Василий Майков Майков Василий Иванович (1730–1778) – поэт. Дворянским недорослем был зачислен в Семеновский полк, в котором служил (а в 1749–1751 годы командовал) его отец. В 1747 году прибыл на службу в полк, но уже вскоре молодой семеновец проявил себя не на военном, а на литературном поприще. С 1761 года, выйдя в отставку в чине капитана, он поселился в Москве и вошел в круг поэтов, группировавшихся вокруг Михаила Хераскова и его университетских журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы». Сам Херасков, будучи директором Московского университета, поддерживал в основном молодых университетских поэтов – Дениса Фонвизина, Иполлита Богдановича, Александра Ржевского, Александра Карина. Василий Майков к этому времени был не только старше почти всех поэтов Херасковской плеяды, но и необразованней. Домашние учителя в ярославском поместье отца не обучили его даже французскому языку, и в своих переводах он, едва ли не единственный, кто пользовался подстрочниками. Но этот же «недостаток» стал едва ли не основным его достоинством. Лишенный возможности знать в подлинниках лучшие образцы европейской поэзии, он менее всех подпал под ее влияние, оказался свободным от подражаний. Эту особенность Василия Майкова в полной мере оценил Д. Дидро, побывавший в России в сентябре 1773 – мае 1774 годов и выделивший его как наиболее самобытного поэта. Наибольшим успехом пользовалась бурлескная поэма Василия Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх» (1771) и другие его пародии и сатиры, в котоых нашла отражение литературная борьба «шестидесятников» XVIII века. Как и большинство поэтов кружка Хераскова, он был масоном, в своих духовных одах и преложениях псалмов выражал масонские идеи, точнее, те идеи, которые в самих библейских текстах и псалмах существовали вне зависимости от масонства и любых других религиозных течений. Подражание псалму 1 Блажен муж, иже нечестивых Не шел на пагубный совет, Не стал на путь злодеев льстивых И вредных бегал их бесед. Но мысль свою вседневно правил, Познавший истинный закон,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

О Господи всесильный, помоги нам, чтобы наши души родили от Твоей вечной любви хороший и обильный плод. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 6 мая 1. Св. праведный и многострадальный Иов . Иов был потомком Исава, внука Авраама, и жил в Аравии примерно за 2000 лет до Рождества Христова. Его отца звали Зареф, а мать – Воссора, а его собственное полное имя было Иовав. Был он человеком честным, богобоязненным и очень богатым. Но на 79-м году жизни Бог попустил найти на него тяжким искушениям через сатану, о чем подробно написано в Книге Иова . В один день Иов потерял свое несметное богатство, и сыновей своих, и дочерей. После этого поразила его тяжелая болезнь, от которой всё его тело от темени до ступней покрылось язвами. И лежал Иов на пепелище вне города, черепком соскабливая гной со своих язв. Но не возроптал он на Бога, а терпеливо понес все страдания до конца. За это Бог вернул ему здоровье и дал ему богатство гораздо большее, чем он имел до того. И опять родилось у него семь сыновей и три дочери – [столько,] сколько имел он и прежде. Всего прожил Иов 248 лет, славя и хваля Бога. Иов считается образцом терпеливого перенесения любых страданий, насылаемых на нас Богом, и прообразом страждущего Господа Иисуса. Скажи мне, брат, что понести способен ты, И я скажу тебе, каков ты человек. Вот, Иов праведный – богатый, именитый, На гноище низвержен был лукавым сатаной. Оделся язвами ужаснейшими он, Стал отвратителен как людям, так и псам! Всё, что имел, погибло в одночасье, Остались в сердце только вера и терпенье. Вооружившись ими, принял он сраженье – И одолел в бою неравном духа черного: Бог наблюдал за битвою ожесточенной И праведнику присудил победу справедливо. А сверх того, и много прочих благ, – Так посрамлен был всезавистник-враг! 2. Св. мученик Варвар . В правление Юлиана Отступника Варвар был воином. Когда царский военачальник Вакх повел римскую армию против франков, среди воинов был и Варвар, тайный христианин. На поле битвы со стороны франков появился некий исполин, подобный древнему Голиафу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слушай, небо, и внимай, земля! Сыны, мать свою отвергнувшие, христиане, Церкви Христовой не слушают, христиане, отвергшиеся сатаны и всех дел его, снова к делам его обращаются. Жалостное дело, слушатели, да и страшное! Поскольку кто Церкви не слушает, тот, по слову Христову, как язычник и мытарь (Мф 18:17). И опять повторяю: кто Церкви не слушает, тот не сын Церкви. Кто не сын Церкви, тому Христос не Пастырь. Кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца. Кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни. Потому что Христос-Пастырь только Своим овцам обещает жизнь вечную: Овцы Мои, – говорит, – слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную (Ин 10:27-28). Вот, слушатели, к чему приводит бесчинное празднование масленицы! Да и само празднование масленицы выше описанным образом есть дело языческое. Был у язычников ложный бог, изобретатель всякого пьяного питья, по-гречески называемый Вакх, или Дионисий, по-римски Ливер, по-египетски Осирис. Этому скверному божку язычники учредили особенные ежегодные праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалиями. Они эти праздники во всяких бесчиниях, играх, пьянствах и скверностях проводили. Смотрите, не так ли и христиане масленицу проводят, да и прочие празднуют праздники? Не для чего в полдень свет показывать, сами видите. А я еще подтверждаю, что тот, кто масленицу в вышеописанных бесчиниях провождает, тот явным преступником Церкви бывает, и как бы упорно против нее стоит, и показывает себя недостойным и имени христианского. Знаете вы, слушатели, какими масленица или сырная седмица ограждена днями? Какое ее начало и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь святая творит воспоминание Страшного Суда Христова, чтобы в страх и чувство нас привести. Тогда Евангелие святое проповедует, что придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. Придет Тот Судья Страшный, Который сердца и утробы испытывает, от гнева и ярости Которого вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму перейдет, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Послойный метод не связан с определенной красочной техникой или с одним типом связующего, и в этом смысле он универсален. Так, он был применим и для воплощения огромных по замыслу монументальных задач, и для работы с миниатюрной формой. И главным требованием к связующему было его быстрое высыхание. По-видимому, переход к послойному методу, удобному при работе быстросохнущими красками, повлиял на технику живописи, и в первую очередь на живопись восковыми красками. Считалось, что большинство икон доиконоборческого периода (напр., «Христос Пантократор», «Ап. Петр», «Богоматерь на троне, святые Феодор и Георгий», «Вознесение» – все в монастыре вмц. Екатерины на Синае; «Св. Иоанн Предтеча», «Богоматерь с Младенцем», «Святые Сергий и Вакх», «Мч. Платон и неизвестная мученица» – все в Музее западного и восточного искусства, Киев, и др.) было создано в технике энкаустики (трудоемкая техника, требующая постоянного подогрева воска). Однако исследования показали, что эти иконы, несмотря на применение восковых красок, написаны послойным методом, который энкаустика исключает: последовательное нанесение красочных слоев, сохранивших следы работы кистью, было возможно лишь при «холодной» технике, когда каждый последующий слой наносился на уже окончательно высохший нижний. Очевидно, именно поиски более простой технологии привели художников к живописи восковыми красками, смешанными с растворителем (терпентином), который позволяет поддерживать восковые краски длительное время в жидком состоянии без подогрева. Этот вид восковой живописи принято называть восковой или «энкаустической» темперой. Переломным моментом для И. стала эпоха иконоборчества, закончившаяся в 843 г. Торжеством Православия и появлением новых эстетических норм. Мистическая сторона иконы, о которой упоминали в спорах иконопочитатели, заставила художников пересмотреть многие технические требования к созданию иконописного образа. После 2 веков иконоборчества восковая живопись в прежнем масштабе не возродилась: эта полуантичная техника была уничтожена вместе с поколением художников, владевших ею. Возможно, перед началом иконоборчества данная техника была в большой степени связана с традицией И., а не светского искусства, иначе она как мозаика, смогла бы найти свое место во дворцах правителей-иконоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Афанасий Адрамиттийский, преп., неопределимой хронологии. Происходил из Фракийского города Дерка, был епископом в Адрамитте. Поздняя энкомия Константина Акрополита (XIV в.), лишённая бытового интереса. Издана Пападопуло-Керамевсом в «Varia graeca sacra», 141−147. Афанасий Александрийский , прп. † 373 г. (Болланд.). Происходил из Александрии. Три жития, представляющие скорее церковно-исторический, чем бытовой интерес, написанные на основании церковных историков и повторяющие друг друга, у Migne, P.G., 25 т., стр. CLXXXV – CCXLXVI. Память 18 января. Афанасий Афонский , преп. † около 1000 г. (Болланд.). Происходил из Трапезунта, учился в Константинополе. Риторичное, но чрезвычайно важное для истории византийской школы и быта раннего Афона, житие, составленное учеником Афанасия (стр. 94). Издано И. Помяловским в «Зап. СПб. Унив. Ист. Фил. Фак.», 1895, 1−112. Другое житие, представляющее сокращение первого, в Anal. Boll, XXV, 12−87. Память 5 июля. Афанасий, еп. Мефонский, свт. † 878 (Лопарев, 437−438). Происходил из Катаны в Сицилии. Переселился в Пелопоннес. Риторичная и малосодержательная эпитафия-житие, написанная Петром, еп. Аргосским. Изд. у Mai-Cozza-Luzi, Nova bibliotheca patrum IX, 3, 31−51. Память 31 января. Афанасия Эгинская, прп., † 860 (Сергий). Местная Эгинская святая. Житие, написанное вскоре после смерти, издано по-латыни в AASS, август, III, 170−175. Память 12 апреля. Богородицы чудо. Риторический рассказ о знаменитом чуде при осаде Константинополя аварами при Ираклии. Издан у Mai-Cozza-Luzi,. Nova patrum bibliotheca VI, 2, стр. 423−437. Другие версии у Migne, P.G., 92, 1348−1372 и 106, 1336−1353. Богородицы Иконы Римской чудеса, из эпохи X–XI вв., собранный Dobschümz’oм в «Byz, Zeitsch», XII, 193−206, и в его «Christusbilder», и сл., и сл. Вакх, муч. в 788 г. в Палестине, во время гонений калифов. Составленное современником мученичество, издано Комбефисом в «Christi martyrum lecta trias», 1666, Paris, стр. 61−126. Память 15 декабря. Варвар, муч. при Юлиане. Компилятивная легенда, издана Delehaye в Anal. Boll. XXIX, 289−301. Память 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении художественном горельеф представляет высокое изящество, вкус, необыкновенную отчетливость отделки в частностях, богатство и разнообразие в группах, выразительность каждой фигуры. Вакх юноша, идущий на брак с Ариадной, одного лица с Вакхом таинств; но какая разница в выражении! В одном брызжет сила телесная, свежесть чувства; в другом проглядывает сила духовная. Свита и окружение того и другого выражают те же самые мысли. Что касается до назначения памятника с таким художественным горельефом, то трудно произнести решительное мнение. Винкельман и вместе с ним другие археологи, упоминая об Альтемпском памятнике, называют его овальною урною, не объясняя, для какого употребления она иссечена. Другие, судя по символическим изображениям, принимают его за саркофаг богатого и знатного сибарита. Но четыре большие львиные головы, высеченные на передней и задней сторонах памятника, заставляют предполагать, что эта овальная урна служила водоемом в храме Вакха. Древние в мифе Вакха представляли всю жизнь человеческую: вот почему этот миф мог быть избран изображением на художественном произведении, назначенном для храма. Довольно о науке и искусстве: обратимся снова к природе, и взглянем на окрестности из гостиной. Что за очаровательный вид в ясный день! Перед вами, на полдень, плещется в зеленых берегах Иноча, извивающаяся по обширному парку, разливающаяся на огромные бассейны и осеняемая справа густою рощею сосновою. На берегах ее слева церковь, а справа каменные здания фабрики суконной и бумагопрядильной. Теперь в парке через овраг перекинуты два моста, и вы можете прямо пройти из парка в церковь, минуя село. К полезным новостям в Поречье принадлежат часы, поставленные на колокольне. Там, за селом, блещет Москва-река, дружно принявшая в лоно свое игривую Иночу, и с этою добычей спешит опоясать древнюю столицу Русскую, дать посмотреться в струях своих Ивану Великому и теремам златоверхим. Вдали, на окраинах полей, виднеются села с рощами и лесами. Но вы утомлены впечатлениями природы и искусства; вы перечувствовали наслаждения тысячелетий; много дум мелькнуло в уме вашем: ступайте отдохнуть в парк, освежить себя к новым впечатлениям и думам. Там ничто не развлечет вас, ничто не нарушит вашего углубления в самих себя; там побеседуйте мысленно с близкими вашему сердцу. Мне особенно по душе то ме сто, где, в густой тени душистой липы, слышишь лишь шелест листьев, журчанье Иночи, после борьбы с плотиною пробирающейся по камешкам, и какой-то особенный говор безлюдной природы. Здесь питался я нынче теми же сладостными чувствованиями, какие прежде вкушал; здесь, созерцая благость Божию в прекрасном Божьем м ipe, возвышаешься духом, наслаждаешься самодовольством.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

Несмотря на мнение В. Вайсмана, выступившего с критикой исторического существования Г. Илиопольского, имя к-рого рассматривалось как описательное наименование профессии мима (от греч. γελασνος - смеющийся), рассказ об обращении мима и о его мученической кончине не является уникальным для визант. истории и лит-ры. Относительно имени Г. можно также высказать предположение, что оно является греч. эквивалентом сир. имени Дахак (см. ст. Вакх Новый ). То, что христ. таинства часто служили предметом пародий мимов, отмечает свт. Григорий Богослов (IV в.): «И мы стали общим посмешищем (θατρον)... без малого для всех дурных людей и во всякую пору, во всяком месте, на площадях и попойках... Уже и показывали нас со сцены, и, что я едва не плача говорю с разнузданнейшими людьми, нас высмеивали, и нет ничего веселого для слушающего или смотрящего, как христианин осмеивается» (Or. 2: Apologet. 84//PG. 35. Col. 489). Возможно, что отголоски истории об обращении Г. мима мы находим у блж. Феодорита Кирского ок. 430 г. (Graecarum affectionum curatio. 8//PG. 83. Col. 1032-1033). «Слышал же я, что некоторые, кормившиеся от сцены, внезапно причислялись к страстотерпцам, и соделались достойными победы, и получили венцы, и после публичного исповедания отгнали демонов, которым были подвластны прежде». Однако контекст, в к-ром появляется эта фраза, представляет собой общие рассуждения блж. Феодорита о том, что мученики Христовы были из людей разного социального положения и рода занятий. К истории Г. мима больше имеют отношение слова блж. Августина (De baptesimo. 7. 101//PL. 43. Col. 242) о мимах в контексте обсуждения действительности таинства Крещения, данного с притворством (cum simulatione). О возможности невольного принятия крещения Августин говорит: «Следует также поразмыслить, должно ли признавать Крещение, которое принято тем, кто его не принимал». Учитывая, что в лат. агиографии есть похожий рассказ об обращении мч. Генесия Мима в Риме (BHL, N 3315-3326), также пародировавшего Крещение и пострадавшего при Диоклетиане, сообщение блж. Августина скорее должно относиться к нему, нежели к Г. Илиопольскому. Однако, как отмечают совр. исследователи К. ван дер Ворст и Ж. Норе, история Генесия Римского является не более чем переработкой истории об обращении Г. Илиопольского.

http://pravenc.ru/text/161939.html

К константинопольским иконам XI в. относится икона на сюжет «Лествицы» Иоанна Лествичника : монахи взбираются по 30 ступеням, символизирующим восхождение к божественной мудрости. Вслед за Иоанном поднимается игумен Синайского монастыря Антоний. В 1844 г. в библиотеке монастыря св. Екатерины был найден кодекс Библии, написанный древним унциалом на пергамене, как сообщает Евсевий, по заказу императора Константина I в 331 г. (из 50 списков сохранилось два – Ватиканский и Синайский). В конце XIX в. русский ученый Порфирий Успенский вывез из монастыря две иконы: «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх». Монастырь Симеона Столпника был основан в V в. в Калат-Семане, близ Алеппо, в честь христианского аскета и духовного наставника (356459) из Киликии, области на юго-восточном побережье Малой Азии. В 18-летнем возрасте он убежал в монастырь, но его туда не пустили. Симеон провел у ворот 7 дней и вскоре стал послушником этого монастыря, где он прожил 2 года. За самостязания во славу Бога он был удален из обители и некоторое время жил на высохшем дне глубокого озера, а затем перебрался в окрестности Антиохии. Симеон поселился в пастушеской хижине, откуда перебрался на вершину горы. В 423 г. он поставил столп для стояния и сидения, окруженный стеной. На его площадке аскет провел около 40 лет, непрестанно молясь и проповедуя. В центре монастыря находился двор в форме восьмигранника, по сторонам которого были сооружены четыре трехнефные базилики кладкой из тесаного, тщательно обработанного камня. Их расположение по странам света свидетельствовало о поисках зодчими крестообразного плана храма. В центре восьмигранного двора находилось главное святилище – столп. Двор был окружен колоннами и как предполагают, перекрыт сводом, поддержанным широкими, украшенными орнаментом арками. Монастырь Студийский (Студиос) в Константинополе, являвшийся центром распространения идеи монашеского аскетизма, был основан в 454 г. патрикием Студием из знатной римской семьи. В соответствии со Студийским уставом игумен не выбирался, а назначался. Патроном монастыря был Иоанн Предтеча (Креститель), чьи мощи находились в обители. Ему было посвящено самое древнее сооружение Студиоса – базилика Иоанна Предтечи (463 г., см. базилика Иоанна Предтечи ). Монастырю принадлежали виноградники, сады, огороды, мельницы, разнообразные мастерские. Среди монахов были каменщики, плотники, кузнецы, ювелиры, кожевники, портные. В праздничные дни монахам выдавались книги, которые они читали до наступления темноты. Известно, что в марте 1078 г. в Студийском монастыре был пострижен в монахи свергнутый император Михаил VII Дука. Ранее в нем содержался Лев Хиросфакт, принимавший участие в заговоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй Вакх - сын Юпитера и Семелы, Фивейский, Вакх-завоеватель. Формы его уже более Греческие. Он выражает первоначальную идею Греков об этом божестве, и к первому Вакху не имеет никакого отношения, кроме преемственного последования за ним в мифологическом развитии. Третий Вакх - Иакх Элевзинских таинств: это символ таинственного слияния почитания Вакха с почитанием Цереры. Ионн принимаёт его за сына второго Вакха и Нимфы Авры. Другие называют его сыном Юпитера и Цереры, или Прозерпины. Этот Иакх являлся в шестой день Элевзинских таинств: Δινυσος π τ μας, - как говорит Свидас при слове αχος. Из всего этого видно, что таинства Вакха в глубокой древности смешиваемы и соединяемы были с таинствами Цереры, как соединяются и самые идеи, выражаемые этими божествами. Все три явления Вакха содержат в себе одну основную мысль - мысль о божестве, которое облагодетельствовало род человеческий полезными изобретениями - земледелием и виноделием. К этой мысли принадлежат все аттрибуты Вакха и все сказания. Так, по Диодору Сицилийскому, Вакх сын Юпитера и Цереры: это эмблема дождя и земли. Титаны растерзывают его, т.е. земледельцы (чада земли, Титаны) выдавливают сок из зрелого винограда. Сказания прибавляют, что члены Вакха были положены в кипяток: это означает вскипяченный виноградный сок, для большей его крепости. Разбросанные члены Вакха, возвращение его к жизни и в первобытное состояние заботами Цереры: не ясно ли этим выражается весеннее возрождение винограда из недр земли? Плутарх видит в мифе Вакха производительную силу природы: от этого божества произошло все, что существует, посредством всем i рного деятеля - огня: отсюда смешение Вакха с Аполлоном. Изменения этого божества означают развитие различных сил и существ вселенной. Платон, в Кратиле, говорит, что все различные сказания о Вакхе составляют только внешнюю сторону его религиозного почитания, и что в его таинствах скрывается внутренняя, глубокая идея. Полагают, что Вакх олицетворял солнце и видимое его течение по знакам зодиака, был символом плодотворной силы земли, и ему приписывают, как и Церере, изобретение земледелия. Вакх Дионисос носил имя фанис , светлый; а это подает повод к заключению, что и Митра древних Персов, которого Греки смешивали с солнцем, был тот же Вакх.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

И здесь все фигуры - эмблемы Вакха: Фавны, Эгипаны, Силен - обыкновенная его свита. В эстетическом отношении эта группа удивительна. Признаюсь, я только теперь, пристально рассматривая ее, убедился, что гениальный художник и в хладный мрамор может вдохнуть жизнь. Как ясно выражены здесь все страсти! Как все фигуры связаны между собою и составляют одно целое! Какая гибкость, ловкость и мягкость в их членах и во всем теле! На боковой правой стороне горельефа представлен Вакх-старец, с опрокинутою кружкою в одной руке и с тирсом в другой. Может быть, это Силен, воспитатель Вакха, в противоположность Пану, держащему на руках Вакха-младенца. Возле старца стоит Вакханка спокойная, и другая с лирою в руке, к нему обращенная лицом, и Фавн, играющий на свирелях. В ногах у них жертвенник с козлиною головой. Фигур четыре. Вакх представляется и в виде старца, для означения того, что неумеренное употребление вина преждевременно приводит к нам старость. Я сказал, что можно принимать этого старца за Силена; но Вакханка, спокойная и бесстрастная, склоняет на сторону первого объяснения. Козел - обыкновенное жертвоприношение Вакху, потому что это животное любит отпрыски виноградных лоз. Сверх того, древние из козлиных кож приготовляли мехи, в которых сохранялось вино. Наконец на передней стороне горельефа главное лицо Вакх, спокойный, увенчанный миртом и виноградом, облеченный в жреческое одеяние и препоясанный, с тирсом в левой руке и с опрокинутою кружкою в правой: это Вакх таинств, или Иакх. Возле него справа Фавн, с свирелью в руке, и Силен - полуоблеченные. Из-за них видны две фигуры, - женская и мужская. Внизу возлежит женщина, облокотившаяся на подножие с головою Силена, с вьющимися по плечам волосами, с повязкою на голове, почтительно взирающая на Вакха. У ног его барс, смирно стоящий. Слева, близ Вакха, распростерт по земле на львиной коже пьяный Геркулес: эмблема того, что и необыкновенная сила телесная сокрушается вином и уничтожается перед разумом и чистотою душевною. Булава выпала у него из рук. С изумлением смотрят на него Фавн и два Эгипана, старый и молодой, призывающий к этому зрелищу товарища своего, отворотившегося от него и пиющего из сосуда, который поднес ему Фавн. Под ними голова Силена. Всех фигур на этой стороне горельефа десять.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010