Слово в неделю ваий 78 И яко приближися, видев град, плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему; ныне же скрыся от очию твоею ( Лк.19:41–42 ). Кто усердно и внимательно слушал Евангельское и Апостольское ныне чтение, может удивиться, что в праздник начинаю беседу мою печальным словом, которое не читалось ни в Евангелии, ни в Апостоле, и вопросить, кто это плачет и что за город, который в увидевшем его возбуждает слёзы? Точно, ни Евангелие, ни Апостол нынешнего дня не сказывают, кто плачет; но слово о плачущем изречено св. евангелистом Лукою, который, подобно другим евангелистам, повествуя о торжественном шествии Господа Иисуса в Иерусалим, присовокупляет: и егда приближися, видев град, плакася о нем. Теперь видите: плачет Господь Иисус, а оплакивается Иерусалим, в который Он шествует. Теперь размышление о плачущем не должно показаться непраздничным: виновник настоящего торжества Сам плачет: видев град, плакася о нем. С какими чувствами и помыслами шёл Иисус в Иерусалим? Этот вопрос не трудно решить. Иисус Христос за несколько дней пред Своим входом в Иерусалим возвещал Своим ученикам: се восходим во Иерусалим и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его ( Мф.20:18 ). Вот с какими чувствами и мыслями шёл Иисус во Иерусалим – скорбными и печальными. Но что я сказал: шёл? Была ли у Него минута, в которую бы подле мысли о спасении рода человеческого не стоял помысл о крестной и поносной смерти? Иисус, шествуя во Иерусалим, хотя принял Царские почести; но не допустил их до Своей скорбной души, и не выходил из глубокого смирения и преданности воле Отца Своего. Тогда как народ собирался идти на встречу царю праведному и спасающему, неправда уже замышляла погибель Ему и Лазарю, которого Он воскресил. Иисус всё это видел Своим всеведением. Сего дня говорят дщери Сионовой: Се Царь твои грядет тебе кроток ( Зах.9:9 ); а после некоторого времени та же дщерь Сионская, т.е. народ Иерусалимский, скажет: не имамы Царя ( Ин.19:15 ), – и это Он видел. Сегодня восклицают: Осанна Сыну Давидову ( Мф.21:9 ); а вскоре возопиют: распни Его ( Лк.23:21 ). Также видел. Судите ж после сего, чем Ему представлялись торжественные приветствия, громкие восклицания и пышные почести? Для чего ж Он не отверг эти почести? Для того, чтобы исполнилось предсказание о Нём пророка Захарии: рцыте дщери Сионовой: се Царь твой грядеть тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича ( Зах.9:9 ); для того, чтобы Иудеи, не видя исполненным пророчество, не сказали, что они отвергли Мессию по неведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Для музыки нового стиля, к-рая избегала чрезмерной сложности, характерной для нек-рых произведений нач. XV в., и ориентировалась на идеал уравновешенности формы, присущий эпохе гуманизма, была создана новая система муз. записи - т. н. белая полифоническая нотация. В XV в. самым распространенным в народной среде духовным музыкально-поэтическим жанром стала лауда - единственная народная поэтическая форма, до кон. XVI в. сохранявшая неразрывную связь с музыкой. Известным автором лауд был пресв. Пьетро Капретто, живший в Джемоне (обл. Фриули) в кон. XV в. Антифон в Неделю ваий «Pueri hebrorum». Печатный домениканский Процессионал. Венеция, 1494 Антифон в Неделю ваий «Pueri hebrorum». Печатный домениканский Процессионал. Венеция, 1494 Бенедиктинцы и францисканцы, обучавшие музыке с помощью кратких пособий по элементарной муз. теории, стремились использовать для лауд народные мелодии в простой гармонизации (преимущественно для 2 голосов). От XV в. не сохранилось ни одного полифонического Лаудария. Полифонические лауды известны по сборникам религ. и светской полифонии, среди которых упоминавшийся выше кодекс Q 15. Во мн. итал. Лаудариях XV в. содержится лишь поэтический текст и иногда указывается соответствующий напев с помощью ремарки «cantasi come» (поется как), отсылающей к известным мелодиям, в т. ч. на светские тексты (особенно к баллатам, по причине сходства их структуры с лаудой). В очень небольшом количестве сохранились нотированные сборники многоголосных лауд, в 1-й пол. XV в. чаще всего - 2-голосных, как, напр., лауда «Хвалебные песнопения и сладостная мелодия» (Canti gloriosi et dolce melodia) в иллюминированной певч. рукописи (Bibl. Universitaria di Pavia. Aldini 361. Fol. 4). Большой популярностью пользовались произведения венецианского патриция Леонардо Джустиниана († 1446). Сочиняя лауды на венецианском диалекте, на к-ром говорило высшее сословие, он положил начало народной традиции, распространившейся далеко за пределы обл. Венето и пережившей своего создателя. Двухголосная лауда «Canti gloriosi et dolce melodia». Певч. сборник. XV в. (Bibl. Universitaria di Pavia. Aldini. 361. Fol. 4) Двухголосная лауда «Canti gloriosi et dolce melodia». Певч. сборник. XV в. (Bibl. Universitaria di Pavia. Aldini. 361. Fol. 4) Стиль лауд заметно различается в зависимости от состава аудитории, для которой они предназначались. Флорентийские лауды эпохи Лоренцо Великолепного, сочиненные для народных сообществ и братств, сильно отличаются от написанных на рубеже XV и XVI вв. для аристократов мантуанского двора и их профессиональных певцов. Во Флоренции почти на всем протяжении XV в. лауды пелись на площади Сан-Мартино импровизаторами, самым знаменитым из к-рых был Антонио ди Гвидо († 1486), к-рый пел, аккомпанируя себе на цитре (citara).

http://pravenc.ru/text/2033728.html

1. Церковно-славянский перевод П. Мироносицкого Кондак на неделю Ваий. егоже краестрочие: На ваия Романа, глас 6-й 1 . 1 . С ветвьми воспевшии пéрвее, пóслежде яша с дрекольми неблагодарнии ж17;дове Бога Христа. Мы же Того непреложною верою чтуще всегда, яко благоподáтеля, возопием Ему: Благословен еси грядый Адама воззвати! 2 . На Престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хвалéние и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: Благословен еси грядый Адама воззвати! 3 . Понéже ада связал еси и смерть умертвил еси, и мир возставил еси, с ваиями Тя, Христе, воспеваху младенцы, яко победителя, днесь вопиюще Тебе: Осанна Сыну Давидову! Уже бо (рекут) закалаеми не будут младенцы Младенца ради Мариина; но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. Уже не прострéтся на нас мечь, ибо Твоя ребра копием прободýтся. Темже веселящеся глаголем: Благословен еси грядый Адама воззвати! 4 . Се Царь наш, кроткий и тихий, на жребяти седяй, скоро прихóдит пострадати и страсти посещ17;; Слово на безсловеснем, словесныя хотя избавити. И виден бяше тамо – на хребте осли Сый на Херувимех, подъемый древле Илию на огненней колеснице, обнищаваяй волею Иже естеством богат есть немощствýяй хотением, Иже всех укрепляет, зовущих Ему: Благословен еси грядый Адама воззвати! 5 . Сион потрясéся весь, якоже прежде Египет. Тамо убо бездушная, зде же одушевлéннии поколебáшася, пришедшу Ти, Спáсе – не якоже Тебе мятежну быти, насадитель бо еси мира, но яко все врага прельщение разрушаеши, Сый всех Творец, того изгоняя отвсюду, яко царствуяй на всяком месте. Идоли язык падóша тогда, ныне же языческая мудрствующии потрясаются, слышаще глас младенцев: Благословен еси грядый Адама воззвати! 6 . Кто бо Сей? глагóлаху неведевшии вóлею 2 , Кто бяше Сын Давидов, избáвивый их от тли. Еще ныне разрешают Лазаря 3 неведущии, Кто возбуди его? Еще ныне стрáждут раменá понесших руками Того мертва, и уже не ведят, кто есть, исхитивый Его от смерти? От двора Иа17;рова едва изыде, и – кто есть, ожививый дщерь его – отрищаются! Ведят, не хотят же рещ17;: Благословен еси грядый Адама воззвати!

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

иером. Иаков (Цветков) В неделю Ваий Стихиры самогласны 44 (σμα) Воспоим, людие, песнь новую Седящему на раменах херувимских. (Βα) Вместе с детьми неся ветви, скажем: (Γενο) «Буди нам, Господи, путеводителем к жизни; (Δι) Ибо для нас пришел Ты, в вышних живущей во веки». (χαιρεν) Возрадовалась о Тебе тварь, видя Бога, на осляти седящаго. (Ζντα) Ибо дети благочестивый (ν υσεβεα) воспевают Тя (во веки) живущего. ( " Ημεις δ) Мы же вопием к Тебе: «Осанна, сыне Давидов! (Θες) Как Бог показался Ты между человеками, царствующий над всем и живующий во веки». (δντες) Увидев Христа, отроки, с вайями прославляя Его, говорили: (Κριος) «Сый над всеми, Господь пришел днесь, (Λυτρσαι) Желающий искупить от погибели Адама, (Μετ μν) Вместе с нами воюющими: Ибо Он царствует всегда вовеки». (Νπια) Младенцы вопияли к Тебе, Христе: «Благословен пришедый и грядый». (Ξενζονται) Изумляются беззаконные словам восклицающих. (μδυ) И вместе приходят с завистью фарисеи, (Πεφιμσαι) Дабы заградить уста вопиющим: «Ибо Ты Сам царствуешь во веки. (Ρσασθαι) Ты, Человеколюбие, пришел на страдание, дабы освободить мир от тления». (Στρωννει) На пути Твоем народ постилает одежды; (Τος κλδους) Прочие же срывают с дерев ветви, (Υπαντντες) Исходя в сретение Тебе, Создателю; ибо Ты царствуешь и живешь во веки. (Φωνν) Желая исполнить глас пророка ( Зах.9:9 ), Спаситель восшел на жребя. (Χαρετε) Радуйтеся и веселитеся, чада Сиона, в нем, (Ψλλοντες) Поя и глаголя: «Осанна Сыну Давидову. (‘Ως βροτς) Как смертный показался Ты между человеками, – царствующей и живущий во веки». 44 Переведено из „Analecta sacra». Стихиры расположены в порядке греческого алфавита, от А до Ω. В заметках своих, Питра, согласуясь с тем, что творенье сие должно быть отнесено к произведениям древнейших песнописцев (...tum quia primaeva sunt, quae ad praecipuas magnae hebdomadis celebritates pertinent, turn ex ipsa stichorum arguta sobrietate et сапа ingenuitate), говорить, что ученые относить песнопенье сие более к твореньям патриарха цареградск. Серия, чем – св. Романа. Но так как, на самом деле, патр. Сергий исторически известен подобного рода произведениями и мнение о принадлежности ему акфиста Пресв. Богодице: Ангел предстатель с небесе… – с очевидною ясностию опровергнуто в кондакарии ар хим. Амфилохия (см. стран. 16.): то, на основаны сего, мы, тем с большею вероятности, будем приписывать песнопение сие к творениям св. Романа Сладкопевца. В Αф. кондакарии творены сего не помещено. Каждая из 6-ти предлагаемых здесь стихир представляет собою строфу, разделенную на 4-ре стиха Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Начало научной работы на русском языке, посвящённой творениям св. Мефодия, восходит к 1825 г., когда появилось упомянутое выше «Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке графа Ф. А. Толстого», составленное К. Калайдовичем и П. Строевым. О рукописи этого собрания, в которой содержатся творения св. епископа, говорится во втором отделении названного «Описания» под 56. Сведения, сообщаемые о рукописи, отличаются чрезвычайной лаконичностью.    В 1837 г. в «Христианском чтении» (ч. II) был напечатан перевод приписанного св. Мефодию «Слова в Неделю Ваий».    В 1857 г. в «Прибавлениях к изданию творений св. отцов в русском переводе» (с. 158—209) было напечатано исследование анонимного автора «Св. Мефодий епископ Патарский». Это краткое исследование содержит в себе сведения о жизни и трудах св. Мефодия и описание его творений, разделённых на 3 группы:    1) полемико-догматические;    2) нравоучительные и    3) истолковательные.    Материалом для исследования является, с одной стороны, греческий текст (по изданию Комбефиза), с другой — славянская рукопись Московской духовной академии 40 (Арсеньевская), относящаяся к середине XVII в. и отличающаяся тенденцией к поновлению языка перевода. Исследование написано автором, обнаруживающим хорошее знакомство с патрологической литературой своего времени. В примечаниях дан довольно солидный научный аппарат. Автор отводит много внимания тем творениям св. Мефодия, которые известны только в славянском переводе. В исследовании защищается подлинность слов «О Симеоне и Анне» и «На Неделю Ваий». В отделе истолковательных творений указаны комментарии на книгу Бытия и Песнь Песней, на Псалтирь, Евангелие и Апокалипсис (со ссылкой на Л. Алляция), при этом имеется оговорка, что все эти комментарии известны только по названиям, по рукописям западных библиотек.    В 1859 г. появилось «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» А. Горского и К. Невоструева, о котором также говорилось выше. Здесь, во втором отделении, под 110 (с. 16—27) авторы дают обстоятельные резюме содержания вышеуказанной рукописи, делают ряд сопоставлений славянского текста с изданиями греческих манускриптов и сообщают много ценных справок историко-филологического характера (эти справки принесли впоследствии большую пользу издателю славянского сборника творений св. Мефодия на немецком языке — проф. Н. Г. Бонвечу). На основании данных, сообщаемых А. Горским и К. Невоструевым, проф. Е. Голубинский включил вышеперечисленные творения св. Мефодия, имеющиеся в славянском переводе, в «Библиографический обзор существовавшей у нас в период домонгольский письменности» (История Русской Церкви. М., 1901, т. I, с. 905).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вопрос о сочетании триодных чтений с минейными великих праздников, является специальным предметом внимания т. н. Марковых глав. Наиболее обстоятельно он ставится здесь в отношении праздника Благовещения. Во все недели (кроме Ваий), и в том числе 3-ю, при совпадении их с Благовещением, указывается на благословении хлебов «чтение в посланиях, а прочая чтения праздника» 979 ; о чтениях триодных здесь не упоминается вовсе, конечно, потому что первооригинал Иерусалимского Устава не имел их для недель поста. В субботу акафиста 980 , в субботу Лазареву 981 и неделю цветную 982 , вопреки Алексеевскому и Евергетидскому Уставам, а по более поздней редакции (собственно Марковы главы) и в первые три дня страстной седмицы (согласно Евергетидскому и вопреки Алексеевскому) 983 на утрене чтения триодные («дневные») предшествуют чтениям минейным Благовещения («праздника»), занимая места на благословении хлебов (даже и в неделю Ваий) 984 и на кафизмах и оставляя последним место на полиелее и на каноне, а в первые три дня страстной седмицы и по 3 кафизме; древнейшая редакция правила о первых трех днях страстной седмицы (в самом тексте Устава под 25 марта) указывает порядок обратный – чтения праздника предшествуют чтениям дня (т. е. как в Алексеевском Уставе) 985 . Чтение четвероевангелия, вопреки Евергетидскому Типикону, сохраняется 986 . В великий четверг чтения Благовещению занимают места на благословении хлебов, полиелее и 3 п. канона, оставляя свободным лишь место по 6 п. канона 987 . В великий пяток по 6-ом евангелии и по 3 п. чтение праздника – «Паки радость», по 6 п. чтение дня 988 . В великую субботу – по непорочных чтение дневное, а на полиелее, по 3 и, если есть время, 6 пп. канона – празднику 989 . «Оглашение праздника» Благовещения в первые три дня страстной седмицы переносится с 9 часа на 1-й час, в субботы акафиста и Лазареву и недели поста – на конец утрени 990 ; в великую пятницу на 9 часе полагается чтение дневное, а об оглашении праздника (как и в великую субботу) не упоминается 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Слово в неделю Ваий Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся… Господь близ! ( Флп. 4:4, 6 ). Едва ли к кому-либо, с большей точностью, можно отнести приведенное изречение божественного Апостола, как к приступающим к божественному таинству Евхаристии. Ибо можно ли вообразить большую близость Господа к человеку, и человека ко Господу, как соединение с Ним, принятием Его под видами хлеба и вина во внутреннюю храмину души нашей? Но недостойное причастие Св. тайн Христовых может и на всю вечность удалить нас от блаженного в ней соединения с Спасителем, если мы приступаем к чаше спасения, не испытывая себя: потому что, таким образом, по слову Апостола, мы причащаемся тела и крови Господа в осуждение себе ( 1Кор. 12:27 )! Из сего явно, что и любвеобильная к нам близость Господа не спасет нас, если сердце наше будет удалено от сего; если, приступая ко Св. причастию, и мысли и желания наши будут блуждать по греховным распутьям! Близок был Спаситель и к жителям Иерусалима, когда торжественно вступал в него перед страданиями своими! Близки, казалось, были ко Господу и жители Иерусалима, восклицавшие с восторгом: осаннна Сыну Давидову! Но как сердце их далеко отстояло от Него, то через несколько дней, при виде Иисуса Христа, они вопияли к Пилату: возми, возми, распни Его! а за сие подверглись суду Божию, по которому царство Христово отнято от них и отдано другим народам! Что же с нашей стороны требуется, чтобы соединение со Христом, в таинстве Евхаристии, принесло отрадный мир совести нашей в настоящей жизни, и было залогом вечного блаженства в царствии небесном? Требуется живое сознание своего недостоинства, и, вместе с тем, пламенное желание соединения со Спасителем посредством причастия тела и крови Его. Приступая к Божественной Евхаристии, искренно кающемуся естественнее всего размышлять в сердце своем: се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Все созданные Тобой, Боже, творения на небеси и на земле, в морях и во всех безднах с точностью исполняют законы воли Твоей: а я преступник святых заповедей Твоих. Солнце, луна и все светила небесные неуклонно совершают пути, Тобой им предначертанные; Херувимы и Серафимы, горние Силы, и все святые Ангелы неумолкно славословят совершенства Твои; а я, также одаренный способностью прославлять Тебя, своим поведением омрачил в себе святой Твой образ. Посему стал достоин вечного от Тебя отчуждения, достоин геенны огненной! Но я Твое, Боже мой, создание! Помилуй меня ради самого Себя, вспомни меня ради благости Твоей, приблизься ко мне своим милосердием, сниди в храмину души моей, обнови, созижди вновь сердце мое, преобрази меня по Твоему произволению!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

О, человеколюбивый и божественный глас! Мне, говорит, ты постилаешь одежды, когда одеваешь ими бедных, Меня согреваешь, когда избавляешь их от жестокого страдания от холода. Станем же постилать Ему одежды, дабы у нас явилось дерзновение восклицать вместе с детьми: «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» ( Матф. 21, 9 ). Благословен грядущий простереть на кресте руки Свои и собрать к Себе все народы ( 1Тим. 3, 16 ). Благословен грядущий показать ад связанным, разрешить Адама от уз и поднять от падения ( Евр. 2, 15 ). Благословен грядущий погубить державу мучителя и даровать свободу переносившим величайшие страдания. Благословен грядущий упразднить адовы жилища и наполнить небесные обители многочисленным сонмом спасаемых. Благословен грядущий принести Себя в жертву за нас ( Ефес. 5, 2 ), очистить все грехи ( Евр. 2, 17 ) и примирить с Отцом ( 2Кор. 5, 18 ). Благословен грядущий разрушить смерть ( 2Тим. 1, 10 ), возродить нам воскресение ( 1Петр. 1, 3 ), избавить от рабства ( Евр. 2, 15 ) и даровать в наследие усыновление ( Ефес. 1, 5 ). Ибо Тебе, Создатель, принадлежит – сотворить нас из небытия и создать и в Твоей власти – восстановить и воссоздать нас, падших и сокрушенных. Твоему человеколюбию свойственно искать заблудившегося ( Матф. 18, 12 ), обратить от ложного пути ( Иак. 5, 20 ) и удостоить древнего наследия. Ибо «мы же людие Твои и овцы пажити Твоея» ( Псал. 78, 13 ) и все находимся под Твоею властью и Тебе славу и благодарение возсылаем вместе с Отцом и Святым Духом, единосущной и животворящей и вседержавной Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 Беседа предлагается в русском переложении с греческого текста, изданного г. С. Аристархисом в официальном органе Константинопольской патриархии за 1883 г. 34, стр. 528–531). По мнению издателя, настоящая беседа была произнесена патриархом Фотием 27-го марта 880 года. Г. Аристархис основывается в своем предположении на том, что в беседе нет обычного упоминания со стороны оратора об императоре; значит, в данное время императора не было в столице, а это как раз относится к весне 880 года, когда византийский император Василий Македонянин (867–886 г.) отправился военным походом в Сирию. Читать далее Источник: Источник: Беседа в неделю Ваий. Святейшаго Фотия, патриарха Константинопольского./Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1899. Первое полугодие. - СПб.: Синодальная Типография, 1899. - С. 609-614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Беседа в неделю Ваий. Св. Иакова Саруга Св. Писание не должно читать с высокомерием; и если душа еще не поднялась из праха, то она не может зреть красоту Писания: ибо там именно изображается красота ее, смирение ее. Писания о Сыне Божием научают тебя, что ты должен быть смиренным, и прошу тебя: не читай оного Писания, когда тебя обуяла гордость. Сын Божий, пришедший к нам с небес, превысший всех нас, воистину смирил Себя, и Он Сам изрек тебе: научитеся от Мене, яко аз кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ). Смотри, как Он, обновивший царство дома Давидова, восседает на презренное и неукрашенное осля, не имея слуг, которые торжественно ввели бы его в царский город, и чрез Его смирение были уничижены все высокомерные, катавшиеся в золотых и прекрасных колесницах и не хотевшие помочь униженным. Смотри же на это полное уничижение Царя царствующих, взирающего на тебя и подобных тебе из облаков; посмотри, до какого смирения снизшел Господь твой. Сойди, юный христианин, со своей высоты: ибо тогда ты украсишь себя смирением Его. Помысли, из чего ты создан: из праха земного; если ты будешь помнить это, то будешь в состоянии познать достоинство твоего Господа и сладостность Его смирения. Он уничижил Себя для твоего спасения: ибо ты сильно хотел высоко поднять себя, почему и упал. Если же ты, долг которого Он пришел выплачивать, не будешь чувствовать раскаяния, то какую пользу принесет тебе Тот, Кто принял на Себя весь твой долг и желает научить тебя раскаянию, между тем как ты не принимаешь Его учения? Смотри: в Писаниях о Нем открывается Его смирение; в Его действиях обнаруживается Его смирение; Евангелие открывает Его уничижение; из Его слов слышится блаженство людям; а мы что? – мы с высокомерием и гордостью, с жестким сердцем относимся ко всему, сказанному о Нем. Смирим себя с покаянием, и мы прославим Его смирение. Смирим же себя, слушатели, и тогда откроем с любовью свой слух, дабы услышать сказание Его о блаженстве людям. Царство Давидово чрез Господа нашего было возвышено, и обещание Отца чрез явление Возлюбленного Его исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Кроме того, мы имеем приближающиеся к полноте тексты следующих произведений: «О воскресении», «О жизни и разумной деятельности», «О различении яств», «О проказе», «О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о словах «Небеса проповедуют славу Божию»». Из сочинения «О сотворённом» сохранились краткие выдержки; из сочинений «Против Порфирия», «О мучениках» и из толкования на книгу Иова сохранились только отдельные незначительные фрагменты. Существуют указания на сохранившиеся в неизданных греческих катенах фрагменты из толкований св. Мефодия на Песнь Песней и на книгу пророка Аввакума. Имеются подобного же рода указания на существование фрагментов из его толкования на книгу Бытия 119 . Сочинения «Об Аэндорской волшебнице» и «О теле» утеряны. Диалог «Ксенон» по-видимому, идентичен с сочинением «О сотворённом» 120 . Произведения, приписываемые святому Мефодию Произведениями, приписываемыми св. Мефодию без достаточных оснований, должны быть названы уже упоминавшиеся выше «Откровение о последних временах», появившееся, по всей вероятности, в VII в. и пользовавшееся исключительной популярностью в эпоху средневековья 121 , а также несколько гомилетических сочинений: слово «О Симеоне и Анне» (в некоторых рукописях носит другое название – «На Сретение Господне»), слово «На Неделю Ваий» и слово «На Вознесение» (последнее известно только в переводе на армянский язык). За подлинность слов «О Симеоне и Анне» и «На Неделю Ваий», изданных в своё время Минем 122 , выступали многие авторитетные специалисты, но сомнения в правильности высказанных ими соображений, прозвучавшие ещё в XVII в., полностью подтвердились результатами последующих текстуальных исследований 123 . Интересно отметить, что слово «О Симеоне и Анне» содержит в себе немало формальных точек соприкосновения с подлинными творениями св. Мефодия, но его терминология и фразеология носят на себе явно выраженный отпечаток позднейшей эпохи. Начало этого слова («Некогда, по возможности, в кратких словах мы изложили мысли о девстве в творении «Пир»» и т. д.), без сомнения, рассчитано на то, чтобы читатель не сомневался в авторстве св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010