Для нас важен факт нахождения в нотнолинейной книге, вышедшей, как видно, из среды государевых певчих, целиком распетых канонов, и притом греческого роспрева. Это свидетельствует о том, что практика пения целых канонов (а не только их ирмосов) держалась еще до самого начала XVIII в. а, возможно, и в первые годы этого столетия, не только в монастырских храмах, но и в среде придворных певчих. Можно думать, что пение целых канонов с их тропарями не являлось в конце XVII в. чем-то из ряда вон выходящим. В практике юго-западной Руси и в практике Руси Московской в середине XVII в. пение целого канона практиковалось, во всяком случае в большие праздники. Так, например, в неделю Ваий исполнялся певчески (как у нас теперь исполняется на пасхальной заутрени пасхальный канон) весь канон в неделю Ваий. Так, целиком распетый канон недели Ваий имеется в рукописном нотном ирмологе 1652 года. 268 Этот же канон, изложенный полностью (т.е. Ирмосы с подчиненными им тропарями) знаменным роспевом, столповой нотацией типа В, в Обиходе середины (или, скорее, первой половины) XVII в., имеется в рукописи, принадлежащей Парижской Национальной библтотеке ( Fonds Slaves, 55, л. 245 об.) 269 . Также целиком распет канон недели Ваий и в Обиходе второй половины XVII в., со столповой нотацией типа В, принадлежащем Государственной библиотеке в Мюнхене (Cod. Slav. 27, л. 353–362 об.) 270 , с хомоым текстом. Также весь канон недели Ваий, с распетыми тропарями, приведен в рукописном нотном ирмологе, написанном в 1752 г. придворным певчим Гаврилом Головней и предназначенном для печати (но печатание этого ирмолога не состоялось) 271 . Об этом ирмологе речь будет еще впереди. Следовательно, этот канон исполнялся певчески, с тропарями, и в первой половине XVIII в. Приводим здесь первую песнь этого канона из упомянутой нами только что мюнхенской рукописи – ирмос и оба подчиненных ему тропаря первой песни, с переводом ирмоса на современную нотацию, а альтовом ключе 272 . Глас 4. Песнь I. Заключительная строка обща и по тексту, и по напеву, и по невмизации как для ирмоса, так и для обоих тропарей песни. Приводим из той же рукописи и запев тропарей этого канона с переводом на современную нотацию в альтовом ключе:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никон отвечал: «Я писал государю, что действо в неделю ваий без первого архиерея митрополитам недостоит, а Крутицкий — в митрополитах меньший. Первый архиерей — во образ самого Христа, а митрополиты, архиепископы и епископы — во образ учеников и апостолов. Рабу на седалище господина дерзать не должно, а что до патриаршества и в междупатриаршество действовали в неделю ваий митрополиты, то все делали они неведением». Никону заметили: «Да ты и сам, когда был Новгородским митрополитом, совершал то же действо в неделю ваий, и при тебе как был первым архиереем тоже действовали митрополиты Новгородский и Казанский? Зачем же тогда ты этого не исправил? А теперь, когда ты оставил паству, тебе не следовало бы и поминать о таких делах». Никон: «И я, будучи митрополитом в Новгороде, действовал в неделю ваий неведением, а сделавшись патриархом, за многими суетами не улучил того исправить. Святительский престол я оставил своею волею, никем не гоним, а чтобы называться патриархом — я не отрицался; не хочу только именоваться Московским, потому что оставил патриарший престол в Москве своею волею, и слова, сказанные мною князю Трубецкому, держу и теперь неизменно, а чтобы возвратиться на прежний престол — и в мыслях у меня нет. Как тогда, оставляя престол, я благословил, так и теперь благословляю избрать нового патриарха». После этого Никону сказали, чтобы впредь к государю о таких делах он не писал, так как паству свою он оставил и на свое место избрать патриарха благословил, почему ему и не следует в те дела вступаться и смущать своими письмами. «В древние времена,— отвечал Никон,— и пустынники возвещали благочестивым греческим царям об исправлении духовных дел, а я ни за какие вины от Церкви не отлучен, и хотя волею своею оставил паству, но попечения об истине не оставил и впредь, когда услышу о каком духовном деле, требующем исправления, молчать не буду». Никону заметили, что в древности пустынники писали государям о ересях, которые обличали, а ныне благодарение Богу никаких ересей в Русской Церкви нет и обличать ему некого.

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Но этот порядок именно ближайшего воскресного дня не во всех случаях соблюдается, если мы хотим следовать именно святоотеческому счёту лет. Ибо этот святоотеческий счёт говорит о полнолунии после весеннего равноденствия, но это полнолуние, о котором написано в каноне о календаре, через тысячу лет со времени составления канона летоисчисления сдвинулось уже на целых три дня. А ты, следуя этому канону летоисчисления, сталкиваешься с теми случаями, когда цикл луны завершается как раз перед ближайшим воскресеньем, в которое, если следовать букве канона летоисчисления, нужно праздновать Пасху. Приведём пример. Канонический календарь показывает тебе, что в неделю Ваий будет происходить иудейский песах. По канону Пасха верных может быть только в следующее воскресенье, но это не совпадает с ходом луны, который, согласно каноническому летоисчислению, замыкает свой круг в неделю Ваий (Лазарево воскресение), но на самом деле наступает на три дня раньше, поскольку положение светил отклонилось именно настолько от расчётов канонического календаря. И если песах празднуется за три или менее дня до канонической недели Ваий, то есть на Лазаревой седмице, ты можешь сохранить и святоотеческое летоисчисление, и апостольский канон, который повелевает, что верные должны праздновать Пасху не прежде иудеев и не вместе с ними. Для этого нужно сделать так, что после полнолуния будет неделя Ваий, а только в следующее воскресенье — священная Пасха. Ибо согласно каноническому распоряжению святых отцов апостольский канон должен соблюдаться в полной точности, и порок летоисчисления отцов, как это назовут невежественные мужи, не знающие о необычных моментах физики небесных тел, есть как раз самый прямой повод соблюдать апостольский канон, ибо мы можем к сказанному святыми отцами относиться по существу сказанного, в незамутнённом разуме, и как можно дальше отступать от несвященных праздников иудейских.    Вот что мы смогли, владыка и отец во Христе Иисусе, записать, послушавшись повеления твоего блаженства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По Типографскому уставу великий канон поётся в среду 5-й недели «вечер в третий час нощи» (следовательно, было всенощное бдение), а по Синодальному – в четверг на утрене. В субботу 5-й седмицы на утрене – чтение акафиста. Оно начинается по 6-й песни канона и происходит следующим образом: вслед за кондаком «взбранной воеводе» поют «прочее 20 и 4 икоса и на тех не седети». Так говорится в Синодальном уставе лист 17), а по Типографскому «поют икос 24 не седающе». О значении выражения 24 икоса в отношении строя древнего акафиста см. в нашей статье: о кондакаре XII–XIII b. из Синодальной библиотеки в Прибавлениях к Творчествам Святых Отец 1880 г. По окончании акафиста следует 7-я песнь канона и далее служба идёт своим порядком. В 5-ю неделю на утрене поют два канона, из которых второй преподобные, творение Марка глас 8, посечённого несек., т.е. канон Марии Египетской, творение Марка Идрунтского. Подробнее говорится о службе Марии Египетской в уставе Типографском. В Лазареву субботу на утрене «евангелие не глаголется» (в иерусалимских уставах исключение делается для храмового праздника), но поётся «Воскресение Христово видевше» (следовательно, служба справляется праздничная, в виду чего мог возникнуть и вопрос o евангелии); на конце песней канона «глаголются ирмосы иже на Пасху». На литургии вместо трисвятого «елицы во Христа крестистеся», прокимен «Господь просвещение мое». Вероятно, в древности этот день был избираем для совершения крещения, как видно и из содержания кондака этого дня; «спогребшеся тебе крещением твоим Господи». На вечерне в субботу ваий по окончанию «блажен муж» переменяются стороны (хоры певцов): правая переходит на левую, а левая обратно; пение «Господи воззвах» начинается с левой стороны. В Типографском уставе упоминается на вечерне «мефимон малый»; так называется здесь повечерие. На утрене в неделю ваий после евангелия не поётся «воскресение Христово видевше». В Типографском уставе описывается обряд раздаяния ваий, при пении 50-го псалма (см. описание этого устава приложение III), но в Синодальном об этом обряде не говорится, а описание его внесено в дополнительную часть. Полагается канон творения Косьмы (Майюмского) «явишася источницы», но со следующей оговоркой: « аще ли ветхыи обычаи дьрж. (если же держаться древнего обычая) да и кан (канон) андровъ поеть гла д въспоим п бо съ ренымь канъмь поть добр было въ не (неделю) то оставльшемъ тъкмо пти козьмы мьниха. ко подобае т того кан истиха и потиши пти. по съкончанииже коеждо п поють в перисъ мсто» (лист 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

17 . Тако обличив лениваго, зряй помышления сердечная, яко Архиерей, входит со всеми детьми во святый храм. В дом Отца своего Сын прииде и вон изгна продающыя и купýющыя вкýпе, глаголя: ничто зде да не остáнет, прехóдим бо отсюду, Аз и Отец Мой, и места и сени уготóваем благочéстнаго любовию и крепкою верою взывающым: Благословен еси грядый Адама воззвати! 18 . Сыне Божий, Всесвятый, к воспевающым Тя и нас сопричти и приими моление раб Твоих, якоже детей древле. Помилуй ихже создáл еси, ихже любяй пришел еси. Мир дáруй Твоим церквам, обуреваемым от врагов, и мне разрешение низпосли моих прегрешений. Подаждь ми глаголати, яже хóщеши, Боже мой. Да не соделается ум мой ленив печали рáди. Покажи мя доброплóдна, понéже Благословен еси грядый Адама воззвати! Печатается по изданию : Преподобнаго Романа Сладкопевца , Кондак на неделю Ваий ./Пер. с греч. П. Мироносицскаго.//«Приходское чтение». – СПб. – 1914 г. – 50. – С. 1493–1497. (Безплатное приложение к 12 неоффициальной части «Церковных Ведомостей».) 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова В неделю Ваий 8 . Кондак, глас 6-й. Христе Боже, Ты, возседающий на небеси на престоле, (а) на земле носимый на жребяти, принял хваление ангелов и песнь детей, взывающих к Тебе: «Благословен Ты, грядый воззвать Адама». Икосы: 1) ( πειδ) поскольку Ты связал ад и умертвил смерть, а мир воскресил, – (посему) дети с ваиями восхваляли Тебя, Христе, как победителя, вопия к Тебе ныне: «Осанна, Сыну Давидову! Ибо», говорят они, «не будут (теперь) более убивать младенцев ради Младенца Мариина: но за всех детей и старцев Ты Единый распинаешься! Не будет уже места мечу (смертному) над нами: ибо ребро Твое пронзится копием. почему мы с радостию говорим. «Благословен грядый воззвать Адама». 2) ( δο) Вот Царь наш, кроткий и молчаливый, седяй на жребяти, тщательно поспешает на страдание и умерщвление страстей. Слово – на безсловесном, желая спасти словесных. И тут было зрелище: на раменах жребяти- (Тот), Который (на небеси в то же время возседает) на престоле херувимском, (Тот), кто вознес некогда (на небо) Илию на огненной колеснице;-(и вот Он), бедный но произволению, но богатый по естеству (Своему), и по виду немощный, но имеющий подать силу (и крепость) всем взывающим к Нему: «Благословен грядый воззвать Адама».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   В 1877 г. профессор С.-Петербургской духовной академии Е. Ловягин издал сделанный им перевод творений св. Мефодия на русский язык: в основу перевода были положены различные издания греческих рукописей (главным образом издание А. Яна). Неотъемлемым достоинством труда проф. Е. Ловягина является исключительная точность и тщательность перевода греческих текстов на русский язык. В предисловии Е. Ловягин сообщает сведения о жизни и трудах св. епископа. Он утверждает, что св. Мефодий одновременно управлял Церквами Олимпа и Патары, указывая на «незначительность Олимпа по сравнению с Патарой» и на «весьма близкое расстояние между ними». Впоследствии, по мнению проф. Е. Ловягина, св. Мефодий был Тирским епископом и пострадал в Греческой (Восточной) Халкиде. К сожалению, в этой работе имеется ряд серьёзных недочётов. Так, слова «О Симеоне и Анне» и «На Неделю Ваий» признаются здесь подлинными творениями св. отца и включены в число его сочинений, переведённых на русский язык; в предисловии приводится ряд соображений, с помощью которых автор пытается опровергнуть доводы исследователей, отрицающих подлинность этих произведений. Встав на точку зрения анонима, писавшего о св. Мефодии в «Прибавлениях к изданию творений св. отцов», проф. Е. Ловягин не соглашается с соображениями архиепископа Филарета (Гумилевского); защищая подлинность указанных слов св. Мефодия, Е. Ловягин ни одним словом не обмолвился об историко-догматических и общеисторических соображениях архиепископа Филарета, на основании которых он и отказался признать подлинность слов «О Симеоне и Анне» и «На Неделю Ваий». Доводы, выдвинутые Е. Ловягиным, базируются в основном на сходстве оборотов речи в указанных «Словах» и подлинных произведениях св. Мефодия. Такого рода доказательства, как известно, отнюдь не могут быть признаны убедительными, поскольку при этом оставляются без внимания самые серьёзные различия в богословской терминологии, а терминология в данном случае играет решающую роль. Кроме того, о сходстве оборотов речи можно говорить только по отношению к слову «О Симеоне и Анне», которое, будучи безусловно неподлинным, в самом деле обнаруживает известные (без сомнения, умышленно сочинённые) черты сходства с подлинными творениями. Слово «На Неделю Ваий», как уже было указано, не имеет и этого внешнего сходства с подлинными творениями св. епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Против таких резонных замечаний Никону отвечать было трудно; его притязание было слишком мелочно, чтоб можно было сказать что ни будь серьезное в его защиту. Он повторил только, что «первый архиерей во образ Христа и потому прилично ему одному изображать Христа в обряде ваий, а прочие митрополиты, архиепископы и епископы в образ учеников и апостолов и на Господне седалище дерзати им не достоит; о прежних примерах до патриархов и меж патриархов он заметил, что тогда делалось «неведением». Но ему сделали на это весьма сильное возражение, – что «когда он был новгородским митрополитом, то в неделю ваий тоже совершал действо, да и когда был на Москве патриархом, в Казани и Новгороде митрополиты совершали же действо: от чего же он тогда не исправил, если это было незаконно? а ныне оставив паству свою, не доводилось бы ему о таких делах и поминать». Никон мог ответить только, что сам он в Новгороде действовал также по неведению, а бывши патриархом исправить того не успел во многах суетах. Вообще он защищался слабо, – и думные люди сказали ему решительно, чтобы «впредь к великому государю о духовных делах он не писал, что он паству свою оставил и патриарха на свое место избрать благословил, потому и не годится ему в те дела вмешиваться и смущать царя своими письмами». На это Никон, мог уже отвечать с обычной ему силою. «Я ни за какие вины от церкви не отлучен», сказал он с достоинством, «паству оставил своею волею, а попечения об истине не оставил и впредь, коль услышу о каком духовном деле, требующем исправления, молчать не стану. В прежние времена, прибавил он и пустынники говорили царям греческого царствия об исправлении духовных дел». Посланные заметили только, что напрасно он указывает на пустынников, – они восставали против ересей, а ныне, при державе благочестивых государей, никаких ересей в церкви нет и ему обличать некого. В заключение патриарх сказал, что «если митрополит, действовал в неделю ваий с повеления великого государя, то он его, великого государя, прощает и благословляет, как писал ему и прежде в письме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Исключением здесь является празднование Благовещения Недели (воскресенья) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую...». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключение суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). Исключения: 1. Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3). 2. Если Благовещение случится в Неделю ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава»– «Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...». 3. Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 21 . Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресенье) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесяницы и Страстной седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

И в жизни византийского императора эта коллизия должна была бы разыграться, и император волею-неволею должен был бы выйти из своего невольного затвора, покинуть дворец и явиться на улицах Константинополя. Мы разумеем случай редкий, но периодически повторяющийся – это стечение праздников вербного воскресенья с благовещением. По издавна установившемуся придворному этикету, в праздник благовещения император всегда неопустительно совершал пышный выход на литургию в Халкопратийский храм, праздновавший свой храмовой праздник, а, по окончании ее, давал обед духовенству и чинам двора во дворце близ этого храма. Не мог император, и при указанном стечении, избежать строго обусловленного этикетом выхода. «De ceremoniis» или «Обрядник» предусматривает этот случай и дает указания в таких, ничего не говорящих словах: τελε παν κολοθως ν τρπον νωτρω ν τ προελεσαι το εαγγελισμου π λεπτ ξεθμεθα. 6  Очевидно, ссылка направляет внимание читателя на 30 гл. «Обрядника», где изложен действительно π λεπτ случай совпадения праздника благовещения с крестопоклонным воскресеньем. Но напрасно он стал бы искать там разъяснения, как в неделю ваий император встречался с патриархом на празднике благовещения в Халкопратийском храме, и совершался ли в этот день обряд шествия патриарха на жребяти из Софийского храма. «De ceremoniis» хранит на этот счет полное молчание. Ответ на этот любопытный вопрос даёт нам памятник X–XI века, Типикон Великой Церкви, в такой короткой фразе, при изложении указанного совпадения праздников: σατως ν ςτν βασιλες (Ркп., Дрезд. библ. л. 165). Итак, царь несомненно был на празднике в Халкопратийском храме и выполнял все, что ему предписывал придворный установленный церемониал. Естественно является теперь вопрос: как же произошла встреча императора с патриархом, в каком месте и как избежал император необходимости участвовать в обряде шествия патриарха на жребяти? Придворная камарилья, ловко в «Обряднике» отмежевав царя от патриарха и игнорировав последнего совершенно в день недели ваий, несомненно помогла ему и выйти из затруднений создавшейся коллизии, при указанном стечении праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Настала неделя ваий (в марте 1659 г.), в которую, бывало, он совершал в Москве торжественное шествие на осляти. Теперь это шествие совершал, как и следовало, Крутицкий митрополит, местоблюститель патриаршего престола. Никону об этом донесли, и он в том же месяце марте написал к государю: «Как случилось ныне такое невероятное и непристойное деяние, о котором я слышал от многих и в действительности которого удостоверился? Уже некто дерзнул олюбодействовать седалище великого архиерея всея Руси и незаконно действовать деяние св. недели ваий... И я дивлюсь твоему благородию, как ты попустил без священного Собора обесчестить сие священное дело... И отселе, не знаю, достоит ли ему (митрополиту Крутицкому) святительская деяти... Если с твоей воли то было, Бог тебя да простит, а впредь Господа ради воздержись не в свои дела вмешиваться». Выходка Никона была совершенно несправедливая и оскорбительная. И государь для объяснений с ним послал 1 апреля думного дворянина Прокопия Елизарова да думного дьяка Алмаза Иванова. Они по данному им наказу говорили Никону: «В прошлом году, как ты оставил святительский престол своею волею, государь присылал к тебе князя Алексея Трубецкого, и ты объявил, что Московским патриархом никогда не будешь и дела тебе до архиерейского чину никакого нет, а ныне пишешь к государю о действе, совершенном в неделю ваий, называя его прелюбодейством: писать тебе к государю о таких делах, когда ты оставил свою паству, не следовало бы. То действо учинил митрополит с повеления государева по прежним примерам. В прежние годы до патриаршества то действо совершали митрополиты, а в междупатриаршество — Крутицкие митрополиты, потому что они всегда на Москве как бы наместники патриарховы. Да ты же сам, когда приходил к тебе от государя князь Трубецкой, благословил митрополита Крутицкого ведать и править все дела церковные, как прежде бывало во дни междупатриаршества, и вместе благословил избирать на святительский престол нового патриарха, а о себе сказал, что возвратиться на тот престол никогда и не помыслишь».

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010