Когда святые были введены на это богопротивное собрание, Максимиан приказал, чтобы они вместе с ним поклонились идолам, принесли жертву и вкусили бы от идоложертвенных приношений. Но Сергий и Вакх не хотели исполнить сего царского приказания. – Мы имеем, – говорили они, – Бога на небе, Бога не ложного и не бесчувственного, как бесчувственны ваши идолы, но истинного и живого, содержащего в Своей власти весь мир, и Ему поклоняемся. И они начали обличать царя за его зловерие, что он честь, подобающую Единому Богу, воздает идолам – слепым, глухим и немым. Тогда царь, разгневавшись, велел снять с них все отличия их высокого сана: и воинские пояса, и золотые гривны, и перстни, и все одежды и для поругания одеть их в женскую нижнюю одежду, и возложить на шеи их железные обручи. В этом виде святых стали водить по городу, – дабы, таким образом, столь славные и знатные вельможи римские всем народом были поруганы и осмеяны за почитание Единого истинного Бога и поношение ложных языческих богов, или, лучше сказать – самих бесов, коим не захотели принести жертвы сии рабы Божии, уже принесшие себя в жертву Христу. По окончании богопротивных жертвоприношений, Максимиан возвратился в свои палаты и, сжалившись над Сергием и Вакхом, так как очень их любил, призвал их к себе и сказал: – Любезные и верные мои друзья! Зачем вы задумали обесчестить наших богов, и опечалить царя своего, который столь милостив и благосклонен к вам? Зачем и на себя навлекли такое бесчестие? Хотя я вас и очень люблю, однако, не могу терпеть поругания над моими богами и должен буду предать вас мукам, даже вопреки своему желанию. Посему прошу вас, друзья мои, оставьте вы этого Сына Тектонова 6399 , Коего евреи как злодея повесили на кресте со злодеями, и не увлекайтесь христианскими баснями и волхвованиями; обратитесь снова к нашим великим богам, и я вам окажу еще большую честь и еще большую милость мою к вам, и будете вы пользоваться моею любовью и нераздельно со мною наслаждаться всеми благами моего царства. Но Сергий и Вакх, не желая ради царской любви отпасть от любви Божией и ради временных благ лишиться вечных, не послушались царя. Исполненные благодати Духа Святого, они дерзновенно и убедительно стали доказывать царю все бессилие его ложных богов, смело исповедовали пред ним могущество и Божество Иисуса Христа и советовали царю самому познать сию небесную истину. Нечестивый царь, сердце коего было ожесточено, разум же ослеплен, не принял их доброго совета и, напротив, воспламенился еще большим гневом и яростью. По любви своей к ним, не желая сам предать их мукам, он отослал их к восточному игемону 6400 Антиоху. Этот человек был жестоким гонителем и мучителем христиан; игемонского сана он достиг чрез ходатайство Сергия и Вакха пред царем и после того был отправлен на Восток. К сему игемону теперь и были отправлены святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сергий, + ок. 300, святой мученик, занимал высокую должность в войске императора Максимиана, как и святой Вакх, тайно исповедал христианскую веру. На основании доноса Сергий и Вакх были заключены под стражу. Максимиан отослал святых к правителю восточной части Сирии Антиоху, отличавшемуся жестоким отношениям к христианам. Антиох приказал бить святого Вакха бичами без милосердия, и мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги, набитые гвоздями и отвели в другой город, где усекли мечом 104 Сид Кампеадор, 1045–1099, национальный герой Испании, участник Реконкисты. Настоящее имя Родриго Диас де Бивар, розвище «Кампеадор» означало «Боец», а «Сидом» (господином) его прозвали арабы 178 Сильвестр, + 1566, протопоп Благовещенского собора, один из авторов редакции «Домостроя» 153 Симон (в православном крещении – Семен) Лугвен Ольгердович, 1355–1431, Мстиславский (с 1392 г. и до конца жизни) и новгородский (в 1389–1392 и 1404–1412 гг.) князь, четвертый сын великого князя Литовского Ольгерда. Прослыл удачливым полководцем: в 1404 г. присоединил к Великому Княжеству Литовскому Смоленск, затем Воротынск, отличился с новгородскими полками в знаменитой Грюнвальдской битве. Основал близ Мстиславля (1407 г.) Онуфриевский монастырь 163 Солженицын Александр Исаевич, 1918–2008, русский писатель-историк, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970 г.). Был репрессирован, отбывал заключение с 1945 по 1953 г. в лагерях и тюрьмах НКВД–МВД, что впоследствии отразил в своих произведениях («В круге первом», «Республика Труда» и др.). Был реабилитирован в 1957 г. Однако после выхода за рубежом его романа «Архипелаг ГУЛАГ» в 1974 г. был арестован, затем выслан из СССР. Вернулся в Россию в 1994 г. 177 Солон, ок. 640 – ок. 560 до н.э., афинский государственный деятель, законодатель, поэт. Греки причисляли его к семи мудрецам. Происходил из аристократов, считался потомком последнего царя Афин Кодра. В 594 г. до н. э. был избран архонтом и провел ряд важнейших реформ. Главной из них была «сейсахфейа» – отмена долгов и рабства за долги. Отныне афинский гражданин не мог стать рабом из-за невозвращенного долга, проданные ранее за долги на чужбину афиняне были возвращены домой. Солон ввел также деление граждан на четыре имущественные группы (по размерам годового дохода). Граждане всех четырех групп обладали правом участия в народном собрании (экклесии) и в суде (гелиэйе). В учрежденный Солоном Совет 400 (предварительно обсуждавший все предложения и законопроекты для экклесии) выбирались представители трех первых групп, на высшие должности – только первой 24

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повторю ранее молвленное: в народных обрядах пестрым и тугим клубком свивалось христианское и языческое, отчего даже знатоки крестьянского мира терялись в суждениях, смутно чуяли границы богоугодного и богопротивного. Вспомним рождественские святки... Бытует мнение, что свят­ки отмечались и в языческой Руси, в честь идола Святовита, идолослужение которому совпадало с поворотом солнца с зимы на лето, что сулило победу Святовита над нечистой силой, - света над тьмой, лета над зимой. А так же издревле свиатки - души предков, а посему русичи на святки поминали усопших предков кутьей, блинами, оладьями; и попутно, разумеется, ворожили, волхвали, гадали о грядущем лете. Отзвуком древних поминальных обрядов выжил лишь обычай в Рождественский Сочельник жечь во дворах солому, чтобы прилетающие души покойных родичей могли обогреться. Крестьяне после Крещения Руси запамятовали о Святовите и свиатках, и осознали, что святки, - святые дни от Рождества Христова и до Крещения Христова; но в святочных обрядах все же слышались отголоски славянской древности, зрелось смешение христианского и языческого, ибо зачинались святки с христославления, а завершались колядованием. И кого же славили миряне: Коляду или Христа? По мнению Николая Ка­рамзина, идол Коляда у древних славян, яко древнегреческий Вакх, - покровитель пиршеств, кои по языческой вольности обращались в буйные вакх аналии. Дерзаю предположить, что понятие Коляда могло быть связано со значением слова ляд - черт; в народе говорят: на кой ляд нужно!.. Подобным образом толкуется у этнографа Александра Афанасьева бранное слово - баба ляда, то есть чертова баба. А посему колядование, че­ствование Коляды, связано с лядом, - бесом окаянным, и, разумеется, в святые дни для православных грешно после христославления еще и колядовать. Славление Коляды - идолослужение, смертный грех языческого беснования; но бытовали у крестьян хотя и грешные, но потешные суеверия... Скажем, во время святочного христославления, если сельский батюшка заходил в избу, то суеверные домочадцы старались усадить его на лавку, предварительно застеленную холстиной. Сие творилось простодушными крестьянами для того, чтобы плодились куры-наседки и пчелиные рои, которые и покрывают тем куском холста или рядна, на котором сидел священник. Так же на Рождество Христово суеверные крестьяне опутывали ноги столу, чтобы скот не бегал, не терялся.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Прочтя царскую грамоту, Антиох приказал заключить Сергия и Вакха до утра под стражу. Утром же, войдя в преторию [ 6 ], он сел на судейском месте и, поставив пред собою святых мучеников, стал так говорить им: — Отцы и благодетели мои, исходатайствовавшие мне сей сан, виновники настоящей моей славы, — как изменилось ваше положение! Ныне я сижу пред вами как судья, вы же, связанные узники, стоите предо мною, — вы, которым я прежде предстоял как слуга. Молю вас, не причиняйте себе такого зла, послушайте царя и принесите жертву богам, — и вы снова получите ваш прежний сан и снова будете почтены славою; если же вы сего не сделаете, то я, вопреки даже своей воле, должен буду муками принудить вас к исполнению сего царского повеления: ведь, вы сами слышали, что мне приказывает царь в своем послании. Посему, господа мои, будьте милосерды сами к себе, а также и ко мне, ибо я вовсе не желал бы для вас, благодетелей моих, быть жестоким мучителем. Святые отвечали ему: — Напрасно ты хочешь речью своею прельстить нас: для ищущих небесной жизни — и честь, и бесчестие, и жизнь, и смерть — решительно безразличны: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Филип.1:21).. И многое другое говорили Сергий и Вакх, укоряя и обличая идолослужение и безбожие нечестивых. После сего Антиох, разгневавшись, повелел посадить святого Сергия в темницу, а Вакха, обнаживши и разложивши на земле, бить беспощадно. Святого били по всему телу столь долгое время, что даже слуги, бившие его, изнемогая от усталости, чередовались друг с другом. От этих побоев тело св. мученика как бы отпало от костей, и кровь из него лилась как вода. Среди таких мучений святой Вакх предал душу свою в руце Господу. Тело Христова страдальца Антиох повелел вынести из города и бросить его где-нибудь подальше на съедение зверям и птицам. Но Господь сохранил кости его: некоторые из христиан, скрывавшихся из-за страха к идолослужителям вне города, в пещерах и оврагах, ночью вышли из своих убежищ, взяли тело святого и с честью погребли его в одной из тех пещер, в коей прятались сами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мученики Сергий и Вакх были важными сановниками в Риме и самыми близкими к императору Максимиану. Исповедуя Христа, они скрывали это. Завистники донесли на них императору, что они не кланяются идолам. Царь не верил доносу и для испытания нарочно назначил празднество богам. Сергий и Вакх не явились в капище. Царь велел привести их силой, но они обличили и самого царя в нечестью. Тогда царь отдал святых на посмеяние народу. Затем ему стало жаль своих любимых сановников, и он, призвав их к себе, сказал: «Зачем вы разгневали богов и меня и зачем причинили себе такое бесчестие? Оставьте христианские басни и обратитесь к великим нашим богам. Но святые советовали и ему самому принять христианскую истину. Тогда Максимиан, не желая сам мучить своих любимых вельмож, отослал их к Антиоху, правителю Востока, ненавистнику христиан. Антиох был обязан святым Сергию и Вакху своим высоким положением. «Отцы и благодетели мои! – сказал он святым. – Будьте милостивы не только к себе, но и ко мне; я не жлал бы предавать вас мучениям». Святые отвечали, что для них Христос – жизнь, и смерть за Него – приобретение. Тогда разгневанный Антиох приказал бить св. Вакха без милосердия, так что он скончался от этого. Св. же Сергию отсечена была голова. Это было около 300 г. Части мощей святых Сергия и Вакха хранятся в Ватопедском монастыре на Афоне. Мученики Иулиан пресвитер и Кесарий диакон пострадали за Христа при императоре Клавдии, в III веке. Кесарий, придя в город Терракинию в Италии, и увидев языческие жертвы, попрал их ногами. Его заключили за это в темницу, а потом связанного повлекли силой к капищу идола Аполлона. Лишь приблизился святой к капищу, как оно рушилось, задавило весь народ и жрецов, бывших в нем. Здесь к Кесарию присоединился пресвитер Иулиан. Их обоих приказано было бросить в море. Тела святых мучеников выплыли наверх и были погребены христианами. Мощи св. Кесария почивают в Риме. Мученик Полихроний пресвитер был сыном земледельца. Отец воспитал его в благочестии. Достигши совершеннолетия, он пришел в Царьград и нанялся работать в винограднике. Служа работником, он вел жизнь подвижническую, так что хозяин виноградника удивлялся ему. Вручив много золота св. Полихронию, хозяин отпустил его. Святой построил храм на это золото и сам поступил в клирики. В сем звании он присутствовал на 1-м Вселенском Соборе. Пострадал от ариан уже пресвитером. Ею убили мечом в алтаре, у жертвенника..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Светила два от запада возсиявша,/противно землю тогда держащу нечестивому, творяща шествие,/к твоему же востоку приидоша светоносному, Христе, и спасительному. Ни огнь, ни меч, ни гонения, ниже раны благочестиваго разума о Бозе разлучи вас,/жизнь бо преобидесте кончаемую, Его ради, достославнии,/и приясте блаженную сладость и негиблющую. Светильницы истинно нелестнии/твердь Церкве Христовы озаряют светом Божественнаго сияния/и души благочестивых возвеселяют, чудес зари испущающе. Вакх Божественный и преизящный Сергий,/летным пременением благочестия рачители и мучениколюбцы духовно на пиршество призывают,/доблести своя предлагающе. Богородичен: Оружие, двери Едемския хранящее, уступает ныне верным/и приемлет светло Честною Кровию/из Твоего чрева Рождшагося, Всенепорочная,/знаменаныя видящее и благодатию. Песнь 5 Ирмос: Просветивый сиянием/пришествия Твоего, Христе,/и осветивый Крестом Твоим мира концы,/сердца просвети светом Твоего Богоразумия/православно поющих Тя. Прогнавше лесть истины оружием, и мучителей раны крепко претерпевше,/и победителе бысте, от Христа венчавшеся,/и ныне достойно веселитеся. Укрепляеми непобедимою силою и благодатию Троицы,/двоица мученик низложи тьмы князя и тому порабощеныя,/тем честно ублажаются. Терпением, и душевным мужеством, и крепостию помысла/двоица мученик славная превзыде всю гонителей горькую ярость/и со Ангелы водворяется. Богородичен: Возсияла еси, Богомати, яко утро,/Солнце незаходимое, соединеное плотию по Ипостаси,/на руку носящи, Истинныя Правды:/тем Тя вси прославляем. Песнь 6 Ирмос: Обыде нас последняя бездна,/несть избавляяй,/вменихомся, яко овцы заколения,/спаси люди Твоя, Боже наш:/Ты бо крепость немощствующих и исправление. Целений источники мученик мощи богатно источают;/почерпем усердно, убо вернии, и страстотерпцы ублажим,/славнаго Сергия и Вакха приснословущаго. Ненавидяще беззаконных совселения и прелесть упраздняюще,/Небесное шествие благостоянно Сергий и Вакх шествоваху/и ко Христову достигоша пристанищу невлаемому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Только в крепкой вере в Бога и духовный мир человек найдет полное утешение в скорбях жизни, получит терпение в болезни, спокойствие в виду смерти, за которой начнется вечно блаженная жизнь для верующих и любящих Бога и ближних, и разрешит все тревожные вопросы жизни, которые терзают ум всякого мыслящего существа. в)  Какие средства можно указать против сомнения? Искренность сердца и простота души, подлинное желание обладать истиной, пламенная молитва к Богу об умножении веры в наших сердцах, беседы с людьми верующими, чтение слова Божия, посещение богослужения, жизнь по правилам христианской религии, которая опытно убедит каждого в истинности и божественности христианства, внимание к путям и обстоятельствам своей жизни – вот средства против сомнения. Этими средствами обладал св. апостол Фома, и потому временное сомнение его сейчас же перешло в полную и непоколебимую веру, выразившуюся в воззвании: Господь мой и Бог мой! В противном случае человек даже при наглядных доказательствах истинности веры может сомневаться, и сомнение его может перейти, наконец, в неверие. III. Молитвами св. апостола Фомы, испытавшего всю опасность сомнения на себе, да избавит Господь нас от духа сомнения или да обратит его в дух веры и твердого упования на Бога, который есть крепкий щит против всех бедствий и превратностей жизни и даже против самой смерти. (Прот. Г. Дьяченко). Седьмой день Свв. мученики Сергий и Вакх (О том, почему христиане всегда должны радоваться о Господе) I. Cbb. мученики Сергий и Вакх, заслуженные воины, память коих празднуется сегодня, были любимцами императора Максимиана и пользовались большим уважением при римском дворе. Несмотря, однако же, на общее уважение к ним, как к «мудрым в совете и храбрым на войне», Максимиан, ненавистник христиан, узнав, что они также принадлежат к верующим во Христа, употребил сначала все старания, чтобы отклонить их от истинной веры, но, не успев в этом, отправил их к Антиоху, правителю одной из сирийских областей, с предписанием ему уговорить Сергия и Вакха отречься от Христа или предать их жесточайшим истязаниям и смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сила Божия в немощи человеческой свершается. Промыслительно отсутствовавший при первом явлении воскресшего Господа ученикам и усомнившийся в их рассказе апостол Фома сподобился при втором явлении Спасителя «вложить персты свои в раны Его» и, коснувшись «животворящего ребра Его», получить особую благодать свидетельства о Воскресении Богочеловека и действительности вечной жизни. Так святой апостол «неверием своим привлек верных на веру», сомнением своим, по слову святого Иоанна Златоуста , «отсек всякое сомнение». Пример его учит нас с верой и покаянием припадать душой к язвам Спасителя для уврачевания своих язв, для искоренения грехов и сомнений. По Вознесении Господнем, святой апостол Фома, «свидетель Боговоплощения», был послан Христом «яко луч многосветлый во Индию», где «идольские храмы разорил» и воздвиг благодатью Божией Индийскую Церковь . При Успении Пресвятой Богородицы святые апостолы от концов земли пренесены были «во облацех» к честнбму Ее одру. Лишь один Фома, по особому смотрению Божию, не успел к погребению. Только на третий день он пришел в Гефсиманию. По братской любви апостолы решились открыть гроб, чтобы он мог отдать последнее целование Божией Матери. Но когда был отвален камень, гроб оказался пуст. Так свидетель Воскресения Христова, апостол Фома, единственный из учеников, осязавший прославленную плоть Господа, стал по Промыслу Божию, вместе с собором святых апостолов, свидетелем Воскрешения Сыном Божиим Пречистой Его Матери и вознесения Ее с телом в Горние Обители. После сорока лет апостольского служения, в 73 году, «подобник муке Христовой», он и сам удостоен был «в язвы Христовы облечься», приняв мученическую кончину от рук язычников. Святые мощи апостола Фомы покоятся в индийском городе Мадрасе, в храме его имени, у самого берега Индийского океана. 7-й день Мученики Сергий и Вакх Мученики Сергий и Вакх были военачальниками в войске императора Максимиана (284–305). Когда императору донесли, что они христиане, святых подвергли осмеянию. Мучеников, одетых в женские одежды, с железными обручами на шее водили по городу. После этого правитель Восточной Сирии Антиох приказал умертвить святого Вакха. А святого Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом († ок. 300).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Царь думал, что они устрашатся его лютости, молва о которой разнеслась по всей империи, и в то же время постыдятся быть во власти того, кто прежде был почти рабом их и, таким образом, из-за страха и стыда отрекутся от Христа. Но если бы сего и не случилось, то царю, во всяком случае более было желательно, чтобы они были замучены в дальней местности, чем у него на глазах. И вот святых в оковах повели из Рима. По прошествии целого дня пути, воины, сопровождавшие их, остановились на ночлег в гостинице. Здесь, в полночь, когда воины, которые их вели, крепко спали, Сергий и Вакх встали на молитву и начали просить у Бога силы — мужественно претерпеть все предстоявшие им страдания. Когда они молились, им явился Ангел Господень, осиявая их небесным светом и укрепляя следующими словами: — Дерзайте, рабы Христовы, и как добрые воины вооружитесь на диавола: вы его скоро победите. После сих слов Ангел стал невидим. Сергий и Вакх, исполнившись неизреченной радости, стали воссылать хвалу Господу, благоволившему посетить рабов Своих таким ангельским явлением. В продолжение всего своего далекого пути на Восток святые мученики проводили время в молитве и псалмопении, и таким образом вооружались еще более на невидимых духов злобы. Пройдя многие города и селения, они, наконец, дошли до восточного города Варвалиссо [ 5 ], где в то время находился игемон Антиох, которому воины и отдали приведенных узников, — вместе с царскою грамотою такого содержания: — Максимиан, вечный царь, Антиоху, игемону страны Восточной. — Радуйся! Боги наши не допускают ни одному человеку, а особенно поборникам и слугам царства нашего быть людьми злочестивыми и не участвующими в жертвоприношениях им; по сему мы осудили Сергия и Вакха и, как последователей злочестивой христианской веры, сочли их заслуживающими смертной казни. Но так как они недостойны принять наказание от самого царя, то мы прислали их к тебе. Если они, раскаявшись, послушают нас и принесут жертву богам, то окажи им снисходительность и освободи от назначенных мук; при сем обещай, что и мы будем к ним милостивы, и что каждый из них получит прежнее свое достоинство и заслужит от нас благосклонность большую прежней. Если же они не будут повиноваться и останутся в прежней злочестивой вере, то предай их заслуженным мукам и осуди на смерть чрез усекновение мечем. В надежде долгой жизни — будь здрав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мон-рь обладает уникальной коллекцией энкаустических икон VI-IX вв. Исследователи выделяют среди сохранившихся памятников неск. художественных традиций - к-польскую, египетскую и сиро-палестинскую. Иконы «Христос Пантократор» (VI - 1-я пол. VII в.), «Богоматерь на престоле, со святыми Феодором Тироном и Георгием», «Ап. Петр» атрибутируются столичной мастерской, тогда как «Вознесение» с образом Спаса Еммануила, сидящего на радуге, и «Три отрока в пещи огненной» (обе датируются в пределах VI-VII вв.), вероятно, были выполнены на востоке империи. Появление в мон-ре нек-рых из этих икон связывают с имп. дарами, напр., по мнению Хадзидакиса, икона «Христос Пантократор» могла быть даром имп. Юстиниана и иметь отношение к мозаичной иконе Спасителя на воротах главного входа (Халка) в комплекс Большого дворца в К-поле . 4 небольшие энкаустические иконы VI-VII вв.: «Св. Иоанн Предтеча», «Богоматерь с Младенцем», «Святые Сергий и Вакх», «Мученик и мученица (Святые Платон и Гликерия?)» - из коллекции Порфирия (Успенского) также неоднородны по своим художественным характеристикам. Икону «Св. Иоанн Предтеча» ученые склонны относить к искусству Египта и датировать V-VI вв. Мнения об иконе «Богоматерь с Младенцем» различны: часть исследователей (Кондаков, А. Грабар, В. Н. Лазарев (публикация 1947)) полагают, что она была выполнена в Египте, другие (Д. В. Айналов, Вайцман, Лазарев (публикации 1967-1986)) - в К-поле; в отношении даты большинство склоняется к VI в. Икону «Святые Сергий и Вакх» связывают, как правило, с Египтом, но не исключают ее к-польское происхождение (Айналов, Вайцман), датируется в пределах VI-VIII вв. Остатки надписей с именами святых на иконе «Мученик и мученица» (V-VII вв.) прочитывали по-разному ( Этингоф. 2005. С. 553-559), преобладает мнение о ее принадлежности к сиро-палестинскому кругу. Др. группа древнейших синайских икон, выполненных темперой, создана в традициях вост. искусства VIII-IX вв. в Сирии или в Палестине (т. н. сиро-палестинская мастерская). К ней принадлежат: «Распятие» (VIII в.), «Рождество Христово» (VIII-IX вв.), «Вознесение» (IX-X вв.), средняя часть триптиха с сохранившимися композициями - «Рождество Христово», «Введение во храм Богородицы», «Вознесение», «Пятидесятница» (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010