Ведь славить Его нужно не только в часы богослужения и молитвы, но и непрестанно, в каждую минуту нашей жизни, в любых условиях и обстоятельствах. «Благословлю Господа на всякое время»,– говорит св. Псалмопевец ( Пс. 33:2 ), и призывает всех нас делать то же «на всяком месте владычествия Его» ( Пс. 102:22 ). Славить имя Божие нужно чистыми устами, не допуская того, чтобы одним и тем же языком мы в одно время »благословляли Бога и Отца«, а в другое – »проклинали человеков, сотворенных по подобию Божию« ( Иак. 3: 9–10 ). Наконец, прославлять Бога нужно не одним лишь словом, не одним лишь возношением молитв и славословий, но всей своей жизнью, всем своим добрым христианским поведением. »Прославляйте Бога,– говорит св. апостол Павел, – и в телах ваших, и в душах ваших которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Слово Божие увещевает нас быть всегда на страже своего сердца, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах, не допускать измены нашему Спасителю. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, – говорит Господь, – того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Слово Божие предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей, забывая о том, что мы призваны в Царство Небесное, путь в которое узок и тернист, сопряжен с трудами и подвигами по очищению нашего сердца от порочных наклонностей и постыдных греховных страстей, и что именно в этих трудах и подвигах мы более всего нуждаемся в чудодейственной Божественной помощи. Позаботимся же о том, чтобы Господь и Спаситель наш был для нас не только великим Божественным Чудотворцем, Которого можно просить об избавлении от тех или иных скорбей и бедствий земной жизни и о даровании нам того, что нам самим кажется столь необходимым для нашего земного благополучия, но чтобы Он стал для нас прежде всего нашим Подвигоположником, Победителем живущего в нас греха, Исцелителем наших духовных язв и недугов. Избавителем от ищущей уязвить нас своим тлетворным дыханием духовной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Все эти бедствия не были случайными. Они попускались Промыслом Божиим с целью нравственного очищения и исправления иудеев. Но не многие в народе Иудейском откликнулись на вразумляющие воздействия Божии с должным смирением и покаянием, ибо – как говорил пророк Исаия – «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). И потому пережитые иудеями испытания привели основную их массу не к духовному обновлению, к которому призывал их Господь Бог, а лишь к тому, что они остро ненавидели своих иноземных поработителей и страстно мечтали о полном сокрушении и низложении всех врагов под ноги их и о возвеличении их народа над всеми народами, его окружавшими. С этой чисто земной точки зрения Мессия представлялся иудеям сильным царем-освободителем, способным железной рукой покорить окружающие народы и племена, а своему народу вернуть былую славу и богатство времен великих царей Давида и Соломона. Такое превратное мнение о Мессии делало иудеев неспособными или малоспособными понять истинную цель пришествия Христа Спасителя и то, что ради достижения этой цели Ему надлежало пострадать как »непорочному и чистому Агнцу, предназначенному на сие еще прежде создания мира« ( 1Пет. 1:19–20 ) »и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Приблизительно за год до события Входа Господня в Иерусалим был случай, когда народ, изумленный чудом насыщения 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами, вознамерился «нечаянно взять Иисуса и сделать царем», но Господь, узнав об этом, «удалился на гору один» ( Ин. 6:14–15 ). Не удивительно, что и теперь, после воскрешения Лазаря, многие среди встречавшего Господа народа были полны тех же самых пустых мечтаний о земной славе, которую якобы доставит им великий Пророк из Назарета. Вот почему, хотя Господь и не препятствовал радостному излиянию народных чувств, в которых была и искренность, и любовь к Нему, совершившему для них столько благодеяний, и своеобразное проявление патриотизма – тем не менее, как замечает один из лучших наших отечественных толкователей Священного Писания, «Его чувствования были отличны от чувств, коими воодушевлен был народ» (Иннокентий, архиепископ Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. М., 1887, стр. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Господь плачет о нас... Господь плачет об Иерусалиме, потому что Иерусалим не плачет сам о грехах своих. Это наши слезы, брат возлюбленный, не об одном Иерусалиме они пролиты Господом, но и о нас с тобою, грешниках сущих! Господь плачет и доселе о каждом грешнике. Как не плакать, когда грешник видимо идет в бездну, из коей нет возврата, и, имея в руках жизнь вечную, безумно меняет ее на суету и тление? Как не плакать о грешнике, когда столько средств, употребленных для примирения его с Богом, остаются туне и без плода? – Не помогли слезы Господа Иерусалиму, не помогут слезы Господа и нам с тобою, если мы, подобно иерусалимлянам, останемся бесчувственны во грехах наших. Для того, чтобы безценными слезами Христовыми омыты были наши грехи, надобно, чтобы к ним примешались наши собственные слезы об этих грехах. (Иннокентий, архиепископ Херсонский. Слово, сказанное в Троицкой Сергиевой Лавре в Неделю Ваий 21 марта 1893 года) 663. Христов пример смирения «Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе» ( Ин. 13:14 ) Не только Бог, но и мы любим смиренных людей. Таково свойство смирения, оно невольно располагает к себе всякого. Смиренных людей мы любим, благочестивые слушатели, а сами смиряться пред другими не любим. Мы думаем, боимся, как бы смирением не унизить себя, боимся, чтобы не почли нас людьми слабыми, когда будем смиряться пред другими. Так большей частью думаем о смирении мы. Так, видно, сначала думали о смирении и апостолы, ибо как же иначе объяснить спор их о первенстве? А евангелист Лука говорит, что они на Тайной вечери спорили: кто из них должен почитаться большим? Иисус Христос знал мысли Своих учеников о смирении, часто и словом и делом поучал их смирению. Наконец, Он благоволил торжественно показать им высоту смирения. Это было на той вечери, на которой установлено Таинство Святого Причащения. Иисус Христос со Своими учениками возлежал, вечеря только что началась. Ноги учеников не были еще умыты, как этого требовало обыкновение. И вот, Иисус Христос встает со Своего места, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и препоясывается им, потом вливает воду в умывальницу и всем по порядку умывает ноги, отирая полотенцем. Когда же умыл им ноги и надел на Себя одежду Свою, то возлег опять и сказал им: «Знаете ли, что я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, Я точно – Господь и Учитель. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги Друг другу. Вот видите, для Меня не унизительно, что я смирил Себя пред вами. И вы не унизите себя, когда будете смиряться друг перед другом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Далеко отринь неу­годные Мне плотские мысли и дела, умерщвляя их духовным рассуждением и делами по духу. А как залог будущего воскресения восприими благодать Мою через веру в Меня, ибо всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Ин. 11:26 )! Аминь. 2000 г. День тезоименитства Урок в неделю Ваий (Проповедь за Литургией) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9:9 ), – восклицает ветхозаветный Пророк, за много лет предвидя в Духе Святом событие ныне совершающееся. Незадолго до своей смерти Господь наш Иисус Христос торжественно вступает в Иерусалим, окруженный бесчисленной толпой, среди радостных криков и общего восторга. Дорогу перед ним устилают одеждами, под ноги осла, на котором Он едет, бросают пальмовые ветви. Со всех сторон тысячи уст радостно восклицают: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне»! Все это показывает, что встречающие Иисуса Христа принимают Его как Бога, а не как простого человека, ибо «осанна» означает «спаси», спасать же свойственно одному Богу. Все множество народа велегласно славят Его за чудеса, какие видели и вопиют, что благословен Царь, грядущий во имя Господне и мир на небесах, ибо прежняя вражда человечества с Богом заменилась на перемирие и слава в вышних, то есть, видя это, ангелы ликуют на небесах, радуясь о нашем единодушии. Наконец, вся многочисленная толпа народа ослепленная предрассудками национальной гордости, предполагая, что ныне сбываются ее чаяния, готова провозгласить Его царем и как безумная кричит: «Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних»! Фарисеи, взбешенные как невиданным почитанием Галилеянина, так и своим бессилием остановить это почитание, требуют от Христа, чтобы он запретил ученикам своим славословное пение. На что Господь им отвечает: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». К такому восторженному славословию побуждают их все те знамения и чудеса, которые они видели и особенно чудо воскресения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Дорогие братия и сестры! Так ныне торжественно воспевает Святая Церковь. Раздавая каждому из нас ваий, она всем говорит: «Смотрите, эта ветвь неделю назад была мертва, а теперь ожила, уже распустились почки; так оживут и ваши мертвецы. Воскреснут мертвые, воскреснут матери, жены и дети, братья и сестры, сродники и знакомые». Какая отрадная истина! Этой истиной утешал себя Иов, когда страдал на гноищи. Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Ею воодушевляется святой пророк Исайя, когда восклицает: «Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех». Ею укрепляют себя мученики во время страшных мучений. «Ты, мучитель, — говорили они, — лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной… умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит». Ею ободряют себя святые апостолы к перенесению трудных апостольских подвигов. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков», — говорит святой апостол Павел. Вот основание нашей веры. Этой истиной мы веруем, живем и спасаемся. Эту истину многочастно и многообразно проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос: «Грядет час, в оньже вал сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут… из гробов своих», «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Воскресив сына вдовы Наинской, дочь Иаира и даже четверодневного Лазаря, Он показал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедовала всегда, исповедует ежедневно Святая Церковь в Символе веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». «Тот нехристианин, кто не верит воскресению мертвых», — говорят святые отцы. Наконец, эту истину возвещает нам видимая природа: весь мир растений, умирающих осенью и воскресающих весной, проповедует ее; каждая травинка, каждая былинка, прозябающая из земли, говорит нам: «Воскреснут мертвые». Каждая бабочка, пригретая светом солнечным и ожившая от благодетельной теплоты, говорит нам: «Подождите немного, явится Солнце правды, и воскреснут ваши мертвецы».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Лишь бы Он помог мне пребывать верным своему призванию и довольствоваться немногим. Каждое звание и состояние имеет свои достоинства. Да будет воля Господня! Все Его дар, Его собственность, которую Он даровал мне из милости. В праве ли я роптать на Него, когда Он отберет назад у меня Свои блага. Он лучше меня знает, до каких пор полезно для меня имущество. Я смотрю не на тех, которые выше, уважаемее, счастливее меня, – нет, я устремляю свои взоры на злосчастных бедняков, униженных и презренных пред лицом света, и это не с тем, чтобы возвысить себя пред ними, но чтобы при взгляде на них тем более чувствовать незаслуженную милость своего Бога, сочувствовать и сострадать своим несчастливым братьям. Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, но помоги мне открыть душам своих собратий благодать Твою, которую я ношу в своем сердце и которая извлекла меня, как головню из огня, сохранила меня от гибели. Аминь». Слово в Неделю ваий 70 Сегодня мы празднуем торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. В этом торжестве есть и печальное событие: при виде Иерусалима Господь пролил слезы: когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем ( Лк.19:41 ). О чем же эти слезы? Ответ на это дает нам святой евангелист Лука. Он говорит, что когда Христос увидел город, то прослезился и сказал: О, Иерусалим, Иерусалим! если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей, твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Мф.23:37 ; Лк.19:42–44 ). Господь плачет не о Себе, не о предстоящих Ему тяжких страданиях, а о нераскаянности жителей иерусалимских. Его пророческому взору предносятся те ужасные бедствия, которые имеют постигнуть Иерусалим, и это вызывает слезы у Господа. Как мать проливает слезы над могилою дитяти, так Христос плачет над городом, ставшим могилой многих тысяч жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Невеста должна была (после) устыдиться своего вопроса. Она хотела передать своему жениху разводное письмо, дабы освободиться от Него, и притворно то одного, то другого, постоянно спрашивает: кто такое – Он; хотя она могла узнать Его из таинственного смысла повествования о винограднике, где написано: виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это – Наследник ( Матф. 21:38 ). Хотя они знали, что Он – наследник, однако же вопрошали, кто такое – Он. Так и невеста. Но Господь наш пошел в дом Отца Своего, где нашел множество продающих и покупающих. Он увидел, что святыня – в пренебрежении, что церковь соделалась местом сборища купцов и торгашей, и местом похищения, что в ней не произносится более молитва , в ней нет более усердных прошений, первосвященник – не на своем месте, священники не стараются исполнять свою должность, левиты не следят за тем, для чего избраны; народ не исполняет своих обычаев и обрядов, не принимает священников, увлекается страстными стремлениями и наслаждениями, поставил неправду началом жизни; и церковь была совершенно похожа на разбойничий притон. Если бы в синагоге исполнено было все, что было написано у Моисея, и если бы она старалась узнать дух, находившийся в писании пророков, и если бы в ней исполняли волю Отца Небесного, то в ней все радостно встретили бы Того, Кто пришел под именем Сына Божия. Но потому, что Он изшел от бедной Девы и ступил на порог прелюбодейцы, она и спрашивает, кто такое – Он. Она не надеется на Бога, Который вступил с нею в завет, и, наоборот, обращается к ложным богам. Если бы она обладала целомудренной свободой, то осталась бы в чистоте и ожидала бы явления Наследника с радостью. Тогда, услышав, что Жених едет на ослице, Она радовалась бы и торжествовала и от всего сердца возглашала бы; она величественно подняла бы свой голос и славила, и весь народ побуждала бы торжествовать о Нем; она надела бы на первосвященника ефуд, покрыла бы грудь его украшением из виссона и дала ему книгу пророка Захарии в руки. Тогда оный первосвященник, облеченный в царское одеяние, играл бы, подобно Давиду, пред ковчегом завета и пел бы с высоким голосом народу слова Пророка, прочитанные из книги: „радуйся, дщи сионя“, ибо Тот, о Ком говорили пророки, пришел; Тот, о Ком прорицали Иаков и Захария, идет в наш город на презираемом животном“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но как смотрел Спаситель на оказанные Ему почести во время шествия в Иерусалим?... Во время земной своей жизни много раз ходил Спаситель в Иерусалим, но никогда Он не входил в оный так торжественно, как перед своей смертью: это шествие Его было последнее, необычайное – шествие на страдания и смерть, для совершения величайшего дела – искупления рода человеческого, и явления Божественной славы в Его воскресении, а потому теперь Он пожелал торжественно войти в Иерусалим. Но не радовали Спасителя крики радости и восторга народа еврейского, и не утешали его торжественная встреча и сопровождение в Иерусалим, основанный на ложном понимании Его пришествия. Сердцеведец знал жалкое заблуждение народа еврейского; знал, что этот же самый народ через пять дней вместо осанна будет кричать: распни, распни Его, и потому, когда Он спускался с вершины горы Елеонской и увидел Иерусалим, т. е. когда торжество, сопровождавшего его народа, достигло высшей степени, Он заплакал и, обратившись к Иерусалиму, сказал: о если бы и ты, хотя в этот день тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне, за то, что не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог! Эти слова Спасителя означают то, что народ еврейский и город Иерусалим, главный центр деятельности Спасителя, во время земной жизни Его, несмотря на Его высокий образ жизни, Божественное учение и бесчисленные чудеса, не признал Его за обетованного Мессию, не уразумел этого и в день торжественного входа Его в Иерусалим; за все это Спаситель предрёк великое бедствие Иерусалиму, а с ним вместе и всему народу еврейскому. И при виде глубокого заблуждения и нераскаянности некогда Богом избранного народа еврейского и предстоящих ему бедствий, среди криков радости и восторга, Спаситель сильно плакал... То были слезы спасающей любви Божьей и скорбящей о заблудших грешниках. Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников....

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но так как она была ослеплена своею страстью, и чувства ее были извращены наслаждениями, почему она и позволила во храме всякого рода бесчинства и изгнала оттуда искреннее благочестие, то она не могла и радоваться о Царе, а даже была опечалена, услышав хвалебную песнь. Жених вошел, но нашел Свою невесту преобразовавшеюся в меняльщицу денег. Увидевши это, Он возревновал о доме Отца Своего, каковой дом оказался в пренебрежении: святость его не почиталась, и Он перестал быть храмом. И вошел Он в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих во храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей ( Матф. 21:12 ), припоминая священникам изреченное чрез пророков и говоря, что все это Он делает не неизвестною им силою. Так пишется: „не соделался ли вертепом в глазах ваших разбойников дом сей, над которым наречено имя Мое“ ( Иер. 7:11 )? Христос уверился, что неверующие в Его Отца откажут и Ему во всяком доверии; Он ясно показал им, что благодаря тому, что они не почитают Адонаи, они ненавидят и Его – Христа. Он изобличал их, поскольку Он, ненавидимый ими, исполняет волю пославшего Его Отца. „Отец уже сказал вам чрез пророков: Мой дом да будет домом молитвы, а вы сделали из него место хищения, обмана; вы не слушались Отца Моего; поэтому не принимаете и Меня. Иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Меня“ ( Матф. 10:40 ; Ин. 13:20 ). Что Сын был восхвален, а Отец прославлен чрез пение, это не понравилось старейшинам народным, и они были раздражены против Христа: ибо они ненавидели Отца и на Сына также смотрели страшными глазами; они искали обвинения против Христа в этих прекрасных голосах, которые возвышали Отца вместе с Сыном. Поэтому-то они и приступили ко Христу и сказали: слышиши ли, что сии глаголют? Но Он ответил им: „Я слышу; несте ли чли у пророков: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу“! Такими словами Он объявил, что путь Его возвещен пророками, и что Он идет к пристани, уготованной Ему Отцем, поскольку Свою волю Он сообразовал с волею Своего, прославляемого Им, Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010