О, как они этого не вспомнили?! Как не поразила их картина шествия Господа на осляти, сыне подъяремной, когда увидели это своими глазами?! Потому не вспомнили, что окаменили сердце свое и ослепили очи свои, не узрели очами и не уведали сердцем. На них сбылись слова святого апостола Павла о смертоносной букве: способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3: 5–6 ). Враги Христовы были привержены букве Писания, не разумея духа Писания, именно поэтому их убила мертвая буква. К служению духу призваны мы все – не к служению букве смертоносной. А враги Христовы погибли в служении своем, ибо были служителями смертоносной буквы. Да не будем же служителями буквы, да будем же мы служителями духа Христова! Да не случится никогда ни с кем из нас, чтобы к нам приложимы были слова, сказанные Господом Иисусом Христом при входе в Иерусалим: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк. 19: 42 ). И в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо припомнить эти слова Христовы. Бывает, что когда человек идет по пути неверному, то милосердие Божие останавливает его, останавливает каким-нибудь потрясением, каким-нибудь несчастием или болезнью, и тогда как бы говорит ему: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Бывает с каждым из нас, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его, – стучит как нищий под дверью. О, горе, горе нам, если не услышим тихого Христова стука, ибо в этот момент должны мы подумать, что и к нам относятся те слова Христовы, которые вызвали потоки слез из Его Божественных очей: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Список источников и литературы Источники Амвросий Медиоланский , свт. Слово в Неделю Ваий//Воскресное чтение. IX. Киев, 1845–1846. Амфилохий Иконийский , свт. Слово на воскрешение Лазаря//Альфа и Омега. М., 2005. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

О том же самом говорит в своем «Слове в Неделю Ваий» и святитель Григорий Палама : Христос «пришел ко гробу и сказал присутствующим, и те отняли камень и почувствовали смрад [разложения], и Он воззвал великим гласом и призвал его, и тогда-то тот воскрес. Все это для того, чтобы чрез собственные глаза, ибо, предстоя гробу, они видели; и чрез собственное обоняние, ибо они обоняли смрад мертвеца, так как он был четверодневный; и чрез собственное осязание, ибо они собственными руками дотрагивались сначала до камня, отнимая его от гроба, потом до плащаницы и до сударя на голове, развязывая их; и чрез собственное слышание голоса Господня, который достиг до слуха всех, – они все познали и уверовали, что Он – Тот, Кто призывает существующее из несуществующего ( Рим. 4: 17 ), Кто носит все словом силы Своей и Кто все в начале одним словом из несущего сотворил в сущее». Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус ( Ин. 11: 45–46 ). Мы знаем из текста Евангелия от Иоанна, какое озлобление и гнев вызвало у иудейских старейшин известие о чуде воскрешения Лазаря. Более того: задумавшие умертвить Господа первосвященники… положили убить не только Христа, но и Лазаря ( Ин. 12: 10 ) – уничтожить его, как зримое и живое свидетельство всемогущей силы Господа, истинного Мессии. Они не могли опровергнуть и оклеветать это чудо Христа, в отличие от всех прежних Его чудес, так как событие воскрешения Лазаря было для всех очевидно и неопровержимо. И тогда враги Господа задумали вновь умертвить воскрешенного. Как с некоторой иронией замечает по этому поводу святитель Амфилохий Иконийский , «они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не понимали, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга». Еще с большей издевкой насмехается над старейшинами, обращаясь непосредственно к ним, автор приписываемой святителю Иоанну Златоусту гомилии «О вайях»: «Если же вы и убьете Лазаря, то не может ли Он снова воскресить его? Посмотрим, кто скорей утомится, вы ли, убивая, или Он, воскрешая? Вы с усилием убиваете, а Он воскрешает словом: кто скорее утомляется?» Однако, в отличие от старейшин, большинство свидетелей чуда или только слышавших о нем испытывали совсем иные чувства, нежели те, кто враждовал со Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Посмотрим и далее, что говорит Божественный Евангелист. Когда Господь вошел в храм, приступили к Нему хромые и слепые, и Он исцелил их. Видевши же первосвященники и фарисеи чудеса, которыя Он сотворил, и детей, восклицающих и говорящих: осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне ( Матф. 21:14–15:9 ), – не вынесли чести, оказанной Ему: посему, приступив к Нему, сказали: „слышишь ли, что они говорят“ ( Матф. 21:16 )? Как бы так они говорили: и Ты не огорчаешься тем, что Тебя прославляют, как Бога? Тебе не прискорбно слышать от невинных (младенцев) хвалы, приличные единому Богу? Разве Бог не открыл в древности чрез Пророка: славы Моей никому не дам ( Ис. 42:8 )? И как Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом ( Ин. 10:33 )?“ Что же отвечал на это Долготерпеливый, Многомилостивый и Медленный на гнев ( Иак. 1:19 )? Он останавливает безумных, Своим ответом укрощает ярость их, напоминает и Сам о словах Писания, приводит из него свидетельства о настоящем событии, и не отказывается спрашивать их самих. „Разве вы, говорит Он, никогда не слыхали того, что сказал Я чрез Пророка: «в тот день узнаете, что Я – тот же, Который сказал: вот Я ( Ис. 52:6 )? – и еще: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя ( Пс. 8:3 )? Враги эти – вы, которые слушаете закон и читаете пророков, а Меня, законом и пророками возвещенного, отвергаете. Под видом благочестия, вы думаете, что защищаете славу Божию; и не разумеете, что ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего ( Ин. 15:23 )! Я изшел от Отца и пришел в мир ( Ин. 16:28 ). Моя слава есть слава Отца Моего. Таким образом, эти бессмысленные, быв изобличены Спасителем нашим Богом, перестали прекословить, так как истина заградила уста их; но они предприняли другой безумный умысел, составили против Него заговор. Мы же будем воспевать: велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум его неизмерим ( Псал. 146:5 )! Ибо все это совершилось для того, чтобы Агнец и Сын Божий, Который взял на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ), добровольно пострадал для нашего спасения, чтобы Он обращен был как бы в предмет купли, и покупатели положили тридцать сребреников за Того, Кто животворящею Своею кровью искупил мир, и чтобы Пасха наша, Христос, был заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), дабы те, которые окропляются драгоценною Его кровью, и которых уста, как верхи дверей, запечатлеваются ею, могли избегать стрел губителя, и дабы пострадавший плотью Христос, по тридневном воскресении, принял от всех тварей, вместе с Отцем и Святым Духом, равночестное и равномерное поклонение. Ибо пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ), воздавая Ему славу во веки веков. Аминь 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Правда, щедрая природа наделяет многих из нас сим добрым качеством души; но что значит качество сие без образования ума и сердца? Это – золото без очистки и отделки. Пока рука художника не переплавит его в огне, оно не более, как грубый металл. Подобно сему природная кротость, если не будет очищена от природной злости, и не пройдёт чрез огнь искушений, не более, как слабый и робкий характер. Лев кроток по природе, но попробуйте рассердить его; увидите, как он зол по побуждению той же природы. Человек, без сомнения, кротче льва, но разгорячите его; узнаете, как он мстителен. Если он переносит обиды и оскорбления, то потому, что не в состоянии мстить за оные. И если снисходителен к слабостям и порокам других; то потому, что не может нарушить покоя других, не нарушив вместе той беспечной неги, в которой сам усыпляется. И это ли человек кроткий? У кого руки связаны, тот не дерётся. Но кроток ли он? У кого нет языка, тот не злословит и не поносит. Но кроток ли он? Если бы мы могли видеть сердце его, то ужаснулись бы той злости, какою исполнен он внутри. Кротость поневоле есть не что другое, как обезоруженная злоба, которая от бессилия и невозможности снедать ближнего, снедает саму себя. Истинной христианской кротости надобно учиться в училище Креста, и учиться чрез всю жизнь. Кто здесь наставник? Сам Иисус Христос. Кто образец кротости? Тот же Иисус Христос. Кто помощник и покровитель кротких? Он же. Какая награда за успехи? Вечное блаженство. Посему, когда все удобства к изучению кротости и выгоды представляются в неподделанном виде, – кто из нас не станет учиться оной? Грешник ли, который своей неблагодарностью к Господу своему уже многократно достоин был того, чтобы Божественное правосудие поразило его молнией? Слушайте же, христиане, внимательно, чему учит Божественный Учитель кротости: не противься обижающему; но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и другую. И кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и кафтан. И кто понудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Предлогом же к своему лихоимству он делает нищих: ибо он говорил это не потому, что заботился о нищих, но потому, что, имея ковчежец и нося влагаемое, надбирал оттуда. Под ковчежцем же разумей некоторый влагалищный сосуд, в который влагают то, что дает кто-либо. Что же Иисус? Он не обличает его, желая посрамить его долготерпением и призвать со многим смирением, но указывает на усердие жены и вместе с тем намекает и на его образ, ибо Евангелист присовокупил: рече же Иисус: не дейте ея, да с день погребения Моего соблюдет е. Итак, здесь Он не только отвечает за жену, но и напоминает Иуде о замышляемом им предании и о том, что Он идет туда на страдание. Для чего ты так ослабляешь веру жены? Не беспокой ее! Ибо, когда Я восхощу умереть, то вы не можете сделать сего, потому что не будете иметь времени: пусть это делает она невозбранно. – Потом, дабы тот не думал, что он предпочитает Ему нищих, Спаситель привел и некоторую причину Своего ответа и сказал: нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате. То, что Он говорит, обозначает следующее: „когда Я – в мире, то не подобает Меня оставлять и заботиться о подаянии; но когда Я взят буду от вас, тогда все остающееся свободно отдавайте нищим“. Разуме же народ мног от иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, его же воскреси от мертвых. Пожелали видеть Лазаря, надеясь услышать от него что-либо новое и недоведомое, и это привлекало многих к Иисусу. Посему и это произошло по смотрению, чтобы таким образом многих привлечь к себе. Но злоба никогда не знает покоя. Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют: яко мнози его ради идяху от иудей, и вероваху во Иисуса. О, убийственное и неблаговидное их намерение! Видя, – сказано, – старейшины священников, что из желания видеть Лазаря многие приходили к Иисусу, и не остановились на этом, но приходили к Нему верою, совещались и Лазаря убить вместе с Иисусом. Однако смотри, как Иисус, яко Бог, направляет это намерение, не только убийц удерживает от их стремлений, но и заставляет народ приносить Ему похвалы, как Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Приложение I-oe. Праздники переходящие Вход Господень в Иерусалим См. в 1-й части неделю Ваий, 6-ю великого поста. Страстная седмица. Великий четверг, пятница и суббота 1. Тайная вечеря За два дня до праздника Пасхи (в среду), старейшины еврейского народа и книжники собрались в доме первосвященника Каиафы и в совете своем положили взять Иисуса Христа хитростью и убить, только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Неожиданно в собрание их явился один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариотский, и сказал: «что вы дадите мне? И я вам предам Его». Они предложили ему тридцать сребреников – цену обыкновенного раба. Иуда согласился, и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы предать Господа Иисуса Христа врагам Его. Утром в четверток Господь повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить все нужное для празднования Пасхи, а на вопрос их: «где приготовить?» сказал: «вот, при входе вашем в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель повелел сказать: время Мое близко; где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет горницу, большую, устланную: там приготовьте». Они сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху. При наступлении вечера, Господь Иисус Христос пришел в приготовленную горницу и возлег за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Господь всегда любил Своих учеников, но в эти последние часы чувства любви к ним возросли до высшей степени и выразились самым трогательным образом. Господь встал с Своего места, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги учеников и отирать полотенцем, которым был препоясан. Все безмолвно повиновались, но когда очередь дошла до Петра, то он воспротивился. «Господи, Тебе ли (Мессии, Владыке живых и мертвых) умывать мои ноги!» Господь сказал ему: «что делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр воскликнул: «не умыть Тебе ног моих вовек» (т. е. никогда)! Господь ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». – «Господи, – воскликнул Петр, – не только ноги мои, но и руки и голову!» Но Господь сказал: «омытому нужно умыть только ноги, потому что чист весь, – и вы чисты, – прибавил Он, обращаясь к другим ученикам, но не все» (первое вразумление иуде). Совершив умовение ног, Господь сказал: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я делал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:39–45 ). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:46–48 ). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой. Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова ( Мф. 26, 63 ). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа ( Лк.23:9 ). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих ( Лк.23:34 ). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха ( Деян.7:60 )? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся ( 1Кор.4:12 )? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости? Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести ( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Тяжело было состояние падшего рода человеческого пред пришествием Спасителя в мир. Все люди исполнены были всякой неправды, всякого лукавства ( Рим.1:29–31 ). Лучшие из язычников видели себя настолько испорченными, что не верили в возможность своего возрождения своими естественными силами. Они надеялись, что спасение должно прийти свыше. И надежда эта совпала с тем ожиданием избавителя мира, которое существовала в благочестивых иудейских семействах. И вот от праведных Богоотец Иоакима и Анны на утешение всему человечеству, на избавление его от греха, проклятия и смерти, и на духовное его возрождение, рождается Пресвятая Дева Мария – предопределенная быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Тысячи лет ожидал мир такой пречистой Девы, и она является. Какая радость для всех сынов человеческих, чаявших Утехи израилевой! – какой восторг для нас, православ. христиане, введенных в благодатное царство христово Пресвятою Девой Марией, для нас, имеющих теперь ходатаицу пред Ее Сыном Искупителем мира! Не без основания среди нас православных настоящий праздник считается одним из великих, так как им положено начало нашего спасения-искупления. Архангел Гавриил, посланный к Пресвятой Деве для благовестия, застал Ее за молитвой и чтением св. писания. Смутилась Пресвятая Дева не столько от необычайного явления к Ней ангела, сколько от необычайного его приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!» – Смиренная Дева недоумевала, что бы это было за приветствие. Но ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Вышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца». «Как будет сие, когда я мужа не знаю» ( Лк.1:34 ), – вопрошает Пресвятая Дева Мария. И архангел Гавриил ответствует ей: «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое свято наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

На утрени, на Бог Господь: тропарь дне, дважды: Общее воскресение: Слава, храма: И ныне, дне. По кафисмах седальны, и чтение дне. Полиелей, и седальны вси храма, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и Всякое дыхание: и Евангелие храма, и Воскресение Христово: псалом 50, и стихира храма, и прочая. Канон святаго Лазаря, со ирмосом на 6: и храма на 4: и другий канон Лазаря на 4. Катавасиа 2-го канона Лазарева: Воду прошед: По 3-й песни, кондак и икос храма, и седален дважды: Слава, и ныне, праздника: и чтение храма. По 6-й песни, кондак и икос Лазаря, и пролог, или синаксарий. На 9-й песни, Честнейшую не поем. По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: на глас 1. Светилен Лазаря: Слава, храма: И ныне, Лазаря. На хвалитех стихиры святаго Лазаря, на 4: и храма на 4, со Славным, с припевы их. Слава, Лазаря: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом тропарь храма. Слава, и ныне, Лазаря. Ектении, и отпуст, и час 1. На часех, тропарь Лазаря: Слава, храма. По Отче наш: кондак Лазаря, и храма, пременяюще глаголем. На литургии, блаженны Лазаря песнь 3-я, на 4: и храма песнь 6, на 4. По входе тропарь Лазаря, и храма. Слава, кондак храма. И ныне, Лазаря. Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся: Прокимен, апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен прежде Лазаря, таже храма. Глава 44. Аще ли храм святаго случится в неделю цветоносную В субботу на малей вечерни, стихиры ваий на 4. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры ваий: Слава, храма: И ныне, праздника: или Слава, и ныне, праздника. По Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне, праздника: Общее воскресение: Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, поем стихиры ваий на 6: и храма на 4: Слава, храма: И ныне, ваий, 1-ю стихиру. Вход, прокимен дне. и чтение ваий, и храма. На литии стихиры ваий, и храма. Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника: Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь: Общее воскресение: дважды, и храма единожды, и чтение праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010