В Великую Среду поется особенная стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Автор этой дивной стихиры —  преподобная инокиня Кассия — святая IX века , единственная женщина-гимнограф. «Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Хор Валаамского монастыря. Скачать Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость Перевод: Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.) Преподобная Кассия В этот же день в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Се Жених грядет в полунощи. Хор Валаамского монастыря. Скачать Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-tolkova...

Законы мыслились внутренним стержнем государства и связывались с полубожественным, культурным героем древности и основателем Вечного города – Ромулом. Закон, столь важный для бытия греко-римской цивилизации, получал божественное происхождение, поскольку его источником становились священные события древности, происходившие по воле богов. Мифология оправдывала и экспансионный характер развития римского государства, при этом расширение влияния касалось не только территорий, но и культурных и религиозных сфер. Это доказывает история с сабинянами, приведшая к союзу двух народов с единым государством и общей религией. Впоследствии усвоение римским культом новых божеств, отождествление их с римскими получило характер нормы. Готовность к восприятию новых религиозных символов, идей и образов наряду с философскими учениями послужила приуготовительным средством для принятия греко-римским миром христианского благовестия. Литература: 1 . Дионисий Галикарнасский. Римские древности. М.: Рубежи XXI век, 2005. 2 . Зелинский Ф.Ф. История античных религий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 3 . Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. T. II. Гл. Римляне. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 4 . Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. М.: Правда, 1994. 5 . Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977. 6 . Тит Ливий. История Рима от основания города: в 3 т. Т. I, II. М.: Наука, 1989–1993. 7 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. II. М.: Академический проект, 2008. 634 Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссея. T. II. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 635 Ср. с ритуалом ашвамедха; см. гл. XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад. 637 Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном – финикийской колонией. Пунами (poeni) древние римляне называли жителей Карфагена. Истории известны три Пунические войны: последняя завершилась в 146 г. до н. э. полным разрушением Карфагена.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

„Отец казначей! „Вчера, 10 мая, Вы служили, по просьбе моей, молебен святым угодникам преподобным Сергию и Герману о здравии семьи моей. „Молебен начался между часом и двумя пополудни. Господу было угодно, чтобы именно в этот самый час, когда я, недостойный, осмеливался прибегнуть к Нему с моею молитвой о житейском и земном–страшный пожар охватил ту местность, куда мы переехали не задолго на лето, и где я вчера оставил семью мою часа за полтора до пожара, отправляясь в часовню Валаамского монастыря. Переехали мы в Лесной, по Старопарголовскому проспекту. На этой улице и смежной с нею сгорело вчера, как говорят, более сорока домов. Пожар продолжался не долго, не более трёх, четырёх часов, так что когда я около шести часов пополудни вернулся домой, то уже дымилось и тлело только пожарище, но огонь потерял свою силу. Сгоревшие дома окружали тот дом, где помещалась семья моя. Дом этот деревянный, находился в самой середине пожара, горело со всех сторон его. Какова была сила огня–можно судить уже по тому, что в такой короткий срок уничтожено пламенем столько строений“. „От страшного жару загоралась мебель, вынесенная на улицу, тут же на улице и обращалась в пепел. Много деревьев превратилось в обугленные пни. Горела мебель, сложенная на возы. Ветром пламя несло на нашу дачу, т. е. дом, который мы занимаем. Жена моя, взяв на грудь крест с мощами, стала обходить дом. Крест этот–святыня, перешедшая ко мне от предков. И по мере того, как св. мощи были несены вокруг дома, пламя соседних домов поворачивало назад, поворачивало именно от того места, где были пронесены св. мощи“. „Когда сегодня я обошёл все еще тлеющее пожарище, то понял, в какой опасности находился наш дом. Кругом него разливалось вчера море пламени. С одной стороны весь небольшой садик нашей дачи покрыт летевшими вчера угольями, теперь потухшими. С другой стороны примыкавший к надворным её строениям забор– сгорел именно до того места, где он вскоре должен был соприкасаться с кладом сена или соломы, которая–пройди огонь еще два-три аршина –непременно загорелась бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Похоронен ли шведский король на Валааме? Испокон веков военные походы шведских викингов на Русь через Приладожье сопровождались разорением и убийством местных жителей. С тех пор как в Х веке (согласно одной из версий) остров Валаам приютил первых русских монахов, соседство с беспокойными норманнами стало для них серьезным испытанием на долгие столетия. 1 Как шведский король стал валаамским схимником Согласно старинному монастырскому преданию, в 70-х годах XIV века очередная сокрушительная буря на Ладожском озере не пощадила целую шведскую флотилию. Шторм выбросил на каменистый берег Валаамского острова единственного выжившего человека. Его нашли русские монахи Спасо-Преображенского монастыря. Кораблекрушение и спасение монахами. Лицевой летописный свод Каково же было их изумление, когда спасшийся чужеземец представился шведским королем Магнусом II Смеком. Свидетельство игумена Валаамского монастыря Назария, данное в 1791 году графу А.И. Мусину-Пушкину, гласит: «Объявляем Вам, что погребен в 1374 году Шведский король именем Магнуш, во святом крещении Григорий. Жития его было в сей обители в живых 3 дня. При сем по желанию ево пострижли в схиму, таким образом и скончал жизнь свою». Все эти события увековечены на каменной надгробной плите его могилы, фрагмент которой сохранился до наших дней. Сама могила утеряна. Кроме того, валаамское предание о духовном преображении шведского монарха подтверждено его рукописным завещанием, зафиксированным в одной из летописей новгородского происхождения. Начинается оно следующими словами: «Се аз Магнуш король Свейский нареченный в святом крещении Григорием отходя сего свету пишу рукописание при своем животе а приказываю своим детям и своей братии и всей земле Свейской: не поступайте на Русь на крестном целовании занеже нам не пособляется…» Впрочем, историки сомневаются в подлинности этого «рукописания», поскольку не все указанные там сведения с точки зрения современной науки соответствуют действительности. К тому же, согласно самой распространенной версии, король Магнус погиб в Норвегии, хотя другие источники позволяют считать местом его смерти Швецию, а третьи — Финляндию. В любом случае, нигде, кроме Валаама, могилы шведского монарха не было найдено.

http://sever.foma.ru/pohoronen-li-shveds...

Кравец ушёл в «Литературную учёбу», заведующим отделом классической литературы. Бум тогда журнал переживал огромный - на страницах его появились имена Лосева, Розанова, Соловьёва, курс церковно-славянского языка, новые переводы «Евангелий» - Победоносцева, отца Леонида Лутковского. Должность та была номенклатурной, а потому требовалось утверждение кандидатуры в ЦК. Кравец же не был ни комсомольцем, ни коммунистом. Простодушная секретарь редакции, когда ей позвонили из отдела пропаганды ЦК и сказали, что Кравец должен явиться на приём к Владимиру Константиновичу Егорову, наивно сказала, что он не сможет придти, так как в это время он венчается. Это произвело такое впечатление, что Егоров подписал указ о назначении без соискателя. Вот такой вышел казус. Спустя пятнадцать лет, когда уже вовсю издавалась «Православная энциклопедия», они встретились (в это время Егоров был министром культуры и очень помогал Кравцу с изданием) и вспомнили этот комичный случай. Тот мой приказ, смеялся министр, был вам свадебным подарком. Мал золотник да дорог Наступили 90-е годы. Жить в стране стало очень тяжело. Как прокормить семью на двести пятьдесят рублей? Арсений Владимирович Гулыга добился для Кравца Гумбольтовской стипендии в Германии. Это была огромная сумма в восемь тысяч марок. В течение трёх лет молодой учёный должен был заниматься разбором немецкого архива философа Франка, а жена - преподавать историю, церковно-славянский язык в местном университете. Уезжать, конечно, не хотелось. С трудом представляли себе жизнь на чужбине. Где родился - там и сгодился. Но время было жестокое, а на руках дети. Супруги почти упаковали чемоданы и поехали за прощальным благословением в Лавру к самому близкому другу, внуку философа Флоренского, - иеромонаху Андронику (Трубачёву), которого только что назначили наместником Валаамского монастыря. - Уезжать никуда не надо, - сказал он Кравцу, - мы столько лет мечтали издавать научно-религиозную литературу, сейчас появилась такая возможность. Указом Патриарха Алексия второго создано научное издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Есть с чем идти на исповедь. Да, очень саднит. Сергей Леонидович, а вот, если продолжить эту тему, как вы для себя разрешили вопрос Алеши Карамазова, который говорил, что, когда Христос говорит «раздай всё, иди за мной, я не могу дать только часть и ходить к обедне раз в неделю»? Вот пришлось ли вам разрешать этот выбор в своей жизни? Нет, вот такого выбора у меня не было. У нас в семье был один переломный случай, это 91-й год, когда силами моих российских учителей — там Арсений Владимирович Гулыга, Аза Алибековна Тахо-Годи… В Германию вас должны были отправить. Да. На исследовательскую работу. И там ну все постарались, и наши немецкие коллеги очень сильно постарались, даже жене нашли работу в Мюнхенском университете. И мы, собственно, уже готовились уезжать. То есть из нищей на тот момент России, чтобы было понятно, может быть, тем, кто не помнит это время, вы должны были попасть в обеспеченную Германию… С обеспеченной работой… Интеллектуальной причем, которая вам нравилась. Да, я должен был разбирать архив Франка и писать работу по Франку. И собственно, мы поехали к нашим друзьям в Сергиев Посад. Вот… они были рады за нас. Но мы как-то вот посмотрели им в глаза — и поняли, что надо оставаться и никуда не ехать. Но история, ваши биографические интервью и тексты, которые я читал, готовясь к нашей встрече, говорят, что вы остались, потому что на этой встрече фактически родилось издательство Валаамского монастыря. Из-за этого вы все-таки остались. Я бы сказал, это было… вот, в одной встрече это было два события. Первое событие… То есть когда мы начали обсуждать с покойным игуменом Андроником (Трубачевым) создание издательства Валаамского монастыря или издательского отдела тогда, вот в этот момент было ясно, что мы не поедем. Потому что иначе что обсуждать. То есть как бы вот эта встреча состояла из двух частей. Из первой части — вот этого перелома. А вторая часть: ну, уж если так, то давай посмотрим, что мы будем делать. А как… Об этом я видел, так сказать, это я видел, и читал об этом. А вот, нигде не нашел ответ на вопрос, а как отнеслась Аза Алибековна, как отнесся Гулыга к тому, что вы сказали: спасибо…

http://foma.ru/25-millionov-v-god-iz-nih...

«Беспоповщина имела главным своим рассадником Данилов и Лексу, слывущие в народе до сих пор под названием монастырей, где покоятся кости основателей ее; оттуда, как из центра, пропаганда ее развилась в окрестности и достигла в России обширных размеров. Эти то места должны быть теперь средоточием духовно-нравственных мер, которые бы положили начало радикальному изменению убеждений здешнего края, проникнутого суеверием и предрассудками, укоренению которых способствовала дикая и трудно-проходимая местность». По мысли означенного совещательного комитета, предполагалось здесь сосредоточить миссию для уездов Повенецкаго и северо- западной части Петрозаводскаго и открыть школу для детей иногородних приходов. «Главная сторона и значение монастыря», писал преосв. Аркадий в св. Синод, от 4 октября 1860 г. за 5296, «кроме ежедневного богослужения, должна заключаться в миссионерстве и в обучении детей грамоте, дабы монахи его, ближе ознакомившись с характером окрестной страны и ее жителей, могли с большой пользой действовать в отвращении зла, происходящего от раскола, так как круг действий их должен простираться на весь Повенецкий уезд и с.-з. частъ Петрозаводского; а это будет иметь влияние и на пограничных жителей Финляндии и Архангельской губернии, также зараженных одним духом беспоповщины. Учрежденная же школа укореняла бы в поселянских детях с юных лет их влечение к православию; при этом предположено бедным ученикам давать помещение и стол от монастыря, как водилось у раскольников». – Монашествующих предположено было пригласить из Валаамского и Соловецкого монастырей и Саровской пустыни вполне нравственных и благочестивых. Сверх этого ежегодного отпуска (3,185 р.) на содержание монастыря, на основании Высочайше утвержденного в 12 день мая 1859 г. журнала главного комитета по крест. делу, испрашивался отпуск соразмерного количества денег на наем 25 служителей по классу монастыря, вместо служителей из государственных крестьян, с тем, чтобы, согласно Высочайше утвержденным 1 января 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

В дальнейшем ввели уголовное наказание за «паразитический образ жизни», за тунеядство, за бродяжничество (ст.ст. 198 и 209 УК РСФСР), но это проблемы не решило - вроде бы определялся социальный статус - «осужденный уголовник», но от этого руки и ноги не вырастали. Многие же из таких беспомощных калек в первые два-три года после войны (к радости большевицких властей) просто умерли от болезней, а то и голода. Но умерли не все сразу, а оставшиеся в живых требовали лечения и содержания. Эти «винтики» (как любил говорить Вождь народов) своё дело сделали, они уже больше не принесут пользы для дела строительства социализма, а лишь мешают. Вот только куда их убрать, чтобы никто не видел этих безруких и безногих, всегда хотящих есть калек, ведь их многие тысячи! И осенило: спрятать их на дальних поселениях, в том числе на далеком острове Валаам в Ладожском озере и в других обителях, пустующих после изгнания из них большевиками монахов и клира (Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком...), не пуская к ним туристов, журналистов и прочих любопытствующих. И, конечно, попиков: нет, нельзя, и всё! И были эти калеки без права переписки, без возможности получить духовное окормление, без возможности вернуться. А чтобы кто-то там не подумал, что такое может быть в отношении героев войны, организовать туристические поездки на пароходе, на тот же Валаам, но туристов дальше прибрежной зоны около пристани не пускать и занимать их экскурсиями с рассказами о героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны. И никаких, там, разговоров про инвалидов-калек! Всё это, вне сомнения, было проявление позорного двуличия большевизма, которое скрывало полноту страданий инвалидов. И вот в 1950 году на островах Валаамского архипелага в бывших кельях и скитах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, был организован Дом инвалидов войны, он просуществовал до 1984 года. Геннадий Добров. «Неизвестный» Самый тяжелый контингент этого интерната составляли многочисленные, как их здесь звали, «Самовары» - фронтовики, потерявшие и руки, и ноги («самовар» потому, что при теле был только «краник»).

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Вот как переплелись более ста лет тому назад духовные нити, связывающие три знаменитых обители – Саров, Валаам и Оптину. Духовное влияние питомца Саровской обители, а также и суровая, северная природа Валаама, островное его положение и отрезанность от остального мира содействовали развитию в нем сурового подвижничества и его не напрасно называют русским Афоном. На его островах процвели все виды монашеского жительства – и тяжкий подвиг пустынножительства и отшельничества среди лесов и скал отдельных островов, с принятием на себя самых трудных и суровых видов подвижничества, постничества, молчальничества и др.; и средний путь скитского жительства, под сенью небольших деревянных и каменных благолепных храмов, воздвигнутых в разных местах Валаамского архипелага, и, наконец, огромное общежительное братство на главном острове. Нужно однако сказать, что на Валааме, при всей суровости внешнего подвижничества, создавшего его славу в православном мире, не было оставлено без внимания и внутреннее духовное делание, прочное основание которому было положено старцем Назарием. Проживавшие на Валааме, в Большом скиту, ученики старца Паисия, несмотря на кратковременность своего пребывания в обители, также оставили свой след и имели учеников. Делание Иисусовой молитвы, изучение аскетических писаний святых отцов, келейные выписки из их творений – никогда не прекращались на Валааме. В огромной библиотеке Валаамского монастыря имеется большой рукописный отдел, состоящий из дневников и келейных выписок из святоотеческих книг, оставшихся после скончавшихся валаамских иноков. Этот материал еще не достаточно изучен. Было на Валааме всегда и старчество, хотя и в ином виде, чем в Оптиной пустыни. Из валаамских подвижников, делателей Иисусовой молитвы и старцев, я хочу остановить ваше внимание лишь на старце-слепце, схимонахе Агапите, потому что о нем у меня имеется больше письменных сведений, чем о других. Около него группировался кружок деятелей Иисусовой молитвы. Между ним, епископом Феофаном Затворником и духовником Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре, а впоследствии игуменом Зосимовой пустыни Германом, шла оживленная переписка о делании Иисусовой молитвы. Это дает возможность точно изложить его наставления об Иисусовой молитве и об умном делании. Отличительными чертами его наставлений являются простота и сердечная умиленность. Прежде всего приведу составленную им и его сотрудниками записку: «О молитве Иисусовой, словесно, умно и сердечно совершаемой», просмотренную и исправленную епископом Феофаном, что придает ей особенное значение. Вот эта записка:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Везде, где бы мы ни были, соединение со Христом требует от нас огромного напряжения сил. Но в ответ на это Господь дает Свою благодать, дает нам удивительные прозрения, понимание очень многого, понимание смысла исторического процесса, понимание тайны борьбы добра со злом, понимание того, что есть истина. Именно в монашестве, через созерцание и молитву, через реальный духовный подвиг и обретается эта сила. Почему мы говорим о том, что монашество — это сила Православия? Да именно потому, что там, где молитва, подвиг и самоотречение, там и являет Господь Свою Божественную силу. Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, стремиться в первую очередь к накоплению духовной силы. У каждого есть свое послушание; у некоторых это послушание связано с общением с другими людьми — со светскими людьми, паломниками, туристами. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых», — сказал апостол Павел (1 Кор. 9, 22). Мы не можем отстраняться и не можем делать вид, что это не для нас. С каждым человеком мы должны общаться так, чтобы наш пример помогал им увидеть Христа. И даже если послушание часто отвлекает внимание от самого главного, не нужно предаваться унынию, отчаянию, как не следует и привыкать к обстоятельствам, которые тревожат совесть, но нужно сочетать молитву, подвиг и смиренное исполнение того послушания, которое возложено. Тогда и в гуще большого города, и среди толпы малоцерковных людей здесь, на Валааме, и в решении хозяйственных задач, и в решении даже каких-то местных политических вопросов, связанных с будущим Валаамского архипелага — находясь в центре обсуждения всех этих проблем, можно и нужно сохранять ту силу духа, которую обретает человек, отдавший себя Господу через обет послушания. Пусть Господь всем вам помогает. Вы нужны Церкви Русской, как и без Церкви ни одна обитель не может существовать. Россия всегда опиралась на опыт монашеских обителей, но не устояла перед соблазнами, и даже слава Валаамской обители, Оптиной пустыни и наших прославленных лавр не остановили народ от богоотступничества. Вот об этом тоже нужно задуматься. Что все это означало? Подвиги иссякли? Молитва ослабла? Или жизнь была неправедная? За что Господь наказал не либеральных безбожников и революционеров — за что Он обители наказал? Нет наказания без причины. А потому, пребывая в славе монастырской жизни, переживая радость осенения Святым Духом, всегда храните смиренномудрие, никогда не превозношайтесь над другими, никогда не считайте себя хранителями конечной истины. Во смирении простирайтесь пред Господом так, как вы простирались в момент иноческого пострига. Сердце чистое и сокрушенное Господь не уничижит.

http://patriarchia.ru/db/text/1216141.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010