакраментарий папы Геласия впервые увидел свет благодаря кардиналу Томазию в 1680 г. Он издал сакраментарий по древнейшему списку 7 века. Список этот происходит из старинного аббатства св.Бенедикта на Лоаре, откуда он поступил в библиотеку шведской королевы Христины а потом – в Ватиканскую библиотеку. Он состоит из 3 разделов: 1.      содержит главные переменные молитвы Литургии на праздничные дни, начиная с кануна Рождества Христова до I воскресенья по Пятидесятнице (Со включением торжественных Месс).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Второй слой образовался в конце 4 — первой половине 5 века и связан с литургической реформой Василия Великого и Иоанна Златоустого, молитвы которых были усвоены Армянской Литургией. Третий слой носит явные следы монофизитской смуты второй половины 5 — начала 6 вв. Сюда относится монофизитское прибавление к Трисвятой песни и такие чисто монофизитские особенности, как приношение неразбавленного вина на Евхаристии или замена квасного хлеба опресноками — вероятно, при католикосе Нерсесе 2 (525 — 531 гг.). Вместе с тем, еще продолжается литургическое влияние Византии, что сказывается в практике тайных молитв (особенно антифонных) и таких элементов, как Просительная ектения, гимн " Единородный Сыне " , Великий вход и Херувимская песнь. Наконец, последний четвертый слой образовался уже после периода изоляции (после 11 в.) под влиянием католических заимствований. На это указывают Ветхозаветные чтения, местоположение Символа веры и прямое включение католической молитвы в конце Литургии оглашенных. Таким образом подлинная Литургия свт. Григория Армянского оказалась настолько глубоко погребенной под этими позднейшими наслоениями, что реконструировать её не представляется возможным.   Римская Литургия 1. История Римской Литургии до 5 века Как мы уже видели, первая запись Римской Литургии, сохранённая в " Апостольском Предании " св. Ипполита Римского, отличается от восточных чинопоследований только своей большей краткостью. Такими же были и другие местные западные чины: ·           Медиоланская Литургия свт. Амвросия, ·           Галликанская Литургия в Римской Галлии, ·           Мозарабская (или Готская) Литургия в Испании, ·           Гибернская (Hibernica) Литургия в Британии, о которых мы знаем, впрочем, слишком мало, т.к. к 8 веку все они были вытеснены господствующей Римской Литургией. Аналогичный процесс шел и на Востоке, где имперская КПльская Литургия св. Иоанна Златоуста успешно вытесняла местные чины ап. Иакова, ап. Марка и др. Поэтому главный интерес для нас представляет Римская Литургия. Предание возводит её истоки к ап. Петру. Вместе с тем то же Предание спокойно свидетельствует о том, что отдельные элементы вносились в Литургию постепенно различными римскими папами. Об этом же говорят св. папа Григорий Великий в письме к Иоанну Сиракузскому, а также Валафрид Страбон (франкский церковный писатель 9 века), Бернон (цистерцианский монах 12 в. апостол западных славян) и др. В качестве творцов Римской Литургии они называют следующих пап:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Второй слой образовался в конце 4 – первой половине 5 века и связан с литургической реформой Василия Великого  и  Иоанна Златоустог о, молитвы которых были усвоены Армянской Литургией. Третий слой носит явные следы монофизитской смуты второй половины 5 – начала 6 вв. Сюда относится монофизитское прибавление к Трисвятой песни и такие чисто монофизитские особенности, как приношение неразбавленного вина на Евхаристии или замена квасного хлеба опресноками – вероятно, при католикосе Нерсесе 2 (525 – 531 гг.). Вместе с тем, еще продолжается литургическое влияние Византии, что сказывается в практике тайных молитв (особенно антифонных) и таких элементов, как Просительная ектения, гимн «Единородный Сыне», Великий вход и Херувимская песнь. Наконец, последний четвертый слой образовался уже после периода изоляции (после 11 в.) под влиянием католических заимствований. На это указывают Ветхозаветные чтения, местоположение Символа веры  и прямое включение католической молитвы в конце Литургии оглашенных. Таким образом подлинная Литургия свт. Григория Армянского оказалась настолько глубоко погребенной под этими позднейшими наслоениями, что реконструировать её не представляется возможным. Римская Литургия 1. История Римской Литургии до 5-го века Как мы уже видели, первая запись Римской Литургии, сохранённая в «Апостольском Предании» св. Ипполита Римского , отличается от восточных чинопоследований своей большей краткостью. Такими же были и другие местные западные чины: Медиоланская Литургия свт. Амвросия, Галликанская Литургия в Римской Галлии, Мозарабская (или Готская) Литургия в Испании, Гибернская (Hibernica) Литургия в Британии, о которых мы знаем, впрочем, слишком мало, т.к. к 8 веку все они были вытеснены господствующей Римской Литургией. Аналогичный процесс шел и на Востоке, где имперская КПльская Литургия св. Иоанна Златоуста успешно вытесняла местные чины ап. Иакова, ап. Марка и др. Поэтому главный интерес для нас представляет Римская Литургия. Предание возводит её истоки к ап. Петру . Вместе с тем то же Предание спокойно свидетельствует о том, что отдельные элементы вносились в Литургию постепенно различными римскими папами. Об этом же говорят св. папа Григорий Великий в письме к Иоанну Сиракузскому, а также Валафрид Страбон (франкский церковный писатель 9 века), Бернон (цистерцианский монах 12 в. апостол западных славян) и др. В качестве творцов Римской Литургии они называют следующих пап:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главным оппонентом Пасхазия стал Ратрамн из Корби, к-рый, отвечая на вопросы кор. Карла Лысого, написал в 1-й пол. 843 г. (варианты датировки: после 844, ок. 849-850) одноименный трактат «О Теле и Крови Христовых» (De corpore et sanguine Domini). Согласно Ратрамну, хлеб и вино («телесное») суть «образы» (figurae), скрывающие Тело и Кровь Христовы («духовное»). Евхаристическое Тело Христово не идентично «историческому», поскольку «историческое» Тело было ощущаемо и видимо, а евхаристическое - неощущаемо и невидимо. Оно ощущается лишь духовно ( Ratramnus Corbeiensis. De corpore et sanguine Domini. 60//PL. 121. Col. 152). Оно - Тело Христово, но не телесно (corporaliter). Месса - это образ Страстей, в к-ром вспоминается историческое принесение Христом Себя в Жертву. Субстанция хлеба и вина в Евхаристии сохраняется и после освящения (Ibid. 54//PL. 121. Col. 152), хлеб и вино призваны напоминать нам об искупительной Жертве Христа. После спасения, когда люди будут непосредственно лицезреть Бога, подобное напоминание станет избыточным. Позицию Ратрамна из Корби поддержали Рабан Мавр, Валафрид Страбон, Флор Лионский. На стороне Пасхазия Радберта выступили архиеп. Гинкмар Реймсский, свт. Гаймон , еп. Хальберштадтский, Ремигий , еп. Осерский. Полемика о зачатии и рождении Христа Пресв. Девой Марией развивалась вокруг вопроса о том, произошло ли рождение Христа Божией Матерью чудесным образом или же совершенно естественным физиологическим путем. В трактате «О том, как Дева родила» (Opusculum de partu Virginis; 846) Пасхазий Ратберт доказывал, что девственность Богоматери чудесным образом сохранилась даже после родов. Желая опровергнуть т. зр. Пасхазия, Ратрамн из Корби в трактате «Книга о том, каким образом Христос родился от Пресвятой Девы» (Liber de eo quod Christus ex Virgine natus est; ок. 853) доказывал, что чудесным образом произошло только зачатие, а рождение Христа было естественным. Глоссы Философские и богословские идеи, относящиеся ко времени К. в., излагались не только в трактатах, но и в специальных комментариях - глоссах.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Далее Валафрид Страбон (IX в.) в своем сочинении о церковных предметах, сказав о литургических молитвах папы Геласия, продолжает: «А так как в них оказалось много вставленного неизвестными авторами и не имеющего целостности смысла, то блаженный Григорий озаботился собрать то, что было здравомысленного (rationabilia quaeque coadunare), и, исключив то, что казалось или излишним, или несообразным, составил книгу, называемую Сакраментарием (composuit librum, qui dicitur sacramentorum), как весьма ясно видно из ее заглавия. И если в ней встречается нечто неисправное, то надобно считать это произошедшим не от него, а вставленным другими, менее внимательными, людьми» 1464 . О том же свидетельствует Иоанн Диакон (IX в.) в своем жизнеописании св. Григория Великого , где он сообщает читателям, что св. Григорий «соединил в одну книгу (in unius libri volumen coarctavit) литургический кодекс, то есть Сакраментарий папы Геласия, многое опустив, немногое изменив и нечто прибавив» 1465 . Если к таким свидетельствам прибавить, что многие списки римского Сакраментария, открытые в памятниках VIII-XI вв., носят в заглавии имя папы Григория, между тем как имен других пап не встречается, и западные писатели этих веков, касавшиеся богослужения, часто упоминают о Сакраментарии этого папы 1466 , то факт составления св. Григорием Великим особого литургического служебника Римской церкви становится выше всякого сомнения. Из некоторых данных, заключающихся в приведенных свидетельствах, ученые-исследователи с вероятностью догадываются, что исправление прежнего Сакраментария и введение новоисправленного в церковное употребление сделано св. Григорием в первые годы его папствования, в 591–594 гг. 1467 В словах же писателей Валафрида Страбона и Иоанна Диакона излагаются и причины, побудившие папу Григория к пересмотру употреблявшегося до него в Римской церкви Сакраментария, именно недостаток ясности в одних местах и нестройность в других, неполнота в одних и излишество в других местах, и тому подобные неисправности, с которыми затем сообразовалась и редакционная деятельность святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если кто-либо из принявших таким образом монастырскую одежду по выздоровлении возвращался к мирской жизни, то на это смотрели неодобрительно 3589 , но иногда оказывалось, что даже монашеская одежда, когда она была удерживаема, не служила достаточным обеспечением против возвращения к грехам прежней жизни 3590 . Монастыри или монашеские ордены часто связаны были между собой узами взаимного заступничества и взаимного поминания умерших собратьев, и о смерти аббатов или других выдающихся членов в каком-либо монастыре давалось знать другим монастырям циркулярами, которые развозились особыми вестниками 3591 . В XI столетии, таким образом монашество опять пользовалось полнейшим влиянием. Нестроения прежнего времени и его общий упадок теперь более чем были заглажены частыми н широко захватывающими преобразованиями, причем каждое из них совершалось с особенной ревностью и проявляло особенную строгость, которые на время увлекали умы людей и запрещали им допускать и мысль о том, что то, что теперь было столь чистым и строгим, могло когда либо находиться в состоянии упадка и беспорядочности. Обряды и обычаи 1 . К XI столетию относится происхождение целого класса авторов, которые писали комментарии на богослужебные обряды церкви. Первым из них был Амальгарт или Амалярий, хорепископ Мецский 3592 , который около 820 года составил трактат «О службах церкви», в котором он применил к ним систему таинственного толкования, уже долго прилагавшегося к св. Писанию 3593 . Все подробности богослужения, каждое положение и должность, все одежды духовенства, украшения церкви, священные времена и праздники, излагаются как такие, которые заключают в себе символические знаменования. До половины столетия за ним следовали с подобными же литургическими сочинениями Рабан Мавр и Валафрид Страбон 3594 , аббат монастыря Рейхенау; но другой знаменитый писатель того времени, Агоберт, начал писать в совершенно ином духе. Смущенный массой не относящегося к делу материала, найденного им в богослужебных книгах церкви лионской, он выбросил из них все гимны и песнопения, кроме тех, которые заимствованы были из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь благополучно кончается книжечка о жизни и деяниях святого и блаженного исповедника Гоара, составленная диаконом Вандальбертом. Перевод с латинского М. Ненароковой Библиография Переводчик благодарит священника Сауармага Баззатэ (Подво­рье Аланской Православной Церкви в Москве) за любезно предоставленные материалы по истории алан. Бахрах Б. С. Аланы на западе. М., 1993. Гаспаров М. Л. Каролингское возрождение//Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970. Грабарь-Пассек М. Е. От античности к средневековью//Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970. Гутнов Ф. Х. Аристократия алан. Владикавказ, 1993. Древний Патерик. М., 1991. Лебек С. Проихождение франков, V–IX века. М., 1993. Святой Исаак Сирин. Слова Подвижнические. М., 1993. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск, 1999. Шульц Ю. Ф. Дидактическая поэзия каролингского и посткаролингского времени//Валафрид Страбон. Вандальберт Прюмский. Марбод Реннский. М., 2000. Atlas zur Geschichte. Leipzig, 1976. Baring-Gould S. Lives of the English Saints. Llanerch, 1990. Bray D. A. A List of motifs in the Lives of the Early Irish Saints. Helsinki, 1992. Dahmus J. Dictionary of Medieval Civilization. N. Y., 1984. St. Gregory of Tours. The Life of the Fathers/Tr. Fr. Seraphim Rose, P. Bartlett. Platina, 1988. Lexicon des Mittelalters. M unchen-Z urich, 1977– Lexicon f ur Theologie und Kirche. Freiburg, 1957– 1 Марквард — настоятель Прюмского монастыря с 829 по 853 годы, известен своей любовью к ученым занятиям; поощрял Вандальберта к литературным трудам. 2 Монастырь Прюм — основан в 721 г. в Германии. Первоначально община жила по уставу святого Колумбана (Кельтская Церковь), затем в 750-х годах был принят устав святого Бенедикта Нурсийского. Посвящен Спасителю. Был под покровительством династии Каролингов. 3 …как увещает Священное Писание и как это же ангел повелел святому Товии. — См. 1 Пар 16:12; Пс 9:12; Пс 72:28; Пс 104:1; Пс 117:17; Тов 12:6–7. 4 …в течение многих лет в Галлии усердие к литературе было в упадке… — В эпоху поздней античности (IV–V вв.) число риторических школ, в которых закладывались основы “усердия к литературе”, было в Галлии значительно. Однако волны варварских нашествий, с одной стороны, и смена мировоззрений в среде образованных людей, с другой, привели к тому, что античная система образования перестала отвечать требованиям общества. В VI–VII веках из Галлии не вышел ни один крупный писатель. Условия для создания в Европе новой

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010