Остров Валаам, с прилегающими к нему островками, круто поднимается в северной части озера и по гражданскому управлению принадлежит к Сердобольскому уезду, Выборгской губ., от которого отстоит в 45 верстах. Со всех сторон Валаам окружён еще другими, меньшими, островами, числом около 40. Своею группою они образуют на озере небольшой архипелаг, который от запада к востоку тянется с лишком на 12 вёрст, а от севера к югу–вёрст на 7. Основные толщи Валаамских островов состоят преимущественно из огромных кряжей тёмно-серого гранита, который от влияния атмосферы рассыпается и по времени превращается в землю. Чем выше острова поднимаются над уровнем воды, тем рыхлее поверхность их и тем заметнее на них растительность. Удобных для поселения островов не более пяти. Весь архипелаг, в Совокупности с большими островами, составляет менее 30 вёрст, причём Валаам занимает почти три четверти всех монастырских владений. Глубина вод, омывающих берега монастырских островов, местами увеличивается постепенно, местами же сразу доходит от трёх до десяти и даже сорока сажен и более. Поверхность островов преимущественно гористая; берега же их частью отлогие, a частью круты. Во многих местах, выступив из воды совершенно отвесною скалою, они представляют мрачные, гигантские стены, стоящие над водою от двадцати до двадцати трёх сажен. С каждым годом острова почти на треть дюйма выступают из омывающей их воды, которая, по учёным исследованиям, убывает на Ладожском озере в течение ста лет с лишком на полтора аршина. Все монастырские острова в сложности занимают около 3100 дес. земли. Из показанного количества земли до 20 дес. занято под монастырские строения, а также садами и огородами. Около 500 кв. саж. отведено под кладбище. Затем почвы удобной для посевов и сенокосной имеется всего до 130 дес. До 700 дес. покрыто разным лесом и кустарниками. Остальное же пространство состоит отчасти из мест болотистых, а более из каменных гор, покрытых мхом, брусничником и бесполезным кустарником. Для улучшения почвы вырываются канавы, очищается лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Старец всецело предался служению Господу и людям, приходившим к нему за духовным назиданием. Обладая крайним незлобием и удивительным миролюбием, он везде и всюду сеял мир и взаимную братскую любовь, принимал приходящих, вел обширную переписку с ищущими утешения и молитвенной помощи. Став авторитетным старцем, с ореолом святости, отец Антипа, уже прославленный многолетним подвижническим житием в общежитии монастыря, стал наставником многих и многих. Был он ласковым и любвеобильным для каждого. Для своих духовных чад он был и как родной отец, и как любящая мать. Высокое благородство сияло на его челе. Особенная духовная деликатность, по-видимому, унаследованная от старца Антипы Первого, была неизбежным спутником старца Антипы Второго. Своему служению батюшка оставался верен до кончины: ни старость, ни болезни не могли удержать его рвения служить Богу и людям. Никому не отказывал он в приеме и добром совете. Главное – молился за всех. Проявились в его святом делании и сверхъестественные Божественные дары благодати Святого Духа. Бог сотворил батюшку благодатным старцем-утешителем. Вот одно из вспоминаний о незабвенной встрече со старцем: «Боже! – молился я в тяжелое время, – пожалей меня… Я так одинок со своими, мучающими меня мыслями…» И, видимо, Бог услышал мое страстное моление и увидел мою измученную душу… Я пожал наконец такое счастье в далекой Валаамской обители, в келейке одного маленького худенького старца. Я узрел это счастье в его морщинистом лице и уловил его в звуках старческого тихого голоса. Увидел глазами, уловил ухом безконечную радость только один момент, а в душе моей стало тихо, мирно, точно светлокудрый Ангел коснулся ее своими легкими крыльями. И с той поры я обрел себе душевный покой. Часто, часто я вспоминаю благодатного старца. Вспоминаю его и в бурю житейскую и во время ночной тишины. Вот кругом меня бушуют огромные волны житейского океана. Кажется мне, что наконец эти беспощадные волны в конце концов опрокинут мое маленькое суденышко и унесут меня в холодную водяную пучину. На небе нет приветливого мигания звезд, все заволокло тучами житейского ненастья… И безобразная старуха-уныние уже подкрадывается ко мне. Но мысль, борясь с нею, уже напоминает мне про валаамского старца Антипу, и мне видится воочию этот дивный старец. Вот он стоит в своем стареньком подрясничке и со скуфеечкой на голове, и тихо, ласково говорит: и про саму обитель, и про любимого своего игумена Дамаскина, и про свое детище – библиотеку, об ее устройстве и наполнении нужными книгами, про правду и про счастье в жизни. И сижу я так долго-долго, очарованный воспоминанием о своей беседе со старцем, и не замечаю житейской непогоды и бездушного смеха толпы. Вновь вижу я в небе рой разноцветных звезд и широкий простор цветотканных полей…» (11, с. 289).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так во второй редакции жития можно видеть вариант предания, занесенного в первую, вариант более развитой и потому, может быть, более поздний. В новых подробностях ее заметна основа общая с прежними чертами: в предании о путешествии будущего ростовского просветителя в Новгород для удовлетворения жажды к иноческим подвигам сказывается таже связь Ростова с Новгородом, какая выразилась в перенесении предания о новгородском архиепископе на основателя первого ростовского монастыря, подобно тому, как в совете старца, который явился изнемогавшему в борьбе Авраамию, идти в Царьград и там в доме И. Богослова искать оружия против ростовского идола сказалось местное воспоминание о Царьграде как первом источнике христианского просвещения в Ростове, получением оттуда своих первых епископов – Греков. Стремлепие второй редакции пояснять и дополнять свой основной материал еще в большей степени разделяет третья. Из нее сохранилось одно извлечение, помещенное в валаамском уставе среди известий о других подвижниках этой обители; по языку его видно, что оно сделано поздно, в конце XVII или начале XVIII в., а состав его показывает, что оно не простая дословная выписка из «полного» жития, а скорее анализ его, и что это полное житие основано на двух первых редакциях, разнясь от них только в рассказе о происхождении к жизни Авраамия до прихода к Ростову: о последнем оно рассказывает по второй редакции, а за дальнейшими известиями о борьбе Авраамия с идолом, о явлении И. Богослова и проч, выдержка отсылает к житию в четии-минее, т. е. к первой редакции, следовательно не нашла об этом ничего нового в полном житии. Итак третья редакция представляла третий вариант сказания о первоначальной жизни Авраамия. Выше были указаны подозрительные черты второго варианта; третий заметно старается поправить их и даже аргументировать свои поправки: Авраамий «родом бе от предел галицких, града Чухлова, богатых родителей, но не просвещенных, еще бо страна та в неверии тогда бысть». Далее на основе поправленного таким образом предания второй редакции развивается заманчивая своими подробностями повесть о том, как язычник Иверк, до 18 лет лежавший в расслаблении, слушает христиан – гостей из Новгорода, зашедших в дом его отца, внимает их беседе об истинном Боге и чудесах его, задумывается, проникается сомнением в богах своего отца, призывает на помощь новгородского Бога, получает мгновенно облегчение и в радости тайком уходит в Новгород, оттуда на Валаам, крестится под именем Аверкия и наконец делается иноком Авраамием; далее рассказ сходен с другими редакциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«После ста лет православного участия в экуменическом движении и пятидесяти лет в ВСЦ, - написано в Итоговом документе встречи в Салониках, - мы не видим достаточного прогресса в многосторонних богословских дискуссиях между христианами... разрыв между православными и протестантами становится все шире». Совершенно не обращая внимание на свидетельство Истины православными членами, неправославные члены ВСЦ за последние десятилетия проявили склонность к церковному синкретизму, к женскому священству, к поддержке эмансипации сексуальных извращенцев-содомитов и совместным религиозным церемониям с язычниками. Таким образом, «православное участие» в ВСЦ не только не обратило в истинную веру инославных, но даже не смогло приостановить их дальнейшую деградацию. Но так как дурной пример, как известно, заразителен, то происходит обратное - деградация православных экуменистов. Было бы полбеды, если бы внешние экуменические контакты сказывались только на сотрудниках ОВЦС и не затрагивали внутренней церковной жизни. Однако все мы знаем, что это не так. Как пишут в своем Заявлении иноки Валаамского монастыря: «Экуменическое общение с еретиками по навязанным ими " правилам игры " ведет к размыванию православного самосознания... Заражаясь исподволь неправославными взглядами, они приносят их в православную среду, посевая тем плевелы соблазна». И вот, несмотря на столь пагубные последствия такого способа «свидетельства истины», участники встречи в Салониках категорически заявляют, что от участия в экуменическом движении они не собираются отказываться. Доводы в пользу допустимости и полезности общения с еретиками, которых теперь элегантно называют инославными, были вновь высказаны на Межправославной встрече в Салониках. Главный из них формулируется так: Православные Церкви должны выполнять «миссию, возложенную на нас Господом нашим Иисусом Христом, - миссию свидетельства Истины перед неправославным миром». О эффективности этой миссии сказано выше. Но есть и менее важные доводы. Например, возможность высказать на международном форуме свои суждения по вопросам мира, справедливости, развития и экологии, которые вряд ли можно отнести к истинам веры. Затем следуют и вовсе прагматические соображения о том, что без поддержки ВСЦ православные христиане на Востоке не выдержат натиск ислама. Как они его выдерживали в течение 12 столетий без ВСЦ, не уточняется.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

– С Украины. – Зачем приехал? – Да так. Путешествую. Вот, в Питер занесло, правда, жить негде. – Негде жить? Я тебе дам адрес. Подворье Валаамского монастыря. Работать-то умеешь? – Умею. Электрик. – Ну и отлично. Много денег не обещаю, но накормят и ночлег дадут. Инок откуда-то достал толстую записную книжку и стал фиксировать мои координаты. Невысокий, лет сорока, совсем неухоженный, подпоясанный обыкновенной пеньковой веревкой монашек с явно монгольскими чертами лица. Он был первым незнакомцем в Питере, которому оказалась небезразличной моя судьба. – Хэллоу! К нам подошел иностранец, здоровенный, как шкаф. Он так и светился от важности и здоровья и был переполнен житейским любопытством. Явно дорогой пиджак. Золотые часы. Хороший одеколон. Респект. – Иа из Амеурыки! Протес-та-ант! А вас как зофу-ут? – Отец Иннокентий… – А ви-и откууда? Американец обращался исключительно к монаху. Меня рядом с ним не существовало. – Из Казахстана… По святым местам… Монах отвечал скучно, односложно, и, в свою очередь, к незваному собеседнику поворачивался все время как-то бочком, не глядя на него, при этом не переставая общаться со мной. Ему явно не хотелось разговаривать с ним, но в то же время монах отвечал, не желая обидеть иностранца, и в его ответах было какое-то удивительное смирение, мне совершенно непонятное. Потоптавшись еще минуту, американец наконец понял, что плодотворного межрелигиозного контакта не получится, и ушел. – Метро “Нарвская”. Если не застанешь меня, то тебе поможет отец Корнелий. В Бога веришь? – Нет. – Ну, держи вот... – отец Иннокентий передал мне бумажку с адресом. – Там тебе помогут. Нас обдала волна перегара. Невысокий мужичок, навеселе возвращающийся с работы, решил поучаствовать в беседе. – Слышь, поп... – пошатываясь, он уставился на монаха пьяными глазами. – А почему все вокруг так… хреново? – Иди с миром. Мужичка такой ответ явно расстроил. Побагровев, он выдохнул: – Да ты… Да ты… Дурак! И осклабился от собственной храбрости. Дальше все произошло удивительно быстро. Резко повернувшись, монах тремя пальцами щепотью стукнул его в лоб и с ясной уверенной силой сказал: “Ак-стись”!

http://foma.ru/vremya-vernutsya-domoj.ht...

Монахи Оптиной пустыни попросили паломников не приезжать в обитель во время пандемии 15 апреля, 2020. Новостная служба В монастыре непрестанно молятся об избавлении от губительного поветрия 15 апреля. ПРАВМИР. Монахи Оптиной пустыни попросили паломников воздержаться от посещения обители во время пандемии коронавируса. Обращение опубликовано в официальной группе монастыря « ВКонтакте «. Верующих просят прислушаться к словам Патриарха Кирилла и во время введенного режима самоизоляции временно ограничить посещение обители. Особенно просят тех, кто страдает хроническими заболеваниями, людей с симптомами ОРВИ и паломников старше 65 лет. В монастыре сообщили, что непрестанно молятся об избавлении от губительного поветрия, о здравии всех врачей и пострадавших от болезни. Ранее прием паломников временно прекратили в Псково-Печерском, Валаамском и Соловецком монастырях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/monahi-optinoj-pustyni...

Неизвестно, было ли реализовано его предложение, но факт остается фактом — в 1950 году буквально за одну ночь силами милиции инвалидов забрали с улиц и развезли по учреждениям. Причем в спешке хватали даже тех, у кого есть семья и заботливые родственники. Там, в домах инвалидов, у людей изымали документы, и потому они, даже будь у них физическая возможность уйти, все равно вынуждены были оставаться «на полном государственном обеспечении». Каким было это обеспечение, мы не знаем. Нет установленных фактов издевательства персонала над пациентами, голода, холода и так далее. Напротив, есть примеры, когда и руководство, и сотрудники домов инвалидов всячески старались сделать жизнь своих подопечных лучше. Тем не менее даже при самом благожелательном отношении персонала эти подопечные — в массе своей молодые мужчины-фронтовики — оказались в чудовищной ситуации. Без любящих людей, в изоляции от мира, ежедневно ощущая свою ненужность. И понимая, что благополучное общество предпочло забыть о них. Один из таких домов инвалидов располагался до 1984 года на Валааме, в помещениях упраздненного монастыря. В 1974 году художнику Геннадию Доброву удалось побывать там и сделать серию портретов. Причем помимо собственно портретов Добров написал и книгу «Ночные летописи» — о том, что увидел в доме инвалидов. Подробнее о Геннадии Доброве и его работе над портретами инвалидов вы можете прочитать в статье Рустема Адагамова «Подальше от общества победителей» , опубликованной в журнале «Фома». Фото: Я. Гайдукова/valamo.ru Остается добавить, что в июле 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл и освятил мемориал, посвященный тем самым ветеранам войны, которые закончили жизнь в Валаамском доме инвалидов. В своем слове, произнесенном после заупокойной литии, он сказал: «Думаю, о сегодняшнем событии должна знать вся наша страна, весь наш народ, чтобы память о Победе всегда сопровождалась молитвенной памятью о героях, жизнь свою отдавших за Родину, увечья тяжкие получивших, — включая тех, кто так и не получил заботы и поддержки от тех, кто нес тогда ответственность за судьбы нашей страны. Вот на этом бездушии, на этой черствости и лицемерии воспитывались люди. Мы сегодня с большим трудом преодолеваем тяжкие последствия прошлых десятилетий. Дай Бог нам никогда больше не делать таких ошибок».

http://sever.foma.ru/dom-invalidov-na-va...

И в суворовском училище и кадетском корпусе существуют действующие православные домовые церкви, возрождение которых после разорения в советский период велось при духовной поддержке игумена Фотия. Суворовцы и кадеты регулярно участвуют в богослужениях и нуждаются в паломнических поездках на подворье, где они получают возможность «духовного сосредоточения». Многие воспитанники, будучи при поступлении невоцерковленными, после добровольных паломничеств на подворье сознательно приняли православное крещение. Ребята остро нуждаются в сохранении Приозерского подворья, о чем свидетельствуют их высказывания: «Я очень жду поездки на подворье. Там человек может начать совершенствоваться» (Григорьев И., 2 курс) «Пожалуйста, не закрывайте Приозерское подворье. Там очень красиво и хорошо, там можно сосредоточиться и отдохнуть от суеты. Спасибо!» (Мигунов Д., 2 курс) «Нам нужны поездки на подворье, чтобы познавать красоту мира» (Шнырев В.) «Мне нужны поездки на подворье, чтобы соприкоснуться с духовным миром Валаама. Я люблю слушать Валаамский хор» (Рябов Р., 2 курс). «Я никогда там не был на Приозерском подворье, потому что я первокурсник. О подворье мне рассказали старшие товарищи, и я сразу захотел туда поехать и поработать как простой монах» (Савенин В., 1 курс) «Приозерское подворье закрывать нельзя. Для нас это единственное место, где мы можем узнать о духовной жизни русских монахов. Мы ведь тоже живем, почти как они, только не молимся так, как они» (Быстров Ю., 2 курс). Педагогический коллектив и учащиеся суворовского военного училища надеются, что в будущем они будут иметь возможность плодотворно сотрудничать с Приозерским подворьем Валаамского монастыря. Виктория Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища, кандидат искусствоведения Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Подворье- украшение озерного края ! Так приятно читать о работе с ребятами военных училищ, ребята свое учение науки родину защищать справедливо сравнивают с монашеским служением, русская судьба! Успехов отцу Фотию в его благом деле!

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/14/...

- Так и ушла? - Нет, матушка, - потупила взор инокиня. - Не ушла. Парень этот на мгновение передо мной застыл, а потом бежать бросился, больше я его не видела. Я полетела домой. Сердце колотится, как цирковой заяц в бубен бьет. Прибежала. На родителях лица нет. Они от взрыва проснулись, смотрят, а меня дома нету. Что только не передумали за эти минуты. Меня увидели, сразу все поняли. Мама... моя нежная мамочка, как залепила мне со всего размаха оплеуху, а потом давай меня обнимать, и рыдает. Истерика у нее началась. Отец молчит, тоже весь трясется, и валерьянку глотает, таблетку за таблеткой. Я им все рассказала, и они мне крепко-накрепко наказали молчать о том, что видела. Так я и сделала. Только днем в храм пошла, за того парня свечу поставить. У нас рядом с домом тогда подворье Валаамского монастыря открыли в бывшей поликлинике. Вот туда я и пошла. А потом... Потом время побежало. Все сглаживаться стало, утихать. У меня, честно говоря, даже и мысли никогда не было всерьез о своем обете задуматься. Все у меня славно складывалась. Поступила в институт, на искусствоведческий факультет. В день рождения, на восемнадцатилетие, мне родители машину подарили. Я паинькой-девочкой была. Об учебе, о карьере будущей думала больше, чем о мальчиках. В девятнадцать лет мне достойного жениха нашли среди папиных знакомых. Тоже искусствовед, Аркадий Ионович. Не богатый, но преданный. И все у нас гладко было. Полюбила я его, хотя, может быть, уважала больше. Только за день, представляешь, мать Фекла, за один день до свадьбы такое выяснилось! - Что?! - Случайно, через общих знакомых, отец узнал, что этот самый Аркадий Ионович, добропорядочный, культурный, обходительный человек, оказался ужаснейшим лжецом! У него, оказывается, две семьи уже было, и в каждой по ребенку. А он паспорта менял, и концы в воду. А чтобы мы со временем правду не узнали, он еще и наврал, что мать у него умерла. Представляешь, такое на мать сказать!? А нам сказки рассказывал, что никогда женат не был, что о такой, как я, всю жизнь мечтал и так далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2105...

Оккультист это – и ничего больше. На моем интернетовском форуме людям предлагается сообщать информацию о себе (прежде всего о своей религиозной ориентации). Так вот, Алексей Ипатов написал о себе так: «Участник с двойной регистрацией под номерами 2745 и 3850. Вызвано это тем, что я одновременно эзотерик и православный в общении с патриархом Алексием II. О себе. Кандидат технических наук, заведующий лабораторией Центра Энергоинформационных Технологий при Санкт-Петербургском Государственном институте точной механики и оптики. Тема кандидатской диссертации – приборы для регистрации энергоинформационных воздействий. Я так же воцерковленный православный человек, активный прихожанин Приозерского подворья Валаамского монастыря. Преподаю физику в православной школе г. Приозерска» . Ипатов активно пропагандирует оккультно-рериховский миф о «торсионных полях» и богословие переводит в соответствующую терминологию – «первичное торсионное поле (поле сознания)…», «наши молитвы – сознательное создание информационных структур, направленных на Его Прославление» . В тексте экспертизы, представленной суду, ее автором сказано о себе: «Ипатов А. П. является кандидатом наук, физиком, вузовским преподавателем. Преподаваемая дисциплина „Синергетика“ рассматривает универсальные законы эволюции». Но и это ревнительнейшие христиане перепечатывают и не чувствуют никакого здраво-брезгливого желания посторониться от «эзотерика» – хотя и возносят горделивую хвалу Богу «за то, что посреди моря греха не закрыл нам глаза, не лишил способности различать» … Константин Гордеев почему-то счел мое указание на оккультные верования Ипатова проявлением «лживости и банальной гнусности данного текста, выстроенного на подтасовке» и спросил меня – «Известно ли диакону Андрею разница между понятими „быть“ и „называться“, а также и то, что последнее является для первого недостаточным (хотя и необходимым)? Если „да“, то какими он располагает доказательствами (помимо собственных, притянутых за уши спекуляций) „оккультной деятельности“ (деятельности, а не незрелых рассуждений!) Ипатова А. П., которого в первом приближении следовало бы расценивать как брата во Христе (быть может, в чем-то и заблуждающегося, но это уж дело его духовного отца)?» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010