1. Свв. мученики Сергий и Вакх . Сии святые и дивные мученики и исполины Христовой веры сначала были первыми вельможами при дворе императора Максимиана. Сам царь уважал их за храбрость, рассудительность и верность. Но когда услышал он, что эти его два царедворца – христиане, то переменил свою любовь к ним на гнев. И однажды, когда совершалось большое жертвоприношение идолам, царь призвал Сергия и Вакха принести жертвы вместе со всеми, но они открыто отказались повиноваться царю в этом. Вне себя от ярости, царь повелел совлечь с них воинские облачения, снять перстни и награды и надеть на них женские платья. Кроме того, возложили им на шею железные обручи и в таком виде водили по стогнам Рима на смех всем и каждому. Затем царь отправил их в Азию, к своему наместнику Антиоху на истязание. А сей Антиох как раз и возвысился до своего высокого положения с помощью Сергия и Вакха, которые в свое время замолвили о нем слово пред царем. Когда Антиох стал советовать им отречься от Христа и избавить себя от бесчестья и мук, святые мученики ответили: «Честь и бесчестье, жизнь и смерть – всё это одно и то же для того, кто ищет Царствия Небесного». Антиох бросил Сергия в темницу и приказал сперва мучить Вакха. Сменялись череды слуг, нанося удары святому Вакху, пока не раздробили всё его тело. Из раздробленного и окровавленного тела святого Вакха вышла его святая душа и на руках ангельских вознеслась ко Господу. Пострадал сей мученик в городе Варвалиссо. После него на суд был изведен святой Сергий. Ему на ноги надели железные сандалии с набитыми внутрь гвоздями и в таком виде погнали в город [Розафу] (Росаф) в Сирии, где он был усечен мечом. Душа его отошла в рай, чтобы там святой Сергий вместе со своим другом, святым Вакхом, принял венцы бессмертной славы от Христа, Царя и Господа своего. Пострадали сии прекрасные витязи Христовой веры около 303 года. Сергий и Вакх, мученики славные, Рабы Царя Небесного, предвечного, державного; Земной тиран над ними беспощадно насмехался, Лишил отличий воинских, унизить покушался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Божественных откровениях, бывших святым Новозаветной Церкви, души почивших человеков являлись точно в таком виде, какой изображается Священным Писанием. Первейшие вельможи Римского императора Максимиана Геркулия, Сергий и Вакх, вступили в подвиг мученичества за веру во Христа и за исповедание Его пред царем нечестивым. Вакха забили палками до смерти. Сергий в это время был в тюрьме. Узнав о мученической кончине своего друга, он начал плакать о том, что не умер с ним вместе, и молил Бога о даровании себе венца мученического. Настала полночь; бдел и плакал в молитве своей Сергий. Внезапно предстал ему окруженный небесным светом Вакх. Лицо Вакха было как лицо Ангела; на Вакхе была блистающая воинская одежда. Он утешил и укрепил друга, возвестив ему о скором совершении им мученического поприща и о великом небесном достоинстве, уготованном от Господа Иисуса Христа 223 . – Особенного внимания заслуживает освобождение из темницы преподобного Петра Афонского святыми Симеоном Богоприимцем и Николаем Чудотворцем. Событие это имеет большое сходство с освобождением Ангелом апостола Петра из темницы и живописно изображает души святых в их загробном состоянии. Преподобный Петр Афонский был в мирском быту воеводою. Несколько раз помышлял он о вступлении в монашество, и несколько раз давал Богу обет вступить в монашество но, отвлекаемый житейскою суетою, отлагал и отлагал исполнение намерения и обета. В то время сыны Измаила, приняв магометанство, уже громили Греческую империю; между греками и измаильтянами кипела война, почти не прерывавшаяся. Однажды войско греческое было послано в Сирию. В войске находился и воевода Петр. Измаильтяне поразили греков, взяли множество пленных: в числе пленных был воевода. Окованный тяжкими цепями, он отведен в город Самару на реке Евфрате, там ввергнут в мрачную темницу. Томясь в темнице, Петр вспомнил о неисполненном обете и, поняв, что неисполнение этого обета было причиною постигшего бедствия, начал умолять святителя Николая о избавлении, возобновляя обет свой и усиливая действие молитвы строгим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ДЕР БАЛИЗЕ , фрагменты Дер Бализе (Der Balyzeh, Dair-Balaizah) – монастырь в Египте, на юге Ассиута, где в 1907 г. учеными W. Flinders Petrie и W. Crum был обнаружен папирус, содержащий литургические рукописи VI в. (литургии св. Серапиона, св. Марка, египетскую традицию). Любопытно то, что в этих текстах эпиклезис расположен до установительных слов. Символ веры , который там содержится, близок краткому символу Апостольского Предания св. Ипполита Римского . Найденный папирус хранится в Bodleian Library (Оксфордский университет). ДИОНИС (Вакх) – в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону – богу родовой аристократии. В философии и искусстве Новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Д. – олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно. В честь Д. справлялись празднества: Дионисии и Вакханалии, из которых позднее произошли трагедия – буквально «песнь о козле» (козел – священное животное Диониса, его воплощение, его спутники имеют козлиные ноги) – и комедия. ДИОНИСИЙ († 1632) – архимандрит Троице-Сергиевой лавры с 1610 г.; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611–1612 гг. рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию против интервентов. После патриарха Гермогена едва ли не более всех способствовал умиротворению России в период Смутного времени. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (I в.) – первый афинский епископ. С его именем связан корпус сочинений (Ареопагитик), где дано отрицательное (апофатическое) обоснование понимания Бога. В новоевропейской науке эти сочинения приписываются автору V в. (Псевдо- Дионисий Ареопагит ). ДИМИТРИЙ , св., митрополит Ростовский (Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – составитель новой редакции Четий-Миней. Поддерживал реформы Петра I, с условием невмешательства государства в церковные дела. Автор пьес (напр., «Рождественская драма», 1702) и антираскольнических сочинений. Причислен к лику святых в 1752 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изменяется и письмо. Мазок в киевской иконе – непрозрачный, кроющий, такой же как в «Богоматери с предстоящими». Но здесь он не движется в разных направлениях, а стелется, стекает вниз, нарочито нейтрализуя саму поверхность лица, не давая возникнуть «цепляющему» глаз рельефу в самом характере моделирования формы происходят необратимые изменения. На место прежних «скульптурных» принципов, типичных для энкаустики, приходят иные. Они связаны с ощущением льющейся краски, не гранящей объем, а обтекающей его. Средства изображения становятся условностью, взывая не к зрению, «ощупывающему» поверхность круглой статуи, но к воображению, умеющему читать за плоскостью. Структура формы не выглядит как результат некоего индивидуального тайнозрения. Она художественно осознана, рационально фиксирована, ее можно повторить. Обязательной становится интенсивно-светлая подкладка под поверхность личного – этот прием нам уже знаком по иконе Спасителя из монастыря Св. Екатерины. Как и в образе Спаса, даже еще сильнее, это технологическое правило рассматривается в смысловом контексте. Благодаря подкладке лики изображенных святых излучают интенсивный внутренний свет, воспринимающийся особенно эффектно благодаря окружающей их темной поверхности (волосы и фон). Этот свет понят как сияние нетленной преображенной плоти святых, возвративших телу мученической смертью первозданную чистоту 84 . Поэтому разновозрастные и разноликие Сергий и Вакх на иконе представлены как юные братья-близнецы. Одинаковые в пережитой муке, они одинаковы в славе. Проблема зрительной фиксации обиженного – светоносного естества изображаемых святых тесно связана с одним из главных вопросов иконописи – о возможности изображения Спасителя. Неистлевающие мощи святых, их плоть, ирреально светящаяся в иконах, наиболее полно доказывали возможность абсолютного преображения человеческого естества во Христе, реальности Его плоти, просвещенной божественной светом. Плоть Христа, изображаемая в иконе,– это не демонстрация мертвых кож» падшего Адама, принятых на себя Спасителем. Икона являет не только человеческую, но и божественную природу Христа. В проблеме обожения соединяются культ икон и культ мощей святых, не случайно объединяемых анафемами иконоборческих соборов 85 . Божественное присутствует в иконе не потому лишь, что «воспоминается» Христос, но потому, что во Христе и в последовавших Ему святых и мучениках человеческое, плотское обожено, став, по слову Иоанна Дамаскина , полноценным выражением «моря бытийственности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале VIII в. преп. Иоанн Дамаскин с ужасом описывает ересь, появившуюся “во времена Ираклия”: “обманчивое заблуждение исмаильтян 60 , предвестие Антихриста.” Шесть веков спустя Иоанн Кантакузин в почти таких же словах говорит о той же катастрофе, “которая случилась во время правления Ираклия”. Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так как обе религии претендовали на вселенскую миссию и обе империи — на мировое главенство. По самому своему религиозному замыслу ислам не мог провести различие между “политическим” и “духовным”, но и Византия никогда не желала проводить различие между универсальностью Евангелия и имперской универсальностью христианского Рима. Это осложняло взаимопонимание и приводило обе стороны к тому, чтобы в конце концов рассматривать священную войну как нормальный вид отношений между двумя империями. Вполне закономерен, тем не менее, вопрос о том, какова была ситуация на обыденном уровне. Каким было отношение простых христиан к мусульманам в их повседневных связях как на оккупированных землях, так и в пределах империи, где встречалось множество арабских торговцев, дипломатов и заключенных? Похоже, лучший источник для ответа на этот вопрос — агиография. Мои беглые наблюдения в этой области показали, однако, что и здесь решение не может быть простым. С одной стороны, у нас есть большое число житий мучеников с описанием избиений, совершенных мусульманами — монахов из монастыря св. Саввы 61 , шестидесяти греческих паломников в Иерусалиме в 724 г., чья смерть оборвала семилетнее перемирие между Львом III и халифатом 62 , сорока двух мучеников аморийских, захваченных в плен во время правления Феофила 63 , многочисленных христиан, которые, не выдержав давления, приняли ислам, а затем, покаявшись вернулись в Церковь, как это сделали два святых в VIII в. — Вакх Молодой и Илия Новый 64 . Неудивительно, что в обыденном представлении всякий мусульманин был ужасным и отвратительным существом: в житии св. Андрея, Христа ради юродивого, сам сатана является в облике арабского купца 65 . Более того, арабы, занимавшие определенное место в византийском государственном управлении, имели чрезвычайно плохую репутацию в глазах народа; так обстояло дело с “сарацинами”, которые, согласно житию свв. Феодора и Феофана Граптов, служили при императоре Феофиле 66 , и с Самоной, приближенным Льва VI. В оккупированных областях христиане зачастую жили в закрытых гетто, избегая любого общения с мусульманскими властителями: когда св. Стефан, монах из монастыря св. Саввы и человек, пользовавшийся большим уважением со стороны как христиан, так и мусульман, узнал, что Илия, иерусалимский патриарх, арестован, он отказался пойти и заступиться за него, потому что знал, что это будет бесполезно 67 .

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

В Иустине Философе Церковь имеет яркий тип христианского мудреца законченной формации для своей эпохи. За ним история знает ряд других славных имен: Афинагора, св. Феофила Антиохийского, Климента Александрийского и мн. др. Жизнь . Родина св. Иустина — древний Сихем в Самарии, разрушенный в 70–м году и восстановленный Флавием Веспасианом, почему он и получил название Нового Города Флавия, Флавиа Неаполис, искаженное теперь в арабское Наблус. Таким образом, вблизи источника Самаряныни, где она искала и просила у Спасителя живой воды, родился этот христианский мудрец, искавший и нашедший в христианстве эту живую воду. Отец его — Приск; дед — Вакх, по именам греки, но возможно, что и латинизированные. Год рождения точно нельзя восстановить. Ко времени восстания Бар–Кохбы (132–135 гг). Иустин был еще молод, но уже обладал некоторыми философскими познаниями. Вероятно, что он родился в первое десятилетие II века. Семья его языческая; сам он не обрезан. Иустин пришел к христианству через разочарование в философии. Он много искал истину у разных философских школ, но постепенно разочаровался в стоиках: перипатетиках, пифагорейцах, и несколько больше задержался на платоновской философии, но оставил и ее (Разг. 2). Обращение в христианство произошло после разговора с неким старцем где–то на берегу моря. Вряд ли это имело место в Палестине, так как Сихем значительно удален от моря. Евсевий ( НЕ IV, II, 18) относит это событие в Ефес. Время крещения угадывается разными учеными различно. Согласно с Разговором святого Иустина с Трифоном Иудеем правильнее считать, как это и делают Барденхевер и Барди (ст. 2229), что ко времени иудейской войны 132–135 гг. Иустин уже был крещен. Это однако не помешало ему и дальше носить тогу философа ( Разг. 1), ибо по его словам только после знакомства с Ветхим Заветом и учением Христа, он познал истинную философию и «таким–то образом и сделался философом.» Христианство его не отвратило от испытующих вопрошаний ищущего разума, не сделало его обскурантом и гносимахом, а наоборот, в христианстве он «нашел сладчайшее успокоение, " так как он не испугался «труда познать Христа Божия и сделался Его совершенным учеником» (там же).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Слово в семнадцатую неделю по Пятидесятнице и в царский день. «Темже изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся» ( 2Кор.6:17 ). Св. апостол Павел, как вы слышали, братие, в сегодняшнем апостольском чтении, предостерегает коринфских христиан от увлечения языческими суевериями и обычаями. Это были христиане новообращённые, недавно покинувшие язычество. Но окружённые со всех сторон язычниками в жизни семейной и общественной и, неизбежно входя в соприкосновение с ними по житейским делам, они на каждом шагу подвергались опасности заразиться нечистотой язычества, его суевериями, его гнусными пороками, которые однако не были строго осуждаемы, даже совсем не были осуждаемы язычниками, ибо сами боги их были безнравственные существа. Сатурн, пожирающий своих детей, Юпитер, опозоривший себя супружескою неверностью, Вакх – бог пьянства и разгула, Венера – богиня распутства, Меркурий – бог торговых обманов и воровства – чему доброму могли научить язычника? Распутство было даже одною из принадлежностей чествования иных богов, находило притон в их капищах. Христианство противоположно язычеству в религиозном и нравственном отношении. Христиане со времени крещения прервали всякую связь с язычеством, ибо отреклись от диавола и всех дел его и всего служения ему под видом служения богам и сочетались со Христом, вступили в неразрывный союз с Ним, как своим Царём и Богом. С целью убедить новообращённых коринфских христиан, чтобы они помнили всё это и чуждались всего языческого, апостол говорит им: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тмою? Какое согласие между Христом и велиаром (диаволом)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго», – прибавляет апостол, давая понять им, что, если бы кто из них принял участие в чём-либо языческом, выходило бы то же, как если бы кто взял языческого идола и поставил в христианском храме. В подтверждение того, что христиане действительно суть храмы Божии, апостол применяет к ним далее обетование Господа, данное сынам Израиля: «Вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут моим народом» ( Лев.26:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И этим-то мы платим своим ангелам-хранителям за то живейшее участие, какое они принимают в нас! Так-то мы дорожим сими наилучшими друзьями, дарованными нам Богом и св. Церковью ! Двадцать первое число. Святая православная Церковь учит нас веровать, что святые ангелы суть наши невидимые друзья, защитники и покровители, что они охраняют нас от всякого зла видимого и невидимого и всегда готовы оказать нам то или другое благодеяние. На сей раз мы хотим поразмыслить о том, как помогают нам наши ангелы-хранители в наших несчастиях. Ангелы-хранители наши не оставляют нас во время страданий, какие выпадают на долю каждаго из нас. Вот пример, подтверждающий эту истину. Однажды святые мученики Сергий и Вакх за исповедание веры Христовой императором Максимианом посланы были в узах из Рима к лютому мучителю Антиоху. Когда они были в пути и остановились на ночь в гостинице, тогда, пользуясь сном стерегщих их воинов, в полночь встали на молитву и усердно просили Бога, чтобы Он послал им помощь Свою, дабы они могли мужественно перенести за имя Его муки. Молитва их была услышана: ибо во время ее явился им ангел Господень, осияваемый небесной славой и, укрепляя их, сказал им: «Дерзайте, рабы Христовы, и как доблестные воины бесстрашно противостаньте диаволу. Вскоре вы его победите, а за подвиг свой получите победные венцы от Христа Господа, Который не отступит от вас при ваших страданиях и будет подавать вам помощь Свою до тех пор, пока окончательно вы не попрете врага своего и низложите гордость его». Укрепив их на подвиг этими словами, ангел стал невидим, а святые мученики исподобились несказанной радости и стали воссылать хвалу Богу, благоволившему ангельским видением посетить их и ободрить их на страдания 22 . Итак, несомненно для нас, что наш ангел-хранитель не отступит от нас в тяжелые минуты нашей жизни. А как часто бывают эти тяжелые минуты! Как часто нам приходится в жизни подвергаться разного рода бедам и злоключениям! Нет человека на земле, который бы не испытал ничего болезненного, который бы никогда не страдал. Самая жизнь человека начинается плачем и слезами; продолжается тоже часто в плаче и слезах и оканчивается томлением души и предсмертным страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

14. Осуждение лжеучения Сикидита. – При том же царе Мануиле был некто Михаил, по прозванию Сикидит, состоявший в числе приказных царских людей 1349 и занимавшийся астрономией, которая в то время в сущности была астрологией 1350 . Его считали волшебником и магом, но он навлек на себя осуждение за распространение неправильных богословских мнений. «Он учил, что прародители сначала сотворены были непричастными детородных членов и что снабжены были ими после изгнания из рая и покрытия кожаными одеждами, что при сотворении они наделены были и совершенствами бессмертия, которого потом лишены чрез грехопадение. Вместе с другими нелепостями он учил также, что тело и кровь Господа нашего И. Христа тленны и суть простая жертва без ума и души (ϑυσιαν μνην νουν κα ψυχον), и что в таинстве причащения мы не принимаем целого Христа, но как бы часть Его, что посему-то раздаваемое в причащении материально, смертно, подвержено осязанию и чувству зрения». Патриарх Георгий Ксифилин, прочитавши сочинение Сикидита, в котором высказаны были эти мнения, поручил Вакху, епископу Пафа, человеку ученому, опровергнуть мнение Сикидита о тленности божественного таинства и защитить мысль о нетленности. В опровержении своем Вакх распространился сверх должной меры и заслужил порицание за многословие. Вследствие этого произошел соблазн и образовались партии, противные одна другой и вступившие в жестокую борьбу. Защитники мнения о нетленности Евхаристии ссылались на учение отцев церкви: Кирилла Иерусалимского , Златоуста, Евтихия патриарха Константинопольского. Они доказывали, что Евхаристия есть исповедание и воспоминание не только смерти, но и воскресения, после которого тело Христово стало прославленным н нетленным, что мы приемлем это тело уже таковым, каким оно стало по воскресении, что мы приемлем не какую-либо часть Христову, а всецелого Христа, что принятое тело Христово в организме человеческом действует подобно закваске. Защитники же мнения о тленности утверждали, что Евхаристия не есть исповедание воскресения, а жертвоприношение (подобное ветхозаветным) и потому в таинстве тело Христово безжизненно и бездушно. Если бы тело Христово было нетленным и одушевленным, говорили они, то оно было бы неосязаемо и невидимо, его невозможно было бы разжевывать. По их мнению, мы принимаем не то тело Христово, каким оно стало по воскресении, так как тогда оно должно бы быть невидимым и неосязаемым. Споры эти продолжались много лет. Наконец, обратил на них внимание царь Алексей III Ангел. Он приказал патриарху Иоанну Каматиру собрать собор, на котором было «определено не продолжать далее исследования о божественной тайне, но всем довольствоваться признанием, что это есть нетленное тело и кровь Христова, ради нашего спасения чудесно ломимое и изливаемая, как Сам ведает, Совершивший это». Неприемлющим этого определения от царя и собора были назначены: извержение для людей священного сана и конфискация и телесное наказание для людей светского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), + 1015, святые благоверные князья-страстотерпцы, первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Младшие сыновья святого равноапостольного великого князя Владимира. Были убиты, по одной из версий историков, своим старшим братом Святополком Окаянным в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти их отца. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца . В честь братьев было построено множество храмов и монастырей 160 Браун П., американский историк, профессор истории Принстонского университета, автор книг о возникновении культа святых в западном христианстве, об Августине блаженном , по проблемам поздней античности и др. 72,103 Браччолини П., 1380–1459, итальянский гуманист. Служил в папской курии в 1423–1453 гг., затем был канцлером Флорентийской республики. Доказывал, что благородство – это совокупность личных добродетелей человека, а не знатность рода. Резко критиковал монархическую форму правления, идеалом считал республику 27 Бруни Л., 1370–1444, итальянский гуманист. Жил во Флоренции, был ее канцлером. Идеалом считал республику со свободой, равенством и справедливостью для всех граждан 27 Вакх, + 303 христианский мученик, воин, отказавшийся принести жервы римским богам в период «чистки» армии от христиан при Диоклетиане. Скончался от пыток 104 Валентин, + 270, святой Католической Церкви, покровитель влюбленных, новобрачных, пчеловодов. Помогал репрессированным христианам и был схвачен. Казнен после пыток. В 496 г. днем его памяти было установлено 14 февраля 3 Валериан Публий Лициний, ок. 193 – после 260, римский император с 253 по 260 г. Был ближайшим сподвижником Деция. Своим соправителем Валериан назначил сына Галлиена. Время правления Валериана было чрезвычайно тяжелым для Римской империи. Помимо внутренних мятежей, он столкнулся с доселе небывалым натиском варваров на границы империи. Франки вторглись в Галлию и даже в Испанию. Дунайские провинции были разорены алеманнами, которые продвинулись в Италию, вызвав панику в Риме. В Малую Азию ворвались готы, захватывая город за городом: Никею, Никомедию, Эфес и др. На Римскую империю двинулся правитель Сасанидского Ирана Шапур I. Против грозного соперника выступил Валериан, но в бою под Эдессой осенью 259 г. был разгромлен и взят в плен. Он оказался первым в истории римским императором, захваченным в плен 41, 43, 47–51, 62, 70, 76

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010