Затем у нее отнялся язык. Дверь в келью загородили и не пускали никого. Все собрались в церкви к вечерне и повечерию, заклинали и молились. „В полночь с субботы на воскресенье 17 хедара вышла душа из плоти ее, и упокоилась она в мире“. „Дней ее – 50 лет; до отвержения (мира) 24, и по отвержении – 26. В этот день водрузился светоносный столп и был виден во всем мире. Все собрались со всех островов и всех областей, ибо она была им матерью. И оплакали ее великим плачем и великим рыданием, подобно чадам Иакова. О какой это был там плач и рыдание, какой стон и вопль! Не смотрел один на другого; все скорбели и тужили. В этот день нельзя было отличить монаха – они сняли свои клобуки. Погребли ее в милоти, по уставу монашескому, проводили ее с пением и песнями и похоронили у врат церковных, положив в землю без гроба“. Далее следует повествование об 11 чудесах святой. „Слушайте, мы поведаем вам о силе чуда, происшедшего по успении матери нашей святой Валатта-Петрос, о котором мы слышали и которое видели, которое совершается в день памяти ее каждый раз от 30-го года до скончания века, и о том, как сходит благословение Божие на всех, творящих память ее. Собралось бесчисленное множество людей с островов, с гор (монастырей), из обителей (сб. „мест“ тёкäпäт), пустыней из всех стран. Были среди них о мамхеры, и иереи, и диаконы и монахи, с кадильницами и крестами, были и убогие, и бедные, хромые и слепые, ибо стала известна слава ее во всех концах вселенной. Дали им много пищи и пития по степеням их и по числу их, и они обильно насытились“. Тут же совершилось первое чудо – умножение теста, прекратившееся однако после того, как одна болтливая сестра стала разглашать об этом, ибо „скорый на речи отгоняет благословение Божие“. Второе чудо совершилось над монахом из города Вайбна (Waibenä), по имени Анкаца-Марьям, казначеем в Меерафа Эгзээтна Марьям (Me’eräfa ’Egze’emna Marjäm). Он впал в паралич, и все усилия врачей вылечить его, были безуспешны. Тогда он попросил вести себя на остров Цана, чтобы помолиться св.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Лучше мне погибнуть, чем видеть погибель этих дщерей моих. Тогда пришел Он ко мве, утешил и сказал: „не бойся, Я услышал молитву твою в исполню желание твое“. И было с Ним 7 черных рабынь и 7 юных и тучных и одна старуха. И сказал он мне: возьми этих рабынь, чтобы они исполнили волю твою и размести их в 7 домах сестер по одной. А старуха пусть остается у тебя. И было, как Он сказал мне. И посему я говорю тебе: это – милость Божия. И в этот день умерло 147 братьев и сестер и переселились они от трудов в покой, и от скорби к радости“... Святую спрашивали об их участи, все ли они спаслись, или половина их погибла. Она отвечала, что никто из них не осужден, что все они „на 4-х углах неба“, не за ее праведность, а по милости Божией. – В эти дни „смутилась“ сестра Фекрата-Крестос и захотела уйти из монастыря. Когда увещания не подействовали, она заболела „по молитвам“ святой и умерла, а 21 нахасэ заболела она сама, и удалилась к кельям монахов. Здесь явился ей Ангел с благовонными райскими цветами. Потом ее перенесли к церкви в Фарэ и положили в келье одной монахини. Болезнь усиливалась. Все стали усиленно молиться, читать заклинательную «молитву Возлюбленного» по 7 раз на день. Все вопили и катались по земле. Одна ни старух, помолившись в 6 час дня рассказала, что видела образ Богородицы в виде скорбной женщины и, по окончании молитвы пошла к Валатта-Петрос и нашла ее сияющей. А С’эла-Крестос рассказал, что к ней являлся дьявол под видом ангела с кадилом, а после него – Ангел с крестом, который насильно благословил ее. Наконец, по другим, явилась ей Божия Матерь и обещала еще на короткое время сохранить ее жизнь для ее чад. Тем не менее, чувствуя приближение смерти, святая пожелала уехать на Рёма, чтобы там быть погребенной. 23 маскарама она простилась с братией и сестрами. При этом сказал авва За-Селасэ: „устали колена мои от стояния, охрипла гортань моя от восклицаний, притупились глаза мои от дыма кадильного днем и ночью с тех пор, как начался мор, до сего времени. И нет мне покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Разве не говорит ветхий завет: „нашел Сампсон мед в пасти мертвого льва, которого он сам убил, и съел его, о чем сам составил притчу: „от ядущаго ядомое изыде, и от крепкого изыде сладкое“ ( Судей 14, 14 ), и затем, когда жаждал и был близок к смерти, помолился Богу, и Он излил ему сладкую воду из челюсти осла, и он пил, и вернулась к нему душа его, и он изрек притчу: „питие во время жажды, и оружие для битвы“ 48 . Илии пророку вороны носили пищу каждый день, и он ел и не гнушался. Если эти святые не гнушались этой нечестью, то и вы не гнушайтесь этим житием, вышедшим из моих нечистых уст. Я не достоин браться за это, будучи грешником и нечестивым, ибо святое святым, а чистое – чистым, но повелевает мне любовь к ней написать вам немногое из многого по мере скудости моего знания и убожества мысли и по мере того, сколько можно прослушать, подобно тому, как птица dembis, спускаясь к бездне морской, ест столько, сколько вместит ее желудок. И ныне, о мужи, возлюбленные Господом, пришедшие из дальней страны и живущие в пустыне сей, монахи и монахини, откройте окна ушей ваших и отверзете сердца ваши, чтобы слушать это сладостное житие, которое я написал для вас“... (следует Пс. 43, 1–5 ). „Прежде всего возблагодарю Бога, сподобившего меня написать сию книгу не по достоинству моему и не в пору мне, неразумному из неразумных, как сказал Господь наш во Евангелии „исповедаются Тебе, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение перед Тобою“. И я молюсь и прошу Его, да поможет мне и даст мне силу слова, которое я возглашу от начала до конца, чтобы не осмеяли меня и не говорили: „этот человек начал строить и не может кончить. Слаб я сердцем, а тех много, которые желали писать и не написали, ибо не пришел час и день, благоугодный Богу. Посему мы пребывали в великой печали, что не было у нас написано повествование о матери нашей святой Валатта-Петрос и изрядных деяниях ее и чудесах, которые она совершила при жизни своей и по успении своем“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Он заклял ее братьев и родных и объявил им: „свидетельствую вам небом и землей, клянусь моим царством могучим, что отомщу вам, и вы умрете лютой смертью, и я истреблю от земли память вашу, если вы не приведете мне скоро Валатта-Петрос“... Братья святой испугались, „ибо суров был царь и не щадил никого, как говорил, так в поступал“. Они сталии уговаривать сестру не упорствовать. Та, посоветовавшись со своими сподвижницами, решилась идти с ними к царю и умереть за веру. Мать и братья умоляли ее не губить себя и их, не возмущаться против царя. Мать показывала ей своя сосцы н просила пощадить ее. Но она не послушалась, помня, что „подобает повиноваться Богу паче, нежели человеком“. Царь находился тогда в стане и повелел привести ее к себе. Ее сопровождали мать и братья с плачем, „как покойника, которого несут на погребение“. Она убеждала их лучше плакать о себе и ссылалась между прочим на Римл. 8, 35–38 и Луки 10, 28 . Когда они прибыли в царский стан, царь собрал всех судей (makwanen) и вельмож (masafnet) и старейшин (liqawenm) в заседателей (тапäвгёт). Святая не испугалась блестящего собрания. Ее спросили „хранители речи царской“ (‘äqäbjäna nabib za-negus): „ты преступила против царя! ты преступила против Бога, и противилась повелению его, не послушалась слова его, осмеяла веру его, склонила сердца граждан не принимать веры его и не поминать имени его во время литургии“. Она ответила только: „я не злословила царя и не преступала моей веры“, причем смеялась. Царь разгневался и велел было казнить ее или отрезать груди. Но тогда выступил ее муж Малька-Крестос и из любви к ней сказал, что это не она смеялась над царем, а бес, который сидит в ней с детства. Советники царя также выставили ему на вид, что из-за казни женщины могут восстать области Даваро и Фатагарь. Ее отпустили, но отослали в далекую страну к родным, с запрещением учить. К ней ходили мамхеры, сохранившие „православную веру», беседовали и взаимно укрепляли друг друга. Наконец ей опять удалось бежать и вернуться в пустынь Загё к авве Цегэ-Хайманоту с Валатта-Павлос и Эхта-Крестос и многими другими и тремя служанками.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Она также не хотела жить на одном месте но любила переходить каждый год с места на место, как Авраам, Исаак и Иаков, которые жили в шатрах». Когда ее спрашивали о причине этого и выставляли на вид, что «все святые держались одного места и говорили: блуждающий с места на место – не монах; он не приносит плодов подвигов и подобен дереву, которое таскают с места на место, которое не растет и не плодоносит, она согласилась с тем, что постоянное пребывание на одном месте вредно для многих монахов, содействуя лени и появлению дурных мыслей. Из Жан-Факара она пошла в Гондар, «провела здесь немного дней и нашла благоволение у царя. Каждый день он навещал ее, весьма полюбил и боялся ее, как госпожи. Приходя к ней, он опоясывался, как один из воинов. Вельможи и судьи (Wezäzer и makwänent) исповедовались перед ней «с трепетом». Здесь она опасно заболела. Царь и вельможи, боясь за ее жизнь, напоили ее водой с Креста Христова, и она исцелилась. Когда она слишком долго не возвращалась в обитель, сестры стали роптать на нее и Валатта-Марьям, ее спутницу, и ей, уступая им, пришлось проститься с царем, который подарил ей при этом область Лаг (Lag) 228 и проводил с большим почетом. „Спустившись“, она пошла в Фентеро (Fenmero), где с ней стала прощаться Валатта-Марьям, не желая возвращаться в монастырь, где ее недовольны. Святая упросила ее проводить себя до Керенья (Qerena) 229 и затеи до Фогара (Fogarä) 230 . Здесь они простились и разъехались на лодках в разные стороны. Святая стала тосковать по своей спутнице и помолилась о ее возвращении к ней. На Валатта-Марьям напал ужас, в она велела гребцам вести себя на Афар-Фарас, куда на другой день прибыла, переночевав в Дамбоза, и святая. С этих пор они не расставались до смерти. Святая жила в монастыре, подвизаясь наравне с другими: носила воду для омовения рук, прислуживала за трапезой и садилась сама только по окончании благодарственной молитвы, пекла хлебы, выметала пыль и нечистоты, носила сор на голове и выбрасывала вон, выжимала „sawä“, носила сено.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Из-за противодействия «помазанников» намеченный на окт. 1684 г. Собор не состоялся. Так, они сообщили митр. Синоде (Шенуте) о посольстве царя к копт. патриарху с просьбой прислать др. митрополита (Марк IV прибыл в Эфиопию в 1689), и И. пришлось объяснять Синоде, что он не собирался его смещать, а хотел не допустить того, чтобы в этих сложных условиях кафедра митрополита осталась вакантной. Собор был созван в Гондаре лишь 9 янв. 1686 г., на нем была принята доктрина «соединения». В ответ на это «помазанники» поддержали в Годжаме мятеж самозванца Исаака, который удалось подавить только в нач. 1689 г. Очередной Собор, проходивший в Йебабе в 2 этапа (с 19 мая и с 14 июня 1688), закончился отлучением сторонников «помазания» и арестом их лидеров. В 1697 г. известный богослов Вальда Тенсаэ из евстафиан , к-рые склонялись к поддержке доктрины «помазания», предложил примирить спорящих посредством формулы «соединение через помазание», однако она не была принята приверженцами «соединения». Наконец, на Соборе в Йебабе (1699) сторонники «соединения» восторжествовали ( Чернецов. 1990. С. 278). Приверженцы «помазания» для видимости признали решения Собора, и им было разрешено вернуться в обители. Однако примирение было непрочным, и впосл. конфликт возобновился. Царь Иясу I с царицей Валатта Сион и сви-той. Иллюстрация из кн. «Эфиопские хро-ники XVII–XVIII вв.» (М., 1929) Царь Иясу I с царицей Валатта Сион и сви-той. Иллюстрация из кн. «Эфиопские хро-ники XVII–XVIII вв.» (М., 1929) Неясным остается вопрос, почему И. не получил помазание на царство в Аксуме , хотя собирался сделать это еще в 1688 г. В февр. 1691 г. в Аксумском соборе Богоматери Сионской ему принесли находившийся в сундуке, закрытом на 7 запоров, ковчег завета, к-рый, согласно эфиоп. преданию, Менелик I привез из Иерусалима. Когда запоры были сняты, И., как сказано в пространной хронике его царствования, получил от ковчега мудрые наставления «для управления миром земным» и «для наследования мира небесного». Однако обряд помазания на царство над И.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV (11.07.1837 (по др. данным, 1831 или 1833), сел. Май-Беха (Май-Боха) в земле Тэмбэн, обл. Тигре - 10.03.1889, близ Мэтэмы), имп. Эфиопии (с 21 янв. 1872), 2-й в череде правителей, восстановивших единство Эфиопии после феодальной раздробленности. Сохранилось 7 хроник царствования И., но пока не удалось установить, есть ли среди них официальная; три из них опубликованы (пространная на геэзе и 2 краткие - на геэзе и на амхарском). Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885 Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885 И. происходил из семьи Мэрэчча (Мэрча), шума (местного правителя) земли Тэмбэн, и вейзаро (принцессы) Сэллас (полное имя - Амата Сэлласе). Эфиоп. хронисты ведут род И. от династии Соломонидов по жен. линии. Согласно их изысканиям, достоверность к-рых спорна, прабабка его отца Валатта Микаэль оказалась правнучкой эфиоп. царя Иоанна I (1667-1682), а прадед его матери Тасфайе, возводивший свой род к царю Амда Сиону (1314-1344), сочетался браком с ее прабабкой Валатта Сион, среди отдаленных предков которой числился царь Наод . При крещении буд. император был наречен Вальда Микаэль (эфиоп.      ), однако в семье его называли Каса (  ; от амхарского «возмещение»); согласно эфиоп. традиции, это прозвище давали младенцу, если погибал предыдущий ребенок. Его «лошадиное имя» (давалось представителю знати по его любимому скакуну) было Абба Базбэз (      ). В 1864-1865 гг. Каса с 2 братьями находился при дворе эфиоп. имп. Феодора II , был удостоен титула «баламбараса» (9-го по значимости в военно-феодальной иерархии) и получил в управление ряд земель в обл. Тигре. 29 нояб. 1865 г., во время храмового праздника Аксумского собора Богоматери Сионской , он тяжело заболел и после выздоровления собирался уйти в мон-рь. Его с трудом отговорили, и тогда Каса принял обет не мстить врагам и отказаться от личного обогащения.

http://pravenc.ru/text/469792.html

Вероятно, Малька-Крестос тожествен с этим. Житие м. пр. говорит о том, что убийца митрополита Симеона отдал ему его одеяние; из хроники мы узнаем, что действительно Малька-Крестос участвовал в усмирении бунта Юлия, во время которого погиб митрополит; узнаем также, что военная добыча была роздана царем участникам похода. Правда, краткая хроника говорит, что Малька-Крестос был мужем какой то Walata Dadget Гадама-Куараца. Это наименование для меня непонятно. Что значит walata dadgem? Имя ли это, правда достаточно странное, или должно обозначать дочь Dadget? В таком случае, что обозначает Dadget? Если это имя, то женское. Гадама-Куарац – местность на в. берегу оз. Цана, упоминаемая и в нашем житии (f. 58 и 62). Во всяком случае здесь, вероятно, имеется в виду вторая жена Малька-Крестос, которую он взял после того, как святая его окончательно покинула; с этого времени до его смерти прошло 18 лет. То, что сообщают нам португальцы о Малька-Крестосе, весьма интересно. Он был не только в родстве с абиссинской царской фамилией, но имел в своих жилах и кровь адальских мавров, был соперником Села-Крестоса и врагом португальских пропагандистов. Его связь с восточными, мусульманскими областями империи и сказание жития о женитьбе на „дочери из знатного рода в Даваро и Фатагаре пополняют друг друга; то, что сообщает нам житие об его отношении к религиозному вопросу эпохи также гармонирует с его двусмысленным положением, как монофизита и врага Села-Крестоса с одной стороны, и ближайшего сподвижника отступника-царя с другой. Первый разрыв с мужем произошел у святой, действительно, не из-за религиозного разлада, а из-за склонности ее к аскетизму; ей было только неприятно, что он состоит воином у Сисинния „царствовавшего в вере франкской“. Малька-Крестос идет к ревностной монофизитке Валатта-Гиоргис и столпу национальной церкви – авве Фатла-Селасэ, их именно избирает посредниками между собою и женой и обещает перестать быть воином царя. Что сдержать обещание он был не в силах, понятно само собой, и мы опять его видим в войне с Юлием, бывшей роковой для митрополита Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЯСУ I [Иясу Великий; эфиоп.  ] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (19 июля 1682 - 16 марта 1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)). И. считается наиболее выдающимся представителем Гондарской династии и одним из самых значительных правителей среди Соломонидов (1270-1974). Род. от царя Иоанна I и царицы Сабла Вангель, был наречен Иясу в честь Иисуса Навина; при вступлении на престол принял тронное имя Адьям Сагад (     , букв.- «края поклонились»). И. стал наследником престола в 1676 г., после кончины старшего сына Иоанна I Юста, и был вовлечен в церковно-политический конфликт между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины ). Группа придворных, сочувствовавшая «помазанникам», настроила И. против отца, и в нач. 1681 г. он, бежав из Гондара , укрылся у вождя одного из племен галласов (оромо). Однако вскоре И. примирился с отцом, вернулся в столицу и был назначен наместником обл. Сымен. После церковного Собора в Аринго (окт. 1681), на к-ром восторжествовали приверженцы «соединения», И. снова бежал, но был схвачен и посажен под домашний арест. В день неожиданной кончины Иоанна I (19 июля 1682) И. был провозглашен царем. В 1683 г. он обвенчался с Валатта Сион, представительницей влиятельного рода из сев. обл. Тигре, и тем самым привлек на свою сторону знать этого региона. Однако все сыновья И., четверо из к-рых стали царями, были рождены наложницами. Взойдя на трон, И. не чувствовал себя обязанным сторонникам «помазания», а твердых богословских убеждений в этом вопросе у него, видимо, не было. Поэтому «годжамских изгнанников» (приверженцев доктрины «помазания» из обл. Годжам, изгнанных из мон-рей по решению Собора в Аринго (1681)) он не вернул из ссылки, а подготовку очередного Собора доверил сторонникам «соединения», среди которых выделялась конгрегация монастыря Дэбрэ-Либанос , издавна служившая опорой Соломинидам.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

По точному замечанию С. Б. Чернецова ( Чернецов. 1982. С. 163), Н. выбрал образцом для подражания своего великого деда Зара Якоба, останки к-рого он в 1497 г. перезахоронил в мон-ре св. Стефана на о-ве Дага, в юго-вост. части оз. Тана. Подобно ему Н. укреплял почитание Пресв. Богородицы и ввел в церковную практику обычай справлять ежемесячно главные праздники в Ее честь: Рождество, Вознесение и Успение (1, 16 и 21 числа соответственно). Н. старался следовать примеру деда и в сфере лит. творчества. Ему приписывают авторство богородичных гимнографических сборников «Образ Марии» (    ) и «Похвалы Марии» (    ), а также отдельных гимнов. Кроме того, в единственном списке (Lond. Brit. Lib. Orient. 706) сохранилась антология богослужебных гимнов кэне (см. в ст. Гимнография ), написаннных Н. преимущественно в метрико-семантической разновидности «сэлласе» (Троица); антология, очевидно, была составлена при жизни Н. ( Тураев. 1906). У Н. было 5 жен, возможно, последовательно, а не одновременно, но известно имя только одной из них - царицы Наод Могаса. Помимо единственного наследника Лебна Денгеля сохранились сведения о 3 дочерях Н.: Валатта Каламсис, Романа Верк, Амата Сион, последняя из к-рых причислена к лику святых Эфиопской Церкви . Н. скончался во время похода против мусульман обл. Ифат. Согласно «Краткой хронике», он похоронен на амбе Гешен ( Basset R. Études sur l " histoire d " Éthiopie: 1ère partie//J. Asiatique. Ser. 7. 1881. T. 17. P. 327 [эфиоп. текст]; T. 18. P. 97 [франц. пер.]). По др. сведениям, его тело упокоилось рядом с возводившейся по его приказу ц. Макана-Сэлласе и по завершении строительства 12 янв. 1521 г. было торжественно перезахоронено внутри храма. Соч.: [ Тураев Б. А.]       Вирши царя Наода//ЗВОРАО. 1906. Т. 16. С. 0169-0189. Ист.: Histoire d " Eskender, d " ‘Amda-Seyon II et de Nä " od, rois d " Éthiopie/Éd., trad. J. Perruchon//J. asiatique. Ser. 9. P., 1894. Vol. 3. P. 319-366, здесь: p. 346-366 (рус. пер.: Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв./Пер. с эфиоп. под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1936. С. 101-111).

http://pravenc.ru/text/2564662.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010