Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола 6296 , Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя. Темже зовем: радуйся отче всемирный. 6273 Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р. Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран. 6274 Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности. 6275 Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, – на юге нижнего Египта. 6276 Астрономия – наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки. 6277 Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, – около 54 г. по Р. Х. 6279 Кронос или Хронос – бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. – Афродита или Венера – богиня женской красоты и любви. – Зевс (или Юпитер – у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. – Гефест – бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. – Гермес – бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, – вестник воли богов. – Дионисий или Вакх – бог вина и веселья. – Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. 6281 «Таинственное богословие», – как иначе называется это сочинение, – рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прилагая философию к объяснению веры, некоторые из учителей, при всех талантах и даже при искреннем благочестии, не удержались в пределах законного употребления разума и не избежали ошибок. К извинению их служит и то, что опыту еще некогда было научить их осторожности в деле научного объяснения откровенной веры, а дух времени мистического философствования сильно действовал на умы их. Из учителей церкви 2 и 3 веков 287 в ряду св. Отцов стоит св. Иустин философ , Феофил ант., Мелитон, Дионисий коринфский, Аполлинарий, Ириней, Серапион, Ипполит, Киприян, Григорий чудотв., Дионисий алекс., Архелай каисарский, Феона алекс., Филей Тмуипский, Григорий просветитель, Памфил, Лукиян, Мефодий и св. Петр алек. Деятельность и сочинения Тертуллиана , Климента алек. и Оригена имели обширное влияние на современников; по многим отношениям сочинения их важны и во всякое время. При таком значении их нельзя не обратить на них внимания, хотя они не достигли звания св. Отцов, а остаются только великими учителями. Частное обозрение § 35. Жизнь св. Иустина 288 После мужей Апостольских первое место занимает св. Иустин, философ, по имени и образованию, Учитель церкви с ревностью и духом Апостольскими, по страдальческой кончине мученик Христов. Иустин родился (ок. 105 г.) в Флавии-Неаполе, – нынешнем Наплузе или древнем Сихеме. Неаполь тогда был населен Греками и Римлянами и в нем господствовал греческий язык. Отец Иустина Приск и дед Вакх были язычниками; тем же был и Иустин. Господь одарил Иустина и дарованиями ума и любовью к наукам, и Иустин с жаждой искал истины; в нем видим, чем может быть врожденная любовь к истине по отношению к вере, когда только ей не дают превратного направления страсти. Стремясь к истине, Иустин, как сам описывает, обратился сперва к Стоику: «но от него не узнал ничего нового о Боге, так как и сам стоик не знал Бога и не считал нужным знать. Иустин перешел к Перипатетику, который чрез несколько дней стал просить от Иустина платы за свою мудрость; это глубоко оскорбило Иустина, бескорыстно искавшего истины; со скорбью оставив заботливого о корысти Перипатетика, он обратился к Пифагорейцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7 . З. † Свв. мученик и Вакха. Родом римляне, они были христианами и «благочестия рачителями». Занимая важные должности при дворе, они были любимцами имп. Максимиана. Завистники донесли царю, что свв. Сергий и Вакх исповедуют веру Христову, но царь не поверил этому доносу, хотя и не отказался при случае испытать приверженность свв. Сергия и Вакха к языческим богам. В назначенное в честь последних большое торжество Максимиан, заметив отсутствие на этом торжестве свв. Сергия и Вакха, приказал привести их силой, чтобы они поклонились идолам и принесли им жертвы. Но свв. Сергий и Вакх смело и безбоязненно исповедали себя последователями Христа, обличая нечестие царя и ложность языческих богов. Царь отдал свв. исповедников на посмеяние народу, но затем, дорожа ими, как честными слугами, призвал их к себе и долго убеждал отречься от Христа и обратиться к языческим богам. Свв. Сергий и Вакх отвергли «душевредная ласкания» царя, убеждая его самого принять христианство. Тогда царь, не желая сам мучить любимых сановников, отослал их к правителю восточному Антиоху с приказанием убедить их отречься от Христа или предать их тяжким мучениям и смерти. Антиох сам обязан был своим возвышением свв. Сергию и Вакху и усердно начал убеждать их поклониться богам; но они, как возненавидевшие тленную «и текущую» славу, оставались непреклонными. Тогда Антиох приказал бить без милосердия св. Вакха, а св. Сергия отвести в темницу. Св. Вакх во время истязаний скончался (в г. Варвалиссе при реке Евфрате), и его истерзанные останки, выброшенные на съедение зверям и птицам, тайно были унесены и скрыты в одной пещере христианами. В ту же ночь св. Вакх явился св. Сергию в ночном видении и укреплял его на предстоящий подвиг. На другой день св. Сергия обули в железные сапоги с длинными и острыми внутри гвоздями, чтобы сопровождать Антиоха , отправлявшегося в разные города по делам службы. В г. Розафе (в Сирии) св. Сергий, будучи предан новым тяжким истязаниям, мужественно переносил их, радостно воспевая псалмы и молитвы, и, наконец, был усекнут мечом (около 290–303 года). Память сих святых мучеников издревле весьма чтилась на всем Востоке и к мощам их многие совершали путешествия. Главы их ныне показываются в епископии Аржеской в Валахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  Кондак, глас 4: Премудрости благодати исполнен, Христов Апостол и служитель истинный, в покаянии вопияше тебе: ты мой еси Бог же и Господь. Память 7 октября Страдание святых мучеников Сергия и Вакха Святые мученики Сергий и Вакх, — Римляне по происхождению, — были знатными сановниками [ 1 ] и первыми из вельмож при дворе царя Максимиана. Царь очень любил и уважал их за благоразумные советы на собраниях, за их храбрость на войне и за их верность в службе. И редко кто мог обратиться к царю с просьбою иначе, как только чрез этих его вернейших советников: они были в такой милости у него, как никто иной. Однако Сергий и Вакх искали милости не столько у царя земного, сколько у Царя Небесного: потому что они веровали в Господа нашего Иисуса Христа, старались угодить Ему своею жизнью и усердно служили Ему. Но из-за страха пред царем, они до времени скрывали свою веру во Христа, ибо Максимиан относился к христианам с безмерною ненавистью и неукротимою яростью. Недолго свет веры Христовой однако сокрыт в них был под спудом, и скоро для всех открылся явно. Некоторые, завидуя их высокому положению и царской к ним любви, и желая навлечь на них ненависть и гнев царя, донесли ему, что Сергий и Вакх — христиане и что они отказываются от поклонения идолам. Максимиан не хотел верить, чтобы люди, пользовавшиеся таким его расположением, не согласны были с ним в почитании богов, — и стыдился спросить их об этом или обличить, не зная еще того достоверно. Однако он решил испытать их следующим образом. Однажды он назначил в честь своих богов празднество и отправился со всеми князьями и сановниками, с воинами и слугами, окруженный всем своим царским величием, — в храм главного бога Зевса [ 2 ], чтобы принести ему там торжественную жертву. При этом он внимательно наблюдал, — войдут ли с ним в идольский храм его любимые вельможи, Сергий и Вакх. Но когда царь вошел в храм, рабы Христовы остались вне его и не вошли с царем в мерзкое капище; остановившись вдалеке, они молились истинному Богу, прося Его, — да просветит Он слепоту омраченных очей нечестивого того народа и да прославит чрез них пресвятое Имя Свое. Царь же, видя, что Сергий и Вакх не вошли с ним на торжество, послал слуг взять их и силою привести во храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Выходя пред полком римлян, он вызывал на единоборство, чтобы один кто-нибудь выступил бороться с ним, и так как никто из римлян не осмеливался выйди против него, потому что самый внешний вид его, говоривший о его силе, устрашал их, то он смеялся над ними. Тогда воевода Вакх, зная о храбрости блаженного Варвара, призвал его к себе и спрашивал, может ли он выйди на борьбу против этого гордого борца, похваляющегося своею силою. Варвар же, уповая на помощь Господа своего Иисуса Христа, в Которого веровал, не отказывался от единоборства: вооружив себя крестным знамением, он выступил на врага и, схватившись с ним, одолел его и убил с помощью Божиею, ибо от Господа был ниспослан блаженному Варвару ангел, который и помогал ему. Тогда франки устыдились и пришли в страх; римляне же, воодушевленные мужеством, устремились на них и одержали над ними окончательную победу. Такая храбрость блаженного Варвара приобрела ему большую честь среди полков римских и одобрение царя: он был почтен саном комита [ 3 ]. Впоследствии воевода Вакх, после этой славной победы над врагами, во время пребывания с войсками во Фракии [ 4 ], пожелал принести жертвы идолам, чтобы тем воздать им благодарность за победу, которую приписывал не Христу Богу, а суетным своим идолам. И вот он пригласил к совершению нечистых своих жертв и комита Варвара, как первого победителя. Но святой Варвар открыто исповедав, что он христианин, отвращался от идолов. Тогда воевода возвестил о том царю; царь же, повелев представить к себе воина Христова, принуждал его принести жертвы идолам; но так как блаженный Варвар не повиновался, то царь повелел повесить его на мучилищном дереве и резать мечом чрево его до тех пор, пока внутренности его не вывалились на землю. Но в то время, как святой молился, явился ангел и, собрав его внутренности, вложил их снова на свое место в чрево мученика и исцелил его, так что не оставалось даже и следа язвы на его теле, а потом отвязал его от мучилищного дерева. Увидев такое чудо, воевода Вакх, вместе с двумя воинами — Каллимахом и Дионисием, уверовали во Христа и исповедали Его, а скверных богов языческих похулили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ларец (0,134 х 0,085 х 1,115 м), на дне которого и внутри крышки были выбиты клейма с монограммой Юстиниана I, был обнаружен под мраморными плитами фундамента престола в ориентированной с запада на восток прямоугольной «гробничке» (0,75 X 0,19 X 0,29 м), старательно сложенной из черепиц, положенных в три ряда на извести, и закрытой мраморной плитой, поверх которой находился слой цемянкового раствора («бетона»), служивший основанием для мраморного пола. Характер размещения мощехранилища говорит о том, что оно было устроена с момента возведения храма, тщательно заделано до установки престола и, видимо, долгое время не вскрывалось, так что местонахождение серебрянного ковчежца оказалось забыто. Завернутый в истлевшую ткань, реликварий стоял на мраморной плитке 0,19 м ширины, горизонтально вделанной в западную стену «гробнички» на высоте 0,11 м от дна. Стенки ларца украшали чеканные медальоны: на длинных сторонах – погрудные изображения Христа между святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Богоматери между двух архангелов, а на узких сторонах – по лику двух молодых святых в патрицианских облачениях (хламидах, застегнутых на плече фибулой), мученков, воинов Сергия и Вакха. По преданию, Сергий и Вакх, родом римляне, были знатными сановниками при императоре Максимине (286–305) и пострадали за веру в Антиохии и Ресафе (Сергиополе) (Отчет за 1897 год. – Л. 9–11; Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича//ОАК за 1897 год. – СПб., 1900. – С. ЮЗ – 104; Гайдуков H. Е. Отверстия для вложения мощей... – С. 59–60; о ларце см.: Отзыв проф. Н. В. Покровского ... – С. 322; Беляев H. М. Очерки по византийской археологии. Херсонесская мощехранительница//Annales de l ’Institut Kondakov. Seminarium Kondakovianum. – Praga, 1929. – T. 3. – C. 115–131; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – C. 200, прим. 2; Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. – М.; Л., 1966; Искусство Византии в собраниях СССР. – М., 1977. – С. 94, Т. Я. Яшаева выразила сомнения в такой трактовке святых, обратив внимание на то, что Сергий и Вакх были парными святыми и их атрибутом на иконных изображениях обычно были шейные гривны (Яшаева Т. Ю. Городские монастыри византийского Херсона: к постановке проблемы//МАИЭТ. – 2007. – Вып.13. – С. 201). Последних действительно в нашем случае нет, но расположение на троцах одного ларца вполне подходит для парных святых, поэтому отказывать в предлагаемой интерпретации нет достаточных оснований, хотя она и не бесспорна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он подзадоривал римлян, вызывая из их среды кого-нибудь на поединок. Воевода Вакх увещал Варвара, чтобы вышел именно он. Варвар помолился в сердце живому Господу, вышел на единоборство и победил того колосса. При [виде] этого войско франков в смятении обратилось в бегство. Тогда воевода устроил роскошный пир и повелел принести жертвы идолам. Но в ходе жертвоприношения воевода узнал, что Варвар держится в стороне. Когда он спросил Варвара о причине неучастия в празднестве, тот исповедал себя христианином. Воевода донес о сем царю, а царь приказал подвергнуть Варвара тяжелейшим пыткам. Однако Варвар перенес всё с редким мужеством и хладнокровием. Во время его истязаний были явлены многие чудеса, и немало воинов, видя это, приняли Христову веру. Среди них был и воевода Вакх [вкупе] с Каллимахом и Дионисием. Все трое они были усечены мечом за имя Христово, а [вслед] за ними и Варвар. Произошло это в 362 году. Души же их переселились в Царство Христа, бессмертного Царя. 3. Св. Варвар разбойник . Совершив многие преступления, он напоследок покаялся и приговорил сам себя, во-первых, к тому, чтобы три года ходить на четвереньках и питаться с собаками, и во-вторых, чтобы 12 лет жить в лесу без одежд, без крова и без какой-либо [другой] пищи, кроме травы и листьев. Получил извещение от Ангела, что грехи ему прощены. Торговцы, проезжая по лесу и увидев Варвара издалека, подумали, что это зверь, а не человек. Натянули они луки и пронзили Варвара стрелами. Умирая, он попросил их сообщить о сем близживущему священнику. Священник пришел и с честью его похоронил. И из его тела истекло целебное миро, врачевавшее в людях различные болезни и недуги. Рассуждение Авва Исаия сказал о себе: «Вижу я себя подобным коню, блуждающему без наездника. Любой, кто его найдет, садится на него и ездит на нем сколько душе угодно. Когда один наездник оставляет коня, на него садится другой, поступая с ним точно так же, затем третий и т.д.». Сей великий подвижник, о котором говорили, что достиг он совершенства, сказал это о себе либо по смирению, либо приводя на память пору своего несовершенства. Главное [то,] что слово это истинно в отношении любого христианина, который ходит духовно распоясанным и необузданным. Как только слезает с него одна страсть, тотчас на него взбирается другая. Не успеет одна утомить его и покинуть в отчаянии, как другая садится на него, [прельщая] обманчивой надеждой на призрачное счастье. У такого человека нет наездника, который управил бы его прямым путем без поворота влево или вправо. Единственный же дружественный всадник, которого подобает тепло встретить и поприветствовать, – это святой и могучий дух христианский. Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как сначала воскрес Он по плоти, а затем и вознесся с плотию; 2) как по смерти души праведных людей первыми возносятся на небо, тогда как [их] тела чают всеобщего воскресения, всеобщего преображения и всеобщего вознесения. Проповедь о силе, подаваемой Богом словам пророческим

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так продолжалось семь дней и ночей, после чего воины известили о сем Аврелиана. Он, выслушав их, сказал: – Как сильно волшебство христиан! мы не могли победить их даже и по смерти. И повелел Аврелиан воинам уйти со стражи, но не днём, а ночью, дабы не быть в посмеянии у христиан. При наступлении дня, христиане, увидав, что стражи нет, взяли многострадальные тела святых мучеников Павла и Иулиании и с честью погребли их. Господу нашему Иисусу Христу, царствующему вместе со Отцом и Святым Духом слава и честь, всегда, ныне и во веки веков. Аминь. 1722 Птолемаида – город в Финикии, к югу от Тира, на север от горы Карюсла. Здесь Ап. Павел останавливался во время своего последняго путешествия в Иерусалим и целый день провёл среди христиан ( Деян.21:7 ). 1724 Зевс, или Юпитер – греко-римский бог, почитавшийся яэычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей. По сказаниям языческих писателей, Зевс, для обольщения какой-либо женщины прибегал к подобным превращениям: так к Даносе он сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком. Аполлон – бог древних греков и римлян, почитался богом света, в особенности солнечного, также умственного просвещения, поэзии и музыки, богом прорицателем, врачевателем болезней и хранителем всякого гражданского порядка. Латона – по сказанию мифологии до Геры жена Зевса, с которым она прижила Аполлона и Артемиду (или у римлян Диану – богиню родов, охоты и луны); она является любимою Зевсом и в то время, когда он был женат на Гере и преследуется ревнивой Герой по всей земле, пока не родила на Делисе у горы Кинфа Аполлона. Дионис, или Вакх – бог винограда и виноделия. Мать его Семела, дочь Кадма, отец 3евс; рождение Диониса святой называет прелюбодеянием, так как, по сказанию мифологии, Зевс прижил его от Семелы, когда имел жену – Геру. Юнона, – римское название греческой Геры – жены Зевса. Этого рода сказания язычников о Зевсе показывают, насколько языческая религиозная мысль уклонилась с истинного пути богопознания, дойдя до обоготворения в лице своих богов поступков, которое осуждает здоровое, естественное нравственное чувство даже в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

121 ...на девятой песьни... – 9-я песнь канона, традиционного песнопения православного богослужения (здесь, скорее всего, канона св. Николаю), обычно была последней по счету. 122 ...во всей своей святительской одежи... – Одежда – облачения восточных патриархов – отличалась великолепием; например, верхнюю одежду – саккос – шили из бархатных или шелковых орнаментированных тканей; головной убор – митру – украшали шитьем и драгоценными камнями. 123 ...турки, арапи... всяких вер люди... – Вместе с народами здесь названы еретики с точки зрения ортодоксального православия – ариане, несториане, яковиты, тетродиты. 124 ...паши и соньчаки... – Паша – высший чиновник в мусульманских странах; санджак – правитель округа в султанской Турции. 127 ...царь Сулиман турский... лета 7022 (1514)-го. – Завоевание Египта турецким султаном Селимом I на самом деле относится к 1516 г. 128 ...и того царя Гаврила взял и велел его обесити. – На самом деле был повешен на вратах Каира Туман-бей. 129 ...на патриаршестьве 85лет... служил три лета. – Нами уже отмечалось, что по одним данным, Иоаким был патриархом александрийским с 1529 по 1565 г.; по другим – с 1486 по 1565 г. 131 ...святый страстотерпец Георьгий... образ Георьгий... – Св. Георгий – каппадокиец, был знатным воином (III в.). За проповедь христианства был обезглавлен в Никомидии около 303 г. Легенды приписывали чудотворную силу иконе, написанной по молитвенному обещанию патриарха Иоакима. 132 ...святых мученик Серьгия и Вакха, да... ...мученицы Варвары. – Перечисленные церкви находились в средневековом Каире. Сергий и Вакх были римляне, Варвара родом из Финикии. Все они были казнены за приобщение к христианской вере при императоре Максимиане в нач. IV в. 134 ...монастырь святого Арьсения... Аркадия и Онурия... – Монастырь св. Арсения под Каиром был посвящен Арсению Великому (354–449), который в молодости был воспитателем сыновей византийского императора Феодосия I (379–395) Аркадия и Гонория. 136 ...в суботу о Дьмитрееве дни. – День почитания популярного в странах христианского Востока святого Димитрия Солунского – 26 октября. В 1558 г. он приходился на четверг, в 1559 г. – на пятницу, а в 1560 г. – на субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010