И вот, под руководством Нимрода началась поистине всемирная стройка. Позднее многие тираны пытались подражать этому первому «штурму небес», но никому не удалось достигнуть такого охвата человечества, какое удалось сыну Хуша. И удастся это только в конце времен при правлении антихриста. Недаром выражение «сделать себе имя», встречающееся и в вавилонских текстах, подчеркивает жажду личной славы, эгоистического утверждения собственного «я». Среди надписей, оставленных воинственными аккадскими владыками, часто встречается выражение «сделать людьми одного языка». Это своеобразная формула подчинения, покорения народа, включения его в огромную империю. Итак, строительство шло полным ходом. Энтузиазм переполнял строителей. Одни лепили кирпичи, другие обжигали их, третьи добывали асфальт. А главным архитектором этого мирового проекта был Нимрод, получавший указания от мира падших ангелов. Надо заметить, Писание упоминает о том, что город и башня были не в одном месте. Таким образом, нельзя отождествлять с Вавилонской башней капище Этеменаки. Скорее, все-таки речь идет о великой башне Борсиппы, находящейся в десятке километров от Вавилона. Эта башня имела семь ступеней, поднимающихся вверх, соответствующих планетам небесной сферы, окрашена она была семью красками: черной, белой, пурпурно-красной, синей, ярко-красной, серебристой и золотистой, – т. е. в цвета семи планет, включая Солнце и Луну. Золотой шпиль башни был обращен к солнцу, серебряный – к луне и т. д. Таким образом, начинающаяся от шпилей башни из Борсиппы небесная сфера и находящиеся на ней планеты обозначали уже обычную для нас сегодня семидневную неделю. И сейчас остатки этой башни возвышаются над равниной на 46 метров. Сообщения об этой великой стройке дошли до нас из преданий многих народов Земли. Об этой великой башне шумеры поют так в своем гимне: Цветущее капище, Экур, храм лазурный, из праха вознес он, Как гору высокую, на чистом месте его возвел… В Абзу могучее капище поставили тебе! В глуби горы, в темной кумирне чтить тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

По крайней мере, так назвал Шамполлион один из находящихся здесь бюстов с подписью: Иудамелех. Картина, к которой принадлежит этот бюст, представляет победоносный поход на Израильскую землю первого царя XXII династии Сусакима ( 3Цар.14:25 ). Впрочем, самый храм Карнакский построен фараонами XX династии веком раньше, чем храм Соломонов. 3 . Далее, храму Соломона исследователи давали вид ассирийского храма. Из новейших сочинений особенно сильно проводится соотношение иерусалимского храма с ассиро-вавилонскими в сочинении Сэйса: Assyria, its Priests and People, 1885. Пунктами соотношения указываются: террасовидное расположение храмов, разделение внешнего двора, внутреннего двора и святилища, деревянная обкладка каменных стен, жертвенник всесожжении и бассейн для омовений, называвшийся, как в Иерусалиме так и в Ассирии, морем, jam. Другой из новейших исследователей, Пайллу (Monographic du Temple de Salomon, 1885, стр. 226), между ассирийскими памятниками нашел основание для трёхэтажных построек и колоннад, которыми он окружил дворы Соломонова храма в своей реставрации (см. выше). Но для того, чтобы устанавливать сходство храмов, нужно руководствоваться не отдельными пунктами, имеющими между собою нечто общее, но цельным видом и характером храма. Вот как описывается ассирийский храм у Геродота (1:181): «Это – правильный четыреугольник двух стадий с каждой стороны 126 . Посредине его возвышается массивная башня одной стадии в длину и ширину, на этой башне возвышается вторая, на второй третья и т. д., так что всех башен, восемь. Каждая верхняя башня уже нижней, так что совокупность башен имеет вид высокой ступенчатой пирамиды. В самой верхней башне святилище, и в нем большая постель, богато украшенная, пред которою стоит золотой стол. Внизу в этом храме есть другое святилище, где большая статуя представляет сидящего Зевса. При этой статуе также большой золотой стол и трон. Вне этого святилища стоит золотой жертвенник и еще другой жертвенник, на котором закаляются жертвы». Напоминает ли это описание чем либо храм иерусалимский? Может быть, нам укажут на то, что длину и ширину башни храма Геродот определяет мерою одной стадии, точно так же, как Иосиф Флавий определяет размеры площади иерусалимского храма? Но и у Геродота и у Иосифа мера одной стадии длины и ширины не могла быть точною мерою, потому что греческая стадия не была на столько распространена ни в Палестине, ни в Вавилоне, и не имела такого священного значения, чтобы применительно к ней определялись размеры святилища его строителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Древние люди, говорится здесь, в своем злочестии и неуважении к богам задумали построить высочайшую башню ( τρσιν λβατον), которая ныне зовется Вавилоном. Но когда они довели ее до высоты, близкой к небу, боги бурей низвергли эту постройку. Этим руинам и дано имя Вавилона. Вместе с тем произошло смешение языков у людей, до того времени говоривших одной речью. Потом открылась война Сатурна с Титаном 1482 . Правда ученые, как Ренан и другие, до последнего времени скептически относились к этому сказанию, не находя подтверждения ему в памятниках Вавилона и Ассирии, и объясняли его влиянием на Бероза еврейских сказаний. Недостоверность Берозова свидетельства о существовании в Вавилоне такого предания основывали, по преимуществу, на том, что такое же сказание передается в так называемой «халдейской сивилле», которая по всей вероятности еврейского происхождения. Возникал вопрос, не взято ли и Берозом это известие из той же сивиллы, на которую ссылается Иосиф Флавий? 1483 Не вдаваясь в спорный и трудно разрешимый вопрос о влиянии евреев на халдеев в эпоху Бероза 1484 , мы можем заметить на это, что ныне в самых памятниках Вавилона находят подтверждение этому сказанию и следы уцелевших, хотя неясных, преданий об этом событии, очень близких к библейскому рассказу, если не совершенно тождественных с ним. Во времена Геродота в Вавилоне существовал знаменитый храм Бэла, возвышавшийся над всей местностью и устроенный этажами, на верхнем из которых, как после увидим подробнее, помещалось самое святилище бога 1485 . Храм этот назывался; «вечный дом». Он был построен в честь семи главных планетных богов, и с его башни производились астрономические наблюдения. Руины его остаются доныне, привлекая к себе внимание путешественников. Известный в библейской истории Навуходоносор, или, как он называется в надписях, Набу-кудурри-усур возобновил этот храм и украсил. Уже это одно обстоятельство, само по себе, вызывает на сопоставление библейского сказания о вавилонской башне с известиями об этой древней священной башне в столице Халдеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Храм каждого бога отличался особым цветом, так что величественная башня представляла собою ряд цветов: черный, белый, фиолетовый, голубой, красный, серебряный и золотой. Подобный план постройки не был неизвестен в древности, и в Хорсабаде напр. есть подобная же башня, от которой остаются следы четырех уступов. По описанию Геродота, башня Бирс-Нимруд стояла в ограде в 1200 квадр. футов и сама по себе имела в основе 606 кв. футов, а по свидетельству Страбона, – вышиной она была в одну стадию. Для подъема на вершину башни сделана была витая дорога кругом ее сторон, с местами для отдыха на середине пути, причем в самой верхней башне находился просторный храм с великолепно-меблированным помещением, в котором стояла кровать и рядом с ней золотой стол, приготовленный для Небо – того бога, которому посвящено было все здание. На кровати в этой комнате по ночам всегда спала жрица. В храме, на самом нижнем уступе, было золотое изображение Бела на золотом троне перед золотым столом, стоявшим на золотом полу; и другая золотая статуя бога в 24 фута вышиной стояла в храмовой ограде, пока обе они не увезены были Ксерксом. Сомнения главным образом возбуждаются тем обстоятельством, что подобное описание находится в видимом противоречии с более скромными размерами той великой башни, возобновленной Навуходоносором, которая, по-видимому, была тем же самым храмом Бела. В двух надписях рассказывается о том, что этот царь исправил и закончил «храм семи светил или планет земли», название, которое как раз соответствует описании башни Борзиппа, как она действительно и называется. Дотоле она оставалась неоконченною с незапамятной древности, – каковое обстоятельство служит поразительным подтверждением известного библейского повествования о недоконченной постройке вавилонской башни. Навуходоносор однако же говорит следующее в сделанной им надписи на башне: «один древний царь построил храм семи светил земли, башню Борзиппу вышиною в 84 фута, – но он не окончил ее, и много дней прошло с того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вероятно, наибольший интерес представляет объяснение взаимоотношений Иакова и Лавана. Лаван объявил Иакова своим наследником, однако впоследствии, когда у Лавана родились сыновья, положение Иакова стало ненадежным (Быт. 30:35) [ 9 ]. Иаков решил вернуться в Ханаан с нажитым им добром (Быт. 30:31; 31:12) и взял с собой, помимо прочего, домашних богов или терафимов дома Лавана. Согласно законам Нузи обладание этими идолами не только приносило удачу, но и являлось свидетельством семейного наследования. Нет ничего удивительного в том, что Лавана более всего взволновала утрата семейных терафимов, а не его дочерей, их мужей и скота [ 10 ]. Ветхозаветный взгляд на происхождение человека также может служить одним из свидетельств месопотамского происхождения патриархов. Истории Творения и Потопа, представленные в книге Бытия (Быт. 2:6-9) не имеют параллелей в египетской или хананейской литературе, что представляется весьма примечательным обстоятельством, особенно, если мы вспомним о том существенном влиянии, которое они оказали на религию и литературу Израиля. С другой стороны, мы не можем не обратить внимания на известный параллелизм соответствующих месопотамских и еврейских историй. Израиль не мог заимствовать эти концепции в ассирийский период (с IX по VII столетие до Р.Х.), поскольку ассирийцы были воинственным и малокультурным народом, или в период вавилонского плена (VI век до Р.Х.), поскольку наиболее существенным следствием плена стало растущее стремление израильтян отделить себя от их языческих покорителей. Наиболее обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой истории о творении, рае, потопе, Нимроде (Быт. 10:8) и вавилонской башне (Быт. 11) были принесены из Месопотамии самими патриархами. Так, рассказ о вавилонской башне, скорее всего, возник в пору процветания и славы самого Вавилона и его культовой башни или зиккурата, то есть, не позднее 1800-1600 г. до Р.Х., когда город был разрушен хеттами, хотя сам зиккурат мог быть возведен еще в XXIV столетии до Р.Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Что касается внешнего вида или формы этой огромной башни, то предположительно можно определить ее на основании формы известных нам ассиро-вавилонских архитектурных памятников. Мы упоминали уже о «возвышающейся уступами башне в Уре, построенной древним царем Уруком», и об «Иуриминанки, возвышающейся уступами башне в Борсиппе», построенной каким-то древним царем. Места достаточно характерные. Они указывают, напр., что башни вавилонские возводились не по прямой линии в высоту, а уступами, в форме двухсторонней лестницы, с громадными, конечно, ступенями, идущими от основания к вершине: такая башня представляла из себя как бы несколько поставленных одно на другое отдельных зданий, с квадратным или прямоугольным основанием, притом различной ширины, так что каждое верхнее здание быдо уже лежащего под ним 117 . Каждое такое здание представляло собой отдельный этаж башни. Число этажей, по свидетельству исторических памятников, доходило до семи 118 . Сама Иуриминанки, башня в Борсиппе, имела, вероятно, семь этажей: название её – в переводе «местопребывание семи отделений неба и земли» – означало, должно быть, то, что каждый из семи этажей этой башни был посвящен особой планете, так что в целом башня эта была как бы храмом семи планет. Башня, изображенная на барельефах ассирийских, имела пять этажей 119 , и т. д. Техническим словом для обозначения подобных многоэтажных башен было в ассиро-вавилонском языке zikurat 120 . Можно думать, что такой же zikurat была и башня, воздвигавшаяся новыми поселенцами Сеннаара: в пользу этого предположения может говорить и замечание Флавия о чрезмерной ширине вавилонской башни, необыкновенно высокой и, конечно, многоэтажной, нижний этаж которой, поддерживавший все верхние этажи, должен был быть, поэтому, очень широк. Сколько этажей предполагалось в ней и сколько их успели выстроить до постигшего строителей наказания Божия, – нельзя сказать. Теперь вопрос в том, какое назначение должна была иметь строящаяся вавилонская башня, с какой целью она воздвигалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Выше мы говорили о том, как можно рассказать о Вавилонской башне маленьким детям. А вот рассказ об этом же для подростков: «Глава 11-я, книги Бытия, где рассказывается история Вавилонской башни, находится, ребята, в противоречии с 10-й главой, о которой мы говорили раньше. В чем противоречие, кто заметил? Смотрите: 10-я глава многообразие племен и соответственно наречий на планете объясняет как один из аспектов замысла Божия о мире, как элемент красоты, разнообразности , мира… 11-я глава иначе. Здесь сказано, что люди первоначально говорили на одном языке и что после строительства Вавилонской башни, желая людей за эту башню наказать, Бог смешивает их языки. Действительно, две главы говорят, как кажется, о разном. Это потому, что, как доказали современные библеисты, эти главы принадлежат к совершенно разным литературным жанрам. Глава 10-я, как, кстати, и 1-я, относится к тому слою библейского повествования, который называются Жреческим (или Священническим) кодексом. Этот боговдохновенный автор, предположительно священник Иерусалимского храма, интересуется творением. Он описывает творение ради него самого. Это творение – прекрасно! Именно к нему следует обращаться, чтобы иметь представление о народах и языках , рассматриваемых как аспекты творения. Глава 11-я, (как, кстати, и 2-я и 3-я) принадлежит перу другого автора (вернее, другой священной традиции). Ученые называют этот слой повествования традицией Ягвиста (Бога здесь называют преимущественно – Ягве, что значит Сущий ). Эта традиция рассматривает Бога и Его святой народ в противопоставлении всему иноверному, языческому, бесовскому. Обе богословские традиции боговдохновенны и это даже замечательно, что на одну и ту же тему мы можем взглянуть под несколько разным углом зрения. Вспомним, о чем мы говорили раньше, мы с вами, ребята, уже встречались с таким полярным истолкованием одного и того же факта. Вот пример: рассказ о драме грехопадения, т.е. трагедии отпадения первых людей от Бога. Событие грехопадения описывается не как историческое повествование, но как притча, как символ.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-govorit...

Светлые тона, в которые окрашена снаружи венская «Башня», не должны сбивать нас с толку: его вторая, «малая», «Вавилонская башня» по колориту гораздо мрачнее, хотя и сюжет, и его символическое содержание здесь, очевидно, те же самые. Что касается «согласованного труда строителей», то согласованные действия больших масс людей у Брейгеля как раз обычно не приводят ни к чему хорошему, достаточно вспомнить толпы в «Несении креста» (см. Голгофа Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины ), дружно бегущие глазеть на голгофскую казнь. Массами людей может двигать страх перед властью, особенно когда эта власть жестока. Но даже и страх не обязателен: люди добровольно готовы на любое преступное дело, когда ими управляет тщеславие, когда они действуют в ослеплении (этот мотив ближе всего к сюжету о Вавилонской башне). Учитывая, что тема слепоты человека, точнее говоря, человечества в целом, — основная тема Брейгеля-философа, согласованный труд строителей не выглядит аргументом в пользу «положительного» понимания образа Вавилонской башни. Завершая, заметим, что для современников Брейгеля было вполне естественно, глядя на изображение какого-либо сюжета, видеть не только непосредственно изображаемый момент, но и представлять себе всю цепочку дальнейших, хорошо известных, событий. Вавилонская башня воспринималась в XVI веке именно как образ греха (вполне возможно, что семь относительно достроенных уровней башни указывают на семь смертных грехов, один из которых как раз гордыня), как проклятое место, над которым разразится Божий гнев. В книге Бытие нет ни слова о разрушении башни, но этот мотив пронизывает пророчества Исаии и Иеремии, и, например, нидерландский художник середины XVI века Корнелис Антонис красноречиво показывает именно подразумеваемый финал истории: его многоярусная башня на глазах зрителя разваливается на куски от вихря, сходящего с небес, в потоках которого мы видим летящее вниз ангельское войско, воплощение Божьего гнева. Как следует писать историю?

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

А вот сообщение интернет-издания «Лента.ру» : «На «Архстоянии-22» возведут самый большой арт-объект за всю историю фестиваля – 29-метровый «Мавзолей мечты» от звезды российской деревянной архитектуры Тотана Кузембаева… Проект Кузембаева создан при поддержке попечителя арт-парка Петра Авена». Какая «звезда», кто возвел в звёзды этого Кузембаева? Миллиардер Авен, который является «попечителем»? Ну а сама инсталляция – своеобразная Вавилонская башня, весьма символично для предназначения «новой культуры» и «современного искусства». Газета «Коммерсантъ» уточняет , башня сложена слоями из разных материалов – от костей животных до пластика и битого стекла. Венчает «Мавзолей мечты» оазис искусственных пальм. Также на «фестивале» откроется зона абсолютной беззаботности – «Аквариум» от Сергея Шеховцова, этот проект реализован при поддержке давних друзей и партнеров арт-парка «Никола-Ленивец». Ещё – музыкальные выступления, «сеновал любви», ну и так далее, всё, как в прошлом году. Отмечается, что изначально темой «Архстояния-2022» было «счастье». «А потом мир изменился, поэтому мы ставим в конце постулата о счастье знак вопроса – знак стремления к осознанности на пути к общей мечте», – отмечается в пресс-релизе. Ага, значит, до определенного момента для адептов «Архстояния» было счастье, а теперь, наверное, после начала освободительного похода Русской армии на Украину, нужно ставить знак вопроса – осталось ли счастье? Нет сомнения, что и в этом году будут пытаться показывать на всю страну эту срамоту в репортажах самых центральных каналов телевидения, приучать «дорогих россиян» к высоте «новой культуры», подменять истинную культуру этим дешёвым суррогатом и откровенной пошлостью. О других нынешних «культурных» явлениях в Калужской области по продвижению «новой культуры» повествовал в прошлом материале «Косплей Калуге» . Кстати, тот же Владислав Сурков, презентуя «Дом новой культуры» в Калуге в 2013 году, без обиняков называл его «домом меньшинств». А вот в указанном выше сообщении ТАСС об одном из мероприятий на «Архстоянии-22» в Никола-Ленивце 29-31 июля говорится: « " Представьте, что вы попадаете на свадьбу, но кто жених и невеста, не понятно… Как вы тут оказались и куда вас приведёт этот пир за счастье молодых – загадка " , – анонсирует пресс-служба («Архстояния-22») спектакль-концерт на четвертой сцене. Перформанс на основе сюрреалистического мини-фестиваля " Свадьба " пройдет на танцполе Leveldva Chillrave. Проект придумала команда " Никола-Ленивца " и Leveldva». Неизвестно, что там в этом сюжете спектакля-концерта, но наводит на смутные предположения в свете давнишних слов Суркова о меньшинствах и вообще тяги преставителей «новой культуры» в сторону ЛГБТ. Не пропаганда ли «небинарной гендерной идентичности»?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/va...

I. Высокий интерес открытий Г. Смита, прежде всего, состоит в том, что они неожиданно проливают новый свет на древнейшую историю человечества и тем способствуют образованию более верных представлений о глубокой древности. А это имеет важное значение и для понимания Библии . Как недалеко ушло от нас ещё то время, когда велись горячие споры о существовании у Греков письмен во времена Гомера и когда некоторые с уверенностью высказывали, что не только евреи, но и вообще семиты начали употреблять письмена не ранее Х века до христианской эры. Исследования финикийских и египетских памятников устранили уже это заблуждение первой четверти нынешнего столетия, а прочтённые Смитом глиняные книги из библиотеки ассирийских царей указывают теперь не только на знакомство семитов в глубокой древности с письменным искусством, но и на существование у них разнообразной литературы в собственном значении этого слова, чего и не ожидали от столь отдалённых времён. К древнейшим произведениям вавилонско-ассирийской письменности Смит относит следующие открытые доселе памятники, которым усвояет он общее название „сказаний бытия”. 1) Обширное сказание о происхождении мира, создании животных и человека, о падении человека и борьба между богами и силами злого существа. 2) Другое сказание о творении, теснее примыкающее к сказанию Бероза. 3) Двух-язычную (на аккадском и ассирийском языках) легенду о семи злых духах, которая составляет, по-видимому, часть третьего сказания о творении. 4) Легенду о нисхождении богини Истар (греч. Венеры) в преисподнюю и возвращении отсюда. 5) Легенду о грехе бога Цю, оскорбившем Илу, отца богов. 6) Пять дощечек о деяниях Диббара, бога моровой язвы. 7) Легенду о боге Сартурда, превратившемся в птицу. 8) Легенду о мудреце, задавшем загадку богам. 9) Легенду о добродетельном Атарпи и греховной испорченности мира. 10) Легенду о вавилонской башне и рассеянии. 11) Басню об орле и Etana. 12) Басню о воле и лошади. 13) Басню о лисице. 14) Легенду о Sinuri. 15) Сказание об Издубаре; двенадцать дощечек, заключающих в себе сказание об Издубаре и потопе, и

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010