Выложили текст и аудиоверсию 1-й книги IV тома проекта «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» : «Ум и рассудок», «Ум и сердце», «Ум и дух», «Ум и аскеза», «Ум и молитва», «Священнобезмолвие», «Психофизический метод», «Умное художество», «Сердечное место», «Ноздренный путь», «Глубокая молитва», «Умное вхождение», «Внутренние ритмы», «Умное «безмолвие» и т. д. и т. п. Выложили текст и аудиоверсию приключенческого, даже фэнтезийного романа (романа в рассказах) Сельмы Лагерлёф. Герой — бывший священник в кругу авантюристов, переживающий разные приключения, но роман включает в себя моральную и религиозную проблематику. Лев Шестов — великий мыслитель, классик экзистенциальной философии, крайне мало писавший (просто почти и не писавший) на политические темы. В предлагаемой книге собраны четыре статьи Шестова — кажется, единственные эксплицитно посвященные политической проблематике: — «Пророческий дар (к 25-летию смерти Ф. М. Достоевского)», 1906: здесь находим явное и недвусмысленное утверждение невозможности какой-либо совместимости националистически-этатистски- милитаристски-империалистской идеологии/политики с евангельской верой: это две абсолютных противоположности, пишет Шестов — евангельская вера оказывается радикальной антинационалистической, антимилитаристской, антиэтатистской, антиимпериалистской, вообще антинасильственной альтернативой. Статья большей частью посвящена критике политической публицистики Достоевского, отчасти и Толстого, демонстрации их неумения предугадывать политические события — отчасти в связи с революцией 1905 г. — «Жар-птицы. К характеристике русской идеологии», 1918: статья, напрямик ссылающаяся на статью «Пророческий дар» и тем как бы продолжающая ее; здесь находим критику утопизма, идеализма, оторванного от реальной жизни прожектёрства русской интеллигенции. Статья написана в связи с Великой русской революцией 1917 г. — «Что такое русский большевизм», 1920: продолжение размышлений Шестова о Русской революции. Мыслитель считает, что большевизм — могильщик Русской революции, а большевицкий режим является не чем иным, как реинкарнацией режима Романовых: критика одновременно и царской и советской России по одним и тем же пунктам — бюрократизм, диктатура, репрессивность и т. п. Парадокс радикальных революционеров, уничтожающих революцию, становится матрицей понимания парадоксальности исторического процесса как такового: вообще говоря, первыми виновниками в крушении российской монархии являются российские монархисты, имперские сановники, так же как унесшая миллионы жизней и старую Европу в целом, Первая мировая устроена самими европейцами. Революцию губят революционеры, монархию — монархисты, Европу — европейцы: историей правит не здравый смысл, не интересы и т. п., а парадоксия, некий рок, который заставляет людей бессознательно вершить историю прямо против всякого здравого смысла, собственных интересов и намерений: Шестов находит этому наилучшее объяснение в «библейской философии» — в сказании о вавилонской башне.

http://blog.predanie.ru/article/molitva-...

ВЗГЛЯД: Что сегодня, после подписания соглашений, происходит с политикой США в отношении Ирана? Американцы реально готовы изменить курс или просто берут паузу? Н.Н.: Многое из того, что делалось в последнее десятилетие, было направленно на окружение Ирана. Американская политика - это политика глобального имперского государства, которое рассматривает весь мир как зону своих интересов. Это и есть имперское сознание - в дурном смысле этого слова. И при этом Россию все обвиняют в имперских амбициях, когда она заботится о ситуации по линии своих границ! Но ведь даже самое крошечное неамбициозное государство, неспособное ни с кем воевать, заинтересовано в том, чтобы окружающие государства не были враждебно настроены, не были втянуты в какие-то конкурирующие объединения. А когда государство вмешивается во внутренние дела в тысячах миль от своих берегов, да еще попирая международное право и Устав ООН, - это и есть грубый империализм в духе Теодора Рузвельта, только сегодня он прикрыт риторикой прав человека и вселенской демократией. Американская экономика, выстроенная на вавилонской башне из триллионов зеленых фантиков, диктует взимать со всего мира имперскую дань. Для этого и надо объявлять планету зоной американских интересов, и вся политика этому подчинена. Поэтому послабления в отношении Ирана носят тактический характер, их не надо сильно переоценивать, но и недооценивать нельзя - пауза дает новый веер возможностей, ведь вся политика состоит из тактических шагов. Что будет дальше? Я всегда полагала, что давление и экспансию провоцирует слабость национально-государственной воли. Если некий центр силы и исторической инициативы имеет потенциал и дает понять, что нет никаких шансов его сдвинуть с пути, потеснить, морально подавить, то потенциал экспансии окружающих соперников переориентируется на другие цели. А вот вакуум национальной воли никогда не останется пустым местом, туда устремятся сразу все - как было с постсоветским пространством. То, что было в 90-е в России, даже трудно назвать государственной идеологией - это была проповедь антиэтатизма. Идеологи вещали, что национальные интересы отмерли, остались лишь общечеловеческие ценности, и нужно протянуть всем руку и раскрыть объятья. И пока мы упивались до полного опьянения новым мышлением, весь мир воспользовался испытанным старым - прибрал к рукам все, что мы отдавали. Все, что не было записано на бумаге, отбирали, везде тут же появлялась другая сила, которая совершенно цинично, вопреки всей романтичной «общечеловеческой» риторике, действовала в духе самой жесткой Realpolitik.

http://ruskline.ru/opp/2014/01/22/nastup...

Помимо предположения о молекулярных часах, стоящего за большей частью эволюционных исследований, большинство также предполагает, что рекомбинация происходила одинаково в ходе всей истории и по всей земле. Но это не обязательно так, ведь, как мы знаем, кроссинговер зависит от генетических факторов (в частности, от гена PRDM9), и существуют различия в этих факторах, которые влияют на частоту кроссинговера у разных людей. 147 Это проблема для многих прежних эволюционных исследований, в том числе для тех, на которых основывались подтверждения наших африканских корней. Из Африки или из Вавилона? Выше мы обсудили «африканскую» теорию в контексте митохондриальной Евы.тВ этом разделе и давайте просто перечислим соответствия между «африканской» теорией и книгой Бытия. Согласно наиболее популярной эволюционной истории, мы произошли из небольшой популяции, которая распалась на более мелкие ветви в ходе однократного события рассеивания, после которого человечество распространилось по всему миру. Это рассеивание произошло с тремя главными женскими и одной главной мужской линиями в недалёком прошлом. Ах, да, оно прошло через Ближний Восток, прежде чем добралось до Европы, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки. Каждый из этих пунктов предсказывается историей Бытия о Потопе ( Быт.6–8 ), Вавилонской башне ( Быт.11 ) и Таблице Наций ( Быт.9–11 ). Различия во временных рамках (соответственно 6000, 4500, и 4000 лет назад по сравнению с десятками тысяч лет тому назад) и исходной точке (на Ближнем Востоке против северо-восточной Африки около Красного моря 148 ). Карта миграции человечества, построенная на данных митохондриальной ДНК исходя из «африканской» гипотезы, имеет много параллелей с Книгой Бытия. Однако выводы «африканской» модели делаются исходя из эволюционных предположений. 149 Вкратце, они предполагают, что действовали молекулярные часы, в результате чего мутации накапливались во всех популяциях с одинаковой скоростью на протяжении всего времени. Как мы уже увидели, это не так.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

…в мое время в Семипалатинске, ровно пятнадцать лет до Флоренции…— По окончании срока каторжных работ Достоевский был направлен в Семипалатинск в Седьмой Сибирский линейный батальон, где начал службу рядовым в марте 1854 г. Лет семь тому назад — я заснул лучше. — Описываемое происшествие случилось в 1869 г. …все в Европе сейчас же как будто перестают понимать друг друга, как при Вавилонской башне…— Согласно библейскому мифу, после потопа люди вознамерились построить в земле Сенаар (Месопотамия) город и башню, которая достигла бы небес. Бог, разгневанный их дерзостью, «смешал язык их» и рассеял их по всей земле. Недостроенный город был назван Вавилоном; Библия, отражая народную этимологию, возводит это название к древнееврейскому глаголу «балал» — смешивать (Бытие, гл. 11, ст. 1–9). И вот виконт Биконсфильд — начинена Россия. — Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, происходил из еврейской семьи, принявшей англиканство. 12 августа 1876 г. (н. ст.) было объявлено о пожаловании ему королевой титула графа Биконсфилда. В сообщении об этом «Нового времени» (1876. 5 авг.), а также в некоторых статьях и корреспонденциях других русских газет он назывался виконтом Биконсфилдом. Позднее было напечатано разъяснение (Голос. 1876. 13 авг.) о том, что Дизраэли возведен «в звание виконта и графа Соединенного Королевства под именем, наименованием и титулами виконта Юзн-дея-Юэнденского в графстве Векингемском и графа (earl) Биконсфильдского, в названном графстве». Достоевский, очевидно, намеренно использовал титул «виконт», сочтя, по-видимому, что, будучи фонетически «звучным», в сочетании со столь же звучной и, как говорится ниже в «Дневнике писателя», «альбомной» фамилией Биконсфилд, он лучше всего подходит для создания саркастического эффекта. …у меня секретные документы…— Иронический намек на тактику, которой придерживался Дизраэли в Палате общин в июне-июле 1876 г. Выступая с заявлениями о положении дел на Востоке и о политике английского правительства, он несколько раз просил Палату отложить прения по Восточному вопросу и не требовать оглашения документов, мотивируя свои действия необходимостью сохранить эти документы в секрете.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

VIII 1839. p. 418. 38 Melchior de l’Hermit Aperqus sur la Chronol Sacree. L’Univer Cath T. IV. p. 228. 1837. Observations sur la fixation de l’epoque de l’ancienne annee Egyphenne. L’Univ. Cath. T. V p. 394 1838. 42 Tableau Chronologique de l’Histoire Universelle par P. I Ferrand. Очень одобряемое произведение на западе L’Univ Cath. T. V p. 160. 44 Πε τν О … Вιβλ. Г. Кε. IE. Прекрасная статья, в которой собрано вкратце все, что говорили западные ученые в защиту восточной хронологии. 45 Constantia erroris nec rasum redolet, sed industriam, говорит бл. Августин. De civit. Dei. L. XV. c. 15. 46 Святой Епифаний говорит, что одних начальников фамилий при столпотворении было 72. Тоже читаем у Евтихия патриарха александрийского, который собрал в своих летописях многие предания древних, и, между прочим, предания о строении вавилонской башни (Annales Evt. Alex. T. I p 51, 52). 47 Гликас говорит, что собравшиеся 72 начальника напрасно трудились 40 лет (Annal 2. p 128). Блаженный Иероним дает этой башне 4000 футов и говорит, что знаменитая бывшая цитадель вавилонская есть именно эта башня. Адон архиепископ Вьенский дает ей 5.144 ф. (in chronico aetate prima). 48 Summa seu paliodus quam a creatione mundi ad diluvium en Hebraico textu suae aetatis quem in Perside, ubi seripsit (Ismael Schainschan), centum annis ab illa disceditur, quam nostra nune exhibent in Oceidente exemplaria. Ille lamen non seinel testalur, non solum se plura evolvisse ejusmodi Hebraica exemplaria, sed etiani, Rahbinos et gentis doctors adhibuisse, quemadmodum lecit in suo chronico conficiendo Hamadaddinus Ismael, pruiceps Hemat Ex quo plane colligere est, exemplaria, quibus usus est uterque Ismael, differe ad us, quae legunt nune in Evropa ludaei et caet Ab Ecchelens. Histor Arabum in chronic. Oriental pag. 172, 173. 49 Берут еще доказательство в подтверждение неверности хронологических показаний еврейского текста из того отношения, в каком находятся лета до развития способности деторождения в человеке вообще к целой жизни человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В учении М. Мюллера о религии, ее сущности и происхождении нужно различать, так сказать, три редакции. Рассмотрим же, какая из них лучше, т. е., более правдоподобна, а потому н более удовлетворительна в научном отношении, при этом мы, конечно, ясно увидим и то, получил ли какую либо выгоду этот ученый филолог от того, что одну редакцию своего взгляда на религию он изменил на другую и даже третью. Сначала, как мы видели, М. Мюллер был того мнения, что человек, в духовную природу которого было вложено влечение к Богу, под руководством Божественного откровения, имел чистое и возвышенное представление о Боге, как существе духовном, личном и всемогущем, из рук Которого мир получил свое бытие и Промыслом Которого он управляется, но что потом, лишенный непосредственного руководительства Божия и предоставленный только самому себе, своему ограниченному разуму, при различных неблагоприятных условиях, он утратил чистоту первоначального понятия о Боге и в своем религиозном сознании шел путем диалектическим, т. е. путем постоянного и быстрого ниспадения от духовного почитания Бога, как единого и всесовершенного существа, к обоготворению грубо чувственных предметов. К такому пониманию собственно языческой или естественной религии М. Мюллер пришел вовсе не под влиянием библейского учения, а путем изучения религиозных верований различных дикарей земного шара и мифологических представлений народов культурных- китайцев, индийцев, персов, египтян, греков и римлян. Его поражали с одной стороны ясные следы первоначальных монотеистических верований, более или менее заметно сохранившиеся в преданиях даже самых грубых и изолированных народов, а с другой поразительное сходство многих народных преданий с учением Божественного откровения, каковы, напр., предания о творении мира, сотворении человека, о рае, о блаженстве и грехопадении первых людей, о патриархах, живших до потопа, о потопе, о Симе, Хаме и Иафете, о вавилонской башне, смешении языков и рассеянию народов, об имеющем явиться Примирителе, о конце мира, бессмертии, вечном блаженстве и вечном мучении по ту сторону гроба и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вероятно, в переводе есть пропуски. 1483 Иосиф Флавий приписывает сказание о вавилонской башне «халдейской сивилле». Происхождение сказаний этой сивиллы от самих халдеев представляется весьма сомнительным. Ныне дознано, что так называемые сивиллины книги принадлежат позднейшему времени и что большая часть их своим явлением и содержанием одолжена александрийским иудеям, желавшим взаимно сблизить языческие и иудейские верования. 1484 Ленорман справедливо указывает при этом на несостоятельность подобных предположений, по которым одни из сказаний передаваемых одним и тем же писателем, считаются подлинными народными преданиями, другие, неизвестно почему, – чужеземными. Невероятной признает он и возможность влияния со стороны евреев во времена Бероза на халдейских жрецов. Essai. р. 348. 1487 Вот буквальный перевод этой надписи, сделанный Оппертом и приведенный у Ленормана: templum luminum septem terrae, memoriale Borsipporum, quod rez primus fecit et in quadraginta duabus mensuris agrorum perfecit et non elevavit caput ejus, inde а diebus diluvii dereliquerunt et absque cura canalium aquarum ejus pluviae et tempestas disperserunt argillam ejus, lateres coctiles tegumentorum ejus diffiderant, argilla molis interioris effusa erat in colles. Essai, p. 351. В дополнение к этому, и как бы в объяснение причины, по которой храм недостроен, говорится еще о землетрясении и громах, разрушивших храм, и об умопомешательстве людей, его строивших. Ibidem. 1488 Имя это доныне сохранилось в местности около Вавилона, жители которой руины древнего города называют словом Birs. 1491 Lenormant. Essai, p. 350. Ленорман замечает, что имя Babilou писалось и нераздельно, т. е. не Bab-ilou, а. Babilou и обозначалось тремя идеографическими знаками, соответствовавшими трем словам: Ba-bi-lou, которые значили: «корень, язык, город, или город корня языков». Подобная игра словами, по его замечанию, была в обычае у халдеев. 1492 Необходимо заметить, что о месте, где было это смешение языков и племен, халдейские предания, по-видимому, были не всегда одинаковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

11. Что может означать печать Каина? 12. Каково соотношение между цивилизацией и нравственным состоянием людей в рассказе о потомках Каина? 13. В чем смысл жертвоприношений? 14. В чем смысл родословной допотопных людей? 15. Из чего видно, что рост зла не уничтожил в людях семени добра? 16. Каковы два толкования рассказа об исполинах? 17. Какие существуют гипотезы о природе потопа? 18. На каком сказании основывается библейский рассказ? 19. В чем его духовное значение? 20. В чем заключается первый, Ноев Завет? 21. Каково значение библейской символики моря и потопа? 22. Как понимать перечень потомков Ноя? 23. Какие три группы народов описаны в Быт 10? 24. В чем смысл сказания о вавилонской башне? 25. Какие источники лежали в его основе? Для чего они использованы в Библии? Приложение к §19 Авраам. Патриархи (Бытие 11-50) XIX–XVII вв. до Р.Х §20 Святая земля. Происхождение Авраама (Быт 11,16-26) Библию можно считать первой книгой, где путь человечества рассматривается со всемирно-исторической точки зрения . Если нильские сказания говорят о происхождении египтян, мифы Двуречья — о происхождении шумерийцев и вавилонян, то в Ветхом Завете рассказу о судьбе народа Божия предпослано повествование о начале мира и всего человеческого рода. Основное содержание этого Пролога заключено, как мы видели, в двух ведущих темах: премудрость благого Творца и падение человека. С Быт 11 начинается подготовка к рассказу о людях, которые отзовутся на призыв Божий и которым предназначено положить основание ветхозаветной Церкви. Здесь намечен переход от символического «иконного» раскрытия духовной сути истории к конкретным фактам. Место действия — святая земля. На протяжении 2000 лет — от Авраама до евангельских времен — она будет свидетельницей событий истории спасения. Читать и изучать Слово Божие трудно без знания географии и истории библейской страны. 1. Название и положение св. земли. Палестина расположена в центре Ближнего Востока, на стыке трех материков, между Сирией и Синайской пустыней. Древнее ее название — Ханаан (евр. Кенаан) встречается в египетских и вавилонских документах с середины II тысячелетия до Р.Х. Вероятно, название это связано со словом «киннахи» (пурпур). На сиро-палестинском берегу издавна производили натуральную пурпурную краску. Греческое слово «фойникс» (пурпур) дало название Финикии. После того как в XII веке западный Ханаан был покорен филистимлянами, греки стали называть страну Палестиной. Библия, как правило, именует ее просто Эрец Исраэль, Земля Израилева.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

– которые считали, что общеобязательны и безусловны только те нравственные правила, постановления и законы, которые основываются на самой природе человека (φσει), а не на соглашении между людьми (θσει). В конце концов софисты стремились уничтожить всякие общеобязательные нравственные нормы и обычаи. Протагор своим тезисом – «человек – мера всех вещей» – все нравственные нормы свел к субъекту. Позже противопоставление природы и закона возвели в главный этический принцип киники (ІV в.): все, установленное людьми, считается противоестественным и излишним. Киники проповедывали опрощение, возврат к первоначальному естественному состоянию, и отвергали культуру и блага цивилизации. Цельс, по­видимому, придерживается софистическо-кинической точки зрения, Ориген же – учения Платона и стоиков о естественном (=богоустановленном) законе и естественных добродетелях. В V в. также начались споры о том, возник ли человеческий язык по природе, так что вещам соответствуют их названия (имена), или по установлению, в результате произвольного соглашения людей. См. об этом CCels I.24 (об именах вообще) и CCels V.45 (о Божиих именах) и прим. 124 τινα μυστικν κα πρρητον θεωραν. Ориген противопоставляет исторический, т. е. буквальный смысл (ιστορα), и сокровенный, духовный смысл (θεωρα), который всегда выше первого, ибо отражает вечные духовные реальности. 125 В этой главе Ориген на примере библейского повествования о Вавилонской башне развивает свое учение о ангелах-хранителях. Он, так же как и Цельс, считает, что Бог управляет миром не только непосредственно, но и через ангелов, как служебных духов (см. выше, CCels V.4). По Оригену , существуют ангелы-хранители народов (и их языков, см. HomNum XI.4; CCels 4.8), областей и городов (HomNum XI.4;;HomGen XVI.2; HomJos XXIII.3), церквей (HomNum XXIV; HomLuc XIII; XXIII; DPrinc I.8.1; De Orat. Xl.31), верующих (ComMt XIII.5,6,21; DPrinc II.7) и даже тех или иных явлений человеческой жизни (рождения, смерти, посмертных мытарств, HomNum V.3; XI.4.20; HomJerem XVI.1; HomLevit IX.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

18:6–8. Мука и хлебопечение. Три саты муки (ок. 20 литров) для выпечки хлеба – еще одно подтверждение щедрости Авраама по отношению к гостям. Поскольку у кочевых народов не было печей, хлеб выпекали в сильно нагретых котлах, к стенкам которых прикладывали тесто. В результате получались плоские круглые лепешки хлеба. Творог и молоко были у скотоводов традиционным дополнением любой трапезы. Тот факт, что Сарра оставалась в шатре, может указывать на обычай, запрещавший женщинам есть вместе с мужчинами. 18:16–33 Справедливость и милосердие Бога 18:20,21. Судья, собирающий показания. Как и в рассказе о Вавилонской башне ( Быт. 11 ), элементы антропоморфических представлений (Богу приписываются человеческие свойства) соединяются в этом эпизоде с элементами теодицеи (богооправдания). В обоих случаях демонстрация божественной справедливости связана с «сошествием» Бога, Который выясняет ситуацию, прежде чем принять меры. 18:22,23. Ходатайство Авраама. Торговля по поводу цены или условий – обычное явление при заключении сделок на Ближнем Востоке. Но в данном случае стремление Авраама установить точное число праведников, необходимое для предотвращения истребления Содома и Гоморры, служит доказательством справедливости деяний Бога. Справедливый Бог не собирался губить праведников без предупреждения и выяснения обстоятельств. Благодаря праведникам вначале могли спастись даже нечестивцы. Но, с другой стороны, утверждение справедливости невозможно при недооценке греховности. Спор о количестве праведников касается не только их способности уравновесить греховность остальных жителей Содома, но и вероятности того, что, получив время, они смогут оказать на остальных положительное влияние. 19:1–29 Истребление Содома и Гоморры 19:1,24. Содом и Гоморра. Местонахождение «городов долины» на восточном побережье Мертвого моря точно не установлено. Их связь с Сигором (Zoara на карте VI в. из Медевы) и смоляными ямами «в долине Сиддим» ( Быт. 14:10 ) указывает на южную оконечность Мертвого моря. Доводы в пользу их локализации на севере Мертвого моря основываются на расстоянии до Хеврона (18 миль против 40 в случае расположения на юге) и на упоминании «окрестности Иорданской» в Быт. 13:10–12 . Города, расположенные в этом засушливом регионе, существовали и процветали благодаря месторождениям соли, битума и поташа вокруг Мертвого моря и были важными торговыми центрами на караванном пути, соединяющим север и юг. Известно, что в эпоху ранней бронзы на равнине к юго-востоку от Мертвого моря существовали города с довольно высоким уровнем населения (с ЗЗ00-го до 2100 г. до н. э.): Бабэд Дхра (Содом?), Сафи (Сигор), Нумерия (Гоморра?), Фейфа и Ханазир. Раскопки производились только в Нумерии и Бабэд Дхра, и археологи отнесли разрушение этих городов примерно к 2530 г. до н. э. – намного более раннему времени, чем годы жизни Авраама (хотя хронологическая оценка этого периода затруднительна).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010