Например, на нашем острове рядом с монастырем до сих пор еще живут миряне, хотя на Старом Валааме этого не было. Он был полностью монашеским островом. — Как решается вопрос с переселением мирян? — Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном. Но в то же время мы должны с любовью, по-христиански относиться к людям, живущим рядом с нами, хотя они могут быть как нашими прихожанами, так и людьми совсем других убеждений. Переселение мирян, которое происходит на протяжении всех последних 20 лет, исключительно добровольное. Если люди изъявляют желание переехать на материк, то мы с помощью государства и наших благотворителей предоставляем им благоустроенное жилье в собственность на материке, обычно в Сортавала. Это ближайший город, частью которого в административном отношении является и Валаам. В Сортавала за эти годы построено два 60-квартирных дома. Один был сдан в 2001 году, другой заселился в прошлом, в этом предстоит переселение еще нескольких семей. Всего перебралось 120 семей. Так что мирское население острова значительно сократилось по сравнению с 1993 годом, когда я приехал сюда. Тогда на Валааме проживало около 500 человек, сейчас прописано 160, но постоянно проживают 80, остальные приезжают на лето, чтобы поторговать, использовать туристический сезон. Зимой, как правило, туристов не бывает. Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке, как это нередко происходит и сейчас. — У главного Спасо-Преображенского собора обители стоит бюст Святейшему Патриарху Алексию II … — Я думаю, что современное состояние монастыря — гораздо лучший памятник Святейшему Патриарху Алексию, нашему духовному отцу, чем тот, который мы поставили около собора в дар нашей сыновней любви, уважения к почившему Патриарху. Нынешний Валаам во многом связан с трудами, благословениями и заботами Святейшего во время восстановления его любимой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1595610.ht...

Поэтому очень часто вера, зародившаяся в армии, приносит добрые плоды на гражданке. – Когда говорят о православных частях, имеют в виду части, в которых служат только воцерковленные и попадают по благословению духовника. – Знаю. Сказки все это. Есть отдельные подразделения, например рота радиотехнических войск на Валааме. Поскольку сейчас в армию призывают по территориальному признаку (поближе к дому), туда часто попадают послушники и трудники из находящегося рядом Валаамского монастыря. Но и там больше половины солдат из других мест. Другое дело, что ребята из монастыря более сплоченные, часто определяют моральный климат в подразделении, многие начинают подтягиваться к ним. Части же, в которых служат только воцерковленные люди, – миф, воцерковленными и придуманный. То есть многие действительно думают, что такие части есть, ко мне не раз приходили с просьбой устроить туда призывников: мамочки просят за сыновей, батюшки – за духовных чад. За этими " благочестивыми " просьбами скрывается желание устроить маменькиного сынка на теплое местечко, где солдат, вместо того чтобы убирать территорию или заниматься боевой подготовкой, будет с утра до вечера петь акафисты. Слава Богу, таких частей нет и, надеюсь, не будет. Иначе придется создавать и мусульманские части, и буддистские. Абсурд! Задача Церкви не разделять общество – а объединять его. И то, что мы проповедуем военнослужащим, как раз сплачивает воинские коллективы. Хотя это не наша задача, а офицеров – психологов и воспитателей, но и священник, окормляющий часть, косвенно способствует тому, что люди начинают осмысленнее относиться и к своей душе, и к собственному мировоззрению, внимательнее и уважительнее – к мировоззрению других. – Часто ли вам приходится общаться с присутствующими в армии служителями других религий? – Регулярно на сборах военного духовенства встречаемся с ламами, раввинами, муллами. На мой взгляд, верующие, даже если они исповедуют разные религии, всегда скорее поймут друг друга, чем верующий и безбожник.

http://religare.ru/2_92728.html

Чтобы добиться искренности, Мирошниченко приходилось использовать и всякие хитрости. Например, он мог на глазах у героя и всей съемочной группы так разругать свою дочь Машу, ассистировавшую на съемках, что все проникались к ней сочувствием и кидались защищать от режиссера-деспота. Вечером герой рассказывал Маше, своей сверстнице, всю жизнь, чтобы показать свое участие и утешить. Дочь передавала отцу, о чем можно спросить. Так удавалось обнаружить разные важные моменты в жизни ребят. «Только не уверен, смогла ли дочь меня простить до конца за эти сцены, – прибавляет режиссер. – Профессия режиссера – очень грешная, тем более документального кино. В игровом кино режиссер работает с профессиональными лицедеями, которые за издевательство над собой получают зарплату. В документальном кино ты берешь живого человека… Конечно, я обсуждаю проблемы, связанные с профессией, со своими духовниками. С игуменом Кириллом из Новодевичьего монастыря, с отцом Валерианом Кречетовым (у него я и сам крестился и обеих дочерей крестил), с отцом Савватием из Валаамского монастыря (он выдающийся фотограф, очень серьезный мыслитель). На что-то священники благословляют, от чего-то предостерегают. Не разрешают или запрещают, а предоставляют право самому принимать решение. А судить будет Бог». Может быть, в жизни есть другой масштаб? В прошлом году на Московском фестивале показывали очередной фильм автора идеи Майкла Аптеда «49up». В сравнении с фильмом Мирошниченко картина живого классика выглядела значительно тусклее. Возможно, дело в том, что жизнь англичан более камерная, чем жизнь рожденных в СССР. Женился, развелся, опять женился. Большинство живут неподалеку от того места, где родились. Другое дело у нас. Огромная страна развалилась и исчезла с карты мира, героев Мирошниченко разметало по всему свету. И даже у тех, кто остался на родине, разлом от развала империи прошел по дому, по семье, по мировоззрению.  Фонтан «Дружба народов» на ВВЦ в Москве – символ советской эпохи. Построен в 1954 году под руководством архитекторов К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновского. Объем чаши – около 4 тысяч кубометров, количество струйных насадок – более 2 тысяч (фото Вячеслава Лагуткина) В фильме постоянно возникает чуть назойливый, застывший на мелодраматической высоте мотив, который прошивает разрозненные и непохожие судьбы. Музыка молодого композитора Андрея Дойникова похожа на потерянное воспоминание. Как будто вот-вот всплывет в памяти что-то такое, что все объяснит. В конце фильма герои прощаются и оставляют послания для своих сверстников и для своих внуков. Точно пытаются выразить эту музыку, которую сами не слышат. «Не превращайтесь в роботов», – желает сверстникам одна из героинь. «Играйте в футбол. А не с автоматами», – говорит похожий на робота израильский спецназовец.

http://pravoslavie.ru/36777.html

Монахи в шутку решили, что трех праздников «Спаса» мало и нужен еще один – «Ананасовый Спас» 14 сентября. ПРАВМИР. Монахи Валаамского монастыря вырастили в своей теплице несколько ананасов. Нынешний урожай в два раза больше прошлогоднего – в теплице на «Северном Афоне» выросло целых четыре экзотических фрукта. Монахи Валаама не исключают, что через несколько лет у них будет уже целая ананасовая плантация и шутят, что теперь им к трем праздникам «Спаса» нужен еще один – «Ананасовый Спас». «…Есть еще столько экзотических фруктов: манго, папайя, авокадо, маракуйя, бананы – возможное выращивание которых на «Северном Афоне» может стать чем-то особенным и конечно же будет всем в большое утешение», – пишет пресс-служба монастыря. Две теплицы, площадью 250 кв. метров каждая, появились в Верхнем саду Валаама в 2012 году. Монахи выращивают там огурцы, помидоры и зелень. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 июля, 2006 17 сентября, 2009 12 июля, 2010 23 июля, 2021 25 июня, 2021 22 марта, 2021 16 июля, 2020 21 октября, 2019 25 августа, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/bratiya-valaama-sobral...

– P. Patrologiae Lalinae Cursus Completus. V. 61. Paris, 1861. P. 471 – 483; V. 94. P. 789 – 798. Paris, 18C2; тексты анонимного «Жития св. Катберта» и жития Беды цитируются по изданию: Two lives of St. Cuthbert/Ed. by B.Colgrave. Cambridge, 1985. 248 Bullough D.A. Hagiography as patriotism: Alcuin " " s «York poem» and the early Nor Humbrian «vitae sanctorum»//Hagiograficä cultures et societes IV-e – XII-e siecles. Paris, 1981. P. 343. 252 Rosenthal J.T. Bedé " s life of Cuthbert: Preparatory to the Ecclesiastical History//Catholic Historical Review 68. P. 603. 253 Heffernan T.J. Sacred Biograhpy: Saints and their biographies in the Middle Ages. Oxford, 1988. P. 26. 254 Berschin W. Opus deliberatum ac perfectum: Why did the Venerable Bede write a second prose Life of St. Cuthbert?//St.Cuthbert, his cult and his community to AD 1200/Ed. G.Bonner, D.Rollason, C.Stancliffe. Woodbridgë The Boydell press, 1989. P. 100–101; Творения аввы Евагрия. М., 1994. С. 76–77, 157. 255 Bullough D.A. Hagiography as patriotism ... P. 342; Colgrave B. The Earliest life of St.Gregory, written by a Whitby monk//Cell and Saxon/Ed. N.K.Chadwick. Cambridge, 1963. P. 127. 258 Wieland G. Geminus Stilus: Studies in Anglo-Saxon Hagiography//Insular Latin Studies/Ed. M.Herren. Toronto, 1981; Godman P. The Anglo – Latin Opus Geminatum: from Aldhelm to Alcuin//Medium Aevum. 50. 1981. 2. 261 Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum/Ed. B.Colgrave, R.A.B.Myers. Oxford, 1969. L. I, XII. P. 44. 262 Henken E.R. The Welsh Saints: A study in patterned Lives. Cambridgë Cambridge Univ. Press, 1991. P. 3. 281 Древние иноческие уставы. М., изд-во Свято-Пребраженского Валаамского Монастыря, 1994. С. 646. 284 Deanesley M. The Familia at Christchurch, Canterbury, 595–832//Essays in Medieval history, presented to Tout T.F./Ed. A.G.Little, F.M.Powicke. Manchester, 1925. P. 1 – 13. 291 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

– Я стараюсь прийти к каждому больному – неважно, просит он, не просит, верующий он или просто сочувствующий вере. Прийти со словами желания причастить и призвать к покаянию. И я исповедую, общаюсь. Бывает, что обычная беседа по душам переходит в исповедь. Но очень часто я встречал ситуации, когда вместо исповеди и покаяния в своих грехах человек начинает осуждать других людей, своих родных и близких. Как только заводишь разговор, он сводится к таким вот осуждениям – я порой даже боюсь начать, чтобы больной не «скатился» вот к этому. И я был свидетелем страшной смерти женщины, которая все время только осуждала. Действительно, как говорит псалмопевец Давид, смерть грешника люта. Она очень долго агонировала, и в последние минуты пребывания здесь, с нами, она кричала, просила, чтобы от нее отошли, чтобы ее не трогали, чтобы ее не мучили окружившие ее невидимые существа, скажем так. Мы понимаем, кто это. Это очень страшно. Верующие умирают по-другому. Однажды привезли к нам в хоспис монаха Валаамского монастыря. Удивительный человек! Он спросил: «Батя, как, по-твоему, сколько мне?» А он был в крайне тяжелом состоянии. Я говорю: «Знаешь, дорогой, я думаю, надо сейчас исповедоваться и причаститься». Он всё понял. Он ушел в монашество, будучи уже взрослым человеком, в миру у него оставались взрослые дети – он тут же позвонил дочерям, они пришли, он с ними простился. Причастился и очень горячо исповедовался и в эту же ночь спокойно, мирно отошел ко Господу. Вот две смерти, и разница между ними колоссальная. Поэтому я все усилия прилагаю к тому, чтобы человек, находясь у нас в хосписе, обрел хотя бы малую веру, чтобы сделать шаг к покаянию. Причащение больного – А как обычно протекает болезнь у верующих и неверующих? – Расскажу такую «историю болезни». Эта женщина была музыкантом, долгое время преподавала, человек интеллигентный, но от веры была далека. Повторюсь еще раз: когда нет сверхцели, какой-то гиперзадачи в жизни, которая бы давала стимул жить и утешение на смертном одре, люди озлобляются очень часто.

http://pravoslavie.ru/90242.html

Я говорю о настоятеле – игумене Дамаскине. Наш путь лежал невдалеке от места его погребение и мы, путеводимые владыкой, завернули туда. В храме, около алтаря которого похоронен знаменитый игумен, служили панихиду, которую затем окончили на могиле. На могиле красуется гранитный полированный крест в 3 аршина высоты, на двойном из красного и черного Валаамского гранита пьедестале. Вокруг креста решетка. Могила содержится хорошо. Общий вид красивый. Все так чисто и опрятно. Видно, что Валаамские иноки свято чтут память своего знаменитого настоятеля... IX глава Утром 1-го июля мы в последний раз приложились к мощам Валаамских чудотворцев (напутственный и вместе благодарственный молебен был, отслужен накануне) и от души поблагодарили о. игумена за удобства и внимание, какими мы пользовались под гостеприимным кровом Валаамской обители. В полчаса седьмого утра все были уже на пристани и при громогласном стройном пении величание Валаамским угодникам, отплыли на монастырском пароходике по направлению к Сердоболю. Взоры всех паломников обращены были к тихому пристанищу труда и молитвы, которое мы оставляли. Величественная картина монастыря, залитого яркими лучами утреннего солнца, грандиозные из бурого гранита берега, то отвесные и обнаженные от всякой растительности, то несколько пологие и подчас уступами спускающиеся к воде, покрытые сплошь роскошным лесом из сосны, пихты, лиственницы, ели и березы, давали богатую пищу эстетическому чувству и заставляли долго, не отрываясь любоваться собой. Нет ничего удивительного, что в первое время разговор между пассажирами плохо вязался, в большинстве случаев слышались только отрывочные восторженные возгласы по адресу чудной панорамы острова. Масса полученных на Валааме новых необычных впечатлений наполняли и волновали душу каждого. Приходила на память строгость царящего там монастырского устава, простирающегося в некоторой степени даже на паломников (разумеем запрещение курить на острове, пить вино, выходить из гостиницы позже 10-ти часов вечера и т. п.); живо рисовались образы истощенных подвигами Физического труда, поста и молитвы престарелых схимников, их простота, граничащая подчас с детской наивностью, и их безграничная любовь к людям; вызывало изумление, необыкновенное трудолюбие монахов, сказывающееся в устройстве и отделке церквей и часовен, заведении образцовых мастерских, в обработке полей, проведении дорог, культивировке деревьев, разбивке цветников и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СВЕТ С ВОСТОКА? «БОГОСЛОВСТВОВАНИЕ» В ПЕРСПЕКТИВЕ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА После лекции, которую я недавно прочел в кампусе одного американского университета, какой-то студент, явно заинтересовавшийся ее предметом, спросил: «А есть ли у вашей деноминации общины в Калифорнии?» Вопрос застал меня врасплох, хотя я и был представлен аудитории как «восточный» христианин, а у среднего американского слушателя подобное определение вызывает ассоциации скорее с географией Америки и некоторыми фактами из истории ее конфессий. Не был ли я воспринят как «восточный» христианин в том же смысле, в каком подразумеваются «южные» баптисты? Подыскивая нужные слова, я сообразил, что чисто исторический ответ, вроде того, что «мы восточные христиане постольку, поскольку прибыли из Восточной Европы», – был бы половинчатым и недобросовестным. Разумеется, озадаченность студента говорила о недостатке исторической и географической эрудиции. Да, некогда, в эпоху Средневековья, в христианстве произошел раскол, который противопоставил латиноязычный Запад грекоязычному Востоку 1361 , однако заложенные в этом расколе богословские предпосылки были много весомее исторических обстоятельств. Говоря о «восточном», или «греческом», православии, обычно имеют в виду христианскую традицию, которая претендует на то, что она сохранила целостность апостольской веры (как подразумевает это сам термин «православие») и, несмотря на очевидные ограничения, обусловленные исторически и географически, подлинную «кафоличность». В Северную Америку эта традиция впервые пришла не с Востока (т. е. не с иммиграционной волной второй половины XIX – начала XX в.), а с Запада, когда во второй половине XVIII в. русские монахи Валаамского монастыря начали проповедь христианства среди коренных жителей Аляски. Сегодняшние православные общины, представленные на территории США повсеместно, существуют в обществе, которое по своим религиозным традициям является всецело западным. Некоторые из них и доныне сохранили свой иммигрантский облик, другие воспринимаются по языку и духовному складу как вполне американские. Православие в Америке постоянно сталкивается с вызовами присущего этой стране религиозного плюрализма, современного секуляризма, с необходимостью сохранять древнюю литургическую традицию в окружении, усвоившем пуританские и индивидуалистические формы богопочитания. Таковы лишь некоторые обстоятельства, в которых «богословствует» православный богослов, хорошо сознающий, что основная масса православных проживает ныне в странах Восточной Европы и Ближнего Востока 1362 и борется – зачастую без всякого успеха – с различными проявлениями враждебности. Источники богословия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

8.11 210. Сан начальства не причина внутреннего охлаждения. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный 8.12 211. «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22). Мы должны считать себя худейшими и последними 8.13 212. Да утвердит Господь в смиренном подчинении настоятелю 8.14 213. Без благосклонной причины не отлучайтесь из обители 8.15 214. Советую вам себя укорять, а братию умиротворять духом кротости 8.16 215. Сохраняйте благую совесть, она утешит в скорбных обстоятельствах. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится 9 Письма к монаху Иоанникию 9.10 10. 9.11 11. 9.12 12. 9.13 13. 9.14 14. 9.15 15. 9.16 16. 9.17 17. 9.18 18. 10 Письма к святителю Игнатию (Брянчанинову) 10.10 10 10.11 11 10.12 12 Предисловие В сборник вошли ранние письма старца Льва из Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни. По своему смирению, старец Макарий ставит свою подпись всегда после старца Льва. Главная цель настоящего сборника — сохраняя по возможности живой слог старца, донести до современного читателя душеспасительные и поучительные наставления, содержащиеся в письмах старца, то духоносное, что может помочь в жизни каждому христианину. Составители сочли возможным давать текст писем с купюрами. Так, например, письма не содержат слов приветствия и прощания, из писем исключены места, не имеющие отношения к духовной жизни человека. К сожалению, в ряде случаев, когда из-за плохой сохранности писем не удавалось прочесть некоторые отрывки, пришлось прибегнуть к купюрам этих мест. Однако когда смысл текста все же «угадывался», составители оставляли за собой право давать собственную расшифровку текста. Все письма имеют сквозную нумерацию, не зависящую от наличия разных лиц, которым адресованы письма старца. В начало каждого письме вынесены: — наиболее поучительные высказывания старца, которые представляют собой или собственно выдержку из письма, или выдержку, синтаксическая конструкция которой немного изменена;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Трапеза для вех общая, предлагаемая два раза в день. В определенные дни – рыбная с коровьим маслом, в прочие–постная из овощей и в дни строгого поста и говенья без масла и один раз в день. На трапезе для каждого брата ставится глиняная тарелка монастырского изделия и деревянная ложка и кладется кусок хлеба. Два такие прибора покрывает ручник (салфетка); между двух деревянных солонок помещается медная чаша с квасом и ковшом. Одна чаша с кушаньем служит для четверых, сидящих по два, друг против друга. Собравшееся в трапезе садятся за стол не прежде, как иноки пропоют установленные молитвы и не раньше того, как очередной иеромонах благословит кушанье. Столы по правую сторону трапезы занимают иноки по старшинству; на прочих местах размещаются послушники и богомольцы. По звонку первосидящего, выходят из-за стола новоначальные из братии за следующими кушаньями, приносят их из поварни и, ставя на стол, произносят молитву: „Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас“. „Аминь“, отвечает им старший брат, и отдаёт бывшее до того блюдо. Во все продолжение трапезы чередный брат в будни читает особым напевом жития святых. В праздничные дни священнослужителем читаются приличные поучения и преимущественно беседы св. Димитрия Ростовского . В трапезе хранится глубокое молчание. Стол валаамской братии состоит из нескольких кушаний разного рода, не больше, впрочем, четырёх блюд. Их приготовляют вкусно, но только по-монастырски, без особенных приправ; жареной рыбы на монастырской трапезе никогда не бывает. Количество же и некоторое разнообразие в пище допускается не для пресыщения, а с тою целью, чтобы каждый брат мог иметь хоть одно блюдо по своей натуре, ибо при великих трудах монастырского братства невозможно оставить его, при ограничении стола одним родом пищи, без средств к подкреплению сил и здоровья. После трапезы братия благодарить Господа, яко дал Он им брашно в веселие, и молят Его благость не лишить их и небесного царствия. Молитвы вообще поют, и благословение чередного священнослужителя завершает их. По окончании трапезы, келарь берёт от настоятеля благословение для приготовления стола на будущий день. Излишне и говорить, что посты, положенные по уставу св. православной Церкви, соблюдаются все в той силе и степени строгости, с какими они заповеданы инокам древними правилами. В большие праздники, по древнему монастырскому правилу, совершается чин „о панагии“, т. е. о Всесвятой Богородице. Шествие в трапезу совершается с особенной торжественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010