Особенно это касалось авторитетных общежительных обителей. В Оптиной пустыни Февральская революция была встречена как настоящее несчастье. Знаменательны в эти дни слова летописи: «1-3 марта. Тревожные дни, ужасающие вести и страшные слухи. 4 марта. Грозные известия. 5 марта. Совершилось... 12 марта. Прочитан последний манифест государя с отречением за себя и сына... Буди на все воля Божия. Не остави нас, Господи, не отрини рабов Твоих, на Тя уповающих, и прибави милость Твою ведущим Тя» . О летописце, которому пришлось фиксировать на бумаге драматические события конца 1916 — начала 1917 г., хочется сказать отдельно. Дело в том, что в литературе (в том числе в публикациях летописи) его принято отождествлять с иеродиаконом Кириллом (Зленко) , который действительно существовал, являлся другом старца Никона (Беляева) и был арестован вместе с ним в 1927 г. Однако мы можем утверждать: к летописи он отношения не имел! Дело в том, что в формулярных списках монахов Оптиной пустыни до самого 1916 г. Кирилл Зленко неизменно проходит не как иеродиакон, а как послушник, причем даже не входящий в состав братства. В одном списке карандашом приписано, что он, оставаясь послушником, «приукажен» (то есть включен в братство) 9 ноября 1917 г. Иеродиаконом же он стал еще позже. А вот в 1916-1917 гг. в обители жил один-единственный иеродиакон Кирилл, носивший фамилию Конардов . Он проходил послушание в скитской библиотеке, и это косвенно подтверждает, что он мог вести летопись скита. Однако в литературе его просто не заметили. Вернемся к тревожным событиям 1917 г. Февральско-мартовские впечатления оптинцев интересно сравнить с реакцией монахов другого влиятельного монастыряВалаамского, также отраженной в местной летописи: «6 марта 1917 г. в полдень на Валааме получено грустное известие о совершившемся перевороте в России и об отречении Царя от престола. Первое впечатление от последнего известия было ощущение сиротства, ибо Русь святая немыслима без царя!» Далее летописец пишет: «С этого дня у нас утратилась всякая надежда на победный исход войны: насколько мы были уверены в победе до переворота, настолько потеряли всякую уверенность после падения царской власти, перешедшей теперь в руки лиц, не отвечавших своему значению и народному доверию» .

http://bogoslov.ru/article/516173

3 Блаженный Августин . О Граде Божием. Книга 1, глава 35, страница 59. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994, в четырех томах. Репринт. Киев, 1905–1910. В последующих цитатах мы будем указывать только книгу (римская цифра), главу (арабская цифра) и страницу (арабская цифра) этого издания сочинения блаженного Августина . 13 Светлов П., протоиерей. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (богословско-апологетическое исследование). Богословский Вестник. 1902. Октябрь. С. 122–123. 14 Трактат о евангельском Царстве Божием мы составили по руководству сочинения А. Иванова и протоиерея Светлова. При этом предпочтение мы отдавали сочинению А. Иванова , как более глубоко исследующему вопрос о Царстве Божием в евангельском понимании его. Считаем нужным сказать еще следующее. Нас могут упрекнуть в том, что мы слишком близко держались текста тех пособий, которые имели под руками, собственно сочинения Иванова. Но мы и не думаем поставлять себе в заслугу самого содержания трактата об евангельском Царстве Божием. Мы уже сказали раньше, что вопрос о Царстве Божием по Евангелию не составляет специального предмета нашего исследования. В этом последнем он имеет только то значение, что благодаря наличию его выдерживается план нашего сочинения; без него же он не был бы выполнен. Потому-то мы и всю задачу нашу в этом случае видели только в передаче, по возможности своими словами, того содержания, какое находили в пособии, и в той мере, в какой это нужно для нашей цели. Некоторые места приводили буквально – это там, где краткость речи автора вызывала это. 39 Язычники, увлеченные неоплатонизмом, считали тело препятствием для спасения; поэтому, с их точки зрения, тела нужно всячески избегать. А христианство учит, что Сын Божий нарочно воспринял человеческое тело, чтобы спасти людей. Так создавалась в умах язычников дилемма относительно христианства, ни понять, ни разрешить которой они не могли и из-за которой нападали на него. 78 Мы увидим впоследствии, что у Царства Божия есть враги, составляющие особое царство, которое блаженный Августин изображает под именем Града земного. Теперь, при изложении истории Царства Божия и характеристики членов его, мы будем излагать вместе и историю царства земного и давать характеристику членам его: в начальном периоде обе истории царств слишком тесно связаны между собой, чтобы разделять их. А в силу этого и характеристика членов обоих царств излагается совместно. Кроме того, впоследствии нам пришлось бы излагать историю царства земного и делать характеристику членов его. А теперь, в связи с историей Царства Божия и характеристикой членов его, делать это удобнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

А когда я приехала, немного решила дать себе отдохнуть, и приступать к поискам работы. Близился Сережин день рождения. В этот день он должен был официально представить меня своим родителям. «Я познакомлю тебя со своей мамой, и она будет просто счастлива», — улыбался он. Но все оказалось совсем не так. На следующий день мы не встретились. И через день тоже. А потом был довольно странный разговор. О любви, о доверии и об ответственности. Вернее, обо всем этом, только с приставкой не-. И еще о том, что некоторые провинциальные девушки имеют виды не столько на столичных парней, сколько на их квартиры и возможность таким образом устроиться в городе… Он не обвинял меня напрямую, но намеки были ясны. Только когда Сергей мне это говорил, было чувство, что выполняет он тяжелую повинность. Что не свои слова произносит. И в глаза посмотреть не решается. В тот день мы решили прекратить отношения. Наш разговор я помню как во сне. Отчетливо запомнилось только, что чувство было двойственное. С одной стороны казалось, что это какая-то странная, непоправимая ошибка, а с другой – присутствовала полнейшая апатия. И когда он попросил сказать что-нибудь ему на прощание, я привстала на цыпочки и тихо пропела ему на ухо: «Благослови, душе моя Господа, благословен еси, Господи…» А на следующий день я не встала с постели. И на следующий день тоже. Сил не оставалось. Аппетита не было. И лишь на третий день я сделала над собой усилие, чтобы дойти до ближайшего храма. Подворье Валаамского монастыря располагалось в 5 минутах ходьбы от дома, где я жила. Сергий Валаамский – небесный покровитель Сережки. Я молилась о нем. Но не просила вернуть его. Тем не менее, через день он позвонил. И все началось заново. Только теперь уже все было по-другому. Как? Не могу объяснить. Я знала, что многое он мне недоговаривает. Что ведет двойную игру. Что родителям он сказал, что порвал отношения со мной, между тем наши встречи продолжались. И все потому, что я дико не хотела его терять. Хотя признавала, что это неизбежно. Я не хотела упускать напрасно ни единой минуты, проведенной с ним. А в свободное время не расставалась с томиком творений Ивана Ильина. Помню, как на меня повлияли его размышления. «Мыльный пузырь». О том, что есть в жизни незабываемо-прекрасные мгновения, как перламутрово-радужная оболочка мыльного пузыря. Мгновения очень короткие, но которые делают каждую секунду нашей жизни неповторимой. Я делилась с Сережкой своими открытиями, и он тоже заинтересовался этой, как он ее назвал, «теорией мыльного пузыря».

http://pravmir.ru/mne-bylo-chto-teryat/

Безвестный же русский живописец, которому, видимо, эта гравюра попалась на глаза, в свою очередь, предпринял " обратный перевод " сюжета: снабдил фигуру Спасителя благочестивыми, на его взгляд, одеждами, заменил ангелочков аллегорическими изображениями евангелистов и убрал следы крестных ран с тела Богочеловека. То есть о прямой цитате говорить тут не ­приходится, но сюжетное заимствование налицо со всей очевидностью». Второй раздел выставки посвящен персонификации смерти. Здесь преобладают собирательные образы мертвеца и скелета, получи­вшие распространение в западном искусстве после выкосившей треть европейского населения эпидемии чумы 1348—1350 годов, а также фигур из традиционной восточной иконографии Апокалипсиса, вооруженных трезубцем, пищалью или косой. Но подлинные жемчужины здесь представила Государственная Третьяковская галерея. Это две работы из так называ­емого псевдоушаковского ряда — талантливые подделки под стиль и приемы знаменитого царского изографа Оружейной палаты. «Речь идет не о моленных образах, а о малоизвестных на Руси живописных притчах, — замечает Светлана Липатова. — Первая повествует о египетском царе Птолемее Филадельфе — монархе просвещенном и неизменно державшем на своем столе человеческий череп, как сказано в подписи, " дабы с фортуною сего света не возвышал и за бессмертного себя не почитал " . Более того, продолжает автор развернутого текстового комментария, царь еще и специально приказал слуге приходить к нему и ежедневно обо всем этом напоминать: " Познай, царю, чья сия голова по смерти и будет такова твоя " . Аккомпанирует этой работе пример противоположного, недальновидного отношения к бренности человеческого бытия. " Смертный человек, бойся того, кто над тобой " , — обращается к зрителю автор, изобразивший богатого вельможу, который упрямо не замечает ни подставки под собственными ногами в виде гробовой крышки, ни притаившейся буквально за спиной смерти». Современные иконы из собрания Валаамского монастыря Где: Собрание мастеров Гильдии храмоздателей (2-я ул.

http://e-vestnik.ru/culture/zimnie_vysta...

Помимо духовных уз, святителя Игнатия и С. И. Снессореву связывали литературные занятия, поэтому публикуемые письма имеют большое значение и для характеристики деятельности Святителя как русского духовного писателя [ 1530 ]. На протяжении всего времени их знакомства, до последних дней земной жизни Преосвященного Игнатия, София Ивановна была деятельной помощницей в публикации и издании его сочинений. У нас нет точных сведений о том, когда произошла первая встреча Снессоревой с архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием. Знакомство их могло состояться в конце 1845 г. Именно в это время София Ивановна, страдавшая тяжелым недугом, приезжает из Астрахани в Петербург, чтобы определить своего сына в учебное заведение и, тем самым устроить судьбу мальчика, так как на свое выздоровление она почти не надеялась [ 1531 ]. Помощь и утешение она находит в Сергиевой пустыни, к этому времени уже значительно обновленной неустанными трудами архимандрита Игнатия: София Ивановна становится его духовным чадом. Самое раннее из опубликованных писем архимандрита к С. И. Снессоревой (письмо от 9 мая 1846 г. — свидетельствует, что к этому времени между ними уже сложились близкие, доверительные отношения. Возможно, желая поддержать и ободрить Софию Ивановну, Игнатий обращается к ее литературному опыту (Снессорева занималась переводами уже с 1837 г. [ 1532 ]) и знакомит со своими сочинениями, в частности с «Валаамским монастырем». Это произведение Святителя, написанное под впечатлением от его продолжительной служебной командировки на Валаам [ 1533 ], было первым, предназначавшимся для печати. Письмо, кроме того, говорит о начале нового этапа в биографии будущего Святителя: он подошел к 40-летнему рубежу своей жизни, достижение которого считал необходимым условием для начала публикации написанных им произведений [ 1534 ]. Через посредничество Софии Ивановны архимандрит Игнатий ищет возможности публикации своих произведений в популярном журнале О. И. Сенковского «Библиотека для чтения» [ 1535 ]. Он также интересуется известного редактора о литературной стороне предлагаемого для печати «Валаамского монастыря».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Поющий Валаам (онлайн-трансляция) Третий Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения «Просветитель» в прямом эфире 29 июля, 2017 Третий Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения «Просветитель» в прямом эфире Хор Валаамского монастыря, ансамбль «Сирин», Дивна Любоевич и хор «Мелоди», Николас Карагиоргис, иеродиакон Герман (Рябцев) и другие звезды православного пения – прямо сейчас. Смотрите в прямом эфире Третий Международный Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения «Просветитель» . Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Расписание трансляций:     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 ноября, 2014 19 декабря, 2014 2 мая, 2016 10 октября, 2023 23 июля, 2021 25 июня, 2021 22 марта, 2021 16 июля, 2020 21 октября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/poyushhiy-valaam-onlay...

Издание Валаамского монастыря. СПб., 1894. Изд. на англ. яз. – Pierce, Richard A. (ed.) The Russian Orthodox religious mission in America, 1794–1837 with materials Concerning the Life and Works of the Monk German and Ethnographic Notes by the Hieromonk Gedeon. Tr. by Colin Bearn. Kingston, 1978. В данной работе мы используем подлинное архивное дело «По предложениям иеромонаха Гедеона...», сохранившееся в Российском Государственном историческом архиве в Санкт- Петербурге. РГИА. Фонд 796 (Канцелярия Святейшего Синода), опись 90, 273, 1803–1809. 73 Присадский А. К истории православной церкви в Америке. 200-летие открытия Аляски. Издание Русского исторического общества в Америке под председательством М.Д.Седых. Сан-Франциско, 1943, р. 77. 74 Архив Русского Географического общества. СПб., фонд 1–1848 год, опись 1, 2: Разного содержания. Листы 100–100 оборот. Подлинник, подпись Епископа Иннокентия – автограф. Документ публикуется впервые. 84 Архив Русского Географического общества. Фонд 1–1857, опись 1, 10: О доставлении Иннокентием Архиепископом Камчатским 150 р. в пользу Общества по высылке ему Вестника, а также приглашения его принять на себя звание Действительного члена Общества. 23 февраля –29 марта 1857 года. Лист 1 оборот. Публикуется впервые. 87 Pierce, Richard A. (ed.) Notes on the Islands of the Unalashka District by Ivan Veniaminov. Tr. by Lydia T. Black and R.H.Geoghegan, ed. with an introduction by Richard A. Pierce. Kingston, Ontario, 1984: VI-iXII. Smith, Barbara S. Russian Orthodoxy in Alaska: a history, inventory and analysis of the church archives in Alaska with an annotated bibliography. Published for the Alaska historical commission. 1980, р. 5. 88 О Вениаминове, его трудах и истории Русской Православной церкви на Аляске см.: Garrett, Paul D. Saint Innocent, Apostole to America. St. Vladimir’s Seminary Press. Crestwood, NY, 1979; Garrett, Paul D. St. Innocent and the Mission on the Nushagak River. Orthodox Alaska, VIII, 2, 1979: р. 13–1; (Afonksy), Gregory.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но большая часть памятников сейчас на балансе музея. Правда, и создан он был раньше (в 1967 г.), чем возродилась монашеская жизнь в обители (1990 г.). Соответственно и проблемами реставрации музей стал заниматься почти с самого начала восстановления комплекса. Музей даже функции по охране выполнял – до 1993 года. Потом законодательство изменилось, и с тех пор никакой охраны там нет. Не смотря на то, что решением генеральной ассамблеи ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 года историко-культурный ансамбль Соловецких островов включен в список памятников всемирного наследия, на его территории действуют те же нормативные и законодательные документы, которые распространяются на любое поселение РФ. Без охраны Соловки погибнут. Это уже всем очевидно: и монастырю, и музею, и местной администрации. Ведь основным источником доходов местного населения стал в последнее время туризм. Сезон длится всего три летних месяца: какое уж тут бережное и уважительное отношение, когда надо успеть заработать. Соловчане берут за постой по 800 рублей в день. Раньше люди приезжали и жили на теплоходах. Сейчас обустроено 6 гостиниц, из них 5 частных – и никаких очистных сооружений. По статистике в прошлом году на Соловках побывало около 40 тысяч гостей. Дороги не выдерживают наплыва туристов, загрязняются источники, леса.... Весьма поучительно тут вспомнить историю Нового Валаамамонастыря, созданного в Финляндии перебравшимися туда монахами с Валаамского архипелага, когда после окончания войны между СССР и Финляндией острова перешли Советскому Союзу. Переселенцы постарались воссоздать все, как на было на Родине. Так вот теперь там у них все как у нас – но никакой проблемы с охраной ландшафта!.. Почему? Наверное, потому что законов побольше и амбиций поменьше. По убеждению Сергея Житенёва, решение этой проблемы нужно доверить научным экспертам: " К их мнению должны быть пристегнуты государственные законодательные ремни, которые бы регулировали ситуацию. Как только все передается людям, живущим на этой земле – всегда война, конфликт. Мы будем развивать идеи, когда во главу угла ставится вопрос сохранения уникальных территорий, традиций, наследия. Соотнесение всех интересов с точки зрения таких приоритетов – главная наша задача. Если превалирует что-то другое – вся деятельность лишается смысла. Сегодня очень изменилось правовое поле, изменились экономические отношения, но те выводы, которые сделали наши экономисты в ходе экспедиции – это очень серьезные выводы, их актуальность до сих пор сохраняется... "

http://religare.ru/2_58433.html

Иеромонах Порфирий (в миру Петр Левашов) родился в 1797 г. Он был сыном священника, отличался выдающимися способностями. В 1816 году окончил курс Оренбургской семинарии и в ту же семинарию был определен учителем. Через два года возведен в сан священника. В 1810 г. он протоиереем был переведен в г. Бузулук, где был благочинным и цензором проповедей. Все свои доходы о. Петр раздавал бедным и сам терпел крайнюю нужду: каждый месяц оставался должен 20 – 50 руб. и, как говорят, не мог свести концы с концами. Но во всем уповал на Бога, Который не оставлял его в нуждах. Однажды ему нужны были деньги, но он не стал ни у кого просить. Однако любящие его граждане сами собрали ему 1000 руб. и просили их принять на расходы. Любя правду и прямоту, скорбя за все, что нарушает нравственные законы в человеке, в обществе и государстве, отец Петр особенно возмущался откупной продажей спиртных напитков, которая в сороковых годах XIX столетия действовала в полной силе. Откупщики или спаивали народ дешевой водкой, или преследовали желающих купить водку на стороне за более дешевую цену. Оттого немало было столкновений, побоищ и убийств. Протоиерей Левашов, готовый душу свою положить за други своя, ради общего блага, решился действовать против откупной системы. Но отменить откуп мог только государь. Печальник о благе народа долго боролся между желанием пресечь отечественное горе и опасностью оскорбить своего монарха. Первое желание превозмогло. В 1848 году, во всеподданнейшем прошении императору Николаю I протоиерей Левашов в ярких красках изобразил все бедствия народа и просил отменить откупную систему. Вместе с тем, в органах государственного правления предлагал оставить неправые пути и следовать во всем закону Господню. За резкие выражения в прошении его сослали на Валаам, как человека, который взялся не за свое дело и одержим манией все представлять в самом мрачном виде. Настоятелю Валаамского монастыря предписали устранять Левашова от общения с посторонними и не дозволять вести переписку без ведома начальства. На Валааме о. Петр был помещен в скиту Всех Святых. Сначала к нему относились очень подозрительно, все сторонились его, о нем пронесся «всяк зол глагол». Тут его не поняли. Одни считали его прельщенным, другие мятежником. В слезах его видели хитрость, в мольбах – притворство. За это время о. Петру пришлось много вытерпеть. Одно утешение он находил в молитве. Пресвятую Деву Богородицу перед Иконой «Всех скорбящих радосте» он молил:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Хлебопашество на Валааме незначительно. Сено же и огородные овощи родятся в изобилии. Яблони, вишни, простые и шпанские, крыжовник, калина и смородина в монастырских садах весьма плодовиты. Из ягод в лесах растёт красная малина, черная смородина, брусника, клюква, земляника, черника и другие. Грибов, кроме белых, груздей и рыжиков, насчитывается более 10 сортов. Хищных зверей на Валаамских островах нет. В лесах водятся только зайцы, белки, лисицы и олени. Олени людей не дичатся. Из пресмыкающихся на монастырских островах встречаются небольшие змеи, ужи и ящерицы. Постоянные на Валааме птицы: ворон, ворона, дятел, синица и воробей. Из перелётных летом живут две или три пары орлов, журавли, филины, ястреба, кукушки, гагары, чайки, утки, соловьи, горлицы, дрозды, скворцы, жаворонки, чижи, щеглы, зяблики, малиновки, снегири и др. мелкие птицы. Климат Валаама умеренный, но непостоянный. Весна начинается с половины апреля, лето–с половины июня. Самые сильные жары бывают в половине июля. Во второй половине августа на Ладожском озере начинаются бури и воздух становится похожим более на осенний, нежели на летний. Зима обыкновенно начинается в ноябре. Прочный зимний путь по озеру становится только в последних числах января, а иногда в половине февраля и даже ещё позже. Обыкновенно воды валаамские сбрасывают ледяной покров свой в начале мая месяца, сообщение же по воде между Валаамом и берегами озера открывается около половины мая. Но разбитые массы льда встречаются на озере даже в первых числах июня. На монастырских островах растёт лес преимущественно хвойный: сосна и ель; довольно березы, ольхи, осины, рябины, черемухи, есть клены; много можжевельнику; встречается калина и жимолость. Лес растёт медленно. Искусственно разведены дубы, липы, кедры, каштаны, пихта, лиственница, лесной орех, тополь серебристый и бальзамический, вяз. Строевого леса на монастырских островах почти вовсе нет. Рыба ловится в разное время следующих сортов: лосось, палья ямная и кряжевая, язь, харьюс, налим, щука, окунь, плотва, ёрш, корюшка, ряпушка, сиг нескольких пород, лучший– „сиг валаамка“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010