Мефодия. Надо полагать, это было сделано с нарочитым умыслом в эпоху христологических споров; составителю слова хотелось опереться на авторитет прославленного отца Церкви 124 . Слово «На Неделю Ваий» – типичное произведение византийской риторики позднего периода – не имеет никаких данных, которые могли бы свидетельствовать в пользу его включения в число подлинных произведений св. Мефодия 125 . Слово «На Вознесение Господне», сохранившееся в армянском переводе с именем св. Мефодия (cod. armen. Paris, 46 et 85, ed. Pitra. «Analecta Sacra», vol. IV), равным образом не может быть признано его подлинным произведением 126 . Видный русский патролог – архиепископ Филарет (Гумилевский) , опираясь на результаты ранее произведённых исследований, также не находит сколько-нибудь веских оснований для признания слов «О Симеоне и Анне» и «На Неделю Ваий» подлинными произведениями св. Мефодия 127 . Данные о вероятной последовательности появления важнейших произведений святого Мефодия Внутренние текстуальные данные хронологического характера в творениях св. Мефодия очень малочисленны. В то же время такой общеупотребительный хронологический критерий, как наличие определённой эволюции во взглядах автора на те или иные вопросы, в данном случае может быть применён лишь с большими оговорками; св. епископ выступает во всех своих творениях как представитель неизменной, устойчивой церковной традиции. Если иметь в виду догматику, то в тексте его творений практически невозможно подметить элементы развития или сдвига в какую-либо сторону. Можно утверждать, что в принципиальных вопросах все известные нам творения св. Мефодия проникнуты одним и тем же духом, а высказываемые им в разных произведениях мысли и представления самым тесным образом объединены и связаны между собой. Известного рода развитие – как в формулировках, так и в построении речи – можно проследить лишь в отношении св. Мефодия к оригенизму: антиоригенистические мотивы в его произведениях, по наблюдениям компетентных исследователей, нарастают с течением времени 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

пастырь агнцем назван, да как бы голосом Моим тебя очаровав, привлеку [к Себе] и ради тебя душу хочу положить, да тебя от руки волка исхищу, все терплю, желая, чтобы ты восклицал: «Благословен, грядущий Адама воззвати!» 13 Но после слов показывает и дела: горожан опередил и всех возбудил врагов Его гимн детей. Подняв же взор, пристально посмотрел на Сион и плач о нем составив, возгласил: «Возрыдай, Иерусалим! Ибо ты нашел детей отцов учителями сынов твоих. Ты молод [т. е. полон сил] для зла и лукавства, а ко благу [тебя] старость отягчает, [эти дети] лучшие тебя, кричащие Мне: «Благословен, грядущий Адама воззвати!» 14 Ныне к тебе приду и, покинув тебя, отвергну, не потому что возненавидел, но потому что ты, возненавидев, схватил Меня и Моих [учеников]. Крест Мне устроили за что чада твои, ради которых море как хитон раздрал жезлом пред ними? Высекают [Мне] гроб из-за чего [те], которым подал в защиту облако? Но радуюсь, так как их ради пришел, и терплю страдание, нуждаясь в пропавшем, чтобы нуждающиеся во Мне говорили: «Благословен, грядущий Адама воззвати!» 15 Так бессердечие [их] обличив, видящий сердечное [расположение], входит со всеми детьми в Храм, как иерей всего [мира]. В дом Отца Своего Сын явился и изгнал вместе продающих и покупающих, сказав: «Никто пусть не остается здесь – переселяемся отсюда Я и Отец вместе и Дух. Ныне нашли [Мы] жилище – дух кротких, преданно взывающих Мне словами: «Благословен, грядущий Адама воззвати!» 16 Сыне Божий всесвятый, с воспевающими Тебя [и] нас сопричисли и приими прошение рабов Твоих, как детей некогда [принял]. Помилуй [тех], которых сотворил, [среди] которых, любя [их] вселился. Мир даруй Своим церквам, колебаемым от врагов, и мне разрешение низпосли, Спаситель, грехов моих, внуши мне говорить, что [Ты] хочешь и как хочешь, да не сделает печаль расслабленным ум мой, покажи меня совершенным, [чтобы я] взывал [Тебе]: «Благословен, грядущий Адама воззвати!» 1 Три начальныя песни этого творения св. Романа вошли в наше богослужебное чинопоследование утрени на неделю Ваий. Первая поется (читается) после третьей песни канона под именем ипакои; вторая и третья – после 6-й песни, под именем кондака (самогласна) и икоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Слово в неделю ваий 77 Кротость ваша разумна да будет всем человеком ( Флп.4:5 ). Кротость есть одна из самых привлекательных добродетелей. Всякий уважает её, хотя в других, если не имеет её в самом себе. Кроткие начальники вожделенны для подчиненных, а кроткие подчинённые – для начальников; кротких родителей любят дети, а кротких детей – родители. Кротость есть существенное свойство любви, а любовь есть союз совершенства. И воспоминаемое ныне событие не ознаменовано ли торжеством кротости? Господь Иисус торжественно входит во Иерусалим, как Царь, но Царь кроткий, всед на осля и жребя сына подъяремнича ( Мф.21:5 ); народ сретает Его и принимает с непритворным усердием и радостными восклицаниями. Иерусалим, избивый пророки и камением побиваяй посланныя от Бога ( Мф.23:37 ), был бы достоин того, чтобы Господь вошёл в него, как праведный Судия; но Господь воспомянул о давно минувших ужасах Иерусалима, и выразил Свою кротость скорбию и слезами: и видев град, плакася о нем ( Лк.19:41 ). И чтенный ныне Апостол не возвещает ли преимущественное достоинство кротости, говоря: кротость ваша разумна да будет всем человеком. Чего желал св. апостол Филиппийцам, того желает и всем христианам. Итак, настоящее торжество Св. Церкви поучает нас кротости. Служителю ли слова не сказать нескольких слов об этой прекрасной добродетели? Кротость разнородна. Есть кротость естественная, которая зависит от природного характера; есть кротость светская, или мирская, которая приобретается воспитанием в училищах земной мудрости, и есть кротость христианская, которой поучает Слово Божие и пример Иисуса Христа. Кротость от природы есть бессилие ума и воли. Посмотрите на человека, имеющего эту кротость: он похож на то кроткое животное, которое боится всего и трепещет всего. Чтобы своим противоречием ложным мнениям и пагубным заблуждениям века не подвергнуть себя неудовольствию других, гневу и оскорблению, он допускает их распространяться в обществе, тогда как имеет власть и средства осудить их и опровергнуть, и чтобы своим противодействием делу неправды не нарушить своего чувственного спокойствия, он соглашается с ним во вред ближнего своего. Кроток ли он, когда боится всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

243 начало. 745 Описания позднейшего их совершения: первого в Вифлиофике, VI, 163 и X, 2, второго ibid. XI, 3 (VI, 221). 749 Dialogus contra haereses с. 23, у Миня в Патрологии t. 155, р. 113 sub. fin. [В Ипатской летописи под 1146г., 2 издание стр. 228, называется воевода одного князя Иван Халдеевич. Этим даётся до некоторой степени знать, что тогда был уже у нас в обычае обряд пещного·действия.] 751 См. хронограф Малалы в Патрологии Миня t. 97, p. 701 и 704 и Рейский Комментарий к De Ceremoniis Константина Порфирогенита, к 19 главе II книги примечание 67,– у Миня в Патрологии t. 112, р. 1143. 752 Константин Порфирогенит в De ceremoniis lib. I, с. 32, у Миня в Патрологии t. 112, р. 412, Кодин De officiis Constantinopolitanis cap. 10, у Миня ibid. t. 157, p. 84. 753 См. у Дюканжа в Gloss. Graecit под словом βαοφρος μρα. [Выписку из, одного западного писателя начала XVII века об обряде входа в Иерусалим в неделю Ваий, совершавшемся в Иерусалиме, см. у Снегирёва в Русских простонародных праздниках, III, 172.] 754 На Западе в средние века духовенство ездило в неделю Ваий на деревянных ослах, которые таскаемы были мальчиками (Handbuch der christlich-kirchlichen Altertümer von Siegel, IV, 172 начало). Но производить наш обряд от этих западных деревянных ослов нам вовсе не представляется вероятным. 755 Что, впрочем, должно быть понимаемо далеко не совсем в точном смысле: у Греков нет ни одного славянского святого; между самими Славянами – у нас Русских не все святые сербские и болгарские, у Сербов и Болгар наоборот; у нас и у других Славян нет позднейших греческих святых: ни у Греков ни у кого из Славян вовсе нет грузинских святых. Следовательно, сказанное прилагается в точном смысле только к древним греческим святым. Святцы, по-славянски святьци, есть множественное слова святьць; а последнее значит или есть то же, что – святые (Словарь Востокова); следовательно, название святцы значит святые, т. е список, каталог святых (а святки от единственного числа святок,– летопись под 1097г.– «останися на святок»,– праздники).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Поучение в неделю Ваий. (О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог). Преподобного Феодора, игумена Студийского и исповедника Братия и отцы! Божественный Апостол Павел, желая возбудить нас от лености к тщанию и усердию, говорит: братие! радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся ( Флп. 4:4 ). Имейте, говорит Апостол, всегда духовную радость, которой не возбраняют и не истребляют мирские заботы: посему и говорит он: „о Господе“, т. е. жительствуя и подвизаясь по Богу, стяжавайте и благодать Божию. Кротость и смиреномудрие ваши разумны да будут всем человеком: Господь близ. Ни о чем же пецытеся ( Флп. 4:5, 6 ); т. е. Господь близок к вам, говорит он, чтобы освободить вас от всякой нужды и искушения, а посему не бойтесь, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. Ибо Он готов помогать молящимся Ему. Итак, не будем нерадивы в Божественных подвигах; напротив, будем крепиться и с усердием совершать дело, к которому призвал нас Бог, облекший нас в одежду спасения, в хитон нетления и веселия. Он искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе, ею же Христос нас свободи, стойте ( Галат. 3:13; 5:1 ); и не будем опять рабами греха. Не будем пленниками страстей плотских. Ибо всякий, бывший рабом какого-либо нечестивца и злодея, и получивший свободу, захочет ли опять по своей воле быть рабом оному варвару? Напротив, не будет ли он, сколько возможно, убегать его, радуясь, что освободился от тягости рабства? Впрочем, если кто бывает рабом человека, это еще не велико зло, поскольку Апостол говорит: „раб ли был еси“, не думай, что рабство служит тебе препятствием к благочестию и ко спасению твоей души. Но аще и можеши свободен быти, лучше терпи в повиновении, дабы через тебя прославилось имя Божие. Ибо кто – раб человека, и вместе с тем верен, благоговеен пред Богом, тот свободен; и опять: кто свободен, тот – раб Христов: тем более мы, которых освободил Христос от греха и рабства диавольского ( 1Кор. 7:21, 22 ). Посему мы, сколько возможно, должны дальше убегать от греха. Или не знаете, сколько зла причинил нам грех ? Не он ли изгнал нас из рая? не он ли ввел в мир смерть, тогда как мы были бессмертными? не низверг ли нас с неба, и вверг в эту многоскорбную земную жизнь? Не от греха ли произошло и происходит всякое зло? Будем же убегать его, как истого зла, и, как подобает возненавидим его; а возлюбим, напротив, добродетель, которая побуждает Ангелов любить человеков и соделывать их равными себе, и не ангелами только, но и богами, как и в псалме сказано: аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Псал. 81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

278 2 Тропарь 7 песни канона на Богоявление, творение Козьмы Маюмского, срав. цит. издан. стр. 21. 282 Св. Василий Великий «о Св. Духе» гл. 14, стр. 279, часть 3 творений. Москва. 1846. Срав. о символике в этом типологическом толковании апостола «происхождение и литургический характер таинств». Ф. Смирнова, в «Труд. К. Д. А». 1874 т. 4, стр. 380. 283 А не раввинским, как хотят навязать это апостолу некоторые ученые см. напр., Шоттиена в его «Horae hebr. et malm. adl Corint» 10, 3, 4 pag. 622–624 ed eit. 286 2-й тропарь 8 песни и 1 канона на Св. Пятидесятницу, срав. 2 изд. Е. Лов…(стр. 119), Спб. 1861. стр. 76 но 3 текстам: греческому, славянскому и русскому ср. толкование Св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на приведенное место послания к Евреям. 288 Песнь 5. Ирмос канона в неделю Ваий, сн. Исаии 40:9, псал. 86:3; 127:6 по русс. и слав. библии. См. цит. изд. Кон. стр. 48. 290 Срав. прекрасное толков. Исх. 19:5–6 у Кейля. стр. 455–459 по 2 изд. его коммент. на Быт. и Исход. Лейпциг. 1866 срав., между прочим, также статью «народ и человечество» из Виле: Emudes Evangeliques – в перев. Н. Протопопова, см. в Прав. Обозр. за 1872 г., ноябрь, стр. 515–540. 296 Выражение из ирмоса 6 песни канона в неделю Ваий св. Козьмы Маюмского. см. цит. изд. стр. 48–49. 304 При этом нельзя не заметить, что толкование св. Апостола зиждется на выражении – «еще раз» – τι παξ. Ученый западный Ротэ («Zur. dagmamik» in Theolog. Smud und krit. 1860, H. 1, S. 74) на этом же основании обвиняет св. Апостола в перетолковании подлинного смысла соответствующего этому пророч. изречения, которое с еврейского (od achath) в связи с непосредственно следующим выражением теат hi, по мнению этого ученого должно быть переведено не как у 70-ти – τι παξ –, а так: «noch eine kleine Weile» – еще несколько погодя. Но очевидно почтенный в других отношениях ученый запада слишком увлекся своим предвзятым мнением – обличить св. толкователя послами к Евреям в незнании еврейского и перетолкования, в иудейском духе, при помощи 70-ти, подлинного смысла сего текста приводимых еще в послании из В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Особых глав о храмовом богослужении дванадесятых праздников, господских и богородичных, в Типиконе нет. Оно отправляется одинаково во всех храмах и именно так, как показано в 48 гл.; а если и бывает какая-нибудь особенность, то она указывается в той же 48 гл.; так, напр., в 11 мр. благовещ. главе, Тип., л. 209, сказано, что в праздник Благовещения, случившийся в неделю Ваий, «на литургии за Достойно ирмос Ваий: Бог Господь и явися нам...; аще же храм Благовещения, поем за Достойно ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту». Отдел IV дополнительный Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах Стихиры на Господи, воззвах назначаются иногда на 4, иногда на 6, иногда на 8, иногда на 10. На 4 они назначаются иа малой вечерни, на 6 на вседневной вечерни накануне дней святых малых, шестеричных и с славословием, на 8 на великой вечерни накануне дней святых, имеющих бдение или полиелей 331 , господских и богородичных праздников, на 10 на великой вечерни накануне воскресных дней и на вечерни, предшествующей литургии преждеосв. даров. Один раз в году, и именно в праздник Благовещения, когда он случится в постный день св. Четыредесятницы, на вечерни, предшествующей литургии Златоустого, на 11 (Типик., л. 264) 332 ; наконец, также один раз в году, и именно накануне четверга великого канона, на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров, на 624=30 (Тип., л. 328). Положенная цифра составляется из песнопений, поемых вместе с припевами; но в этот счет не входят песнопения, назначенные одно на Славу, другое на И ныне, а иногда на Славу и И ныне вместе. Случается, что иногда в богослужебных книгах песнопений по счету недостает до того числа, которое назначено. В таком случае наличные повторяются: повторяется именно первое, а по мере надобности и другие. Указание на повторение одной и той же стихиры находится, напр., в последовании Типикона на 5 неделю Великого поста, где сказано: «на Господи, воззвах поставим стихов 10, и поем Осмогласника стихиры 3 и восточны 3 и преподобныя (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Кроме того, мы имеем приближающиеся к полноте тексты следующих произведений: «О воскресении», «О жизни и разумной деятельности», «О различении яств», «О проказе», «О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о словах «Небеса проповедуют славу Божию " " . Из сочинения «О сотворённом» сохранились краткие выдержки; из сочинений «Против Порфирия», «О мучениках» и из толкования на книгу Иова сохранились только отдельные незначительные фрагменты.    Существуют указания на сохранившиеся в неизданных греческих катенах фрагменты из толкований св. Мефодия на Песнь Песней и на книгу пророка Аввакума. Имеются подобного же рода указания на существование фрагментов из его толкования на книгу Бытия. Сочинения " " " Об Аэндорской волшебнице» и «О теле» утеряны. Диалог «Ксенон», по-видимому, идентичен с сочинением «О сотворённом».    Произведения, приписываемые святому Мефодию    Произведениями, приписываемыми св. Мефодию без достаточных оснований, должны быть названы уже упоминавшиеся выше «Откровение о последних временах», появившееся, по всей вероятности, в VII в. и пользовавшееся исключительной популярностью в эпоху средневековья, а также несколько гомилетических сочинений: слово «О Симеоне и Анне» (в некоторых рукописях носит другое название — «На Сретение Господне»), слово «На Неделю Ваий» и слово «На Вознесение» (последнее известно только в переводе на армянский язык). За подлинность слов «О Симеоне и Анне» и «На Неделю Ваий», изданных в своё время Минем, выступали многие авторитетные специалисты, но сомнения в правильности высказанных ими соображений, прозвучавшие ещё в XVII в., полностью подтвердились результатами последующих текстуальных исследований.    Интересно отметить, что слово «О Симеоне и Анне» содержит в себе немало формальных точек соприкосновения с подлинными творениями св. Мефодия, но его терминология и фразеология носят на себе явно выраженный отпечаток позднейшей эпохи. Начало этого слова («Некогда, по возможности, в кратких словах мы изложили мысли о девстве в творении «Пир " " и т. д.), без сомнения, рассчитано на то, чтобы читатель не сомневался в авторстве св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010